4. Байкова Л. А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: моногр. 2-е изд., испр. и доп. Рязань: Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, 2004. 287 с.
5. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. № 5. С. 3-10.
6. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 272 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 225 с.
9. Ломов Б. Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода // Психол. журнал. 1987. Т. 2, № 1. С. 3-17.
10. Николаева М. В. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: моногр. Волгоград: Перемена, 2006. 356 с.
11. Рогова Р. М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: Ин-т развития личности РАО, 1996. 144 с.
12. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: МАГИСТР, 1997. 224 с.
УДК 316.334:37
Н. Б. Титова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РЕФОРМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реформирования системы среднего школьного образования с точки зрения непосредственных участников этого процесса - школьных учителей. Опрос осуществлялся методом экспертного интервью. Учителя подвели предварительные итоги реформирования с позиций анализа позитивных и негативных изменений, происшедших в сферах оптимизации учебного процесса, взаимоотношений субъектов образования, изменения положения учителей.
Ключевые слова: образовательная политика, модернизация, компетенции, воспитание, обучение.
Abstract. The paper presents school teachers' opinion on the problems of reforming secondary education. The research is based on the interview data. Preliminary
results include both positive and negative changes in optimization of teaching, relations of teachers and students, teacher's repositioning.
Index terms: еducational policy, modernization, competencies, upbringing, teaching.
Проблема целесообразности школьной реформы все чаще обсуждается в последнее время и профессиональным сообществом, и учеными, и экономистами, и политиками. Все согласны с тем, что изменения необходимы, но представления относительно того, как и что менять, расходятся, в то время как качество школьного образования ухудшается.
Наша статья посвящена анализу мнений о модернизации среднего школьного образования. Исследование проводилось методом экспертного интервью. Экспертами выступили 15 школьных учителей нескольких средних школ г. Екатеринбурга, со стажем работы от 20 до 40 лет, имеющих высшее образование. Среди них были два представителя школьной администрации - директор и завуч начальной школы; преподаватели гуманитарных дисциплин - истории, обществознания, русского языка и литературы, а также один учитель начальных классов. Мы проанализировали их мнения относительно тех изменений - позитивных и негативных, что произошли в школе с 2001 г. На наш взгляд, рассматриваемая проблема актуальна еще и потому, что взаимосвязь качества школьного и вузовского образования очевидна. Однако автору статьи все чаще приходится встречаться с тем, что уровень компетенций студентов, бывших школьников, становится все ниже. Если школьная реформа изначально была направлена на улучшение качества образования, то в чем причины обратного эффекта?
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., где указываются приоритеты образовательной политики, отмечается, что для повышения качества образования государство гарантирует следующее:
• обучение на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
• обучение в условиях, обеспечивающих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
• переход к введению единого государственного экзамена, осуществляемый на основе результатов эксперимента, с целью повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования [2, с. 9].
Для обеспечения указанных гарантий предлагается принять ряд мер, способствующих достижению следующих условий:
• сделать воспитание приоритетным направлением сферы образования;
• разработать и ввести в действие государственные стандарты общего и вариативного образования;
• провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся за счет разгрузки общего образования, использования эффективных методик обучения, личностно-ориентированного подхода к учащимся, профилизации обучения;
• усилить роль дисциплин, способствующих успешной социализации учащихся, - экономики, истории, права, русского и иностранных языков, обеспечить компьютерную грамотность;
• обеспечить знание выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка [2, с. 12-14].
Исходя из этого, для анализа современной ситуации в сфере реформирования средней школы мы выделили несколько блоков. Рассмотрим их подробнее.
Организация учебного процесса.. В данный блок входят такие элементы, как обеспеченность школ педагогическими кадрами, наличие современного технического оснащения и библиотеки, отвечающей всем современным требованиям, включая полные комплекты учебников по всем дисциплинам с 1-го по 11-й класс. Важным элементом организации учебного процесса является осуществление разгрузки учащихся за счет интенсивных методов обучения (интерактивных, инновационных методик).
Содержание учебного процесса. Элементами этого блока являются качество содержания учебных программ (госстандарт), качество содержания учебников, возможность введения дополнительных образовательных услуг, усиление роли социализирующих дисциплин: истории, общест-вознания, русского и иностранных языков, экономики, информатики при сохранении достаточного уровня естественнонаучного знания.
Автор обращает внимание читателей на тот факт, что в тексте Концепции, где говорится о роли в процессе социализации некоторых дисциплин, не упоминается такой предмет, как литература. И это несмотря на то, что известные деятели мировой культуры всегда отмечали огромное воспитательное, социализирующее значение этой сферы знания.
Методический уровень учебного процесса. Сюда мы включаем следующие элементы: наличие в продаже качественной современной литературы для учителей, существование своевременных курсов повышения квалификации (по содержанию дисциплины и методике обучения), наличие дифференциации и индивидуализации обучения учащихся.
Мониторинг качества образовательного процесса. Нас интересует, насколько изменились способы повседневного контроля качества знаний, а также мнения относительно единого государственного экзамена.
Взаимоотношения между субъектами образовательного процесса.. Элементами этого блока являются следующие проблемы: взаимосвязь процессов воспитания и обучения, наличие защиты прав всех субъектов образовательного процесса, гуманизация форм взаимодействия между учителями и учениками, потребность в профессиональных психологах и юристах в школе.
Изменения в положении учителей.. Обращаясь к этому блоку, мы рассматриваем проблему материальной обеспеченности педагогов, а также степень их занятости (определяемую школьной и внешкольной работой).
Все опрошенные эксперты отметили, что педагогических кадров в школе катастрофически не хватает, молодежь не идет работать в школу, поскольку не удовлетворена низкой оплатой труда и ощущает свою социальную незащищенность. Эксперт - директор школы - отметил, что ситуацию не спасают даже социальные льготы (20 тысяч подъемных, присвоение первой категории сразу после окончания университета без предварительной аттестации). Следствием является старение преподавательского состава, средний возраст которого равен 45-50 годам. Эксперты выражают обеспокоенность тем, что если ситуация не изменится, то неизбежно прервется преемственность поколений. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как качество теоретических знаний и методической подготовки выпускников педагогических вузов неуклонно падает. Уходит в прошлое уникальный опыт старшего поколения учителей.
Как позитивный момент реформирования было отмечено техническое переоснащение школ, появление в них современных компьютерных классов с выходом в Интернет, интерактивных досок. Педагоги особо подчеркивают значимость подключения школ к сети Интернет, что дает возможность выхода школьника в большой мир, тем более что персональные компьютеры есть далеко не у всех учащихся.
Что касается школьных библиотек, то был отмечен высокий уровень их обеспеченности в образовательном учреждении (ОУ) повышенного статуса, где есть все необходимое для поддержки учебного процесса, хотя проблема приобретения литературы, художественной и учебной, здесь во многом решается за счет родителей. Иная ситуация в обычных средних школах, где даже учебники по основным дисциплинам лишь на 70% предоставляются бесплатно. В результате перед учителями встает задача регулирования межличностных конфликтов с участием родителей, недоумевающих по поводу того, что у одних учебники платные, другие же получают их бесплатно. Говоря о художественной литературе, эксперты вспоминают опыт своих школ, где родители учащихся с 1-го по 10-й класс собирают деньги для пополнения школьного библиотечного фонда, посколь-
ку старые фонды в таком состоянии, что пользоваться ими уже затруднительно из-за крайней ветхости.
Безусловно, позитивным явлением опрошенные называют возможность использования разнообразных инновационных методик, способствующих переходу от экстенсивных методов обучения к интенсивным. Чаще всего в образовательном процессе применяются игровые, поисковые технологии, дискуссии, реже - информационные технологии.
Анализируя содержание учебного процесса, абсолютно все специалисты отметили несогласованность учебных программ с содержанием учебников и ЕГЭ. Директор школы подчеркнула, что особенно печальна ситуация с гуманитарными дисциплинами, прежде всего историей. В целом учителя негативно относятся к изменениям в этой сфере. Так, в первой половине 1990-х гг. часов, отведенных на изучение русского языка, литературы и истории, было больше. Распространившиеся в настоящее время тестовые способы контроля знаний, в том числе ЕГЭ, приводят к тому, что школьники не имеют возможности научиться правописанию и умению анализировать текст. Помимо этих недостатков эксперты указывают на нестабильность учебных программ, их низкое качество. Все преподаватели истории отмечают безусловный вред, который несет в себе переход с линейной системы изучения дисциплины на концентрическую. С одной стороны, учащиеся 8-9-х классов не в состоянии в полной мере понять всю сложность экономических и социально-политических процессов, происходивших в России и Европе в Х1Х-ХХ вв. С другой стороны, в 10-м классе, когда интерес к истории XX в. наиболее высок, школьники вынуждены вновь начинать изучение истории с Древней Руси, что существенно снижает мотивацию познавательной деятельности.
Позитивным явлением эксперты считают возможность выбора учебной литературы. Эксперт, работающий в начальной школе, отмечает, что содержание учебников стало богаче, однако методическое обеспечение оставляет желать лучшего. Учителя старших классов считают большим недостатком современных учебников академичность стиля, описательный характер текста, несогласованность образовательного стандарта с содержанием учебника. Эксперты называют продуктивной уже испытанную систему, при которой авторов учебника двое: теоретик и методист, знающий специфику возрастной психологии.
Вопрос, связанный с деятельностью кружков и факультативов, вызвал противоречивую реакцию экспертов. С одной стороны, они рассказывают о том, как активно работают кружки и факультативы у них в школе, с другой - негативно оценивают прекращение бюджетного финансирования дополнительного образования в школах с января 2009 г. Во
всех школах, кроме ОУ повышенного статуса, бесплатные кружки пришлось закрыть. Уменьшение доли дополнительных образовательных услуг, безусловно, отразится на качестве воспитательной работы. Особенно резкую критику вызвало решение прекратить бюджетное финансирование группы продленного дня для учащихся начальной школы. Учителей беспокоит, что в результате учащиеся 1-4-х классов после уроков будут предоставлены сами себе, что небезопасно для их жизни и здоровья.
Абсолютно формальным считают эксперты усиление значимости социализирующих дисциплин. Так, например, в начальной школе, сократив количество часов на русский язык, вводят дисциплину «Детская риторика». Более того, практически по всем социализирующим предметам (кроме иностранного языка и информатики) сократили количество часов на их изучение. Что касается иностранного языка, то эксперты отмечают невысокое качество обучения предмету. Если не принимать во внимание уменьшение количества часов на изучение дисциплин в целом, каких-либо изменений не наблюдается.
Методический уровень обеспечения педагогов эксперты оценивают неоднозначно, их мнения разделились. Например, историки полагают, что качество методических пособий крайне низкое: по сути, методик нет. Пособия включают лишь перечисление дополнительных фактов и их толкование; впрочем, есть интересные пособия, представляющие инновационные технологии, и неплохие задачники для учащихся, которые можно использовать на уроках. Учителя русского языка и литературы говорят о неоднородном качестве методических пособий, кроме того, они замечают, что за всей выпускаемой литературой уследить невозможно. Все эксперты считают, что для начинающих учителей методической литературы очень мало. Существует и проблема курсов повышения квалификации. Поскольку бесплатные курсы практически отсутствуют, повышение квалификации учителем оплачивает школа. Эксперты из гимназии отметили, что материальные возможности оплаты таких курсов у их учебного заведения есть, однако учителя настолько перегружены, что не имеют ни времени, ни сил для их посещения. Обычные же средние школы не способны финансировать обучение специалистов.
Особенно бурную реакцию вызвал вопрос о целесообразности повсеместного введения ЕГЭ. В своем мнении эксперты разделились на три группы. Большинство учителей воспринимают нововведение негативно и видят во введении обязательного тестирования угрозу формированию самостоятельного мышления, речи, личностному подходу. Принудительное тестирование нарушает права личности. Педагоги полагают, что «натаскивать» на ЕГЭ смогут только те родители, кто имеет возможности на-
нять репетитора для своего ребенка, а значит, нарушаются гарантии равного доступа к качественному высшему образованию. Эксперт, которым является директор школы, отметил, что поскольку содержание ЕГЭ по всем предметам не совпадает с образовательным стандартом, самостоятельно подготовиться к тестированию невозможно, а следовательно, неизбежны материальные затраты на подготовку к нему. Вторая группа экспертов уверена, что такой экзамен прекратит доступ к переписыванию и исправлению экзаменационных работ, но у педагогов появляется другая возможность: помогать учащимся отвечать на вопросы ЕГЭ. Эксперты, составившие третью группу, полагают, что система сама себя уравновесит. По мере того как качество образования будет падать, уровень требовательности к компетенциям, которые и контролирует ЕГЭ, продолжит снижаться, пока не пропадет смысл самого тестирования. В этом случае проще будет передать проблему адаптации выпускника к экзамену на откуп школе. Интересно, что такой вариант развития событий прогнозируют как эксперты из гимназии, так и из школ.
В сфере повседневного контроля ничего существенно не изменилось, его формы остались прежними.
Следующий интересовавший нас вопрос - насколько эффективно функционирует система защиты прав всех субъектов образовательного процесса. Эксперты отмечают, что в современной школе не защищены все субъекты образовательного процесса: ученики от произвола учителей, педагоги от агрессии учащихся. Кроме того, при новой системе оплаты труда усиливается зависимость педагогов от администрации школы. Не защищены и авторские права. Типична ситуация, когда районная администрация образования или служащие Института развития реоионального образования используют авторские программы или разработки школьных учителей, чей труд при этом не представлен в собственных публикациях и не оплачен, причем вопросы заимствования идей и авторства разработок не ставятся.
Проблема защищенности прав субъектов образования тесно связана с проблемой гуманизации взаимоотношений двух основных участников образовательного процесса - учителей и учащихся. Повлияла ли реформа образования на эти отношения? Абсолютно все эксперты заявили, что гуманистические формы взаимодействия не привились в нашей школе, скорее наоборот, отношения становятся все более жесткими и сложными. К сожалению, отсутствуют (или прослеживаются очень слабо) взаимосвязи между обучением и воспитанием, а значит, ребенок получает неполноценное образование. Причин тому несколько. С одной стороны, с точки зрения учителей, школьники под влиянием социализирующих средств
массовой информации становятся все более агрессивными и этот процесс накладывается на возрастную подростковую бескомпромиссность, жестокость, максимализм. С другой стороны, имеет место непонимание учителями своих учеников, во многом связанное с разрывом между поколениями, их ценностями, нормами. Как субъекты образовательного процесса в школе встречаются поколения советского и постсоветского периодов. Более того, в условиях дегуманизации окружающей социальной среды отношения между подростками становятся более конфликтными и жестокими. В этих условиях, подчеркивают эксперты, возникает потребность в профессиональной психологической и правовой помощи. Однако с января 2009 г. ставки этих специалистов сокращены. Одновременно и психолога, и юриста могут себе позволить только гимназии, где их услуги оплачиваются родителями.
Как оценивают эксперты изменения в положении учителей? Г. Е. Зборовский отмечает, что одна из наиболее актуальных проблем образа жизни учителей школы - острый дефицит свободного времени. По его данным, в будние дни у учителя свободного времени в 2 раза меньше, чем в среднем у представителей других профессий [1, с. 244]. В настоящее время на работу, связанную с профессией, в школе и вне ее в будний день у педагога уходит в среднем до 9-10 часов.
Что касается материального положения учительства, то оно несколько раз менялось с 2001 г.: от повышения заработной платы до весьма противоречивой ситуации с оплатой в настоящее время. Поскольку в новой системе оплаты финансирование зависит от количества учащихся, в тех школах, где оно составляет от 25 человек и больше, ситуация с оплатой не изменилась, но там, где оно меньше, учителям снизили зарплату. Эксперты указывают на несправедливость такой системы, поскольку длительность подготовки к уроку не связана с названным показателем. Необходимо также учитывать, что с января 2009 г. были ликвидированы все дополнительные бюджетные ставки (кружки, факультативы, дополнительные занятия, группы продленного дня), что не могло не отразиться на материальном положении учителей.
И наконец, экспертам был задан вопрос: «Что бы Вы предложили для реформирования средней школы?». Спектр предложенных мер достаточно широк: отменить ЕГЭ, пересмотреть образовательные стандарты, увеличить количество часов на изучение отдельных дисциплин. Интересно мнение эксперта из гимназии, которая предлагает отменить профильное обучение. Мотивация следующая: учащиеся гуманитарных классов получают неполноценное естественнонаучное и математическое образование, а математики и естественники - неполноценное гуманитарное, по-
скольку большую часть времени тратят на профильные предметы, экономя его за счет непрофильных. Предлагалось также вернуть систему обязательного распределения молодых специалистов, т. е. вновь обратиться к наставничеству со стороны работающих после пенсии педагогов-ста-жистов, выделив часть ставки для оплаты их труда. Все педагоги единодушно заявили, что реформы должны проводить люди, знающие школу изнутри и понимающие ее. В процессе реформирования необходимо проводить периодические консультации с субъектами образовательного процесса. И, разумеется, говорилось о достойной оплате педагогического труда, социальной рекламе, позитивно освещающей профессию педагога.
В целом необходимо отметить, что эксперты как специалисты понимают необходимость реформирования школьного образования, однако считают, что реформы, проводимые с 2001 г., не привели к позитивным результатам, в том числе и потому, что осуществлялись без согласования и консультирования с педагогическим сообществом.
Литература
1. Зборовский Г. А., Шуклина Е. А. Социология образования: учеб. пособие. М.: Гардарики. 2005. 383 с.
2. О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года // Бюл. М-ва образования Российской Федерации. Высш. и проф. образование. М.; Моск. лицей. 2002. № 2. С. 3-31.