УДК 902/904
ЧАШПШШЖЖ
Е.Л. Лычагина,
Пермский государственный
гуманитарно-педагогический
университет
Е.Н. Митрошин,
Пермский научный центр УрО РАН
Чашкинское озеро является старичным образованием левобережья р. Камы. На левом берегу Чашкинского озера известно 5 памятников эпохи мезолита. Это стоянки Чашкинское Озеро V, Чашкинское Озеро X, Чашкинское Озеро XI, Запоселье, мезолитический комплекс поселения Запоселье.
В статье рассматриваются результаты исследований, проведенных в 20142016 гг. на стоянках Чашкинское Озеро X и Чашкинское Озеро XI. Оба памятника открыты в ходе археологической разведки Е.Н. Митрошина в 2014 г.
На стоянке Чашкинское Озеро X в 2015 г. был разбит шурф, который дал представительную коллекцию (153 экз.) отходов производства каменных орудий труда. Раскопки 2016 г. подтвердили правомерность отнесения памятника к кремнеобрабатывающей мастерской.
На стоянке Чашкинское Озеро XI была проведена шурфовка в 2015 г., в ходе которой было обнаружено 38 изделий из камня. В результате трассологического анализа коллекции было выделено 40 рабочих поверхностей (лезвий). Ведущую группу орудий составили ножи для разделки мяса (рыбы) и резчики по кости. В раскопе 2016 г., площадью 16 м2, было обнаружено 272 изделия из камня. Предварительный анализ позволяет отнести памятник к кратковременной стоянке охотников.
Исследования 2014-2016 гг. позволили выявить два новых типа стоянок: кремнеобрабатывающую мастерскую и кратковременную стоянку охотников.
Ключевые слова: мезолит, Чашкинское озеро, кратковременная стоянка, пластины, отщепы, радиоуглеродный анализ, спорово-пыльцевой анализ.
Чашкинское озеро является старичным образованием левобережья р. Камы. В административном отношении оно находится в пределах пригорода г. Березни-
ки и Соликамского района Пермского края. Первоначальное освоение Чашкинского микрорегиона происходило в эпоху мезолита, когда сформировались голоце-
* Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РГНФ (проект № 15-11-59001а/У, 16-11 -59601е/У).
новые ландшафты. Проведение палеору-словых исследований в районе современного Чашкинского озера - изучение рисунка первичного рельефа поймы и 1-й надпойменной террасы, а также их строения, позволили отнести время появления мезолитических памятников ко времени существования 7-й пойменной генерации [2, с. 83].
На сегодняшний день на левом берегу Чашкинского озера известно 5 памятников эпохи мезолита (рис. 1). Это стоянки Чашкинское Озеро V, Чашкинское Озеро X, Чашкинское Озеро XI, Запоселье, мезолитический комплекс поселения Запоселье. Особый интерес вызывают стоянки Чашкинское Озеро X и Чашкинское Озеро XI, открытые в ходе разведочных работ 2014 г. [3]. Результаты шурфовки, проведенной в 2015 г., и данные радиоуглеродного анализа подтвердили мезолитический возраст обоих памятников [4].
Стоянка Чашкинское Озеро X находится в 12,5 км к северо-западу от центра
г. Березники Пермского края, в его пригородной зоне, в 3,7 км к юго-западу от
д. Чашкино Соликамского района Пермского края, на мысу, образовавшемся в результате впадения в озеро безымянного ручья [5, с. 119].
Памятник был открыт Е.Н. Митроши-ным в 2014 г. в ходе проведения археологической разведки по восточному берегу озера [3]. Им же была проведена шурфов-ка памятника в 2015 г., которая показала его перспективность для исследований [4]. Шурф был разбит в центральной, наиболее высокой части памятника. При разборе шурфа был собран уголь для радиоуглеродного анализа. Полученная дата подтвердила мезолитический возраст памятника (8000±200 ВР, Le-10792).
Коллекция каменного инвентаря, найденного в шурфе, состоит из 153 предме-
Рис. 1. Схема расположения мезолитических памятников на восточном берегу Чашкинского озера: 1 - стоянка Запоселье, 2 - поселение Запоселье, 3 - стоянка Чашкинское Озеро X, 4 - стоянка Чашкинское Озеро V, 5 - стоянка Чашкинское Озеро XI
тов: из них: мелкие отщепы - 80 экз., от-щепы средних размеров - 3 экз., мелкие пластинчатые отщепы - 14 экз., средние пластины - 1 экз., мелкие пластины -4 экз., микропластинки - 2 экз., нуклевид-ные осколки - 8 экз., чешуйки - 14 экз., краевые сколы, случайные осколки -26 экз., гальки и их фрагменты - 2 экз. Предметов со следами вторичной обработки не обнаружено [1, с. 70].
Большинство изделий изготовлены из кремня разных оттенков. В половине случаев использовался бежевый кремень (78 экз. / 51%). Остальные каменные артефакты изготовлены из окремнелого известняка (21 экз. / 14%), сургучного (17 экз. / 11%), серого (14 экз. / 9%) и коричневого кремня (13 экз. / 8,5%).
По нашим предположениям, в результате шурфовки была задета часть производственной площадки, на которой происходило первичное расщепление материала. В пользу этого может говорить найденный материал, который можно отнести к отходам производства.
В июле 2016 г. на стоянке были проведены археологические раскопки под руководством Е.Л. Лычагиной. Раскоп площадью 72 м2. был разбит в центральной, наиболее высокой части памятника, вокруг шурфа 2015 г. В ходе работ удалось зафиксировать остатки производственных площадок, на которых происходило расщепление кремня. Их маркировали скопления отходов производства - чешуек, мелких отщепов, технических сколов и остаточных нуклеусов, углубления культурного слоя, имевшего чуть более темную окрашенность, чем основной культурный слой. Нами были отобраны органогенный материал для радиоуглеродного датирования и палинологическая колонка.
В результате работ 2016 г. найдено более 3000 изделий из камня. Подавляющее большинство было отнесено к отходам производства. Встречается практически все: от крупных первичных сколов и нуклеусов, в основном конической и каран-дашевидной формы, до микропластин (рис. 2).
Но наибольший интерес и сложности в исследовании вызвал объект, который получил название «яма № 1». Он был зафиксирован на уровне 0,5 м от современной поверхности в СЗ углу раскопа. Объект имел подчетырехугольную форму, размеры 0,6-0,9^0,9 м, его очертания уходили в северную стенку раскопа. Заполнение объекта составил слой серо-коричневой супеси с углистыми вкраплениями. На расстоянии 0,4-0,6 м от него фиксировалась углистая «канавка» шириной 0,2-0,3 м, очертания которой уходили в северную и западную стенки раскопа. Однако в ходе разбора «канавки» выяснилось, что она является частью ямы № 1 - ее границами. Отделявший ее от ямы № 1 слой светло-коричневой супеси с ортзандами, возможно, оказался в яме в результате сползания части грунта в искусственную западину. Поэтому в дальнейшем яма № 1 и «канавка» исследовались одновременно как один объект подо-вальной формы размером 1,5-1,6*2,3 м, уходящий в северную и западную стенку раскопа.
Из углистого заполнения «канавки» с глубины 0,5-0,6 м от современной поверхности был взят органогенный материал для проведения радиоуглеродного анализа.
В ходе разбора ямы № 1 выяснилось, что слой светло-коричневой супеси с ортзандами, который практически не содержал находок, продолжался до уровня 0,7 м от современной поверхности. Ниже шел слой темно-коричневой супеси с углистыми вкраплениями, большим количеством чешуек, мелких отщепов и пластинок. В центральной части ямы на уровне 0,75-0,9 м от современной поверхности было зафиксировано углистое пятно эсо-видной формы размером 0,2-0,3*0,7 м, из которого был взят материал на радиоуглеродный анализ (рис. 3, а).
На уровне 1,0 м от современной поверхности при зачистке ямы № 1 были зафиксированы очертания угла какой-то постройки, ориентированной по линии СЗ-ЮВ (см. рис. 3, а). Находки на этом уров-
не встречались реже и более рассеянно -как в районе углистого пятна, так и вне его. При этом они тяготели к восточной и северо-восточной границе ямы.
На уровне 1,3 м от современной поверхности основным заполнением ямы стал слой серо-коричневой супеси, в котором в большом количестве встречались чешуйки (особенно в западной части ямы) (рис. 3, в-г).
Окончательные очертания объекта были зафиксированы на уровне 1,5 м от современной поверхности (рис. 3, б). Конструкция имела подпрямоугольную форму, размеры 1,9*1,4 м и была ориентирована по линии СЗ-ЮВ. На СВ и ЮЗ углу конструкции фиксировались столбовые ямки диаметром 15-20 см. От СВ столбовой ямки к северной стенке раскопа шла неглубокая углистая полоса шириной до 0,1 м, мощностью до 0,05 м. Органогенный материал был взят для проведения радиоуглеродного анализа. В 0,8 м к СЗ от ЮЗ столбовой ямки были зафиксированы еще 2 столбовые ямки диаметром 15 см, которые отделялись друг от друга такой же углистой полосой, идущей от ЮЗ ямки. Пол постройки фиксировался на уровне 1,6 м от современной поверхности. Основными находками на границе с материком были крупные отщепы.
Полагаем, что нам удалось зафиксировать угол какого-то сооружения мезолитического времени. Функцию этого объекта можно будет понять при его дальнейшем изучении.
На основе первоначального анализа каменного инвентаря, его сырьевой однородности, небольших размеров самих изделий, полученной радиоуглеродной даты и следов предположительного сооружения можно сказать, что памятник относится к кремнеобрабатывающей мастерской.
Стоянка Чашкинское Озеро XI расположена на надпойменной террасе, высота 11 м, в лесном массиве в отдалении от берега озера, что отличает ее от других мезолитических памятников микрорегиона [5, с. 120].
Рис. 3. Стоянка Чашкинское Озеро X. Яма № 1: а) очертания на уровне 1 м от современной поверхности; б) очертания на уровне 1,5 м от современной поверхности; в) профиль северной стенки С-Т/3; г) профиль западной стенки С/4-3
В ходе шурфовки памятника в 2015 г. в одном из шурфов было найдено 38 предметов из камня. Большинство изделий изготовлены из кремня разных оттенков. Основную категорию предметов со-
ставили пластины шириной до 15 мм (81,5%), остальные изделия представлены чешуйками и мелкими отщепами (рис. 4). Из них к предметам со следами вторичной обработки отнесены 3 экз.: пластины
с ретушью (2 резчика) и 1 миниатюрный наконечник стрелы с листовидным пером и чуть намеченным черешком, оформленным с брюшка (рис. 4, 3).
В результате трассологического анализа коллекции было выделено 40 рабочих поверхностей (лезвий). Ведущую группу орудий составили ножи для разделки мяса (рыбы) (19 экз. / 47,5%), во вторую по численности группу орудий вошли резчики по кости (7 экз. / 17,5%), в третью - проколки по шкуре (6 экз. / 15%). Единичными экземплярами представлены резчик по дереву, резчик-скобель по кости, строгальные ножи по дереву и кости, и пилка по кости (рис. 5) [5, с. 120].
Исследования памятника были продолжены в 2016 г. Был заложен раскоп 16 м2, который прилегал к шурфу 2015 г. В результате работ было найдено 272 каменных изделия, которые располагались в северной части раскопа в виде скопления площадью 3 м2.
Характерной чертой каменного инвентаря памятника является использование кремня разных оттенков (серый, коричневый, сургучный и др.) в качестве основного сырья. Орудия представлены фрагментами микро- и мелких пластин с частичной краевой ретушью, угловыми резцами, резчиками на пластинах. Отходов произ-
водства в раскопе практически нет, в основном они представлены чешуйками.
Полагаем, что найти столь представительную коллекцию каменного инвентаря нам удалось благодаря полному просеиванию грунта. Трасологический анализ материалов 2016 г. еще не проводился, однако на основании трасологического анализа материалов 2015 г. и типологического анализа материалов 2016 г. можно утверждать, что памятник относится к кратковременной стоянке охотников.
Необходимо также отметить, что в ходе работ 2015-2016 гг. был собран уголь для радиоуглеродного датирования и отобраны образцы для спорово-пыльцевого анализа, которые позволят реконструировать природные условия, в которых обитал человек того времени.
Таким образом, исследования мезолитических памятников на восточном берегу Чашкинского озера, проведенные в 2014-2016 гг., позволили выявить два новых типа стоянок: кремнеобрабатываю-щую мастерскую и кратковременную стоянку охотников. Это существенно расширило наши представления о мезолите региона. Однако для проведения широких реконструкций имеющейся информации явно не достаточно.
Для выяснения вопросов происхождения, времени существования и хозяйствен-
Б
Рис. 5. Кромки рабочих лезвий: 1 - мясной нож; 2 - пилка по кости. Увеличение: А - х100; Б - х200
ных занятий населения региона в эпоху мезолита необходимо проведение новых археологических исследований с дальнейшим привлечением палеоэкологов и специалистов по радиоуглеродному датирова-
нию. Помимо этого, необходимо комплексное исследование всего имеющегося каменного инвентаря (проведение технологического, типологического, трасологи-ческого, пространственного анализа).
Библиографический список
1. Лычагина Е.Л., Митрошин Е.Н. Мезолитические памятники Чашкинского микрорегиона // Археологическое наследие Урала: от первых открытий к фундаментальному научному знанию (XX Уральское археологическое совещание): Материалы всерос. науч. конф. с междунар. участием. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. - С. 68-72.
2. Лычагина Е.Л., Чернов А.В., Зарецкая Н.Е., Лаптева Е.Г., Трофимова С.С. Чашкинское озеро и древний человек в голоцене // Неолитические культуры Восточной Европы: хронология, палеоэкология, традиции: Материалы междунар. науч. конф. - СПб., 2015. - С. 83-89.
3. Митрошин Е.Н. Отчет об археологической разведке по восточному берегу оз. Чашкинское в пригородной зоне г. Березники Пермского края в 2014 году. Архив ЛАЭИ ПГГПУ.
4. Митрошин Е.Н. Отчет об археологической разведке по восточному берегу оз. Чашкинское в пригородной зоне г. Березники Пермского края в 2015 году. Архив ЛАЭИ ПГГПУ.
5. Митрошин Е.Н., Лычагина Е.Л., Батуева Н.С., Демаков Д.А. Предварительные итоги изучения раннеголоценовых памятников, расположенных на восточном берегу Чашкинского озера // Экология древних и традиционных обществ: материалы V Междунар. науч. конф. - Тюмень: ТГУ, 2016. - Вып. 5. Ч. 2. - С. 117-121.
PRELIMINARY RESULTS OF THE STUDY OF THE MESILITHIC SITES LOCATED ON THE EASTERN SHORE OF LAKE CHASHKINSKOE
E.L. Lychagina1, E.N. Mitroshin2
1 Perm state humanitarian pedagogical university 2 Perm scientific center RAS UD
Lake Chashkinskoye is an oxbow formation of the left bank of the River Kama. On the left shore of the lake, there are 5 archaeological sites known, which belong to the Mesolithic era. These are Chashkinskoe Lake V, Chashkinskoe Lake X, Chashkinskoe Lake XI, Zaposelye, a Mesolithic complex of Zaposelye settlement.
The article considers the results of the studies carried out in 2014-2016 years on Chashkinskoe Lake X and Chashkinskoe Lake XI. Both sites were discovered during E.N. Mitroshin's archaeological exploration in 2014.
On the site of Chashkinskoe Lake X a test pit was split, which gave an impressive collection (153 items) of waste production of stone tools. The excavations in 2016 confirmed the legitimacy of attributing the site to a silicon processing workshop.
On the site of Chashkinskoe Lake XI a test pit was dug in 2015 and, as a result, 38 stone artefacts were found. The trasological analysis of the collection helped identify 40 tools. The leading group of tools consisted of knives for cutting meat (fish) and bone carvers. During the excavation in 2016, of an area of 16 m2, 272 stone items were found. The preliminary analysis lets us attribute the site to a short-term site for hunters.
The studies in 2014-2016 have helped to reveal two new types of sites: a silicon processing workshop and a short-term site for hunters.
Keywords: Mesolithic, Lake Chashkinskoe, a short-term site, blades, flakes, radiocarbon analysis, spore-pollen analysis.
Сведения об авторах
Лычагина Евгения Леонидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры древней и средневековой истории России, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ), 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24; e-mail: [email protected] Митрошин Евгений Николаевич, старший инженер, Пермский научный центр УрО РАН (ПНЦ УрО РАН), 614990, г. Пермь, ул. Ленина, 13А; e-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.09.2016 г.