Научная статья на тему 'Предварительное сообщение о растительности болот Мордовского заповедника'

Предварительное сообщение о растительности болот Мордовского заповедника Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительное сообщение о растительности болот Мордовского заповедника»

СООБЩЕНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ О РАСТИТЕЛЬНОСТИ БОЛОТ

МОРДОВСКОГО ЗАПОВЕДНИКА

О.Г. Гришуткин

Мордовский государственный природный заповедник имени П.Г. Смидовича

e-mail: [email protected]

Болота в Мордовском заповеднике занимают площадь 3190 га, или 9.9% его территории. Всего здесь насчитывается более 600 болот (Гришуткин, 2013). Однако, несмотря на 80-летнюю историю заповедника, изучению растительности болот уделялось мало внимания. Некоторые сведения можно найти в материалах Н.И. Кузнецова, работавшего в заповеднике в 1936-1940 гг. и составившего общее описание растительности территории (Кузнецов, 1960), а также в отчетах и публикациях И.С. Терешкина (Тереш-кин, Терешкина, 2006).

Исследования растительности болот ведутся нами с 2014 г. За это время обследовано 59 объектов, на которых сделано 134 геоботанических описания. До этого времени (с 2010 г.) проводились морфологические исследования болот с составлением флористических списков (сделано 160 описаний). Эти данные также использовались для описания распространения растительных сообществ болот по территории заповедника и опубликованы нами ранее (Гришуткин, 2011, 2012, 2013).

За основу списка растительных ассоциаций болот заповедника была взята тополого-экологическая классификация болот Карелии (Кузнецов, 2006, 2009). Оценка трофности видов растений проведена по Е.М. Брадис (1972) и на основе собственных наблюдений, измерений значений pH и минерализации воды.

Растительные ассоциации принадлежат к 3 классам по типу минерального питания: олиготрофный, мезотрофный, эвтрофный. Всего отмечено 92 ассоциации, что говорит об очень высоком разнообразии растительных сообществ.

Список основных растительных ассоциаций приведен ниже.

Олиготрофный класс.

Pinus sylvestris - Ledum palustre - Eriophorum vaginatum - Sphagnum an-gustifolium

Ledum palustre - Eriophorum vaginatum - Sphagnum angustifolium

Oxycoccus palustris - Eriophorum vaginatum - Sphagnum angustifolium

Eriophorum vaginatum - Sphagnum angustifolium

Мезотрофный класс.

Betula pubescens - Carex lasiocarpa - Sphagnum fallax

Betula pubescens - Eriophorum vaginatum - Sphagnum fallax

Oxycoccus palustris - Carex lasiocarpa - Sphagnum fallax

Eriophorum vaginatum - Sphagnum fallax

Вып. 18. 2017

Carex lasiocarpa - Sphagnum fallax

Carex rostrata - Sphagnum fallax

Calamagrostis canescens - Sphagnum fallax

Эвтрофный класс.

Alnus glutinosa - Phragmites australis

Alnus glutinosa - Thelypteris palustris

Alnus glutinosa - Carex vesicaria

Alnus glutinosa - Equisetum fluviatile

Carex rostrata

Scirpus sylvaticus

Typha latifolia

Олиготрофные сообщества встречаются на верховых, и нередко в центральных частях переходных болот. Большинство из них является кустар-ничково-пушицево-сфагновыми. Почти всегда присутствует древесный ярус, чаще разреженный, состоящий из Pinus sylvestris и Betula pubescens. Иногда можно встретить олигомезотрофные сообщества с наличием исключительно олиготрофных и олигомезотрофных видов и доминированием Betula pubescens. Скорее всего, это является последствием пожаров на болотах (Гришуткин, 2012), что приводит к резкому, но кратковременному увеличению минерализации на поверхности болота. Травяный и моховой ярусы довольно быстро сменяются на мезо-олиготрофные, древесный же сохраняется намного дольше. Проведение исследований в лесостепи по сопоставлению сосново-сфагновых и березово-сфагновых ассоциаций (Брадис, Андриенко, 1974; Балашев, Парахонская, 1974) подтверждает их высокое сходство по требовательности к условиям среды.

В кустарничковом ярусе обычны Andromeda polifolia, Chamaedaphne calyculata, Ledum palustre, Oxycoccus palustris, Vaccinium uliginosum. Наиболее часто доминантами выступают багульник и клюква. В травяном ярусе, помимо обычного доминирования Eriophorum vaginatum часто можно встретить Carex lasiocarpa, иногда Drosera rotundifolia и Carex limosa. Последний вид на двух болотах создает на небольших участках собственные, так называемые топяные ассоциации: Carex limosa - Sphagnum angustifolium.

В моховом ярусе доминирует, как правило, Sphagnum angustifolium, иногда вместе со S. magellanicum. Нередко можно встретить S. papillosum, S. fallax, S. flexuosum, S. russowii, Polytrichum strictum.

Олиготрофные сообщества встречаются преимущественно в центральной и восточной частях заповедника на территориях с многочисленными эоловыми образованиями.

Мезотрофные сообщества очень разнообразны и включают широкий ряд растительности от олигомезотрофных до мезоэвтрофных. Олигомезо-трофные сообщества схожи с олиготрофными, однако большее значение приобретают в древесном ярусе Betula pubescens, в травяном Carex lasiocarpa, в моховом Sphagnum fallax. Уменьшается участие кустарничко-вых. Собственно мезотрофные сообщества представлены в основном осоко-

во-сфагновыми ассоциациями. Древесный ярус, как правило, разреженный, представлен Betula pubescens, иногда Salix cinerea. В травяном ярусе доминируют Carex lasiocarpa, C. rostrata, нередко Calla palustris, Comarum palustre, Menyanthes trifoliata, Calamagrostis canescens. В моховом ярусе наиболее обычен Sphagnum fallax. Также нередко встречается S. flexuosum. Иногда отмечается S. riparium, S. majus, S. cuspidatum. Мезоэвтрофные сообщества тра-вяно-сфагновые, обычно без древесного покрова, иногда с куртинами Salix cinerea и единичными деревьями Betula pubescens. В травяном ярусе могут доминировать Calamagrostis canescens, Scirpus sylvaticus, Phragmites australis, Calla palustris, Menyanthes trifoliata и др. Моховой ярус хорошо развит, представлен обычно Sphagnum fallax. Реже встречается S. flexuosum.

Мезотрофные сообщества в заповеднике многочисленны и распространены практически по всей территории. Наиболее обычны в центральной и восточной частях заповедника.

Эвтрофные сообщества самые богатые по видовому составу, количеству ассоциаций, геоморфологическим условиям. Встречаются в развитых поймах рек (Мокша, Сатис), по долинам малых водотоков (Пушта, Вязь-Пушта, Черная, Вальза, Ворскляй и др.), на надпойменных террасах и водно-ледниковых равнинах в замкнутых формах рельефа. Эвтрофные сообщества встречаются как на исключительно низинных болотах, так и на переходных, и даже окраинах верховых болот. На данный момент изучены менее всего.

Эвтрофный класс подразделяется на две крупные группы ассоциаций.

Древесно-травяная группа. В древесном ярусе доминирует Alnus glutinosa, реже Betula pubescens. Травяный ярус разнообразен, доминантами наиболее часто выступают Phragmites australis, Thelypteris palustris, Carex vesicaria, Equisetum fluviatile, Filipendula ulmaria, Impatiens noli-tangere, Athyrium filix-femina и др. Подобные сообщества наиболее распространены по долинам рек.

Травяная группа ассоциаций. Помимо долинных ландшафтов, часто встречается на водораздельных пространствах в замкнутых котловинах. Преобладают монодоминантные сообщества из Carex rostrata, Scirpus sylvaticus, Typha latifolia, Phragmites australis и др.

Помимо этого, в данный класс входят и древесно-травяно-моховые ассоциации, распространенные по низким террасам и в отдельных частях долин малых рек. В древесном ярусе здесь доминируют Picea abies и Pinus sylvestris, в травяном - Carex elongata, Linnaea borealis, Dryopteris cristata и др. Моховой ярус представлен Sphagnum fallax, S. squarrosum. В этих же сообществах произрастают и редкие для Мордовии виды растений: Cypripedium calceolus, Goodyera repens.

Данная работа еще далека от завершения. Требуются как полевые исследования (в первую очередь, по низинным болотам), так и камеральная обработка, результатом которой должна быть подробная классификация растительности болот заповедника.

Выражается благодарность Е.В. Варгот, А.А. Хапугину за помощь в определении сосудистых растений и М.А. Бойчук за помощь в определении мохообразных.

264

Вып. 18. 2017 Список литературы

Балашев Л.С., Парахонская Н.А. Проверка классификационной принадлежности фитоценозов сфагновых болот с помощью количественных методов // Типы болот СССР и принципы их классификации. Л.: Наука, 1974. С. 120-127.

Брадис Е.М. Растительный покров болот как показатель их типа по условиям питания // Основные принципы изучения болотных биогеоценозов. Л.: Наука, 1972. С. 29-38.

Брадис Е.М., Андриенко Т.Л. Евтрофные и мезотрофные сфагновые болота УССР // Типы болот СССР и принципы их классификации. Л.: Наука, 1974. С. 115-120.

Гришуткин О.Г. Площадь и территориальное распределение болот в Мордовском государственном природном заповеднике // Труды Мордовского государственного заповедника им. П.Г. Смидовича. 2011. Вып. 9. С. 280-281.

Гришуткин О.Г. Влияние пожаров 2010 года на болотные экосистемы Мордовского государственного природного заповедника // Труды Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г. Смидовича. 2012. Вып. 10. С. 261-265.

Гришуткин О.Г. Закономерности распределения болот в зависимости от абсолютных отметок рельефа на территории Мордовского государственного природного заповедника // Труды Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г. Смидови-ча. 2013. Вып. 11. С. 259-263.

Кузнецов Н.И. Растительность Мордовского государственного заповедника // Труды Мордовского государственного заповедника им. П.Г. Смидовича. 1960. Вып. 1. С. 129-220.

Кузнецов О.Л. Флора и растительность болот Карелии // Болотные экосистемы севера Европы: разнообразие, динамика, углеродный баланс, ресурсы и охрана. Петрозаводск, 2006. С. 145-159.

Кузнецов О.Л. Основные методы классификации растительности болот // Растительность болот: современные проблемы классификации, картографирования, использования и охраны. Минск: Право и экономика, 2009. С. 24-33.

Терешкин И.С., Терешкина Л.В. Растительность Мордовского заповедника. Последовательные ряды сукцессии // Труды Мордовского государственного природного заповедника им. П.Г. Смидовича. 2006. Вып. 7. С. 186-304.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОРОКОПУТОВ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

А.А. Захватов

Мордовский государственный природный заповедник имени П.Г. Смидовича

e-mail: [email protected]

Рассмотрены основные этапы в изучении представителей семейства Сорокопутовые на территории Среднего Поволжья, начиная с XVIII в. Ключевые слова: Laniidae, сорокопутовые, история изучения.

Сорокопуты семейства Laniidae - весьма своеобразная группа певчих птиц. Это единственные представители отряда воробьинообразные, для которых характерно употребление в пищу мелких позвоночных, хотя основой питания для них являются крупные насекомые. Специфика поведения сорокопутов - накалывание добычи на колючки и острые сучки для поедания или запасания впрок. Добывают корм птицы, охотясь с присады - сидят на каком-либо высоком объекте (дерево, куст, столб) и при обнаружении добычи, пикируют на нее. Это поведение определило приуроченность сорокопутов от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.