Научная статья на тему 'ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ'

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ФОРМЫ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеин В.В.

В статье проводится анализ значимых направлений деятельности Следственного комитета РФ по осуществлению правоохранительной функции на территории Донбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY INVESTIGATION IN RUSSIA ON TERRITORY OF DONBASS, AS ONE OF TYPES OF IMPLEMENTATION BY INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA OF LAW ENFORCEMENT FUNCTION IN RUSSIAN LEGAL STATE AT PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

The article analyzes the significant activities of the Investigative Committee of the Russian Federation in the implementation of law enforcement functions in the territory of Donbass.

Текст научной работы на тему «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»

УДК 34

Шеин В.В.

студент-магистрант 3 курса юридического факультета заочной формы обучения Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева

(г. Астрахань, Россия)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ

РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье проводится анализ значимых направлений деятельности Следственного комитета РФ по осуществлению правоохранительной функции на территории Донбасса.

Ключевые слова: Следственный комитет РФ, правоохранительная функция, основные формы деятельности следственного органа.

Так, с 15 января 2011 года в Российском государстве стал функционировать Следственный комитет России, который по настоящее время продемонстрировал свою обособленную жизнеспособность вне органа прокуратуры [5].

Порядок уголовного судопроизводства, куда входит стадия предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) в нашей стране устанавливается уголовно-процессуальным российским законодательством, которым определяется профессиональная компетенция указанного следственного органа.

Следственный комитет России, реализуя свои должностные полномочия в сфере уголовного производства, в лице своих должностных лиц выполняет правоохранительную функцию в Российском государстве, которая включает себя следующие назначения, выраженных в виде: 1) производства предварительного следствия; 2) осуществление уголовного преследования от имени Российского государства по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинений.

Стоит, и отметить основные задачи, которые Российское государство ставит перед Следственным комитетом России, направлены эффективную борьбу с преступностью при осуществлении правоохранительной функции [4]. Такими задачами являются: 1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ; 2. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК России и их должностных лиц; 3. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; 4. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 5. участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения российского законодательства об уголовном судопроизводстве; 6. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 7. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах СК России. 8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах СК России.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что Следственный комитет России можно определить, как федеральный

государственный орган, осуществляющий полномочия в соответствии с российским законодательством в сфере уголовного судопроизводства, на всей территории Российского государства. Основной целью, определенной для Следственного комитета России российским законодателем, является неукоснительное исполнение российского законодательства об уголовном судопроизводстве.

Начиная, с 24 февраля 2022 года Россия проводит на территории Украины специальную военную операцию, направленную на защиту мирного населения на территориях Донецкой и Луганской народных Республик, Запорожской и Херсонской областей от противоправных действий властей Украины, которые начались еще в конце 2013 - начале 2014 гг.

С указанного времени украинские радикальные националисты обстреливают социальную инфраструктуру (больницы, школы, детские садики) и жилые дома из тяжелого вооружения с высокими поражающими опасными свойствами, используя запрещенные боеприпасы, средства и методы ведения войны.

Следственный комитет России при этом не остается в стороне от совершенных украинскими властями указанных преступлений и по каждому такому случаю дает правовую оценку, осуществляя тем самым правоохранительную функцию не только внутри нашей страны, но и на территориях проведения СВО.

Как отмечает Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин: «Наши следователи работают на месте событий, и мы получаем все больше конкретных доказательств совершения особо тяжких преступлений в отношении русскоязычных жителей Донбасса, которые были не согласны с националистической политикой Киева, запретом русского языка и которые объединились с целью создания автономии юго-восточных областей Украины».

Фигурантами уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом России, являются, в том числе и высокопоставленные украинские чиновники, а

также представители радикальных националистических организаций Украины. Как уточнил А.И. Бастрыкин, на сегодняшний день их насчитывается 287, почти половине уже предъявлены обвинения. В их числе бывшие глава МВД Украины Арсен Аваков и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, замминистра внутренних дел Антон Геращенко, экс-министры обороны Валерий Гелетей и Степан Полторак, первый заместитель и заместители главы Минобороны Иван Руснак, Игорь Павловский, Олег Шевчук, Александр Дублян, командиры отдельных подразделений ВСУ и участники нацбатальонов.

Люди, прибывшие в Россию из Донбасса и с Украины, рассказали о размещении националистов и ВСУ, их военной техники возле пяти школ, а также об использовании украинскими военнослужащими больниц и роддома в качестве укрытия, ведении бойцами «Азова» минометных обстрелов с территории торгового центра «Приморье», размещении украинскими военными огневых позиций на крышах жилых домов.

Сдавшихся в плен украинских военнослужащих допрашивают следователи Следственного комитета России. На допросах они рассказывают, в том числе о наемниках, прибывших на Украину из других стран. На основании полученных данных Следственный комитет России возбудил уголовные дела в отношении 75 наемников, приехавших из Великобритании, США, Норвегии, Канады, Грузии и ряде других государств.

По нашему мнению, Украина не выполняет свои международные обязательства — страна не расследует преступления, которые военнослужащие ВСУ совершают в Донбассе. Хочется отметить, что нормы международного гуманитарного права обязывают государства разыскивать и привлекать к суду тех, кто несет ответственность за военные преступления или серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов I и II к ним 1977 года. Украина же не ведет судебного преследования таких лиц [3].

Основной проблемой и сложностью, по нашему мнению, с которой сталкиваются следователи Следственного комитета России, которые находятся

на территориях Донецкой и Луганской народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, это постоянные обстрелы со стороны вооруженных формирований Украины указанных мирных территорий, не позволяя в полном объеме собирать доказательную базу, изобличающих их преступную деятельность и проводить на данных территориях следственные и процессуальные действия с участниками уголовного судопроизводства.

Но несмотря на это, следователи Следственного комитета России с взаимодействием с иными должностными лицами правоохранительных органов, достойно несут свою службу, проявляя храбрость и отвагу, при осуществлении правоохранительной функции от имени Российской Федерации, которая направлена на защиту прав и свобод людей, проживающих на вышеуказанных территориях, а также на защиту конституционного строя страны.

Обострение ситуации в Украине вернуло в мировую повестку актуальный вопрос о военных преступлениях в отношении жителей Донбасса. Какой суд будет осуществлять правосудие в отношение военных преступников? Но если Международный уголовный суд планирует разбираться в этом вопросе в Гааге, то в ДНР рассчитывают, что суд пройдёт в Минске.

По нашему мнению, неважно, где будет проходить суд над военными украинскими преступниками, важно то, чтобы судебные процессы происходили в рамках закона и беспристрастно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О Следственном комитете Российской Федерации: Федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 403- ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 2011. - № 1, ст. 15.

2. Ведерников Н. Т. Государство и личность в конституционном праве России // Актуальные проблемы современного российского государствоведения: Сб. научных трудов / Под ред. С.Н. Бабурина. - М., 2020. - С. 51-54.

3. Винокуров А. Ю. Следственный комитет Российской Федерации как объект прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2021. - № 1. - С. 20-24.

4. Кувандыкова Г.З. Правовой статус следственного комитета Российской Федерации // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 170-172.

5. Наумов А.М. Взаимодействие следственного комитета РФ с институтами гражданского общества // Участие гражданского общества в укреплении правопорядка Материалы международной научно-практической конференции. Владимир, 2019. - С. 169-183.

Shein V.V.

Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev (Astrakhan, Russia)

PRELIMINARY INVESTIGATION IN RUSSIA ON TERRITORY OF DONBASS, AS ONE OF TYPES OF IMPLEMENTATION BY INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA OF LAW ENFORCEMENT FUNCTION IN RUSSIAN LEGAL STATE AT PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

Abstract: the article analyzes the significant activities of the Investigative Committee of the Russian Federation in the implementation of law enforcement functions in the territory of Donbass.

Keywords: Investigative Committee of Russian Federation, law enforcement function, forms of investigatives activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.