Научная статья на тему 'Предварительная проверка информации о преступных загрязнениях вод и морской среды'

Предварительная проверка информации о преступных загрязнениях вод и морской среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ ЗАГРЯЗ НЕНИЙ ВОД / ЕДИНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / СОКРЫТИЕ ФАКТОВ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / PRE-INSPECTION / THE CRIMINAL INVESTIGATION OF WATER POLLUTION / REGULATION / CONCEALMENT OF FACTS OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапиро Ольга Александровна

Введение: повышение эффективности расследования преступных загрязнений вод и морской среды во многом зависит от качественного производства проверочной деятельности, осуществляемой органами государственного экологического контроля, и организации ненадлежащего взаимодействия их сотрудников с правоохранитель ными органами при выявлении признаков экологических преступлений. Цель: сфор мулировать предложения, направленные на повышение эффективности выявления преступлений данной категории, производства предварительной проверки заявлений и сообщений об их подготовке и совершении и взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов. Методологическая основа: совокупность диалектиче ского, а также ряда общенаучных и частнонаучных методов исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой метод и др.). Результаты: рас смотрена система органов государственного экологического контроля, возможности и недостатки существующих способов выявления информации при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту загрязнения вод и морской среды (ст. 250, 252 УК РФ); проведена систематизация проверок по различным критериям; выявле ны недостатки нормативно-правового регулирования проверочной деятельности и существующего механизма взаимодействия проверяющих с правоохранительными органами; с учетом ситуационного подхода изложен алгоритм действий следователя по производству предварительной проверки информации о загрязнениях вод и морской среды. Вывод: проведенное исследование позволило констатировать, что с учетом важной роли проверки в борьбе с преступностью необходим общий порядок взаимодей ствия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении признаков преступлений с его закреплением в специальном нормативно-правовом акте, едином для всех министерств и ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY REVISING OF THE CRIMINAL POLLUTION OF WATERS AND MARINE ENVIRONMENTS

Introduction: the article deals with the problems of raising the efficiency of criminal investigations of waters pollution and marine environments largely depends on the quality of checking activities carried out by ecology control authorities, and organization of appropriate interaction of their employees with law enforcement bodies in identifying signs of environmental crimes. Purpose: the author of the article supposes to formulate proposals aimed at improving the efficiency of this category crimes detection, to do a preliminary checking of statements and messages concerning their preparation and execution and organizing interaction of controlling and law enforcement agencies. Methodology: in researching this problem the author used a complex of dialectical, general scientific and special scientific research methods (analysis, synthesis, induction, deduction, comparative legal, etc.). Results: the author examined the system of bodies of state ecological control, opportunities and disadvantages of existing methods of detection of the information about initiation of a criminal case upon pollution of water and marine environments (art. 250, 252 of the Criminal code), the classification of inspections according to different criteria, identified deficiencies regulatory verification activities and the existing mechanism of the interaction of the inspectors with law enforcement bodies. The algorithm of actions of the investigator in making the production of preliminary verification of information about the pollution of the waters and the marine environments should be taken into account. Conclusion: the conducted study allowed to come to the conclusion that minding the important role of inspections in the fight against crime required a general procedure for interaction between regulatory and law enforcement authorities upon detection of elements of crimes with its fixing in a special legal act, uniform for all ministries and departments.

Текст научной работы на тему «Предварительная проверка информации о преступных загрязнениях вод и морской среды»

2. Дубровин С.В. Структура, содержание и принципы криминалистического прогнозирования и построения криминалистических версий // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 4 (22). С. 56-61.

References

1. Asmus V.F. Logic. M.: Gospolitizdat, 1947. 387 p.

2. Dubrovin S.V. Structure, Content and Principles of Forensics, the Forecasting and Construction of Criminalistics vVersions // Bulletin of the Kazan law Institute of MIA of Russia. 2015. № 4 (22). P. 56-61.

УДК 343.985.7:343.775 О.А. Шапиро

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЯХ ВОД И МОРСКОЙ СРЕДЫ

Введение: повышение эффективности расследования преступных загрязнений вод и морской среды во многом зависит от качественного производства проверочной деятельности, осуществляемой органами государственного экологического контроля, и организации ненадлежащего взаимодействия их сотрудников с правоохранительными органами при выявлении признаков экологических преступлений. Цель: сформулировать предложения, направленные на повышение эффективности выявления преступлений данной категории, производства предварительной проверки заявлений и сообщений об их подготовке и совершении и взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов. Методологическая основа: совокупность диалектического, а также ряда общенаучных и частнонаучных методов исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой метод и др.). Результаты: рассмотрена система органов государственного экологического контроля, возможности и недостатки существующих способов выявления информации при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по факту загрязнения вод и морской среды (ст. 250, 252 УК РФ); проведена систематизация проверок по различным критериям; выявлены недостатки нормативно-правового регулирования проверочной деятельности и существующего механизма взаимодействия проверяющих с правоохранительными органами; с учетом ситуационного подхода изложен алгоритм действий следователя по производству предварительной проверки информации о загрязнениях вод и морской среды. Вывод: проведенное исследование позволило констатировать, что с учетом важной роли проверки в борьбе с преступностью необходим общий порядок взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении признаков преступлений с его закреплением в специальном нормативно-правовом акте, едином для всех министерств и ведомств.

Ключевые слова: предварительная проверка, расследование преступных загрязнений вод, единый нормативный акт, сокрытие фактов совершения преступлений.

© Шапиро Ольга Александровна, 2017

Преподаватель кафедры криминалистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]) © Shapiro Olga Aleksandrovna, 2017

Postgraduate student, lecturer, Criminalistics Department (Saratov State Law Academy) 261

О.А. Shapiro

PRELIMINARY REVISING OF THE CRIMINAL POLLUTION OF WATERS AND MARINE ENVIRONMENTS

Introduction: the article deals with the problems of raising the efficiency of criminal investigations of waters pollution and marine environments largely depends on the quality of checking activities carried out by ecology control authorities, and organization of appropriate interaction of their employees with law enforcement bodies in identifying signs of environmental crimes. Purpose: the author of the article supposes to formulate proposals aimed at improving the efficiency of this category crimes detection, to do a preliminary checking of statements and messages concerning their preparation and execution and organizing interaction of controlling and law enforcement agencies. Methodology: in researching this problem the author used a complex of dialectical, general scientific and special scientific research methods (analysis, synthesis, induction, deduction, comparative legal, etc.). Results: the author examined the system of bodies of state ecological control, opportunities and disadvantages of existing methods of detection of the information about initiation of a criminal case upon pollution of water and marine environments (art. 250, 252 of the Criminal code), the classification of inspections according to different criteria, identified deficiencies regulatory verification activities and the existing mechanism of the interaction of the inspectors with law enforcement bodies. The algorithm of actions of the investigator in making the production of preliminary verification of information about the pollution of the waters and the marine environments should be taken into account. Conclusion: the conducted study allowed to come to the conclusion that minding the important role of inspections in the fight against crime required a general procedure for о interaction between regulatory and law enforcement authorities upon detection of elements ~ of crimes with its fixing in a special legal act, uniform for all ministries and departments. ~ Key-words: pre-inspection, the criminal investigation of water pollution, regulation,

z concealment of facts of crime.

s s

2

Ф ^

£ Выявление экологических преступлений, в т.ч., преступных загрязнений

0

| вод, осуществляется преимущественно в ходе проверочных мероприятий орга-

У

| нов природоохранной прокуратуры и органов государственного экологического контроля, к которым относятся: Министерство природных ресурсов и эколо-

1 гии РФ, подведомственные ему Федеральная служба по гидрометеорологии « и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере | природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Министерство ° сельского хозяйства РФ, подведомственные ему Федеральная служба по ветери-1 нарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству; | Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям 3 и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ 1 (мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на £ военных объектах); Федеральная служба по экологическому, технологическому

и атомному надзору (координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (мониторинг воздействия 262 факторов среды обитания на состояние здоровья населения).

В случае обнаружения экологического правонарушения должностное лицо органа экологического контроля направляет в правоохранительные органы сообщение о нарушении природоохранного законодательства (в котором указываются вид, тип, размер причиненного ущерба); протокол об экологическом правонарушении; заключения специалистов, определяющие размер и характер загрязнения; объяснения причастных лиц и иные приложения.

Проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере использования водных ресурсов в определенной мере являются элементом использования специальных знаний при борьбе с преступными загрязнениями вод, служат средством, значимость которого в уголовном процессе как важнейшего способа собирания интересующей информации к настоящему времени однозначно не определена. В криминалистической литературе выделяют следующие виды проверок.

В зависимости от правовой природы проверки подразделяются на процессуальные, которые проводятся в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ1 по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, и непроцессуальные, которые осуществляются другими государственными органами, регламентированы иными законодательными актами, а также служебные (плановые и внеплановые проверки в рамках административно-хозяйственной деятельности, проводимые должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, направленные на решение задач, предусмотренных соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами) [1, с. 156].

Непроцессуальные проверки проводятся различными субъектами (сотрудниками природоохранной прокуратуры, должностными лицами Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов и т.д.). Такое разграничение имеет большое практическое значение.

В зависимости от последовательности производства проверки могут быть первоначальными и повторными. На практике процессуальные повторные проверки назначаются из-за некачественно произведенной первоначальной проверки или в случае возникновения новых обстоятельств дела и по другим причинам.

По объему проверочных действий проверки подразделяются на комплексные (сплошные); выборочные (частичные, тематические); основные и дополнительные.

Экологический аудит, предусмотренный ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»2, в последние годы приобрел особое значение, рассматривается как разновидность непроцессуальных проверок.

Важно отметить, что недостатки нормативной базы негативно влияют на эффективность борьбы с преступностью, поэтому необходим единый нормативный акт, определяющий общий порядок взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении признаков преступления. В таком нормативном акте было бы целесообразно предусмотреть общую для всех должностных лиц контролирующих органов правовую обязанность незамедли-

1 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 9, ст. 875; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 25.09.2017).

2 См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221453&fld=134&dst=1 000000001,0&rnd=0.2786052471218914#0 (дата обращения: 27.09.2017). 263

тельно сообщать в правоохранительные органы о выявленных ими преступных загрязнениях вод и морской среды.

Отсутствие такой обязанности служит основной причиной сокрытия проверяющими выявленных фактов совершения преступлений по различным причинам. Из-за этого правоохранительные органы часто не имеют возможности своевременно организовать процесс расследования преступления, что противоречит основным целям и принципам уголовной политики Российского государства. Также в едином нормативном акте следовало бы указать точные сроки, в которые проверяющие должны передать правоохранительным органам необходимые материалы [2, с. 62-64]. Полагаем целесообразным установление срока, не превышающего трех суток (в исключительных случаях — десяти).

В нормативном акте сложно предусмотреть полный перечень материалов, подлежащих передаче в правоохранительные органы, однако это необходимо сделать в целях обеспечения своевременности решения вопроса о возбуждении уголовного дела. И.Б. Воробьева предлагает подразделять такие материалы на полные (достаточные), качественные, достоверные и надлежаще оформленные, обязательные и факультативные [2, с. 50-52].

За нарушение указанных требований виновные должностные лица должны нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. При наличии достаточных оснований необходимо предусмотреть уголовную ответственность, хотя в действующем УК РФ она предусмотрена лишь за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ).

При производстве проверки проверяющие сталкиваются с рядом трудностей. Вне зависимости от сферы, в которой осуществляется проверка, основную сложность для проверяющего представляет оценка выявленных признаков как имеющих уголовно-правовое значение. К компетенции должностных лиц органов, осуществляющих экологический контроль, не относится определение того, является ли установленное в процессе проверки нарушение требования природоохранного законодательства РФ преступлением или нет. Констатация того, в каких случаях нарушение законодательства РФ содержит признаки преступления, должна быть основана на знании наиболее распространенных способов совершения и сокрытия преступлений, консультациях опытных и квалифицированных юристов.

Одним из наиболее результативных способов информирования сотрудников органов экологического контроля об изменениях законодательства, о способах совершения и сокрытия преступных загрязнений вод и других экологических преступлений, их следах и т.д. является проведение межведомственных совещаний (круглых столов, семинаров) с участием сотрудников правоохранительных и контролирующих органов. Однако по причине ведомственной разобщенности такой способ взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов крайне редко встречается на практике. Необходимо взаимодействие сотрудников правоохранительных и контрольных органов в сфере совершенствования организационного обеспечения, координации их перспективной деятельности, согласования текущих планов.

Как правило, возбуждению уголовных дел о загрязнениях вод предшествует предварительная проверка, в ходе которой изучается поступившая первичная информация (сообщения граждан и общественных организаций, правоохранительных органов), в результате чего следствие получает информацию о технологических процессах, используемых на предприятии методах и технологиях очистки, производится осмотр места загрязнения и видимых следов источников

загрязнения, истребуется вся необходимая документация предприятия, документация о ремонте очистных сооружений и т.д. [3, с. 563].

В случае наличия достаточного объема информации для возбуждения уголовного дела и необходимости осуществления безотлагательных действий предварительная проверка сокращается, производится осмотр места происшествия, выявляются и опрашиваются причастные лица, изымается производственная, технологическая и иная необходимая служебная документация, в т.ч. приказы руководящих лиц предприятия и сведения о работе очистных сооружений, выполнении различных профилактических и ремонтных мероприятий, а также документация о принятых решения о мерах к устранению загрязнения, назначаются необходимые экспертизы.

Если необходимо получить дополнительную информацию, предварительная проверка и оперативные мероприятия (опрос граждан, живущих в близости от загрязненного водоема, получение проб, наблюдение и т.д.) проводятся в полном объеме. У органов экологического контроля изымается документация об экологическом правонарушении, а также документация о предшествующих совершенному преступному загрязнению вод предписаниях органа экологического контроля об устранении нарушений природоохранного законодательства, производится осмотр места происшествия, получаются образцы для сравнительного исследования, определяются масштабы загрязненной зоны и источник загрязнения, у причастных лиц берутся объяснения, производятся изъятие и изучение технической документации на предприятии, назначаются экспертизы и т.д.

Библиографический список

1. Шапиро Л.Г. Проверка соблюдения природоохранного законодательства как средство выявления экологических преступлений // Противодействие организованной преступности: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты борьбы с торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков и оружия, экологическими преступлениями: материалы Международной конференции, посвященной 10-летию кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики РГУ им. И. Канта / под ред. Т.С. Волчецкой. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 156-158.

2. Воробьева И.Б. Взаимодействие следователя с контролирующими органами в борьбе с преступностью. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. 110 с.

3. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 608 с.

References

1. Shapiro L.G. Verification of Compliance with Environmental Legislation as a Means of Identifying Environmental Crimes Combating Organised Crime: the criminal procedure and forensic aspects of drug trafficking, illegal trafficking of drugs and weapons, environmental crime: proceedings of the International conference dedicated to the 10th anniversary of the Department of criminal process, criminalistics and legal Informatics of the University. Of Kant / ed. by T.S. Volchetskaya. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kant, 2008. P. 156-158.

2. Vorobieva I.B. Interaction of the Investigator with Regulatory Authorities in the Fight against Crime. Saratov, 1988. 110 p.

3. Savelieva M.V., Smushkin A.B. Criminology: Textbook. M.: Publishing and trading Corporation «Dashkov and K», 2008. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.