сосберегающих технологий, повторного использования материалов, устранения потерь при транспортировке и хранении;
- экономии управленческих и других общехозяйственных расходов посредством информатизации процессов управления, совершенствования организационной структуры, повышения квалификации работников сферы управления, применения эффективных методов менеджмента;
- ликвидации непроизводительных издержек и потерь путем совершенствования организации производства, укрепления трудовой, технологической и финансовой дисциплины.
Внедрение полной системы бюджетирования в структурных подразделениях железнодорожного транспорта заключается в формировании Главного бюджета, предназначенного для анализа плановых данных и контрольных отчетов на уровне Аппаратов управления территориальных и функциональных филиалов ОАО «РЖД», а также на уровне Аппарата управления ОАО «РЖД» с по-
следующей консолидацией по Компании в целом.
Литература:
1. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 20130 года (утверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол №19 от 23 декабря 2013 г.))
2. Экономика железнодорожного транспорта: учебник/ Под ред. Н.П. Терешиной, Л.П. Левицкой, Л.В. Шкуриной. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012.
3. Бюджетирование на железнодорожном транспорте: учеб. пособие /Н.П. Терёшина и др.; под ред. Н.П. Терёшиной и Л.В. Шкуриной. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014.
4. Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути (утвержденыраспоряжением ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. № 75р).
УДК: 338.27
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЕКТОВ К ВОЗДЕЙСТВИЮ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЛУЧАЙНЫХ
ФАКТОРОВ
Гринчар Н.Н., старший преподаватель, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора
Николая II» (МГУПС (МИИТ), e-mail:[email protected]
В статье рассматривается методика оценки устойчивости проекта к экономическим рискам на этапе технико-экономического обоснования проекта. В условиях экономической неопределенности целесообразно оценивать проект не только по различным сценариям его реализации, но и через параметр, который бы определял свойство проекта достигать заявленные экономические цели в условиях ограничения ресурсов.В данной работе предложен алгоритм оценки, который базируется на показателях уязвимости проекта к факторам риска и его волатильности. Разработана матрица уровней риска для классификации проектов по критерию экономической устойчивости. Для принятия решения по проекту предложен алгоритм на основе нечетких когнитивных карт, учитывающий влияние факторов риска как друг на друга, так и на итоговый результат.
Ключевые слова: экономическая устойчивость, матрица риска, когнитивная карта.
PRELIMINARY ASSESSMENT OF ECONOMIC SUSTAINABILITY OF PROJECTS FROM IMPACT OF ADVERSE RANDOM FACTORS
Grinchar N., senior lecturer, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS
(MIIT), e-mail:[email protected]
The article considers the methodology for assessing the sustainability of the project for economic risks at the stage of the feasibility study of the project. Under conditions of economic uncertainty, it is advisable to evaluate the project not only under different scenarios for its implementation, but also through a parameter that would determine the project's property to achieve the declared economic goals in conditions of resource constraints. In this paper is proposedan evaluation algorithmthat based on the indicators of the vulnerability of the project to risk factors and its volatility. A matrix of risk levels has been developed for classifying projects according to the criterion of economic sustainability. To make a decision on the project, an algorithm based on fuzzy cognitive maps is proposed, taking into account the influence of risk factors on each other and on the final result.
Keywords: economic sustainability, risk matrix, cognitive map.
Для любого инвестиционного проекта крайне важно, чтобы его конечный результат имел планируемые значения экономических показателей. При наличии нескольких альтернативных решений, одним из критериев выбора может являться мера надежности и прогнозируемости будущих параметров проекта с учетом неопределённости и риска. Такой подход является наиболее актуальным для длительных и капиталоемких инвестиционных проектов, для которых даже небольшое отклонение ключевых параметров от плановых значений может привести к существенному изменению экономической эффективности внедрения проекта.
Под устойчивостью в широком смысле понимается способность системы сохранять текущее состояние при влиянии внешних воздействий, способность системы возвращаться в равновесное состояние после того, как под воздействием различного рода факторов она была из этого состояния выведена. Относительно экономической оценки инвестиционных проектов под термином «экономическая устойчивость» будем понимать свойство проекта достигать планируемые экономические цели в условиях заданных ограничений ресурсов (финансовых, временных, технологических и т. д.).
Проводимая оценка базируется на методах стоимости жизненного цикла проекта [3,4] и метода «сценариев».При проведении
любого технико-экономического обоснования проекта обязательным этапом является оценка стоимости жизненного цикла внедряемого объекта. На железнодорожном транспорте в рамкахпринятых стандартов [1] одной из основных задач проектов модернизации и технического перевооружения является снижение стоимости жизненного цикла объектов за счет оптимизации ресурсов при условии гарантирования требуемого уровня надежности и допустимого уровня безопасности.
На основе применения указанных выше методов, уязвимость проекта к рискам оценим по формуле: Я
ку = сжц к
где —коэффициент уязвимости проекта к рискам;
К- - ущерб от случайных событий по наиболее вероятному
сценарию;
СЖЦ _ предварительная оценка стоимости жизненного цикла технического объекта с учетом ущерба от случайных событий по наиболее вероятному сценарию.
Возможную волатильность при оценке ущерба от случайных событий оценим следующим образом:
Таблица 1. Уровни экономическогориска проекта
Значение yr Уровень риска
>0,9 Несущественный
0,75 - 0,9 Незначительный
0,6 - 0,75 Умеренный
0,45 - 0,6 Средний
0,3 - 0,45 Высокий
0,15-0,3 Очень высокий
<0,15 Неприемлемый
Рисунок 1 - Матрица уровней устойчивости
kv = 0 ч-1,0.
опт - ущерб от случайных событий при оптимистичном
сценарии;
песс _ ущерб от случайных событий при пессимистичном сценарии;
Для интегральной оценки влияния вышеуказанных факторов введем понятие устойчивость проекта к экономическим рискам, оцениваемое с помощью коэффициента устойчивости: Куст ~ (Д ^у}
В зависимости от полученных значений можно по аналогии с работой [2] выделить семь уровней экономического риска проекта при внедрении проектов (табл1.)
Таким образом, используя полученные значение коэффициентов, построим матрицу уровней риска, являющуюся основой для принятия управленческого решения по проекту.Полученные значения
в матрице (рис. 1) окрашены в различный цвет в соответствии с табл.1.
При значении >0,75 проект может быть признан экономически
устойчивым и рекомендованным к реализации. При <0,3 проект очевидно экономически неустойчив. Наиболее сложной с точки зрения принятия решения является т.н. «переходная» зона (на рис. 1 заштрихована), в которой отсутствует однозначное решение по критерию экономической устойчивости. При этом, по мнению автора, при сравнении проектов с близкими уровнями экономической устойчивости более предпочтительными являются те, которые менее волатильны. Это объясняется тем, что, имея более надежный прогноз ущерба от случайных событий можно выстроить более качественную системы управления рисками. В случае же высокой волатильности проекта, реализация такой системы будет требовать больших ресурсов.
Анализ матрицы уровней устойчивости показывает, что при принятой градации уровней значения коэффициента устойчивости зоны относительно низкого, промежуточного и высокого риска несимметричны. Очевидно, что при изменении значений, характеризующих уровни риска и числа этих уровней, вышеупомянутые зоны могут смещаться по диагонали на несколько позиций. Это может происходить в случае адаптации данной методики к конкретным проектам в различных отраслях народного хозяйства.
В условиях отсутствия однозначного решения по критерию экономической устойчивости ключевым аспектом является оценка управляемости экономическим риском проекта. При этом, чем более управляемыми являются существенные факторы риска, тем более
Надежность и качества
M.J II 1И Hill
Клима! ическая
ЧГкМ'ч
Ущерб от случайных
глйытий
Континентяльнссть
tf.il НМД Т.J
У* I
Инновационные ч
Уj z
Гемп
технического
прогресса
Финансовые
Тснлениин
Rrs п-А I ы си.штгтк.
Рисунок 2 - Когнитивная карта экономического риска проекта
привлекательном является проект. При принятии управленческого решения также следует иметь в виду, что на различных этапах внедрения проекта уровень управляемости может различаться, иногда существенно. Так, менее эффективный, но более «гибкий» с точки зрения управления проект может быть признан более привлекательным. В этой связи необходимо тщательно рассматривать различные сценарии развития ситуации и инструменты управления экономическим риском.
Для принятия решения по таким проектам, необходимо провести декомпозицию факторов экономического рискаи детально проанализировать их влияние на параметры проекта. Для анализа используем метод «когнитивных карт».
Когнитивная карта риска (пример см. рис. 2) представляет собой ориентированный граф G=(A,x,y), в котором А - множество вершин (ключевых факторов риска 1 и второго уровня), х,у - множество дуг, отражающих непосредственные влияния факторов друг на друга [5]. Каждая дуга, связывающая факторы, имеет вес, отражающий характер и силу влияния одного фактора на другой. Если это положительная величина, то при изменении значения первого фактора значение второго фактора изменяется в том же направлении, а если отрицательная - то в противоположном.
Дуги отражают влияние факторов 1 уровня на общий ущерб от случайных событий. Сила этого влияния может быть рассчитана как доля ущерба соответствующего фактора в общем ущербе от случайных событий. Дуги отражают влияние факторов 2 уровня на факторы 1 уровня.
Таким образом, для принятия решения по проекту с применением когнитивной карты необходимо:
1) Определить наиболее значимые для риска проекта факторы;
2) Проанализировать перспективность управления факторами, возможность проведения изменений и их стоимость.
3) Оценить СЖЦ проекта с учетом изменения факторов 2 уровня и мероприятий на их изменение.
4) На основе полученных результатов принять управленческое решение.
Таким образом, использование матрицы риска и когнитивных карт позволяет оценить экономическую устойчивость инвестиционного проекта, а также проанализировать влияние тех или иных факторов риска на конечный результат. Анализ устойчивости позволяет более детально оценить динамику проекта, экономические риски, влияние случайных событий на стоимостные параметры проекта, и, по мнению автора может быть актуальным при анализе экономической эффективности методом «сценариев».
Литература:
1) Гапанович В.А. На основе оптимизации стоимости жизненного цикла. //Железнодорожный транспорт. - 2013 - № 6 - С. 26-34.
2) ЛакинИ.И. Мониторинг технического состояния локомотивов по данным бортовых аппаратно-программных комплексов.: дис. канд. тех. наук / М.:,2016. -195 с.
3) Терешина, Н.П. Управление инновациями на железнодорожном транспорте: монография / Н.П. Терешина, И.Н. Дедова, Ю.И. Соколов, В.А. Подсорин; под общ. ред. Н. П. Терешиной. -М.: МИИТ, 2014. - 304 с
4) Управление жизненным циклом технических систем на железнодорожном транспорте : учеб. для вузов / Н. П. Терешина, В. А. Подсорин. - М.: Вега-Инфо, 2012. - 230 с.
5) Axelrod, R.M. (1976). Structure of Decision: The Cognitive Maps of Political Elites, Princeton University Press, New York, NY.