Научная статья на тему 'Предупреждение трудностей пространственного ориентирования у детей со зрительными нарушениями'

Предупреждение трудностей пространственного ориентирования у детей со зрительными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственное ориентирование / нарушение зрения / spatial orientation / visual impairment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем – роль и значение овладениями навыками пространственного ориентирования детьми со зрительной патологией. Обоснована важность и необходимость наиболее раннего включения детей в специальную целенаправленную коррекционную деятельность по предупреждению трудностей пространственного ориентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DIFFICULTIES OF SPATIAL ORIENTATION IN CHILDREN WITH VISUAL DISORDERS

The article discusses one of the most pressing problems the role and importance of mastering the skills of spatial orientation in children with visual pathology. The importance and necessity of the earliest inclusion of children in special purposeful remedial activities to prevent difficulties of spatial orientation is grounded.

Текст научной работы на тему «Предупреждение трудностей пространственного ориентирования у детей со зрительными нарушениями»

УДК 376

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Одинокова Наталья Александровна.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент, odinokova2008@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем - роль и значение овладениями навыками пространственного ориентирования детьми со зрительной патологией. Обоснована важность и необходимость наиболее раннего включения детей в специальную целенаправленную коррекционную деятельность по предупреждению трудностей пространственного ориентирования.

Ключевые слова: пространственное ориентирование, нарушение зрения.

PREVENTION OF DIFFICULTIES OF SPATIAL ORIENTATION IN CHILDREN WITH VISUAL DISORDERS

Odinokova Natalya Aleksandrovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, associate professor, odinokova2008@mail.ru.

Annotation. The article discusses one of the most pressing problems - the role and importance of mastering the skills of spatial orientation in children with visual pathology. The importance and necessity of the earliest inclusion of children in special purposeful remedial activities to prevent difficulties of spatial orientation is grounded.

Key words: spatial orientation, visual impairment.

Специалисты в области дошкольного воспитания И.К. Боровская [1], Л.А. Дружинина [3], Е.Н. Подколзина [6] утверждают, что эффективность овладения пространством связана с необходимостью как можно более раннего включения детей в процесс обучения, что в дальнейшем позволит снять фобию (страх) пространства у детей в сензитивный период их развития. Особенно это характерно для детей со зрительными нарушениями. Многие согласятся с мнением исследователей, что ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Большинство ученых считают, что ориентироваться в окружающем пространстве - это значит уметь определять форму и величину пространства, форму и величину предметов его наполняющих, их пространственное размещение, а также свое положение относительно каждого из них.

Многочисленные исследования доказывают, что гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Неумение ориентироваться в пространстве является одной из

причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, ограничение его мобильности и контакта с окружающим миром. Поэтому овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве детьми со зрительной патологией рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление их изоляции, а следовательно эффективной социализации.

В генезисе пространственной ориентировки, особенно на начальных этапах ее становления участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный. Первостепенную, ведущую роль во взаимной их работе играет двигательный, который обеспечивает адекватное восприятие величины предметов, развитие произвольных движений, предметно-практической деятельности. Дальнейшее развитие восприятия пространства тесно связано с речевым развитием ребенка, т.е. развитие ориентировки в пространстве происходит параллельно с развитием словарного запаса ребенка. В то же время, именно ограниченные зрительные возможности качественно изменяют предметно-практическую деятельность, двигательная сфера начинает отставать в развитии, нарушается координация движений, появляется неуверенность в выполнении дозированных движений, снижается их скорость и ловкость, выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Это подтверждает существенные затруднения в формировании представлений о пространстве и ориентировки в нем. Целенаправленная и спланированная система заданий, включающих последовательную и систематическую коррекционную работу по развитию пространственных представлений и способов пространственного ориентирования, позволит сформировать у детей с нарушениями зрения необходимые навыки, которые помогут адаптироваться к окружающей среде [4].

Самые элементарные формы ориентировки в пространстве формируются уже в младенческом возрасте, они основываются на сложных оптико-вестибулярных и кинестетических связях первой сигнальной системы. Многочисленные исследования доказывают, что ребенок начинает воспринимать пространство в возрасте 4-5 недель, как только начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1-1,5 м, а к двум-четырем месяцам перемещать взор и следить за движущимися предметами. В дальнейшем идет формирование дифференцированных движений головы, корпуса тела, изменяется само положение ребенка в пространстве. Именно слово, которое наполняется конкретным содержанием, становится раздражителем, «замыкающим временные связи между первой и второй сигнальными системами» [7]. Первый год жизни ребенка является очень важным, так как именно в этом период идет освоение «близкого» пространства, при выполнении различной предметной деятельности возникает восприятие признаков объекта. Как показало исследование М. В. Вовчик-Блакитной, ребенок ориентируется в направлениях вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением [2]. На втором году жизни в пространственную ориентировку включается слово. Ребенок усваивает самые простейшие представления: слева,

справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении. Называние педагогом пространственных отношений позволяет ребенку освоить их достаточно быстро. Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различия возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различие качеств предметов.

Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве дошкольники учатся наблюдать, рассматривать обследовать объекты, выделяя разные их стороны. Обследование предметов подразумевает строгую закономерность и последовательность действий ребенка. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Отмечено, что даже при наличии зрения осязание в ручных операциях выступает как их ближайший регулятор, обеспечивая непрерывность контроля над предметно-практическими действиями. В рамках сложившегося зрительного поля деятельности у детей с нарушениями зрения начинает формироваться предметность и сигнальность слухового восприятия, более быстрыми темпами осуществляется связь произносимого взрослым слова с предметом, происходит быстрое накопление пассивного словаря, расширение понимания обращенной к нему речи [5]. Кроме того, ребенок знакомиться с предметным миром не только на основе зрительного и осязательного восприятия реальных предметов, находящихся вблизи и на дальнем расстоянии, но и через изображения их в игрушках, в картинках.

В структуре пространственных представлений Ф.Н. Шемякин [7] выделяет четыре основных уровня: 1. Пространственные представления о собственном теле. 2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). 3. Вербализация пространственных представлений. 4. Лингвистические представления (пространство языка). Таким образом, в основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями. Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).

В процессе обследования у детей изучается понимание и употребление предлогов; ориентировка в «схеме собственного тела»; ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив; ориентировка на листе бумаги. Методика

обследования включает использование тематических игрушек, картинок с изображением предметов в разных углах листа; рисунков кистей рук и ступней ног; листов в клетку, разноцветных прямоугольников из бумаги, рисунка дерева, животных вокруг него. На основе выявленных особенностей и трудностей развития представлений у детей с недоразвитием или нарушением функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении разрабатывается содержание коррекционно-педагогических приемов и способов повышения эффективности формирования знаний и навыков у детей данной категории, учитывая возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития. Важно вводить в работу разнообразные виды деятельности, все задания должны даваться в зависимости от подготовленности детей к восприятию вида задания.

Ниже в таблице 1 представлены примерные этапы деятельности, тематическая направленность занятий, основные цели, которые могут учитывать педагоги, а также родители при подготовке ребенка раннего и младшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков пространственного ориентирования.

Таблица 1

Этапы деятельности, тематическая направленность занятий, основные цели, которые могут учитывать педагоги, а также родители при подготовке ребенка раннего и младшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков

пространственного ориентирования

Темы занятий Цели

Формирование представлений о собственном теле, ориентировка на нем

«Мальчишки и девчонки» «Мое лицо» «Наше тело» Формировать представление о собственном теле, активизировать в речи пространственные термины, (выше, ниже, впереди, сзади, над, под, справа, слева).

Ориентировка «от себя» на поверхности листа. Использование тактильных ощущений

«Выбираем платок» «Магазин игрушек» Активизировать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаге, повышать непроизвольность и точность зрительной ориентировки в пространстве, развивать координацию «глаз-рука», упражнять в ориентировке от себя.

Определение пространственного расположения предметов с точкой отсчета «от себя»

«Письмо от бабушки» «Наша новая квартира» «День рожденье» Учить определять пространственное расположение предметов с точкой отсчета от себя, ориентироваться с помощью тактильных ощущений (дальше, ближе, справа, слева).

Темы занятий Цели

Расположение и нахождение предметов в названных направлениях окружающего пространства от «себя». Ориентировка на звук

«Идем в театр» «Покажи сказку» «Кто где живет» Учить располагать и находить предметы в названных направлениях, передвигаться в заданном направлении, ориентироваться на звуковые сигналы.

Передвижение в названном направлении с использованием зрительных, тактильных, слуховых ощущений

«Играем с Незнайкой» «Буратино приглашает в гости» Учить передвижению в заданном направлении, понимать и выполнять действия в соответствии с инструкциями, контролировать свои действия, закреплять понятия «раньше», «позже».

Ориентировка в группе

«Прятки» «Найди и опиши» Учить ориентироваться в групповой комнате, развивать зрительно-двигательную ориентировку, быстроту и точность тактильных ощущений.

Ориентировка в помещениях детского сада (с использованием сохранных анализаторов)

«Экскурсия» «Будь внимательным» Учить ориентироваться в здании детского сада, развивать зрительно-двигательную ориентировку, понимать словесную инструкции.

Ориентировка на участке

«Где спрятался мишка» «Найди куклу» Учить ориентироваться на участке, развивать зрительно-двигательную координацию движений, словесно обозначать пространственное направление.

Развитие пространственного представления на улице

«План участка» «Посадим цветы» «Приходите в гости» Развивать пространственные представления на открытом пространстве.

Развитие пространственных представлений при изображении направления движения

«Перевозка грузов» «Едем в цирк» «Путешествие по территории детского сада» Развивать пространственные представления при направлении движения.

Библиографический список:

1. Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. - М.: Владос, 2004. - 34 с.

2. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2011. - 216 с.

3. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: Методические рекомендации. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.

4. Одинокова Н.А. Использование подвижных игр в развитии ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения// Подготовка педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями в детских оздоровительных лагерях Новосибирской области/ Под ред. А.Н. Никульникова. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 31-36.

5. Одинокова Н.А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные зрительные возможности// Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара (г.Новосибирск, 7-8 апреля 2016г.) под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - С. 175-178.

6. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 176 с.

7. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Восприятие пространства и времени. - Л.: Наука, 1969. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.