Научная статья на тему 'Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых должностными лицами'

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых должностными лицами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
711
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьменко Владимир Сергеевич

The article deals with the general and specific preventive measures to reduce white-collar crimes in the economy, explains the root cause of the problem and suggests ways to increase efficiency of such measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF WHITE-COLLAR CRIMES IN THE ECONOMY

The article deals with the general and specific preventive measures to reduce white-collar crimes in the economy, explains the root cause of the problem and suggests ways to increase efficiency of such measures.

Текст научной работы на тему «Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых должностными лицами»

M.A. Kirillov, А.и. Nikolayev. LEGISLATIVE BASIS OF CRIMINALLY-LEGAL REACTION ON THE CRIMES CONNECTED WITH NARCOTICS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OR THEM THE ANALOGUES MADE BY WOMEN AND DIRECTIONS OF ITS PERFECTION.

In the article questions of criminally-legal reaction to the crimes connected with narcotics, psychotropic substances or their analogues made by women are considered, results of questionnaires of the women subjected to the criminal prosecution for the drug dealing, the criminological characteristic of these crimes are given, directions of improvement of the current legislation in the sphere of counteraction to a drug trafficking are stated.

КИРИЛЛОВ Михаил Андреевич, родился в 1958 г., окончил Хабаровскую Высшую школу МВД СССР (1987), Академию МВД России (1992), доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 115 работ.

НИКОЛАЕВ Андрей Юрьевич, родился в 1982 г., окончил Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД РФ (2001), ст. преподаватель кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук. Автор 6 работ.

УДК 343.85

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

В. С. Кузьменко

Несмотря на то, что преступность является одним из неотъемлемых элементов современной организации общественной жизни, государство и общество располагают возможностями для того, чтобы сдержать неблагоприятные тенденции преступности, обеспечить постепенное снижение ее уровня и смягчение последствий. Борьба с преступностью предполагает устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, чтобы в последующем предупредить проявления у отдельных лиц преступных намерений1.

Еще Чезаре Бекариа писал: «Лучше предупредить преступление, чем наказать»2. В том же ключе рассуждал выдающийся французский мыслитель Шарль Луи Монтескье. Его принцип «экономичности» предупредительных мер - «хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за

1 См., напр.: Криминология. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 156; Каирджанов Е.И. Криминология. - Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1995. - С. 148; Алауханов Е. О. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений / Под науч. ред. д.ю.н., проф. Е.И. Каирджанова. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. -С. 120; и др.

2 Бекариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Сост. и предисл. ВС. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 150.

преступления, сколько о предупреждении преступлений»3 - остается актуальным и сегодня.

На современном этапе развития нашего общества, который связан с процессами строительства правового государства, предупреждение преступлений является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения прав и законных интересов граждан, общества и государства4. Особый интерес к предупреждению преступлений в последние годы вызван, в основном, двумя обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм профилактики преступлений работал эффективнее, а предупредительные меры использовались в полной мере;

3 Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.

- С. 231.

4 См., напр.: Команчи В.А. Уголовно-правовые средства решения экономических проблем в условиях реформ: принципиальные возможности, направления использования и практические результаты: Дис. ...канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2001. - С. 136; Литвинов А.Н., Гавриш

Т. С. Профилактика преступлений. От теории к практике. Научно-практическое пособие. - М.: ЭКМОС, 2003. - С. 5; Криминология: Учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Боков, С. А. Солодовников, Е.А. Антонян и др.; Под ред. проф. С.М. Иншакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.

105; Идрисова С.Ф. Предупреждение преступности: Лекция.

- Ижевск, 2007. - С. 4; и др.

во-вторых, расширением возможности научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения преступлений «в действии», когда оно выступает не просто в качестве тех или иных теоретических положений, но и как конкретный, специфический вид деятельности. Речь идет о двух направлениях предупреждения преступлений: теоретическом и практическом, когда такое предупреждение рассматривается как вид теории и как вид практики5.

Принятие необходимых и своевременных профилактических мер позволяет не только реже прибегать к мерам уголовно-правовой репрессии, но и делает чище нравственную атмосферу общества, способствует реализации принципов законности и демократизма.

Предупреждение преступлений, совершаемых должностными лицами в сфере экономической деятельности, - это сложный и многогранный процесс, представляющий собой неотъемлемую часть социального управления и предполагающий осуществление системы экономических, социально-политических, организационных, правовых, воспитательных и других мер, направленных на нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение соответствующих противоправных деяний, а также коррекцию личности правонаруши-теля6. При выработке и принятии решений по вопросам уголовной политики в сфере регулирования экономических отношений, требуется не только выявлять, устранять или нейтрализовать причины и условия, способ -ствующие совершению преступлений, но и компенсировать их причинами и условиями нормативного, правомерного поведения7.

Сущность противодействия экономиче-

5 См., напр.: Сафиуллин Н.Х., Солодовников С.А. Криминологическая характеристика грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними повторно: Лекция. -М., 1996. - 30; Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики).

- СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.

- С. 194; и др.

6 См., напр.: Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учебное пособие. -Красноярск: Красноярский государственный университет, 1999. - С. 54; Алауханов Е.О., Зарипов З.С. Профилактика преступлений: Учебник. - Алматы, 2008. - С. 267; Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник для студентов вузов обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 210; и др.

7 См.: Старков О.В. Предупреждение преступлений: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2005. - С. 12.

ским преступлениям, совершаемым должностными лицами с использованием своих полномочий по службе, заключается в воздействии на факторы, определяющие наличие данного вида экономической преступности и способствующие их проявлению во вне, путем нейтрализации влияния этих факторов или их устранения. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины служебно-экономической преступности и условия, ее порождающие и детерминирую-щие8. Интересам профилактики криминализации отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности, должны отвечать как общие, так и специальные меры защиты от противоправных посягательств9.

К общим средствам и методам противодействия служебно-экономическим преступлениям, совершаемым в сфере экономической деятельности, можно, в частности, отнести общегосударственные меры в экономической, социально-политической, духовно-нравственной, правовой областях жизни общества в целях повышения уровня благосостояния людей, устранения, нейтрализации или минимизации негативных криминогенных факторов, влияющих на преступность. Система данных мер должна носить комплексный, многоцелевой и долговременный характер. Рассмотрим содержание указанных выше профилактических мер.

Во-первых, — это меры предупреждения в экономической сфере. Они должны быть направлены на решение основной цели -выход из экономического кризиса и повышение благосостояния населения10. При этом главная задача государства и его органов на этом направлении деятельности состоит в оздоровлении экономики, снятии имеющих место деформаций в экономических отношениях, в контроле за экономическими процессами как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности. Формирование институтов рыночной экономики становится

8 См.: Криминология: Учебник / Под ред. Малкова В.Д. - М., 2004. - С. 289.

9 См., напр.: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М.: НОРМА, 2001. - С. 422; Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М., 1980. - С. 398, 406; Теоретические основы предупреждения преступности / Под ред. В. К. Звирбуля, ВВ. Клочкова, Г.М. Миньковского. - М., 1977. - С. 60-67; Горшенков Г.Н. Криминологический словарь. - Н.Новгород, 2004. - С. 120; и др.

10 См.: Криминология: Учебник для вузов / Под

общ. ред. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:

Норма, 2005. - С. 651-652.

важнейшим фактором современного хозяй-ства11.

Провозглашая линию на восстановление и развитие цивилизованных экономических отношений, государство должно обеспечить безусловную реализацию важнейших рыночных императивов функционирования современных хозяйственных систем: свободу предпринимательства, честную, добросовестную конкуренцию, равенство стартовых условий для капиталов, равную защиту всех форм собственности, эквивалентность обмена и осуществления связанного с ним принципа социальной справедливости, согласование публичных и частных экономических интересов и др.12 Кроме того, требуется серьезная корректировка курса рыночных реформ, отказ от практики реформирования любой ценой, поддержка реального сектора национальной экономики, стимулирование предпринимательского поведения, отвечающего интересам потребителей, созданий условий для вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений13.

Во-вторых, — это меры предупреждения социально-политического характера. В первую очередь они должны быть направлены на сохранение и укрепление российской государственности, упрочение ее федеративного устройства через механизмы экономической системы. Политическими являются мероприятия, затрагивающие, прежде всего, деятельность государственных структур по осуществлению социально-экономической политики в целом. Предупреждение служебно-экономической преступности должно являться самостоятельным направлением уголовной политики наряду с налоговой14, кредитно-финансовой15, банковской16, инвести-

11 См.: Есипов В.М. Криминальная экономика и пути оптимизации экономической ситуации в России // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. - С. 7.

12 См., напр.: Шиханцов Г.Г. Криминология: Учебник для вузов. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. - С. 316; Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 393; и др.

13 См.: Криминология: Учебник / Под ред. ВН. Бурла-кова, Н.М. Кропачева. - СПб., 2002. - С. 259.

14 См., напр.: Куксин И.Н. Налоговая политика России (теоретический и историко-правовой анализ): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1998. - С. 8-9; Кузнецов А.П. Государственная политика противодействия налоговым преступлениям в Российской Федерации (проблемы формирования, законодательной регламентации и практического осуществления): Дис. ... д-ра юрид. наук. - Н.Новгород, 2000. - С. 43-68; и др.

ционной17.

В этой связи первоочередными задача -ми в этой области должны, на наш взгляд, быть: стабилизация социально-политической ситуации в стране, а также укрепление и повышение авторитета политической власти; определение стратегии и тактики экономической и уголовной политики, а также политики идеологического воздействия18; пресечение и искоренение активных попыток проникновения криминалитета во власть19; недопущение коррумпирования служащих государственных и муниципальных структур. Важным шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЭ «О противодействии коррупции»20, развивающего правовые основы борьбы с коррупционными проявлениями в сфере государственной и муниципальной службы.

В-третьих, — это меры по оздоровлению духовно-нравственной сферы. Духовность и нравственность всегда противостояли и противостоят преступности, а безнравственность, бездуховность сопутствуют и стимулируют преступность, в том числе, слу-жебно-экономическую. Как ни грустно это осознавать, но нужно согласиться с профессором П.Н. Панченко, констатирующим, что «...наша экономика по своей сути - безнравственна, так как ... в значительной своей части она криминализована»21.

Укрепление веры населения в справедливость существующих законов и моральную чистоту власти в целом и отдельных ее представителей является важнейшим общесоци-

15 См., напр.: Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1999. - С. 59; Демидов Ю.Н. Указ. раб. - С. 412; и др.

16 См.: Есипов В.М. Указ. раб. - С. 18.

17 См., напр.: Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: Монография. - М., 2003. - С. 209; Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О. А. Алякринского. - М.: Логос, 2003. - С. 3; Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. - М.: Статут, 2005. - С. 168 - 239; и др.

18 См.: Пинкевич Т.В. Указ. раб. - С. 200.

19 См.: Долгова А.И. Власть как криминологическая проблема // Преступность и власть. Материалы конференции. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. - С. 5.

20 См.: Российская газета. - 2008. - 30 декабря.

21 Панченко П.Н. Уголовная политика в сфере экономического правопорядка и совершенствование уголовного законодательства // Служебно-экономическая преступность и коррупция: теория, практика, законодательная регламентация: Сб. науч. трудов межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Г. Петрова, М.Г. Иванова. -Чебоксары, 2004. - С. 24.

альным направлением предупреждения должностной преступности в сфере экономической деятельности. Принимаемые общепредупредительные меры в экономической и социально-политической областях не принесут должного эффекта, если не будут восприняты, поняты и поддержаны большинством населения страны, а при достижении декларируемых целей и задач будут нарушаться принципы справедливости, нравственности и морали. Таким образом, сегодня назрела настоятельная потребность в постановке серьезных задач по формированию новой экономической культуры, этических и моральных норм, без которых невозможно существование современного общества, основанного на общечеловеческих ценностях, идеологическом и экономическом плюрализме. Возникла необходимость в создании государственной воспитательной программы, направленной на формирование здоровых экономических и служебных отношений22.

В-четвертых, — это правовые меры. Представляется, что они, прежде всего, должны развиваться по следующим направлениям:

- проведение специальной экспертизы действующих нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления различных видов экономической деятельности, на предмет выявления противоречий и несоответствий их друг другу;

- активизация и интенсификация научного и законодательного обеспечения создания эффективной системы комплексного противодействия служебным преступлениям, совершаемым в сфере экономической деятельности;

- совершенствование норм уголовного, административного, гражданского законодательства, предусматривающих меры ответственности за правонарушения, совершаемые должностными лицами в сфере экономической деятельности;

- создание юридических механизмов исполнения правовых решений23.

Безусловно, что принятие решений, необеспеченных мерами эффективного контроля за их исполнением, создает условия для различного рода должностных злоупотреб-

22 См., напр.: Криминология. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 285; Преступность среди социальных подсистем. - СПб., 2003. - С. 194; и др.

23 Криминология: учеб. пособие для студентов вузов,

обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»

/ Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - С. 394.

лений на различных уровнях. В этой связи представляется необходимым обеспечить действенность работы системы постоянного наблюдения (мониторинга) за ходом подготовки, принятия и реализации законов, регулирующих вопросы служебного и экономического поведения соответствующих субъектов, в целях устранения положений, способствующих коррупционным проявлениям.

В-пятых, — это меры, направленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, осуществляющих противодействие служебно-экономическим преступлениям, совершаемым в сфере экономической деятельности. В числе таких мер можно, на наш взгляд, назвать следующие:

- обобщение судебно-следственной практики по делам о преступлениях, совершаемых должностными лицами в сфере экономической деятельности и выработка конкретных рекомендаций правоприменительным органам в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ;

- совершенствование форм отчетности и статистического учета служебно-экономи-ческих преступлений;

- внедрение в практику работы правоохранительных органов, прежде всего их информационно - аналитических аппаратов, уже имеющихся методик измерения уровня латентности преступности (несмотря на сугубо ориентировочный характер подобных разработок, они могут быть определенным подспорьем в аналитической работе, направленной на уяснение реальной картины слу-жебно-экономической преступности)24;

- специальная подготовка и обучение сотрудников правоохранительных органов по вопросам квалификации и применению статей УК РФ, предусматривающих ответственность за совершение служебно-эконо-мических преступлений, и смежных с ними деяний;

- использование положительного опыта зарубежных правоохранительных органов по противодействию рассматриваемым деяниям.

Сокращение доли служебно-экономи-ческих преступлений в общей преступности

24 См., напр.: Жигоцкий П.Э., Борбат А.В., Разинкин В. С. и др. Латентная преступность в Российской Федерации: Статистический сборник. - М., 2004; Горяинов К.К., Овчин-ский В.С., Кондратюк Л.В. Улучшение взаимоотношений граждан и милиции: доступ к правосудию и система выявления, регистрации и учета преступлений: Научный доклад. - М., 2001. - С. 9-21; Скоморохов Р.В., Шиханов В.Н. Уголовная статистика: обеспечение достоверности. -М., 2006; Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. -М.: Норма, 2006. - С. 92; и др.

в немалой степени зависит от реализации комплексного подхода к предупреждению должностных преступлений вообще. Это, в свою очередь, предполагает: а) последовательность и непрерывность профилактического воздействия; б) использование проверенных практикой форм и методов руководства этой работой; в) высокий уровень профессионального мастерства и знаний кадров, осуществляющих предупредительную деятельность; г) четкую и точную дифференциацию объектов профилактического воздействия, позволяющую его максимально индивидуализировать; д) анализ объективных и субъективных причин и условий возникновения негативных явлений и процессов, а также конкретных обстоятельств, при которых предстоит осуществлять профилактическое воздействие; е) информационное, организационное и правовое обеспечение комплексного профилактического воздействия; ж) создание предпосылок, исключающих дублирование профилактических мероприятий различных субъектов профилактики; з) наличие опыта осуществления научного комплексного подхода к решению практических задач профилактики рассматриваемых преступлений; и) использование критериев, позволяющих на научной основе анализировать правильность, последовательность и эффективность применяемого комплексного подхода25.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанные выше меры профилактики должны носить взаимосвязанный и системный характер. Только в этом случае они будут эффективны и результативны. Действенность названных общепрофилактических мер, направленных на противодействие экономическим преступлениям, совершаемым должностными лицами, обеспечивается также тем, что они должны осуществляться в тесной взаимосвязи с мерами специального предупреждения.

Принимая во внимание содержание указанных выше общесоциальных мер предупреждения, а также исходя из направленности конкретных экономических преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием своих полномочий по службе, полагаем, что меры специального предупреждения этих общественно опасных деяний, можно разделить на экономические, организационно-правовые, и культурно-воспитательные.

25 См.: Бабаев М.М. О комплексном подходе к предупреждению преступности. Криминология и уголовная практика. - М., 1985. - С. 138-140.

1. Специальные меры экономического характера. Они направлены на реализацию общесоциальных мер предупреждения, дополняя и конкретизируя последние.

1.1. Представляется, что к указанным мерам применительно к преступлению, предусмотренному ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности), можно отнести:

а) разработку общеобязательных правил поведения на рынке всех хозяйствующих субъектов, в том числе, должностных лиц, осуществляющих контроль за ведением предпринимательской и иной экономической деятельности26. В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов совершенно справедливо отмечают, что «...значительное количество субъектов эконо-

26 Попытки создания примерного перечня общеобязательных правил поведения хозяйствующих субъектов уже предпринимались. Так, в 2000 г. Торгово-промышленной палатой РФ, Национальным фондом российской деловой культуры при участии российско-американского Комитета по развитию делового сотрудничества, на основе «Этнических принципов ведения дел в России», принятых в 1998 г. деловым сообществом, был разработан Кодекс делового поведения экономических субъектов (См., напр.: Быков В., Шихерев П., Ратникова Г., Абрамов И. Основы Кодекса делового поведения // Чистые руки. - 2000. - № 4. - С. 113-116; Егорова Н.А. Теоретические проблемы уголовной ответственности за преступления лиц, выполняющих управленческие функции (управленческие преступления): Монография. - Волгоград, 2006. - С. 86. В настоящее время рекомендательным актом, подробнейшим образом регулирующим деятельность органов управления хозяйственных обществ, является Кодекс корпоративного поведения (одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г., протокол № 49) - Справочная система «Консультант Плюс». 20 ноября 2005 г. См. также Варламова А.Н., Кабатова Е.В. Российский кодекс корпоративного поведения: подготовка, структура, применение // Государство и право. - 2002. - № 5. - С. 35-50; и др.). Полагаем, что данный документ должен послужить типовым образцом создания упомянутых выше правил, которым необходимо придать силу закона (См., напр.:

Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. - 2003. - № 3. - С. 53;

Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001. - С. 212213, 249-250; и др.). Представляется, что в этом законе должны быть сформулированы общие принципы поведения, отражающие не только интересы тех структур, в которых осуществляется экономическая деятельность, но и политическую волю государства, которая должна состоять в коренном реформировании деятельности должностных лиц, исполняющих от его имени свои полномочия в органах, надзирающих за нормальным функционированием различных сфер экономической деятельности, путем создания атмосферы доверия к ним со стороны российских граждан, иностранных партнеров и т.д., воспитания работников данных структур в духе соблюдения законности, нравственных, моральных и этических норм. Несмотря на то, что принципы и правила экономического поведения, безусловно, будут носить в основном ориентирующий, направляющий и рекомендательный характер, тем не менее, закрепление их в соответствующем нормативно-правовом акте, повлечет за собой обязанность непременного соблюдения указанных правил, что, в свою очередь, будет способствовать регулированию деятельности в указанной сфере.

мической деятельности в настоящее время искренне желают работать честно, не нарушая законов, и чувствовать себя спокойно. Но это возможно лишь в том случае, если само законодательное регулирование экономической сферы не создает откровенных соблазнов к быстрому, бесконтрольному и противоправному обогащению и "не перекрывает кислород" добросовестным предпринимателям»27 .

б) разработку системы материальных санкций, как к юридическим, так и к физическим лицам за нарушения хозяйственного законодательства, причиняющие ущерб законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

в) совершенствование гражданского и трудового законодательства, в том числе в части легализации ограничений в деятельности предпринимательских структур (в этой связи должны получить соответствующее развитие учредительные и иные документы, регламентирующие порядок их деятельности, а также требования, предъявляемые к порядку регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

1.2. Применительно к преступлению, предусмотренному ст. 170 УК РФ («Регистрация незаконных сделок с землей»), к числу специальных мер экономического характера можно отнести:

а) проведение земельной реформы, предполагающей осуществление полной инвентаризации и систематизации земель в стране, а также пользователей, арендаторов и собственников земли;

б) определение стоимости по каждому участку (когда земля обретет стоимостные характеристики и станет одним из главных активов, только в этом случае можно будет реально начать безубыточный для общества и государства оборот земли)28;

в) определение нормативов по налогу на землю;

г) налаживание механизма оборота земли, обеспечение четкости, ясности, доступности и «прозрачности» нормативных установлений, регулирующих земельные отношения.

1.3. Применительно к преступлению, предусмотренному ч. 3 п. «б» ст. 188 УК РФ,

27 Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. - М.: Норма, 2006. - С. 63.

28 См.: Кунц В.В. Регистрация незаконных сделок с землей: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2004. - С. 131.

(«Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения»), к числу рассматриваемых мер могут быть отнесены:

а) более широкое использование экономических рычагов, стимулирующих добросовестное исполнение своих должностных обязанностей работниками, осуществляющими таможенный контроль (премирование, увеличение процентной надбавки за сложность и напряженность служебной деятельности, и т.д.);

б) сокращение категорий должностных лиц, необоснованно освобожденных от таможенного контроля.

1.4. Применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 2851 и ст. 2852 УК РФ, к специальным экономическим мерам могут быть отнесены:

а) обеспечение открытой конкурсности обслуживания счетов федерального бюджета и счетов внебюджетного фонда, проведения денежных зачетов, предоставления гарантий и поручительств Минфина, так как перечисленное фактически является госзаказом банковской сфере (для ослабления сопротивления конкурсное перераспределение счетов государства начать установлением правила, по которому любая задержка расчетов автоматически должна повлечь проведение конкурса на все обслуживаемые им бюджетные счета)29;

б) выработка методов оценки рациональности бюджетных и внебюджетных расходов и внедрение индикаторов результативности затратности государственных средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) внедрение практики прозрачности финансовых потоков и публичной отчетности расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

г) усиление адресности и контроля бюджетных и внебюджетных расходов30.

2. Специальные меры организационно -правового характера обеспечивают формирование правовой базы отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности, и направлены на создание условий для их эффективного функционирования. К числу таких мер, на наш взгляд, можно отнести:

29 См.: Есипов В.М. Криминальная экономика и пути оптимизации экономической ситуации в России // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2004. - С. 15.

30 Изосимов С.В., Карпов А.Г. Нецелевое использование

бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Монография. - Н.Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2008. - С. 156.

2.1. Применительно к преступлению, предусмотренному ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности):

а) разработку и принятие пакета законов, упрощающих процедуру регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Посылом к принятию такого пакета служит указ Президента РФ № 797 от 15 мая 2008 года «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Среди таких мер наибольший интерес представляют, на наш взгляд, следующие:

- проведение плановых контрольных мероприятий в отношении одного индивидуального предпринимателя или юридического лица, каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года;

- преимущественно уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности и сокращение количества необходимых разрешительных документов;

- замена лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий31.

б) совершенствование уголовно-право -вой нормы об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, что, несомненно, будет способствовать улучшению криминогенной обстановки в рассматриваемой сфере, станет надежным инструментом предупреждения рассматриваемых преступных деяний;

в) использование адекватных и эффективных мер оперативного характера, способствующих выявлению и раскрытию воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (полагаем, что в этой связи нужно воссоздать утраченные агентурные сети, широко применять другие формы оперативно-розыскной деятельности: наблюдение, прослушивание, эксперимент и др.);

г) совершенствование форм и методов контроля за деятельностью должностных лиц, осуществляющих свои служебные функции в сфере экономической деятельности:

- усиление ведомственного и вневедомственного контроля;

31 Реализация указанных выше положений сделает отдельные действия, предусмотренные объективной стороной ст. 169 УК РФ, фактически невыполнимыми. Уклонение или незаконный отказ в регистрации, либо в получении лицензии на определенный вид деятельности перестанет быть страшным сном для предпринимателей.

- организация «телефонов доверия» и установка специальных почтовых ящиков для сбора заявлений и жалоб от граждан и организаций на неправомерные действия должно -стных лиц;

- внедрение административных регламентов в целях повышения прозрачности предоставления государственных услуг;

- создание системы внутреннего информирования о коррупционном поведении должностных лиц.

2.2. Применительно к преступлению, предусмотренному ст. 170 УК РФ («Регистрация незаконных сделок с землей»):

а) обновление земельного кадастра, закрепление в Земельном кодексе РФ объектов земельных отношений, с их конкретизацией и определением специфики правового режима32;

б) обеспечение проведения правового оформления по каждому земельному участку;

в) совершенствование системы контролирующих органов путем их выведения из ведомственного подчинения и создания единой государственной службы в виде экологической полиции или инспекции;

г) внесение изменений в уголовно-правовую норму об ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей в целях повышения эффективности противодействия указанному общественно опасному деянию.

2.3. Применительно к преступлению, предусмотренному п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ («Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения»):

а) проведение модернизации системы таможенного контроля и развитие объектов околотаможенной инфраструктуры, а также технологии их работы. При этом необходимо ориентироваться на последовательное упрощение таможенных процедур, приближение их к мировой практике таможенной очистки товаров и транспортных средств (не более 24 часов), что благоприятно скажется на привлечении иностранных инвесторов. Решение данного вопроса, в свою очередь, потребует:

- оснащения таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля;

- разработки научно обоснованной методики определения оптимальной числен-

32 См.: Мирзаев З.М. Пути совершенствования законодательства о регистрации незаконных сделок с землей // Преступность, экономика и организованная преступность / под ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007. - С. 186.

ности таможенников в каждом органе на основе изучения интенсивности труда, объема и характера выполняемых функций и т.д.;

- совершенствования технологических схем таможенного контроля;

- внедрения современных компьютерных систем автоматизированной системы таможенного контроля;

- создания единого таможенного информационного пространства на территории РФ и Таможенного союза государств - участников СНГ33.

б) укрепление нормативно-правовой базы таможенного дела;

в) устранение имеющихся коллизий между таможенным и уголовным законодательством путем четкого определения сущности и содержания всех юридически значимых понятий и разграничения сферы уголовно -правовых и таможенных отношений;

г) систематизация и аналитическая обработка информации о случаях контрабанды, совершенных должностными лицами с использованием служебных полномочий;

д) введение специальных служб тайных таможенных агентов, формирование дополнительных контрольных пунктов вне зон таможенного контроля, организация специальных досмотровых групп с особым статусом и т.п.

2.4. Применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 2851 и ст. 2852 УК РФ («Нецелевое расходование бюджетных средств»; «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов):

а) разработка и принятие закона «О казначейском исполнении федерального бюджета»;

б) создание программных инструментов с единой базой и полной прозрачностью движения бюджетных и внебюджетных средств;

в) разработка и принятие закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений»34, с учетом рамочного характера которого, следует подготовить пакет правовых документов, регламенти-

33 См.: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - С. 686 - 687.

34 Отметим, что в своем интервью «Независимой газете» Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев сообщил, что «...в настоящее время идет работа над созданием Государственной системы профилактики преступлений. В июне 2007 года этот вопрос рассматривался на заседании Государственного совета России в Ростове-на-Дону. По поручению Президента РФ подготовлена концепция Федеральной целевой программы на 2009 -

2012 годы. Сейчас готовим законопроект «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», он будет представлен в Государственную Думу в

рующих деятельность по предупреждению преступлений, в том числе, совершаемых в бюджетной сфере, детализируя основные положения указанного Закона35;

г) проведение в рамках правительственного контроля за работой внебюджетных фондов расследования их финансовой деятельности с момента создания по настоящее время, и, при наличии к тому оснований, принятие соответствующих мер воздействия (включая меры уголовно-правового характера) к лицам, допустившим расходование средств этих фондов не по целевому назначению, а также иные злоупотребления по службе;

д) совершенствование уголовно-право -вых норм, предусматривающих ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

3. Специальные меры воспитательного воздействия. Они в равной степени относятся ко всем анализируемым нами преступлениям. Данные меры призваны сыграть важную роль в формировании нравственных основ слу-жебно-экономической деятельности, в возрождении российских традиций деловой этики. В идеале воспитательное воздействие на личность преступника либо на личность потенциального правонарушителя должно помочь субъекту осознанно определить свое отношение к социальным ценностям: принципам должного поведения, правовым и моральным нормам.

Важное значение имеют меры общественное воздействия. Они предшествуют применению норм права и способствуют тому, чтобы не допустить возникновения противоправного поведения, предотвратить его, не дать перерасти аморальному и антиобщественному поведению в преступное, затормозить действие причин и условий, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности и развитию преступных побуждений. В целях с целью недо-

2008 году» (Интервью Министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева «Независимой газете» // туе!. гиргезБ/

т1етеш/5188/ 5188/).

35 Такую идею высказывает, в частности, К.С. Арутюнян, предлагающий в целях повышения эффективности противодействия преступлениям, связанным с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов разработать и принять комплексный федеральный закон «О борьбе с преступностью в бюджетной сфере» (См.: Арутюнян К.С. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере распределения и использования бюджетных средств: Автореф. дис. □ канд юрид. наук. - М., 2007. - С. 25).

пущения совершения должностных экономических преступлений, представляются целесообразными следующие меры:

- повышение эффективности работы кадрового аппарата, по подбору кандидатов на замещение должностей, связанных с осуществлением полномочий в соответствующей сфере деятельности путем использования возможностей психологической проверки лиц, поступающих на работу, а также результатов тестирования, в том числе, на «детекторе лжи» - «Полиграфе» и пр.;

- значительным потенциалом, на наш взгляд, обладает и виктимологический аспект воспитательно - профилактической деятельно -сти. В данном случае имеется в виду то, что нередко в силу низкой осведомленности о

правилах и процедурах, регулирующих исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей в той или иной сфере экономической деятельности, отдельные участники экономического процесса становятся жертвами различного рода злоупотреблений, совершаемых указанными выше лицами. Однако, к сожалению, в качестве профилактики правонарушений в сфере экономической деятельности обращение к жертве преступления, потерпевшему пока практически не используется36.

В заключение необходимо еще раз отметить, что меры профилактики должны носить комплексный характер. Только в этом случае они будут эффективны и результативны.

V.S. Kuzmenko. PREVENTION OF WHITE-COLLAR CRIMES IN THE ECONOMY.

The article deals with the general and specific preventive measures to reduce white-collar crimes in the economy, explains the root cause of the problem and suggests ways to increase efficiency of such measures.

КУЗЬМЕНКО Владимир Сергеевич, родился в 1983 г., окончил Нижегородскую академию МВД России (2004), преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России. Автор 11 работ.

УДК 343.85

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ, СОВЕРШАЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

С. В. Изосимов, В. С. Кузьменко

Экономические, политические, право -вые, организационные и психологические факторные комплексы, действуя в своей совокупности, порождают, а затем способствуют сохранению и воспроизводству слу-жебно-экономических преступлений. Этот комплекс условно-причинностных факторов связан и с общественными, и с индивидуальными обстоятельствами и процессами. В первом случае, это факторы, существующие и действующие на уровне общественного, и массового сознания. Во втором - обстоятельства, предопределенные личностными особенностями субъектов, оказавшихся в определенных условиях, заставившие их избрать социально негативную модель поведения.

Общеизвестно, что объяснить преступное поведение человека невозможно без

знания его личных особенностей, поскольку только личность есть носитель причин преступных действий, их источник, она решает, быть преступником или нет. Следовательно, личность преступника представляет собой систему социальных и психических свойств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления. На практике - это реальная психологическая, поведенческая система, состоящая из нескольких десятков негативных свойств. Поэтому с методологической точки зрения, самым эффективным средством исследования сложной многоаспектной проблемы личности преступника является

36 См., напр.: Криминология: Учебник / Под ред. Малкова В.Д. - М., 2004. - С. 290; Невский Н.Н., Кулакова А.А. Виктимология и ее основополагающие аспекты: Монография. - Владимир, 2007. - С. 5-6; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.