Пшизова Елена Насурдиновна
соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России,
г. Краснодар
Предупреждение преступлений, связанных с нарушением трудовых
прав граждан
Н
адо отметить, что латентность преступлений в сфере труда очень высока. Как отмечает Р.М. Акутаев, «при рассмотрении вопроса о понятии латентной преступности было подчеркнуто, что она имеет двоякую природу. С одной стороны, латентная преступность имеет место там, где о ее обнаружении и уголовном преследовании не проявляют заботу причастные к ней лица - потерпевшие, виновные либо прикосновенные лица, т.е. те, кто непосредственно вовлечен в сферу уголовно-правовых отношений либо располагает информацией о совершенном преступлении. С другой стороны, информация о преступлении обнародует-ся, становится достоянием органов уголовного преследования и правосудия, но последние либо не придают ей должного значения, либо им не удается полно и всесторонне раскрыть преступление и изобличить виновных. Поэтому и факторы, способствующие латентности преступлений, следует искать в этих двух плоскостях.
Под факторами латентности преступлений следует понимать совокупность обстоятельств социального, правового, личностного и иного характера, препятствующих выявлению (установлению), регистрации и учету преступлений, а также их раскрытию, в том числе обеспечению полноты и всесторонности раскрытия преступлений»1.
Мотивами, сдерживающими потерпевших
сообщить о преступном нарушении их трудовых прав, являются боязнь потерять работу; уверенность в том, что спор будет решен в пользу работодателя; нежелание портить отношения с работодателем. Такое поведение граждан можно объяснить также стремительным снижением жизненного уровня, ростом дороговизны, постоянной возрастающей угрозой безработицы, нередко вынуждающей работников соглашаться на кабальные условия индивидуального трудового договора, а то вообще на труд без него, пренебрегая своим здоровьем, идти на прямые нарушения правил охраны труда, работать в условиях повышенного риска.
Довольно часто мотивом незаявления потерпевшими лицами о преступном нарушении их трудовых прав выступает их предвзятое отношение к деятельности правоохранительных органов. Это объясняется неверием в возможность правоохранительных органов раскрыть преступление либо нежеланием связываться с ними, обременять себя участием в уголовном судопроизводстве. В случае же необоснованного отказа в приеме на работу - нежеланием начинать трудовые отношения с трудового спора, предполагая, что даже если будет заключен трудовой договор, будут созданы такие неблагоприятные условия, при которых работник сам изъявит желание его расторгнуть.
Успех борьбы с преступностью, как и латентной ее разновидностью, в значительной мере определяется последовательностью и эффектив-
1 СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 265. С. 17.
195
ностью деятельности правоохранительных органов, их решительностью и наступательностью в достижении поставленной цели. В системе государственных органов именно правоохранительным органам принадлежит ведущая и основная роль в обеспечении режима законности и правопорядка в стране.
Органы прокуратуры играют важную роль в защите трудовых прав работников. Однако анализ практики свидетельствует о том, что граждане для защиты своих прав и интересов не так уж широко используют средства прокурорского надзора. Защита трудовых прав работников осуществляется прокурорскими работниками в виде общего надзора за соблюдением законодательства. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений, организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Кроме того, прокуратура проводит плановые надзорные проверки.
Изучение прекращенных производством Майкопской городской прокуратурой уголовных дел и отказных материалов свидетельствует, что порой дела прекращаются без проведения всех необходимых следственных и оперативно-розыскных действий. В некоторых случаях в материалах дел содержатся явные признаки, указывающие на совершение преступления подозреваемым лицом, однако по вине работников следствия, слабой помощи со стороны оперативных работников, несвоевременности принятых мер и ряда иных причин виновному лицу удается избежать уголовной ответственности1.
В Республике Адыгея контроль за соблюдением действующего трудового законодательства и охраны труда на предприятиях также возложен на государственных инспекторов Министерства труда и социальной защиты населения в РА. Надо отдать должное государственной инспекции труда, которая выявляет всевозможные причины и условия, способствующие нарушению трудовых прав граждан, а также проводит соответствующий их анализ.
1 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 536.
2 САПП. 1994. № 11. Ст. 857.
3 СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 265. С. 17.
4 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 536.
5 СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 798.
Так, в 2006 г. государственными инспекторами труда в ходе проверок организаций выявлено 5562 нарушение, в том числе по охране труда - 4061 случай. Следует отметить, что имеет место положительная динамика в увеличении проверок организаций и предприятий. Только в сравнении с 2005 г. количество проверок увеличилось на 20%. Это несмотря на то, что свою численность инспекция труда не увеличила. Явным и довольно распространенным нарушением трудовых прав является несвоевременная выплата заработной платы. Нарушение данной нормы законодательства о труде приняло повсеместный характер, и проблема своевременной выплаты заработной платы во всех сферах экономики стала общегосударственной проблемой. Задержка выплаты заработной платы объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Массовое нарушение прав работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца побудило Президента РФ принять еще в 1994 г. Указ «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан»2. Данный Указ предписывал Прокуратуре РФ усилить надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательства о труде, коллективных договорах и соглашениях, обратив особое внимание на недопущение случаев задержки выплаты заработной платы. Судам рекомендовалось систематически проводить обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе по фактам задержки выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия приводят к усилению социальной напряженности в обществе.
Каких-либо радикальных изменений в положении дел, связанных с задержкой выплаты заработной платы, тем не менее, не произошло. В связи с этим приняты новые указы: от 19 января 1996 г. «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат»3 и от 1 февраля 1996 г. «О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы»4 от 19 февраля 1996 г. «О проверках соблюдения законодательства об оплате труда»5. Названные акты предусматривают про-
_196
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)
ведение Федеральной инспекцией труда проверок соблюдения законодательства об оплате труда, применения штрафных санкций при выявлении нарушений и привлечение к персональной ответственности всех руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из бюджета заработной платы и выделение средств из федерального бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, за несвоевременное осуществление указанных выплат. В соответствии с названными выше Указами Президента РФ Правительство РФ приняло постановление от 6 марта 1996 г. № 230 «О мерах по реализации указов Президента РФ, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы»1. В соответствии с этим постановлением Минфину РФ вменено в обязанность ежемесячно составлять и доводить до федеральных органов исполнительной власти утвержденные Правительством графики финансирования заработной платы и других выплат населению за счет бюджетных средств. Основными причинами задолженности по выплате зарплаты и других выплат являются: резкое ухудшение финансового состояния большинства предприятий и отраслей экономики республики и связанные с этим хронические неплатежи потребителей за полученную продукцию и услуги; острая нехватка оборотных средств; применение бартерных сделок; снижение объема производств и недостаточный сбыт готовой продукции; прекращение деятельности в связи с изъятием имущества по решению Арбитражного суда; необходимость погашения платежей по кредиту; недофинансирование местными бюджетами льгот, субсидий на оплату коммунальных услуг, а также несвоевременная оплата жилищно- коммунальных услуг населением и некоторыми организациями; сокращение объемов производства и резкое падение его эффективности привели к существенному уменьшению базы для налоговых поступлений в бюджет республики, что, в свою очередь, повлекло сокращение возможностей своевременного финансирования заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Не менее напряженной остается обстановка, связанная с условиями и охраной трудовых прав женщин. Несмотря на то, что законодательная база в нашем государстве разработана дос-
таточно и позволяет широко защищать права и интересы женщин, о правах работающих женщин говорят пока мало и их плохо соблюдают, что как нельзя лучше подтверждают цифры. По сведениям Гос. комитета по статистике РА в отраслях экономики республики трудится 51114 женщин, что составляет 46% от общей численности работающих. В ходе проверок в 2006 г. выявлено 166 (2006 - 148, 2005 - 134, 2004 - 248, 2003 - 52) различных нарушений законодательства о труде и охране труда женщин2. Проверками в основном были охвачены частные предприятия торговли, малого бизнеса и организации агропромышленного комплекса, где широко применяется труд женщин. Анализ проведенных проверок показывает, что основными нарушениями трудовых прав женщин являются: отправление женщин в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации; заключение срочных трудовых договоров и увольнение их по истечении срока договора; не обеспечение на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда, особенно в сельском хозяйстве; не обеспечение работниц спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты; отсутствие в организациях санитарно-бытовых помещений; несоблюдение установленного порядка обучения и инструктажа по безопасности труда.
Предпринимаемые как со стороны государства, так и со стороны работодателей экономические, правовые, организационно-технические мероприятия по охране труда не подкреплены научным обоснованием и носят половинчатый характер. Анализ производственного травматизма показывает, что более половины из них происходит вследствие низкой профессиональной подготовки, слабого знания пострадавшими правил по охране труда, а также недостаточного уровня знаний руководителей, инженерно-технических работников.
Видимо, настала необходимость создания в республике научно-технического центра по обеспечению научных исследований в области охраны труда, разработок методологии по безопасности жизнедеятельности человека в условиях производства, а также нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности и охраны труда, аттестации производственных объектов, предприятий по условиям труда. В целях улучшения условий труда, здоровья работающих и их социального благополучия необходи-
1 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1116.
2 Такой рост выявленных нарушений связан, прежде всего, с увеличением интенсивности работы государ-
ственных инспекторов труда.
197
мо совершенствовать ряд мер в этом вопросе, из которых по приоритетности мы бы выделили определенные направления.
1. Необходимо принять качественно новый Закон «Об охране труда», который должен быть более совершенным и эффективным. В нем должны быть определены основные принципы государственной политики и управления охраной труда, а профессиональным союзам, представителям работников предоставлено право на осуществление общественного контроля в области безопасности и охраны труда, защиту конституционных прав, гарантий работников на охрану труда.
2. Восстановить ранее ликвидированные службы охраны труда в отраслевых министерствах и ведомствах. В настоящее время действующие нормативные правовые акты не предусматривают четкого разграничения прав, обязанностей и ответственности в области охраны труда всех участников производственного процесса. Значительная часть их по своему научно-техническому уровню не соответствует современным требованиям. В отраслях для одних и тех же технологических процессов нередко действует несколько правил безопасного ведения работ, порой про-
тиворечащих друг другу. Устранением этого пробела и совершенствованием внутриотраслевых нормативных документов должны заниматься службы охраны труда отраслевых министерств и ведомств.
3. Государство должно поощрять разработку и внедрение безопасной техники, технологий, средств защиты. Назрела необходимость рассмотреть вопрос о создании специального республиканского научно-исследовательского учреждения по охране труда, наладить подготовку и обучение кадров. Создание такого научного центра выведет на качественный новый уровень решения вопросов охраны и условий труда, экологических проблем, вопросов медицины труда и оздоровления окружающей и производственной среды.
4. Решение данной проблемы мы также видим в ужесточении мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия на работодателей и должностных лиц, действия либо бездействия которых приводят к нарушению трудовых прав граждан. Данные положение должны найти четкое, недвусмысленное отражение в законодательстве.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)
198