Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1033
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ / CRIME / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оноколов Ю.П.

В статье рассмотрена проблема предупреждения правонарушений средствами применения административных наказаний. Автор показал, что применение административного наказания влечет для правонарушителя ряд отрицательных последствий морального, материального и физического характера. Связанные с ними административные санкции не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, способом формирования законопослушных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WARNING OFFENSES AND CRIMES - THE MAIN OBJECTIVE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

In the article the problem of prevention of offenses means the application of administrative penalties. The author has shown that the use of administrative punishment for the offender entails a number of negative consequences for moral, material and physical nature. Related administrative sanctions are not the purpose of an administrative penalty. They serve as a means of educating people in the spirit of respect for the law, the method of formation of law-abiding citizens.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ»

истины в производстве по делам об административных правонарушениях // Современная научная мысль. 2012. №2.

Мельников В.А. - кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России (vmelnikov2008@rambler.ru)

Melnikov, V.A. - PhD in Law, associate professor, doctoral student of the Academy of the Interior Ministry of Russia

УДК 342.924

ОНОКОЛОВ Ю.П. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ -ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Ключевые слова: правонарушения, административная ответственность, административные наказания, предупреждение правонарушений

В статье рассмотрена проблема предупреждения правонарушений средствами применения административных наказаний. Автор показал, что применение административного наказания влечет для правонарушителя ряд отрицательных последствий морального, материального и физического характера. Связанные с ними административные санкции не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, способом формирования законопослушных граждан.

ONOKOLOV, Y.P. WARNING OFFENSES AND CRIMES - THE MAIN OBJECTIVE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Keywords: crime, administrative responsibility, administrative punishment, prevention of offenses

In the article the problem of prevention of offenses means the application of administrative penalties. The author has shown that the use of administrative punishment for the offender entails a number of negative consequences for moral, material and physical nature. Related administrative sanctions are not the purpose of an administrative penalty. They serve as a means of educating people in the spirit of respect for the law, the method of formation of law-abiding citizens.

Административные наказания не могут функционировать без иных мер, служащих установлению правопорядка. Это, например, меры уголовного, гражданско-правового, дисциплинарного характера. Существо и содержание административных наказаний нельзя понять без исследования их целей. При

этом следует иметь в виду, что административное право тесно связано с уголовным, с той лишь разницей, что административное право наказаниями призвано предотвращать ущерб общественным отношениям, который может перерасти в уголовные деяния [1].

Например, установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения: Карая нарушителей Правил дорожного движения, административное право должно предотвращать еще более опасные последствия, например гибель и увечья людей, за которые следует уже уголовная ответственность [2]. Эта особенность административного права позволяет ряду исследователей обоснованно называть его «смягченным уголовным правом» [3].

Цели административного наказания не следует смешивать с объяснением и оправданием существования самого административного наказания [4]. Если цель, преследуемая и достигаемая наказанием, разумна и необходима, то необходимо и наказание, и в разумности цели некоторые исследователи видели оправдание самого наказания [5]. При этом цель административного наказания выступает одновременно и обоснованием установки тех результатов, достижение которых желательно путем административного наказания.

В принципе цели административного наказания следует рассматривать как тот конечный результат, которого стремится достичь государство, порицая виновного за совершение административного правонарушения и применяя ту или иную меру административного наказания. Таким образом, вопрос о целях наказания вообще и административного наказания, в частности, теснейшим образом взаимосвязан с содержанием наказания.

Анализ целей административных наказаний производился различными исследователями [6]. Однако более обстоятельно проблема целей наказания исследовалась в уголовном праве [7].

Еще более двухсот лет тому назад известный юрист и итальянский просветитель Чезаре Беккариа писал, что «цель наказания ... заключается не в чем ином, как в предупреждении новых деяний, наносящих вред ... согражданам, и в удержании других от подобных действий» [8].

Правовые теории определяют различные цели наказания: устрашение, возмездие, психическое принуждение, исправление, специальное предупреждение. А.А. Жижиленко выделял достаточно много целей наказания: 1) возмездие как справедливость и месть; 2) заглаживание или искупление вины; 3) удовлетворение потерпевшего, государства, общества; 4) общее предупреждение; 5) особые психические переживания потерпевшего; 6) простое реагирование на учиненное [9] и т.д.

Смешанные теории целями наказаний считали устрашение и возмездие (кару), общую и специальную превенцию, а также исправление виновного [10]. Однако кара не может быть целью наказания, поскольку кара и наказание соотносятся между собой как сущность и явление. Кара - это статическая категория, существующая в рамках наказания, его сущность. Наказание как правовое явление представляется одним из проявлений сущности - кары.

Сущность же не может быть продолжаемой после реального прекращения наказательного воздействия (то есть после прекращения наказания прекращается и должно прекратиться карательное воздействие) [11].

Между тем, цель (как объективный результат), порожденная наказанием, - динамическая категория, существующая как в рамках самого наказания, так и вне его, а точнее - после него. Цель объективируется материально в результатах наказательного воздействия и не обязательно обусловлена рамками такого воздействия; она (цель) дистанцируется от самого «преследуемого» явления (административного наказания) и образует собой самостоятельный, автономный в хронологическом смысле результат, отвлеченный от своего источника (бытия) [12]. То есть карательная сущность административного наказания остается неизменной вне зависимости от того, каковы цели административного наказания как правового явления - внешнего выражения указанной сущности. Отсюда административное наказание, а именно его суть -кара - применяется за совершение административного правонарушения, -деятельности, осуществленной в прошлом, а цели, поставленные перед наказанием, ориентированы на будущее.

Как указано в ч.1 ст.3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Нельзя не заметить, что КоАП РФ исключил имевшуюся в прежнем КоАП РСФСР третью цель применения административных наказаний: воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе уважения к закону и правопорядку. Новый Кодекс также изменил термин «административные взыскания» на «административные наказания» и определил административные наказания в качестве меры ответственности за совершение административного правонарушения.

Из смысла ч.1 ст.3.1 КоАП РФ следует, что целей применения административных наказаний две:

1) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем; 2) предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. Изложенные в ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. При этом первая цель может достигаться путем прямого воздействия на правонарушителя, а вторая - методом косвенного воздействия на волю других лиц.

Однако некоторые авторы считают, что сами административные наказания являются методом принуждения, всегда выражаются лишь в прямом воздействии на волю управляемых лиц. Соответственно, цель применения административных наказаний одна - наказать виновного за совершенное им правонарушение [13].

Необходимо также отметить, что в ч. 2 ст. 3.1 КоАП прямо указано, что

административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесения вреда деловой репутации юридического лица. То есть административные наказания не преследуют цели мести, причинения физических страданий, унижения человеческого достоинства. Данное положение КоАП соответствует ст.21 Конституции РФ, согласно которой «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию», а также ст.12 Всеобщей декларации прав человека, ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающих недопустимость такого применения наказаний, которое предполагало либо допускало бы пытки, насилие, другое жестокое, или унижающее человеческое достоинство обращение.

Как указывают другие авторы, административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению не только административных правонарушений, но и преступлений. По их мнению, из ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, необоснованно исключено воспитание из целей административного наказания, в связи с чем существуют три цели административных наказаний: 1) воспитание нарушителя; 2) частное предупреждение правонарушений; 3) общее предупреждение правонарушений.

Применение административного наказания влечет для правонарушителя ряд отрицательных последствий морального, материального и физического характера. Однако правоограничения, составляющие содержание санкции, не являются целью административного наказания. Они служат средством воспитания людей в духе уважения к закону, к праву, способом формирования законопослушных граждан.

Цель частного предупреждения ставится только в отношении лиц, подвергнутых административным наказаниям за совершение административных правонарушений, имея в виду предупреждение рецидива с их стороны. Каковы пути достижения названной цели? Применение административных санкций влечет неблагоприятные для правонарушителя последствия, которые он обязан претерпеть. И боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторное совершение аналогичного проступка может повлечь за собой как более суровую административную санкцию, так и привлечение к уголовной ответственности.

Помимо устрашения, как средства достижения цели частного предупреждения, административные санкции содержат в себе разнообразные формы лишения фактической возможности совершить новое правонарушение. Так, конфискация у браконьера орудий лова, либо плавательных средств лишает его фактической возможности продолжать незаконный лов рыбы; режим содержания административно арестованных (изоляция от общества,

охрана) имеет одну из целей - не допустить совершения правонарушений (как административных, так и иных, в том числе и уголовных) со стороны арестованных. Цель частного предупреждения административных наказаний -это предупреждение административных и других правонарушений.

Однако превентивная роль административных санкций гораздо шире. Многие административные правонарушения нередко «перерастают» в преступления и борьба с ними посредством административного наказания является одновременно и борьбой с преступлениями. Поэтому правильнее, при определении предупредительной цели административных наказаний, говорить о предупреждении правонарушений, имея в виду как административные, так и иные правонарушения (дисциплинарные, гражданско-правовые, уголовные).

Цель общего предупреждения состоит в предупреждении иных лиц не только от административных правонарушений, но и от других правонарушений, в том числе и уголовных деяний [14]. Данная цель обеспечивается прежде всего информацией о самом законе, предусматривающем возможность применения наказания за совершение административных правонарушений и аналогичных уголовных деяний. Санкции правовых норм удерживают от совершения правонарушения неустойчивых лиц. Боязнь быть подвергнутым административному (а возможно и уголовному) наказанию удерживает их от совершения правонарушений. Важным средством достижения общепревентивной цели является применение административных наказаний к правонарушителям, их реальное исполнение.

Другие исследователи [15] считают, что в качестве одной из основных целей административного наказания следует рассматривать восстановление социальной справедливости, причем данная цель несет не только превентивный потенциал. Важной целью административного наказания также является установление общественного порядка и общественной безопасности, порядка осуществления государственной власти [16].

Что касается мотива исключения воспитания из числа целей административного наказания, то при отклонении предыдущего варианта КоАП РФ Президент РФ указал на недопустимость причисления воспитания к целям административного наказания, поскольку оно применяется только к физическим лицам. При этом Президент указал, что «в части 1 статьи 3.1 Кодекса установлено, что целью административного взыскания является воспитание лица, совершившего правонарушение, в духе уважения к закону и правопорядку. Однако данное положение не может относиться к юридическим лицам» [17].

Цели административного наказания в ч.1 ст.3.1 КоАП РФ лишь перечислены, но их содержание не раскрывается. В данной норме говорится о «предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». То есть КоАП РФ содержит положения, придающие административному наказанию предупредительную и профилактическую направленность, причем не только к лицам, подвергшимся административному наказанию, но и к тем лицам, к которым наказание не

применялось. Поэтому административное наказание имеет целью частную и общую превенцию.

Частная превенция (специальное предупреждение) заключается в воздействии административного наказания на правонарушителя, после применения которого он в будущем не будет совершать новых правонарушений, возможно и из-за страха перед наказанием. Специальная превенция представляет собой предупреждение не только нового административного, но и иного правонарушения, в том числе и преступления со стороны лица, уже привлеченного либо привлекавшегося к административной ответственности. Цель специального предупреждения решается с помощью воздействия такой степени и характера наказания на виновного, которое способно предупредить совершение им какого- либо нового правонарушения, в том числе и уголовного деяния. Если впоследствии лицо, привлеченное к административной ответственности, удерживает от совершения правонарушения опыт пережитого административного наказания, то частное предупреждение будет достигнуто. В этом значимую роль может сыграть карательное воздействие административного наказания: устрашение, страдание, испытания при применении административного наказания, осознание своей вины, переоценка взглядов. То есть достижению целей административного наказания (взыскания) «способствует присущая всем административным взысканиям функция кары» [18].

Вместе с тем цель специального предупреждения сводится не только к исправлению правонарушителя. Предупредить возможность совершения виновным правонарушений возможно различными способами, например, запрещая по суду дисквалифицированному лицу занимать руководящие должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом [19].

Помимо этого, сам факт продолжительного ограничения правонарушителя в правах, как правило, устраняет на длительное время возможность совершения им новых правонарушений. Административные наказания в конечном итоге применяются для того, чтобы «вызвать положительную для общества психическую «встряску» правонарушителя, нужное для общества переустройство его сознательно-волевых качеств» [20].

При этом каждое административное наказание воздействует не только на правонарушителя, но и на других лиц, чем способствует осуществлению целям и специального, и общего предупреждения.

Общая превенция (общее предупреждение) состоит в предупреждении правонарушений со стороны иных лиц, склонных к совершению правонарушений (неустойчивых, незаконопослушных граждан). Этих лиц от совершения правонарушений удерживает возможность применения реального административного наказания, угроза лишения каких-либо благ: свободы, определенного образа жизни, к которому он привык; отрыв от работы; в материальных потерях и т.д. Одной из целей общего предупреждения является формирование боязни совершения правонарушения. При этом угроза

неотвратимости административного наказания должна пройти через сознание склонного к совершению правонарушения лица и оказать позитивное влияние на уровень его неправомерной активности. Причем сдерживающий эффект различных административных наказаний неодинаков, например административный арест устрашает сильнее, чем административный штраф.

Необходимо также отметить, что эффективность

общепредупредительного воздействия наказания больше зависит не от его жестокости, а от его неотвратимости. В связи с этим, до настоящего времени актуально следующее высказывание В.И. Ленина: «предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жесткостью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым» [21]. В одном из ежегодных Посланий к Федеральному Собранию Президент России подчеркнул, что «наша главная цель - и об этом мы много раз говорили, все об этом хорошо знают - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости» [22].

Общепредупредительное воздействие административного наказания должно ставить целью воспитание граждан, выработку у них позитивной морали, убеждений, взглядов, необходимого правосознания, соответствующего морального и культурного уровня, а также реализацию принципа неотвратимости административного наказания. Устрашение, с целью предостережения от совершения правонарушений, может быть направлено в отношении только незаконопослушных граждан, а воспитательное воздействие - в отношении всех граждан. Такое воздействие и следует признать общепревентивным воздействием. Что касается вопроса о соотношении указанных целей, то они диалектически едины и взаимообусловлены. Административное наказание едино в своей сущности, поскольку и частная, и общая превенции представляют собой тот потенциал принудительного воздействия, который может эффективно выражать силу убеждения такой карательной меры, как административное наказание [23].

Таким образом, различные авторы и исследователи указывают на достаточное большое количество целей, которые должно преследовать административное наказание. Однако основной целью административных наказаний является предупреждение совершения новых административных и иных правонарушений, в том числе и преступлений, как правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Литература и источники

1. См.: Шахкелдов Ф.Г. Исследование защитником виновности и субъективной стороны преступления в суде первой инстанции // Право и практика. 2012. №2.

2. См.: Соловьева О.М. О некоторых проблемах при составлении протокола об административном правонарушении и применении норм о возбуждении дела об административном правонарушении // Право и практика. 2012. №2.

3. См.: Административное право / Авт. кол. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. М., 2009. С.3.

4. См.: Нефедовский Г.В. Аксиологические проблемы современной юридической науки // Право и практика. 2013. №1.

5. См.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 56.

6. См.: Саввин М.Я. Административный штраф. М., 1984. С. 6-16; Шергин А.П. Административные взыскания по советскому праву: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1969. С.172. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность (сущность, применение и эффективность административных взысканий). Л., 1975. С. 44-53.

7. См.: Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л., 1963; Жижиленко А. А. Очерки по общему учению о наказаниях. Пг., 1923; Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль теория и практика. М., 2002. С. 53-92; Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973. С. 138-152; Лист Ф. Наказание и его цели: Пер. с нем. СПб., 1895. С. 45-64; Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов, 1962. С. 26, 115-126; Чучаев А.И. Цели наказания в советском уголовном праве: Учебное пособие. М., 1989; Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973. С. 17-34.

8. См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 105-106.

9. См.: Жижиленко А. А. Очерки по общему учению о наказаниях. Пг., 1923. С.114.

10. См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции: Часть Общая / Сост. и отв. ред. Н.И. Загородников. В 2-х томах. Т. 1. М., 1994. С. 97; Карпец И.И. Указ. соч. С. 41-43.

11. См.: Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997. С. 451- 452.

12. См.: Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В .Г. Панов. М., 1983. С. 763.

13. См.: Максимов И.В. Цели административных наказаний // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. 2005. №1. С. 373.

14. См.: Мамонтов Д.Ю. Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения // Право и практика. 2012. №2.

15. См.: Серков П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 15.

16. См.: Воронов А.М. Система обеспечения общественной безопасности: проблемы оптимизации // Право и практика. 2012. №2.

17. См.: Письмо Президента Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. №Пр-2489 // Документ СПС «Гарант-Максимум»

18. См.: Административная ответственность в СССР / Под ред. В.М. Манохина, Ю.С. Адушкина. Саратов, 1988. С. 103.

19. См.: Рухтин С.А. Правовые аспекты экономической свободы личности: юридический смысл конструкций «предприятие» и «банкротство» //

Современная научная мысль. 2013. №2.

20. См.: Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. Пермь, 1969. С. 195 -196.

21. См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений: [В 55-ти томах]. 5-ое изд. Т. 4. М., 1979. С. 412.

22. См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 2002. 19 апреля. С. 1-2.

23. См.: Максимов И.В. Указ. соч. С. 374-375.

Оноколов Ю.П. - кандидат юридических наук, преподаватель Новороссийского филиала Современной Гуманитарной академии, (onokolov@mail.ru)

Onokolov, Y.P. - PhD in Law, Teacher of Novorossiysk branch of the Modern Humanitarian Academy

УДК 343.342.3

ПРОЛЕТЕНКОВА С. Е. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОЗНАНИИ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Ключевые слова: национальная безопасность, религиозный экстремизм, системный подход

В статье рассмотрен процесс функционирования системы противодействия религиозному экстремизму с учетом деятельностного подхода. Автор предлагает алгоритм реализации возможностей системы противодействия религиозному экстремизму, подчеркивает значение превентивных мер противодействия, выявления и оценки долгосрочных и краткосрочных угроз со стороны экстремистских религиозных организаций.

PROLETENKOVA, S.E. SYSTEMATIC APPROACH COGNITION IN THE PHENOMENON

OF RELIGIOUS EXTREMISM

Keywords: national security, religious extremism, systematic approach

The article describes the process of the system to counter religious extremism with the activity approach. The author proposes an algorithm implementation capacity of the system to counter religious extremism, emphasizes the importance of preventive measures to counter, identify and assess long-term and short-term threats from extremist religious organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.