Научная статья на тему 'Предупреждение насилия в местах лишения свободы как основа обеспечения безопасности уголовно- исполнительной системы'

Предупреждение насилия в местах лишения свободы как основа обеспечения безопасности уголовно- исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / БЕЗОПАСНОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / VIOLENCE / SAFETY / VIOLENCE PREVENTION / DETENTION FACILITIES / CORRECTIONAL FACILITIES / CORRECTIONAL SYSTEM / SECURITY OF THE CORRECTIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

Рассматриваются вопросы безопасности осужденных и сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, уровень и состояние разработанности проблем безопасности процессов исполнения и отбывания уголовных наказаний, а также проблемы профилактики преступного насилия среди осужденных. Анализируя действующее законодательство, автор приходит к выводу, что предупреждение насилия в местах лишения свободы обеспечивает безопасность уголовноисполнительной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF VIOLENCE IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY AS THE BASIS FOR THE SECURITY OF THE PENAL SYSTEM

The article deals with the security of convicts and employees of correctional institutions of the penal system, the level and state of development of security problems of the processes of execution and serving of criminal sentences, as well as the problems of prevention of criminal violence among convicts. Analyzing the current legislation, the author comes to the conclusion that the prevention of violence committed in places of deprivation of liberty is the basis for the security of the penal system as a whole.

Текст научной работы на тему «Предупреждение насилия в местах лишения свободы как основа обеспечения безопасности уголовно- исполнительной системы»

12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.8

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ насилия в местах лишения свободы КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

А.В. Варданян

Рассматриваются вопросы безопасности осужденных и сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, уровень и состояние разработанности проблем безопасности процессов исполнения и отбывания уголовных наказаний, а также проблемы профилактики преступного насилия среди осужденных. Анализируя действующее законодательство, автор приходит к выводу, что предупреждение насилия в местах лишения свободы обеспечивает безопасность уголовно-исполнительной системы в целом.

Ключевые слова: насилие, безопасность, предупреждение насилия, места лишения свободы, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, безопасность уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительный и Уголовный кодексы Российской Федерации установили приоритет обеспечения прав, свобод, включающих право на личную безопасность осужденных, сотрудников, придали импульс пересмотру исправительно-трудовой доктрины развитием теоретических основ гуманизации, демократизации и иных способов реформирования практики исполнения и отбывания уголовных наказаний, ее безопасности для осужденных и сотрудников исправительных учреждений как единого

пенитенциарного процесса обеспечения конституционных и установленных уголовно-исполнительным законодательством прав и обязанностей осужденных и сотрудников. Особую актуальность в связи с активизацией обеспечения прав осужденных в исполнении и отбывании наказаний в местах лишения свободы и ее гласностью приобрела проблема наличия фактов преступного насилия среди осужденных, наличия пенитенциарных преступлений и иных опасностей для личности, общества и государства, исходящих из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России.

Обосновываемое Б.Б. Казаком понятие безопасности уголовно-исполнительной системы, по его мнению, имеет сложное, мало изученное содержание и раскрывается автором как механизм обеспечения внутренней безопасности общества, государства [1, с. 24]. В безопасности исправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы выделяют внутренний и внешний аспекты: факторы, источники опасностей (и основной из них -осужденные). В обеспечении выделяют субъекты и объекты защиты (сотрудники исправительных учреждений), средства и способы ее обеспечения (режим, надзор, контроль и т.д.), уравнивающие обеспечение безопасности с обеспечением режима исполнения и отбывания уголовных наказаний, с предупреждением пенитенциарных преступлений [2, с. 55], контролем, надзором, оперативно-разыскной деятельностью и т.д. [3, с. 45].

Первыми в начале 90-х гг. прошлого века появились исследования безопасности персонала, сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (В.А. Громов, В.И. Селиверстов и др.), затем -осужденных, иных лиц, режима исполнения отбывания наказаний в относительно обособленных социальных подсистемах исправительных учреждений.

Категория безопасности постепенно формировалась как совокупность методов, способов по ликвидации или минимизированию противоречий и конфликтов в отношениях «общество - преступность», предотвращения и предохранения от определенных опасностей обществу и государству. Безопасность исправительных учреждений, уголовно-исполнительной системы рассматривается как внутренняя безопасность общества и государства. Были разработаны взаимосвязанные понятия и категории: личная безопасность сотрудника (персонала), затем - осужденного, иных лиц, связанных с деятельностью мест лишения свободы непосредственно в исправительных учреждениях и за их пределами, включая родственников сотрудников и осужденных, потерпевших, свидетелей и других; безопасность самого исправительного учреждения - учреждения государства (режима), системы исполнения наказаний в виде лишения свободы.

Уровень и состояние разработанности проблем безопасности процессов исполнения и отбывания уголовных наказаний, а также проблемы профилактики преступного насилия среди осужденных, в определенной степени отражают определение понятия безопасности.

В понимании безопасности исправительных учреждений и уголовно-исполнительной системы очевиден односторонний подход к опасностям и их факторам в том, что опасности фактически сужены до опасностей осужденных, факторы - до условий обеспечения в исправительных учреждениях законного режима исполнения и отбывания уголовных наказаний, личной безопасности осужденных, персонала, иных лиц, сохранности зданий и т.д., обеспечение безопасности - до обеспечения и средств обеспечения режима, распорядка, техники безопасности, охраны объектов исправительных учреждений. Соответственно упрощен, фактически свернут анализ внутренних и внешних факторов опасностей, их совокупностей, взаимосвязей, устранена самостоятельность содержания понятий и категорий, во-первых, безопасности; во-вторых, обеспечения безопасности; в-третьих, средств и способов, организационных, управленческих, юридических, материальных форм и субъектов обеспечения безопасности. Это отождествление безопасности и ее обеспечения с исполнением и отбыванием наказаний как формой борьбы с пенитенциарной преступностью, принятое в теории безопасности исправительных учреждений, сохранено в теории безопасности и управления безопасностью уголовно-исполнительной системы. Отчасти это обусловлено недостаточной разработанностью в теории права, в том числе в уголовно-исполнительной доктрине, понятий «опасность», «преступное насилие среди осужденных», «право на безопасность», «безопасность», «обеспечении безопасности» и т.д., невостребованностью пенитенциарного подхода в теории и практике исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Содержание понятия безопасности уголовно-исполнительной системы сформировано как более широкое, чем понятие безопасности исправительных учреждений, за счет детальной проработки системы факторов и внутренних опасностей; выделения факторов (по сути опасностей самой уголовно-исполнительной системы) управления безопасностью (режимом и т.д.), которые по источникам (осужденные, сотрудники) и тяжести вредоносности (дезорганизация деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы) объективно антиобщественны и антигосударственны с направленностью на подрыв пенитенциарного процесса и сферы жизнедеятельности общества и государства в широком их понимании (не только исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы); разработки механизма и моделей государственного управления безопасностью уголовно-исполнительной системы, их целей (тождественны целям уголовно-исполнительного законодательства) и методов (режим, общественно полезный труд, образовательное обучение, воспитательная работа). При этом содержание управления безопасностью уголовно-исполнительной системы отождествлено с содержанием управления исполнением и отбыванием уголовных наказаний как с формой борьбы с преступностью. Представляется нелогичным называть безопасностью изоляцию осужденных, исполнение уголовных наказаний или борьбу с преступностью, поскольку понятие безопасности лишается самостоятельного содержания, становится понятием - дублером [4, с. 78].

Вместе с тем содержание понятия «безопасность уголовно-исполнительной системы» включает пенитенциарные по сути представления об исполнении и отбывании наказаний в части субъективного пенитенциарного процесса исправления осужденных и управления им, но субъективный пенитенциарный процесс в безопасности уголовно-исполнительной системы не отнесен к защищаемым ею объектам. Сближает понятие безопасности уголовно-исполнительной системы с уголовно-исполнительной безопасностью - их назначение: уголовно-исполнительная безопасность и безопасность уголовно-исполнительной системы призваны обеспечивать защиту законности процесса (режима) исполнения наказаний от преступного насилия со стороны осужденных. Отличие в том, что уголовно-исполнительная безопасность - это защищенность и от вредоносных деяний персонала. По сфере возникновения, характеру, направленности вредоносности и последствиям (низкий уровень управления) управленческие опасности уголовно-исполнительной системы описаны как в полном смысле пенитенциарные опасности личности, обществу, государству в уголовно-исполнительной системе. Сходство проявляется в элементах структуры безопасности уголовно-исполнительной системы и пенитенциарной безопасности. Уголовно-исполнительной безопасностью в безопасности исправительных учреждений является личная (безопасность жизни, здоровья) безопасность осужденных и сотрудников от преступлений, не влекущих дезорганизацию деятельности исправительных учреждений, опасностей-нарушений ими требований противопожарной, бытовой, трудовой, технической, санитарной, личной и иной безопасности в быту, жилых, производственных помещениях и т.д.

Вместе с тем пенитенциарной безопасностью в безопасности уголовно-исполнительной системы являются: безопасность личности арестованных, осужденных, сотрудников и иных лиц пенитенциарного процесса отбывания от дезорганизующих деятельность исправительных учреждений опасностей моделей низкого уровня управления, посягательств на жизнь сотрудников и осужденных, вставших на путь исправления, на производственные, жилищно-бытовые, культурно-массовые и иные объекты исправительных учреждений, на организацию и управление процессом исполнения и отбывания наказаний и воспитание, обучение, исправление осужденных. Относительно характеристики безопасности уголовно-исполнительной системы, как общественной, так и государственной, необходимо отметить, что изоляция по приговорам судов осужденных преступников (источников общественной опасности от общества), призванная снижать и ослаблять их связи с внешней для уголовно-исполнительной системы преступностью, должна фактически устранять их общественную, государственную и иную опасность вне уголовно-исполнительной системы, что является содержанием деятельности и обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы, поэтому она не может характеризоваться как в полной мере общественная, государственная безопасность.

Изолированная преступность становится источником внутренних опасностей уголовно-исполнительной системы, то есть значительно меньшему

6

количеству субъектов - личности (сотрудникам, осужденным), обществу (осужденных, сотрудников), государству (исправительные учреждения), утрачивая общественную и государственную опасность в широком (не ограниченном уголовно-исполнительной системой) понимании общества и государства. Следовательно, объем общественной и государственной опасности изолированной преступности вне уголовно-исполнительной системы не может быть равным общественной опасности неизолированной преступности. В этом смысле характеристика безопасности уголовно-исполнительной системы как общественной и государственной безопасности, уравнивающая, по сути, опасности осужденной и неосужденной преступности, является завышенной. Если опасность неосужденной и осужденной, находящейся в уголовно-исполнительной системе, преступности фактически равна для общества и государства вне уголовно-исполнительной системы, значит, уголовно-исполнительная система неэффективна в обеспечении собственной безопасности и безопасности общества и государства, возникает проблема безопасности общества и государства от такой уголовно-исполнительной системы.

Необеспеченность собственной безопасности уголовно-исполнительной системы и достижения уголовно-правовых, уголовно-исполнительных целей наказаний предстают совокупностью опасностей обществу и государству вне уголовно-исполнительной системы, являющихся объектом пенитенциарной безопасности личности, общества, государства.

Безопасность уголовно-исполнительной системы может быть названа государственной и общественной по субъектам (государство, общество), свойственным им методам, средствам обеспечения, управления безопасностью, тождественного управлению исполнением наказаний. Смысл словосочетания «безопасность уголовно-исполнительной системы» определяет эту безопасность как внутреннюю самой уголовно-исполнительной системы, как образование общества, государства, и в этом смысле безопасность уголовно-исполнительной системы является безопасностью общества и государства, необеспеченность которой - опасность обществу и государству вне уголовно-исполнительной системы, но не их безопасность. Очевидно, безопасность уголовно-исполнительной системы не может быть названа самостоятельным видом общественной, государственной и национальной безопасности при ее обосновании в рамках концепции борьбы с общественной, государственной опасностью преступности посредством уголовно-исполнительной системы как одной из структур механизма государственного принуждения (управления) осужденной преступности и отождествления безопасности с борьбой с преступностью исполнением наказаний. Поскольку не соблюден основной критерий самостоятельности вида безопасности - наличие самостоятельного вида опасностей одноименной безопасности, концепция безопасности уголовно-исполнительной системы связывает эту безопасность с опасностями уголовно-исполнительной системы только осужденной преступности (опасностями борьбы с преступностью), с защищенностью субъектов и объектов уголовно-исполнительной системы. Порождаемые же низким уровнем

7

управления борьбой с осужденной преступностью, противоправными и преступными действиями сотрудников опасности уголовно-исполнительной системы (самостоятельный вид опасностей), влекущие криминальную организованность осужденной преступности и совершение преступлений из исправительных учреждений и т.д., выходят за рамки опасностей-оснований выделения безопасности уголовно-исполнительной системы, то есть вносят противоречивость в концепцию безопасности уголовно-исполнительной системы и являются основанием выделения пенитенциарной безопасности личности, общества, государства от опасностей уголовно-исполнительной системы, основанной на идее противодействия преступности осужденных, как самостоятельного вида общественной и государственной (национальной) безопасности.

В процессе совершенствования деятельности пенитенциарной системы нашей страны определенный акцент делается на технический контроль за профилактикой преступного насилия, путем монтажа в исправительных учреждениях специализированных технических средств, отвечающих за осуществление постоянного надзора за содержащимися лицами. Достаточно большое количество специальных средств надзора применяется при непрерывном контроле за осужденными и способствует профилактике и предупреждению совершения преступлений.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы активно начинают внедрять современные системы, призванные обеспечить постоянный надзор и контроль за спецконтингентом. Одной из таких систем являются видеорегистраторы, которые используются для фиксации необходимой информации и потом соответственно дают возможность ее просмотреть. Применение в системе исправительных учреждений России современных средств наблюдения, на первый взгляд упрощает деятельность по профилактике и предупреждению преступного насилия, совершаемого осужденными в исправительных учреждениях, а с другой - доставляет сотрудникам немало проблем. Поскольку технические параметры многих видеокамер далеки от идеала, зачастую разглядеть реального правонарушителя практически невозможно.

Считается, что администрация исправительных учреждений ФСИН России должна решать свои задачи в тесном и непрерывном взаимодействии с иными правоохранительными органами. В целях недопущения безрезультатной работы существует настоятельная необходимость в организации взаимодействия администрации исправительных учреждений ФСИН России и иных правоохранительных органов. Модель организации раздельного взаимодействия основана на возможности подразделений ФСИН России получать необходимую информацию о лице, отбывающем наказание, с целью профилактики с его стороны преступного насилия.

Концепция безопасности уголовно-исполнительной системы в сфере противодействия пенитенциарной преступности отождествляется: а) с обеспечением безопасности в рамках соблюдения режима исполнения и отбывания уголовных наказаний; б) с борьбой с преступным насилием среди

8

осужденных; в) с борьбой с преступлениями, совершаемыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы и иными лицами.

Проблемы профилактики преступного насилия, совершаемого осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, являются приоритетными для деятельности учреждений, осуществляющих принудительную изоляцию от общества.

Как показывают сведения официальной статистики о совершенных правонарушениях в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, процесс наложения самого строго взыскания, либо же соответствующего уголовного наказания, особо не влияет на понижение показателей преступного насилия в пенитенциарной системе, и уровень пенитенциарной преступности сохраняется на высокой отметке.

Преступное насилие в условиях изоляции от общества характеризуется наибольшей латентностью, поскольку осужденные, как правило, не сообщают администрации обо всех фактах, имеющих место в повседневной жизни, например, отряда, в исправительной колонии. За последнее десятилетие система исполнения уголовных наказаний постоянно находится в состоянии реформы, которая оказывает существенное влияние на процесс предупреждения и профилактики преступного насилия, совершенного в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Соблюдение пенитенциарной безопасности в рамках деятельности уголовно-исполнительной системы состоит из следующих составляющих: безопасность лиц, содержащихся под стражей и осужденных, сотрудников и иных лиц пенитенциарного процесса отбывания от дезорганизующих деятельность исправительных учреждений, посягательств на жизнь сотрудников и осужденных, вставших на путь исправления, на производственные, жилищно-бытовые, культурно-массовые и иные объекты исправительных учреждений, на организацию и управление процессом исполнения и отбывания наказаний и воспитание, обучение, исправление осужденных.

Относительно характеристики безопасности уголовно-исполнительной системы как общественной и государственной, необходимо подчеркнуть, что изоляция по приговорам судов осужденных преступников (источников преступного насилия), призванная снижать и ослаблять их связи с внешней для уголовно-исполнительной системы преступностью, должна фактически устранять их общественную, государственную и иную опасность вне уголовно-исполнительной системы, что является содержанием деятельности и обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы. Если опасность преступного насилия, исходящая от осужденных, находящихся в уголовно-исполнительной системе и совершающих пенитенциарные преступления достаточно высока, мы с уверенностью можем говорить о неэффективности деятельности уголовно-исполнительной системы государства, что порождает проблему безопасности общества и государства от такой уголовно-исполнительной системы. Таким образом, мы полагаем, что предупреждение

насилия, совершаемого в местах лишения свободы, является основой обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы в целом.

Список литературы

1. Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

2. Пенитенциарная криминология: учеб. / под ред. Ю.М. Антоняна, А.Я. Гришко, А.П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 567 с.

3. Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: монография / под ред. С.Н. Пономарева, С.А. Дьячковского. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. 324 с.

4. Галузин А.Ф. Теория и практика пенитенциарной безопасности личности, общества, государства. М., 2012. 224 с.

Варданян Акоп Вараздатович, д-р юрид. наук, проф., начальник кафедры, avardanyan@yandex. ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России

PREVENTION OF VIOLENCE IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY AS THE BASIS FOR

THE SECURITY OF THE PENAL SYSTEM

A.V. Vardanyan

The article deals with the security of convicts and employees of correctional institutions of the penal system, the level and state of development of security problems of the processes of execution and serving of criminal sentences, as well as the problems of prevention of criminal violence among convicts. Analyzing the current legislation, the author comes to the conclusion that the prevention of violence committed in places of deprivation of liberty is the basis for the security of the penal system as a whole.

Key words: violence, safety, violence prevention, detention facilities, correctional facilities, correctional system, security of the correctional system.

Vardanyan Akop Varazdatovich, Doctor of Law, Prof., Head of Department, avardanyan@yandex.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.