Научная статья на тему 'Предупреждение и борьба с незаконным поиском и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (ст. 243. 2 УК РФ)'

Предупреждение и борьба с незаконным поиском и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (ст. 243. 2 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ / НЕЗАКОННЫЙ ПОИСК / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аккаева Халимат Алиевна

Задача по сохранению археологического наследия российского государства одно из важных направлений деятельности органов исполнительной власти. Основная общественная опасность незаконного поиска и изъятия археологических предметов из мест залегания состоит в неоценимой и практически невосполнимой утрате культурного наследия, резервы которого не бесконечны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аккаева Халимат Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention and fight against illegal search and (or) withdrawal of archaeological objects from places of bedding (Art. 243.2 of the Criminal Code of the Russian Federation)

Task of preservation of archaeological heritage of the Russian state one of important activities of executive authorities. The main public danger of illegal search and withdrawal of archaeological objects consists of places of bedding in invaluable and almost irreplaceable loss of cultural heritage which reserves aren't infinite.

Текст научной работы на тему «Предупреждение и борьба с незаконным поиском и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (ст. 243. 2 УК РФ)»

8.22. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ПОИСКОМ И (ИЛИ) ИЗЪЯТИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ ИЗ МЕСТ ЗАЛЕГАНИЯ (СТ. 243.2 УК РФ)

Аккаева Халимат Алиевна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технических дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация: Задача по сохранению археологического наследия российского государства одно из важных направлений деятельности органов исполнительной власти. Основная общественная опасность незаконного поиска и изъятия археологических предметов из мест залегания состоит в неоценимой и практически невосполнимой утрате культурного наследия, резервы которого не бесконечны.

Ключевые слова: охрана культурного наследия, археологические предметы, незаконный поиск, ответственность.

PREVENTION AND FIGHT AGAINST ILLEGAL SEARCH AND (OR) WITHDRAWAL OF ARCHAEOLOGICAL OBJECTS FROM PLACES OF BEDDING (ART. 243.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Akkaeva Khalimat Alievna, PhD at law, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of MIA Russia. Department: special technics disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation: Task of preservation of archaeological heritage of the Russian state one of important activities of executive authorities. The main public danger of illegal search and withdrawal of archaeological objects consists of places of bedding in invaluable and almost irreplaceable loss of cultural heritage which reserves aren't infinite. Keywords: protection of cultural heritage, archaeological objects, illegal search, responsibility.

В настоящее время Российское государство ведет активную борьбу за сохранение культурного наследия страны. Культурное наследие является важной стороной деятельности человека, которая затрагивает интересы и чувства не только многих людей, но и государства в целом отражается на морально-этической, социальной и экономической жизни общества. Совершение преступления в отношении культурного наследия России способствует формированию у преступника чувство равнодушия к истории государства. Данные преступления оказывает влияние на сознание как лиц, непосредственно совершающих преступления в отношении культурного наследия России, так и лиц, являющихся очевидцами подобных деяний. Важнейшую роль в защите культурного наследия играют уголовно-правовые средства. Происходит ужесточение уголовного законодательства в области культурного наследия. Так в 2013 г. в Уголовный кодекс РФ введена статья 243.2 [2], предусматривающая ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя.

Однако в настоящее время российское законодательство недостаточно разработано для защиты археологических предметов, что обусловлено тем обстоятельством, что подавляющее большинство археологических объектов по-прежнему находится под землей и до настоящего момента не обнаружено. При этом защита выявленных археологических объектов осложнена несовершенством действующего законодательства. Даже при разработанности законодательства в области охраны культурного наследия для полной защиты археологических объектов необходимы большие экономические и социальные затраты для его сохранения.

Безусловно, уголовная ответственность является хорошим механизмом по борьбе с преступлениями в области культурного наследия. Проблема полной реализации уголовного законодательства для борьбы с преступлениями в области культурного наследия заключается в том, что правоохранительные органы не в состоянии обнаружить большой массив фактов совершения преступления, предусмотренного ст. 243.2 УК РФ.

Незаконный поиск и изъятие относится к высокому уровню латентности, поскольку данное преступление тщательно скрывается от глаз посторонних, уничтожаются следы преступления. При этом подавляющее большинство преступников, совершивших деяния, предусмотренные ст. 243.2 УК РФ, остаются безнаказанными.

Согласно судебной статистике с момента введения уголовной ответственности за указанные деяния вынесено лишь девять обвинительных приговоров по ст. 242.3 УК РФ [4]. Это свидетельствует о том, что данное преступление совершается высокоорганизованными и профессиональными криминальными элементами. Так называемые «черные копатели» работают в составе организованных групп и при этом хорошо оснащены металлоискателями, радарами, магнитными приборами и прочими специальными техническими средствами.

Для определения археологической ценности определенных предметов необходимо иметь специальные познания в области истории и археологии. В подавляющем большинстве случаев такие изъятия совершаются лицами, имеющими специальное образование, нередко занимающимися археологической деятельностью в качестве основной трудовой деятельности [3, с. 371-372].

Необходимо отметить, что рассматриваемое преступление относится к трудно выявляемым в том числе из-за места его совершения:

- во-первых, указанное преступление сложно обнаружить, т.к. оно совершается в заброшенных деревнях либо старинных стоянках, курганах, которые в основном расположены в удаленной местности (лесах, полях);

- во-вторых, сотрудники правоохранительных органов не могу постоянно наблюдать за такой удаленной местностью, где могут осуществляться незаконный поиск и изъятие археологических предметов;

- в-третьих, значительная часть земель, имеющих места залегания археологических предметов, находятся в частной собственности, в связи с этим невозможно привлечение к уголовной ответственности лиц,

НЕЗАКОННЫЙ ПОИСК АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ

Аккаева Х.А.

осуществляющих поиск на полях, культурный слой1 которых поврежден сельскохозяйственной техникой.

В этой связи представляется целесообразным объекты, внесенные в единый государственный реестр культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации оборудовать предупредительными знаками, позволяющими определить, что данная территория находится под охраной государства и в пределах какой территории запрещен поиск, с предупреждением о возможной ответственности.

Целью предупреждения незаконного поиска и изъятия археологических предметов из мест залегания является противодействие криминальным процессам в сфере археологического наследия, защита археологических предметов от преступных посягательств.

Археологическими предметами являются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Археологические предметы являются полностью изъятыми из оборота и принадлежат государству.

Непосредственным субъектом предупреждения и борьбы с незаконным поиском и изъятием археологических предметов из мест залегания являются подразделения органов внутренних дел.

Органами внутренних дел реализуются организационные меры предупреждения незаконного поиска и изъятия археологических предметов из мест залегания. Для наиболее эффективного предупреждения преступлений в области незаконного поиска и изъятия археологических предметов из мест залегания органы внутренних дел должны:

- выявлять причины и условия незаконного поиска и незамедлительно сообщать в органы государственной власти для их устранения;

- осуществлять поиск и выявление лиц занимающихся приготовлением либо покушением на незаконный поиск и изъятие археологических предметов;

- осуществлять систематический анализ преступлений в сфере незаконного поиска и изъятия археологических предметов из мест залегания.

Для более эффективной организации борьбы с незаконным поиском органы внутренних дел необходима координация и взаимодействие органов внутренних дел как между собой, так и со Следственными комитетом РФ, Прокуратурой РФ и ФСБ России посредством обмена информацией, проведения совместных профилактических мероприятий.

Организационная эффективность борьбы с незаконным поиском в настоящий момент зависит от информационной обеспеченности органов внутренних дел. Получение информации возможно через:

- оперативное наблюдение, позволяющее получать информацию о лицах, подозреваемых в незаконном поиске;

- перехват переписки в сети Интернет с помощью специальных технических средств связи, перехват телефонных разговоров.

Основным элементом борьбы с незаконным поиском является паспортизация объектов культурного наследия [1]. Паспорт объекта культурного наследия явля-

1 Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

ется основным и обязательным документом, так как в нем содержатся основные сведения об объекте, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.

Еще одним способом охраны объектов культурного наследия выступает инвентаризация. Инвентаризация дает количественную и качественную оценку состояния археологического наследия.

Действенным способом борьбы с незаконным поиском следует признать музеи-заповедники, которые являются эффективной площадкой для сохранения археологического наследия. Существует ряд критериев для отбора и музеефикации: научная и познавательная ценность, руинированные останки, доступность музеефицируемого памятника. Музей-заповедник предполагает демонстрацию археологических предметов в системе ландшафта определенной территории. Кроме того при наличии статуса музей-заповедник, объект попадает под надежную защиту.

В заключение следует отметить, что специализированных объектов предупреждения незаконного поиска и изъятия археологических предметов из мест залегания в настоящее время не имеется, однако необходимость в их создании не вызывает сомнений. На настоящий момент в структуре МВД РФ имеется множество специализированных структурных подразделений, направленных на борьбу с различными негативными явлениями (наркотиками, экстремизмом и т.д.). В этой связи представляется целесообразным и своевременным создать в системе МВД России структурное подразделение по борьбе с преступностью в сфере культуры.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

2. Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 1). Ст. 4078.

3. Гильманов Э.М., Григорьев Ю.А. О субъекте состава незаконного поиска и (или) изъятия археологических предметов из мест залегания // Правовые и нравственные аспекты обеспечения безопасности личности и государства на современном этапе политических и экономических санкций: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях / отв. редактор Н.В. Хураськина. Чебоксары, 2016.

4. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». URL: https://bsr.sudrf. ru/bigs/portal.html

Рецензия

на статью «Предупреждение и борьба с незаконным поиском и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (ст. 243.2 УК РФ)»

В настоящее время Российское государство ведет активную борьбу за сохранение культурного наследия страны. Культурное наследие является важной стороной деятельности человека, которая затрагивает интересы и чувства не только многих людей, но и государства в целом отражается на морально-этической, социальной и экономической жизни общества. Совер-

шение преступления в отношении культурного наследия России способствует формированию у преступника чувство равнодушия к истории государства. Данные преступления оказывает влияние на сознание как лиц, непосредственно совершающих преступления в отношении культурного наследия России, так и лиц, являющихся очевидцами подобных деяний. Важнейшую роль в защите культурного наследия играют уголовно-правовые средства. Происходит ужесточение уголовного законодательства в области культурного наследия.

Безусловно, уголовная ответственность является хорошим механизмом по борьбе с преступлениями в области культурного наследия. Проблема полной реализации уголовного законодательства для борьбы с преступлениями в области культурного наследия заключается в том, что правоохранительные органы не в состоянии обнаружить большой массив фактов совершения преступления, предусмотренного ст. 243.2 УК РФ.

Интересным представляется вывод автора о том, что для более эффективной организации борьбы с незаконным поиском органы внутренних дел необходима координация и взаимодействие органов внутренних дел как между собой, так и со Следственными комитетом РФ, Прокуратурой РФ и ФСБ России посредством обмена информацией, проведения совместных профилактических мероприятий.

Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Начальник кафедры ОПД, кандидат юридических наук, полковник полиции Тутуков А.Ю.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 79,16%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.