УДК 159.922.8
Левицкая Линда Викторовна
кандидат психологических наук, ассистент кафедры социальной педагогики и психологии
Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Симонова Алёна Игоревна
студентка кафедры социальной педагогики и психологии
Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Levitskaya Linda Viktorovna
PhD in Psychology, Teaching assistant, Social Education and Psychology Department, Vladimir State University
Simonova Alena Igorevna
Student, Social Education and Psychology Department, Vladimir State University
PREVENTION OF AGGRESSIVE REACTIONS OF ADOLESCENT GIRLS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SCHOOL
Аннотация:
В статье представлены актуальные результаты эмпирического исследования проблемы, связанной с агрессивными реакциями девочек подросткового возраста. Приводится программа профилактических мероприятий и оценка ее эффективности в образовательном пространстве школы.
Ключевые слова:
агрессивные реакции, девочки подросткового возраста, образовательное пространство школы, превентивные мероприятия.
Summary:
This paper presents the relevant results of the research concerned with the aggressive reactions of adolescent girls. The authors suggest a program of pre-ventive measures and assessment of its efficiency in the educational environment of a high school.
Keywords:
aggressive reaction, adolescent girls, school's educational environment, preventive measures.
Ускоряющиеся темпы социокультурных преобразований XXI века влияют на формирование принципиально новых установок и тенденций личности современного подростка. В условиях современного общества статус учащегося выступает как индикатор качества образовательной среды. В основе психологических рисков (агрессивность, вандализм, жестокость, насилие), создающих вероятную опасность в образовательном пространстве школы, находится система межличностных отношений и отношений личности с социальной средой, частью которой она является.
На сегодняшний день среднее образовательное учреждение рассматривается гражданским обществом с позиции социально значимого объекта, играющего важную роль в обеспечении безопасности и развития как детей, так и педагогов. При этом не следует забывать, что доминирующую роль в становлении самосознания, самоконтроля, саморегуляции поведения и деятельности, субъектности личности, а также компонентов, входящих в состав структурной организации данных социально-психологических образований, безусловно, является семья.
Путем объединения актуальных задач обозначенных ранее сфер человеческой деятельности, а именно семьи, социальной среды, образовательного пространства, а также благодаря пониманию и содержательному представлению причины и факторов сегодняшней жестокости и агрессивности учащихся подросткового возраста, становится возможной разработка эффективной превентивной в этом отношении концепции.
В современном российском обществе, по официально зафиксированным данным, 8 % подростков (около 155 тыс. человек) состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Особенно важным в рамках нашего исследования является тот факт, что среди этого количества молодых людей около 50 тыс. - девушки [1].
Подростковая агрессия является своего рода отражением современной ситуации в обществе, проявляясь как ответная реакция на не всегда гуманные действия и отсутствие достойного внимания со стороны старшего поколения.
В рамках изучения агрессивных и враждебных реакций нами было проведено психодиагностическое исследование личностных характеристик учащихся девочек подросткового возраста, обучающихся в 8-9-х классах СОШ № 15 г. Владимира.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 8)
Согласно результатам диагностики состояния агрессии на основе материалов, полученных по опроснику Басса - Дарки [2, с. 538], было установлено, что у 48 % девочек подростков преобладает физическая агрессия. Для 54 % учащихся характерна вербальная агрессия. У 56 % девочек преобладает косвенная агрессия. 50 % учащихся отличаются свойственным им негативизмом и подозрительностью. Раздражение характеризует 43 % испытуемых, обида - 55 %, а чувство вины - 60 % учащихся СОШ.
Результаты изучения агрессивного стиля поведения в различных ситуациях с помощью опросника Л.Г. Почебут [3, с. 163] показали, что наиболее распространенным стилем поведения у девочек подростков в конфликтной ситуации является вербальная агрессия 40 %. Несколько реже встречаются стили эмоционального (37 %) и косвенного (34 %) реагирования. А уровень высокой физической агрессии отмечается у 26 % подростков.
Результаты оценки таких качеств личности, как цинизм, враждебность и агрессивность, с помощью диагностики враждебности по шкале Кука - Медлей [4, с. 89] выявили 3 % девочек с высоким уровнем отрицательного отношения к нормам общественной морали и культурным ценностям. Для оставшихся 97 % испытуемых характерным стал средний показатель с тенденцией к высокому, что может иметь как негативные, так и позитивные «нотки» для социума в целом и коллектива данного общеобразовательного учреждения. Высокая агрессия выражена у 6 % девочек подросткового возраста, 60 % характеризуются средними показателями с тенденцией к высокому уровню, а у 33 % средние показатели имеют тенденцию к низкому уровню. Исследование враждебности позволило установить, что 17 % девочек характеризуются высокой степенью выраженности данной личностной характеристики, что означает постоянную готовность к конфликтному поведению.
Для снижения степени деструктивности в личностных тенденциях молодежи нами была разработана и апробирована комплексная программа, цель которой заключалась в снижении уровня агрессии у девочек подросткового возраста. Программа включала в себя такие аспекты, как развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, формирование самоконтроля над своими эмоциями и чувствами, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей.
Наиболее важными составляющими эффективной профилактической работы стали следующие:
- снижение уровня тревожности посредством включения подростка в комфортную атмосферу, создание ситуации успеха. Повышение уровня самооценки, побуждение уверенности в своих силах;
- повышение эмоционально-волевой регуляции, саморегуляции поведения и деятельности путем включения субъекта в игровую деятельность, через создание условий проблемной ситуации, а также достижение основных целей и задач;
- развитие самоконтроля с помощью навыков управления своей деятельностью, конструктивного целеполагания и целедостижения, концентрация усилий на наиболее значимом объекте;
- обучение навыкам реагирования, направленное на снижение агрессивных тенденций посредством придания им созидательного характера;
- повышение самооценки с помощью создания благоприятных условий для гармоничного развития личности с помощью помещения субъекта образовательного пространства в социально желаемую среду, с учетом его потребностей и мотивов деятельности.
Разработанная программа ориентирована на девочек подросткового возраста и основывается как на индивидуальной, так и групповой работе.
После реализации профилактических мероприятий в рамках программы нами была проведена повторная диагностика агрессивных реакций молодежи школьного возраста. Для установления различий в экспериментальной группе до и после реализации профилактической работы был использован и-критерий Манна - Уитни. После проведения математико-статистической обработки данных были установлены значимые различия в большинстве диагностируемых аспектов агрессивных реакций молодежи. При р < 0,01 различия достоверны и значимы в оценке проявлений вербальной агрессии, раздражения, обиды, эмоциональной агрессии, самоагрессии и цинизма. На 5%-м уровне значимости различия достоверны в проявлениях физической агрессии, подозрительности и предметной агрессии. Достоверных различий в результате проведения профилактических мероприятий не было установлено в проявлениях косвенной агрессии, негативизма, чувства вины и враждебности.
Результаты расчета математической статистики по данной шкале показали, что различия достоверны при р < 0,05. По шкале вербальной агрессии результаты снизилась на 13 %, различия достоверны при р < 0,01. По шкале косвенной агрессии между полученными данными различий выявлено не было. Уровень негативизма снизился на 4 %, различий нет. Раздражение у девочек подростков снизилось на 13 %, различия достоверны при р < 0,01. Уровень подозрительности снизился
на 7 %, различия достоверны при p < 0,05. Данные по шкале обиды снизились на 15 %, различия достоверны при p < 0,01. Результаты по шкале чувства вины снизились на 7 %, различий нет.
Из вышеперечисленного следует, что программа мероприятий, направленная на снижение агрессии у девочек-подростков, проводимая в экспериментальной группе, наиболее полно отражает эффективность и результативность по таким видам реакций, как вербальная агрессия, раздражение, обида, также видны тенденции к снижению физической агрессии и подозрительности.
Таким образом, результаты, полученные в ходе сравнения данных различий в проявлении агрессивных реакций, свидетельствуют в целом о положительной динамике, то есть снижении уровня и количества деструктивных тенденций учащейся молодежи.
Следует отметить что, в некоторых аспектах проявления агрессивности в поведении процент средней степени выраженности того или иного вида агрессии увеличивается за счет уменьшения количества учащихся с высокой степенью агрессивности в поведении и деятельности. Количество девочек подросткового возраста с низким уровнем проявления агрессивных реакций возросло, что свидетельствует об эффективности предложенного комплекса мероприятий.
В качестве вывода следует сказать, что в настоящее время актуальной тенденцией для девочек подросткового возраста становится замена физической агрессии на вербальную и экспрессивную. Реакции такого рода все чаще завуалированы и скрыты от окружения, отчего представляют некоторую опасность.
Для наиболее успешного решения данной проблемы, помимо мастерства, компетентности и опытности педагога или психолога, крайне необходимой является ее своевременная диагностика, являющаяся наиболее важным аспектом предупреждения агрессивных реакций девочек подросткового возраста, поскольку позволяет определить соответствующие меры непосредственного превентивного воздействия в рамках образовательного пространства школьного учреждения.
Ссылки:
1. Ралков А.В. Осторожно: подростки! // Новости. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://oktiabrsky.bur.sudrf.ru (дата обращения: 18.05.2014).
2. Лучшие психологические тесты / сост. М.В. Оленникова. М., 2011.
3. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003.
4. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб., 2010.