Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
— участников СНГ (БКБОП), Советом министров обороны (СМО), Советом командующих пограничными войсками (СКПВ), Координационным советом генеральных прокуроров и их рабочими органами. В АТЦ создан специальный банк данных, в котором формируются информационные массивы в отношении лиц, объявленных в международный розыск, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма, в финансировании террористических и экстремистских организаций.
Хотелось бы упомянуть о роли международных организаций, вносящих большой вклад в разработку мер профилактики экстремизма. В данном случае необходимо сказать о сотрудничестве России с Интерполом.
Глобальные масштабы международного терроризма и экстремизма постоянно находятся в сфере внимания Интерпола, в структуре которого создана группа антитерроризма (ТЖ-группа). Каналы Интерпола активно используются для обмена информацией о терроризме и экстремизме.
Таким образом, есть достаточные основания говорить о наличии положительного опыта работы по созданию нормативно-правовой базы сотрудничества в сфере противодействия экстремизму. Это выражается в заключенных двусторонних, многосторонних межгосударственных, договорах и соглашениях о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, принятых межгосударственных программах по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Особое значение для этого аспекта сотрудничества имеет процесс унификации и гармонизации законодательств государств. Этот процесс позволяет устранить препятствующие факторы правового характера, возникающие из-за различий в национальных законодательствах, сформировать единые подходы к основам политики государств в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности.
1 По инициативе России в г. Астана (Казахстан) 14-15 октября 2010 г. была проведена конференция на тему «Успешные стратегии, эффективная политика и наилучшая практика предупреждения терроризма», ставшая ключевым антитеррористическим мероприятием года в рамках указанной Организации.
2 См.: Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 203-Ф3 «О ратификации протокола о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года» // С3 РФ, 1999. № 47. Ст.5621; Федеральный закон от 29.11.2001 № 159-Ф3 «О ратификации соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами — участниками договора
о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года» // С3 РФ. 2001. № 49. Ст. 4565; Федеральный закон от 26 мая 2003 № 56-Ф3 «О ратификации Устава организации договора о коллективной безопасности» // С3 РФ. 2003. № 22. Ст. 2061; Федеральный закон от 26.05.2003 № 57-Ф3 «О ратификации соглашения о правовом статусе организации Договора о коллективной безопасности» // С3 РФ. 2003. № 22. Ст. 2062;
3 Договор заключен между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
4 Принята 15 июня 2001 г. Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 3-Ф3. Шанхайская конвенция вступила в силу для Российской Федерации 29 марта 2003 г. Сторонами Шанхайской конвенции являются Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
5 Решение совета глав государств СНГ «О концепции сотрудничества государств-участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма» (принято в г. Казани 26 августа 2005 г.).
6 См.: Материалы семинара Россия — Европол по проблеме «Терроризм и экстремизм в Интернете», прошедшего в ВИПК
МВД России 25-28 ноября 2008 г.
УДК 343.972 Ю.В. Новикова*
Предупредительное воздействие судебной процедуры на несовершеннолетних, совершивших повторные преступления
В статье рассматривается механизм специально-криминологической профилактики при рассмотрении судами дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними. Автор анализирует актуальные проблемы профилактики во взаимосвязи с особенностями личности несовершеннолетних преступников.
Ключевые слова: криминологическая профилактика, подростковая преступность, воспитательно-предупредительное воздействие, судебная процедура.
* Новикова, Юлия Викторовна, соискатель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, судья городского суда г. Санкт-Петербурга, моб. тел. (8-921-994-41-00). Россия, 191028, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 16. E-mail: [email protected]
* Novikova, Julia Victorovna. St. Petersburg City Court, Judge. Sphere of scientific interests is violent juvenile crime. Contact information for correspondence: 16, emb. of the river of Fontanka, 191028, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 17 июня 2011 года.
J.V. Novikova*. Preventive effects of the judicial process for minors who have committed repeat offenses. In Article concerns the mechanism of specially-Criminological prevention in the consideration by courts of the crimes committed by juveniles. The author analyzes the current problem of prevention in relation to the personality characteristics of juvenile offenders.
Keywords: criminological prevention, juvenile delinquency, educational and preventive effect, the judicial procedure.
Проблема воспитательно-предупредительного воздействия судебной процедуры непосредственно связана с гуманизацией уголовного судопроизводства и в последние годы приобрела грандиозный размах во всем мире. Это связано с особенностями социально-экономического и морально-политического развития человеческой цивилизации, стремлением к построению правового государства в нашей стране. Процессу оптимизации человеческих отношений и гуманизации подвергнуты все стороны жизни общества, в т.ч. и сфера уголовного судопроизводства.
До недавнего времени проблема психолого-педагогического воздействия судебной процедуры на несовершеннолетних преступников рассматривалась на общетеоретическом, философском уровне, рекомендации судьям носили отвлеченный, декларативный характер. Все это вызывало негативное или скептическое отношение к вопросам превентивной роли суда со стороны самых широких слоев общества, в т.ч. и юристов. Однако практика показывает, что гуманистические ценности неуклонно и последовательно внедряются в уголовное судопроизводство, в современной России созданы реальные предпосылки для возрождения ювенальной юстиции, поэтому изучение данного процесса стало настоятельной необходимостью.
Ювенальная уголовно-процессуальная политика — это не только набор целей и направлений в законодательстве и правоприменительной деятельности, но и отражение реальных изменений в обществе и государстве, которые помогут совершенствовать уголовно-процессуальные методы борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних.
Концепция превентивной роли уголовного судопроизводства в первую очередь включает в себя гуманизацию законодательства, и особенно правового статуса несовершеннолетних, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, потому что только через гуманизацию прав и обязанностей участников уголовного процесса можно достичь развития творческой активности личности и нравственных начал в человеке посредством уголовно-процессуальных отношений. Однако опыт показывает, что наличие нравственных ценностей и выраженной превентивной тенденции в законодательстве еще не являются показателем подлинной гуманизации общества и уголовного судопроизводства. Большое значение здесь имеют механизмы, обеспечивающие действие общечеловеческих ценностей. Мало иметь хорошее законодательство и хорошо отлаженные механизмы реализации уголовно-процессуальных норм, потому что в конечном итоге все зависит от людей, которые будут воплощать эти нормы в жизнь. Вот почему одним из направлений концепции совершенствования, гуманизации уголовного процесса является формирование новой когорты судей, которые будут не только формально, но и глубинно соответствовать высоким принципам правосудия.
Л.М. Карнозова абсолютно правильно считает, что ювенальный суд является качественно новой структурой в истории юстиции, формирование которой еще не закончено. По ее мнению, суд взял на себя не свойственную ему ранее функцию — педагогическую, воспитательную, ресоциализирующую по отношению как к детям, совершившим уголовно наказуемые деяния, так и к заброшенным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бродяжкам, сиротам, попрошайкам). «Совершенное ребенком преступление стало рассматриваться как его беда, а не вина. Взаимодействие нового суда с системой попечительского надзора образовали ту целостность, которая стала структурной и функциональной основой ювенальной юстиции. Общество и государство взяли на себя ответственность за правонарушающее поведение ребенка, поскольку осознали свой долг в обеспечении условий его социализации. Воспитательные меры оказались теперь не на периферии уголовных санкций и даже не рядоположенными с ними, а, как мы сегодня сказали бы, системообразующими. Изменилась вся система правосудия в отношении несовершеннолетних: цели, принципы, процедуры, предмет судебного исследования, принимаемые меры, профессионализм судьи, категории специалистов. Именно в ювенальной юстиции судья открыто выражает свою заинтересованность в поиске решения проблем защиты ребенка»1.
Классическая модель ювенальной юстиции базируется на том, что:
1) детство — это стадия развития, в ребенке нет ничего раз и навсегда сложившегося;
2) задача общества и его институтов — создавать условия для развития ребенка, его социализации и благополучия;
3) социальное неблагополучие и правонарушающее поведение — явления одного порядка, указывающие на трудную жизненную ситуацию ребенка, на изменение которой и должна быть направлена официальная и общественная реакция;
4) общество и государство несут ответственность за то, что ребенок оказывается в неблагоприятной социальной обстановке;
5) наказание усиливает десоциализацию (социальную дезадаптацию);
6) задача суда состоит в защите интересов ребенка; в случае его правонарушающего поведения принимаются меры, которые носят воспитательный характер и направлены на его реинтеграцию в общество;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
7) ювенальная юстиция ориентирована на будущее, адекватность принимаемых мер определяется тем, как они повлияют на дальнейшую судьбу ребенка;
8) ювенальная юстиция — это кооперация суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) учреждениями и общественными организациями с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Ювенальной юстиции не удалось совсем уйти от наказаний, так что в большинстве стран применяются «смешанные» модели, но ее отличительным признаком является не просто наличие в законодательстве норм о воспитательных мерах, а приоритет этих мер — установленный законом и реализуемый на практике. Так, в отношении лишения несовершеннолетних свободы в международных документах подчеркивается, что оно может применяться лишь «в качестве крайней меры и в течение минимально необходимого периода времени» (п. 1 Резолюции 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.). Но и такая крайняя мера должна носить воспитательный характер. Определяющими положениями международных стандартов правосудия в отношении несовершеннолетних остаются идеалы классической ювенальной юстиции: приоритет благополучия, потребностей и интересов ребенка, перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей (преступников)2.
По мнению М.И. Еникеева, проблема справедливой, адекватной кары за совершенное преступление, ее эффективности для предотвращения преступных посягательств — одна из древнейших проблем человечества3. Однако необходимо помнить, что суд назначает наказание в пределах, установленных статьей закона, предусматривающей ответственность за совершенное преступление. Социально-психологические особенности несовершеннолетних настолько существенны, что требуют применения к ним особого подхода, корректируемого рядом специальных норм, регулирующих назначение наказания несовершеннолетним. При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Их учет позволяет суду строго индивидуализировать наказание за совершенные преступления, придает приговору в части наказания убедительность и тем самым усиливает его воспитательное значение.
Особое внимание отводится раскаянию подростка. Чистосердечное раскаяние предполагает признание виновным своей вины и внутреннее осуждение им совершенного преступления. В литературе чистосердечное раскаяние справедливо рассматривается как первый шаг обвиняемого к исправлению. «Сделайте так, — писал Н. И. Пирогов, — чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного,
— и вы дойдете до идеала нравственного воспитания»4. Чистосердечное раскаяние как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается судами наиболее часто.
Научно-практические работники справедливо указывают, что искреннее раскаяние — это публичное признание подростком своей вины, самоосуждение преступного поведения, глубокое сожаление о случившемся, готовность нести заслуженное наказание. Раскаяние — критический момент пробуждения совести подростка, основа его дальнейшего исправления, восстановления морального самоконтроля личности. Раскаяние, готовность искупить свою вину позволяет несовершеннолетнему построить новую жизненную перспективу, возвратиться к достойной жизни5.
«Нет такого тяжкого нарушения социальных норм, от которого не было бы пути к ресоциализации личности. Искреннее раскаяние и покаяние — сложная духовная деятельность, духовное возрождение личности, самонаказание, обретение ею нового смысла жизни, соотнесение его с вновь осознанными социальными ценностями, принятие твердого решения о самоизменении»6. Отправной точкой раскаяния может стать судебное разбирательство.
Понятие «преступник» является в социально-психологическом отношении нравственным клеймом, негативной социальной печатью. Но и любое противоправное действие дает основание для наложения на человека этого клейма. В ряде случаев противоправные действия могут совершать не по злой воле индивида, а под влиянием внешних крайне неблагоприятных для подростка обстоятельств.
Предупреждению судом преступлений несовершеннолетних уделялось внимание ведущими советскими процессуалистами. Так, В.П. Кашепов, Ф.П. Фурсова обращали внимание, что определенную сложность в проведении процесса по делам несовершеннолетних составляет аудитория, которая, как правило, бывает многочисленной и включает определенное число подростков — знакомых, родственников, товарищей подсудимых, лиц, явно сочувствующих им, разделяющих их взгляды, имеющих те же возрастные и психологические особенности, о которых уже говорилось. В зале суда, как правило, присутствует так называемая «малая группа», с которой подсудимый был связан совместным времяпрепровождением и мнением которой он очень дорожит. «Судебное заседание не лекция, не учебный класс. Прямое, постоянное обращение судей к аудитории невозможно, однако суд, рассматривающий дела этой категории, всегда чувствует аудиторию и не может не думать о воспитательном воздействии как на несовершеннолетних подсудимых, так и на их сверстников»7. Чтобы обеспечить необходимое воспитательно-предупредительное воздействие судебного разбирательства, судьи должны обладать широким багажом знаний в области педагогики, возрастной психологии и судебной психиатрии, уметь пользоваться эффективными педагогическими приемами.
В то же время формальное проведение судебного процесса может привести и к отрицательному эффекту, так как психологические и возрастные особенности подростка затрудняют в некоторых случаях поиск истины. Г.М. Миньковский ставит перед практическими работниками сложные, но разрешимые вопросы: «Как провести судебный процесс, чтобы оставить след в сознании несовершеннолетних подсудимых и лиц, находящихся в зале, как помочь им понять, прочувствовать неправильность своего поведения, опасность совершенного преступления, его последствия, свою вину перед обществом?
Как добиться максимального положительного воздействия судебного разбирательства?»8. Исследуя обстоятельства дела, осуществляя поиск истины, суд должен стремиться к тому, чтобы несовершеннолетний подсудимый задумался над своей личной виной, над последствиями своих действий, над недостатками собственного характера, которые сделали возможным совершение им преступления, над тем, как в дальнейшем стать на путь исправления. В итоге судебного разбирательства он должен понять, что без его собственных усилий процесс его перевоспитания невозможен.
Некоторые рекомендации выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского по вопросам воспитания прямо адресованы судьям, рассматривающим дела несовершеннолетних. «Настоящее мастерство воспитания подростка — дать ему возможность самому подумать, как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радости победы. Если хотят выдавить из него обещание исправиться, если его принуждать дать «последнее слово», он, в лучшем случае, чувствует, что это фальшь, потому что он не представляет, как ему исправиться, что требуется в этом деле от него»9.
Как показывает практика, подростки часто знают, что взрослые от них ждут именно обещания исправиться, и они с готовностью говорят, что сожалеют о содеянном. Однако это никоим образом не свидетельствует о раскаянии подростка, о том, что он задумался над своим поведением. Необходимо заставить его анализировать свои поступки, поведение, дать ему возможность изменить свои общественно опасные ориентиры.
На необходимость воздействовать не только на рассудок, но и на чувства подростка с целью воспитания личности указывают ученые-психологи: «Когда говорят об убеждении, то чаще всего имеют в виду воздействие на ум человека, на его понимание себя и внешнего мира, с тем, чтобы — это понимание перестроить, привести в соответствие с требованиями научного знания, требованиями морали, но забывают при этом, что убеждение воздействует не только на разум, но и на чувство человека, и только при этом условии оно оказывается эффективным»10.
А.Д. Бойков подтверждает это наблюдение и сообщает, что необходимо стремиться к тому, чтобы
вопрос о виновности несовершеннолетнего в суде обязательно раскрывался в моральном смысле, чтобы
11
подсудимый и те, кто ему сочувствуют, пережили угрызение совести, искренне осудили преступное деяние .
Последней, завершающей частью судебного разбирательства является постановление приговора. В этой части судебного разбирательства и завершается познавательно-оценочная деятельность суда. Здесь учитывается весь комплекс явлений, имевших место непосредственно в судебном разбирательстве: позиция прокурора и защитника, поведение потерпевшего, отдельных свидетелей, законных представителей и несовершеннолетнего подсудимого. Суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании. Все сомнения, которые не представляется возможным устранить, рассматриваются в пользу подсудимого. Признание подсудимым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора лишь при его подтверждении совокупностью других установленных в судебном заседании доказательств. На совещании
судей обсуждаются все вопросы, которые могут иметь значение для решения суда. В итоге совещания
12
доказательства оценивается в их совокупности .
Постановление приговора в отношении несовершеннолетнего в целом осуществляется по общим правилам, закрепленным в гл. 39 УПК РФ. Однако несколько особенностей здесь все же необходимо отметить. В первую очередь следует обратить внимание на то, что особый порядок принятия судебного решения, предусмотренный гл. 40 УПК РФ, по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не применяется. Поэтому при согласии несовершеннолетнего обвиняемого с предъявленным обвинением его ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства не может быть удовлетворено.
Закон обязывает суд при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого, наряду с вопросами, указанными в ст. 299 УПК РФ, решать вопрос о возможности: 1) освобождения несовершеннолетнего от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК РФ, либо 2) условного осуждения, либо 3) назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы (ч. 1 ст. 430 УПК РФ).
При этом, как указывает Пленум Верховного Суда РФ, суд должен привести мотивы принятого решения (п. 18 Постановления № 2 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания» от 11 января 2007 г.), а при положительном решении вопроса закон обязывает суд определять, на какое специализированное учреждение для несовершеннолетних возлагается осуществление контроля за поведением осужденного.
Данное требование закона (ч. 1 ст. 430 УПК РФ) находится в прямой связи с Пекинскими правилами, которые предписывают компетентному органу при выборе мер воздействия руководствоваться следующими принципами:
1) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
2) решение об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должно приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;
3) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011
4) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его неблагополучии должен служить определяющим фактором13.
Систематизированность и объединение норм об особенностях производства по делам несовершеннолетних в одну главу (гл. 50 УПК РФ) облегчает их применение и надзор за их соблюдением. В то же время нельзя забывать, что уголовно-процессуальные отношения с участием несовершеннолетнего, не урегулированные нормами гл. 50, регулируются общими нормами УПК РФ14.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. (в редакции Постановления от 6 февраля 2007 г.) обратил внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений15. При судебном разбирательстве дел, по которым в числе подсудимых, потерпевших или свидетелей участвуют несовершеннолетние, судам необходимо особое внимание уделять соблюдению требований ст. 280, 421, 426 и 429 УПК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»16.
В указанном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ также отметил, что судам необходимо повысить воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию; по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетними; не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выносить частные постановления (определения) с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению
17
преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным .
Особого внимания заслуживает Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2001 г. В Постановлении, в частности, говорится, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть нацелено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально персонифицированный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с индивидуально-личностными особенностями подростка, так и с обстоятельствами совершения преступления, а также способствовали предупреждению любых противозаконных действий, социальных девиаций, и криминальной активности среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию. Судам рекомендовано внедрять современные методы профилактической работы с обвиняемыми и подсудимыми подростками18 .
Подводя итог, следует отметить, что одной из важнейших целей применения наказания к несовершеннолетним преступникам является стремление к профилактике рецидива. В период судебного разбирательства (а также после его окончания) правоохранительными органами, общественными организациями осуществляются конкретные мероприятия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.
Позитивная педагогическая персонализация судьи в ходе судебной процедуры для активизации социально-значимых личностных качеств несовершеннолетних является непременным условием достижения важнейших воспитательно-профилактических целей.
Дальнейшее реформирование судебной системы, правоохранительных органов, создание системы криминологической профилактики предполагает возрождение в России ювенальной юстиции. Ювенальный суд должен выполнять роль воспитателя, которая заключается прежде всего в исследовании личности подсудимого, рассмотрении всех обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в установлении вины несовершеннолетнего правонарушителя (преступника) и назначении ему справедливого наказания.
Список литературы
1. Багаутдинов, Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция. — 2002. — № 9.
2. Бохан, В. Ф. Формирование убеждений суда. — Минск, 1973.
3. Еникеев, М. И. Основы юридической психологии : учебник для вузов. — М.: Приор, 2001.
4. Карнозова, Л. М. Российское уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция // Государство и право. — 2008. — № 3.
5. Кашепов, В. П., Фурсова, Ф. П. Предупреждение судом преступлений несовершеннолетних. — М.: Юрид. лит., 1979.
6. Коваяев, Л. Г. Психология личности : хрестоматия по педагогике. — М.: Просвещение, 1976.
7. Макаренко, И. К вопросу о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних // Уголовное право. — 2007. — № 2.
8. Макаренко, И. Л. Проблемы участия третьих лиц в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. — 2007. — № 1.
9. Миньковский, Г. М. Особенности судебного рассмотрения дел о несовершеннолетних // Советская юстиция. — 1974. — № 22.
10. Настольная книга судьи. — М.: Юрид. лит., 1972.
11. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1953.
12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» / / Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел» от 17 сентября 1975 г. с посл. изм. от 6 февраля 2007 г.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2011 г. // Российская газета. — 2011. — 11 февраля.
15. ватинов, Л. Р. Советская судебная психология. — М., 1967.
16. Сухомлинский, В. Л. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971.
17. Тетюев, С. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : учебное пособие / под ред. А.В. Кудрявцевой. — М.: Юрлитинформ, 2007.
18. Частная криминология / отв. ред. ДА. Шестаков. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.
19. Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология : учебник для вузов. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
Literature
1. Bagautdinov, F. Juvenile justice begins with a preliminary investigation // Russian Justice. — 2002. — № 9.
2. Bohan, V. F. Formation of opinion of the court. — Minsk, 1973.
3. Enikeev, M. I. Basics of legal psychology. — Moscow, 2001.
4. Karno%ova, L. M. Russian criminal juvenile justice and juvenile justice // State and Law. — 2008. — № 3.
5. Kashepov, V. P., Fursova, F. P. Court juvenile crime prevention. — Moscow, 1979.
6. Kovalyov, A. G. Personality Psychology. — Moscow, 1976.
7. Makarenko, I. On the application of preventive punishment in the juvenile // Criminal Law — 2007. — № 2.
8. Makarenko, I. Л. Problems of participation of third parties in the investigation of criminal cases in the juvenile / / Problems of Juvenile Justice. — 2007. — № 1.
9. Minkovsky, G. M. Features of judicial review of cases of minor // Soviet justice. — 1974. — № 22.
10. Handbook of the judge. — Moscow, 1972.
11. Pirogov, N. I. Selected pedagogical works. — Moscow, 1953.
12. Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of February 14, 2000 «On judicial practice on cases involving crimes of minors» / / Bulletin of the Supreme Court. — 2000. — № 4.
13. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation № 5, «Compliance of the courts of the Russian Federation of procedural law at the trial of criminal cases» on September 17, 1975.
14. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation № 1 «On judicial practice of the law governing the particular criminal prosecution and punishment of minors» from February 1st 2011 // Rossiyskaya Gazeta. — 2011. — 11 February.
15. Ratinov, A. R. Soviet forensic psychology. — Moscow, 1967.
16. Sukhomlinski, V. A. Birth of a citizen. — Moscow, 1971.
17. Tetyunin, S. V. Production of criminal cases against minors: a training manual / ed. A.V Kudryavtseva.
— Moscow, 2007.
18. Private criminology / еd. D.A. Shestakov. — St.-Petersburg, 2007.
19. Shikhantsov, G. G. Legal psychology. — Moscow, 2002.
1 Карнозова Л.М. Российское уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция / / Государство и право. 2008. № 3. С. 57.
2 Там же.
3 Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Приор, 2001. С. 287.
4 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 431.
5 Бохан В.Ф. Формирование убеждений суда. Минск, 1973. С. 135-139; Ратинов А.Р. Советская судебная психология. М., 1967. С. 17; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 303-306.
6 Еникеев М.И. Указ. соч. С. 290.
7 Кашепов В.П., Фурсова Ф.П. Предупреждение судом преступлений несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1979. С. 10.
8 Миньковский Г.М. Особенности судебного рассмотрения дел о несовершеннолетних // Советская юстиция. 1974. № 22. С. 14-15.
9 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. С. 49.
10 Ковалев А.Г. Психология личности: Хрестоматия по педагогике. М.: Просвещение, 1976. С. 190.
11 Настольная книга судьи. М.: Юрид. лит., 1972. С. 39.
12 Багаутдинов Ф.. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия / / Российская юстиция. 2002. № 9. С. 4345; Еникеев М.И. Указ. соч. С. 291; Тетюев С.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учебное пособие / Под ред. А.В. Кудрявцевой. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 87-96.
13 Макаренко, И.А. Проблемы участия третьих лиц в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 1. С. 49-52; Макаренко И. К вопросу о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних / / Уголовное право. 2007. № 2. С. 85-88.
14 Тетюев С.В. Указ. соч. С. 8.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
15 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» / / Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
16 Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел» от 17 сентября 1975 г. с посл. изм. от 6 февраля 2007 г.
17 Тетюев С.В. Указ. соч. С. 9; Частная криминология / Отв. ред. Д.А. Шестаков. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 572.
18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от февраля 2011 г. // Российская газета. 2011.
11 февраля. - С. 24.
УДК 343.97
П.А. Федоров*, B.C. Харламов**
Криминологический анализ преступлений в семейно-бытовой сфере на современном этапе
В статье на основе анализа уголовной статистики дана характеристика криминальной ситуации в семейно-бытовой сфере в стране в целом и в субъектах Российской Федерации. Представлены обобщенный социальный портрет «семейного» преступника и обобщенный образ жертвы внутрисемейного преступления.
Ключевые слова: семейно-бытовые отношения, криминализация, посягательство, законодательство, уголовная статистика, профилактика правонарушений, социализация, государство.
P.A. Feodorov*, V.S. Kharlamov**. The criminological analysis of crimes in family-household sphere at the present stage. The article presents the characteristic of a criminal situation in family-household sphere in the country in whole and in subjects of the Russian Federation, based on the analysis of criminal statistics. The generalized social portrait of the «family» criminal and the generalized image of a victim of an intrafamily crime are also presented.
Keywords: family-household relations, criminalization, an encroachment, the legislation, the criminal statistics, preventive maintenance of offenses, socialization, the state.
В последние годы российское правительство формирует благоприятные условия для развития семейных отношений, поддержания и повышения авторитета семьи, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране.
Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики1, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути решения проблем семьи и детства. В 2007 г. руководство страны выдвинуло тезис об укреплении семейных ценностей, необходимости выдвижения всех семейных проблем в самый центр государственной и общественной жизни для подготовки долгосрочной государственной политики в этой сфере2. С 9 октября 2007 г. вступила в силу Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.3 В указанных основополагающих документах государство признает важнейшую роль семьи в воспитании новых поколений, необходимость принятия специальных мер для ее поддержки. Вектор демографической политики страны направлен на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Однако, как было отмечено на совместном заседании руководства МВД России и правозащитного движения «Сопротивление», насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой российской семье4 .
* Федоров, Павел Александрович, заместитель начальника отдела организации научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. Тел. (812) 495-23-37.
** Харламов Валентин Станиславович, ведущий научный сотрудник филиала Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по Северо-Западному федеральному округу, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербург, 12-я Красноармейская ул., 5. Тел. (812) 251-95-54.
* Feodorov, Pavel Alexandrovich, the deputy chief of department of the organization of scientific researches of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer. Russia, St.-Petersburg. Repin square, 1. Ph. (812) 495-23-37.
** Kharlamov, Valentin Stanislavovich, the leading research assistant of filial branch «All-Russia scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» on North-West federal district, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer. Russia, St.-Petersburg, 12-th Krasnoarmeyskaya street, 5. Ph. (812) 251-95-54.
Статья поступила в редакцию 31 марта 2011 года