Научная статья на тему 'Представления выпускников психологических, педагогических и социологических направлений о современном рынке труда'

Представления выпускников психологических, педагогических и социологических направлений о современном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
431
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЕКРУТМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫПУСКНИКИ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ / НАЧАЛО КАРЬЕРЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ / LABOR MARKET / RECRUITMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / GRADUATES MAJORING IN THE HUMANITIES / CAREER START / EMPLOYMENT / CAREER EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абгарян Михаил Ашотович

В статье представлены результаты исследования представлений студентов, получающих высшее психологическое, социологическое и педагогическое образование, о современном рынке труда, удовлетворенности образовательной программой, вероятности трудоустройства и построении карьеры соответственно полученной специальности. На основе Интернет-ресурсов по трудоустройству автором проведен анализ опубликованных предложений о работе, предназначенных для молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абгарян Михаил Ашотович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF GRADUATES OF PSYCHOLOGY, SOCIAL SCIENCE AND EDUCATION SCIENCE DEPARTMENTS ABOUT THE CONTEMPORARY LABOUR MARKET

The article is concerned with research results reviewing the ideas of students, majoring in psychology, social science and education science, about the contemporary labour market. The author studies their opinions about the curriculum, employment chances, career building in accordance with the specialization they gain. Basing on the analysis of Internet resources dealing with job placement the author reviews published job offers for young professionals.

Текст научной работы на тему «Представления выпускников психологических, педагогических и социологических направлений о современном рынке труда»

УДК 159.9

Абгарян Михаил Ашотович

аспирант кафедры организационной психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Abgaryan Mikhail Ashotovich PhD student,

Organizational Psychology Subdepartment, Herzen Russian State Pedagogical University

IDEAS OF GRADUATES OF PSYCHOLOGY, SOCIAL SCIENCE AND EDUCATION SCIENCE DEPARTMENTS ABOUT THE CONTEMPORARY LABOUR MARKET

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования представлений студентов, получающих высшее психологическое, социологическое и педагогическое образование, о современном рынке труда, удовлетворенности образовательной программой, вероятности трудоустройства и построении карьеры соответственно полученной специальности. На основе Интернет-ресурсов по трудоустройству автором проведен анализ опубликованных предложений о работе, предназначенных для молодых специалистов.

Ключевые слова:

рынок труда, рекрутмент, профессиональное развитие, выпускники гуманитарных направлений, начало карьеры, трудоустройство, карьерные ожидания.

Summary:

The article is concerned with research results reviewing the ideas of students, majoring in psychology, social science and education science, about the contemporary labour market. The author studies their opinions about the curriculum, employment chances, career building in accordance with the specialization they gain. Basing on the analysis of Internet resources dealing with job placement the author reviews published job offers for young professionals.

Keywords:

Labor market, recruitment, professional development, graduates majoring in the humanities, career start, employment, career expectations.

Современное российское общество в течение более чем 30 лет живет в эпоху перемен и является одновременно свидетелем и «строителем» нового государства с новой системой ценностей, экономикой, системой функционирования государственных и социальных институтов.

В первую очередь перемены политического и идеологического устройства государства повлекли масштабные изменения экономики и принципов ее функционирования и регулирования. В силу становления рыночной, свободной, конкурентной и открытой экономики изменились и принципы управления государственными предприятиями и государственными институтами. Исключением не стала и система высшего образования, которая на протяжении многих десятилетий считалась эталонной с точки зрения качества подготовки специалистов и полностью обеспечивающей спрос внутреннего рынка труда за счет государственного регулирования.

Характерной особенностью данного периода можно назвать кризис, распространившийся на все социальные и экономические институты по причине разрушения ранее укоренившихся моделей и правил их функционирования. На территории России начали открываться представительства международных компаний во всех отраслях экономики, привнося за собой новые виды профессий, требования к квалификации и стандарты. Система высшего профессионального образования в лице вузов стремилась удовлетворить данные потребности, вследствие чего стал очевидным переизбыток выпускников одних специальностей и критический недостаток других. Как показывает история, российская система высшего профессионального образования не была готова к столь радикальным изменениям, к динамике в отношении спроса и предложения на рынке труда, да и сам рынок труда как механизм взаимодействия сотрудника и работодателя был новым и малопонятным для «контрагентов». Как указывает Е.М. Ермакова в своем исследовании, «рынок труда - важнейшее понятие, используемое современной экономикой труда. Именно на этом рынке происходит взаимодействие работников и работодателей» [1], а Международная организация труда определяет рынок труда как область, где работодатели и соискатели ведут переговоры об условиях труда и занятости [2].

Вместе с тем на сегодняшний день можно наблюдать стабилизацию экономики, понимание высшей школой всех современных профессий и направлений трудовой деятельности, налаживание диалога между вузами и компаниями-работодателями и, как следствие, возможность прогнозирования спроса со стороны работодателей.

Если обратиться к аналитическим данным, касающимся складывающихся тенденций в отношении спроса со стороны работодателей в категории соискателей без опыта работы, то можно отметить следующее. В октябре 2013 г. на федеральном портале «HeadHunter» в категории «Мало опыта / Начало карьеры» большинство предложений на рынке труда, адресованных молодым специалистам и выпускникам высшей школы, относились к направлению продаж, а направление кадрового консалтинга занимало лишь 1 % [3].

Однако, обратившись к порталу «HeadHunter» уже в марте 2014 г., мы обнаружили несколько иную картину. На момент проведения исследования большую часть опубликованных предложений о работе, адресованных молодым специалистам и выпускникам высшей школы, предполагающих полный рабочий день и постоянную занятость, составило все то же направление продаж, а именно 576 предложения (38,6 %) из 1489 всех опубликованных предложений о работе, адресованных разным категориям нетрудоустроенных.

При этом на направление «Информационные технологии, интернет, телеком» пришлось 199 (13,3 %) предложений, «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» -160 (10,7 %), «Маркетинг, реклама, PR» - 122 (8,1 %), «Административный персонал» - 228 (15,3 %), «Банки, инвестиции, лизинг» - 105 (7 %). В направлении «Производство» размещено 60 (4 %) вакансий, «Добыча сырья» - 3 (0,2 %), «Автомобильный бизнес» - 36 (2,4 %). Самый высокий рост показал спрос на молодых специалистов в направлениях «Медицина, фармацевтика» - 112 (7,5 %) предложений, а также «Управление персоналом, тренинги» - 92 (6 %) предложения. Таким образом, колебания объемов и характера предложений являются системной характеристикой. Так, например, по аналитическим данным портала <^ире^оЬ» на ноябрь 2013 г., общее число вакансий в Санкт-Петербурге в октябре 2013 г. снизилось на 5,4 % при месячном снижении предложений в направлении «Кадры, управление персоналом» на 12,7 %. Доля опубликованных вакансий на портале увеличилась на 1,9 % [4].

Уже в феврале 2014 г. на портале «SuperJob» был замечен прирост общего числа опубликованных предложений за месяц на 7,6 %, в частности увеличение вакансий в направлении «Кадры, работа с персоналом» на 24,3 % и увеличение доли данного сегмента на 1,7 % в базе портала. Таким образом, можно с уверенностью говорить о межвременных колебаниях в соотношении спроса и предложения на рынке труда, что может быть обусловлено макроэкономическими, социальными, геополитическими и иными причинами. Принимая во внимание колебания показателей по объему опубликованных предложений на рынке, целесообразно рассмотреть данную динамику более предметно, но уже относительно направления рекрутмента.

Рекрутмент и кадровый консалтинг как активно развивающиеся направления экономики, не являясь самостоятельными отраслями, пронизывают жизнедеятельность любой организации и оттого становятся все более значимыми. Одновременно с этим можно наблюдать и возрастающий интерес к направлению рекрутмента со стороны выпускников психологических, педагогических и социологических факультетов. Представляется важным уточнить профиль полученного образования специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере.

В рамках нашего исследования рассматривалась выборка, в которую вошли 120 соискателей, разместивших свое резюме на рекрутинговом портале «HeadHunter» в период с ноября 2013 г. по февраль 2014 г. Важно отметить, что в исследование были включены резюме специалистов, имеющих опыт работы от 6 лет в сфере рекрутмента и кадрового консалтинга. Так, по результатам проведенного исследования было установлено, что 39,1 % соискателей имеют психологическое образование, юридическое образование получили 5,6 %, социологическое - 11,3 %. Образование по техническим специальностям, куда были отнесены инженеры, архитекторы, специалисты автоматизации и другие, имеют 5,6 % специалистов. Экономическое образование имеют

9,4 % соискателей, образование в области философии - 3,7 %. Специалисты с высшим педагогическим образованием составили 5,6 %, с лингвистическим - 7,5 %. Рекрутеры и специалисты в сфере кадрового консалтинга, получившие высшее образование по направлению «Управление персоналом», составили 12,3 %. Что касается возрастных характеристик, то средний возраст соискателей, чьи резюме были включены в выборку нашего исследования, составил 30 лет. Из 120 рассмотренных резюме 107 принадлежали женщинам и оставшиеся 13 - мужчинам.

В продолжение данного исследования мы сформировали выборку, которую составили студенты, обучающиеся по направлениям «Педагогика», «Психология» и «Социология». Целью данного этапа исследования стало установление степени осведомленности студентов на различных стадиях образовательного процесса о современном рынке труда и в частности о рекрутменте как

одном из направлений профессиональной деятельности. Выборку составили 112 студентов, обучающихся в РГПУ им. А.И. Герцена.

Студенты 1-го курса направления «Социология» считают, что молодые специалисты их профиля будут наиболее востребованы в области маркетинга, так ответили 19 % респондентов.

13.4 % видят себя востребованными в области управления и подбора персонала, 14,9 % - в направлении научной работы. 10,4 % респондентов выделили направление консультирования,

4.4 % - административную сферу, 2,9 % - сферу искусства. 7,4 % респондентов данной группы считают, что полученные ими в вузе знания, умения и навыки пригодятся в процессе работы в организациях государственной службы, сферы продаж, туризма и банковской практики. Только 1,4 % студентов первого курса направления «Социология» выделили направления медицины и строительства как заинтересованные в специалистах их профиля. Примечательно, что востребованными со стороны работодателя на современном рынке труда направление маркетинга видят только

4.5 % респондентов, социологии - 1,5 %, востребованность таможенных декларантов отметили 3 %.

21,2 % опрошенных считают, что лучшие шансы на трудоустройство на сегодняшний день имеют молодые специалисты, получившие медицинское или техническое образование, 12,1 % респондентов считают востребованными специалистов по продажам, 9 % - специалистов в сфере высоких технологий, 12,5 % - маркетологов, 8,3 % - таможенных декларантов, режиссеров и государственных служащих. 20,8 % респондентов обозначили, что наиболее высоко востребованы педагоги, а наименьшим спросом на нынешнем рынке труда пользуются специалисты по работе с недвижимостью, с персоналом и непосредственно социологи. Но самыми востребованными студенты первого курса считают инженеров и специалистов технических специальностей -так ответили 25 % респондентов.

По мнению 22,9 % респондентов данной группы, после окончания вуза они смогут занять должность педагога или социолога. 4,4 % опрошенных рассчитывают стать специалистами в направлении PR, 2 % - специалистами по управлению и подбору персонала, 8,3 % - специалистами в сфере рекламы, 10,4 % - аналитиками, 6,2 % - социальными работниками, 4,1 % - интервьюерами. При этом 10,4 % затруднились указать должность, которую они смогут занять по окончании обучения в университете.

Достаточным уровень получаемого образования в университете считают 27,2 % респондентов данной группы, тогда как недостаточным - 31,8 %, а 31,2 % уверены, что объем полученных знаний и качество образования зависит только от них. 33,3 % респондентов указали, что на текущий момент ощущают нехватку тренингов, направленных на работу с людьми, 18,5 % отметили недостаток психологических тренингов, 0,7 % считают недостаточным объем тренингов по социологии, а 14,8 % не смогли назвать недостающие в образовательной программе модули.

65,1 % студентов данной группы затрудняются ответить, какую работу они смогли бы назвать «работой мечты», то есть у респондентов отсутствует представление о характере ожидаемой трудовой деятельности. 21,7 % респондентов в качестве максимально приближенной к ожиданиям работы назвали должности, связанные со статистикой и изучением общественного мнения, 13 % указали в этой позиции работу в кризисных центрах. К моменту проведения исследования опыт работы имели 55,2 % процентов респондентов данной группы: 36,3 % получили опыт в административной сфере, 10,4 % - в сфере продаж.

Студенты 4-го курса направления «Социология» считают, что знания, полученные ими в вузе, будут максимально востребованными в областях маркетинга и рекламы (18,6 %), управления персоналом (16,9 %), науки и образования (16,9 %), государственной службы и некоммерческих организаций (11,8 %), консультирования (8,4 %), администрирования (6,7 %). Выбор оставшихся направлений (банковское дело, продажи, туризм, строительство) не превысил 3 % от общей выборки данной группы.

Самыми востребованными направлениями профессиональной деятельности на сегодняшнем рынке труда студенты 4-го курса социологического направления считают инженерно-технические специальности (25,9 %), менеджмент и управленческие специальности (14,8 %), направление юриспруденции и права (11,3 %), сферы высоких технологий (11,1 %), строительства и архитектуры (7,4 %), направление управления человеческими ресурсами (7,4 %) и экономические специальности (7,2 %). Кроме названных сфер деятельности респонденты данной группы указывали направление продаж, врачебное дело и рабочие специальности, но доля данных ответов не превысила 4 %.

По мнению студентов-четверокурсников, на момент окончания университета они смогут занимать должности социолога (47 %), специалиста в PR (17,6 %), административные должности (11,7 %), должности в направлении управления персоналом и человеческими ресурсами (10,8 %), в маркетинге (5,8 %), в менеджменте (5,5 %), на государственной службе (4,8 %). В качестве своих будущих должностных обязанностей респонденты указали сбор и обработку информации

(43,7 %), подбор персонала (18,7 %), планирование PR-компаний (12,7 %), организацию и проведение маркетинговых исследований (12,5 %), организационную деятельность (12,2 %).

46,1 % студентов данной группы считают, что полученные ими знания недостаточны для успешного выполнения профессиональной деятельности, 23 % считают, что полученные знания не в полной мере отражают потребности современного работодателя, а 30,7 % расценивают полученный уровень образования как достаточный для реализации профессиональной деятельности. 30,6 % опрошенных указывают на недостаток практики, 22,9 % ожидают увеличения количества психологических тренингов, 15,6 % указывают на недостаток информации о современном рынке труда и о своих возможностях как молодых специалистов. Также респонденты указывают на необходимость увеличения объема изучаемого материала по профильным дисциплинам (22,8 %). Полностью удовлетворены объемом и содержанием образовательной и практической программ

7,6 % респондентов данной группы.

Опыт работы имеют 86,5 % респондентов: 46,6 % из них работали в качестве интервьюера, 20 % - в сфере продаж, 20 % - в направлении администрирования. «Работой мечты» 20 % респондентов называют управление собственным бизнесом, 18,4 % - работу в сфере преподавания, 13 % - в сфере туризма, 13,4 % - в сфере рекламы и PR, 6 % - в направлении продаж, 6 % -в сфере социологии. 22% респондентов затруднились при ответе на заданный вопрос.

Респонденты, вошедшие в состав выборки группы студентов педагогического направления, указали, что, по их мнению, знания и навыки, полученные ими в вузе, будут наиболее востребованными в областях науки и образования (23,8 %), консультирования (20,2 %), управления персоналом (17,8 %), развлечений и массмедиа (11,9 %), администрирования (5,9 %), маркетинга и PR (4,7 %), продаж (3,8 %). При этом наиболее востребованными на рынке труда респонденты считают специалистов инженерно-технического (24,9 %), психолого-педагогического (29,4 %), экономического (13,5 %), медицинского (18 %) направлений, сфер маркетинга и PR (13,6 %), управления человеческими ресурсами (5 %).

Однако опрошенные студенты полагают, что по окончании вуза смогут занять должности педагога-воспитателя (48,8 %), психолога (17,7 %), вожатого (15,5 %), специалиста в управлении человеческими ресурсами (4,4 %), затруднились с ответом 8,5 %.

Своими основными профессиональными задачами в будущем выпускники считают организацию детского досуга (26,3 %), консультирование родителей (23,6 %), воспитательную деятельность (18,4 %), организацию образовательного процесса (10,5 %), развитие персонала организации (9,8 %), затруднились с ответом 10,5 %.

52 % респондентов данной группы находят полученный уровень знаний недостаточным для успешного выполнения должностных обязанностей, 33,8 % - достаточным, а оставшиеся

14,2 % респондентов затруднились с ответом. К тому же студенты указали на недостаток практических занятий (48 %) и психологических тренингов (46,6 %) в образовательном процессе. Полностью удовлетворены содержанием образовательной программы 3,3 % студентов, а 2,1 % не прокомментировали данный вопрос.

Студенты 3-го курса направления «Психология», выбирая виды деятельности, подходящие для применения полученных ими в университете знаний и навыков, указали сферы научной деятельности и образовательных услуг (23,3 %), управления персоналом (13,3 %), консультирования (20 %), администрирования (6,6 %). Оставшиеся респонденты указали области, набравшие в совокупности не более 4 % ответов.

Востребованными на современном рынке труда респонденты данной группы считают инженерно-технические специальности (20,5 %), преподавателей / педагогов (18,7 %), экономистов и работников банковско-финансовой практики (11,8 %), специалистов в сфере продаж (12,5 %).

Респонденты данной группы в качестве предположительных вариантов профессиональной деятельности по окончании вуза назвали психологическое консультирование (29,4 %), организационное проектирование и консультирование (23,5 %), преподавательскую / педагогическую деятельность (17,6 %), сферу обучения и развития персонала организации (11, 7%), 5,3% респондентов затруднились с ответом.

С точки зрения содержания трудовой деятельности респонденты в числе будущих обязанностей выделили работу с детьми (33,3 %), подбор и обучение персонала (16,6 %), оказание психологической поддержки (16,6 %), психологическое консультирование (8,3 %).

По мнению 62,5 % респондентов, приобретенные ими в вузе знания недостаточны для успешной реализации профессиональной деятельности, 12,5 % считают их достаточными, 12,8 % затруднились оценить уровень своей подготовки, а 18 % указали, что профессиональный успех всецело зависит от них самих. Студенты данной группы в качестве недостающих компонентов указали практические занятия (28,9 %), лекции по общей психологии (22,3 %), тренинги

личностного роста (11,8 %), затруднились ответить 22 % респондентов. 20 % находят образовательную программу исчерпывающей.

Студенты 5-го курса направления «Психология» выделили следующие профессиональные области, где, по их мнению, будут наиболее востребованы полученные ими в университете знания и навыки. Так, 27,2 % респондентов данной группы указали в качестве приоритетных сфер деятельности управление персоналом и тренинговой деятельностью, 8 % - науку и сферу образовательных услуг, 12,1 % - консультационную деятельность, 9 % - сферу маркетинга и PR. По 6 % пришлось на административные позиции и государственную службу.

Самыми востребованными направлениями респонденты данной группы назвали врачебное дело (15,9 %), сферу продаж (14,7 %), сферу высоких технологий (14 %), психологическое консультирование (13,1 %), инженерно-технические специальности (10,4 %), управление человеческими ресурсами (10,5 %), маркетинг (5,2 %), оставшиеся 16,2 % респондентов затруднились ответить.

По мнению 15 % респондентов, по окончании университета они смогут занимать должности в областях управления человеческими ресурсами и тренинговой деятельностью (18,4 %), оказания психологических услуг (49,9 %), консультирования по организационной психологии (14,2 %), а 7,5 % респондентов затруднились ответить.

Респонденты данной группы полагают, что в их должностные обязанности после окончания университета будут входить проведение консультаций (24,9 %), поиск, подбор персонала, тренинговая деятельность (33,2 %), оказание психологической помощи (8,3 %), заполнение документов и выполнение административных функций (8 %).

Только 10 % респондентов считают полученное образование достаточным для выполнение данных задач, 90 % не удовлетворены качеством и объемом приобретенных знаний. Рассуждая о недостающих элементах в образовательном процессе, 20,8 % респондентов указали нехватку практической деятельности, 8,3 % - недостаток знаний о психологическом / организационном консультировании, недостаток знаний в области истории, иностранного языка и сексологии совокупно отметили 12,6 % респондентов, 3,9 % не смогли ответить на вопрос.

Опыт работы есть у 41,7 % респондентов, в том числе в областях управления персоналом -

27,2 %, психологического консультирования - 9 %, высоких технологий - 7,6 %.

Таким образом, сопоставляя показатели емкости рынка труда, в частности его потребности и уровень спроса, возможности трудоустройства, предоставляемые студентам выбранных для исследования направлений, а также представления студентов о карьерных перспективах, можно сделать вывод о недостаточном уровне понимания своих возможностей относительно построения карьеры. Кроме того, проведенное исследование позволило выявить достаточный уровень скепсиса относительно уровня получаемого образования и существующую потребность в практических занятиях.

В целом полученные данные позволяют нам утверждать о возможности и целесообразности введения в образовательную программу направлений «Педагогика», «Психология» и «Социология» образовательных модулей, целью которых станет расширение понимания студентами потребностей современного рынка труда, принципов его функционирования, а главное - осознание своих возможностей в построении карьеры.

Ссылки:

1. Ермакова А.М. Рынок труда сельских территорий промышленно-аграрного региона: факторы и тенденции развития

(на примере Тюменской области) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. 2008. 219 с.

2. International labor organization [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org (дата обращения: 01.07.2014).

3. HeadHunter [Электронный ресурс]. URL: http://www.hh.ru (дата обращения: 01.07.2014).

4. Superjob [Электронный ресурс]. URL: http://www.superjob.ru (дата обращения: 01.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.