Научная статья на тему 'Исследование рынка труда в сфере «Медицина и фармацевтика» 2010'

Исследование рынка труда в сфере «Медицина и фармацевтика» 2010 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GMP / HEADHUNTER / ВЫСШЕЕ МЕДСЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Егор

Исследование подготовлено на основе анализа 46117 вакансий и 35942 резюме, размещенных на сайтах hh.ru, joblist.ru и career.ru за период 2008-2010 гг., и включает описание общей динамики рынка труда в медицине и фармацевтике за указанный период, изучение структуры спроса, ситуации с трудоустройством для специалистов с опытом работы и без него, а также анализ наиболее востребованных позиций с учетом уровня образования с указанием динамики зарплат, индекса HeadHunter (отношения общего количества резюме к общему количеству вакансий)1. 1 Результаты исследования по России основаны на анализе данных по городам-миллионникам, к которым относятся Москва, С.-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка труда в сфере «Медицина и фармацевтика» 2010»

мнс^^жиш! анализ российского фармрынка

Егор АЛЕКСЕЕВ, руководитель службы маркетинга и PR НеаЖи^ег

Исследование рынка труда

В СФЕРЕ «МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА» 2010

Исследование подготовлено на основе анализа 46117 вакансий и 35942 резюме, размещенных на сайтах hh.ru, joblist.ru и career.ru за период 2008—2010 гг., и включает описание общей динамики рынка труда в медицине и фармацевтике за указанный период, изучение структуры спроса, ситуации с трудоустройством для специалистов с опытом работы и без него, а также анализ наиболее востребованных позиций с учетом уровня образования — с указанием динамики зарплат, индекса HeadHunter (отношения общего количества резюме к общему количеству вакансий)1.

♦ КОРОТКО О ГЛАВНОМ

♦ За период 2008—2010 гг. количество вакансий на рынке труда в медико-фармацевтической сфере увеличилось в 2,5 раза.

♦ Практически 2/3 всех вакансий во II полугодии 2010 г. пришлось на коммерческий персонал.

♦ Самыми высокооплачиваемыми в Москве оказались должности медицинского советника и главного врача, самой низкооплачиваемой — фельдшера.

♦ Практически каждая десятая вакансия в медико-фармацевтической сфере рассчитана на специалиста начального уровня.

♦ Порядка 77% вакансий коммерческого персонала приходилось на специа-

листов по маркетингу и продажам.

♦ 75—80% вакансий в медицинской сфере приходилось на врачей-специалистов, младший и средний медперсонал.

♦ Доля вакансий специалистов сферы производства составляет примерно 1%.

♦ Самой дефицитной на рынке труда как в медицине, так и в фармацевтической отрасли оказалась специальность менеджера по продажам, в то время как позиция хирурга, напротив, являлась самой недефицитной.

♦ Вне зависимости от характера деятельности — будь то чисто медицинская (врач-специалист) или коммерческая специальность (специалист, занимающийся продажами, рекламой или продвижением в медицинской сфе-

ре) — наличие высшего медицинского образования является приоритетным требованием.

Если количество вакансий в медико-фармацевтической сфере в рассматриваемый период увеличилось в 2,5 раза, то в целом по всему российскому рынку труда этот показатель вырос только в 1,4 раза.

Помесячная динамика количества вакансий более противоречива. Так, в ноябре 2010 г. число вакансий снизилось почти на 2% относительно октября, при этом по сравнению с январем 2010 г. прирост составил 53%. Положительная динамика роста вакансий в период с января по ноябрь наблюдалась в течение последних трех лет: в 2009 г. прирост составил 40%, в 2008 г. — 9%. Сокращение вакансий в августе и декабре каждого года объясняется сезонными изменениями на рынке труда (рис. 1).

• СТРУКТУРА СПРОСА

Структура спроса в сфере «Медицина и фармацевтика» в России во II полугодии 2010 г. выглядела следующим образом: 65% всех вакансий приходилось на коммерческий персонал (маркетинг,

1 Результаты исследования по России основаны на анализе данных по городам-миллионникам, к которым относятся Москва, С.-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.

Группа компаний НеаёНипЬег а (hh.ru) работает на рынке ин-I ■ тернет-рекрутмента с 2000 г.

На данный момент сайт hh.ru яв-Н^азНилНег ^^ ,

ляется одним из лучших онлайновых ресурсов для поиска работы и найма персонала. Бизнес-модель HeadHunter построена на продаже информации из базы данных резюме. Стратегия компании — инвестиции в новые технологии и постоянное совершенствование нашего сервиса. Миссия: помогать HR-менеджерам и рекрутерам качественно и в срок закрывать вакансии; содействовать соискателям в поиске достойной работы. Основу соискательской аудитории сайта составляют менеджеры среднего и высшего звена. Качество размещаемых на сайте резюме обеспечивается за счет тщательной ручной модерации. Неин-

формативные резюме на сайте не публикуются. Каждая вакансия, добавляемая работодателями, также проходит проверку вручную. Мы следим, чтобы на HeadHunter не публиковались объявления о найме рядового персонала — продавцов, грузчиков, дворников и т.п., а также вакансий компаний, занимающихся сетевым маркетингом, запрещенными и сомнительными видами деятельности. HeadHunter предоставляет удобные инструменты для работы как работодателям, так и соискателям. Например, чтобы отправить кандидату шаблонное письмо приглашения на собеседование или отказа, рекрутеру достаточно один раз кликнуть мышью. Конкурентным преимуществом hh.ru является уникальная гибкая система настройки конфиденциальности резюме. Эти и другие функции позволяют сайту привлекать лучших кандидатов, а работодателям — быстро и качественно осуществлять поиск персонала.

Динамика вакансий в Москве за 2008—2010 гг.,

рисунок

(январь 2008 г. = 100%)

%

300 + Рынок труда в целом

• Медицина/Фармацевтика

250

200 150 100 50

245%

141%

0

у\©\©\©\©

& ¡а

у\©\©\©\©

& 5

у\0\0\0

продажи, фармацевт, провизор, медицинский представитель, медицинский советник). Еще 28% составили вакансии медицинского персонала (врачи, младший и средний персонал, ветеринария, дефектолог, логопед, лаборант). На долю вакансий, относящихся к производству (производство и сертификация), пришелся всего 1% (рис. 2). Структура спроса в Москве и С.-Петербурге в целом повторяла общероссийскую структуру с небольшими отличиями (рис. 3).

По итогам II полугодия 2010 г. на рынке труда в медицине и фармацевтике на специалистов начального уровня или

без опыта работы приходилось примерно 10% вакансий. Этот показатель был практически в 3 раза выше, чем в целом по рынку труда. Из всех имеющихся в базе HeadHunter вакансий лишь каждая 30-я приходилась на позицию специалиста без опыта работы.

Таким образом, в сфере медицины и фармацевтики молодые специалисты более востребованы, чем в целом на рынке. При этом легче всего трудоустроиться молодым специалистам в сфере IX продаж и администрирования. Доля медицинских и фармацевтических вакансий, не требующих опыта ра-

боты, относительно всех подобных вакансий на рынке труда России составила почти 10%, в Москве — 8% и в С.-Петербурге — чуть больше 9%. Таким образом, практически каждая 10-я вакансия для специалиста без опыта работы на рынке труда приходилась на медицину и фармацевтику (рис. 4). Врач-специалист — одна из самых востребованных позиций, на долю которой во II полугодии 2010 г пришлась почти половина всех вакансий в медицинской сфере.

В Москве и С.-Петербурге отмечалась наибольшая потребность в терапевтах. В Москве на их долю приходилось 10% от общего количества вакансий врачей, а в С.-Петербурге — 9%. В Москве также достаточно востребованы офтальмологи — 8% от общего числа вакансий, а в С.-Петербурге — хирурги и стоматологи — по 7% на каждую позицию.

При этом в Москве наблюдалось небольшое смещение спроса от стоматологов и неврологов в сторону терапевтов и хирургов, а в С.-Петербурге — от терапевтов к неврологам и хирургам (рис. 5).

Самый высокий индекс HeadHunter среди врачей в декабре 2010 г. был отмечен у хирургов — 5,1. Это означает, что на одно место хирурга претендовало как минимум 5 кандидатов. Так же как хирург, недефицитной позицией был

рисунок ф^ Структура спроса на рынке труда в сфере «Медицина и фармацевтика» в России, %, II полугодие 2010 г.

1 — Коммерческий персонал, 65%

2 — Лечащий персонал, 28%

3 — Производство, 1%

4 — Другие, 6%

рисунок ф^ Структура спроса на рынке труда в сфере «Медицина и фармацевтика» в Москве и С.-Петербурге, %, II полугодие 2010 г.

Москва 4

1 — Коммерческий персонал, 60%

2 — Лечащий персонал, 32%

3 — Производство, 1%

4 — Другие, 7%

С.-Петербург 4

1 — Коммерческий персонал, 63%

2 — Лечащий персонал, 29%

3 — Производство, 1%

4 — Другие, 7%

рисунок Доля вакансий для специалистов начального уровня на рынке труда, %, II полугодие 2010 г.

% 12

10 8 6 4 2 О

— оо

Москва

Санкт-Петербург

Россия

| | — Доля вакансий для специалистов начального уровня на рынке труда в медицине и фармацевтике | | — Доля вакансий для специалистов начального уровня на рынке труда в медицине и фармацевтике от общего числа вакансий для специалистов начального уровня на рынке труда | | — Доля вакансий для специалистов начального уровня на рынке труда от общего числа вакансий на рынке труда

рисунок Структура спроса на врачей-специалистов в Москве и С.-Петербурге, %, II полугодие 2010 г.

Москва

С.-Петербург

1

1

главный врач. А вот про офтальмологов можно сказать, что спрос практически равен предложению (рис. 6). В Москве самыми высокооплачиваемыми из медицинских работников были главные врачи. Во II полугодии 2010 г. они получали (в среднем) порядка 87 500 руб., что сопоставимо с показателем аналогичного периода 2008 г. Максимальная зарплата за этот период, на которую мог рассчитывать главный врач, составила 250 000 руб., минимальная — 30 000 руб.

Самые низкие зарплаты предлагались работодателями терапевтам. Во II полугодии 2010 г. этим специалистам в среднем предлагали порядка 37,8 тыс. руб., что на 57 200 руб. ниже максимального и на 16 300 руб. выше минимального уровня зарплат медицинского персонала (рис. 7). Основным требованием, предъявляемым работодателем к кандидату на ту или иную должность, вне зависимости от специализации, является опыт работы. Позиция главного врача требует наибольшего опыта. Во II полугодии 2010 г. примерно в 88% случаев от кандидата на эту должность требовался опыт работы не менее 3 лет и в половине из них — более 6 лет. Для стоматолога опыт работы от 3 лет являлся обязательным условием в 66% случаев, в т.ч. в 18% — более 6 лет. Опыт работы от 1 года до 3 лет наиболее востребован в вакансиях офтальмолога (60%), терапевта (47%) и невролога (41%).

Легче всего найти работу молодым кардиологам: порядка 15% работодателей не требовали опыта работы при найме этих специалистов. Также неплохой шанс устроиться на работу без опыта был у молодых специалистов-терапевтов, стоматологов и офтальмологов. Труднее всего было найти работу молодому специалисту с дипломом невролога и хирурга (рис. 8). Существенным условием приема на работу в медицинские учреждения является наличие действующего сертификата специалиста — документа, подтверждающего соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Примерно в 1/3 проанализированных вакансий это требование было обязательным. В 44%

1 — Стоматолог, 4%

2 — Терапевт, 10%

3 — Офтальмолог, 8%

4 — Невролог/невропатолог, 4%

5 — Кардиолог, 2%

6 — Хирург, 4%

7 — Главный врач, 3%

8 — Другие, 64%

вакансий работодатель требовал от кандидатов высшего образования. Правда, зачастую это требование опускается, т.к. является обязательным по умолчанию. Кроме того, работодатели нередко требуют наличия ученой степени, знания иностранного языка и уверенного владения персональным компьютером.

Интерес к сфере «Продажи и маркетинг» на рынке труда в медицине и фармацевтике вполне закономерен: в связи с продолжающейся экспансией иностранных компаний на российский рынок, в особенности на рынок фармацевтики, маркетинг и сбытовая политика становятся одними из главных элементов бизнес-процесса любой компа-

1 — Стоматолог, 7%

2 — Терапевт, 9%

3 — Офтальмолог, 4%

4 — Невролог/невропатолог, 5%

5 — Кардиолог, 1%

6 — Хирург, 7%

7 — Главный врач, 3%

8 — Другие, 63%

нии. В условиях растущей конкуренции на рынке специалисты по маркетингу и продажам становятся ключевыми в компаниях, т.к. именно они приносят компаниям наибольшую прибыль. К тому же на вакансии, относящиеся к маркетингу и продажам, приходится практически 80% всех вакансий коммерческого персонала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во II полугодии 2010 г. наибольшим спросом на рынке труда в сфере маркетинга и продаж пользовались медицинские представители. В Москве на долю этих вакансий пришлось 19%, а в Санкт-Петербурге — 39% от общего числа вакансий в этой сфере. На втором месте находились менеджеры по продажам. Причем в Москве за послед-

рисунокф^ Индекс HeadHunter для врачей-специалистов в Москве, декабрь 2010 г.

0 1 2 3 4 5 6

1 — Хирург

2 — Главный врач

3 — Стоматолог

4 — Кардиолог

5 — Невролог

6 — Терапевт

7 — Офтальмолог

рисунокДинамика уровня зарплат у врачей-специалистов в Москве, тыс. руб.

Стоматолог

Терапевт

Офтальмолог

35,6 37,8 32 3 38,1

оо оо с^ с^ о о

О О О О ^ Т-Л

о о о о о о

оо оо оо оо оо оо

оо оо с* с* о о

О О О О ^ Т-Н

о о о о о о

оо оо оо оо оо оо

оо оо с* с* о о

О О О О Т-Н ^

о о о о о о

оо оо оо оо оо оо

о о о о о о

о о о о о о

о о о о о о

Невролог/ невропатолог

Хирург

Кардиолог

Главный врач

87,5

ООООСТ1СЛОО ООООт-н^

оооооо оооооооооооо

ООООСЛСЛОО ООООт-н^

оооооо оооооооооооо

ООООСЛСЛОО ООООт-Нт-и

оооооо оооооооооооо

оооос^с^оо

ООООт-Нт-и

оооооо оооооооооооо

оооооо

оооооо

оооооо

оооооо

ние три года произошло смещение спроса в сторону менеджеров по продажам, в то время как потребность в медицинских представителях осталась на прежнем уровне. Так, если в I полугодии 2008 г. на менеджеров по продажам приходилось всего 8% вакансий, то во II полугодии 2010 г. уже 14%. В С.-Петербурге наблюдается обратная ситуация: доля вакансий медицинских представителей растет, а менеджеров по продажам остается прежней (рис. 9).

Наибольший индекс НеабНитег в сфере продаж и маркетинга в декабре 2010 г. был зафиксирован у позиции медицинского советника — 2,9. А вот у менеджера по продажам индекс был равен всего 0,8. Это говорит о том, что данная позиция является дефицитной на рынке (рис. 10).

В Москве наибольший уровень зарплат среди представителей сферы продаж и маркетинга отмечался у медицинского советника. Во II полугодии 2010 г. он

получал 96 700 руб., что на 15 700 руб. больше, чем во II полугодии 2008 г. При этом максимальное предложение у таких специалистов составило 175 000 руб., а минимальное — 35 000 руб. Позиция медицинского советника появилась на рынке труда относительно недавно. Чаще всего потребность в этих специалистах наблюдается в фармацевтической сфере. Их ценность в условиях растущей конкуренции велика. Медицинский советник является ключевым звеном в системе продвижения компании, т.к. занимается предоставлением научной информации о тех или иных препаратах. Позиция медицинского представителя менее оплачиваемая: зарплата этого специалиста во II полугодии 2010 г. была в 2,2 раза ниже, чем у медицинского советника.

Практически неизменной за последние три года остается зарплата менеджера по продажам. Во II полугодии 2010 г. она выросла всего на 4 200 руб. относительно II полугодия 2008 г. (рис. 11). В сфере продаж и маркетинга опыт работы — не главный критерий отбора кандидата. 91% вакансий менеджера по продажам и менеджера по работе с кли-

рисунок^ФСтруктура требуемого работодателем опыта работы для врачей-специалистов в России, %, II полугодие 2010 г.

Все врачи Стоматолог Терапевт Офтальмолог Невролог Кардиолог Хирург Главный врач

0

11% 34% 45%

4% 8% 44%

8% 18% 3% 3% 8% 11% 10% 44%

20 40 60 80 100

| |— Нет опыта ЕЦ — От 1 года до 3 лет Ц — От 3 до 6 лет Ц — Более 6 лет

ентами, также 98% вакансий медицинского представителя ориентированы на соискателя с опытом работы от 0 до 3 лет.

Наибольшее значение опыт работы имеет при трудоустройстве маркетологов и медицинских советников, при этом для маркетологов наличие опыта работы от 6 лет является необходимым лишь в 3% случаев (рис. 12). В сфере продаж и маркетинга помимо опыта работы от кандидата на замещение вакансии требуется наличие соответствующего образования, опыта продаж и работы с клиентами, а также знание английского языка. В качестве менеджера по работе с клиентами работодатель более чем в 50% случаев хотел бы видеть человека с медицинским или фармацевтическим образованием, 9% работодателей готовы взять человека с иным высшим образованиям (несмотря на то что приоритетом является фармацевтическое или медицинское), еще 9% готовы рассмотреть кандидатов со средне-специальным образованием. В остальных случаях требование к образованию не было указано. По позиции менеджер по продажам основным требованием является наличие просто высшего образования. Порядка 19% работодателей не уточняют про-

рисунок^Ф Структура спроса на специалистов в сфере «Продажи и маркетинг» в Москве и С.-Петербурге, %, II полугодие 2010 г.

Москва

С.-Петербург

1 — Медицинский представитель, 19%

2 — Менеджер по работе с клиентами, 3%

3 — Менеджер по продажам, 14%

4 — Маркетолог, 2%

5 — Медицинский советник, 1%

6 — Другие, 61%

1 — Медицинский представитель, 39%

2 — Менеджер по работе с клиентами, 3%

3 — Менеджер по продажам, 11%

4 — Маркетолог, 1%

5 — Медицинский советник, 1%

6 — Другие, 45%

филь образования. Еще 18% работодателей хотели бы видеть на этой должности медика, 9% работодателей готовы принять специалиста с медицинским и/или техническим образованием. Специалистов с экономическим образованием ищут 5% работодателей. И всего 4% работодателей готовы взять на работу кандидатов с неполным высшим образованием.

По позиции медицинский советник порядка 95% работодателей отдают

предпочтение соискателям с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, в т.ч. 22% хотели бы принять специалиста с ученой степенью.

Специалисты-маркетологи с высшим медицинским или фармацевтическим образованием представляют интерес для 18% работодателей, примерно 12% работодателей ищут специалистов с высшим немедицинским образованием (экономика, маркетинг, социология,

рисунок^ю^ Индекс HeadHunter для сферы «Продажи и маркетинг» в Москве, декабрь 2010 г.

1 — Медицинский советник

2 — Маркетолог

3 — Медицинский представитель

4 — Менеджер по работе с клиентами

5 — Менеджер по продажам

рисунокфф Динамика уровня зарплат у специалистов в сфере «Продажи и маркетинг» в Москве, тыс. руб.

Медицинский представитель

34,9

Менеджер по работе с клиентами

76,9

57,4

Менеджер по продажам

Маркетолог

Медицинский советник

00 00 С^ С^

СО СО СО СО СО СО

00 00 С^ С^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со со со со со со

00 00 С^ С^

со со со со со со

1

2

3

4

5

рисунок Структура требуемого опыта в сфере «Продажи и маркетинг» в России, %, II полугодие 2010 г.

2% | 0 0° 3°

0%

9% I 0%

□ — Нет о

0 20 40 60 80 100

| |— От 1 года до 3 лет Ц — От 3 до 6 лет Ц — Более 6 лет

рисунокфэ^ Структура спроса в сфере «Младший и средний медперсонал» в Москве и С.-Петербурге, %, II полугодие 2010 г.

рисунокф^ Индекс HeadHunter для сферы «Младший и средний медперсонал» в Москве, декабрь 2010 г.

статистика, математика, техническое образование). Всего в 5% случаев допускается наличие как медицинского, так и маркетингового образования и лишь 2% работодателей готовы взять на работу человека без высшего образования. Профильное образование не указано в 7% вакансий (обязательным требованием является наличие просто высшего образования). По позиции медицинский представитель наличие высшего медицинского и/или фармацевтического образования является условием приема на работу в 80—85% случаев. Любое, но обязательно высшее образование устроит лишь 10—15% работодателей. «Младший и средний медицинский персонал» — еще одна востребованная категория, на долю которой приходится практически 1/3 всех вакансий медицинских работников. Наиболее востребованными являются медсестра/медбрат и фельдшер. В Москве во II полугодии 2010 г. в структуре спроса порядка 44% всех вакансий приходилось на медсестер, а в С.-Петербурге — и вовсе 53%. Доля вакансий фельдшеров в Москве и С.-Петербурге составила 6%. При этом 50% вакансий требуют замещения другими представителями младшего (санитарки и санитары) и среднего (лаборанты, акушерки и пр.) медицинского персонала (рис. 13).

Фельдшер является одной из самых недефицитных специальностей среди вакансий младшего и среднего персонала: в декабре 2010 г. индекс НеабШШег фельдшера составил 4,5 (рис. 14). Зарплата медсестры и медбрата на протяжении последних трех лет характеризовалась положительной динамикой роста. Если в I полугодии 2008 г. каждая медсестра в Москве получала в среднем 22 100 руб., то во II полугодии 2010 г. — уже 25 000 руб. Максимальный уровень зарплат, предлагаемый работодателем во II полугодии 2010 г., составил 47 500 руб., а минимальный — 8500 руб. Доходы фельдшеров были менее стабильными. Во II полугодии 2010 г. их зарплата в среднем составила 21 800 руб. При этом годом ранее она равнялась 24 300, а в I полугодии 2010 г. была меньше 20 000 руб. При этом максимальная зарплата, которую предлагал

рисунок 15 Динамика уровня зарплат в сфере «младший и средний медперсонал» в Москве, тыс. руб.

Медсестра/медбрат Фельдшер

22,1 25,0 21,0 21,8

оо о оо о С51 С51 О О О О Т-Л Т-Л оо о оо о С51 С51 О О О О Т-Л Т-Л

о оо о о оо о О О О О ОО ОО ОО ОО ^ О О О О о оо о о оо о о о о о оо оо оо оо с^ О О О О

работодатель во II полугодии 2010 г., была равна 40 000 руб., а минимальная - 13 000 руб. (рис. 15). Более 60% работодателей требуют от кандидата на должность медсестры или фельдшера наличие опыта работы от 1 года до 3 лет.

Молодым специалистам не сложно найти работу фельдшера. Трудности могут испытывать вчерашние выпускники факультетов высшего медсестринского образования. Практически ни по одной из позиций работодатель не требовал от соискателей большого опыта работы. Лишь в 1% случаев при приеме на работу медсестры требовался опыт от 6 лет (рис. 16). На замещение вакансии медсестра/мед-брат практически 55% работодателей ищут претендента со средним специальным образованием, а 6% ожидают увидеть сотрудника с высшим образованием. В 40% случаев обязательным условием трудоустройства является наличие действующего сертификата. В последнее время в числе требований также можно встретить знание ПК и владе-

ние им на уровне пользователя, а также в редких случаях знание иностранного языка.

Требования к уровню образования по позиции фельдшер схожи с требованиями к медсестрам. Примерно 65% работодателей готовы взять на работу соискателя со средним специальным образованием. Около 8% работо-

дателей предпочли бы сотрудника с высшим образованием. Лишь в 8% вакансий в качестве требования значилось наличие действующего сертификата.

Сфера «Производство» на рынке труда в медицине и фармацевтике представлена слабо. В основном к этой сфере относятся химики-технологи, специалисты по качеству и специалисты по сертификации. В настоящее время спрос на эти позиции невелик. Во II полугодии 2010 г. в базе HeadHunter находилось всего 5 вакансий для специалистов по качеству, 25 вакансий для химиков-технологов и 17 вакансий для специалистов по сертификации. За весь 2010 г. их количество составило,

соответственно, 9, 49 и 33 вакансии. Но в дальнейшем, в связи с обязательным внедрением стандартов производства GMP (Good Manufacturing Practice) на предприятиях, вероятен рост спроса на специалистов по качеству и сертификации.

Ф

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.