Научная статья на тему 'Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе'

Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1069
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе»

А. В. Смирнова

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ О ГЕНДЕРНЫХ РОЛЯХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Современная концепция паритетной демократии предполагает, что равенство прав мужчин и женщин — это неотъемлемый компонент прав человека, основа устойчивого развития общества1. Г ендерное равенство выступает в качестве международной стратегии развития для демократических стран, выбор которой предполагает включение в процесс социализации не только знаний о правах человека, но и гендерного просвещения. Таким образом, тема гендерного образования в средней и высшей школе (значимых институтах трансляции социокультурных норм) очень актуальна для современного российского общества.

Цель нашего исследования — во-первых, определить, следует ли вводить для студентов и старшеклассников курсы по правам человека, и в частности, по гендерным проблемам в различных сферах общественной жизни, т. е. существует ли необходимость в распространении в школах и вузах гендерного образования. Для этого нужно проанализировать, отражаются ли в представлениях школьников и студентов ценности и нормы демократического общества, предполагающие гендерное равенство. Во-вторых, мы хотели узнать, есть ли у молодежи желание получить более подробную информацию по этой теме. Таким образом, предметом исследования является оценка знаний о правах человека и механизмах их реализации и защиты современной молодежью, а также представлений школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе2.

Отправной точкой нашего исследования было определение того смысла, который учащаяся молодежь вкладывает в понятие «права человека». Данные были получены с помощью открытого вопроса, а потом проанализированы методом контент-анализа. Основные группы ответов соотносились с обозначенными в аналогичном исследовании Московского центра гендерных исследований3. Так, большинство респондентов ответило, что права человека — это то, что можно делать, или такие действия, которые не ограничивают права других людей. В сумме с респондентами, определяющими права человека как действия в рамках закона, эта группа объединяет треть опрошенных.

Довольно представительную группу (19%) составили учащиеся и студенты, определявшие понятие через перечень конкретных прав и свобод человека4. Чаще всего называются неотъемлемые права человека (I поколение прав): право на личную неприкосновенность, свободу слова и выбора, на достойную жизнь. Намного реже упоминались такие права, как право на труд, образование, социальную защиту (II поколение прав). О коллективных правах (III поколение прав), в рамках которых рассматриваются вопросы дискриминации тех или иных групп, не упомянул никто. Таким

1 Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001. С. 70—74.

2 Выборочная совокупность составила 195 человек (р = 95%, А = 7%). В ходе исследования

были опрошены студенты ИвГУ (43 чел.), ИГЭУ (39 чел.), ИГМА (40 чел.) и ИГТА (37 чел.), а также учащиеся лицея «Исток» и школы № 22 (36 чел.).

3 Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998. Т. 1. С. 81—87.

4 Классификацию прав человека см., напр.: Айвазова С. Г. Указ. соч. С. 65—66; Права женщин в России. С. 76—78.

образом, молодые люди, давшие такие определения, не имеют полного представления об имеющихся у них правах.

Часть респондентов расценивают права человека как безграничную свободу (11,2%), что, на наш взгляд, говорит о смешении понятий права и произвола. Следует отметить еще одну довольно многочисленную группу отвечавших: в нее вошли те, кто не смог дать ответ на данный вопрос (21%).

Таким образом, у современной российской молодежи нет общего понимания понятия «права человека», высока доля затруднившихся раскрыть это понятие или сводивших его к отдельным конкретным правам, или делающих акцент на отсутствии любых ограничений. Формирование общего семантического поля — это одна из задач, которые может решить курс по правам человека.

Для определения степени принятия молодежью принципа приоритета прав человека, юношей и девушек просили перечислить те случаи, при которых они могли бы пойти на нарушение закона. Модальная ситуация, которую отметили почти 70% опрошенных, — это нарушение в случае угрозы жизни (опрашиваемого или его близких). На второй позиции среди потенциальных причин противоправных действий — угроза благополучию близких (16,1% девушек и 21,6% юношей). Значительно большее число юношей (11,8%), чем девушек (4,3%), считают, что они могут нарушать закон всегда, когда посчитают нужным. Следует отметить, что только 6,5% девушек и 2,9% юношей никогда не стали бы нарушать закон. Полученные данные еще раз подтверждают вывод о том, что понятие «права человека» окончательно еще не сформировалось и не закрепилось в сознании россиян.

В ходе исследования также было выявлено, что мнения девушек и юношей о наличии в нашем обществе случаев нарушения прав женщин очень различаются: почти 80% юношей считают, что права женщин не нарушаются, а почти 70% девушек в той или иной степени признают этот факт. На наш взгляд, это связано с тем, что женщины чаще

сталкиваются с дискриминацией в публичной сфере и этот вопрос активно обсуждается благодаря стараниям ученых и женских общественных организаций.

Вопрос о нарушении прав мужчин ставится в связи с предъявлением к ним завышенных требований, предполагающих чрезмерную ответственность. Эта проблема тоже очень актуальна, но она меньше артикулируется, поскольку традиционно реализация права рассматривается как получение доступа в какую-то сферу общественной жизни. При анализе данного вопроса также выявлена зависимость ответов от пола респондентов: почти 60% юношей согласны с этим положением, а 70% девушек утверждают противоположное. Полученные результаты показывают, что молодые люди в состоянии оценить нарушения своих прав, но почти не знают о подобных проблемах противоположного пола.

Информированность о правах предполагает знание не только перечня имеющихся прав и свобод, но также и механизмов их защиты. В основном респонденты называют способы, которые приняты в демократическом обществе: обращение в суд (50,8%) или правозащитные организации (47,7%). Молодежь считает нецелесообразным обращаться в органы законодательной или исполнительной власти, или к президенту. Такое распределение ответов, на наш взгляд, свидетельствует об отказе от патерналистской позиции и постепенном формировании правовой культуры. Поэтому на данном этапе в процессе обучения акцент следует делать на разъяснение процедуры обращения в суд, правозащитные организации, СМИ.

Следующая группа вопросов была направлена на оценку информированности респондентов о существующих документах по правам человека, и в частности по правам женщин. Полученные данные свидетельствуют, что лучше всего молодежи известна Конституция, затем — Декларация прав ребенка и Всеобщая декларация прав человека (табл. 1)5. Вероятно, это объясняется тем, что с этими документами, хотя бы

5 Распределение ответов практически одинаково у юношей и девушек.

поверхностно, учащихся знакомят в школе и о них часто упоминается в СМИ. Та информация, которой обладают опрошенные, вызывает у них желание получить более подробные знания. С документами, касающимися соблюдения прав женщин, респонденты знакомы в значительно меньшей степени (подавляющее большинство вообще о них не слышало), и поэтому они проявляют меньшую заинтересованность к их изучению. По нашему мнению, справедливо будет предположение, что более подробная информация об этих нормативных актах повысит интерес молодежи к данной проблеме.

Таблица 1

Информированность молодежи о законодательстве по правам человека, %

дискриминации в отношении женщин 2 4 1 6 8

,1 ,1 9,5 5,6 ,7

Конвенция о правах ребенка 8 2 3 2 2

,7 8,7 0,3 9,7 ,6

Декларация об искоренении насилия в 2 7 2 6 8

отношении женщин ,1 ,2 1,0 1,0 ,7

Конвенция о равном обращении и равных

возможностях для трудящихся мужчин и

женщин: трудящихся с семейными

4 1 2 4 7

обязанностями

,6 1,3 9,7 7,2 ,2

Информацию о правах, случаях их нарушения и защиты молодежь получает из разных источников: основной канал — это телевидение, на втором месте — учебные программы, далее следует специализированная литература и газеты. Различия в распределении по полу незначительны, хотя девушки чаще отмечали, что получили информацию о правах из учебных курсов, от учителей, а юноши — из специализированной литературы. Кроме того, только юноши обозначили Интернет как канал правовой социализации.

Не наблюдается существенных различий в рангах каналов правовой социализации, обозначенных студентами разных вузов, однако мнения студентов и учащихся школ несколько разошлись: если у студентов на первом месте находится телевидение (61%), потом газеты (39,6%), специализированная литература (37,1%) и учебные программы (36,5%), то у школьников источники правовой информации расположились в следующей последовательности: учебные программы (75%), телевидение (69,4%),

специализированная литература (50%). Таким образом, институты образования играют важную роль в формировании правовой культуры у молодежи, причем для учащихся школа является основным каналом получения информации о правах, и, следовательно, введение гендерного образования на уровне школы позволит повысить информированность учащихся о гендерных проблемах. При внедрении гендерного

образования можно использовать и такие популярные каналы, как телевидение и газеты, т. е. использовать дистанционные формы обучения.

Оценив степень информированности, усвоения понятия «права человека», мы перешли к анализу гендерных представлений студентов и школьников. Полученные данные позволяют оценить, соответствует ли гендерная картина мира современной молодежи условиям демократического общества.

Одним из основных вопросов гендерной теории и практики является проблема природной или культурной обусловленности различий между мужчинами и женщинами. В ответах респондентов можно выделить следующие закономерности. Так, девушки считают воспитание более значимым или решающим фактором, определяющим различия между полами. Напротив, доля опрошенных, полагающих, что решающим является природный фактор, среди юношей в 3 раза выше, чем у девушек (13,7% против 4,3%). Таким образом, девушки в большей степени склоняются к культурной обусловленности гендерных различий, чем юноши.

Интересно также отметить, что чаще различия между полами объясняют только природой студенты ИГЭУ (23%), т. е. в техническом вузе идеи о социальной обусловленности ролей распространены меньше; для сравнения: с природной

обусловленностью различий согласны только 10% студентов Медицинской академии, по 5,5% студентов ИГТА и школьников и только 2,3% студентов ИвГУ. Целесообразно отметить, что практически все опрашиваемые студенты ИвГУ прослушали курсы по гендерной проблематике. Низкая доля тех, кто считает роль природы решающей, объясняется, на наш взгляд, фактом наличия гендерного образования.

Несмотря на признание того, что различия между полами конструируются в процессе воспитания, многие юноши и девушки считают, что так должно быть и впредь, причем юноши чаще высказывают крайнюю позицию (табл. 2).

Мнения респондентов о гендерном воспитании, %

С тем, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному... Юноши Девушки Всего

полностью согласна /согласен 44,1 25,8 35,4

скорее согласна / согласен 25,5 41,9 33,3

скорее не согласен / не согласна 12,7 12,9 12,8

совершенно не согласен / не 11,8 11,9 11,8

согласна

затрудняюсь ответить 5,9 7,5 6,7

Следует признать, что юноши и девушки уже сориентированы на разные модели поведения, признают наличие обособленных жизненных миров: «женского» и

«мужского». Именно это убеждение необходимо изменять в рамках гендерной педагогики. Конечно, речь идет не об унификации образцов мужского и женского, а о предоставлении права выбора в формировании своей индивидуальной модели поведения, жизненного пространства. Это приведет к меньшему подавлению природных склонностей девушек и юношей и, в конечном итоге, к большему разнообразию. Так, целью гендерной педагогики является формирование у учащихся представления о том, что существуют не два пути развития (по одному для мальчиков и девочек), а множество вариантов жизненных возможностей как для мальчиков, так и для девочек.

Следующие блоки вопросов направлены на изучение того жизненного пространства, которое студенты и школьники считают приемлемым для женщин и мужчин.

Важным моментом является определение места мужчин и женщин в сфере трудовых отношений. Молодежь отмечает наличие дискриминации на рынке труда. Во-первых, одинаковый труд женщин и мужчин оплачивается по-разному. В той или иной мере с

этим согласны почти 60% опрошенных. Респонденты предлагают следующие объяснения сложившейся ситуации: по мнению почти 60% юношей, это временное явление, но с ними согласились только 36,6% девушек. С точки зрения последних, причина кроется в том, что женщин не берут на высокооплачиваемую работу. Кроме того, 11,8% юношей (и ни одна из девушек) считают, что женщины глупее мужчин и не справятся с ответственной высокооплачиваемой работой. Полученные данные выявляют необходимость усвоения молодежью того факта, что низкая оплата труда — это не особенность сегодняшнего дня, а постоянно воспроизводимая из-за существующих стереотипов характеристика рынка труда, которая нарушает права женщин. Сложившуюся ситуацию нужно менять: первый шаг в этом направлении — осознание того, что проблема существует, далее — необходимы усилия по изменению гендерных представлений отдельных личностей.

Вторым важным аспектом при рассмотрении рынка труда является выяснение причин, по которым работодатели предпочитают нанимать мужчин. Полученные данные показывают, что в большинстве случаев объяснение основывается на гендерных стереотипах, причем юноши апеллируют к ним намного чаще (табл. 3). По нашему мнению, продвижение гендерного образования, направленного на ликвидацию стереотипов, будет способствовать улучшению ситуации с соблюдением прав человека, и в частности прав женщин, в экономической сфере. Особо хотелось бы подчеркнуть, что, по мнению девушек, уровень их профессионализма не меньше, чем у мужчин, хотя последние и не желают этого признавать.

Таблица 3

Мнения респондентов о причинах приоритетного найма мужчин, %

Объяснения Юноши Девушки Всего

Мужчины лучше работают 22,5 2,2 12,8

Мужчины реже берут 16,7 15,1 15,9

больничный

Мужчина должен содержать

семью 28,4 34,4 31,3

У женщин слишком много

семейных забот 23,5 26,9 25,1

Женщины не хотят брать много

обязательств на работе 7,8 3,2 5,6

Другое6 8,8 12,9 10,8

Затрудняюсь ответить 14,7 22,6 18,8

Наконец, мы изучали мнение молодежи о том, кто — мужчина или женщина — должен делать карьеру. Юноши (40%) считают, что мужчины более способны к управленческой деятельности, чем женщины, еще столько же скорее согласны с этим утверждением (среди девушек такое мнение высказали 10 и 25% соответственно). Несколько меньше сторонников набрало утверждение, что женщины слишком эмоциональны для руководящей работы: 20,5% юношей и только 4,3% девушек с ним согласились, и еще 38,2% юношей и 14% девушек в меньшей степени уверены в правильности такого объяснения. Следует также подчеркнуть, что практически равное количество старшеклассников и студентов высказываются «за» и «против» того, что муж должен помогать жене делать карьеру; однако доля девушек, ожидающих такой помощи, практически на 10% превышает число юношей, готовых ее оказать. В целом, девушки показывают позицию, более соответствующую требованиям современной ситуации, а юноши намного сложнее расстаются со стереотипами.

Сфера политики еще в большей степени закрепляется в сознании молодежи как мужская. Учащиеся и студенты предлагают следующие объяснения низкой представленности женщин в политике. Респонденты прежде всего отметили, что в политику женщин не пускают, поскольку это доходное место: так считают 46,2% девушек

6 В большинстве случаев предпочтение мужчин объясняется российскими традициями.

и 29,4% юношей. Следует подчеркнуть, что значительная часть опрошенных полагают, что политика — не женское дело: это обстоятельство отметили 28,4% юношей и только 11,8% девушек. На наш взгляд, такой выбор показывает, что старшеклассники и студенты просто воспроизводят устоявшийся образец, не признавая альтернативных ситуаций. Подобным стереотипом является и то, что женщины глупее мужчин, — эту позицию выбрало почти 9% юношей. Гендерное образование, показывающее возможную пользу участия женщин в политической жизни, может способствовать постепенному изменению стереотипных образцов и достижению в этой сфере гендерного равенства.

Важным моментом является не только проявление политической активности, но и готовность к участию в общественной деятельности, поскольку именно на этой основе формируется гражданское общество. К сожалению, уровень гражданской активности молодежи не очень высок: только 27% девушек и 42% юношей участвуют в общественной деятельности. Интересно, что юноши объясняют свое бездействие наличием более важных проблем, а девушки добавляют к этому неактивность «от природы» и бессмысленность проявления гражданской инициативы. Треть респондентов вообще затруднились объяснить свое бездействие. Эти данные показывают, что для формирования института гражданского общества следует изменить жизненную позицию молодежи, чему, на наш взгляд, будет способствовать правовое просвещение.

Незначительное участие женщин в публичной сфере объясняется тем, что согласно стереотипам их основная роль — быть домашней хозяйкой. В таблице 4 представлены данные, отражающие позицию респондентов по этому вопросу.

Таблица 4

Мнения респондентов о предназначении женщины, %

С тем, что домашнее хозяйство — это предназначение женщины... Девушки Юноши Всего

полностью согласна /согласен 8,6 33,3 21,5

скорее согласна / согласен 31,2 41,2 36,4

скорее не согласен / не согласна 27,95 16,7 22,1

совершенно не согласен / не 30,1 4,9 16,9

согласна

затрудняюсь ответить 2,15 3,9 3,1

Так, почти три четверти юношей убеждены, что домашние дела — это сфера женского труда, а почти две трети девушек с ними не согласны, что говорит о разрыве между ожиданиями девушек и представлениями юношей. Следует подчеркнуть, что юноши не готовы принимать активное участие в выполнении домашних дел, несмотря на признание того, что это тяжелая работа.

Полученные результаты противоречат ответам студентов и старшеклассников о модели идеальной семьи (гендерного контракта). Свыше 70% девушек и около половины юношей выбрали семью, основанную на гендерном равенстве. На патриархальную модель семьи (домашние дела выполняет преимущественно жена, вне зависимости, работает она или нет) ориентированы свыше трети юношей и в два раза меньше девушек. Это еще раз подтверждает несоответствие ожиданий от семейной жизни у лиц разного пола.

Важной характеристикой модели семьи является представление о распределении семейного бюджета. В данном вопросе также проявилась указанная тенденция: около 70% девушек и чуть больше половины юношей считают, что супруги должны вместе принимать в этом участие, немного меньше трети юношей считают, что распределение бюджета — дело мужа.

Последним аспектом внутрисемейных отношений, которые мы хотели рассмотреть в контексте прав человека, в частности женщины, является вопрос о насилии, поскольку

насильственные действия напрямую их нарушают. Юноши и девушки должны были оценить пословицу «Бьет — значит, любит». Большинство опрошенных с этим утверждением не согласилось, но 12,7% юношей признали его справедливость, что в сумме с затруднившимися ответить составляет практически треть респондентов-мужчин. Несогласных же девушек оказалось 95%. Эти результаты выявляют еще одну тему, которую можно развивать в рамках гендерного образования, тем самым способствуя снижению остроты проблемы: это вопрос о понятии, причинах и последствиях семейного насилия.

Практически по всем рассматриваемым вопросам юноши демонстрируют более стереотипные представления, чем девушки. В большинстве своем юноши воспроизводят патриархальную модель гендерной системы общества. Несмотря на то что девушки в целом показали более либеральные взгляды, в вопросах, касающихся политической сферы, они часто высказывают стереотипные суждения. Полученные выводы позволяют обозначить направления гендерного образования:

> Во-первых, необходимо показывать, что на современном этапе понятие «права человека» включает в себя и ряд коллективных прав (на примере прав женщин).

> Во-вторых, при изучении политической сферы акцент следует делать на том, что распространенные сегодня представления отражают не национальную специфику, а черты, характерные для любого патриархального общества.

^ В-третьих, в сфере трудовых отношений можно показывать экономическую эффективность привлечения женщин в управление и другие «мужские» профессии, а мужчин — в «женские».

> В-четвертых, особое внимание в рамках данных курсов целесообразно уделять сфере внутрисемейных отношений. В отличие от экономики и политики, где возможно влияние государства и гражданского общества, единственный способ распространения эгалитарного типа семьи, на наш взгляд, состоит в изменении гендерных представлений молодежи, принятии ими модели взаимоотношений, основанной на гендерном равенстве.

> В-пятых, с помощью тренингов можно прививать идею, что любое насилие (внутри семьи или вне ее) ущемляет права человека, и поэтому оно не допустимо. Кроме того, эти занятия позволяют познакомить с тем, куда можно обратиться в случае, когда совершено насилие или существует его угроза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.