Научная статья на тему 'Представления российской молодежи о проблемных аспектах семейно-брачных отношений: теоретико-прикладной анализ'

Представления российской молодежи о проблемных аспектах семейно-брачных отношений: теоретико-прикладной анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / БРАК / УСТАНОВКИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖИ / ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афаунов Анзор Зурабович

В статье отмечается, что российская молодежь особая социально-демогра-фическая группа, по ряду социально-психоло-гических и социокультурных характеристик не имеющая аналогов в социальной структуре, а особенности сознания, ценностного мира, мироощущения подрастающего поколения накладывают особый отпечаток на поиск брачного партнера, будущую семейную жизнь. Эмпирический анализ мнений молодежи о браке и семье позволяет определить контуры проблемы высокого уровня разводов в России, наметить наиболее острые «болевые точки» исследуемого социального противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления российской молодежи о проблемных аспектах семейно-брачных отношений: теоретико-прикладной анализ»

УДК 316

Афаунов Анзор Зурабович

кандидат социологических наук, преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, anzor.afaunov@list.ru Anzor Z. Afaunov

Ph.d., lecturer, Department of special education at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Krasnodar anzor.afaunov@list.r

Представления российской молодежи о проблемных аспектах

семейно-брачных отношений: теоретико-прикладной анализ

Presentation of the Russian youth about the problematic aspects of the family relations: theoretical and applied analysis

Аннотация. В статье отмечается, что российская молодежь -особая социально-демографическая группа, по ряду социально-психологических и социокультурных характеристик не имеющая аналогов в социальной структуре. Особенности сознания, ценностного мира, мироощущения подрастающего поколения накладывают особый отпечаток на поиск брачного партнера, будущую семейную жизнь. Эмпирический анализ мнений молодежи о браке и семье позволяет определить контуры проблемы высокого уровня разводов в России, наметить наиболее острые «болевые точки» исследуемого социального противоречия.

Ключевые слова: российское общество, молодежь, семья, брак, установки, характеристики молодежи, эмпирический анализ.

Annotation. The russian youth - specific socio-demographic group, for a number of socio-psychological and socio-cultural characteristics have no analogues in the social structure. Features of consciousness, value world, the attitude of the younger generation imposes a special mark on the search for a marriage partner, future family life. An empirical analysis of the views of young people on marriage and family allows you to define the contours of the problem of high divorce rate in Russia, to outline the most acute "pain points" of the studied social contradictions.

Keywords: russian society, youth, family, marriage, installation, characteristics of youth, empirical analysis.

В структуре современного российского общества особое место занимает молодежь, социально-возрастные, социокультурные и социально-психологические особенности которой как специфической социальной

группы диктуют необходимость повышенного внимания к ней как со стороны научного сообщества, так и государственных управленческих структур различных уровней. Лабильное сознание, юношеский максимализм, неприятие советов и мнений взрослых, иррационализм, эмоционально-чувственное отношение к миру, маргинальность социального статуса на фоне переходных процессов значительно осложняют социальное развитие, процесс преемственности и смены поколений.

И. С. Кон отмечал, что «...молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2, с.478].

Среди факторов социологического определения понятия «молодежь» исследователями устойчиво выделяются:

- возрастные границы и социально-психологические особенности;

- специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного

поведения;

- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации [6, с.12].

Исследователи указывают на противоречивость характера молодого человека, в котором сменяются веселость и уныние, уверенность в себе и застенчивость, альтруизм и эгоизм, высокие нравственные стремления и низкие побуждения, тяга к общению и уединению, чувствительность и апатия, любознательность и равнодушие, страсть к реформаторству и к рутине. Подростки рассматривались им как своеобразный гибрид, сочетающий идущую от природы неуправляемость (психосексуальное развитие) и идущую от культуры управляемость (подчинение индивидов социокультурным нормативам)» [1, с.26].

Молодое поколение, по мнению В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок [5, с.46], характеризуется экономической и социальной маргинальностью. Отечественные исследователи позиционируют молодежь в промежуточной позиции, размещая ее между «экономически и социально самостоятельных слоев» [4, с.39].

Специфика молодежи заключается в том, что в данной среде особым «весом» обладают субъективные социально-психологические феномены, а не объективные явления, процессы, события. Именно социальные настроения, мироощущение зачастую движет поступками молодых людей. Это значительно осложняет задачу, как ученых, так и представителей системы социального управления - в аспекте диагностики текущего состояния проблемы, а также прогнозирования ее развития, уровней локализации и т.д.

Сверхдинамичные темпы социальных инноваций деструктивно сказались на процессе формирования системы ценностей российской молодежи. В результате, как отмечает Е.А. Черных, представителям

молодежи свойственны такие характеристики, как «неустойчивость, переходность из одного состояния в другое, а также промежуточность» [4, с.37].

Современная российская молодежь, по мнению исследователей, «это первое поколение, выросшее и сформировавшееся в условиях реформирующейся переходной экономики, идейно-нравственного вакуума, кризиса социокультурной идентичности и деформации институциональной матрицы» [3, с.79]. Таким образом, молодежь попадает в зону риска влияния дисфункциональных процессов, разрушающих социальную целостность.

При анализе процесса социального взросления молодежи необходимо принимать во внимание действие и ситуативных факторов. Так, представители молодого поколения становятся свидетелями многочисленных проявлений аномии, ежедневно вовлекаются в качестве участников в аксиологически неоднозначно оцениваемые процессы (декларативно осуждаемые, но латентно одобряемые большинством акторов). В результате, в сознании молодежи наблюдаются существенные изменения, которые, например, не всегда способны достичь процессы социализации и воспитания.

Процесс социального взросления молодежи предполагает, прежде всего, изменение социального статуса, что достигается, во многом, посредством вступления в брак и создания семьи. Именно брачные узы, рождение детей, их последующее воспитание выполняют критически важные функции в обществе. С одной стороны, происходит интеграция молодых людей в мир взрослых, завершение активной фазы социализационного процесса, укрепление преемственности поколений. С другой стороны, именно так общество достигает стабильности социальных отношений, противодействует отклоняющемуся и преступному поведению, нейтрализует установки радикализма и экстремизма, во все времена в той или иной мере присутствовавшие в сознании молодежи. Однако, состоя в браке, воспитывая детей, большинство молодых людей подчиняется требованиям государства и общества, осознавая ответственность перед членами своей новой семьи, а не только родителями. Становится очевидным, что сфера брачно-семейных отношений, куда интегрируется подавляющее большинство молодежи, выполняет важные функции в социальной системе. Именно поэтому особую тревогу вызывает распад семей, высокий уровень разводов, различные проявления дисфунциональности брака в молодежной среде современной России.

В целях получения первичной социологической информации по данной проблеме нами было проведено исследование молодежи, проживающей в Краснодарском крае. Общий объем выборки составил 980 человек. Сроки проведения исследования: апрель-июнь 2017 г., метод сбора первичной информации - формализованное интервью по месту жительства. В результате были получены следующие данные.

Большинство опрошенных молодых людей признают, что найти свою «вторую половину» сегодня скорее сложно (64,2% по всей выборке). Это

мнение характерно, главным образом, для женщин (70,3% против 58,1% мужчин). При этом 21,6% респондентов считают, что это крайне сложно (25,7% против 17,5% женщин), а 12,9% респондентов придерживаются мнения, что найти себе пару скорее легко (15,1% мужчин против 10,7% женщин). И только 1,3% мужчин считают, что найти себе «вторую половину» абсолютно легко.

В ходе исследования было выявлено, что предпочтительный возраст респондентов для вступления в брак, как для мужчин, так и для женщин - это возраст 25-29 лет (53,5% женщин и 45,2% мужчин). Остальные варианты ответа оказались менее востребованными.

Исследование показало, что наиболее ценными качествами при выборе будущего брачного партнера являются душевная близость (75,4%), верность (72,8%), ум (60,1%) и порядочность (58,2%). Несколько менее ценными качествами являются для опрошенных молодых людей заботливость (42,5%), темперамент, умение сопротивляться невзгодам, легкий характер (по 34,2%) и сексапильность 32,9%. К наименее ценным качествам молодые респонденты отнесли внешнюю привлекательность, хозяйственность, независимость (по 30,3%) и умение зарабатывать деньги для семьи (28,7%).

О том, какие идеальные взаимоотношения должны быть у супругов, большинство респондентов, как мужчин, так и женщин ответили, что это -партнерство, ориентированное на семейное благополучие (76,3% по всей выборке, 80,5% женщин и 72,1% мужчин). За сохранение автономии личности выступили 10,2% респондентов (13,5% женщин и 6,9% мужчин). И только 4,7% мужчин считают, что идеальные взаимоотношения супругов -это традиционная семья, с доминированием мужа и отца. 10,9% респондентов отметили вариант «другое».

Большинство респондентов убеждены, что нет необходимости получать согласие родителей на брак: так полагают 57,7% респондентов. Противоположное мнение высказали 25,3% респондентов, остальные предпочли варианты «другое» и «затрудняюсь ответить» (17%).

При ответе на вопрос о том, что может разрушить семью, большинство молодых людей указали: супружеская измена (47,8%). Остальные варианты ответа оказались значительно менее распространенными в исследуемой среде. Так, вредные привычки упомянули 21,4% респондентов, насилие в семье - 14,5%, влияние родителей супруга - 9,6%, другие варианты ответа предложили 6,7% опрошенных.

Проведенное исследование показало, что при ответе на вопрос о причинах потенциального разрушения семьи молодые люди зачастую использовали стереотипные суждения, которые нередко не соответствуют реальному положению дел в семье в условиях общества начала XXI в. Это противоречие стало очевидным при сопоставлении данных ответов с мнениями, высказанными относительно актуальных проблем в семейной жизни (т.е. потенциально способных разрушить семью). Здесь на «лидирующих позициях» по степени распространенности мнений оказались:

черствость, равнодушие супруга (59,2%), отсутствие взаимных интересов (52,2%), невнимание к детям (42,7%), загруженность на работе (34,2%), бытовая неряшливость, неопрятность (21,8%), агрессивность, конфликтность (18,4%), вмешательство других лиц в семейные дела (12,5%). Очевидно, что в ответах молодежи проявляется не только парадоксальность ее сознания, но и два «полюса» восприятия семенных проблем: социально-мифологический, связанный со СМИ, массовой культурой, Интернетом и реальный, продиктованный имеющимся жизненным опытом, повседневными наблюдениями за своей семьей и окружающими семьями.

Отвечая на вопрос о том, в какой мере они согласны поступиться своим «я» ради интересов семьи, респонденты продемонстрировали противоречивые установки. Так, 62,3% декларируют желание во всем действовать ради семьи и не демонстрировать свое гипертрофированное «я». Однако с такой позицией не согласна почти треть опрошенных молодых людей - 29,6%. Кроме того, затруднились ответить на данный вопрос 8,1% респондентов. Данный вопрос оставил двоякое впечатление. С одной стороны, большинство респондентов обозначают стремление к гармонии в семье, к жизни ради семьи и т.п. С другой стороны, почти каждый третий участник исследования все равно, даже в семейной жизни, не готов поступиться своими эгоистическими принципами, что, конечно, может выступать деструктивным фактором для семейной жизни.

При ответе на вопрос о том, в какой мере родители супругов оказывают влияние на семейную жизнь, мнения участников исследования серьезно разделились. Так, 51,7% участников исследования указали, что родители супругов оказывают существенное влияние на их семенную жизнь. Противоположной точки зрения придерживаются 45,4% респондентов, а 2,9% участников исследования затруднились дать содержательный ответ. Полученные данные подтверждают тот факт, что современная российская молодая семья испытывает воздействие со стороны старших поколений, вследствие чего последние также несут определенную долю ответственности за происходящее в семье, не предоставляя молодым супругам самостоятельности, навязывая им свои мнения, оценки, стереотипы.

Оценивая роль СМИ, Интернета, массовой культуры в формировании образа будущего супруга, молодые люди в большинстве своем отметили, что данное явление «существенное» (31,1%), либо «скорее существенное» (25,6%). Противоположные оценки высказали 14,8% участников исследования, посчитавших указанное влияние «несущественным» и 17,9% респондентов, отметивших вариант «скорее несущественное». Кроме того, 10,6% респондентов дали вариант «затрудняюсь ответить», предпочитая уйти от данного вопроса. В ходе исследования большинство молодых людей признали факт достаточно весомого воздействия данного фактора на брачное поведение, представления об «идеальном супруге». Однако проблема заключается в том, что произведения массовой культуры зачастую предлагают аудитории образы, которые редко встретишь в повседневной

жизни; именно так нередко формируются завышенные потребности и ожидания относительно будущего супруга.

Таким образом, целесообразно заметить, что в специфике молодежи как социальной группы современного российского общества заложены основы проблемы, связанной с высоким уровнем дисфункциональных браков, показателями разводов, домашнего насилия. Однако упомянутые выше проблемы являются, по сути, лишь «вершиной айсберга». Многочисленные дисфункциональные аспекты семейно-брачных отношений оказываются скрыты от постороннего взгляда - такова специфика семейной жизни. Стоит подчеркнуть, что современная российская молодежь существенно отличается от советской, а также российской периода 1990-х гг. В настоящее время, это показывает как теоретический, так и практический анализ проблемы, наблюдаются ранее не известные черты молодежной культуры. В частности, речь идет об инфантилизме, агрессивности, ярко выраженном эгоизме и др. атрибутивных характеристиках современной молодежи. Становится очевидным, что данные характеристики, являясь следствием дисфункциональности процессов социализации и воспитания, формируют негативные перспективы семейно-брачных отношений. Многие молодые люди демонстрируют завышенные ожидания от супруга, при этом сами вряд ли являют собой некий идеал. Эмпирическое исследование продемонстрировало зависимость значительной части российской молодежи от родителей, мнения «значимых других», воздействия масс-медиа, вследствие чего оценки окружающих, господствующие установки о супружеской жизни могут приобретать важное значение. Именно поэтому, например, родители нередко становятся фактором дисфункциональности брака своих детей, разрушают семьи своим вмешательством. И, наконец, нельзя не отметить общий негативный социокультурный фон, связанный с духовно-нравственным кризисом российского общества. В настоящее время «моральными авторитетами», примерам для подражания молодежи становятся музыканты, актеры, политические и общественные деятели, ведущие безнравственный образ жизни, демонстрирующие девиантное поведение. Вследствие деморализации молодежной культуры происходит деструктивное влияние на сферу семейно-брачных отношений. Именно поэтому супружеские измены, например, становятся не девиацией, а стилем жизни для немалого числа молодых людей, находящихся в браке. Рассмотренный нами негативный эффект может иметь весьма опасные последствия для российского общества, так как нарастающая дисфункциональность семейно-брачных отношений детерминирована во многом не объективными, а субъективными обстоятельствами, которые гораздо сложнее устранить на государственном уровне, например, посредством проведения реформ, преобразований.

Литература

1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социс. 2006. № 6.

2. Кон И.С. Молодежь // Большая Советская Энциклопедия. 3-е. изд. М., 2003. Т. 16.

3. Олейникова И.Н., Сахарова О.Н., Петренко Т.В. Инновационная экономика молодежной среды. Таганрог: РГСУ, 2011.

4. Черных Е.А. Формирование гражданской идентичности молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества. Ростов н/Д.: СКНЦВШЮФУ, 2012.

5. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. М.: Норма: ИНФРА-М. 2011.

6. Шапко В.Т. Актуальная культура российской молодежи: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Екатеринбург, 1997.

Literature

1. Vishnevskiy Yu.R., Shapko V.T. Paradoxical young man // Sotsis. 2006.

No. 6.

2. Kon I. S. The Young // The Great Soviet Encyclopedia. 3rd. ed. M., 2003.

T. 16.

3. Oleynikova I. N., Saharova O. N., Petrenko T.V. Innovative economy center. Taganrog: RSSU, 2011.

4. Chernyh E. A., Formation of civil identity of the youth in conditions of social uncertainty of the Russian society. Rostov n/D: sknts VSH yufu, 2012.

5. Chuprov V. I., Zubok Yu. A. Sociology of youth. M.: Norma, INFRA-M

2011.

6. Shapko, V. T. Actual culture of the Russian youth: Avtoref. dis. ... d-RA soc. sciences. Ekaterinburg, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.