Научная статья на тему 'Представления об информационно-психологической безопасности политического текста'

Представления об информационно-психологической безопасности политического текста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пузырёва Л.О.

Проводилось исследования представлений о психологической безопасности политического текста. Было выявлено групповое семантическое пространство, обозначающее представления испытуемых о психологической безопасности политического текста, установлены различия в семантических оценках в зависимости от представлений испытуемых о психологической безопасности СМИ. Удалось получить некоторую усредненную картину представлений о психологической безопасности политического текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления об информационно-психологической безопасности политического текста»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

© Пузырёва Л.О.*

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

Проводилось исследования представлений о психологической безопасности политического текста. Было выявлено групповое семантическое пространство, обозначающее представления испытуемых о психологической безопасности политического текста, установлены различия в семантических оценках в зависимости от представлений испытуемых о психологической безопасности СМИ. Удалось получить некоторую усредненную картину представлений о психологической безопасности политического текста.

Ключевые слова картина мира, информационно-психологическая безопасность, политический текст, представления, семантической пространство.

В современной психологической науке изучение психологической безопасности многоаспектно (И.А. Баева, А.А. Деркач, В.Н. Футин, М.А. Котик, В. Куликов и др.) [7]. Представления о психологической безопасности изучаются на материале различных сред (образовательных школы и ВУЗа, трудовой), некоторых объектов (Интернет, СМИ), однако, несмотря на актуальность данного вопроса, исследований представлений о психологической безопасности политического текста обнаружено не было.

Объект исследования - представления об информационно-психологической безопасности. Предмет - представления об информационно-психологической безопасности политического текста. Субъективное представление мира - это интегральное образование, несущее в себе «следы всей предыстории психической жизни субъекта» (Е.Ю. Артемьева).

Теоретическую базу исследования составляет психосемантический подход (В.П. Зинченко, В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, Д.А. Леонтьев, В.В. Сто-лин и др.) [7], где одной из центральных категорий выступает «картина мира». Она является семантически организованной, воплощенной в системе значений и смыслов, в которых в фиксированном виде содержатся обобщенные представления о жизненной реальности, приобретенные в индивидуальном опыте.

* Ассистент кафедры Психологии развития, аспирант Философско-социологического факультета.

Цель исследования - изучить представления о психологической безопасности политического текста в связи с представления о психологической безопасности СМИ и медийными предпочтениями.

Гипотезы исследования:

1. Семантические оценки и семантическая структура представлений об информационно-психологической безопасности политического текста различаются в связи с контрастными представлениями о психологической безопасности СМИ.

2. Семантические оценки и семантическая структура представлений об информационно-психологической безопасности политического текста обнаруживают связи с индивидуальными медийными предпочтениями.

Изучение безопасности вообще и информационно-психологической безопасности в частности в современной психологической науке многоаспектно. Само по себе понятие «безопасность» широко используется и имеет в своём содержании целый ряд смысловых значений. Это было показано в трудах целого ряда отечественных авторов и исследователей (В.Д. Аносов, 1996; А.В. Брушлинский, 1996; Г.В. Грачев, 1996, 1998; С.Ю. Решетина, 1996; В.М. Розин, 1997; С.К. Рощин, 1995; П.И. Сатлейкин, 1995; Г. Силла-сте, 1995, 1996; Г.Л. Смолян, 1996, 1997; Р.Г. Яновский, 1996, 1999 и др.). Основная масса исследований относится к периоду 1994-1999 гг. и представлена в материалах круглых столов, выступлениях и публикациях [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14].

Информационно-психологическая безопасность текста подразумевает отсутствие в информационных сообщениях признаков интеллектуальной редукции, огрубления и упрощения, навязчивой, агрессивной рекламы, а также явной и скрытой жестокости и насилия, антиобщественого поведения, расовой, национой, религиозной, классовой исключительности и нетерпимости.

Понятие «картина мира» разрабатывается в отечественной психосемантике В.С. Собкиным и А.Г. Шмелевым. Картина мира - семантический слой, где следы деятельности в виде образов-представлений зафиксированы в виде многомерных отношений (хороший - плохой, сильный - слабый и т.д.), представляет собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам [2, 11]. Картина мира человека является семантически организованной, воплощенной в системе значений и смыслов, в которых в фиксированном виде содержатся обобщенные представления о жизненной реальности, приобретенные в индивидуальном опыте. Человек наделяет мир смыслом через систему пристрастных, эмоционально окрашенных, воплощающих уникальность мировидения личностных отношений, исходя из которых, проявляет активность, преобразуя себя и мир.

В исследовании приняли участие 190 студентов III НИУ с разных факультетов, выборка была уравнена по полу. Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием; во-вторых, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-третьих, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Сначала был проведен пилотаж с целью составления ассоциативного ряда на словосочетание «психологическая безопасность политического текста», на основании чего был сконструирован частный семантический дифференциал. Кроме того, искусственно был сконструирован политический текст, который впоследствии был предложен респондентам с целью актуализации уже имеющихся у них представлений. Была проведена экспертная оценка данного текста специалистами-филологами.

На основном этапе исследования сбор эмпирического материала проводился с помощью метода частного семантического дифференциала и Анкеты медийных предпочтений М.В. Зубакина.

В процессе исследования удалось зафиксировать «каннотативные значения» - личностные смыслы. Т.о. мы получили групповое семантическое пространство, обозначающее представления испытуемых о психологической безопасности политического текста. При обработке данных использовался метод семантических универсалий. Были получены инвариантные семантические оценки психологической безопасности политического текста: доступная, правдивая, адекватная, глобальная, ответственная, гуманная. Предположительно, при категоризации политического текста как безопасного или небезопасного эти оценки являются устойчивыми.

Были установлены различия в семантических оценках представлений о психологической безопасности политического текста в зависимости от представлений испытуемых о психологической безопасности СМИ. В группе испытуемых, характеризующих СМИ как более безопасные, обнаружено большее количество характеристик. Здесь возможно предположить, что если человек воспринимает какой-либо объект как небезопасный, он старается дистанцироваться от него. Потребность в безопасности определяется как базовая. Так, Е.А. Сергиенко в своих работах показала, что безопасность объектов ребенок начинает определять и оценивать на ранних стадиях онтогенетического развития (Е.А. Сергиенко «Природа субъекта: онтогенетический аспект»). Можно полагать, что человек стремится минимизировать взаимодействие с небезопасными объектами и ситуациями. Тогда как отношение к объекту как к безопасному, возможно, способствует повышению внимания к нему и степени взаимодействия с ним.

С помощью процедуры факторного анализа удалось выбелить пучки взаимосвязанных признаков, конструктов. Нам удалось получить некоторую усредненную картину представлений о психологической безопасности политического текста, не отягощенную индивидуальными пристрастиями, отношением к автору и тексту и пр.

В семантической структуре представлений о психологической безопасности политического текста было выделено 4 фактора. Т.е. можно предположить, что при встрече с политическим текстом у испытуемых актуализируются определенные семантические характеристики, которые образуют семантическую структуру: это факторы свободы, тревоги, порядка, агрессивности. Количество факторов варьируется в связи с контрастными представлениями о психологической безопасности СМИ.

Анализ семантической структуры представлений о психологической безопасности политического текста может свидетельствовать о том, что ядром данных представлений является фактор агрессивности. Кроме того, в качестве инвариантного компонента семантической структуры выступают и такие характеристики как напряженность и тревожность. Этот компонент может отражать и эмоциональную ответную реакцию.

Были получены связи между представлениями и медийными предпочтениями. Полученные связи можно интерпретировать двояко. Можно предположить, что семантические оценки и конструкты, входящие в т.н. картину мира субъекта, и через систему которых формируется отношение к объектам и их восприятие, определяет предпочтение конкретного вида СМИ. Равносильным является и предположение, что выбор определенного вида СМИ поддерживает существование некой установки на восприятие объекта.

Таким образом, первая гипотеза исследования - подтвердилась; вторая гипотеза исследования подтвердилась частично.

Полученные конкретные семантические оценки и семантическая структура представлений о психологической безопасности политического текста расширяют имеющиеся данные относительно изучения психологической безопасности.

Список литературы:

1. Аносов В.Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / В.Д. Аносов, В.Е. Лепский // Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН. - 1996. - С. 7-11.

2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. - М., 1999. - 350 с.

3. Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта / А.В. Брушлинский // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). - М., 1996. - С. 12-17.

4. Грачев Г.В. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах / Г.В. Грачев, И.К. Мельник // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). - М., 1996. - 384 с.

5. Дмитриев А.В. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности / А.В. Дмитриев, Ж.Т. Тощенко // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). - М., 1996. - 346 с.

6. Кисляков П.А. Социальная абезопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования [Электронный ресурс] / П.А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 5. - Режим доступа: Шр://суЪег1е-тпка.гиай1с1е/п/8о181а1туа-Ъе7ора8по81-ИсЬт8Й-&пШзюпа1пуе-котропеп1у-ьпаргауктуа-Аэгтп-оуатуа.

7. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.11: 1998 / Н.Н. Королева. - СПб., 1998. -194 с.

8. Лепский В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности / В.Е. Лепский // Психологический журнал. - 1996. - № 3. -С. 166-168.

9. Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. - 1995. - № 6. - С. 32-41.

10. Сатлейкин П.И. Человек как объект и субъект безопасности / П.И. Сатлейкин // Безопасность. - 1995. - № 11. - С. 14-25.

11. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие для вузов / В.П. Серкин. - М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. - 382 с.

12. Силласте Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности // Безопасность. -1995. - № 5-6. - С. 29-46.

13. Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области) / Г.Л. Смолян, Г.М. Зараковский, В.М. Розин, А.Е. Войскунский. - М.: Институт системного анализа РАН, 1997. - 52 с.

14. Яновский Р.Г. Социальная безопасность как исследовательская проблема / Р.Г. Яновский, В.В. Серебряников // Вестник РАН. - 1996. - Т. 66, № 4. - С. 291-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.