Научная статья на тему 'Представления об информационно-психологической безопасности политического текста'

Представления об информационно-психологической безопасности политического текста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пузырёва Л.О.

Проводилось исследование представлений о психологической безопасности политического текста. Было выявлено групповое семантическое пространство, обозначающее представления испытуемых о психологической безопасности политического текста, установлены различия в семантических оценках в зависимости от представлений испытуемых о психологической безопасности СМИ. Удалось получить некоторую усредненную картину представлений о психологической безопасности политического текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления об информационно-психологической безопасности политического текста»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

© Пузырёва Л.О.*

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

Проводилось исследование представлений о психологической безопасности политического текста. Было выявлено групповое семантическое пространство, обозначающее представления испытуемых о психологической безопасности политического текста, установлены различия в семантических оценках в зависимости от представлений испытуемых о психологической безопасности СМИ. Удалось получить некоторую усредненную картину представлений о психологической безопасности политического текста.

Ключевые слова картина мира, информационно-психологическая безопасность, политический текст, представления, семантической пространство.

В современной психологической науке изучение психологической безопасности многоаспектно (И.А. Баева, А.А. Деркач, В.Н. Футин, М.А. Котик, В. Куликов и др.) [7]. Представления о психологической безопасности изучаются на материале различных сред (образовательных школы и ВУЗа, трудовой), некоторых объектов (Интернет, СМИ), однако, несмотря на актуальность данного вопроса, исследований представлений о психологической безопасности политического текста обнаружено не было.

Объект исследования - представления об информационно-психологической безопасности. Предмет - представления об информационно-психологической безопасности политического текста. Субъективное представление мира - это интегральное образование, несущее в себе «следы всей предыстории психической жизни субъекта» (Е.Ю. Артемьева).

Теоретическую базу исследования составляет психосемантический подход (В.П. Зинченко, В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин и др.) [7], где одной из центральных категорий выступает «картина мира». Она является семантически организованной, воплощенной в системе значений и смыслов, в которых в фиксированном виде содержатся обобщенные представления о жизненной реальности, приобретенные в индивидуальном опыте. Т.е. человек наделяет мир смыслам через систему определенных значений.

Цель исследования - изучить представления о психологической безопасности политического текста в связи с представления о психологической безопасности СМИ и медийными предпочтениями.

* Ассистент кафедры Психологии развития, аспирант.

Гипотезы исследования:

1. Семантические оценки и семантическая структура представлений об информационно-психологической безопасности политического текста различаются в связи с контрастными представлениями о психологической безопасности СМИ.

2. Семантические оценки и семантическая структура представлений об информационно-психологической безопасности политического текста обнаруживают связи с индивидуальными медийными предпочтениями.

Изучение безопасности вообще и информационно-психологической безопасности в частности в современной психологической науке многоаспектно. Само по себе понятие «безопасность» широко используется и имеет в своём содержании целый ряд смысловых значений. Это было показано в трудах целого ряда отечественных авторов и исследователей (В.Д. Аносов, 1996; А.В. Брушлинский, 1996; Г.В. Грачев, 1996, 1998; А.В. Дмитриев, 1996; П.А. Кисляков, 2012; В.Е. Лепский, 1996, 1997; И.К. Мельник, 1996; С.Ю. Решетина, 1996; В.М. Розин, 1997; С.К. Рощин, 1995; П.И. Сатлейкин, 1995; Г. Силласте, 1995, 1996; Г.Л. Смолян, 1996, 1997; А Н. Сухов, 1995; Е.А. Хо-даковский, 2000; Л.И. Шершнев, 1994; Р.Г. Яновский, 1996, 1999 и др.). Основная масса исследований относится к периоду 1994-1999 гг. и представлена в материалах «круглых столов», выступлениях и публикациях [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16].

Под психологической безопасностью можно понимать состояние динамического баланса внутреннего потенциала субъекта и внешних условий, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью в отношениях), что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность. Информационно-психологическая безопасность текста подразумевает отсутствие в информационных сообщениях признаков интеллектуальной редукции, огрубления и упрощения, навязчивой, агрессивной рекламы, а также явной и скрытой жестокости и насилия, антиобщественого поведения, расовой, национой, религиозной, классовой исключительности и нетерпимости.

Для углубления научных знаний о психологических составляющих информационно-психологической безопасности, необходимо изучить и конкретные универсальные и специфические представления о ней, входящие (как и любые представления о мире и месте человека в нем) в картину мира личности. Понятие «картина мира» разрабатывается в отечественной психосемантике В.С. Собкиным и А.Г. Шмелевым. Картина мира - семантический слой, где следы деятельности в виде образов-представлений зафиксированы в виде многомерных отношений (хороший - плохой, сильный - сла-

бый и т.д.), представляет собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам [2, 11]. Картина мира человека является семантически организованной, воплощенной в системе значений и смыслов, в которых в фиксированном виде содержатся обобщенные представления о жизненной реальности, приобретенные в индивидуальном опыте. Человек не только отражает и познает мир, он наделяет его смыслом через систему пристрастных, эмоционально окрашенных, воплощающих уникальность мировидения личностных отношений, исходя из которых, проявляет активность, преобразуя себя и мир.

Складывающиеся у каждого человека собственные субъективные представления о безопасности - обыденные концепции безопасности - играют важную роль в процессах ее практического обеспечения (В.Т. Ганжин, А.А. Журин, Т.М. Краснянская, Н.А. Лызь, А.В. Непомнящий, Г.Г. Почеп-цов, С.П. Расторгуев и др.). Под представлением об информационно-психологической безопасности понимается субъективное отражение реальности, имеющее специфическое содержание, включающее усвоенную информацию о состоянии и структуре информационно-психологической безопасности, оценку значимости для субъекта тех или иных условий безопасности, навыки её практического обеспечения. Являясь отражением менталитета и социальной практики общества, представления опираются не столько на знания, сколько на индивидуальный опыт.

Можно заметить, что в настоящее время расширяется теоретическое представление об информационно-психологической безопасности личности в контексте её развития, определяются ключевые компоненты информационно-психологической безопасности личности, её представления о данном предмете рассмотрения, разрабатываются различные классификации уровней сформированности представлений об информационно-психологической безопасности. Систематизация области изучения психологической безопасности углубляет научные знания о ее психологических составляющих. Однако, необходимо дальнейшее изучение особенностей представлений о психологической безопасности в целом и отдельных объектов, с которыми взаимодействует личности в процессе своего функционирования.

В исследовании приняли участие 190 студентов ПГНИУ с разных факультетов, выборка была уравнена по полу. Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Сначала был проведен пилотаж с целью составления ассоциативного ряда на словосочетание «психологическая безопасность политического текста». Полученные ассоциации пересекаются с данными ассоциативного эксперимента Шиловой в исследовании «Представления о психологической безопасности СМИ» (Шилова Е.А. Представления об информационно-психологической безопасности масс-медиа (на материале электронных и печатных СМИ), магистерская диссертация, ПГНИУ, Пермь, 2013 г., 99 с.), что позволило использовать разработанный ею семантический дифференциал (Приложение 1).

Кроме того, на основании изучения политических текстов и анализа их концептуальных компонентов искусственно был сконструирован политический текст, который впоследствии был предложен респондентам с целью актуализации уже имеющихся у них представлений (Приложение 2). Т.е. для того, чтобы у испытуемых актуализировались уже имеющиеся, сформированные ранее представления о политическом тексте вообще, а также для контроля объекта оценки, необходимо, чтобы стимул был непосредственно предъявлен испытуемым. На основании изучения семиотики политического дискурса, лексических особенностей политических текстов, анализа способов воздействия на аудиторию была выявлена общая структура политических текстов (субъект - адресат - содержание), выделены вербальные индикаторы - концепты политического текста, методы и способы воздействия на аудиторию. Была проведена экспертная оценка данного текста специалистами-филологами. Для контроля чистоты экспертных оценок были сконструированы 2 дополнительных текста культурологической и исторической тематики. Были выделены 2 параметра, которые варьировались в 3-х текстах: способ воздействия и концептосфера.

На основном этапе исследования сбор эмпирического материала проводился с помощью метода частного семантического дифференциала и Анкеты медийных предпочтений Зубакина. Сначала испытуемым было предложено оценить психологическую безопасность политического текста по методу семантического дифференциала, используя шкалу, представленную в Приложении 1. Затем было предложено заполнить «Анкету медийных предпочтений».

По показателям представлений испытуемых о психологической безопасности отдельных видов СМИ (Интернет, телевидение, радио, газеты и журналы) с помощью кластерного анализа было выделено две группы испытуемых с контрастными представлениями.

В процессе исследования удалось зафиксировать «каннотативные значения» - личностные смыслы. Т.о. мы получили групповое семантическое пространство, обозначающее представления испытуемых о психологической безопасности политического текста.

При обработке данных, полученных с помощью семантического дифференциала, использовался метод семантических универсалий. Были получены

инвариантные семантические оценки психологической безопасности политического текста: доступная, правдивая, адекватная, глобальная, ответственная, гуманная. Предположительно, при категоризации политического текста как безопасного или небезопасного эти оценки являются устойчивыми.

Следует отметить, что такой способ анализа характеризует аффективный компонент представлений испытуемых. Кроме того, использование данного метода предоставляет нам информацию об эмоциональном опыте группы в целом, но не отдельного испытуемого.

В связи с тем, что большой объем новостной информации политической тематики человек получает из средств массовой информации, представляется интересным изучить особенности в содержании представлений о психологической безопасности политического текста в зависимости от того, безопасными ли для себя испытуемый считает те или иные средства массовой информации.

Были установлены различия в семантических оценках представлений о психологической безопасности политического текста в зависимости от представлений испытуемых о психологической безопасности СМИ. В группе испытуемых, характеризующих СМИ как более безопасные, обнаружено большее количество характеристик. Здесь возможно предположить, что если человек воспринимает какой-либо объект как небезопасный для себя, он старается дистанцироваться от него. Потребность в безопасности определяется рядом ученых как базовая. Так, Е.А. Сергиенко в своих работах показала, что безопасность объектов ребенок начинает определять и оценивать на ранних стадиях онтогенетического развития (Е.А. Сергиенко «Природа субъекта: онтогенетический аспект»). Можно полагать, что человек стремится минимизировать взаимодействие с небезопасными объектами и ситуациями. Тогда как отношение к объекту как к безопасному, возможно, способствует повышению внимания к нему и степени взаимодействия с ним.

С помощью процедуры факторного анализа удалось выбелить пучки взаимосвязанных признаков, конструктов, уменьшив т.о. исходный базис признаков, сведя их к факторам, которые выступают в качестве координатных осей семантического пространства. Нам удалось получить некоторую усредненную картину представлений о психологической безопасности политического текста, не отягощенную индивидуальными пристрастиями, отношением к автору и тексту и пр.

Также в процессе работы удалось выделить пучки взаимосвязанных признаков, конструктов и таким образом уменьшить исходный базис признаков описания, сведя их к неким обобщенным категориям - факторам, которые выступают в качестве координатных осей семантического пространства. Нам удалось получить некую усредненную картину представлений о психологической безопасности политического текста, не отягощенную индивидуальными особенностями, пристрастиями, отношением к данному тексту и его автору.

В семантической структуре представлений о психологической безопасности политического текста было выделено 4 фактора. Т.е. можно предположить, что при встрече с политическим текстом у испытуемых актуализируются определенные семантические характеристики, которые образуют семантическую структуру: это факторы свободы, тревоги, порядка, агрессивности. Количество факторов варьируется в связи с контрастными представлениями о психологической безопасности СМИ.

Анализ семантической структуры представлений о психологической безопасности политического текста в 2-х выборках с контрастными представления о психологической безопасности СМИ может свидетельствовать о том, что ядром данных представлений является фактор агрессивности. Кроме того, в качестве инвариантного компонента семантической структуры выступают и такие характеристики как напряженность и тревожность. Этот компонент может отражать и эмоциональную ответную реакцию.

Были получены связи между представлениями и медийными предпочтениями. Полученные связи можно интерпретировать двояко. Можно предположить, что семантические оценки и конструкты, входящие в т.н. картину мира субъекта, и через систему которых формируется отношение к объектам и их восприятие, определяет предпочтение конкретного вида СМИ. Равносильным является и предположение, что выбор определенного вида СМИ поддерживает существование некой установки на восприятие объекта.

Таким образом, первая гипотеза исследования: Семантические оценки и семантическая структура представлений об информационно-психологической безопасности политического текста различаются в связи с контрастными представлениями о психологической безопасности СМИ - подтвердилась; вторая гипотеза исследования: Семантические оценки и семантическая структура представлений об информационно-психологической безопасности политического текста обнаруживают связи с индивидуальными медийными предпочтениями подтвердилась частично.

Полученные конкретные семантические оценки и семантическая структура представлений о психологической безопасности политического текста расширяют имеющиеся данные относительно изучения психологической безопасности.

Сама логика общественного развития выдвигает проблемы информационно-психологической безопасности в число первоочередных. Это обусловлено тем, что без их решения невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях.

Результаты исследования могут активно использоваться в преподавании таких дисциплин, как политическая психология, психолингвистика и социальная психология, а также при конструировании политических текстов и

изучении психологической безопасности объектов, с которыми взаимодействует личность.

Список литературы:

1. Аносов В.Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / В.Д. Аносов, В.Е. Лепский // Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - С. 7-11.

2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. - М., 1999. - 350 с.

3. Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта / А.В. Брушлинский // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). - М., 1996. - С. 12-17.

4. Грачев Г.В. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах / Г.В. Грачев, И.К. Мельник // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). - М., 1996. - 384 с.

5. Дмитриев А.В. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности / А.В. Дмитриев, Ж.Т. Тощенко // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). - М., 1996. - 346 с.

6. Кисляков П.А. Социальная абезопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования [Электронный ресурс] / П. А. Кис-ляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnaya-bezopasnost-lichnosti-iunktsionalnye-komponenty-i-napravleniya-for-mirovaniya.

7. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.11 / Н.Н. Королева. - СПб., 1998. - 194 с.

8. Лепский В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности / В.Е. Лепский // Психологический журнал. - 1996. - № 3 - С. 166-168.

9. Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. - 1995. - № 6. - С. 32-41.

10. Сатлейкин П.И. Человек как объект и субъект безопасности / П.И. Сат-лейкин // Безопасность. - 1995. - № 11. - С. 14-25.

11. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учебное пособие для вузов / В.П. Серкин. - М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. - 382 с.

12. Силласте Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности // Безопасность. - 1995. -№ 5-6. - С. 29-46.

13. Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области) / Г.Л. Смолян, Г.М. Зараковский, В.М. Розин, А.Е. Войскунский. - М.: Институт системного анализа РАН, 1997. - 52 с.

14. Ходаковский Е.А. Цивилизационная безопасность и ее специфика в условиях Российского государства: дисс. ...канд. психол. наук: 09.00.11 / Е.А. Ходаковский. - М., 2000. - 159 с.

15. Шершнев Л.И. Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studzona.com/referats/view/37331.

16. Яновский Р.Г. Социальная безопасность как исследовательская проблема / Р.Г. Яновский, В.В. Серебряников // Вестник РАН. - 1996. - Т. 66, № 4. - С. 291-304.

Приложение 1

Семантический дифференциал

Доступная -3 -2 -1 0 1 2 3 Недоступная

Лжива -3 -2 -1 0 1 2 3 Правдивая

Адекватная -3 -2 -1 0 1 2 3 Неадекватная

Гармоничная -3 -2 -1 0 1 2 3 Дисгармоничная

Нравственная -3 -2 -1 0 1 2 3 Безнравственная

Хаотичная -3 -2 -1 0 1 2 3 Упорядоченная

Спокойная -3 -2 -1 0 1 2 3 Тревожная

Недоброжелательная -3 -2 -1 0 1 2 3 Доброжелательная

Мягкая -3 -2 -1 0 1 2 3 Жесткая

Агрессивная -3 -2 -1 0 1 2 3 Мирная

Глобальная -3 -2 -1 0 1 2 3 Локальная

Надежная -3 -2 -1 0 1 2 3 Ненадежная

Безответственная -3 -2 -1 0 1 2 3 Ответственная

Позитивная -3 -2 -1 0 1 2 3 Негативная

Свободная -3 -2 -1 0 1 2 3 Ограниченная

Жестокая -3 -2 -1 0 1 2 3 Гуманная

Разрешенная -3 -2 -1 0 1 2 3 Запрещенная

Напряженная -3 -2 -1 0 1 2 3 Расслабленная

Приложение 2

Искусственно сконструированный политический текст

Существует поговорка: «Легко быть толерантным с закрытыми дверями, трудно - когда двери открыты». Она подтверждает следующую мысль: становясь все более глобальным, мир сближал и продолжает сближать нации и народы. Не оставляет сомнения тот факт, что люди перестают существовать изолированно в границах своих государств, ускоряя взаимодействие, что в свою очередь порождает конфликты.

Нам известен следующий пример из истории. В 60-е годы в Европе начался иммиграционный процесс, когда Западная Германия, нуждаясь в рабочих, открыла рынок труда для турок, то изначально считалось, что приток турок не повлияет на культурные ценности. Когда число турок увеличилось, была поставлена задача - интегрировать турок в немецкую социальную культуру. То есть, если ты турок и ты становишься гражданином Германии, то ты должен на 90-95 % потерять свою идентичность. Необходимо принимать во внимание тот факт, что большинство людей, которые приезжали в Европу, были мусульманами, а для мусульман - идентификация себя как мусульманина, без сомнения, приоритетна.

Те мусульмане из Азии и Африки, которые прибыли в Европу в 60-е и 70-е гг., это не были люди, которые специально вторгались. Необходимо принимать во внимание, что это были люди, которых специально приглашали в Европу на позиции, которые коренные европейцы не займут. В этом мы усматриваем некую услугу, оказанную мусульманскими народами европейцам. Мусульманские иммигранты - это просто «другие» люди с «другой» религией, «другими» традициями и обычаями, которые имеют точно такое же право на самоидентификацию и свободу личности, на сохранение своих традиций даже в неродной стране.

Подведем итог вышесказанному. В настоящее время все острее встает вопрос о необходимости создания умеренной системы ограничений и воспитания по отношению к мусульманам, которая позволяла бы европейскому обществу развиваться более успешно, снимая злободневные противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.