Научная статья на тему 'Представления о «Служении» в поздних сатирах А. Д. Кантемира'

Представления о «Служении» в поздних сатирах А. Д. Кантемира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
760
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVIII ВЕК / САТИРА / ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давыдова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена анализу поздних сатир А.Д. Кантемира, написанных в 1738-1739 годах. В этот период жизни меняется мировоззрение сатирика, в своем творчестве он проявляет себя уже в качестве философа, а его герой отдает предпочтение частному существованию вдали от города и двора. Представления Кантемира о «служении» также претерпевают в эти годы значительные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS ON «SERVING» IN A.D. KANTEMIRS LATE SATIRES

The article is devoted to the analysis of A.D. Kantemirs late satires written in 1738-1739. The satirists world outlook changes in this period of life and he proves to become a philosopher in his creative work. His character prefers private life in the distance from the city and court. Kantemirs views on «serving» also change in these years.

Текст научной работы на тему «Представления о «Служении» в поздних сатирах А. Д. Кантемира»

УДК [82.0+82-17] |17|XVШ(045)

ДАВЫДОВА Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры теории и истории литературы Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 публикаций

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «СЛУЖЕНИИ»

В ПОЗДНИХ САТИРАХ А.Д. КАНТЕМИРА

Статья посвящена анализу поздних сатир А.Д. Кантемира, написанных в 1738-1739 годах. В этот период жизни меняется мировоззрение сатирика, в своем творчестве он проявляет себя уже в качестве философа, а его герой отдает предпочтение частному существованию вдали от города и двора. Представления Кантемира о «служении» также претерпевают в эти годы значительные изменения.

XVIII век, сатира, внутренний мир героя

Для поздних сатир А.Д. Кантемира, написанных за границей в 1738-1739 годах, ключевыми являются темы воспитания, просвещения и спокойной жизни вдали от общества и суеты. В отличие от ранних сатир, Кантемир предстает здесь уже не только в роли обличителя «злонравия» и пороков, но и в качестве философа, размышляющего о жизненном идеале и назначении человека.

Условное деление сатир Кантемира на две группы по данному тематическому принципу было предпринято еще В.А. Жуковским, который писал, что в ранних сатирах, созданных в России в 1729-1731 годах, автор является «искусным живописцем людей порочных», а в поздних (преимущественно в VI и VII) «представляется нам философом»1. Следовательно, первую группу ранних сатир можно именовать описательными (или живописными), а вторую -философскими.

Л.В. Пумпянский, рассматривая сатиры Кантемира как единое целое, признавал сати© Давыдова Т.С., 2011

ры VI и VII отличными от остальных по своему содержанию. Действительно, сатиры VI и VII представляют собой тематически связанное целое, объединенное общей идеей, это попытки автора разобраться в причинах «злонравия» и найти пути «нравов исправления». Кантемир рассматривает стремление к добродетели как истинную цель человеческой жизни, в его поздних сатирах добродетель не только противопоставляется пороку, но и трактуется как особый образ жизни, предписывающий герою акцентировать внимание на своем внутреннем мире. Однако добродетельная жизнь в понимании Кантемира - это жизнь, направленная на служение отечеству, на принесение пользы обществу и государству, поэтому само понятие добродетели не является однозначным, оно трактуется сатириком с учетом двух пространств - внешнего и внутреннего, публичного мира и частной жизни.

Сатира VI «О истинном блаженстве» построена на оппозиции идеального и реального, недостижимого образа «истинного блаженства» и действительности с ее суетой и «погоней за чинами».

Тот в сей жизни лишь блажен, кто малым доволен,

В тишине знает прожить, от суетных волен

Мыслей <. >

Малый свой дом, на своем построенный поле,

Кое дает нужное умеренной воле <...> 2

Мотив «малого дома» становится основным в сатире VI, это пространство частной жизни человека, мир «тишины» и уединения, противопоставленный «шуму» внешнего пространства. Герой сатиры не видит возможности реализовать собственные идеалы во внешнем пространстве, а стремление к затворничеству и уединению говорит о том, что внешний мир не отвечает его внутренним представлениям о добродетели и пороке. Несмотря на идеализацию частной жизни в сатире, герой Кантемира вовсе не совершает выбор в пользу «малого дома».

В исследовательской литературе данную сатиру часто рассматривают как попытку Кантемира отказаться от политической борьбы и оградить себя «от унижающих человека мелких целей и мелких страстей»3. Однако общая направленность сатиры является выражением гражданской позиции автора, но позиция эта уже иная, нежели в раннем творчестве: в VI сатире появляется «образ человека, серьезно относящегося к цели человеческой жизни и нашедшего эту цель в выполнении долга перед обществом»4.

Примерно в то же время, в конце 1730-х -начале 1740-х годов, Кантемир создает стихотворение «О жизни спокойной», идея которого становится созвучной содержанию VI сатиры. Обращаясь к Сенеке, герой стихотворения провозглашает: «Я тебе подобну жизнь хочу по-вождати»5. Речь также идет об идее жизни вдали от людей, что отвечает воззрениям и самого Кантемира. «Душа его постоянно рвалась к “тишине” и “малому дому”, где бы он спокойно мог предаваться научной и литературной работе»6. И наука, и искусство были инте-

ресны ему с точки зрения того влияния, которое они могут оказывать на сознание людей. Свою творческую позицию сатирик формулирует следующим образом: «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая то, что согражданам вредно может быть»7.

В ранних сатирах Кантемира также присутствует пространство частной жизни человека, однако оно не выражено столь четко и не противоречит миру публичному. Система ценностей публичного мира понимается как истинная, а несоответствие этого мира внутренним убеждениям героя воспринимается как досадное недоразумение, но не приводит к появлению оппозиции частного и публичного. Так, в сатире I «На хулящих учение. К уму своему» появляется герой, который, обличая «невеж и презирате-лей наук», существует в собственном, личном пространстве, что позволяет ему в уединении наслаждаться научными занятиями.

Пространство публичного мира, не принимающего героя, появляется и в сатире IV «Об опасности сатирических сочинений. К музе своей», в которой герой обращается к музе с той же просьбой остаться во внутреннем пространстве, отказавшись от внешнего мира. Противопоставление частного и публичного более четко оформляется в сатире V «На человеческие злонравия вообще. Сатир и Периерг»:

Невозможно мне с людьми в городе ужиться. Нравы наши меж собой чрезмеру различ-ны.8

Начиная с VI сатиры, позиция героя Кантемира меняется, теперь он четко ощущает разницу между собственными представлениями об истинном служении и карьерными устремлениями, принятыми в обществе. Позиция сатирика претерпевает изменения:

Да хоть бы неведом дни скончал и по смерти Свету остался забыт, силен ты был стерти Зуб зависти, ни трудов твоих мзда пропала: Добрым быть - собою мзда есть уже не-мала9.

Герой уже не стремится реализовать себя в публичном пространстве, ему чужд мимолетный карьерный успех, который не отвечает идее истинного служения отечеству Вместе

с тем, Кантемир осознает, что идея служения неосуществима вне публичного пространства, поэтому он стремится к преодолению оппозиции частного и публичного, меняя свой подход к идее служения как таковой. В сатире VI Кантемир приходит к выводу, что можно служить в небольшом чине и иметь «доход невелик», но при этом выполнять основное предназначение просвещенного человека, которое заключается в том, чтобы служить «нравов исправлению», воздействуя на общественное сознание собственным добродетельным примером. Данная идея становится центральной и в сатире VII «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому». Кантемир опровергает мысль об изначальной слабости человеческой природы и ее неспособности к изменениям. Здесь Кантемир выступает в качестве последователя петровских идей, понимая воспитательную деятельность, в первую очередь, как способ развития таких свойств личности, которые будут полезны на государственной службе. Цель воспитания ориентирована на публичное пространство, на формирование человека, способного приносить пользу отечеству, однако процесс воспитания затрагивает и частное пространство личности.

Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству <...>10

Через добродетель постигаются нравственные нормы, но добродетель сама по себе - это только путь посвящения своей жизни благу отечества. Таким образом, цель воспитания направлена вовне, воспитание сводится к овладению определенным правилами и нормами общественного поведения и общественного мировоззрения.

Частное пространство необходимо сатирику лишь для того, чтобы заниматься наукой, но он оговаривает, что так он хотел бы проводить «свободное все время». Остальную же часть времени он готов посвящать исправлению нравов и воспитанию нового человека. Конечной целью такого воспитания и образования должен стать не частный, а публичный человек, в личности которого внутреннее и внешнее существование объединены общей идеей служения отечеству Только в этом случае снимается противоречие частного и публичного идеалов, поскольку они начинают подчиняться одной цели. Для литературы XVIII века поздние сатиры Кантемира являются важной вехой в восприятии идеи служения, проходящей путь «от осознания реальных препятствий, мешающих соединить государственную службу со служением отечеству, к полному расподоблению этих понятий (службы и служения)»11. В своих поздних, философских сатирах Кантемир воспринимает себя как частное лицо, но его целью остается служение обществу и реализация идеи добродетели в публичном пространстве.

Примечания

1 ЖуковскийВ.А. О сатире и сатирах Кантемира // Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М.; Л., 1959-1960. С. 432.

2 КантемирА.Д. Собрание стихотворений. Л., 1956. С. 147.

3 ПумпянскийЛ.В. Кантемир // История русской литературы: в 10 т. М.; Л., 1941-1956. Т. III: Литература XVIII века: Ч. 1. 1941. С. 205.

4. Там же. С. 199.

5 Кантемир А.Д. Указ. соч. С. 270.

6 Сементковский Р.И. Антиох Кантемир. Его жизнь и литературная деятельность // Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров. Биографические повествования. Челябинск, 1997. С. 31.

7 Кантемир А.Д. Указ. соч. С. 369.

8 Там же. С. 119.

9 Там же. С. 151.

10 Там же. С. 159.

11 Николаев Н.И. У истоков новых русских литературных представлений о «счастье» и «удаче», «службе» и «служении» («Фортуна» Н.А. Львова) // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. N° 4. С. 89.

Davydova Tatiana

VIEWS ON «SERVING» IN A.D. KANTEMIR’S LATE SATIRES

The article is devoted to the analysis of A.D. Kantemir’s late satires written in 1738-1739. The satirist’s world outlook changes in this period of life and he proves to become a philosopher in his creative work. His character prefers private life in the distance from the city and court. Kantemir’s views on «serving» also change in these years.

Контактная информация: e-mail: tatd@atnet.ru

Рецензент - НиколаевН.И., доктор филологических наук, профессор, проректор по учебной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.