Научная статья на тему 'Представления о рае в раннем христианстве'

Представления о рае в раннем христианстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
199
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ветхий Завет / Новый Завет / Едем / рай / Царство Небесное / Дидахе / Пастырь Ерма / апостольские отцы. / Old Testament / New Testament / Eden / Paradise / Kingdom of Heaven / Didache / The Shepherd of Hermas / Apostolic Fathers.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казаков Михаил Михайлович

В статье анализируются описания рая в Ветхом и Новом Завете, в раннехристианских текстах (Дидахе, Каноны 12 апостолов, Пастырь), а также в произведениях апостольских отцов; рассматриваются понятия Едема, райского сада, Царства Божия, Небесного Иерусалима и вечной жизни. Анализ ранних христианских произведений, созданных в течение «апостольского века» позволяет сделать вывод о том, что у первохристиан имелись два вида представлений о рае. Одна их часть стремилась перенести в рай многое из того, что окружало их в земной жизни, но в идеализированном виде. Такие «плотские» представления предполагали будущее блаженство в буквальном понимании и были свойственны, по всей видимости, тем христианам, которые не имели достаточного духовного опыта и терпели постоянные жизненные невзгоды, независимо от их социального статуса. Другая часть христиан, которые, очевидно, обладали определенным духовным опытом, имели опытных наставников в вере, изучали или внимательно слушали христианские тексты, активно участвовали в жизни своей общины, воспринимали рай в духовном смысле, как Царствие Небесное, как возможность приблизиться к Господу и быть со Христом. Именно духовное представление о рае стало уже в начале II столетия доминировать и в Церкви, и в сознании большинства христиан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradise Conception in Early Christianity

The article analyzes the descriptions of paradise in the Old and New Testaments, in early Christian texts (Didache, Canons of the 12 Apostles, Shepherd), as well as in the works of the apostolic fathers; the concepts of Eden, the Garden of Eden, the Kingdom of God, Heavenly Jerusalem and eternal life are observed. An analysis of the early Christian writings created during the "apostolic age" suggests that early Christians had two kinds of ideas about paradise. One part of them sought to transfer to heaven much of what surrounded them in earthly life, but in an idealized form. Such "carnal" ideas assumed future bliss in a literal sense and were, apparently, characteristic of those Christians who did not have sufficient spiritual experience and endured constant hardships of life, regardless of their social status. Another part of Christians, who obviously had a certain spiritual experience, had experienced mentors in the faith, studied or listened carefully to Christian texts, actively participated in the life of their community, perceived heaven in a spiritual sense as the Kingdom of Heaven, as an opportunity to draw closer to the Lord and be with Christ. It was the spiritual concept of paradise that already at the beginning of the second century began to dominate both the Church and the minds of most Christians.

Текст научной работы на тему «Представления о рае в раннем христианстве»

Теологические исследования

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №3. С. 6-20

Казаков Михаил Михайлович Смоленский государственный университет Смоленская православная духовная семинария

УДК 237.2

Представления о рае в раннем христианстве

Аннотация: В статье анализируются описания рая в Ветхом и Новом Завете, в раннехристианских текстах (Дидахе, Каноны 12 апостолов, Пастырь), а также в произведениях апостольских отцов; рассматриваются понятия Едема, райского сада, Царства Божия, Небесного Иерусалима и вечной жизни. Анализ ранних христианских произведений, созданных в течение «апостольского века» позволяет сделать вывод о том, что у первохристиан имелись два вида представлений о рае. Одна их часть стремилась перенести в рай многое из того, что окружало их в земной жизни, но в идеализированном виде. Такие «плотские» представления предполагали будущее блаженство в буквальном понимании и были свойственны, по всей видимости, тем христианам, которые не имели достаточного духовного опыта и терпели постоянные жизненные невзгоды, независимо от их социального статуса. Другая часть христиан, которые, очевидно, обладали определенным духовным опытом, имели опытных наставников в вере, изучали или внимательно слушали христианские тексты, активно участвовали в жизни своей общины, воспринимали рай в духовном смысле, как Царствие Небесное, как возможность приблизиться к Господу и быть со Христом. Именно духовное представление о рае стало уже в начале II столетия доминировать и в Церкви, и в сознании большинства христиан.

Ключевые слова: Ветхий Завет; Новый Завет; Едем; рай; Царство Небесное; Дидахе; Пастырь Ерма; апостольские отцы.

Во все времена люди задавались вопросом, что их ждет после смерти физического тела, и вера в загробную жизнь может считаться столь же древней, сколько существует сам человек. Разумеется, в разных древних цивилизациях существовали различные представления о посмертном существовании, но едва ли не все они, исключая те, которые предполагали либо реинкарнацию, либо полное исчезновение и небытие, признавали наличие двух противоположных мест или сфер обитания - той, в которой человек после смерти будет испытывать блаженство, и той, в которой, напротив, ему предстоит переносить мучения.

Вполне очевидно, что в сознании античного человека формировался некий образ этого места будущего блаженства, сопровождавшийся более или менее ясными представлениями о деталях своего посмертного существования. Одни

представляли его как острова блаженных - воображаемую страну на крайнем западе или в Индийском океане, где находят вечное пристанище люди, получившие бессмертие от богов. Другие мечтали об Элизиуме - дивных полях или долине, где царит вечная весна и где избранные люди проводят свою посмертную жизнь без забот и печали. Третьи воображали прекрасный сад, изобиловавший всевозможными плодами и животными невиданной красы. Именно такое представление стало распространяться в античном мире в связи с расселением в нём в эллинистическое время иудеев, в мировоззрении которых доминировало описание рая, основанное на Книге Бытия (Быт 2:8-22).

Содержащаяся в ней картина наполнена яркими, живыми и красочными образами, которые стали впоследствии сюжетами для бесчисленных религиозных и художественных книг и произведений изобразительного искусства. Рай описывается как прекрасный сад, созданный Богом, названный Едемом1 и локализованный на востоке. В этом саду произрастают различные деревья, приятные на вид и хорошие для пищи, а орошает этот райский сад река, которая потом разделяется на четыре реки, каждая из которых не только названа, но три из них соотнесены с определенной местностью - землями Хавила, Куш и Ассирией, а четвертой рекой является хорошо известный в древнем мире Евфрат. Распространенным толкованием географии рая является соотнесение четырех рек со сторонами света, а упоминание среди них халдейских рек связано с тем, что в библейские времена Междуречье считалось центром мира2. С первой рекой текст также связывает полезные и ценные ископаемые: золото, бдолах и оникс. Вот в этом саду Бог поселяет человека, причем с определенной целью - чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт 2:15). Таким образом, можно полагать, что человек был сотворен вне рая, а потом введен в него3, чем подчеркивается сотрудничество Бога и человека в деле творения, а также творческая роль человека в природе4. Рай не представлен в виде сада бесконечного блаженства, но в виде места, где человек должен был совершенствоваться телесно и духовно, познавать своего Творца и любить Его. С этой целью Бог поместил в раю древо жизни, плоды которого должны были способствовать расцвету всех способностей человека и связывать его со своим Создателем. Кроме того, Бог населил рай животными и птицами, после чего создал женщину, которая должна была стать помощницей первому человеку.

1 По мнению некоторых исследователей, выражение «в Едеме» указывает, что пределы Едема не ограничивались только садом, но охватывали большую территорию. См.: Кашкин А.С. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. Саратов, 2012. С. 146-147. А.П. Лопухин приводит толкование талмудистов о том, что земной рай был создан раньше земного мира и что рай помещается не на земле, так как он в разы превосходит её размерами (Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на Третью книгу Ездры. Глава 3 // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovanie-na-tretyu-knigu-ezdry/3 (доступ от 26.05.2021).

2 Кашкин А. С. Священное Писание. С. 147.

3 Филарет (Дроздов), свт. Толкование на Книгу Бытия. М., 2004. С. 74.

4 Кашкин А. С. Священное Писание. С. 147.

После грехопадения и изгнания Адама и Евы из рая Господь «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:24). После этого слово «Едем» упоминается в Книге Бытия только один раз для локализации места поселения Каина (Быт 4:16), но несколько раз встречается в других книгах, в частности, в книгах пророков Иезекииля и Иоиля. Иезекиль представляет образ «царя Тирского», который находился в Едеме, саду Божием, и дает описание одежды израильского первосвященника5, украшенной множеством драгоценных камней (Иез 28:13). Пророк помещает царя в Едем, чтобы подчеркнуть его зависимость от Бога, так как далее речь идет о том, что все эти украшения были приготовлены в день его сотворения. Впрочем, можно согласиться с толкованием А.П. Лопухина о том, что в Ветхом Завете Едемом и раем называется «всякая прекрасная местность земли»6. Именно в таком метафорическом смысле Едем употребляется в других местах Ветхого Завета (Иез 31:9,18; 36:35; Ис51:3; Иоил2:3), также, как и слово «рай». Например, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова с раем ассоциируется одновременно и благотворительность, и страх Господень (Сир 40:17, 28). Лишь Третья книга Ездры перекликается с Книгой Бытия и добавляет к образу рая некоторые детали: плоды рая пребывают нетленными, в раю покой и врачевство, «готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость» (3 Езд 7:53, 8:52).

Библия умалчивает о том, что произошло с земным раем впоследствии, когда Междуречье стало неотъемлемой частью древневосточной цивилизации, а после походов Александра Македонского - частью античного мира. Источники не содержат сведений о каких бы то ни было попытках отыскать Едем и древо жизни в долине Евфрата или в том географическом ареале, на который указывает Книга Бытия7. Тем не менее, библейский образ рая в смысле цветущего сада, изобиловавшего всевозможными плодами и предполагавшего блаженство, как духовное (созерцание Бога и общение с Ним), так и плотское (телесный комфорт и вкушение тех самых плодов) в целом соответствовал античным представлениям и, надо полагать, выглядел очень привлекательным местом для тех, кто имел возможность в эллинистическое время познакомиться с Септуагинтой - текстом Библии в греческом переводе.

Очевидно, что такое натуралистическое представление о рае существовало и у первых христиан до их крещения и знакомства с первоосновами христианского вероучения.

Однако с возникновением христианства представления о рае стали меняться в сторону перенесения акцентов с райского земного сада на духовную

5 Лявданский А.К., Барский Е.В. Иезекииля пророка книга // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2005. С. 206.

6 Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на книгу Иезекииля. Глава 28 // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_33/28 (доступ от 26.05.2021).

7 С.С. Аверинцев связывает локализацию Едема на востоке с солнцем и постольку с небом, поскольку восток -эквивалент верха (Аверинцев С.С. Рай // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992. С. 364).

сферу, хотя, несомненно, сохранялись и представления о месте на земле или на небе, где люди в будущей жизни будут предаваться таким удовольствиям, которые вполне сопоставимы с их жизнью нынешней. Вероятно, обе тенденции - духовная и плотская - озвучивались в устных проповедях последователей Христа, которые, следуя ветхозаветной традиции изображения рая, пытались соотнести её с тем, чему учил Спаситель. Отчасти перенесение акцентов, а также столкновение, а порой и попытки синтеза этих тенденций можно проследить в Новом Завете. Разумеется, это нашло отражение в раннехристианской литературе, как анонимной и апокрифической, так и у первых христианских писателей.

По разным подсчетам, в Новом Завете о рае в том или ином контексте говорится около ста раз, причем нередко в этих высказываниях прослеживается связь с Ветхим Заветом и исполнением древних пророчеств. Тем не менее, следует отметить, что слово «Едем» в Новом Завете не употребляется ни разу. Авторы Нового Завета вообще обычно избегают употреблять само слово «рай», поскольку оно ассоциировалось именно с плотскими представлениями. Акцент переносится с райского блаженства в сопоставимом с земными благами смысле на смысл духовный, прежде всего, на восстановление разрушенного вследствие грехопадения общения с Богом. Поэтому вместо слова «рай» в Новом Завете используются выражения: «лоно Авраамово» (Лк 16:22), «быть со Христом» (Флп 1:23), «обители Отца» (Ин 14:2) и др. Главным же обозначением рая становится Царство Небесное.

При анализе новозаветных текстов исследователи обычно обращают внимание на две новые, по сравнению с прежним пониманием, трактовки рая в значении Небесного Царства: как находящегося внутри каждого христианина и как находящегося в запредельном духовном мире. Апостол Павел говорит, что «восхищен был до третьего неба», то есть «в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор 12: 2,4). По всей видимости, под этим третьим небом как раз и понимался духовный мир и обитель Бога.

Еще одна трактовка предполагала обновление мира и создание Богом новой земли и нового неба. Встречается толкование, в соответствии с которым рай упоминается в Новом Завете, прежде всего, как место пребывания спасенных в период между смертью и воскресением.

Царство Небесное в значении духовного мира представляется в Новом Завете как обитель Бога, при этом акцентируется второе лицо Троицы: оттуда Христос сошел (Ин 3:13,31), туда Он вернулся после воскресения (Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:9) и оттуда снова придет на землю (Мф 24:30; Деян 1:11; 1Фес 4:16; Откр 1:7). Там же пребывают ангелы (Мф 18:10; Откр 7:11) и туда же попадут спасенные (Ин 14:2-4; 1 Фес 4:17; Откр 7:9-17). В Небесном Царстве находятся их сокровища, награда и их наследство (Мф 6:20; 5:12; 1 Пет 1:4); там их ждет вечная слава и вечная жизнь в служении и поклонении Богу (1 Тим 4:8; Откр 22:3; 5:13; 11:17).

Авторы Нового Завета стараются избегать чувственных и наглядных образов рая, соответственно в текстах присутствует чисто метафорическая образность, включенная чаще всего в притчи (Мф 25:1-12; Лк 14:16-24 и др.),

о

или «формулы без всякой образности вообще» , показывающие, что природа человека и его бытие радикально переменятся после воскресения (Мф 22:30; 1 Ин 3:2), например, «войти в радость господина своего» (Мф 25:21).

Тем не менее, в Откровении Иоанна Богослова этот образ духовного мира дополнен образом Небесного Иерусалима, который будет создан после Апокалипсиса, всеобщего воскресения и Страшного Суда. Как известно, эта часть Нового Завета изобилует символикой, причем толкования её в библеистике очень различны и неоднозначны. Например, новый Иерусалим сходит от Бога с неба, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр 21:2). Прослеживается связь с описанием ветхозаветного рая: «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр 2:7).

Образ нового Иерусалима предстает в качестве новой земли, где у спасенных больше не будет ни страданий, ни слез, ни смерти: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр 21:4). Картины этого рая - Нового Иерусалима, как новой земли под новым небом (Откр 21:1), преисполнены ярких и колоритных образов, которые, как уже было сказано, наполнены различными символами. Там протекает чистая река воды жизни, по обе стороны которой растет древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды и исцеляющее своими листьями народы (Откр 22:1-2). Там будет божественный свет, благодаря которому не будет ни ночи, ни солнечного света (Откр 21:23; 22:5). Город окружен высокой стеной с двенадцатью воротами, ориентированных по сторонам света, и на них двенадцать Ангелов (Откр 21:12-13). Любопытно, что даже приводятся размеры этого города, тоже соотнесенные с цифрой 12: правильный четырехугольник по 12 тысяч стадий в длину и ширину9 (Откр 21:16). Для еще более полного представления перечислены материалы, из которых этот город выстроен: стена из ясписа, сам город из чистого золота и подобен чистому стеклу, а в описании основания перечисляются всяческие драгоценные камни (Откр 21:18-19).

Впрочем, до середины IV в. Откровение Иоанна не входило в состав канонических книг Нового Завета, и христиане относились к ней с определенной осторожностью, в том числе и в том, что касалось темы рая и описания Небесного Иерусалима. Церковь делала акцент на непостижимость Царства Небесного для человека, и это неоднократно звучит в Новом Завете, например, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). Именно в смысле

8 Там же.

9 Ок. 2220 км.

такой непостижимости и воспринимался рай в первых христианских общинах, а источником будущего блаженства должна стать особая близость ко Господу, непосредственное сопребывание и общение с Ним10 (Лк 23:43; Ин 14:1-3; 17:24).

В первых христианских текстах, не вошедших в новозаветный канон, но обычно относимых к памятникам ранней христианской письменности (вторая половина I в. - середина II в.), какая бы то ни было конкретика в отношении рая отсутствует, и основной акцент делается не столько на понятие «вечная жизнь», сколько на том, как этого достичь, то есть на этическую составляющую христианской земной жизни. Так, главным мотивом Учения двенадцати Апостолов (Дидахе) и Канонов святых Апостолов является учение о двух путях11 - жизни и смерти, которое, по сути, содержит перечень условий,

обеспечивающих вечное блаженство (предположительно в раю, хотя о рае

12

прямо не говорится ), либо вечные муки (слово ад при этом также не озвучивается). По сути, описание этих путей отражает этическое учение раннего христианства и является расширенным толкованием известных заповедей. Отмечается, что ключевым понятием этого этического учения как раз и служит термин «путь», который предполагает, что цель этого пути

13

находится за пределами земной жизни . Следует отметить, что оба памятника трактуют рай как место вечной жизни одних лишь праведников, но избегают даже намеков на то, каким именно будет это место. Иногда в тексте можно встретить лишь сравнения с некоторыми земными ощущениями, которые имеют явный этический акцент: «Не отвращайся от нуждающегося, но имей все общее с братом твоим и [ничего] не называй своим. Ибо если вы общники в бессмертном, то тем более в бренном!» (Каноны 13:4).

В Пастыре Ермы, который относят к апокалиптическому жанру и датируют обычно первой половиной II века, автор также, по-видимому, намеренно избегает описаний того, что можно было бы соотнести с раем, под которым, следуя в русле уже сложившейся раннехристианской традиции понимает Небеса, не прибегая тем не менее к словосочетанию Царство Небесное14. Загробная жизнь понимается в значении вечной жизни. Само слово «жизнь» упоминается в тексте около 60 раз (в большинстве случаев речь идет об этой, земной жизни), в то время как слово «смерть» встречается два десятка раз, а «вечность» всего лишь пять раз. При этом употребление словосочетания «вечная жизнь», как и в двух предыдущих произведениях, напрямую связано с

10 Давыденков О., прот. Догматическое Богословие. М., 2013. С. 608.

11 В Дидахе описание путей см. в гл. 1-6, в Канонах в гл. 4-14.

12 В значении «рая» можно истолковать слова «Царствие Твое», куда попадут все, кто принадлежит к Церкви, то есть христиане: «Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей» (Дидахе 10:5). В Канонах употребляется «Царство Небесное» в новозаветном значении, например, «Будь же кроток, ибо кроткие наследуют Царство Небесное» (Каноны 11:3).

13 Казаков М.М. История христианской письменности и патристика. Ч. 1: Доникейская патристика. Смоленск, 2019. С. 31.

14 Например, в Видении 1:1 говорится о Боге, живущем на Небесах.

поведением в земной жизни. Например, «Ибо злопамятство приводит к смерти, забвение зла - к жизни вечной». <...> «Пребывающие в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и обретут жизнь вечную» (Видение 2:3)15; «Кто последует за нею, будет блажен в своей жизни, ибо удержится от всех худых дел и всякой злой похоти и станет наследником вечной жизни» (Видение 3:8)16.

Текст Пастыря преисполнен символикой, часть которой можно соотнести с тем, что представляет собой эта «вечная жизнь», для описания которой автор использует символ строящейся башни. Под этой башней понимается Церковь

17 18

(Видение 3:3) , являющаяся главным средством спасения и местом жизни в будущем веке: «Белая же часть означает будущий век, в котором станут жить избранники Божии, потому что непорочны и чисты будут те, которые избраны Богом в жизнь вечную» (Видение 4:3)19. Строительство башни идет постоянно, хотя предполагается его завершение20, и в качестве строителей выступают «юноши» - святые Ангелы Божии. Для постройки используются различные камни: «Камни квадратные и белые, хорошо приходящиеся один к другому своими соединениями, это суть апостолы, епископы, учителя и дьяконы, которые ходили в святом учении Божием, надзирали и свято и непорочно служили избранникам Божиим, - как почившие, так и живущие еще доселе, -которые всегда пребывали в мире и согласии и слушали взаимно друг друга: потому-то они и в здании башни хорошо примыкают один к другому. А камни, извлекаемые из глубины и закладываемые в здание и соприкасающиеся с

прочими камнями, вошедшими в здание, это суть те, которые уже умерли и

21

пострадали за имя Господа» (Видение 3:5) . Однако, среди камней есть немало и негодных для постройки башни - они закоренелые грешники и вероотступники. Тем не менее, даже эти негодные камни оставляются вблизи башни в надежде на их исправление, когда при помощи обработки они станут годными для постройки.

Еще одним аспектом эсхатологии Пастыря является «Книга жизни», являвшаяся, согласно представлениям первых христиан, списком праведников,

15 Ерм, ап. Пастырь // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/ (доступ от 06.07.2021).

16 Там же.

17 См.: Там же.

18 «...башня строится на водах: жизнь ваша через воду спасена и спасется» (Ерм, ап. Пастырь // Азбука веры. Православная библиотека). Здесь имеется в виду Крещение.

19 Ерм, ап. Пастырь // Азбука веры. Православная библиотека.

20 «Когда окончится строительство башни, они (ангелы - М.К.) все вместе будут ликовать около башни и прославлять Господа за то, что совершилось строительство башни (Там же).

21 Там же.

которым даровано вечное блаженство22: «Господь знает, что они покаются от

23

всего сердца своего и будут написаны в "Книге жизни"» (Видение 1:1) .

Так же, как в Дидахе и Канонах, в Пастыре идет речь о двух путях - жизни и смерти: «покаяние грешников несет в себе жизнь, а нераскаянность - смерть»

24

(Подобие 8:6) . Аналогичным образом трактуется и условие для достижения вечной жизни: «Ибо жизнь званных Богом состоит в соблюдении заповедей Господа, в этом жизнь, а не в первенстве или каком-либо достоинстве. Чрез терпение и смирение духа люди получат жизнь от Господа, а пренебрегающие

9 ^

Законом приобретут себе смерть» (Подобие 8:7) .

Пастырь Ерма пользовался широкой популярностью во П-Ш вв., и некоторые даже считали его богодухновенным произведением, однако к V в. оно практически повсеместно выходит из церковного употребления26. Причины этого были различны, но, надо полагать, не последнюю роль сыграло представление праведников в раю или в Царстве Небесном в виде камней, из которых сложена символическая башня.

Апостольские отцы конца I - начала II в. в целом следуют уже наметившейся традиции в отношении вечной жизни, но добавляют некоторые любопытные детали.

Так, св. Климент Римский в Первом послании к Коринфянам почти не касается этой темы и лишь ограничивается намеком на обетования Господа (Гл. 34), а ниже (гл. 50) говорит о месте благочестивых и пришествии царства Христова, ссылаясь при этом на Ветхий завет и Послание 1 апостола Павла к

97

Коринфянам27.

28

Во втором послании к Коринфянам, авторство которого оспаривается , тема освещается более подробно - о спасении и вечной жизни говорится многократно и в разном контексте, в частности, заслуживают внимания упоминания о будущем покое: «странствование плоти нашей в мире этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего царства и вечной жизни» (Гл. 5); «исполняя волю Христа, мы найдем покой, иначе ничто не избавит нас от вечного наказания, если мы презрим заповеди Его» (Гл. 6). Еще один аспект - вхождение в Царство: «какая надежда у нас войти в Царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и

22 «Книга жизни» фигурирует в Новом Завете. Так, в Послании апостола Павла к Филиппийцам (4:3); Павел говорит о людях, благовествовавших вместе с ним, имена которых записаны в «Книге жизни». В Откровении Иоанна (20:15) сказано, что во время Страшного суда тот, чье имя не внесено в «Книгу жизни», будет брошен в огненное озеро.

23 Ерм, ап. Пастырь // Азбука веры. Православная библиотека.

24 Там же.

25 Там же.

26 Виноградов А.Ю., Дунаев А.Г. Ерма // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 617-618.

27 Климент Римский, свщмч. Послания к коринфянам // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/ (доступ от 13.07.2021).

28 Ткаченко А.А. Климент. Второе послание к Коринфянам // Православная энциклопедия. Т. 35. М., 2014. С. 424-426.

непорочности?» (Гл. 6); «будем любить друг друга, чтобы всем войти в Царство Божие» (Гл. 9); «если мы будем творить правду пред Богом, то войдем в Царство Его и получим те обещанные блага» (гл. 11). Интересной представляется мысль об усыновлении Богу: «чтобы Он принял нас, как сынов» (Гл. 9) и последнем Суде во плоти: «Ибо как призваны во плоти, так и на суд

29

придете во плоти же» (Гл. 9) . Наконец, еще одно важное замечание о будущей жизни: «Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться. Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни» (Гл. 8).

Св. Игнатий Богоносец развивает в своих посланиях целый ряд тем, так или иначе связанных с сотериологией и вечной жизнью, но непосредственно о рае или о том, какая это будет жизнь, ничего не говорит. Основная сотериологическая идея св. Игнатия сводится к следующему: спасение людей осуществляется Сыном Божиим при содействии самих людей: «будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он Отцу Своему» (Фил 7). Сам же св. Игнатий надеется обрести блаженство в будущей вечной жизни, уподобляясь Христу в его мучениях: ««Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего» (Рим 6). Его пламенное желание умереть мучеником выражается очень ярко и сурово: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» (Рим 4). В связи с тем, что в миросозерцании св. Игнатия присутствует так называемая «мистика

30 -

мученика»30, которая предполагает, что конечной и вожделенной целью жизни всякого христианина является соединение с Богом, причем, данное соединение

31

для св. Игнатия означало встречу с Ним через мученическую кончину , возникает вопрос о том, как он это соединение представлял. И если смерть для св. Игнатия является исходом из жизни тленной и как бы ненастоящей в жизнь подлинную и вечную, то что будет представлять собой эта подлинная жизнь. На эти вопросы письма св. Игнатия ответа не дают и оставляют читателя в том поле, которое ограничивается мистикой их автора.

В «Послании к Филиппийцам», единственном сохранившемся произведении св. Поликарпа Смирнского, есть лишь одно место, которое можно интерпретировать с точки зрения будущей жизни и соединения с Богом. Автор пишет, что условием жизни будущего века является стремление поступать согласно с истиною Господа и угождать Ему, «так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых, и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним» (Гл. 5). Здесь, пожалуй, стоит обратить внимание, на то, что праведники, по мысли св. Поликарпа, будут

29 Также о Суде см.: гл. 16:3; 17:6; 18:2.

30 Сидоров А.И. Курс Патрологии // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/kurs-patrologii-sidorov/1_7_1 (доступ от 12.07.2021).

31 Там же.

управлять миром вместе с Богом, однако о том, как это будет происходить, он ничего не говорит.

Из всех авторов, традиционно относимых к апостольским отцам, наиболее подробно тему рая разрабатывал св. Папий Иерапольский. Отношение к нему

32

уже в древности было неоднозначным32, и труды его сохранились только в отдельных цитатах, но известно, что он собирал различные устные сведения. Основное его сочинение под названием «Истолкование Господних изречений» было не только комментарием на канонические Евангелия, но и фиксацией устного Предания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, Папий утверждает, что после Воскресения Господь во плоти будет

33

править вместе со святыми33, то есть Царство Христово установится телесно на этой самой земле. В пространной цитате, приводимой Иринеем Лионским,34 дается подробная и детализированная картина райской жизни на земле во время такого тысячелетнего царствования Христова. В этой картине представлено полное изобилие земных плодов, выраженное в совершенно фантастических цифрах: «придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом

35

будет по десяти тысяч лоз, на каждой лозе по десять тысяч веток , на каждой ветки по десять тысяч прутьев, на каждом пруте по десять тысяч кистей и на каждой кисти по десять тысяч ягодин и каждая выжатая ягодина даст по двадцати пяти мер вина». И ниже: «подобным образом и зерно пшеничное родит десять тысяч колосьев и каждый колос будет иметь по десять тысяч зерен и каждое зерно даст по десять фунтов чистой муки; и прочие плодовые дерева, семена и травы будут производить в соответственной сему мере, и все животные, пользуясь пищею, получаемою от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям»36. Последнюю фразу можно истолковать в библейском смысле и как изобилие, и как власть человека над всем животным миром, и как мирное сосуществование всех живых существ. Св. Ириней трактует это как обновление творения: «чтобы с обновлением творения все животные покорились и повиновались человеку и возвратились к первоначальной, Богом данной, пище, - как они (первоначально) покорены

37

были Адаму, - т. е. произрастаниям земли»37.

32 Так, например, Евсевий Памфил считает сведения, передаваемые Папием, странными и баснословными, отмечая, что он плохо истолковал апостольские слова и не понял их смысла, ибо, пишет историк, «ума был малого» (Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. III. 39). В то же время блж. Иероним, включая Папия в число своих знаменитых мужей, в целом отзывается о нем положительно и говорит, что у его концепции были последователи (Иероним Стридонский. Книга о знаменитых мужах. Пер. и комм. М. Ф. Высокого // Церковные историки IV-V веков. М., 2007. С. 27).

33 Там же.

34 Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. Пер. прот. П. Преображенского, Н.И. Сагарды. Кн. V. Гл. XXX: 3-4. СПб., 2008. С. 519-520.

35 В примечании к публикации этого фрагмента отмечено, что в греческом языке слово «мириада» употреблялось не только как точное обозначение меры, но и просто для указания на очень большое количество. Латинский перевод, в котором только и дошел этот фрагмент, следует буквальному значению (Писания мужей апостольских. М., 2008. С. 455).

36 Ириней Лионский. Против Ересей. С. 519-520.

37 Там же. С. 520.

Из этого отрывка можно полагать, что св. Папий пытался выразить ожидание рая как полного изобилия в земном, плотском смысле, с одной стороны, и совместить это представление с библейской картиной не только изобилия, но и всеобщей гармонии, с другой стороны. При этом, нужно допустить, что святые отцы, начиная с Папия, придерживались и буквально-материального, и духовного понимания удовольствий. Свидетельство о наличии у Папия, помимо буквальных, и духовно-аллегорических толкований содержится в отрывке у Пс.-Анастасия Синаита, который называет Папия в ряду других отцов, которые «духовно рассматривали [слова] о рае, относя [их]

38

к церкви Христовой»38. Соответственно, аллегорическая интерпретация рая была необходима для объяснения, как рай может находиться не на земле, а в небесном Иерусалиме (ср. Откр 21:10; 22:2; 2:7) . Вместе с тем, св. патриарх Фотий (IX в.) говорит о неприемлемости взглядов св. Папия, а с ним и св. Иринея в тех местах, в которых они говорят, что Царствие небесное - это

40

вкушение неких чувственных яств .

Как отмечают исследователи, такое материалистически-буквальное толкование пророчеств, в том числе и касающихся темы рая, в духе иудейского мессианизма было распространено в период «иудео-христианского» богословия, когда новозаветные откровения были перемешаны с разного рода ветхо- и новозаветными апокрифами, а также с еврейскими легендами, не подвергавшимися богословской рефлексии41.

Таким образом, анализ ранних христианских произведений, созданных в течение «апостольского века», то есть примерно с середины I до середины II века, позволяет сделать вывод о том, что у первохристиан имелись два вида представлений о рае и будущей загробной жизни.

Одна их часть стремилась перенести в рай многое из того, что окружало их в земной жизни, но в идеализированном виде, то есть так, как они об этом мечтали и как они хотели, чтобы это было с ними в этой жизни. Такие «плотские» представления предполагали будущее блаженство в буквальном понимании и были свойственны, по всей видимости, тем христианам, которые не имели достаточного духовного опыта и терпели постоянные жизненные невзгоды, независимо от их социального статуса. Соответственно, в христианской религии они хотели обрести то, чего им не доставало в реальной жизни, и, если эта религия обещала им рай, то этот рай должен был этот недостаток возместить, причем в превосходной степени.

Другая часть христиан, которые, очевидно, обладали определенным духовным опытом, имели опытных наставников в вере, изучали или внимательно слушали тексты Ветхого Завета и памятники раннехристианской

38 Писания мужей апостольских. С. 454.

39 Там же. С. 436.

40 Там же. С. 457.

41 Там же. С. 435.

письменности, активно участвовали в жизни своей общины, воспринимали и рай в духовном смысле, как Царствие Небесное, как возможность приблизиться к Господу и быть со Христом. Такой подход требовал молитвенного усердия, соблюдения постов и высоких норм нравственной жизни, связанной с соблюдением христианских заповедей. Впрочем, надо полагать, что у них, в отличие от первых, возникало много вопросов, на которые ни формирующийся новозаветный канон, ни ранняя христианская литература, ни их духовные наставники не могли дать четких и ясных ответов. Несмотря на это, именно духовное представление о рае стало уже в начале II столетия доминировать и в Церкви, и в сознании большинства христиан.

Ранние христианские авторы не ставили своей целью представить доктринальное или богословское описание рая, но делали главный акцент на том, что достижение Царствия Небесного возможно только через вступление в

42

Церковь42 и через соблюдение христианских заповедей в каждодневной жизни. Несмотря на отсутствие описаний рая, в силу живого религиозного чувства, веры в скорое пришествие Господа и во всеобщность воскресения из мертвых, раннехристианское мировоззрение предстает исполненным глубокой надежды и оптимизма43. Основой этого оптимизма служила вера во встречу с Господом в Царствии Небесном, представление о котором концентрировалось на духовном восприятии.

42 Benjamins H.S. Paradisiacal Life: The Story of Paradise in the Early Church // Paradise Interpreted: Representations of Biblical Paradise in Judaism and Christianity. Luttikhuizen. Leiden, 1999. P. 154.

43 Константин (Горянов), архиеп. Эсхатологическое учение в творениях святых отцов и его значение в современном мире // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 39.

Список источников и литературы

1. Аверинцев С.С. Рай // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт.: Т. 2. К-Я. М.: Сов. энциклопедия, 1992. C. 363-366.

2. Ерм, ап. Пастырь // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/ (доступ от 06.07.2021).

3. Виноградов А.Ю., Дунаев А.Г. Ерма // Православная энциклопедия. Т. 18. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 612-620.

4. Константин (Горянов), архиеп. Эсхатологическое учение в творениях святых отцов и его значение в современном мире // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 33-66.

5. Давыденков О., прот. Догматическое Богословие. М.: Издательство ПСТГУ, 2013.

6. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

7. Иероним Стридонский. Книга о знаменитых мужах. Пер. и комм. М. Ф. Высокого // Церковные историки IV-V веков. М.: Росспэн, 2007. С. 11-57.

8. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. Пер. прот. П. Преображенского, Н.И. Сагарды. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

9. Казаков М.М. История христианской письменности и патристика. Ч. 1: Доникейская патристика. Смоленск: Смоленская православная духовная семинария, 2019.

10. Каноны святых Апостолов. Пер. А. Фокина // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/patristika/#0_3 (доступ от 26.06.2021).

11. Кашкин А.С. Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета. Пятикнижие. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012.

12. Климент Римский, свщмч. Послания к коринфянам // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/ (доступ от 13.07.2021).

13. Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на книгу Иезекииля. Глава 28. // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_33/28 (доступ от 26.05.2021).

14. Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на Третью книгу Ездры. Глава 3. // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovanie-na-tretyu-knigu-ezdry/3 (доступ от 26.05.2021).

15. Лявданский А.К., Барский Е.В. Иезекииля пророка книга // Православная энциклопедия. Т. 21. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2005. С. 196-216.

16. Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

17. Сидоров А.И. Курс Патрологии // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/kurs-patrologii-sidorov/1_7_1 (доступ от 12.07.2021).

18. Ткаченко А.А. Климент. Второе послание к Коринфянам // Православная энциклопедия. Т. 35. М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2014. С. 413-462.

19. Филарет (Дроздов), свт. Толкование на Книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004.

20. Benjamins H.S. Paradisiacal Life: The Story of Paradise in the Early Church // Paradise Interpreted: Representations of Biblical Paradise in Judaism and Christianity. Luttikhuizen. Leiden: Brill, 1999. P. 153-167.

Kazakov Mikhail Mikhailovich Smolensk State University Smolensk Orthodox Theological Seminary

Paradise Conception in Early Christianity

Abstract: The article analyzes the descriptions of paradise in the Old and New Testaments, in early Christian texts (Didache, Canons of the 12 Apostles, Shepherd), as well as in the works of the apostolic fathers; the concepts of Eden, the Garden of Eden, the Kingdom of God, Heavenly Jerusalem and eternal life are observed. An analysis of the early Christian writings created during the "apostolic age" suggests that early Christians had two kinds of ideas about paradise. One part of them sought to transfer to heaven much of what surrounded them in earthly life, but in an idealized form. Such "carnal" ideas assumed future bliss in a literal sense and were, apparently, characteristic of those Christians who did not have sufficient spiritual experience and endured constant hardships of life, regardless of their social status. Another part of Christians, who obviously had a certain spiritual experience, had experienced mentors in the faith, studied or listened carefully to Christian texts, actively participated in the life of their community, perceived heaven in a spiritual sense as the Kingdom of Heaven, as an opportunity to draw closer to the Lord and be with Christ. It was the spiritual concept of paradise that already at the beginning of the second century began to dominate both the Church and the minds of most Christians.

Keywords: Old Testament; New Testament; Eden; Paradise; Kingdom of Heaven; Didache; The Shepherd of Hermas; Apostolic Fathers.

References

Averincev S.S. 1992. Raj [Paradise]. Mify narodov mira [Myths of the peoples of the world]. 1992, vol. 2, pp. 363-366.

Apostol Erm. Pastyr' [The Shepherd]. Available at:

https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/ (accessed: 6.07.2021).

Benjamins H.S. Paradisiacal Life: The Story of Paradise in the Early Church. Paradise Interpreted: Representations of Biblical Paradise in Judaism and Christianity. 1999, pp. 153-167.

Davydenkov O., prot. Dogmaticheskoe Bogoslovie [Dogmatic Theology]. Moscow, 2013.

Evsevij Pamfil. Cerkovnaya istoriya [Church History]. Moscow, 1993.

Filaret (Drozdov), svt. Tolkovanie na Knigu Bytiya. [Interpretation on the Book of Genesis.]. Moscow, 2004.

Goryanov K., arhiep. Eskhatologicheskoe uchenie v tvoreniyah svyatyh otcov i ego znachenie v sovremennom mire [Eschatological doctrine in the works of the holy fathers and its significance in the modern world]. Hristianskoe chtenie - Christian reading. 2005, no. 25, pp. 33-66.

Ieronim Stridonskij. 2007. Kniga o znamenityh muzhah. [Book about famous men]. Cerkovnye istorikiIV-Vvekov [Church historians of the IV-V centuries]. 2007, pp. 11-57.

Kanony svyatyh Apostolov [Canons of the Holy Apostles]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/patristika/#0_3 (accessed: 26.06.2021).

Kashkin A.S. Svyashchennoe Pisanie Vethogo Zaveta. Obshchee vvedenie v Svyashchennoe Pisanie Vethogo Zaveta. Pyatiknizhie. [Scripture of the Old Testament. General introduction to the Scriptures of the Old Testament. Pentateuch]. Saratov, 2012.

Kazakov M.M. Istoriya hristianskoj pis'mennosti i patristika. Ch. 1: Donikejskaya patristika. [History of Christian writing and patristics. Part 1: Pre-Nicene Patristics.]. Smolensk, 2019.

Kliment Rimskij. Poslaniya k korinfyanam [Letters to Corinthians]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/ (accessed: 13.07.2021).

Lopuhin A.P. Tolkovaya Bibliya. Tolkovanie na knigu Iezekiilya. Glava 28. [Explanatory Bible. Interpretation on the book of Ezekiel. Chapter 28.]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_33/28 (accessed: 26.05.2021).

Lopuhin A.P. Tolkovaya Bibliya. Tolkovanie na Tret'yu knigu Ezdry. Glava 3. [Explanatory Bible. Interpretation on the Third Book of Ezra. Chapter 3.]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovanie-na-tretyu-knigu-ezdry/3 (accessed: 26.05.2021).

Lyavdanskij A.K., Barskij E.V. 2005. Iezekiilya proroka kniga [Ezekiel the prophet book]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox encyclopedia]. 2005, vol. 21, pp. 196-216.

Pisaniya muzhej apostol'skih [The Scriptures of the Apostolic Men]. Moscow, 2008.

Sidorov A.I. Kurs Patrologii [Pathology Course]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/kurs-patrologii-sidorov/1_7_1 (accessed: 12.07.2021).

Tkachenko A.A. 2014. Kliment. Vtoroe poslanie k Korinfyanam [Clement. Second letter to Corinthians]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox encyclopedia]. 2014, vol. 35, pp. 413-462.

Vinogradov A.YU., Dunaev A.G. 2008. Erma [Erma]. Pravoslavnaya enciklopediya [Orthodox encyclopedia]. 2008, vol. 18, pp. 612-620.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.