Научная статья на тему 'Представления о политике и методы их формирования в дошкольном и младшем школьном возрасте'

Представления о политике и методы их формирования в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
764
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая картина мира дошкольников / образы и ценности / Образование / ДЕТИ / Школа / Власть / political picture of the world of preschool children / images and values / education / school / Power

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудактина Анфиса Игоревна

В статье рассматривается политическая картина мира и её особенности у младших школьников и дошкольников. Исследовано влияние системы образования в процессе формирования компонентов политической картины мира детей. Проведен анализ эмпирических данных, полученных в результате интервьюирования дошкольников и младших школьников государственных и частных образовательных учреждений г. Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political picture of the world and its specific character in the perception of primary school children and preschoolers is discussed in the article. The influence of the education system in the formation of the components of the political picture of the world of children is investigated. The analysis of empirical data derived from survey interviews with preschool children and students of public and private schools of Krasnodar city is made.

Текст научной работы на тему «Представления о политике и методы их формирования в дошкольном и младшем школьном возрасте»

УДК 32:373

Кудактина Анфиса Игоревна

соискатель кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета anf2403@yandex. ш

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ И МЕТОДЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматривается политическая картина мира и её особенности у младших школьников и дошкольников. Исследовано влияние системы образования в процессе формирования компонентов политической картины мира детей. Проведен анализ эмпирических данных, полученных в результате интервьюирования дошкольников и младших школьников государственных и частных образовательных учреждений г. Краснодара.

Ключевые слова: политическая картина мира дошкольников, образы и ценности, образование, дети, школа, власть.

Kudaktina Anfisa Igorevna

Postgraduate student of the Department of State Policy and State Management of Kuban State University anf2403@yandex. ru

NOTIONS OF POLITICS AND METHODS OF THEIR FORMATION IN THE PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

The political picture of the world and its specific character in the perception of primary school children and preschoolers is discussed in the article. The influence of the education system in the formation of the components of the political picture of the world of children is investigated. The analysis of empirical data derived from survey interviews with preschool children and students of public and private schools of Krasnodar city is made.

Key words: political picture of the world of preschool children, images and values, education, children, school, power.

Картина мира, согласно Р. Редфильду, -это видение мироздания, характерное для того или иного народа, представления членов общества о самих себе, своей активности в мире. Описание картины мира он называл приемом (исследовательским методом), с помощью которого сам исследователь может посмотреть на мир глазами туземца [1, с. 338]. Мы же предлагаем посмотреть на сферу политического, в частности на власть, глазами самого маленького российского гражданина. Термин «политическая картина мира» был сформулирован И.В. Са-маркиной для обозначения существующей в индивидуальном сознании подвижной системы связанных образов и представлений о власти и политической системе, ее структуре, механизмах и конфигурации в окружающей действительности. По мнению И.В. Самаркиной, фрагменты социально-политического опыта «осаждаются» неповторимым образом, образуют уникальную конфигурацию индивидуального субъективного мира. Политическая картина мира (ПКМ), будучи частью общей картины мира человека, неразрывно связана с картиной мира социального, в частности, с представлениями о том, какова социальная структура общества, как оно функционирует, что нужно делать, чтобы достичь успеха, и т.п. Политическая картина мира складывается из целого ряда компонентов, взаимосвязанных между собой: базисных понятийных и символических концептов, включая центральный концепт власти; событийного ряда; представлений об актуальных проблемах социально-политической сферы и путях их решения; образов политических акторов (институ-

тов и персон); геополитической компоненты; образа Я в политике [2, с. 62-73].

Одна из задач нашего исследования -описание содержания и структуры образов власти в политической картине мира детей и способов взаимодействия между ними. Формирование политической картины мира детей происходит в процессе социализации (первичной или ранней). Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс: родители, детские сады, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Все перечисленные факторы могут оказывать на ребенка большое влияние, однако семья, как правило, остается наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и самый мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в руководстве социальным поведением, в передаче ценностей, веры и норм, свойственной данной культуре.

Политическая картина мира дошкольников - это совокупность эмоционально окрашенных образов и представлений о власти, о государстве и политических лидерах. Важным компонентом ПКМ дошкольников являются чувства патриотизма и любви к Родине.

Политическая картина мира дошкольников сегодня становится предметом прикладных исследований, так как возрастает прагматичный

интерес к тому, как в современной ситуации наиболее активно использовать социальные технологии, направленные на повышение патриотических чувств и доверительно - авторитетное отношение к власти.

Политическая картина мира дошкольников как предмет анализа

Изучая ПКМ дошкольников, обратимся к исследованиям генезиса политического сознания. Зарубежные психологи-когнитивисты выявили зависимость между созреванием познавательного аппарата личности и наполнением сознания социальным содержанием. Нельзя понять политический менталитет только как результат воздействия внешней социальной среды. Есть и внутренние законы, управляющие мышлением человека, и их надо учитывать при анализе политической картины мира. Выдающиеся исследования процесса становления детского мышления были осуществлены швейцарским психологом Ж. Пиаже [3, с. 31]. Этому ученому принадлежит открытие принципиального различия между мышлением взрослых и мышлением детей. Ему удалось проследить закономерности генезиса взрослого мышления и выделить несколько этапов в его развитии.

Становление речевого мышления начинается на втором году жизни человека. В этом возрасте впервые действия ребенка отражаются в форме мысли. С этого возраста и примерно до 7 лет ребенок проходит дооперациональную стадию мышления, которая характеризуется Ж. Пиаже как стадия эгоцентризма. Для этого этапа характерно мышление с точки зрения «Я», использование скорее образов, чем понятий, концентрирование на настоящем моменте. В возрасте 7 лет происходит переход на стадию конкретных операций. Мышление ребенка де-центрируется, становится свободным от непосредственных восприятий и искажений. Ребенок начинает понимать, что существуют разные точки зрения. Эгоцентризм уступает место социоцентризму. После 11 лет мышление ребенка переходит на новую стадию - стадию формальных операций, которая в основном завершается к 15 годам и характеризует зрелый ум, способный к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез. Отечественные психологи высоко оценили вклад Ж. Пиаже в развитие науки, считая, что в современной психологии не существует другой экспериментально и математически обоснованной стадиальной схемы формирования умственных действий и операций от младенчества до юности, кроме созданной швейцарским ученым.

Политические психологи, ориентирующиеся на идеи когнитивистов, проверяли их на образцах собственно политического мышления, т. е. мышления детей о правительстве, законах,

индивидуальных правах и общественном благе. Одним из первых эту работу начал американский политический психолог Дж. Адельсон. Опираясь на идеи Ж. Пиаже, он получил новые данные, касающиеся специфики политической социализации. Чем выше интеллект, тем более критичны подростки к существующей в буржуазном обществе политической системе. Вывод Дж. Адельсона звучит неожиданно даже по меркам житейских представлений о юности как времени порывов, мечтаний об изменении мира к лучшему, романтического видения действительности вообще и политики в частности [4, с. 72]. Изучением политической социализации подрастающего поколения занимались американские ученые И. Истон и Дж. Деннис. Одной из основных функций образования они считали социализацию. Политическая обстановка оказывает огромное воздействие на образование на всех уровнях - от местного до общегосударственного. Определяют политическую социализацию исключительно те процессы развития, посредством которых люди приобретают политические ориентации и образцы поведения. Изучая политическую социализацию, американские ученые соединили политическую теорию с результатами эмпирических исследований, они выделили основные этапы политической социализации: политизацию, персонализацию, идеализацию, институционализацию. Ученые доказательно обосновали идею о том, что основой политических убеждений человека, формирующих его политическую картину мира, являются общие установки, корни которых лежат в его детстве, именно с детским опытом связано дальнейшее отношение человека-гражданина к политической власти, к государству. [5, с. 110]. Российскими учеными М.С. Егоровой, Н.М. Зыряновой, С. Пьянковой, Ю.Д. Чертковым исследована целостная картина мира ребенка переходной эпохи. Тому, каким дети видят окружающий их мир, посвящена книга «Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире». Написанная по материалам бесед, проведенных с шестилетними детьми в 1992, 1995 и 1998 гг., она представляет собой анализ рассказов детей о самых разных сторонах нашей жизни [6, с. 13]. Несомненно, представленный в книге материал фрагментарен, но, подобно моментальным снимкам, он отражает реальность - ту, о которой много говорят, но, о которой очень мало известно. В ходе исследования было выяснено, что на самом деле представляют собой современные дети (их интересы, желания, страхи, проблемы), какие изменения во взглядах детей происходят под влиянием изменения социальной ситуации в стране. Беседы с детьми 6-7 лет проводились в детских садах г. Москвы и представляли собой

структурированное интервью. Анализируя изменения в ответах детей, ученые пришли к выводу о влиянии изменений, происходящих в обществе, на жизнь детей или на восприятие ими того, что происходит вокруг.

Методика исследования

Изучение ПКМ дошкольников и младших школьников было проведено в г. Краснодаре в государственных и частных образовательных учреждениях. Нами были опрошены (в форме интервью) дошкольники (в возрасте 5-7 лет) и младшие школьники (1 -3-й классы) в следующих учреждениях: МДОУ «Детский сад № 115», «Детский сад № 230», «Детский сад № 126», частном дошкольном развивающем учреждении «Family клуб», и школе № 100. Полученный в результате исследования набор эмпирических данных позволяет нам ответить на ряд актуальных вопросов относительно механизмов формирования образов политики, власти, политических лидеров на уровне личности. В исследовании был использован составленный нами вопросник: 7 вопросов о том, какие страны знают дети; знают ли государственные символы России, что могут о них рассказать; какой флаг из всех стран мира им нравится больше. Был вопрос о России, о том, какая она; о президенте, гордятся ли дети своей страной и государственными символами, в какой стране хотели бы жить и почему. Дополнительным был вопрос об Адыгее, ее жителях и флаге. Детям был предоставлен тематический материал: наглядные красочные плакаты с флагами стран мира и отдельно с государственными символами России и Краснодарского края, а также портреты политических лидеров (Президента РФ и премьера). Для младшей группы дошкольников была использована аудиозапись гимна РФ. Данный метод исследования используется в политической психологии, его результаты определяются не по количественным показателям, а по ответам детей до того момента, пока они не станут повторяющимися. Проективная методика позволила получить весьма богатый материал о политической картине мира детей в вербальной форме. Возрастная категория детей была выбрана нами не случайно (по аналогии с исследованием М.С. Егоровой), так как восприятие объекта происходит за счет эмоциональной составляющей, без какой-либо удерживающей цензуры. Отметим, что суждения детей - это своего рода индикаторы мыслей и настроений взрослых граждан современной России. Ведь дети мыслят ассоциативно, и их высказывания искренны и прямолинейны.

Подводя итоги, отметим: дошкольники 6-7 лет (подготовительный класс школы № 100) активно перечисляют не страны, а города, в которых были. Чаще это города-курорты: Сочи, Геленджик, Стамбул, Анапа, а также Москва, Санкт-Петербург, страны: Китай, Греция, Еги-

пет, Турция, Америка, Европа. Дети отлично знают символику РФ, особенно флаг, очень быстро находят его среди многих других флагов стран мира. На вопрос: «Какая Родина?» отвечают: «Большая и ...», затрудняются продолжить, не выражая каких-либо восторженных эмоций. На вопрос, в какой стране дети хотели бы жить, ответы были следующие: юг России (города-курорты), Греция и Китай.

Узнают президента абсолютно все дети, причем не путают с В. Путиным. Однако вопрос о самом «маленьком» начальнике (исследование Истона и Денниса на примере голова -хвост во властной структуре) вызывает затруднения, так как у детей нет ассоциации милицио-нера-полицейского с властной структурой. Самый маленький начальник для детей - учитель, воспитатель, директор, но не полицейский.

Дети характеризуют Президента так: главный, умный, добрый, справедливый, маленький, красивый, хорошо руководит, никакой. Путин - его помощник. Большинство детей гордятся своей страной, но на вопрос, в какой стране хотели бы жить, 99% отвечают: во Франции, Америке, Египте, Китае, Анталии, Германии, Японии, Великобритании. Лишь один мальчик осознанно объяснил, что хочет жить в России, потому что любит свою Родину. Школьники, особенно 3-го класса, в сравнении с детьми младшего возраста высказывают более информативные, интересные и уже достаточно оформленные суждения. Однако страны и города между собой также путают.

Дети хорошо знакомы с символикой. Гордятся флагом и могут разъяснить символику (орел, всадник побеждает змея, корона). Знают гимн, а также знают, как его надо слушать. Описывают Президента чаще уже со слов учителя. Знают герб и флаг Краснодарского края. Гордятся Российским флагом, но больше нравится флаг Канады. На вопрос, в какой стране хотели бы жить, только 4 человека из класса назвали Россию. Одна девочка четко сформулировала следующее: «Хочу жить в России потому, что люблю свою страну и она самая лучшая!»

Детские представления о политике имеют свои особенности, в первую очередь возрастные согласно теории Ж. Пиаже. Дети дошкольного возраста (5-6 лет) уже имеют первые суждения о политике и власти. Они сформированы под влиянием семьи, детского сада и СМИ. Решающую роль в том, какими будут эти представления и как эмоционально они будут окрашены, играет семья. Важной составляющей является уровень благосостояния семьи, политические предпочтения и представления родителей, их политическая активность. Школьники 7-8 лет по теории Пиаже начинают понимать, что существуют разные точки зрения. Их представления о политике выражаются в более широких и оформленных суждениях о власти, стране,

президенте, и здесь наряду с семьей огромное влияние оказывают школа, СМИ, сверстники.

Обсуждение результатов исследования

Анализ эмпирических данных показал, что у детей дошкольного возраста в процессе социализации начинают формироваться элементы политических представлений (восприятие страны, президента, знание государственной символики, патриотические чувства к Родине). В школьном возрасте происходит усложнение этих представлений, и здесь особенно важно влияние авторитетного мнения педагогов и заинтересованность взрослых (родителей) в формировании у детей представлений о мире и России.

Современная система образования использует различные методические пособия для средних и старших групп в ДОУ, которые призваны выработать систему патриотического воспитания у детей. Например, М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» [7], Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» [8], Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» [10, с. 203]. Основная цель данных пособий - дать детям представление о государстве, его символах (гимн, герб, флаг) и различных городах России. В программном содержании методичек основополагающим является: закрепление знаний детей о государственных символах России, формирование уважительного отношения к ним и понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

Необходимое условие современной системы образования в ДОУ - формирование у детей представления о стране, в которой мы живем; чувства любви и гордости к своей Роди-

не. Организуемые в детском саду праздники, занятия, беседы, разучивание стихов формируют представления ребенка о мире и своей стране. Поэтому очень важно влияние воспитателей и учителей в данный период развития личности и формирования политической картины мира ребенка. Но как показывают результаты полученных данных, эти методы не вполне эффективны, так как патриотизм в среде российских детей очень низок (1-4% от общего числа опрошенных). И это связано не только с тем, как и в какой семье воспитан ребенок, но и с тем, в какой он пойдет сад (школу), а точнее, с каким педагогом он будет познавать мир, взрослеть, социализироваться, воспринимая себя и свою Родину. Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказывается особенно прочными и в полном смысле слова служит фундаментом дальнейшего развития личности. Все, что заложено в детстве, остается с человеком навсегда. В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования - это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Разработка и осуществление модернизации образования нуждаются в широком общенациональном общественном обсуждении, поскольку это затрагивает практически каждую российскую семью. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Шестопал Е.Б. Политическая социализация российских граждан в период трансформации. М., 2008.

2. Самаркина И.В. Публичная сфера в политической картине мира: структура, практики взаимодействия и векторы трансформации // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. Краснодар, 2010.

3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.

4. Шестопал Е.Б. Образы власти в России конца ХХ века. М., 2000.

5. Истон И., Деннис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. 2001.

6. Егорова М.С. [и др.] Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире / М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Чертков. СПб., 2001.

7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2009.

8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. М., 2008.

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. М., 2010.

10. Александрова ЕЮ. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Волгоград, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.