Научная статья на тему 'Представления о коллективном и индивидуальном в античных философских учениях'

Представления о коллективном и индивидуальном в античных философских учениях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
620
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА / THE COLLECTIVE / THE INDIVIDUAL / COLLECTIVISM / INDIVIDUALISM / ANCIENT GREEK PHILOSOPHY / ANCIENT ROMAN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подвойская Ия Вадимовна

С целью преодоления ограниченного толкования коллективистически и индивидуалистически ориентированных социально-философских концепций автором статьи была предложена более гибкая их классификация, что проиллюстрировано на примере анализа учений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTIONS ABOUT THE COLLECTIVE AND THE INDIVIDUAL IN ANTIQUE PHILOSOPHICAL DOCTRINES

With the aim of overcoming the limited interpretations of collectively-oriented and individualistically-oriented social-philosophical conceptions the author of the article offers their more flexible classification that is shown by the example of the analysis of the doctrines of the philosophers of Ancient Greece and Ancient Rome.

Текст научной работы на тему «Представления о коллективном и индивидуальном в античных философских учениях»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВНОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ В АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

Коллективное, индивидуальное, коллективизм, индивидуализм, древнегреческая философия, философия Древнего Рима.

В истории философской мысли объект нашего исследования — категории «коллективное» и «индивидуальное» — обозначался разными именами, получал многообразные толкования и теоретически оформлялся в зависимости от запросов эпохи, на воззрения философов влияли порой не только социально-политические и экономико-географические условия, но и даже бытовые обстоятельства и проблемы жизни. В данной работе под терминами «коллективное» и «индивидуальное» мы понимаем «взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Категории индивидуальное и коллективное указывают на взаимозависимость обособленного бытия людей и объединяющего их способа жизни» [Современный философский словарь, 1998, с. 334]. Также коллективное и индивидуальное мы рассматриваем, во-первых, как практику, принятый к исполнению принцип поведения людей и реальные коллективистские / индивидуалистские отношения в обществе, во-вторых, как теорию: социально-философские проекты, концепции, утопии, в центре которых находится либо принцип коллективизма, либо индивидуализма. Во многих источниках индивидуальное (индивидуализм) трактуется через однозначное противопоставление коллективному (коллективизм), что, конечно, с одной стороны, логично для относительных понятий, охватывающих противоположные явления. Например, в работах К. Поппера [Поппер, 1992], А.А. Ивина [Ивин, 1997], Ю.И. Семёнова [Семёнов, 1963] утверждается, что коллективизм противостоит индивидуализму, и определённые исторические этапы развития общества относятся ими к периодам господства либо только коллективистических теорий и практик, либо только индивидуалистических. Однако нам представляется более важным и актуальным исследование такой стороны их связи, как единство, совпадение, диалектическое отрицание и, далее, синтез данных противоположностей (как проблем, входящих в предмет такого исследования), так как интересы и важнейшие условия бытия общества и индивида не абсолютно взаимоисключающие, а необходимо взаимообусловливающие и существующие одновременно в одной и той же исторической плоскости. Следовательно, в реальной истории никогда не существовало абсолютно коллективистских и абсолютно индивидуалистских обществ и сообществ, но в социально-философских, религиозных и политических учениях такая абсолютизация являлась вполне нормальной.

В данной статье мы рассмотрим некоторые социально-философские концепции античного периода, которые можно условно разделить на типы: 1) с доминированием коллективистической ориентации; 2) с доминированием индивидуалистической ориентации; 3) концепции, цель которых — выявление «формулы» взаимодополнения коллективного и индивидуального, например, проявленного как «равновесие» социального контроля и свободы творчества. Как писал Б. Рассел, «каждое общество подвержено двум противоположным опасностям: с одной стороны, опас-

ности окостенения из-за слишком большой дисциплины и почтения к традиции, а с другой стороны, опасности разложения или подчинения иностранному завоеванию вследствие роста индивидуализма и личной независимости, которые делают невозможным сотрудничество» [Рассел, 2008, с. 21]. И, что естественно, «на протяжении всего длительного развития, от VII века до н. э. и до наших дней, философы делились на тех, кто стремился укрепить социальные узы, и на тех, кто хотел ослабить их» [Там же, с. 20].

При подготовке данной статьи мы поставили цель: найти, рассмотреть, классифицировать и попытаться истолковать социально-философские учения и проекты Древней Греции и Древнего Рима.

Древняя Греция. Одним из первых философов Древней Греции, кто поднял проблему общего блага и решил её с коллективистических позиций, являлся Демокрит (460—370 гг. до н. э.). По мнению Демокрита, «интересы государства должно ставить выше всего прочего и заботиться, чтобы оно хорошо управлялось; [чтобы содействовать этому], не следует применять силу против справедливости и для своей пользы применять насилие против общего блага. Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нем все заключается и, пока он сохраняется, все цело, а погибнет он, [с ним вместе] и все погибнет» [Демокрит в его фрагментах..., 1935, с. 236]. В его работах получили выражение идеи взаимной помощи, коллективного выживания при трудных экономических и политических обстоятельствах: «общая нужда тяжелее нужды отдельного человека. Ибо [в случае общей нужды] не остается [никакой] надежды на помощь» [Там же, 1935, с. 220].

Однако целостную, проработанную концепцию «государственного», «полисного» коллективизма разработал Платон (428 / 427—347 гг. до н. э.). По мнению исследователя античных утопий В.А. Гуторова (и мы с ним согласны), «строгая специализация сословий (именно в этом проявляется четвёртая добродетель — справедливость) и воспитание стражей — вот два краеугольных камня, на которых Платон воздвигает здание совершенного полиса» [Гуторов, 1989, с. 160]. Платон предъявляет требование (принцип соответствия способностей и должностей) быть мастером своего дела к каждому гражданину своего идеального государства: «...всякому другому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам: этим он будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха, если не упустит время» [Платон, 2005, с. 212]. Платон формулирует принцип всеобщего (коллективного) блага: «...мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливыми один из его слоёв населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом» [Там же, с. 260]. В этом видно сходство взглядов Платона и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.): Аристотель писал в «Политике», что «тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет» [Аристотель, 1983, с. 457]. И в «Никомаховой этике»: «...даже если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется всё-таки благо государства, достижение его и сохранение. Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государств» [Там же, с. 55]. Важно отметить, что Платон, наряду с характеристикой типов правления, даёт краткие психологические портреты граждан, типичные для того или иного государственного устройства: тимократия — «ти-мократический» человек, олигархия — «олигархический» человек, демократия — «демократический» человек, тирания — «тиранический» человек и тиран. Следова-

тельно, Платон ясно понимал зависимость возможностей самореализации человека от конкретных социально-политических условий его жизни, от соотношения коллективистских и индивидуалистических тенденций развития и функционирования общества. Но более явное выражение этой идеи мы видим в словах Аристотеля, что «следует иметь в виду не только наилучший вид государственного устройства, но и возможный при данных обстоятельствах (выделено нами. -И.П.), и такой, который всего легче может быть осуществлён во всех государствах» [Аристотель, 1983, с. 487].

Принцип общего (коллективного) блага Платон предложил осуществить наряду с принципом сознательного ограничения накопления и концентрации капитала (что, по Платону, связано с чрезмерной заботой об имуществе и теле) в руках любого сословия. Данная идея сформулирована в «Законах» Платона: «... в нашем государстве не должно быть золота, ни серебра, ни большой наживы путём ремёсел и ростовщичества, ни чрезмерно обширного скотоводства, но должны быть только доходы, доставляемые земледелием; да и из них лишь такие, получение которых не вынуждает пренебрегать тем, для чего и нужно имущество. Это — душа и тело... <...> Из трёх вещей, о которых заботится каждый человек, забота об имуществе по справедливости занимает лишь третье, то есть последнее, место, забота о теле — среднее, на первом же месте стоит забота о душе. И государственный строй, который мы сейчас разбираем, окажется правильно установленным только в том случае, если почёт будет распределён в нём именно так» [Платон, 1999, с. 195—196]. То есть Платон имел в виду, что коллективистская организация не только государственной жизни, но и быта (коллективная забота об имуществе и теле) является лишь средством для достижения основной цели — духовного самосовершенствования (забота о душе) индивида. Следовательно, нельзя согласиться с Карлом Поппером, что принципы платонизма противоречат основам гуманизма [Поппер, 1992, с. 132]. К. Поппер как сторонник индивидуалистических форм общественного устройства, очевидно, отождествляет гуманизм исключительно с индивидуализмом.

Что касается обстоятельств, в которых философам Древней Греции приходилось и предстояло воплощать свои проекты, то «когда политическая власть перешла в руки македонцев, греческие философы (что было вполне естественно) отошли от политики и посвятили себя в большей мере проблемам индивидуальной добродетели или спасения» [Рассел, 2008, с. 288], что наиболее ярко проявилось в философских воззрениях эпикурейцев и стоиков.

Этический индивидуализм в древнегреческой философии наиболее ярко представлен Эпикуром (342 / 341-271 / 270 до н. э.), который, «излагая подробно своё представление о правильной жизни (и это прежде всего жизни безопасной, защищённой), особенно советует ученикам укреплять отношения в семье, считая что нет ничего прекраснее, чем когда близкие родственники живут в согласии, а также превыше всего дорожить дружбой. В дружбе видит он вернейшее из прибежищ человека, и тем более в те горькие времена, когда выгода заменяет любовь, равнодушие вытесняет милосердие, а количество лицемеров и предателей заставляет содрогнуться даже самые стойкие души» [Гончарова, 1988, с. 254]. И не удивительно, что идеи Эпикура, философская и просветительская деятельность которого разворачивалась на фоне борьбы политических групп за власть после смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.), нашли отклик у его современников, переживавших все тяготы смутных времён. Поэтому индивидуализм Эпикура, на наш взгляд, можно охарактеризовать как «оборонительный», «охранительный», направленный на сохранение гуманистических отношений хотя бы в малой группе, при

осознании невозможности коренных социальных преобразований в этот исторический период. Поэтому нельзя не согласиться с Бертраном Расселом в том, что философия Эпикура была философией «болезненного человека, предназначенная для того, чтобы соответствовать миру, в котором рискованное счастье стало вряд ли возможным» [Рассел, 2008, с. 306].

Древний Рим. Проблема коллективного и индивидуального, коллективизма и индивидуализма нашла выражение и в философии поздних (римских) стоиков. Как отмечает В.В. Сапов, «переворот, совершённый стоиками в философии, можно назвать, если воспользоваться современным термином, "экзистенциальным": чем безразличнее становился стоический мудрец к окружающему миру (в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную...» [Сапов, 1995, с. 11].

Так Сенека, римский стоик (около 3 г. до н. э. — 65 г. н. э.), в своём трактате «О блаженной жизни» призывает учеников не поддаваться бездумному конформизму, что в нашей терминологии соотносится с деструктивным коллективизмом, и пишет: «...главное для нас - не уподобляться овцам, которые всегда бегут вслед за стадом, направляясь не туда, куда нужно, а туда, куда все идут. Нет на свете вещи, навлекающей на нас больше зол и бед, чем привычка сообразовываться с общественным мнением, почитая за лучшее то, что принимается большинством и чему мы больше видим примеров; мы живём не разумением, а подражанием» [Сенека Луций Анней, 2000, с. 13].

Другой римский стоик Эпиктет (около 60 — около 100 г. н. э.) в трактате «В чём наше благо?» предупреждает читателей, что не так-то просто стать человеком разумным и добродетельным, находясь в коллективе (как бы выразились в наши дни) антисоциального типа и даже покинув его: «...если ты перестал пьянствовать, играть в карты и распутничать, то, конечно, тебя перестанут любить те люди, которые занимаются такими делами. Выбирай же одно из двух: либо стать человеком разумным и добродетельным, либо слышать, как люди говорят о тебе» [Римские стоики, 1995, с. 210].

К стоикам относился и римский император Марк Аврелий Антонин (121— 180 гг. н. э.), и в полном согласии с социальным положением его социально-фило-софские взгляды разошлись с воззрениями Сенеки и Эпиктета. Марк Аврелий по-своему сформулировал принцип всеобщего блага: «...не приносящее пользы улью не принесёт пользы и пчеле» [Марк Аврелий Антонин, 1999, с. 218]. Он считал, что люди «созданы для совместной деятельности, как и ноги, руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу — противно природе: но досадовать на людей и чуждаться их и значит им противодействовать» [Марк Аврелий Антонин, 1999, с. 119]. «Люди рождены друг для друга. Поэтому или вразумляй, или же терпи» [Там же, с. 272]. Проблему соотношения коллективного и индивидуального он решает с позиций разумного эгоизма (конструктивного коллективизма): «Я сделал что-нибудь для общего блага? Следовательно, я принёс пользу самому себе. Никогда не расставайся с этой мыслью и не отказывайся от неё ни в каком положении» [Там же, с. 325].

Итак, из приведённых выше отрывков произведений древнегреческих и древнеримских мыслителей мы заключаем, что во всех концепциях, где разрабатывались проблемы личности и общества, общественного устройства, более отчётливо проявляются либо коллективистический вектор развития, либо индивидуалистический. Коллективистические тенденции ярче всего проявляются в работах Демокрита, Платона и Марка Аврелия. Аристотель, хотя и критикует утопию Платона, все же

выдвигает коллективное на первый план: «... человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчётно стремятся к совместному жительству. <...> к этому людей побуждает и сознание общей пользы, поскольку на долю каждого приходится участие в прекрасной жизни; это по преимуществу и является целью как для объединённой совокупности людей, так и для каждого человека в отдельности. Люди объединяются ради самой жизни, скрепляя государственное общение...» [Аристотель, 1983, с. 455]. Ориентированными на благо отдельной личности можно назвать концепции Эпикура и римских стоиков Сенеки и Эпиктета, в которых тенденции индивидуализации являлись закономерной реакцией на несовершенство отношений в обществе и в малых группах.

Таким образом, проанализировав идеи лишь некоторых из самых ярких представителей социально-философской мысли Древней Греции и Древнего Рима, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, на основе предложенной нами классификации: (1) коллективистская направленность, (2) индивидуалистская и (3) направленность на гармонизацию сосуществования первых двух — можно произвести сравнительный анализ социальных концепций философов, принадлежащих к различным культу!)ам и социальным слоям. Во-вторых, прав Б. Рассел, утверждавший, что существует прочная взаимосвязь между особенностями концепций философов и социальными и политическими условиями жизни данных философов. Так, тенденции к индивидуалистически ориентированному социально-философскому теоретизированию увеличиваются в периоды стагнации общества и потери власти теми социальными группами, интересы которых представлял тот или иной мыслитель. В-третьих, на том историческом этапе, который мы рассматриваем в данной статье, даже самые «концентрированные», «полярные» коллективистически (идеи Демокрита, отчасти концепция Платона) и индивидуалистически (Эпикур, Сенека) ориентированные концепции в целом несли в себе гуманистические устремления. В-четвёртых, уже тот небольшой круг философов, идеи которых послужили основой для данной статьи, даёт основание различать варианты коллективизма: «демократического» у Демокрита, больше интересующегося личными качествами индивида (разумность может проявлять и не получивший, к несчастью, образования), и «аристократического» у Платона, для которого большое значение имело именно социальное происхождение человека. В-пятых, практически во всех концепциях так или иначе обнаруживаются представления и о коллективном, и об индивидуальном, а у Аристотеля и Марка Аврелия появляются мысли о взаимной зависимости, диалектической взаимосвязи, взаимодействии и единстве данных противоположных свойств социальных отношений и человеческих устремлений. Что дает нам основание отнести категории «коллективное» и «индивидуальное» к числу универсальных понятий социальной философии.

Библиографический список

1. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Сочинения: в 4т.: пер. с древнегреч. /

общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.

2. Аристотель. Политика // Там же.

3. Гончарова Т.В. Эпикур. М.: Мол. гвардия, 1988. 303 с.

4. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во Ле-

нингр. ун-та, 1989. 288 с.

5. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / под ред. и с коммент.

B.К. Баммеля. М.: Государственное социально-экономическое издательство ОГИЗ, 1935. 382 с.

6. Ивин А.А. Введение в философию истории: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1997. 288 с.

7. Марк Аврелий Антонин. Наедине с собой. Размышления / пер. с греч., примеч.

C. М. Роговина. СПб.: Кристалл, 1999. 448 с.

8. Платон. Государство. СПб.: Наука, 2005. 572 с.

9. Платон. Законы : пер. с древнегреч. / общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Го-ди. М.: Мысль, 1999. 832 с.

10. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги : пер. с англ. / под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т. 1: Чары Платона. 448 с.

11. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: в 3 кн. Изд. 6-е. М.: Академический Проект; Деловая книга, 2008. 1008 с.

12. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / вступ. ст., сост., подгот. текста В.В. Сапова. М.: Республика, 1995. 463 с.

13. Сапов В.В. О стоиках и стоицизме // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.

14. Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск, 1963. 672 с.

15. Сенека Луций Анней. Философские трактаты / пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Бородай. СПб.: Алтейя, 2000. 400 с.

16. Современный философский словарь / под общей ред. д-ра филос. наук, проф. В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; М.; Минск: ПАНПРИНТ, 1998. 1064 с.

17. Философская энциклопедия / глав. ред. Ф.В. Константинов. М.: Советская Энциклопедия, 1962. Т. 2. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.