Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРОШЕЙ РЕЧИ И УСПЕШНОМ РИТОРЕ В РЕКЛАМЕ-ПРЕЗЕНТАЦИИ РИТОРИЧЕСКИХ КУРСОВ И ТРЕНИНГОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРОШЕЙ РЕЧИ И УСПЕШНОМ РИТОРЕ В РЕКЛАМЕ-ПРЕЗЕНТАЦИИ РИТОРИЧЕСКИХ КУРСОВ И ТРЕНИНГОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риторика / риторическая педагогика / хорошая речь / образ оратора / риторические курсы / rhetoric / rhetorical pedagogy / good speech / speaker's image / rhetorical courses

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ткаченко О. Ю.

Статья посвящена изучению представлений о хорошей речи и образе современного ритора в рекламе коммерческих курсов риторического мастерства, которые с наибольшей вероятностью найдет в сети заинтересованный в обучении человек. Доказывается, что характеристики хорошей речи и перечень необходимых для успешного оратора навыков, заявленные в анализируемых текстах, значительно и принципиально отличаются от признанных современной теоретической риторикой и риторической педагогикой. Авторы большинства презентаций курсов не воспринимают или намеренно не упоминают обучение изобретению, выстраиванию, словесному выражению мыслей как неотъемлемую часть освоения практической риторики, сосредоточиваясь на психологическом комфорте ритора, внешних эффектах при исполнении речи и общих обещаниях за короткий срок сделать речь любого клиента яркой и убедительной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ткаченко О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTIONS OF GOOD SPEECH AND THE SUCCESSFUL RHETORICIAN IN ADVERTISING PRESENTATION OF RHETORICAL COURSES AND TRAININGS

The article is dedicated to the study of ideas about good speech and the image of a modern rhetorician in advertisements for commercial courses in rhetorical skills, which are most likely to be found online by those interested in learning. It is argued that the characteristics of good speech and the list of skills required for a successful rhetorician, stated in the analysed texts, significantly and fundamentally differ from those recognized by modern theoretical rhetoric and rhetorical pedagogy. The authors of most course presentations do not perceive or intentionally do not mention training in inventing, constructing, verbal expression of thoughts as an integral part of mastering practical rhetoric, focusing on the psychological comfort of the rhetorician, external effects in the performance of a speech and general promises to make any customer speech bright and convincing in a short time.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРОШЕЙ РЕЧИ И УСПЕШНОМ РИТОРЕ В РЕКЛАМЕ-ПРЕЗЕНТАЦИИ РИТОРИЧЕСКИХ КУРСОВ И ТРЕНИНГОВ»

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ / RUSSIAN LANGUAGE. LANGUAGES OF THE PEOPLES OF _RUSSIA_

DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.2023.41.21

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРОШЕЙ РЕЧИ И УСПЕШНОМ РИТОРЕ В РЕКЛАМЕ-ПРЕЗЕНТАЦИИ

РИТОРИЧЕСКИХ КУРСОВ И ТРЕНИНГОВ

Научная статья

Ткаченко О.Ю.1' *

1 ORCID : 0009-0002-2002-3077;

1 Литературный институт имени А. М. Горького, Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (non_ho_paura[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена изучению представлений о хорошей речи и образе современного ритора в рекламе коммерческих курсов риторического мастерства, которые с наибольшей вероятностью найдет в сети заинтересованный в обучении человек. Доказывается, что характеристики хорошей речи и перечень необходимых для успешного оратора навыков, заявленные в анализируемых текстах, значительно и принципиально отличаются от признанных современной теоретической риторикой и риторической педагогикой. Авторы большинства презентаций курсов не воспринимают или намеренно не упоминают обучение изобретению, выстраиванию, словесному выражению мыслей как неотъемлемую часть освоения практической риторики, сосредоточиваясь на психологическом комфорте ритора, внешних эффектах при исполнении речи и общих обещаниях за короткий срок сделать речь любого клиента яркой и убедительной.

Ключевые слова: риторика, риторическая педагогика, хорошая речь, образ оратора, риторические курсы.

PERCEPTIONS OF GOOD SPEECH AND THE SUCCESSFUL RHETORICIAN IN ADVERTISING PRESENTATION OF RHETORICAL COURSES AND TRAININGS

Research article

Tkachenko O.Y.1' *

1 ORCID : 0009-0002-2002-3077;

1 Maxim Gorky Institute of Literature and Creative Writing, Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (non_ho_paura[at]mail.ru)

Abstract

The article is dedicated to the study of ideas about good speech and the image of a modern rhetorician in advertisements for commercial courses in rhetorical skills, which are most likely to be found online by those interested in learning. It is argued that the characteristics of good speech and the list of skills required for a successful rhetorician, stated in the analysed texts, significantly and fundamentally differ from those recognized by modern theoretical rhetoric and rhetorical pedagogy. The authors of most course presentations do not perceive or intentionally do not mention training in inventing, constructing, verbal expression of thoughts as an integral part of mastering practical rhetoric, focusing on the psychological comfort of the rhetorician, external effects in the performance of a speech and general promises to make any customer speech bright and convincing in a short time.

Keywords: rhetoric, rhetorical pedagogy, good speech, speaker's image, rhetorical courses.

Введение

Обучение риторике, история которого насчитывает более двух с половиной тысячелетий, всегда считалось процессом многоаспектным, сложным и продолжительным. У его истоков, в античности, преподавание риторики софистами мыслилось как вторая, элитарная, ступень образования, призванная не только развить практические навыки красноречия, но и углубить полученные в школе базовые знания по различным дисциплинам [5]. В современных школах и вузах риторика изучается параллельно с иными дисциплинами, однако предполагает регулярные переклички с ними и по-прежнему является курсом комплексным, многозадачным. Поскольку объект риторики, как в античной Греции, так и сейчас, - это речь в неразрывном единстве и принципиальной взаимообусловленности ее содержания и выражения («речемысль - логос» [9, С. 256]), обучение ритора обязательно включает последовательное освоение всех этапов риторического канона - «пути от мысли к слову»: изобретения мыслей (инвенции), их расположения (диспозиции), выражения (элокуции), запоминания (меморио) и собственно произнесения речи (акцио гипокризис) [6]. Этого плана в целом придерживаются современные авторитетнейшие учебные издания по риторике [4], [8], [10].

Однако риторика сегодня изучается не только в средней и высшей школе. В последнее десятилетие большую популярность приобрели частные риторические курсы и тренинги, количество которых на рынке образовательных услуг постоянно растет. Продолжительность таких курсов, обещающих своим ученикам овладение хорошей, эффективной речью, как правило, невелика и начинается от восьми учебных часов. Очевидно, что за столь короткое время освоить многоуровневую классическую риторическую программу невозможно. Цель данной работы - на основе текстов-презентаций частных риторических курсов и тренингов выяснить, что именно их авторы понимают под «хорошей речью» и какие этапы подготовки видят наиболее важными для современного ритора. Интерес именно к такому материалу связан с тем, что реклама наиболее успешных и востребованных риторических курсов, по нашему

предположению, должна отражать запрос аудитории, а значит, изучив ее, можно сделать выводы об актуальных, с точки зрения заинтересованных в совершенствовании своей речи людей, разделах риторики и составить обобщенный образ современного успешного ритора, на который ориентируются эти люди.

Методы и принципы исследования

Для исследования были взяты тексты с сайтов частных риторических курсов и тренингов. При отборе сайтов мы руководствовались результатами поиска в наиболее популярных у русских пользователей браузерах (Яндекс и Google) по запросам «риторические курсы», «риторический тренинг», «речевые курсы», «речевой тренинг», а также, с учетом поиска по ключевым словам, «курсы риторика», «тренинг риторика», «курсы хорошая речь», «тренинг хорошая речь». Объединив результаты поиска, мы выбрали тридцать наиболее просматриваемых сайтов (что количественно соответствует трем первым страницам поиска, за пределы которых большинство пользователей не выходит [3, С. 50]); именно эти ресурсы с наибольшей вероятностью увидит заинтересованный в обучении риторическому мастерству человек.

С выбранных сайтов мы взяли презентации курсов, как правило, расположенные на главной странице сайта. Основным критерием отбора текстов было упоминание в них предлагаемых к изучению тем и разделов, перечисление конкретных знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся. Из каждого текста мы выбрали характеристики хорошей речи и указания на значимые аспекты обучения риторическому мастерству, классифицировали их и сравнили с традиционными представлениями о хорошей речи, данными в авторитетных теоретических работах по риторике.

Основные результаты

Для начала ответим на вопрос, какую именно речь авторы интересующих нас текстов называют хорошей. При составлении материалов к «Словарю коммуникативных качеств речи» В. И. Аннушкин выделяет более 370 ее характеристик, большинство проанализированных презентаций риторических курсов обходятся пятью: яркая (19; здесь и далее в скобках мы указываем количество текстов-презентаций, в которых встречается упоминание той или иной риторической задачи или характеристики речи; повторы, как правило, множественные в рамках одного текста, при подсчете не учитываются), уверенная (11), убедительная (9), красивая (8), запоминающаяся (5). Только один текст выходит за пределы этого набора, добавляя еще три характеристики: интересная, живая и зажигательная.

Во всех выбранных текстах среди задач обучения названа работа с голосом, интонацией, дикцией (30), внимание к которым, вероятно, обусловлено тем, что многие риторические курсы функционируют при школах актерского мастерства: отрабатывать чистое произношение; развитие голоса и дикции; говорить чётко; постановка дыхания; развитие тембра и совершенствование дикции; сформировать бархатный тембр и сильный голос; развивать силу голоса; увлекать голосом и интонацией и др. В одной презентации и вовсе ставится знак равенства между «говорить хорошо» и «говорить четко, внятно, управлять своим голосом» [12].

Также все тексты содержат упоминания о психологическом комфорте оратора (30): выступления без стресса; устранить физические зажимы и волнение; победить страх сцены; снимать стресс перед выступлениями; уверенно выступать перед публикой; выступать спокойно и уверенно; преодолевать страх публичного выступления и др.

Ниже перечислим аспекты речевой подготовки, которые упоминаются как минимум в трети исследованных текстов.

Риторическое воздействие на аудиторию (27): влияние на аудиторию; работать с аудиторией; вовлекать аудиторию в диалог; управлять вниманием слушателей; завоевывать внимание аудитории; расположить к себе собеседника; удерживать внимание публики; привлечь внимание аудитории и удержать его и др. Отдельно отметим внимание к работе со сложной аудиторией (4) как навыку, совмещающему взаимодействие с аудиторией и обеспечение психологического комфорта говорящего: «всезнайки, говоруны и люди - «нет»: что делать с «трудными» участниками», «отвечать на неудобные вопросы» [13], «найти подход к проблемным участникам и провокаторам» [14], «справляться со шквалом «неудобных» вопросов» [15].

Аргументация и убеждение (17): убедить аудиторию; убеждать в своей точке зрения; аргументированно отвечать; аргументировать свою позицию; умение привести доводы; формировать убеждающие речи и др.

Невербальное риторическое поведение (10): изучать поведение, позы и жесты; контактировать глазами с залом; активно использовать жесты, техники жестикуляции; сопровождать речь правильными жестами и др.

Если сравнить выделенные группы риторических навыков и умений с этапами классического риторического канона, мы увидим, что авторы презентаций курсов сосредоточены на последнем из них - собственно процессе риторического выступления. В центре внимания оказываются психологический комфорт говорящего, его готовность к нештатным ситуациям (взаимодействию со сложной аудиторией) и внешние (не содержательные) характеристики риторического выступления (голос, интонация, жестикуляция и др.). Среди обязательных риторических умений также регулярно называются воздействие на аудиторию - логико-риторическое (аргументация) и собственно риторическое (привлечение и удержание внимания). Упоминание о содержании речи встретилось лишь дважды, причем в предельно общих формулировках (безупречное содержание, говорить практически на любую тему), о необходимости обучения расположению мыслей, композиционному выстраиванию речи напоминает только фраза «составляем план выступления». Элокуция в ее классическом понимании (как речевая орнаментальность, не расширяемая до любых средств вербального воздействия [7]) также представлена самыми общими словами и в немногих текстах (4): какие средства помогают сделать выступление ярким; сочный образный язык; отточенная форма подачи; красивая речь. Запоминание (в классическом понимании совмещенное с репетицией, отработкой) речи как этап подготовки риторического выступления вовсе не фигурирует в текстах.

Вместе с первыми тремя частями канона, общими для создания устных и письменных риторических произведений, из поля зрения авторов презентаций выпадает и письменная риторика как таковая. Если в традиционном понимании риторическая культура, бесспорно, совмещает умения говорить и писать [2, С. 26], то среди

проанализированных текстов только один говорит о возможности совершенствования письменной речи, да и то представляет его неким неожиданным и приятным бонусом к освоению «курса риторики»: «Кроме того, такие упражнения улучшают не только нашу устную речь, но и письменную!» [16]. Для сравнения: об актуальном формате риторического онлайн-выступления упоминают шесть текстов (научиться вести прямые эфиры и онлайн-совещания; удерживать внимание аудитории офлайн и онлайн, участвовать в онлайн-выступлениях и др.).

Наконец, бесспорным базовым требованием к риторическому выступлению является грамотность речи (мы понимаем ее широко, считая грамотностью намеренное отступление от норм при их уверенном знании), однако работу в этом направлении обещает только один текст, причем в конкретизированной формулировке «избавиться от слов-паразитов». Зато сами тексты-презентации риторических курсов изобилуют грамматическими, стилистическими, логическими и пунктуационными ошибками: «В мире есть люди не являющиеся хорошими рассказчиками и нет ни одного, кто не мечтал бы этому научиться» [17], «На курсы риторики и ораторского мастерства приходят в двух случаях. Первая категория людей, которым в силу своей профессии приходится долго и много говорить, а знаний и умений в технике красивой речи маловато, чтобы не сказать что нет совсем» [15], «вы узнаете, как диагностировать свой потенциал» [18], «занятия основываются на учете классических понятий и ценностей риторики» [19], «вы научитесь <...> уметь говорить практически на любую тему», «выступать на хорошем уровне энергетики, контактируя глазами с залом и активно используя жесты и интонации», «в курсе чередуются практические навыки и теоретические занятия», «нацелены избавиться от «каши во рту», слов-паразитов и других якобы мелочей, мешающих сделать речь стрелой, попадающей точно в цель» [13], «Весь курс состоит из восьми трехчасовых занятий, каждое из которых проходит один раз в неделю в тот день и время, которое выбрала группа при своём формировании. На буднях это обычно 19:00 - 22:00» [20] и т. д. Из проанализированных текстов только два не требуют редакторской и корректорской правки, а это менее 7%.

Обсуждение

Характеризуя русский риторический идеал, А. К. Михальская пишет, что «в русской культуре <...> ценится и считается прекрасной прежде всего такая речь, в которой сочетаются в гармоническом единстве

1) мысль, смысловая насыщенность, устремленность к истине;

2) этическая задача, нравственная устремленность к добру и правде;

3) красота, понятая не только как украшенность, красивость, а как целесообразность, функциональность, строгая гармония» [9, С. 7]. Авторы презентаций риторических курсов не работают ни с одной из этих категорий, сосредоточиваясь на внешней эффектности и эффективности речи (где последняя мыслится исключительно как однонаправленное воздействие на аудиторию, а не традиционное для русской риторической культуры субъект-субъектное взаимодействие с ней) и психологическом комфорте ритора. Содержание речи остается за скобками или подчеркнуто обесценивается (говорить практически на любую тему). Показательно, что, выделяя из текстов-презентаций определения хорошей речи, мы встретились с тем же набором ее характеристик: эффектная - яркая, красивая, запоминающаяся; эффективная - убедительная, комфортная для ритора - уверенная. Создается впечатление, что курсы готовят учащихся к выразительному и уверенному чтению написанной заранее и не ими речи, однако прямо об этом не говорится ни в одном из проанализированных текстов, продающих именно курсы «риторики», «ораторского мастерства» или «хорошей речи».

Мы отдаем себе отчет в том, что текст рекламы не равен программе курса, а его реальное содержание может отличаться от описанного на сайте, однако не можем игнорировать и того факта, что большинство курсов заявлены как авторские, персональные, а значит, автор-преподаватель курса, вероятно, или сам написал текст для сайта, или хотя бы прочел и одобрил его. Учитывая последнее замечание, серьезные опасения вызывает образ будущего успешного ритора, рисуемый его потенциальным наставником: образ человека, уверенного в том, что сможет «говорить практически на любую тему», стоит лишь «устранить физические зажимы и волнение» и научиться «управлять своим голосом». Как было сказано ранее, акценты, сделанные в рекламном тексте, отражают запрос целевой аудитории, что доказывается единодушием в расстановке этих акцентов в презентациях курсов. Однако если для потенциального учащегося простительно (и даже в некотором роде необходимо) надеяться, что он гарантированно сможет «говорить хорошо», если в принципе сможет заговорить (преодолеет страх), то со стороны авторов курсов чрезвычайное упрощение процесса риторической подготовки в описании своего образовательного продукта представляется или намеренным обманом, или показателем некомпетентности.

Заключение

«Риторика нужна всем и всегда, это те компетенции, без которых нормальная жизнь любого сообщества невозможна» [11, С. 181], - так завершает О. Б. Сиротинина статью, в которой выражает обеспокоенность исчезновением не так давно возродившейся учебной дисциплины «Риторика» из школьных и вузовских программ. Многочисленность и популярность частных риторических школ и студий доказывают, что запрос на владение риторическим мастерством в обществе велик. Однако результаты проведенного исследования заставляют усомниться в том, что все организаторы и преподаватели риторических курсов и тренингов верно представляют себе объем дисциплины, овладение которой обещают своим ученикам. И это наблюдение еще более остро ставит вопрос о необходимости общего, системного преподавания риторики, опирающегося не только на актуальный точечный запрос аудитории, но и на двадцатипятивековой опыт риторической педагогики.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Аннушкин В.И. Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции: учебное пособие / В.И. Аннушкин — Москва : Флинта, Наука, 2014. — 87 с.

2. Аннушкин В.И. Риторическая педагогика и педагогическая риторика в эпоху компьютерно-цифровых технологий . / В.И. Аннушкин // Педагогическая риторика и речеведение в цифровую эпоху: Материалы XXIV Международной научно-практической конференции, Москва, 11-12 февраля 2021 года ; — М.: Языки Народов Мира, 2021. — с. 23-28.

3. Ашманов И.С. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах / И.С. Ашманов — М.: Питер, 2011.

— 463 с.

4. Волков А.А. Курс русской риторики: учебное пособие / А.А. Волков — М.: Русская панорама : Кафедра, 2013.

— 414 с.

5. Вольф М.Н. Софистическое образование. / М.Н. Вольф // ЕХОЛН (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. — 2018. — 12, № 1. — с. 287-296.

6. Копнина Г.А. Риторический канон . / Г.А. Копнина // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): Словарь-справочник. Электронное издание ; под ред. А. П. Сковородникова — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. — с. 558-559.

7. Копнина Г.А. Риторический канон в свете современной лингвистики. / Г.А. Копнина, А.П. Сковородников // Риторика. Лингвистика. — 2016. — № 12. — с. 37-47.

8. Михальская А.К. Риторика: учебник / А.К. Михальская — М.: ИНФРА-М, 2019. — 478 с.

9. Михальская А.К. Сравнительно-историческая риторика: учебное пособие / А.К. Михальская — М.: Форум, ИНФРА-М, 2013. — 318 с.

10. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учебное пособие / Ю.В. Рождественский — М.: ФЛИНТА, Наука, 2015. — 536 с.

11. Сиротинина О.Б. Нужна ли современной России риторика? . / О.Б. Сиротинина // Медиариторика и современная культура общения: наука-практика-обучение: Сборник статей XXII Международной научной конференции, Москва, 30 января 2019 года ; под ред. В. И. Аннушкина — М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2019. — с. 177-181.

12. Современная риторика : [сайт]. — URL: https://4brain.ru/lnd/?cb=ritorika&amp&amp&amp (дата обращения: 25.03.2023).

13. Специалист.ги: Ораторское мастерство: [сайт]. — URL: https://www.specialist.ru/course/isor?utm_source (дата обращения: 25.03.2023).

14. Mosraw Business Stool: Школа ораторского мастерства. Новая риторика: [сайт]. — URL: https://mbschool.ru/seminars/221850 (дата обращения: 25.03.2023).

15. Театральная школа «Бенефис»: обучение ораторскому мастерству. Что такое риторика: [сайт]. — URL: https://www.teatr-benefis.ru/staty/ (дата обращения: 25.03.2023).

16. Курсы ораторского искусства и риторики. Проведение тренингов по ораторскому мастерству: [сайт]. — URL: https://www.ritorika-msk.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).

17. «Академия риторис» тренинг-центр риторики и ораторского искусства: [сайт]. — URL: https://ritoris.ru/oratorskoe-iskusstvo/ (дата обращения: 25.03.2023).

18. Русская школа управления : Онлайн-курс «Ораторское мастерство»: [сайт]. — URL: https://uprav.ru/effectivnost-liderstvo/kursy-oratorskogo-masterstva-online/ (дата обращения: 25.03.2023).

19. Stepik: Риторика: [сайт]. — URL: https://stepik.org/course/4594/promo (дата обращения: 25.03.2023).

20. Аргументъ. Современная студия классической риторики : [сайт]. — URL: https://www.argument-studio.ru/iskusstvo-spora (дата обращения: 25.03.2023).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Annushkin V.I. Kommunikativny'e katestva гесЫ v russkoj filologrcheskoj tradirii: utebnoe posobie [Commun^t^e Qualities of Speet in the Russian Philolog^a! Tradition: textbook] / V.I. Annushkin — Moskva : Flinta, Nauka, 2014. — 87 p. [in Russian]

2. Annushkin V.I. Ritoricheskaya pedagogika i pedagogiteskaya ritorika v e'poxu komp'yuterno-rifrovy'x texnologij [Rhetor^a! Pedagogy and Pedagogkal Rhetor^ in the Era of Computer and Digital Tetralogies]. / V.I. Annushkin // Pedagogkal Rhetor^ and Speet Produrtion in the Digital Age: Proceedings of the XXIV International Saen^fe and Predial Confererae, Mosraw, February 11-12, 2021; — M.: Yazy'ki Narodov Mira, 2021. — p. 23-28. [in Russian]

3. Ashmanov I.S. Optimizariya i prodvizhenie sajtov v poiskovy'x sistemax [Optimization and Promotion of Websites in Search Engines] / I.S. Ashmanov — M.: Piter, 2011. — 463 p. [in Russian]

4. Volkov A.A. Kurs russkoj ritoriki: uchebnoe posobie [The Course of Russian Rhetoric: textbook] / A.A. Volkov — M.: Russkaya panorama : Kafedra, 2013. — 414 p. [in Russian]

5. Vol'f M.N. Sofisticheskoe obrazovanie [The Sophistic Education]. / M.N. Vol'f // EXOAH (Schole). Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya tradiciya [Ancient Philosophy and the Classical Tradition]. — 2018. — 12, № 1. — p. 287296. [in Russian]

6. Kopnina G.A. Ritoricheskij kanon [The Rhetorical Canon]. / G.A. Kopnina // Effective Speech Communication (Basic Competencies): Reference Dictionary. Electronic edition Reference Dictionary; edited by A. P. Skovorodnikova — Krasnoyarsk : Sibirskij federal'ny'j universitet, 2014. — p. 558-559. [in Russian]

7. Kopnina G.A. Ritoricheskij kanon v svete sovremennoj lingvistiki [Rhetorical Canon in the Light of Modern Linguistics]. / G.A. Kopnina, A.P. Skovorodnikov // Ritorika. Lingvistika [Rhetoric. Linguistics]. — 2016. — № 12. — p. 3747. [in Russian]

8. Mixal'skaya A.K. Ritorika: uchebnik [Rhetoric: textbook] / A.K. Mixal'skaya — M.: INFRA-M, 2019. — 478 p. [in Russian]

9. Mixal'skaya A.K. Sravnitel'no-istoricheskaya ritorika: uchebnoe posobie [Comparative Historical Rhetoric: textbook] / A.K. Mixal'skaya — M.: Forum, INFRA-M, 2013. — 318 p. [in Russian]

10. Rozhdestvenskij Yu.V. Teoriya ritoriki: uchebnoe posobie [Theory of Rhetoric: textbook] / Yu.V. Rozhdestvenskij — M.: FLINTA, Nauka, 2015. — 536 p. [in Russian]

11. Sirotinina O.B. Nuzhna li sovremennoj Rossii ritorika? [Does Modern Russia Need Rhetoric?]. / O.B. Sirotinina // Media Rhetoric and Modern Communication Culture: Science-Practice-Training: Collection of articles of the XXII International Scientific Conference, Moscow, January 30, 2019; edited by V. I. Annushkina — M.: Gosudarstvenny'j institut russkogo yazy'ka im. A. S. Pushkina, 2019. — p. 177-181. [in Russian]

12. Sovremennaya ritorika [Modern rhetoric] : [website]. — URL: https://4brain.ru/lnd/?cb=ritorika&amp&amp&amp (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

13. Specialist.ru : Oratorskoe masterstvo [Specialist.ru: Oratorical skills]: [website]. — URL: https://www.specialist.ru/course/isor?utm_source (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

14. Moscow Business School: Shkola oratorskogo masterstva. Novaya ritorika [Moscow Business School: School of public speaking. New rhetoric]: [website]. — URL: https://mbschool.ru/seminars/221850 (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

15. Teatral'naya shkola «Benefis»: obuchenie oratorskomu masterstvu. Chto takoe ritorika [Theater school "Benefit" : teaching public speaking skills. What is rhetoric]: [website]. — URL: https://www.teatr-benefis.ru/staty / (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

16. Kursy oratorskogo iskusstva i ritoriki. Provedenie treningov po oratorskomu masterstvu [Courses of public speaking and rhetoric. Conducting public speaking trainings]: [website]. — URL: https://www.ritorika-msk.ru / (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

17. «Akademiya ritoris» trening-centr ritoriki i oratorskogo iskusstva ["Academy of Rhetoric" training center for rhetoric and oratory]: [website]. — URL: https://www.ritorika-msk.ru / (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

18. Russkaya shkola upravleniya : Onlajn-kurs «Oratorskoe masterstvo» [Russian School of Management : Online course "Oratorical skills"]: [website]. — URL: https://uprav.ru/effectivnost-liderstvo/kursy-oratorskogo-masterstva-online / (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

19. Stepik: Ritorika [Stepik: Rhetoric]: [website]. — URL: https://stepik.org/course/4594/promo (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

20. Argument. Sovremennaya studiya klassicheskoj ritoriki [Argument. Modern studio of classical rhetoric] : [website]. — URL: https://www.argument-studio.ru/iskusstvo-spora (accessed: 03/25/2023). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.