Научная статья на тему 'Представления о душе в японской и русской лингвокультурах'

Представления о душе в японской и русской лингвокультурах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1098
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / КОКОРО / ТАМА / РУССКАЯ ДУША / ЯПОНСКАЯ ДУША / CONCEPT / LINGVOCULTURE / KOKORO / TAMA / JAPANESE / RUSSIAN SOUL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Татарская Дарья Александровна

Статья посвящена сопоставлению разницы представлений японцев и русских о «душе». В статье затрагиваются вопросы места данного концепта в общей системе ценностей японского и русского народа, а также приводится ряд аргументов в пользу имеющихся схожих представлений о душе у японцев и русских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Idea of the Soul in the Japanese and Russian Lingvocultures

The article is devoted to the comparison of Japanese and Russian idea of soul. It touches upon the subject of the place of this concept in the system of values of Japanese and Russian. The author gives a number of arguments for the fact that there is some similarity between Japanese and Russian views on the soul.

Текст научной работы на тему «Представления о душе в японской и русской лингвокультурах»

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

Представления о душе в японской и русской лингвокультурах

Д.А. Татарская

Статья посвящена сопоставлению разницы представлений японцев и русских о «душе». В статье затрагиваются вопросы места данного концепта в общей системе ценностей японского и русского народа, а также приводится ряд аргументов в пользу имеющихся схожих представлений о душе у японцев и русских.

Этими строками начинается знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд». Действительно, попытки Запада понять Восток и Востока понять Запад нередко терпят полный крах и провал, ибо человек Запада и человек Востока слеплены совершенно из «разного теста» и замешаны на разных ингредиентах. Борис Пильняк в своей известной работе «Корни японского солнца»писал: «Человек Запада засасывается Востоком, деформируется, заболевает болезнью, имя которой «фебрис ориентис», — и все же выкидывается впоследствии Востоком»1.

Но интерес к Востоку велик. В нашей стране на данный момент переживается очередной бум интереса к японской культуре. Такой же бум переживался нашей страной на рубеже Х1Х-ХХ вв. Этот культурный винегрет, когда русские девушки поголовно хотят быть похожими на героев анимэ, а по соседству с традиционными русскими блинами мы видим японские суши (суси), о пределенно имеет свои позитивные воздействия. Русская культура, вглядываясь в столь далекую от нее и экзотичную японскую культуру, как бы заново переоценивает, пере-осознает себя на рубеже веков.

Одним из ключевых понятий, олицетворяющих русскую культуру, является понятие «Душа». Миф о «загадочной русской душе»

давно известен на Западе. Как ни странно, в Японии о загадке русской души не говорят. В Японии есть свое понятие - «кокоро», олицетворяющее, одновременно «ум, сердце, душу, сознание». И именно через понятие «душа» две эти великие и загадочные культуры, возможно, смогут найти точки соприкосновения. Древние архаические понятия о душе у многих народов являются схожими2. Японская и русская культура в этом не исключение. Славяне часто олицетворяли душу в виде огня, звезды, дыма, молнии, ветра, птицы и летающих насекомых3.

У японцев есть понятие тама, которое существовало уже в VIII в., и происходит оно от древнего тама-си-хи - «дух/в виде/шара»4. Считалось, что души покойников могут появляться из могилы в виде голубоватых огней, шаров фосфоресцирующего огня, которые передвигаются в воздухе. У славян также имелись подобные представления. «Однокоренные слова «дух» и «душа», судя по данным славянских языков, были известны славянам еще в праславянский период, с древнерусским словом «душа» были связаны верования язычников. Слово «дух», по данным словарей, появляется в древнерусском языке с XI в. С этого времени формирование семантики данных лексем в русском языке происходит под влиянием христианского вероучения»5.

Помимо тама еще одним из понятий, обозначающих духовные воззрения японцев, является понятие «кокоро» (сердце, душа).

Татарская Дарья Александровна - аспирант кафедры философии МГИМО(У) МИД России. E-mail: lerelin@lerelin.ru

■ Свежий взгляд

Е.С. Бакшеев пишет: «Исконно японское слово «кокоро» имеет параллели в алтайских (корейском, тунгусо-маньчжурских и тюркских) языках, и изначально обозначало часть тела: сердце (в биологическом смысле), грудь»6. Начиная с VIII в. данное понятие начинает утрачивать физические характеристики и приобретать психологические и эмоциональные. «Кокоро», записываясь разными иероглифами, могло иметь значения: сердце, душа; намерение, желание, воля; мысли. Данное положение находится свое прямое отражение и в русской лингвокультуре, где сердце рассматривается как орган чувств и познания Бога. В японской культурной традиции душа-сердце кокоро является органом познания мира. Позднее кокоро, под влиянием китайской традиции, развилось в важнейшую категорию японской эстетики.

Так архаические представления о душе как о некой бестелесной субстанции, сходные по своей природе у многих народов, трансформировались в национальные универсальные суперконцепты, вобравшие в себя и архаические, и религиозные, и философские воззрения народов. Здесь между японскими и русскими концептами, выражающими понятие «душа» возникают некоторые различия. Поскольку, если на развитие представлений японцев о душе сильное влияние оказала китайская традиция (даосизм, дзен-буддизм, буддизм), то концептуализация данного понятия в сознании русского человека во многом обусловлена христианской традицией и мировоззрением. Если в русской языковой картине мира понятие «душа» занимает центральное место в представлениях об устройстве человека, то в японской традиции оно превратилось скорее в эстетическую и морально-нравственную категорию.

«Кокоро есть точка соприкосновения с Небом, именно через кокоро Небо выражает себя и вещь соприкасается с другой (каждая вещь обладает своим кокоро), оно - знак всеобщности, единства мира. (Говоря словами Кавабата,

----------- Ключевые слова -------------------

Концепт, лингвокультура, кокоро, тама, русская душа,

японская душа.

«если у Вселенной одно сердце, значит, каждое сердце - Вселенная»)». Понятие кокоро стало неотъемлемой составляющей японского искусства. В поэзии кокоро выражает сокровенную суть произведения. Японцы говорят: «Тядо ва ниппон но кокоро»7- «Путь чая - душа Японии». «Сердце Японии» - это цветение горной сакуры, благоухающей при восходе солнца», - возвещает танка Мотоори Норинага8. Именно Красота очищает человеческое сердце, душу и сознание - считают японцы. Все традиционные искусства Пути: путь чая, путь каратэ, путь икэбана, путь каллиграфии и т.д. делают сердце человека Прекрасным. В русской традиции к очищению души и сердца ведет покаяние (нравственное очищение), о котором японцы не знают.

Как бы не были далеки друг от друга наши культурные традиции, несомненно, есть что-то общее между душой японца и русского. Недаром из всех литературных произведений, которые хлынули в Японию после реставрации Мейдзи, японцы в первую очередь восприняли именно русскую литературу. В том числе данное положение было отмечено на прошедшем недавно российско-японском форуме «Точки соприкосновения: Технологии. Бизнес. Культура» ректором Токийского государственного института иностранных языков, русистом, переводчиком Достоевского, профессором Икуо Камэяма: «Считаю, что «русская душа» и «японская душа» дополняют друг друга. Существует что-то общее между россиянами и японцами, что помогает находить нам общий язык в самых различных сферах взаимодействия»9.

Tatarskaya D.A. Idea of the Soul in the Japanese and Russian Lingvocultures.

Summary: The article is devoted to the comparison of Japanese and Russian idea of soul. It touches upon the subject of the place of this concept in the system of values of Japanese and Russian. The author gives a number of arguments for the fact that there is some similarity between Japanese and Russian views on the soul.

------------- Keywords -------------

Concept , lingvoculture, kokoro, tama, Japanese, Russian

soul.

Примечания

1. Борис Пильняк. Корни японского солнца. Дани Савелли. Борис Пильняк в Японии: 1926. М.: Три квадрата, 2004. С. 17

2. Силантьева М.В. Пространственно-временной континуум в синхронных контекстах современных (художественных) практик: возвращение архаики? / Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике. V Овсянниковская международная эстетическая конференция. 27-28 ноября 2012. Философский факультет МГУ, кафедра эстетики. М., 2012.

3. Афанасьев А.И. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М., 1995.Т.3. С. 100-111.

4. Бакшеев Е.С. У японца есть три души. Электронный ресурс: http://www.ru-jp.org/baksheev04.htm (дата обращения: 30.04.2012).

5. Петрухина Е.В. Закономерности изменений в русской языковой картине мира: представления о духе и душе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 3. С. 15.

6. Бакшеев Е.С. У японца есть три души. Электронный ресурс: http://www.ru-jp.org/baksheev04.htm (дата обращения: 30.04.2013).

7. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979. С. 218.

8. Там же. С. 218. Если спросишь:/ В чем душа/Островов Японии?/ В аромате горных вишен/ На заре.

9. Российская газета http://www.rg.ru/2013/02/28/kommentarii-site.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.