Научная статья на тему 'Представления младших подростков о проявлениях насилия в образовательной среде'

Представления младших подростков о проявлениях насилия в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / НАСИЛИЕ / ТРАВЛЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ / АГРЕССОР / ЖЕРТВА / ВРАГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максименкова Л.И.

Статья посвящена анализу социально-психологической проблемы буллинга среди подростков. Представлены результаты исследования, направленного на выявление представлений подростков о буллинге, степени его распространения в среде подростков, собственном опыте участия в буллинге, а также отношения младших подростков к участникам буллинга и отдельным видам школьного насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления младших подростков о проявлениях насилия в образовательной среде»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.07

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Псковской области в рамках научного проекта № 15 - 16 - 60004.

Максименкова Л.И.

к. психол. н., доцент, Псковский государственный университет

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ О ПРОЯВЛЕНИЯХ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена анализу социально-психологической проблемы буллинга среди подростков. Представлены результаты исследования, направленного на выявление представлений подростков о буллинге, степени его распространения в среде подростков, собственном опыте участия в буллинге, а также отношения младших подростков к участникам буллинга и отдельным видам школьного насилия.

Ключевые слова: буллинг, насилие, травля, психологическая безопасность, подростки, физический и психологический буллинг, агрессор, жертва, враг.

Вопросы психологии насилия активно исследуются в последние два десятилетия как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке, в том числе и проблемы насилия в образовательной среде. Проблема насилия в образовательной среде в последнее время стала международным социально-психологическим явлением, которое включает в себя развернутый спектр социальных, психологических и педагогических аспектов.

Проявления буллинга достаточно разнообразны и, с точки зрения степени выраженности реализуемой в них жестокости, варьируют в широких пределах [4]. Вне зависимости от формы проявления школьной травли преследователь утверждается за счет жертвы, подавляя ее физически и психологически, получая удовлетворение от превосходства над более слабым, зависимым сверстником [3].

В результате длительного преследования, постоянных унижений, морального подавления жертва школьного буллинга не чувствует себя в безопасности в рамках образовательной среды [2].

Под психологической безопасностью образовательной среды понимают такое ее состояние, в котором отсутствуют проявления психологического насилия во взаимодействии и которое способствует удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивая психическое здоровье, включенных в нее участников [5].

Нарушение психологической безопасности в образовательной среде приводит к деформациям личностного развития, трудностям раскрытия личностного потенциала и социализации школьников.

На наш взгляд, представляет особый интерес анализ восприятия буллинга его участниками, отношение к насилию в образовательной среде как преследователя, так и его жертвы, представление о содержании понятия «школьная травля» различными категориями его участников.

В рамках работы над научным проектом на тему «Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде: профилактика проявлений буллинга с учетом половозрастных особенностей его участников» был проведен, в частности, сравнительный анализ представлений мальчиков и девочек-младших подростков о буллинге в образовательной среде, в результате которого был выявлен ряд статистически достоверных различий.

Для изучения представлений младших подростков о себе, ближайшем микросоциальном окружении и проявлениях насилия в образовательной среде был использован Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда.

Для выбора цветовых ассоциаций подросткам предлагался следующий ряд понятий: мама, школа, класс, учитель, Я, травля, жертва, агрессор, друг, враг, драка, оскорбление, сплетня, сила, слабость, радость, злость, обида, страх, боль.

Данные понятия можно условно разделить на следующие блоки:

1. Понятия, позволяющие выявить представление подростков о себе и ближайшем микросоциальном окружении: мама, школа, класс, учитель, Я.

2. Понятия, позволяющие выявить представление подростков о школьном насилии, его участниках и видах школьной травли: травля, жертва, агрессор, друг, враг, драка, оскорбление, сплетня.

3. Понятия, позволяющие выявить представление подростков о чувствах и переживаниях, которые могут возникать у участников буллинга, в первую очередь у его жертвы: сила, слабость, радость, злость, обида, страх, боль.

В первую очередь, особый интерес, на наш взгляд, представляют цветовые ассоциации младших подростков со школьным насилием вообще, отдельными вариантами его проявления, а также участниками школьной травли.

Анализ полученных результатов показал следующее.

1. Понятие «травля». Анализ эмпирических данных позволяет констатировать крайне негативное эмоционально-личностное восприятие данного явления большинством (более 70% выборки) младших подростков: понятие «травля» ассоциируется у них с различными вариантами сочетаний черного, серого или коричневого цветов.

В частности, значительное число респондентов (35,7% выборки) выбирают сочетание черного и серого цветов, что выявляет негативно-протестную реакцию младших подростков по отношению к травле, насилию. Понятие «травля» ассоциируются у них с такими негативными переживаниями, как эмоциональный дискомфорт, тревога, напряженность, стресс.

Выбор сочетания (12,1 % испытуемых) черного и коричневого цветов также свидетельствует о неприятии травли, протестном, непримиримом отношении к насилию, переживании негативных эмоций, страхе перед насилием.

Для 18,9% младших подростков понятие «травля» субъективно ассоциируется с черным цветом, черным в сочетании с черным или синим цветом. Подобные ассоциации демонстрируют ярко выраженный внутренний протест против насилия в целом, которое нарушает эмоционально-личностную комфортность, препятствует самореализации, блокирует удовлетворение базовых психологических потребностей.

В целом, младшие подростки демонстрируют адекватное восприятие насилия, травли, как явления, провоцирующего истощение физических и эмоционально-личностных ресурсов.

При этом незначительное число испытуемых-подростков (4,6%) в качестве ассоциации к понятию «травля» выбирают различные варианты сочетания с красным, желтым или фиолетовым цветом. Такой выбор обнаруживает стеничность, активность, уверенность, ориентацию на достижение цели и доминирование. Как представляется, это может свидетельствовать о двух установках: либо о ярко выраженной уверенности в своей способности противостоять насилию, физической и психологической самодостаточности; либо о демонстрации собственной доминирующей позиции в ситуации травли, ассоциировании себя с агрессором. По нашему мнению, отмеченные установки могут и совмещаться. Данные подростки могут представлять собой своеобразную «группу риска» как потенциально склонные к отклоняющимся формам поведения, в том числе к проявлениям насилия по отношению к сверстникам.

2. Понятие «жертва». Достаточное число выборки (около 40%) обнаруживает негативное эмоционально-личностное отношение к понятию «жертва» и, как представляется,

положению жертвы насилия: данное понятие ассоциируется у младших подростков с черным, коричневым и серым цветами.

Выбор младшими подростками (22,4% выборки) сочетания черного и серого цветов обнаруживает негативно-протестное отношение, активное неприятие положения жертвы насилия. Позиция жертвы травли ассоциируется с яркими негативными переживаниями: эмоциональный дискомфорт, тревога, напряженность, стресс.

9,8% респондентов выбирают сочетание черного и коричневого цветов, что выявляет эмоциональный дискомфорт, напряжение, тревожно-депрессивное восприятие данного явления, страх перед реальностью и перспективой оказаться в качестве жертвы, дезориентировку и беспомощность.

Представляет интерес выбор ряда подростков (6,9% выборки) сочетания зеленого и синего цветов. Данный выбор не выявляет негативных эмоций, страха, а свидетельствует о спокойном, рациональном восприятии реальности, достаточной уверенности в себе, своих силах, возможности противостоять неблагоприятной ситуации.

8,1% младших подростков выбирают различные сочетания с красным, желтым, фиолетовым цветами, что демонстрирует отсутствие тревоги, страха, беспомощности. Напротив, данные подростки склонны к доминированию, чувствуют себя уверенно и спокойно; они не ассоциируют себя с жертвой насилия, травли даже гипотетически.

3. Понятие «агрессор». Для значительного числа младших подростков (около 50% выборки) понятие «агрессор» ассоциируется с черным, коричневым и серым цветами, что свидетельствует о негативном эмоционально-личностном отношении к данному явлению и позиции агрессора.

Отмечается ряд сочетаний цветов с черным, серым или коричневым, наиболее часто встречаются следующие:

- сочетание черного с серым цветом (25,9% младших подростков);

- сочетание черного и коричневого цветов (16,7% выборки).

Указанные сочетания цветов свидетельствуют о негативно окрашенных эмоциональных реакциях — неуверенности, страхе, напряжении, беспомощности, тревоге, бессилии, растерянности — по отношению к агрессору.

При этом были отмечены отдельные случаи выбора сочетаний с красным, желтым или фиолетовым цветом как ассоциации с понятием «агрессор» (4,0% выборки). Данный выбор указывает на отсутствие негативного эмоционально-личностного отношения к позиции агрессора и выявляет уверенность, раскрепощенность, лидерские тенденции у подростков. Такое отношение к позиции агрессора может свидетельствовать о том, что подросток идентифицирует себя с данной позицией, в ситуации травли сам выступает в качестве агрессора.

4. Понятие «друг». Довольно значительное число младших подростков (порядка 50%) демонстрируют в целом позитивное эмоционально-личностное отношение к данному понятию, выбирая различные варианты сочетаний с красны, желтым, фиолетовым, зеленым цветами.

Наиболее часто встречаемый выбор — сочетание желтого и красного цветов (21,3% респондентов). Данные подростки ориентированы на общение со сверстниками, для них высокозначимо признание со стороны окружающих, принятие группой сверстников. Они чувствуют себя уверенно, комфортно, свободно в ситуации общения, хотят производить хорошее впечатление и готовы соответствовать ожиданиям сверстников, несмотря на наличие тенденции к доминированию.

Выбор младшими подростками сочетаний желтого и зеленого (10,3%), желтого и синего (5,2%) цветов также выявляет потребность нравиться сверстникам, быть включенными в общение с ними. Подростки чувствительны к оценкам сверстников, их эмоциональному состоянию, ждут от них признания, понимания и поддержки.

6,3% подростков выбирают сочетание фиолетового и красного цветов: они также ожидают признания со стороны сверстников, и тем самым проявляют зависимость от их оценок и отношения. Однако, довольно избирательны в выборе круга общения, отдавая предпочтение тем сверстникам, которые проявляют терпимость по отношению к ним, поддерживают их высокий уровень притязаний.

Ряд младших подростков обнаруживает иные ожидания и установки на общение со сверстниками:

- так, сочетание зеленого и синего цветов (8,0%) свидетельствует о тенденции к независимости в общении, потребности в самовыражении, отстаивании собственной позиции, готовности к противодействию внешнему давлению;

- сочетание красного и зеленого цветов (5,2%) выявляет потребность младших подростков в лидерской, престижной позиции во взаимоотношениях со сверстниками; такие подростки готовы к конкурентной борьбе, соперничеству, активному противодействию обстоятельствам, блокирующим реализацию их потребности в доминировании; они уверены в себе, готовы рисковать, непосредственны и свободны в своих эмоциональных реакциях, могут проявлять вспыльчивость в ситуации конфликта;

- сочетание фиолетового и зеленого цветов (5,2%) обнаруживает высокую чувствительность младших подростков к оценкам и мнению сверстников, неудовлетворенную потребность в признании своего авторитета сверстниками; такие подростки недоверчивы, подозрительны, обидчивы, что, безусловно, создает трудности, напряженность во взаимоотношениях: общение лишено легкости и непосредственности;

- различные варианты сочетаний с серым, коричневым и черным цветами (порядка 10% выборки) указывают на негативное эмоционально-личностное отношение младших подростков к понятию «друг», тревожно-депрессивные переживания, напряженность. Вероятно, это объясняется страхом перед общением со сверстниками, связанным с позицией изгоя, изолированностью, несформированностью коммуникативных навыков.

5. Понятие «враг». Преобладающая часть младших подростков (порядка 80% выборки) демонстрирует ярко выраженное негативное эмоционально-личностное отношение к понятию «враг», о чем свидетельствует выбор различных сочетаний с черным, серым или коричневым цветом.

Наиболее часто (33,4% выборки) встречается сочетание черного и серого цветов, а также черного и коричневого цвета (21,8% выборки). Кроме того, 6,3% респондентов ассоциируют понятие «враг» с чисто черным цветом

Таким образом, как и понятие «агрессор», понятие «враг» вызывает у младших подростков ассоциации с яркими негативными переживаниями, такими как: напряженность, тревога, чувство беспомощности, растерянность, бессилие, неуверенность в себе и возможности противостоять внешним воздействиям, страх перед возможной опасностью. Подобные эмоциональные реакции являются следствием фрустрации потребности в безопасности будь то в реальности, либо в виртуальном плане (представление образа гипотетического врага, размышления на тему вражды и т.п.)

Выбор сочетания (6,9%) черного и синего цветов указывает на тенденцию к активному неприятию гипотетического врага, протестному отношению к ситуации вражды, тревогу вследствие блокирования потребности в безопасности. Однако, на поведенческом уровне отмеченная тенденция может проявляться в неярком виде из-за достаточно выраженной способности к контролю свих эмоциональных состояний.

Ряд младших подростков (5,2%) останавливает свой выбор на сочетании черного и красного цветов, что обнаруживает тенденцию к спонтанным аффективным вспышкам в ситуации опасности перед потенциальным врагом, склонность к деструктивным формам поведения и высокую готовность к ответной агрессии.

Следует отметить, что незначительная часть младших подростков (3,5%) выбирают различные варианты сочетаний с красным, желтым или фиолетовым цветом. Подобный выбор может свидетельствовать, на наш взгляд, о проявлении защитных механизмов личности, вытеснении образа возможного врага, нежелании фиксироваться на представлении врага.

6. Понятие «драка». Анализ полученных эмпирических данных позволяет констатировать преобладание негативного эмоционально-личностного отношения младших подростков к понятию «драка» и обнаруживает тенденции, выявленные в результате анализа ассоциаций с понятием «враг». Более 60% респондентов останавливают свой выбор на различных вариантах сочетаний с черным, серым и коричневым цветами, из которых более часто регистрируются следующие:

- сочетание черного и серого (26,4% выборки), черного и коричневого (13,8%

выборки) цветов;

- сочетание черного с синим цветом (6,9%);

- черный цвет (5,7% респондентов).

Отмеченные выборы выявляют негативные эмоциональные реакции подростков по отношению к проявлениям физической агрессии во взаимодействии со сверстниками (эмоциональный дискомфорт, тревожно-депрессивные переживания, униженность, страх, беспомощность, бессилие, неуверенность и т.п.).

У ряда подростков (4,6%) понятие «драка» ассоциируется с сочетанием черного и красного цветов, что выявляет, помимо негативных эмоциональных реакций, готовность к ответной агрессии в ситуации опасности, склонность к аффектам и деструктивным формам поведения.

У незначительной части респондентов (2,4%) отмечена ассоциация понятия «драка» с красным, желтым или фиолетовым цветами. Подобный выбор может быть объяснен субъективной позицией данных подростков в драке: они сами провоцируют драку, чувствуют себя уверенно и свободно, проявляя физическую агрессию по отношению к сверстникам, испытывают удовлетворение, подавляя более слабых сверстников.

7. Аналогичные тенденции обнаружены при анализе цветовых ассоциаций младших подростков с понятием «оскорбление».

Около 60% респондентов ассоциируют данное понятие с различными вариантами сочетаний черного, серого и коричневого цветов, в частности:

- сочетание черного с коричневым цветом (16,1%);

- сочетание серого с черным (19% младших подростков);

- сочетание черного с синим цветом (7,5%);

- черный цвет (4,6%).

Отмеченные ассоциации выявляют негативные эмоциональные реакции младших подростков по отношению к проявлениям вербальной агрессии во взаимодействии со сверстниками (эмоциональный дискомфорт, тревожно-депрессивные переживания, обида, страх, беспомощность, бессилие, неуверенность, униженность и т.п.).

При этом, незначительная часть подростков (5,9%) ассоциируют понятие «оскорбление» с различными вариантами сочетаний с красным, желтым или фиолетовым цветом. Возможно, данные подростки сами склонны к проявлениям вербальной агрессии, нередко прибегают к оскорблениям сверстников в ситуации конфликта, при этом чувствуют себя уверенно и спокойно.

8. Понятие «сплетня». Цветовые ассоциации младших подростков к данному понятию, как и к понятию «оскорбление» также в большинстве своем негативны: отмечены различные варианты сочетаний черного, серого, коричневого цветов (31,0% выборки). Такие ассоциации свидетельствуют о негативном восприятии подростками сплетен и слухов: сплетни вызывают у подростков чувство неуверенности, обиды, тревогу и беспомощность.

У ряда подростков (5,2%) понятие «сплетня» ассоциируется с сочетанием черного и красного цветов, что выявляет, помимо негативных эмоциональных реакций, активность и готовность к проявлению ответной агрессии, нежелание мириться с проявлениями агрессии в свой адрес.

Также ряд младших подростков (8,7% выборки), выбирая различные сочетания с красным, желтым и фиолетовым цветами, демонстрируют отсутствие негативных эмоциональных реакций по отношению к понятию «сплетня». Напротив, подобные ассоциации выявляют уверенность, спокойствие, чувство комфорта. Такие подростки не видят ничего предосудительного в распространении сплетен и слухов, возможно, сами используют данную форму проявления агрессии по отношению к сверстникам во взаимоотношениях с ними.

Таким образом, полученные эмпирические данные демонстрируют в целом негативное восприятие младшими подростками школьного насилия и отдельных его проявлений. Цветовые ассоциации свидетельствуют о негативном эмоциональном отношении школьников к агрессору и различным видам школьной травли. Тем не менее, были обнаружены и позитивные ассоциации с понятиями, характеризующими школьное насилие, его виды и участников. Такие подростки не испытывают эмоционального дискомфорта в ситуации буллинга и, по нашему мнению, могут представлять «группу риска» как потенциально склонные к отклоняющимся формам поведения, в том числе к проявлениям насилия по отношению к сверстникам.

Как представляется, полученные в нашем исследовании данные подтверждают актуальность и необходимость дальнейшей разработки поставленной проблемы с целью определения путей профилактики буллинга в образовательной среде.

Литература

1. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru», 2013. — №3. — URL: http://psyedu.ru/journal/2012/3/3015.phtml (дата обращения 10.05.2015)

2. Калинина Р.Р. Буллинг в образовательной среде: проблема и пути изучения // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы V Международной научно-практической конференции. 5-6 июня 2015 г. ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина / [отв. ред. М.Г. Рябова]. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. — С. 254-258.

3. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18

4. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007. — № 4. — С. 90-92.

5. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. Сб. Безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2008. — 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.