Научная статья на тему 'Представление СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России'

Представление СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТ / УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КУЛЬТУРА ВОДИТЕЛЯ / КУЛЬТУРА ПЕШЕХОДА / БЕЗОПАСНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чеснокова Инга Васильевна, Чесноков Дмитрий Владимирович

В статье представлены результаты эмпирических исследований, теоретического анализа интернет-контента взаимодействия водителей и пешеходов в России. Раскрывается эксплуатация темы об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в качестве рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России»

каждое его слово. Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. -То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек [15, 265]. Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому».

В результате следует дать рекомендации учителю по английскому для создания комфортной обстановки, которые помогут ребятам с низкими показаниями общения не только легче общаться со сверстниками, но и почувствовать поддержку при изучении иностранного языка.

1. Учитель должен одобрять спонтанность идей у ребят, не подавлять их самостоятельность и не перебивать, даже при неправильных ответах.

2. Учитель должен проявлять уважение и терпение к ответам учащихся, верить в их способности, доверять, не перебивать. По возможности создать некие ценности или традиции, при которых дети смогут чувствовать себя в кругу дружного коллектива. Например, праздновать день Благодарения (Thanksgiving Day) или Halloween.

3. Учитель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Объединить класс при помощи совместной работы, поручать «непринятым» задания и поощрять за проявленную инициативу. Использовать методы коррекции (тренинги Who is who, игры Hangman, творческие мастерские Draw the monster).

4. Учитель должен подходить к каждой проблеме деликатно, иметь чувство такта и юмора при конфликтах, нейтрализовать и не выделять виноватых при всех, а провести индивидуальную беседу.

Список литературы

1. Мухина В.С. Возрастная психология // учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2010.

295 с.

2. Челдышова Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии. [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://psyera.ru/2803/socialnyy-status/ (дата обращения:

03.10.2014).

3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения // В 10 Т. М., 1959. Т. 3.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СМИ ОБ ИДЕАЛЬНОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ В РОССИИ

1 2 Чеснокова И.В. , Чесноков Д.В.

'Чеснокова Инга Васильевна - магистрант, кафедра психологии труда и психологического консультирования, Московский государственный педагогический университет; 2Чесноков Дмитрий Владимирович - студент, кафедра социальной общей и клинической психологии, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирических исследований, теоретического анализа интернет-контента взаимодействия водителей и пешеходов в России. Раскрывается эксплуатация темы об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в качестве рекламы.

Ключевые слова: идеальное взаимодействие водителей и пешеходов, средства массовой информации, интернет-контент, участник дорожного движения, культура водителя, культура пешехода, безопасное движение.

УДК 159.9.075

Взаимодействие пешеходов и водителей - повседневная реальность, обозначенная в правилах дорожного движения как «дорожное движение». Оба, и водитель, и пешеход, являются участниками дорожного движения. По правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090: «Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства».

Формулировка пункта 1.5 правил дорожного движения гласит: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» [1].

Это единственное упоминание в законах о мирном сосуществовании водителей и пешеходов, не охватывающее эмоциональную сторону взаимодействия. Идеальное взаимодействие водителей и пешеходов существенно повысит эмоциональное качество жизни. СМИ может позиционировать идеальное взаимодействие водителей и пешеходов в России, которое будет носить научающий характер.

Цель работы: выявление специфики представления СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России.

Объект: представления СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России в информационном интернет-контенте.

Предмет: специфика транслируемых СМИ материалах об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России.

Гипотеза: Тема об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов транслируется только в качестве рекламы.

Задачи:

1. проанализировать представления СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России в интернете;

2. выделить категории и единицы контент-анализа;

3. провести контент-анализ транслируемых СМИ материалов об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России

4. провести экспертную оценку выделенных категорий и единиц анализа;

5. сформировать выводы;

6. разработать рекомендации для общества, воспринимающего информацию, транслируемую российскими СМИ.

Выборка: информация по теме находилась в интернете по тегам: «взаимодействие пешеходов и водителей», «идеальное взаимодействие пешеходов и водителей», «вежливость на дорогах», «вежливое взаимодействие водителей и пешеходов», «счастливый пешеход», «счастливый водитель», «мирное сосуществование водителей и пешеходов». Были использованы интернет-источники для уточнения мнений не только СМИ, но и общественности.

Было просмотрено порядка 100 ссылок по данным тегам.

Из них 50% - это статьи о правилах дорожного движения, на сайтах городских администраций, сайте ГИБДД, сайтах образовательных учреждений, сайтах политических партий.

45% составляли: статьи со статистикой аварий в интернет-журналах, сайтах для родителей, сайты автошкол, реклама автоюристов, сайты новостроек, сайты автомобильных брендов.

5% составили отзывы частных лиц, как водителей, так и пешеходов. А также вопросы к юристам, с просьбами разъяснить спорные аварийные ситуации между водителями и пешеходами (рис. 1).

Рис. 1. Группы по авторству публикаций

В материале по теме: «Представление СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России» выделилось 4 группы публикаций, которые по авторству, условно можно обозначить как «правовые организации», «организации», «пешеходы», «водители».

В группу «правовые организации» вошли публикации и статьи, разъясняющие правила дорожного движения, разъяснение аварийных ситуаций водитель-пешеход.

В группу «организации» вошли публикации различных социальных структур, таких как торговые представительства, рекламные сайты жилищных кооперативов, автошкол.

В группу «водители» вошли люди представляющие автомобилистов, которые оставляли комментарии к статьям и на сайтах. «Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению [1].

Группу «пешеходы» составляют люди, которые оставляли комментарии к статьям и на сайтах с позиции пешеходов. «Пешеход» - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства [1].

В категории анализа выделились потребности и функции каждой из выделенных групп, поскольку основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов (Рис. 2).

Рис. 2. Категории информационного контента

За единицы анализа приняты фразы и слова, чаще всего встречающиеся в публикациях каждой категории на заданный поиск по теме: «Представление СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России»:

• Обязанности водителя

• Обязанности пешехода

• Правила дорожного движения

• Разъяснения спорных ситуаций в ПДД

• Соблюдение правил

• Соблюдение законов

• Автошкола

• Юридическая помощь

• Такси

• Продажа технических приспособлений в автомобиль

• Продажа, обучающих правилам дорожного движения, игр

• Реклама автомобилей

• Реклама жилищных кооперативов: «подземный паркинг», «дворы без машин»

• Безопасность

• Жизнь близких

• Подземные переходы

• Регулируемые перекрестки

• Светофор для слабовидящих

• Уважение

• Вежливое взаимодействие

• Дороги без светофоров

• Обозначенные пешеходные переходы

• Любовь

Все данные для наглядности были сведены в общую таблицу (Таб. 1).

Таблица 1. Сводная таблица контент-анализа по теме: «Представление СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России»

Категории Единицы Частота встречаемости единиц в гр уппах

Правовые организации % Организации % водители % пешеходы %

Активность: исполнение своих обязанностей, функций Обязанности водителя 28 14%

Обязанности пешехода 8 4%

Правила дорожного движения 30 15%

Разъяснения спорных ситуаций в ПДД 5 2,5%

Соблюдение правил 15 7,6%

Соблюдение законов 5 2,5%

91 46,2%

Мотив: стремление расширить сферу своей деятельности; получение прибыли; реклама автошкола 8 4%

Юридическая помощь 23 11,7%

Такси 3 1,5%

Продажа технических приспособлений в автомобиль 5 2,5%

Продажа, обучающих правилам дорожного движения, игр 2 1%

Реклама автомобилей 5 2,5%

Реклама жилищных кооперативов: «подземный паркинг», «дворы без машин» 5 2,5%

безопасность 5 2,5%

Жизнь близких 2 1%

Подземные переходы

Регулируемые перекрестки

Светофор для слабовидящих

комфорт

Дороги без светофоров 1 0,5%

Обозначенные пешеходные переходы

Любовь 1 0,5%

Вежливое взаимодействие 15 7,6%

Уважение 15 7,6%

90 45,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личностные потребности Безопасность 3 1,5% 2 1%

Жизнь близких 2 1%

Подземные переходы 2 1%

Регулируемые перекрестки 1 0,5% 2 1%

Светофор для слабовидящих 2 1%

комфорт

Обозначенные пешеходные переходы 1 0,5%

Любовь 1 0,5%

Вежливое взаимодействие

Уважение

4 2% 12 6%

Диаграмма процентного соотношения публикаций на тему «Идеальное взаимоотношение водителей и пешеходов в России» ясно показывает активность групп авторов: правовых организаций, организаций, водителей, пешеходов (Рис. 3).

Водители Пешеходы Правовые Оргянгаацт

организации

Рис. 3. Диаграмма процентного соотношения количества публикаций авторских групп

В исследуемом интернет-контенте, в группе «правовые организации», в основном, встречались материалы, цитирующие правила дорожного движения. Разъясняющие правила дорожного движения. Таких публикаций в категории: «Активность: исполнение своих обязанностей, функций» было 46,2% от количества всех публикаций на тему «Представление СМИ об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в России». Очевидно, что идеальным взаимодействием пешеходов и водителей в данной категории является соблюдение правил дорожного движения. Эмоциональный фон и личные потребности не берутся во внимание. Следовательно, не способствуют созданию идеальных взаимоотношений.

Публикации в категории «Мотив: стремление расширить сферу своей деятельности; получение прибыли; реклама» принадлежали группе «Организации», и составили 45,2% всех публикаций. Отличительной особенностью данных публикаций было оперирование единицами из категории «личные потребности». Часто встречались понятия: уважение - 15%, вежливое взаимодействие - 15%. Но использовались они в контексте рекламы, или в контексте отсутствия данных единиц во взаимодействии водителей и пешеходов. Статья с заголовком «Водитель, люби пешехода» сводилась к выполнению правил дорожного движения и рекламе: «Детей постарше можно посадить за компьютер, поиграть в правила -?» [5].

Понятие «комфорт» использовалось на сайтах новостроек, привлекая такие единичные понятия, как «дворы без машин», «подземный паркинг».

Статьи в интернет-журналах, приводящие статистику ДТП, изобиловали всплывающими окнами с рекламой автоюриста, ссылками на автошколы и службы такси.

В категории «личностные потребности» меньше всего публикаций - 8%. И соответствуют они отзывам на публикации двух предыдущих групп. Вот отзыв по статье «Водитель, люби пешехода»: «Единственное, что заинтересовало, -информация об играх-пособиях для детей по ПДД, давно хотела купить такое, искала в конце ссылку на магазин - не нашла и разочаровалась. И где купить «катафотные» наклейки на одежду и рюкзачок, не указали. Фи-и...» [5]. Вывод:

Тема об идеальном взаимодействии пешеходов и водителей транслируется в качестве скрытой рекламы. Рекомендации:

Для установления идеальных, вежливых взаимоотношений между водителями и пешеходами, необходимо создание и трансляция СМИ, информационных продуктов, культивирующих намеренно положительные образы водителей и пешеходов, уважаемых социумом, как «модный», почетный образец для подражания. В результате может и должно происходить научение идеальным взаимоотношениям между водителями и пешеходами, как норме поведения.

Список литературы

1. ПДД РФ 2017 - Правила дорожного движения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://avto-russia.ru/pdd/pdd_rf.html/ (дата обращения: 14.04.2017).

2. Четверикова А.И., Ермолаев В.В., Пучкова Е.Б. Проявления агрессивности у водителей автомобильного транспорта в условиях мегаполиса (тезисы доклада) / Нейронауки и благополучие общества: технологические, экономические, биомедицинские и гуманитарные аспекты: сборник.

3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. 558 с.

4. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003. 336 с.

5. Чинарова Е. Водитель, люби пешехода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Voditel-lyubi-peshehoda/ (дата обращения: 14.04.2017).

6. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М.: Ось-89, 2004. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.