Научная статья на тему 'Представление о Земле в мифологии древних народов'

Представление о Земле в мифологии древних народов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8614
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / МИФОЛОГИЯ / ДРЕВНИЙ МИР / ФИЛОСОФИЯ / КОСМОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / EARTH / MYTHOLOGY / ANCIENT WORLD / PHILOSOPHY / COSMOGONY / HISTORY / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гефнер Ольга Викторовна, Тыщенко Диана Валерьевна

В статье рассматриваются взгляды древних народов о происхождении, форме и размерах Земли, отраженные в мифологии. Анализируются основные черты космологических представлений древности, влияние их на дальнейшее развитие мировоззрения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of the Earth in the Mythology of Ancient Peoples

The article discusses the views of ancient peoples on the origin, shape and size of the Earth, reflected in mythology. The main features of the cosmogonical representations of antiquity, their influence on the further development of a person’s worldview are analyzed.

Текст научной работы на тему «Представление о Земле в мифологии древних народов»

Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал

Омского (ГЯ^У*щ|

Гефнер О. В., Тыщенко Д.В. Представление о Земле в мифологии древних народов// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №1 (16) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/1/00697.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 1

Гефнер Ольга Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ov.gefner@omgau.org

Тыщенко Диана Валерьевна

Студент

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск dv.tyschenko1806@omgau.org

Представление о Земле в мифологии древних народов

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды древних народов о происхождении, форме и размерах Земли, отраженные в мифологии. Анализируются основные черты космологических представлений древности, влияние их на дальнейшее развитие мировоззрения человека.

Ключевые слова: Земля, мифология, Древний мир, философия, космология, история, мировоззрение.

Знание истории отрасли своей профессиональной деятельности и связанных с ней наук, понимание эволюции методов и подходов к их объекту, является важным показателем профессиональной культуры любого специалиста, основой формирования его компетентности.

Земля является объектом изучения многих наук - геодезии, географии, геологии и других. Однако, все науки, в том числе изучающие Землю, рациональное миропонимание в целом, рождались из мифологического мировоззрения, которое было самой первой формой осмысления действительности человеком. Поэтому, исследование истоков формирования наук о Земле, заставляет обратиться к мифологии древности, к первым попыткам человека понять, что представляет собой мир вокруг него. Значимость и актуальность изучения мировоззрения древних людей, их представлений об устройстве Вселенной, так подчеркивает исследователь мифологии Древнего мира В. В. Евсюков: «С такой точки зрения огромную ценность приобретают древнейшие свидетельства духовной культуры человечества: сравнивая их с более поздними данными, можно не только представить величину пути, пройденного человеком в познании окружающего мира, но и увидеть магистральные направления этого бесконечного движения вперед. Следует помнить и о том, что истоки мировоззрения важны не просто как точка отсчета, но и как имеющий самостоятельную ценность феномен культуры, в зародыше содержащий в себе все богатство развивающихся из него впоследствии идей» [3].

Миф - это ранняя форма мировоззрения, духовной культуры, характерная для древнейших человеческих обществ, основанная на породнении человека с природой,

чувственно-эмоциональном отношении к окружающему миру, мышлении по аналогии. В мифологии древности значительное место занимали космологические мифы - мифы об сотворении мира, Вселенной, ее устройстве, структуре. В этих мифах содержатся представления древнего человека о том, как появилась и на чем держится наша Земля, каковы ее форма и размеры, где ее начало и конец, что находится за горизонтом. Эти представления формировались на основе чувственного практического опыта человека, наблюдений за Солнцем, Луной, звездами, происходящими в мире процессами и явлениями, особенностями природы и местности, где проживал человек.

Жители Вавилона думали, что Земля - это круглый гористый остров, плавающий в воде. На западе острова находится Вавилон, а на востоке горы, через которые нельзя переходить. На земную поверхность опирается небо, оно представляет собой твердый каменный свод, к которому прикреплены планеты и звезды, и Солнце по нему совершает свою ежедневную прогулку. Небо, по мнению вавилонян, было устроено аналогично с землей, имело свою сушу, воду и воздух. Небо было местом, где обитали божества. Небо, как представляли вавилоняне, имело двое ворот для восхода и заката солнца и луны. Под землей же находилась преисподняя, где после смерти пребывали души умерших, а также пустыни с демонами. Жители Вавилона объясняли наступление ночи тем, что Солнце проходило через эту бездну с запада на восток, а утром снова появляется на небе с Востока [6]. Так объясняли себе древние люди наблюдаемое ими явление смены времен суток.

В представлении древних египтян Земля была протяженной долиной, вытянутой с севера на юг, окруженной со всех сторон горами. По этой долине протекала великая река Нил. Египет находился в центре Земли. По представлениям древних египтян, осью земли являлось гигантское золотое дерево, вершиной упирающееся в небо. Небо же им виделось громадным куполом (в виде богини Нут), раскинувшимся над Землей. По сторонам от неба-Нут находились корабли бога Солнца Ра, показывающие ему путь по небу от восхода до заката [4].

В мифологии древних индийцев Земля изображалась в виде купола или полусферы, которая покоится на четырех слонах. Слоны же находятся на огромной черепахе, которая плавает в молочном море. Всех этих животных обвивала кольцами черная кобра Шешу, тысячи голов которой подпирали Вселенную [2].

Согласно воззрениям народов Древнего Китая, Земля представляла собой плоский прямоугольник, над которым возвышалось круглое выпуклое небо. Небо поддерживали гигантские колонны, одну из которых погнул разъяренный дракон, в результате небо наклонилось на запад, а Земля на восток. Так народы древнего Китая объясняли, почему все реки в их стране текут на восток, а небесные светила движутся с востока на запад [5].

О космологических представлениях, господствующих в культуре Древней Греции можно узнать из поэм Гомера «Одиссея» и «Илиада». В произведениях древнего поэта Земля описывается как выпуклый диск, похожий по своей форме на щит воина. В его центре находится суша, омываемая со всех сторон океаном, а над ней простирается медный небосвод. По нему движется бог Солнца Гелиос, который ежедневно поднимается из океанских вод на востоке и, проделав свой путь по небу, снова погружается в глубины океана на западе [2].

Древние скандинавы и германцы изображали Вселенную в виде гигантского древа (обычно ясеня или тиса), растущего в пустоте мира, которое называли Иггдрасиль. В тени его кроны пасет великолепных коней бог Один. У дерева три корня: один устремился на небо, второй - в средний мир, третий - в подземный; под каждым из корней бьёт чудесный источник. На дереве, по представлению скандинавов, были расположены три плоских мира: небесный - Асгард (в нем обитают и вершат суд боги), земной - Мидгард (пристанище людей), подземный - Хельхейм (мир, в который отправляются умершие). На верхней ветке этого дерева восседает мудрый орел, а

вокруг дерева кружат девять, разделенных невидимыми преградами, миров. Между ними можно путешествовать по охраняемой одним из богов радуге - дороге душ [3].

Согласно верований древних майя, Земля является квадратной, а над ней, подобно крыше, на пяти столпах покоится небо. В центре Земли, по их мнению, возвышалось зеленое первоначальное дерево. По четырем углам, соответствовавшим сторонам света, росли еще четыре мировых дерева. На востоке - красное, символизирующее цвет утренней зари. На севере - белое дерево. Черное, под цвет ночи, дерево росло на западе, а желтое, под цвет Солнца, на юге. Астрономы майя, внимательно наблюдая за движением земных светил Солнца, Луны, планет, заметили, что перемещаются они не вместе с остальными звездами, а каждое по своему пути. Поэтому они решили, что у каждого светила имеется свой слой неба. Так у народа майя сформировалось представление о тринадцати небесах.

В мифологии древних славян также встречается образ мирового дерева и представления о трехчастном строении Вселенной. Это мировое дерево, чаще всего описываемое как дуб, связывает между собой девять небес, Землю и подземный мир. Под сенью мирового древа на седьмом небе есть прекрасный остров, который славяне называли Ирий (Вирий). И на том острове, светлом и красивом, жили прародители всех зверей и птиц, первопредки человека. Земля - это мир живущих. А подземный мир -мир потомков, которые, как всходы, появятся в будущем [1].

Анализ мифологических представлений древних народов о Земле позволяет выявить множество сходных черт. Это: рождение элементов порядка из первоначального хаоса; возникновение суши из океана, бесконечного и безвременного; представления о плоской земле как центре вселенной и твердом куполообразном небе, по которому движутся небесные светила; образ космической горы и мирового дерева как оси мира и священного центра мироздания; представление о «многослойной» или «многоступенчатой» Вселенной. С одной стороны, многие из этих архаических образов затем вошли в космологические установки таких развитых религий, как христианство, ислам, буддизм. С другой стороны, в мифологии Древнего мира нашли свое отражения и зачатки рациональных знаний, полученных благодаря наблюдению за Вселенной, которые впоследствии дали толчок развитию научных знаний о мире.

Ссылки на источники:

1. Валов A. B. Представления древних славян об устройстве мира: образ Мирового Древа / A. B. Валов // Сумма философии. Вып. 5. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — С. 35.

2. Войцеховский А.И. Тайны подземного мира. - М.: Вече, 2007. URL: http://coollib.eom/b/246410/read#1 [Дата обращения 1.03.2019].

3. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. - Новосибирск: Наука, 1988. URL: http://vzgljadnamir.narod.ru/biblioteka/Evsukov/Evs07.htm[Дата обращения 1.03.2019].

4. Матье М. Э. Мифы древнего Египта. - Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1940. -Т.1. URL: http://royallib.eom/read/mate_militsa/mifi_drevnego_egipta.html#10049 [Дата обращения 1.03.2019].

5. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - Смоленск: Русич, 2000. URL: http://history.wikireading.ru/243825 [Дата обращения 1.03.2019].

6. Тураев Б.А. История Древнего Востока. - Ленинград: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1935. - Т.1. URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st011.shtml [Дата обращения 1.03.2019].

Olga Gefner

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk ov.gefner@omgau.org

Diana Tyschenko

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk dv.tyschenko1806@omgau.org

Representation of the Earth in the Mythology of Ancient Peoples

Annotation. The article discusses the views of ancient peoples on the origin, shape and size of the Earth, reflected in mythology. The main features of the cosmogonical representations of antiquity, their influence on the further development of a person's worldview are analyzed.

Keywords: Earth, mythology, Ancient world, philosophy, cosmogony, history, worldview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.