Научная статья на тему 'Представление о времени в современной научной рациональности как о социальном конструкте'

Представление о времени в современной научной рациональности как о социальном конструкте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
286
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ВРЕМЕНИ / ДЛИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ВРЕМЕННОЕ БЫТИЕ / SCIENTIFIC RATIONALITY / SUBJECTIVITY / OBJECTIVITY / SOCIAL TIME / TEMPORALITY / TIME STRUCTURE / DURATION / SOCIAL AND TEMPORAL EXISTENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Даниелян Наира Владимировна

В статье анализируется концепция представления современной научной рациональности как единства субъективности и объективности, в рамках которой автор рассматривает правомерность идеи времени как социального конструкта. Статья содержит онтологическое обоснование социального времени и раскрытие его структуры с точки зрения субъективности процесса познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME PRESENTATION IN MODERN SCIENTIFIC RATIONALITY AS SOCIAL CONSTRUCT

The article analyzes the concept of representation of modern scientific rationality as a unity of subjectivity and objectivity, in which the author considers the legitimacy of the idea of time as a social construct. The article contains the ontological justification of social time and revealing its structure in terms of the subjectivity of the process of cognition.

Текст научной работы на тему «Представление о времени в современной научной рациональности как о социальном конструкте»

УДК 165

Даниелян Наира Владимировна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского государственного института электронной техники, соискатель при докторантуре Московского педагогического государственного университета vend22@yandex.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ КАК О СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУКТЕ

Danielyan Naira Vladimirovna

Candidate Of Philosophy, associate professor of the chair of philosophy, Moscow State Institute of Electronic Technics, post-doctoral researcher of Moscow Pedagogical State University vend22@yandex.ru

TIME PRESENTATION IN MODERN SCIENTIFIC RATIONALITY AS SOCIAL CONSTRUCT

Аннотация:

В статье анализируется концепция представления современной научной рациональности как единства субъективности и объективности, в рамках которой автор рассматривает правомерность идеи времени как социального конструкта. Статья содержит онтологическое обоснование социального времени и раскрытие его структуры с точки зрения субъективности процесса познания.

Ключевые слова:

научная рациональность, субъективность, объективность, социальное время, темпоральность, структура времени, длительность, социально-временное бытие.

The summary:

The article analyzes the concept of representation of modern scientific rationality as a unity of subjectivity and objectivity, in which the author considers the legitimacy of the idea of time as a social construct. The article contains the ontological justification of social time and revealing its structure in terms of the subjectivity of the process of cognition.

Keywords:

scientific rationality, subjectivity, objectivity, social time, temporality, time structure, duration, social and temporal existence.

Современная научная рациональность активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность и т.д., которые до недавнего времени неуверенно признавались в качестве равноправных элементов концептуального анализа. В новый, расширенный объем понятия «рациональность» включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие нетрадиционные для классического рационализма прагматические характеристики, например, польза, эффективность. В новой научной рациональности расширяется объектная сфера за счет включения в нее систем типа: «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», «киборг-отношения», которые сами являются порождениями научнотехнического прогресса. Такое радикальное расширение объектной сферы идет параллельно с его радикальным «очеловечиванием». И человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Это говорит о том, что мышление человека с его целями и ценностными ориентациями несет в себе характеристики, которые сливаются с предметным содержанием объекта. Поэтому в современном понимании научная рациональность - это единство субъективности и объективности. Сюда же проникает и социокультурное содержание. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимной взаимозависимости друг от друга и от системы в целом. Поэтому можно говорить о приобретении временем нового содержания - о социальном времени.

Так, Е.М. Сергейчик справедливо отметил, что «переход от классического к неклассическому, а затем к современному типу рациональности производен от перехода к новому статусу бытия» [1, с. 15]. Множество его аспектов обобщается, рефлексируется в современной философии, в том числе и в концепциях онтологического конструирования. Ее логическая проекция - логика оперирования с бытием. Современный тип рациональности требует, чтобы феномен времени в различного рода рассуждениях был проработан и осмыслен. М. Хайдеггер не зря подчеркивал приоритет времени бытия человека, жизненного времени перед физическим временем. Существует и проблема соотношения различных горизонтов времени. По И. Канту, время является внутренней формой человеческой чувственности, по К. Марксу -количественной мерой движения, в том числе и деятельности человека, по А. Эйнштейну - формой отношений между физическими объектами, по А. Бергсону - творческим порывом (в первую очередь, всего живого), по М. Хайдеггеру - горизонтом человеческого бытия, по П. Сорокину - функциональной системной характеристикой, по А. Прайору - конструктом, который непременно должен найти свое логически-операторное выражение. И в этих определениях никто не ошибался - каждый по-своему прав.

Социальное время - это то, что имеет отношение к актуальной социальной реальности, то есть эпохе, которая имеет место в действительности, соответствует специфическим глобальным параметрам ситуации в мире, стране, к событиям, которые напоминает эта реальность. Это фактически то, что относится к духовной сфере конкретного социума, но это не обязательно ситуация глобального масштаба. Социальное время присутствует в исследовательской методологии макропараметрами, политическим строем, экономическим состоянием страны, в которой живет сам исследователь. В этом же контексте можно сказать, что социальное время определяет и саму систему организации науки.

В современной литературе широкое распространение имеет мнение, что настоящее время - это отделяющее прошлое от будущего бездлительное мгновение. Представление о бездлительности настоя-

щего времени заставляло многих мыслителей отказывать социальной и исторической действительности в истинном бытии. На самом же деле любой социальный процесс, пока он существует, он существует в настоящем времени. И хотя наполняющие социальную и историческую реальность конкретные социальные и исторические объекты не могут существовать бесконечно долго, они не приходят в настоящее время из будущего и не удаляются в прошлое, а возникают и перестают существовать в результате происходящего в настоящем времени движения социальной и исторической действительности. Из будущего возникают и в прошлое уходят не объекты и процессы социальной реальности, а лишь их состояния.

Так, Е.М. Сергейчик отмечает, что «конечность человека, его укорененность в конкретноисторическом пространстве-времени придают особую ценность настоящему, в котором собственно и происходит как предвосхищение будущего, так и «возвышение», «повтор» истории в виде «нового прошлого». Актуальность настоящего связана с тем, что именно в нем человек обладает свободой практического действия в выборе и реализации скрытых в действительности возможностей. Можно переосмыслить, переоценить прошлое, но нельзя его отменить, сделать «бывшее не бывшим», равно как можно создать любой самый совершенный проект, но нельзя реализовать его в будущем, если он не имеет реальной почвы в настоящем. Действительной ареной человеческой свободы является настоящее - время между уже определившимся прошлым и определяющимся будущим» [2, с. 489].

Прошедшее время - это отражение в человеческом сознании цепочки тех объективно существовавших и сменивших друг друга событий и состояний социальных объектов, которые в реальной социальной действительности уже перестали существовать, но их информационные образы либо сохранились в человеческой памяти, либо формируются в его сознании благодаря полученной об этих событиях информации. Объективность прошедшего времени означает, таким образом, не актуальное существование в реальной социальной действительности прошедших событий и состояний социальных объектов и процессов, а только то, что они действительно когда-то в прошлом актуально существовали в настоящем времени.

Будущее время - это существующая в человеческом сознании цепочка образов тех еще не наступивших событий и состояний социальных объектов и процессов, которые сменяют друг друга, могут реализоваться в будущем как явление настоящего времени. Основой формирования в человеческом сознании подобной абстракции является то обстоятельство, что протекающие в настоящем времени социальные процессы и изменения состояний подчиняются объективным законам, зная которые можно предвидеть будущее состояние социума. Объективность будущего времени - это объективность тех событий и состояний социальных объектов и процессов, которые с определенной степенью вероятности могут наступить и стать актуально существующими событиями и состояниями социальной реальности.

Актуальное существование или длительность социальной реальности - это процесс непрерывных количественно-качественных изменений, наполняющих ее социальных объектов, в ходе которого возникают новые и исчезают ранее существующие социальные объекты и, таким образом, происходит постоянное обновление или непрерывное становление социума. Это и есть его социально-временное бытие [3].

Структура социального времени - это социальная конструкция, поскольку она определяет выбор точек отсчета, которые, в свою очередь, зависят от представлений о важности социальных процессов и событий. Иначе говоря, конструирование социального времени происходит на основе системы принятых социальных ценностей. Разные системы - это разные структуры социального времени, так как ритм - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценностей. Например, традиционное структурирование развития социума через различные формы правления - это не объективная характеристика самого социального времени, а отражение представлений ученых, считающих, что личность делает социум и его историю. Однако гораздо обоснованнее брать иные интервалы, например, комплексы великих научных открытий, изобретений, определяющих технологии производств: разные субъекты - разная структура социального времени. Так, Э. Гидденс выделяет три уровня: первый - уровень повседневной, рутинной жизни; второй - уровень человеческой жизни; третий - уровень существования социальных институтов [4]. Каждому уровню соответствуют свои интервалы. Например, на первом уровне человек измеряет время интервалами, совпадающими с элементами такой его деятельности, как: дорога на работу, дорога домой, вечерний отдых и т.д. На институциональном уровне единицей выступают исторические периоды в развитии общества и основных его институтов. Именно такими интервалами оперирует историческая наука. Эти интервалы - исторические конструкции, используемые для структурирования. Они представляют индивидуальный или групповой взгляд на социальную практику и ее оценку.

С точки зрения структуралистско-конструктивистской парадигмы, человек в той или иной степени может корректировать социальное время, связанное со своеобразным замедлением или ускорением его течения. Идея темпоральности является продуктивной как с теоретической, так и с практической точек зрения. Она заключается в том, что время может рассматриваться как структура, выступающая в качестве условия, правила порождения любых форм человеческой жизни, будь то институты, действия людей и т.д. Признаки темпоральной организации можно обнаружить в любой форме человеческой активности. Если проблема времени становится имманентной частью современного дискурса, то его применение или отказ от него уже не может быть продуктом субъективного желания исследователя. В таком контексте время не сводится к длительности и последовательности, скорее эти свойства могут рассматриваться как производная от его глубинной структуры. Речь идет о делении на прошлое, настоящее и будущее. Если использовать терминологию М. Хайдеггера, то следует сказать о том, что время является горизонтом понятности бытия или условием его конструирования; нужно отказаться от традиционных представлений о прошлом как о том, чего уже нет, о будущем как о том, чего еще нет, и о настоящем как неуловимом мгновении между ними. Да и как может быть бытием то, чего уже нет или то, чего еще нет. Указанные составляющие

времени следует мыслить в качестве частей некоторого целого, внутри которого и посредством которого человек себя понимает и идентифицирует [5].

Таким образом, современная наука поставила в центр своих исследований уникальные системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Как видно на примере социального времени, цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска, на основании которого и формируется современная научная рациональность.

Ссылки: References (transliterated):

1. Сергейчик Е.М. Философия истории. СПб., 2002. 1. Sergeychik E.M. Filosofiya istorii. SPb., 2002.

2. Там же. 2. Ibid.

3. Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность // Серия 3. Perov Y.V. Istorichnost' i istoricheskaya real'nost' // Ser.

«Мыслители». Выпуск 2. СПб., 2000. С. 5-90. «Mysliteli». Issue 2. SPb., 2000. P. 5-90.

4. Гидденс Э. Социология. М., 2005. 4. Giddens E. Sotsiologiya. M., 2005.

5. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 2007. 5. Haydegger M. Vremya i bytie. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.