Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ / МЕТОД СВОБОДНОГО ОПИСАНИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОР / КАТЕГОРИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Былинская Наталья Викторовна, Синькова Екатерина Юрьевна

В настоящей статье излагаются результаты изучения структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов-психологов посредством метода свободного описания. Итогом настоящего исследования стало выделение независимых факторов-категорий, опосредующих понимание респондентами ребенка с ОПФР. Выявленные в сознании педагогов-психологов структура и содержание представлений о ребенке с ОПФР преимущественно соответствуют научным, эксплицитным представлениям о данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Былинская Наталья Викторовна, Синькова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION ABOUT THE CHILD WITH FEATURES OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT IN TEACHERSPSYCHOLOGISTS

In the present article results of studying of structure and the maintenance of representations about the child with features of psychophysical development in teachers-psychologists by means of a method of the free description are stated. Allocation of the independent factors-categories mediating understanding by respondents of the child with FPPD became a result of the present research. Revealed in consciousness of teachers-psychologists the structure and the maintenance of representations about the child with FPPD mainly correspond to scientific, explicit representations about the given category of children.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО _РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Былинская Наталья Викторовна

кандидат психол. наук, доцент Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина

г. Брест

Синькова Екатерина Юрьевна

студент кафедры психологии Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина

г. Брест

REPRESENTATION ABOUT THE CHILD WITH FEATURES OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT IN TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

Bylinskaya Natallia Viktorovna, Candidate of Science, assistant professor of the Brest state university of a name A.S. Pushkin, Brest

Sinkova Katsiaryna Yurievna, the student of psychology chairs of the Brest state university of a name A.S. Pushkin, Brest

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье излагаются результаты изучения структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов-психологов посредством метода свободного описания. Итогом настоящего исследования стало выделение независимых факторов-категорий, опосредующих понимание респондентами ребенка с ОПФР Выявленные в сознании педагогов-психологов структура и содержание представлений о ребенке с ОПФР преимущественно соответствуют научным, эксплицитным представлениям о данной категории детей. ABSTRACT

In the present article results of studying of structure and the maintenance of representations about the child with features of psychophysical development in teachers-psychologists by means of a method of the free description are stated. Allocation of the independent factors-categories mediating understanding by respondents of the child with FPPD became a result of the present research. Revealed in consciousness of teachers-psychologists the structure and the maintenance of representations about the child with FPPD mainly correspond to scientific, explicit representations about the given category of children.

Ключевые слова: социальные представления о ребенке, метод свободного описания, факторный анализ, фактор, категория, личностный конструкт.

Keywords: social representations about the child, the method of free descriptions, the factorial analysis, the factor, a category, personal construct.

К детям с особенностями психофизического развития (ОПФР) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Такие дети нуждаются в специальном обучении и воспитании. Педагог-психолог является важным агентом социализации и сопровождения ребенка с ОПФР Образовательный процесс по отношению ко многим категориям детей рассматривается, прежде всего, в аспекте улучшения качества их жизни. В специальных школах (школах-интернатах) требуется создание таких условий сопровождения, которые бы предупреждали патологические сдвиги, обеспечивали оптимальные связи организма ребенка со средой. Сохранение психологического здоровья детей с особенностями психофизического развития означает поддержание такого состояния организма, которое характеризует его уравновешенность с окружающей средой и отсутствие болезненных изменений. Главными задачами педагога-психолога в работе с ребенком с особенностями психофизического развития, является проведение психолого-педагогической диагностики и уточнение индивидуального плана образовательной деятельности в школе, осуществление коррекцион-ной деятельности (индивидуальные и групповые фор-

мы). Коррекционная работа педагогом-психологом должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, а как осмысленная деятельность для ребенка с ОПФР, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В связи с этим, можно отметить, что для успешной социализации и улучшении качества жизни ребенка с ОПФР в школе немало важным фактором является представление педагогов-психологов о данной категории обучающихся. Целью настоящего исследования являлось изучение структуры и содержания представлений о ребенке с ОПФР, существующих в сознании педагогов-психологов (п=45). Респондентам предлагалось (добровольно и анонимно) назвать качества, характеризующие личность ребенка с ОПФР.

Для изучения структуры и содержания представлений о ребенке с ОПФР у педагогов-психологов на основе индивидуальных протоколов строилась обобщенная матрица, которая обрабатывалась посредством факторного анализа. Полученные в итоге факторизации первичных данных, факторы являются отражением личностных категорий, опосредующих понимание респондентами личности ребенка с ОПФР. Для обсуждения представлены шесть независимых факто-

ров, наиболее значимых по своей валентности.

Первый фактор (8,9% общей дисперсии) образован характеристиками: рассогласованный (0,987), неорганизованный (0,987), неповторимый (0,987), ущемленный в возможностях (0,769) непосредственный (0,723). Выделение данной категории в качестве ведущей указывает на понимание педагогами-психологами ребенка с ОПФР, как личности, требующей особого внимания и отношения. Педагоги-психологи отмечают, что каждый ребенок с ОПФР индивидуален в своем поведении и эмоциональных реакциях. Данный конструкт можно зафиксировать как «особенный, необычный ребенок».

Второй фактор (8,9% общей дисперсии) включает шкалы: нарушение слуха (0,944), нарушение зрения (0,944), нарушение опорно-двигательного аппарата (0,924), ЗПР (задержка психического развития) (0,783). Содержание выделенной категории включает виды отклоняющегося развития ребенка. Это подразумевает специфику выстраивания с ним взаимоотношений, использование индивидуального подхода в разрешении трудностей в обучении и конфликтных ситуациях. Также в зависимости от степени дефекта будет осуществляться подбор педагогами-психологами диагностического инструментария, для детального обследования и выявления потенциальных возможностей каждого ребенка. Данный фактор можно обозначить как «психофизическое нарушение».

Третий фактор образован (6,1% общей дисперсии) включает дескрипторы: активный (0,812), вызывает жалость (0,746), рассеянный (0,741), гиперактивный (0,623), психофизические отклонения (0,449). Содержание этой категории отражает устойчивые характеристики реакций, эмоций и состояний, с которыми чаще всего сталкиваются педагоги-психологи во взаимодействии с ребенком с особенностями в психофизическом развитии. Эмпатия взрослых (вызывает жалость) может свидетельствовать о признании педагогами-психологами самоценности ребенка с особенностями в психофизическом развитии. Данный фактор можно обозначить как «эмоциональное поведение».

Четвертый фактор (5,8% общей дисперсии) содержит следующие шкалы-характеристики: ранимый (0,934), жизнерадостный (0,839), злой (0,727), обыкновенный (0,526), трудно учится (0,439). Данную категорию образуют дескрипторы, преимущественно указывающие на эмоциональное состояние и благопо-

лучие детей с особенностями психофизического развития. Следует отметить, что решающая роль в эмоциональном и социальном развитии ребенка с ОПФР является возможность устанавливать контакты с другими людьми. Характеристика (трудно учится) отражает большие эмоциональные затраты ребенка с ОПФР при обучении по образовательным программам. Данный конструкт можно назвать «эмоциональное благополучие».

Пятый фактор (5,3% общей дисперсии) образован: адекватный (0,940), любит общение (0,800). Педагоги-психологи по своему опыту понимают, что социализация для детей с особенностями в развитии играет важную роль в полноправном взаимодействии с обществом (родителями, педагогами, сверстниками и другими людьми). Данный личностный конструкт можно обозначить как «социальный компонент».

Шестой фактор (5% общей дисперсии) включает шкалы: интересный (0,941), общительный (0,725), трудный для родителей и педагогов (0,586). Поведение человека включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Следовательно, поведение ребенка с особенностями в развитии для педагога-психолога, выступает диагностическим инструментарием его внутреннего состояния. Это существенно помогает выстроить дальнейшее взаимодействие с таким ребенком. Данную категорию можно обозначить как «коммуникативное поведение».

Проведенное исследование выявило довольно высокую когнитивную сложность (шесть независимых категорий) в структуре представлений о ребенке с ОПФР, существующих в сознании педагогов-психологов, что указывает на актуальность и заинтересованность обсуждаемой проблемы ею респондентов. Содержание выделенных конструктов фиксирует понимание педагогами-психологами ребенка с ОПФР, как необычного, непосредственного, активного, общительного, имеющего нарушения в психофизическом развитии. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующее заключение: выявленные в сознании педагогов-психологов структура и содержание представлений о ребенке с ОПФР преимущественно соответствуют научным, эксплицитным представлениям о данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.