Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ / МЕТОД СВОБОДНОГО ОПИСАНИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОР / КАТЕГОРИЯ / КОНСТРУКТ / REPRESENTATIONS ABOUT THE CHILD / THE METHOD OF FREE DESCRIPTIONS / THE FACTORIAL ANALYSIS / THE FACTOR / A CATEGORY / CONSTRUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Былинская Наталья Викторовна, Селех Надежда Ивановна

В статье излагаются результаты исследования структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов общего среднего и специального образования методами свободного описания с последующей обработкой данных посредством контент-анализа и факторного анализа. Итогом исследования стало выделение и описание независимых факторов, опосредующих понимание педагогами личности ребенка с особенностями развития. Содержание, которое с точки зрения математики, образует фактор, на психологическом уровне означает категорию (или объединение качеств), образующую структуру представлений. Важность изучения структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у разных субъектов образования определяется тем, что знания и представления специалистов, сопровождающих детство, являются регулятором педагогического общения и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Былинская Наталья Викторовна, Селех Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS ABOUT A CHILD WITH SPECIAL PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT BY TEACHERS OF GENERAL SECONDARY AND SPECIAL EDUCATION

The article presents research results of the structure and content of ideas about a child with special psychophysical development by teachers of general secondary and special education with using free description methods with subsequent data processing through content analysis and factor analysis. The result of the research was the identification and the description of independent factors that mediate the understanding of the personality of a child with developmental peculiarities by teachers. Content which, from the mathematics point of view, forms a factor at the psychological level means a category (or a combination of qualities) that forms the structure of representations. The importance of studying the structure and the content of ideas about a child with special psychophysical development in different subjects of education is determined by the fact that the knowledge and ideas of specialists accompanying childhood are the regulators of pedagogical communication and interaction.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

5. Moskvina S. Metodika «Barashek v butylke» [Method "Lamb in a bottle"]. Psyoffice: inform. portal. URL: https://www.psyoffice.ru/18-143429.htm (Accessed 28.08.2020).

6. Pavlenok P.D. (ed.) Osnovy social'noj raboty: uchebnik [Fundamentals of Social Work]. Moscow: Infra-M, 1999. 368 p.

7. Rajgorodskij D.Ja. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy: ucheb. posobie [Practical psychodiagnostics. Techniques and tests]. Samara: BAHRAH-M, 2001. 672 p.

8. Reuckaja I.E. Psihologicheskie osobennosti roditelej i nesovershennoletnih iz neblagopoluchnyh semej [Psychological characteristics of parents and minors from disadvantaged families]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija [Applied Legal Psychology], 2011, no. 3, pp. 85-94.

9. Celujko V.M. Psihologija neblagopoluchnyh semej: kn. dlja pedagogov i roditelej [Psychology of dysfunctional families]. Moscow: VLADOS-PRESS, 2004. 272 p.

10. Shul'ga T.I. Rabota s neblagopoluchnoj sem'ej: ucheb. posobie [Working with a dysfunctional family]. Moscow: Drofa, 2005. 254 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.А. Быкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2700-2762.

С.В. Истомина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: istomina-sv@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6624-8875. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.A. Bykova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2700-2762.

S.V. Istomina, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: istomina-sv@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6624-8875.

УДК 159.9

Наталья Викторовна Былинская, Надежда Ивановна Селех

г. Брест, Республика Беларусь

Представления о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов общего среднего и специального образования

В статье излагаются результаты исследования структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов общего среднего и специального образования методами свободного описания с последующей обработкой данных посредством контент-анализа и факторного анализа. Итогом исследования стало выделение и описание независимых факторов, опосредующих понимание педагогами личности ребенка с особенностями развития. Содержание, которое с точки зрения математики, образует фактор, на психологическом уровне означает категорию (или объединение качеств), образующую структуру представлений. Важность изучения структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у разных субъектов образования определяется тем, что знания и представления специалистов, сопровождающих детство, являются регулятором педагогического общения и взаимодействия.

Ключевые слова: представления о ребенке, метод свободного описания, факторный анализ, фактор, категория, конструкт.

Nataliya Viktorovna Bylinskaya, Nadezhda Ivanovna Seleh

Brest, Belarus

Representations about a child with special psychophysical development by teachers of

general secondary and special education

The article presents research results of the structure and content of ideas about a child with special psychophysical development by teachers of general secondary and special education with using free description methods with subsequent data processing through content analysis and factor analysis. The result of the research was the identification and the description of independent factors that mediate the understanding of the personality of a child with developmental peculiarities by teachers. Content which, from the mathematics point of view, forms a factor at the psychological level means a category (or a combination of qualities) that forms the structure of representations. The importance of studying the structure and the content of ideas about a child with special psychophysical development in different subjects of education is determined by the fact that the knowledge and ideas of specialists accompanying childhood are the regulators of pedagogical communication and interaction.

Keywords: representations about the child, the method of free descriptions, the factorial analysis, the factor, a category, construct.

На протяжении ряда лет ежегодно увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития, поэтому необходимость содействия физическому, психическому развитию таких детей, предупреждение у них возникновения вторичных отклонений в развитии, обеспечение личностно-ориентированной, разноуровневой кор-рекционной работы не вызывает сомнения. Решение проблем, возникающих у особого ребенка, создание своеобразного развивающего «поля», которое бы способствовало компенсации дефектов в развитии, т.е. собственно психолого-педагогическое сопровождение, ведет к благополучной социальной адаптации ребенка в обществе [2]. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении подразумевает систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта [3].

В настоящее время в образовательном пространстве формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признается их обучаемость, равноправие всех детей в получении образования, изменяются концептуальные основы специального образования, признается самоценность ребенка независимо от выраженности психофизического нарушения, в учреждениях образования создаются условия для обучения всех детей с учетом их особых потребностей и возможностей. Особая роль в процессах социализации и социальной адаптации детей с ОПФР принадлежит работникам педагогических коллективов. Однако непосредственный опыт общения с педагогами общего среднего образования свидетельствует о том, что они не всегда правильно дифференцируют учащихся с нормативным и отклоняющимся типами развития и в основном оперируют не научными, а обыденными представлениями о детях с особенностями психофизического развития. Для успешной адаптации детей с ОПФР в общеобразовательные учреждения учителю, который часто не имеет специальной подготовки и опыта работы с такими детьми, необходимо преодолеть ряд сложившихся стереотипов, понимать индивидуально -психологические проявления особенных детей, а также выбирать оптимальные способы реагирования, соответствующие окружающей обстановке и иметь позитивную структуру представлений о специфике психофизического развития. Адекватность восприятия и понимания особенного ребенка, являющихся механизмами межличностного познания, а также полнота содержания представлений о нем у субъектов образовательного процесса позволяют объективно оценить потенциал ребенка, создать ему соответствующие условия образования, а также обеспечивают успешность его социализации и социальной адаптации.

Целью настоящего исследования являлось изучение представлений педагогов общего среднего образования и педагогов специального образования о детях с особенностями психофизического развития методом свободного описания. Общая численность респондентов, принимавших участие в исследовании, составила 80 человек (40 педагогов специального образования и 40 педагогов учреждений общего среднего образования).

Процедура проведения исследования заключалась в том, что респондентам предлагалось написать сочинение на тему: «Особенный ребенок моими глазами», при этом не давалось установок на преимущественное или ограниченное описание каких-либо отдельных феноменов. Свободная форма описания позволяла респондентам указать особенно значимые для их субъективного восприятия личностные особенности ребенка с особенностями психофизического развития, описать демонстрируемые им аспекты поведения и специфику межличностных контактов. Сочинения обрабатывались посредством контент-анализа. Для вторичной обработки данных контент-анализа был использован факторный анализ. Итогом факторного анализа выступают «связки» характеристик, образующих фактор. То содержание, которое с точки зрения математики, образует фактор, на психологическом уровне означает категорию, конструкт (или объединение качеств), образующих структуру и содержание представлений респондентов. Разные качества вносят разный вклад в образование категории. Цифры, стоящие возле каждого качества, означают его нагрузку: чем больше их значение, тем более вес определенного качества (дескриптора) в образовании фактора. Кроме иерархии качеств, образующих категорию, факторный анализ позволяет определить также ее субъективную значимость, выраженную в процентах общей дисперсии [1]. В итоге выделенные факторы являются отражением личностных категорий (конструктов), опосредующих понимание респондентами ребенка с ОПФР. Для дальнейшего обсуждения представлены независимые, ортогональные факторы, наиболее значимые по своей валентности для респондентов.

Представление о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов общего среднего образования.

Первый фактор (11,9 % общей дисперсии) включает следующие шкалы: Более глубокий (0,807) Такой же как другие дети (0,698) Проблемы со здоровьем (0,583) Отклонения в развитии (0,553) Представленный фактор отражает комплекс различных характеристик, которые, с одной стороны, подчеркивают глубину внутреннего мира ребенка с ОПФР и его равноправие в установлении общественных отношений, а с другой - указывают на проблемы со здоровьем и отклонения в разви-

тии, которые могут оказывать существенное влияние на способность осуществлять социально-ролевые функции в полном объеме. Данный фактор можно обозначить как «неоднозначный ребенок», поскольку образующие его характеристики являются довольно противоречивыми.

Второй фактор (10,5% общей дисперсии) образован следующими дескрипторами: Не может ходить (0,854) Трудно жить (0,745)

Неспособность полноценно передвигаться часто ограничивает возможность ребенка с особенностями автономно освоить социальную роль и реализовать профессиональные притязания. Можно предположить, что выделение данной категории, как одной из значимых, указывает на осознание педагогами учреждений общего среднего образования проблемы социализации детей с особыми потребностями и ее общественную актуальность в настоящее время. Данный фактор можно обозначить как «социальная проблема».

Третий фактор (9,2% общей дисперсии) содержит следующие шкалы:

Отличныйребенок (0,887) Улыбчив (0,815)

Тяжело воспринимает программу (0,408) В содержание фактора включена достаточно абстрактная характеристика «отличный ребенок», которая подразумевает активность проявлений в чем-либо. Остальные характеристики отражают представление респондентов о ребенке с ОПФР как об ученике, которому свойственно демонстрировать не только свою улыбчивость при контакте с другими людьми, но и трудности в процессе обучения, связанные с усвоением школьной программы в полном объеме. Таким образом, педагоги учреждений общего среднего образования понимают, что такой ученик может проявлять себя по-разному. Зафиксированный фактор можно назвать «особенный ребенок».

Четвертый фактор (7,4 %общей дисперсии) содержит следующие характеристики: Закрывается в себе (- 0,799) Открытый (- 0,740)

Данный фактор образован двумя полярными характеристиками. С одной стороны, конструкт отражает открытость особенного ребенка для общения и взаимодействия, а с другой стороны - его стремление к уединению. Учитывая подобную противоречивость представлений педагогов общего среднего образования, представленный конструкт можно обозначить как «коммуникативное поведение».

Пятый фактор (7,2 % общей дисперсии) включает:

Не такой как все (- 0,886) Ограничены возможности (0,562) Содержание этого фактора можно обозначить как «другой». Характеристики, образующие фактор, указывают на понимание педагогами учре-

ждений общего среднего образования ребенка с ОПФР как личности, имеющей индивидуально-психологические особенности, существенно отличающие его от своих нормотипичных сверстников как по физической составляющей, так и по познавательным возможностям.

Шестой фактор (6,7 % общей дисперсии) объединяет следующие шкалы: Тяжело помочь (0,750) Особенный (0,658)

В данном факторе образующей характеристикой является компонент «тяжело помочь», который может обуславливаться как не типичностью развития ребенка, так и отражать понимание педагогами учреждений общего среднего образования необходимости овладения комплексом специальных знаний, умений и навыков для оказания этой помощи. При этом в данном факторе подчеркивается, что ребенок с ОПФР - особенный. Таким образом, данный конструкт можно зафиксировать как «индивидуальный подход».

Седьмой фактор (5,9% общей дисперсии) образован двухполюсными характеристиками: Послушный (- 0,817) Сложный (0,509)

Содержание данного фактора образовано характеристиками, свидетельствующими об ожидании трудностей во взаимодействии с ребенком с особенностями психофизического развития. Данный фактор можно обозначить как «специфический ученик».

Представление о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов специального образования.

Первый фактор (11,4 % общей дисперсии) образован следующими дескрипторами: Полон идей (0,875) Наивный (0,861) Смеется (0,594)

Образующие ведущий по субъективной значимости фактор шкалы-характеристики отражают спонтанность и простоту ребенка с ОПФР, его эмоциональную открытость и непринужденность в познании окружающей действительности. Можно предположить, что данная группа респондентов имеет достаточно устойчивые представления об особенностях эмоционально-волевой сферы ребенка с ОПФР, его поведенческих проявлениях и способах познания окружающего мира. Выделенный конструкт можно зафиксировать как «непосредственный ребенок».

Второй фактор (10,8% общей дисперсии) включает следующие компоненты: Общительный (0,799) Дружелюбный (0,789) Вежливый (0,439)

Данный фактор образован совокупностью характеристик, которые описывают личность ребенка в процессе общения. По мнению педагогов специаль-

ного образования особенный ребенок является открытым в коммуникации с другими людьми, позиционировании самого себя и познании окружающей действительности. Представленный конструкт можно обозначить как «коммуникативное поведение».

Третий фактор (9,8% общей дисперсии) представлен дескрипторами:

Нуждается в индивидуальном подходе (- 0,782) Веселый (- 0,715)

Ограничен в возможностях (0,512) Сосредоточенный (- 0,452) В представленный фактор включены как ресурсные стороны ребенка с ОПФР, так и те компоненты, которые указывают на его «особенный статус» (необходимость индивидуального подхода, ограничения в возможностях). Таким образом, с одной стороны, в представлениях педагогов специального образования такой ребенок имеет ресурсные стороны (веселый, сосредоточенный), а с другой -нуждается в обеспечении специальных условий и имеет предел в возможностях, обусловленный психофизическими особенностями развития. Данный фактор можно обозначить как «особенный ребёнок».

Четвертый фактор (7,8% общей дисперсии) содержит следующие компоненты: Упрямый (0,920) Интересный (0,819)

Составляющая «интересный», включенная в содержание фактора, подчеркивает многогранность проявлений и особенности мира личности особенного ребенка, его специфику и уникальность. Можно предположить, что компонент «упрямый» указывает на поведенческие реакции ребенка с ОПФР в процессе учебной деятельности или взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Данный конструкт можно назвать «специфический ученик».

Пятый фактор (6,5% общей дисперсии) представлен следующими шкалами: Добрый (0,709) Искренний (- 0,685) Избирательный (0,498)

Данный фактор содержит перечень положительных характеристик, которые описывают ребенка с особенностями с разных сторон. Поэтому представленный конструкт обозначен как «личностный компонент». Можно предположить, что образующие фактор характеристики отражают готовность педагогов специального образования воспринимать ребенка, как личность в образовательном пространстве.

Шестой фактор (6,4% общей дисперсии) включает следующие двухполюсные дескрипторы: Уникальный (0,736) Любознательный (0,710) Требует внимания (- 0,526) Содержание выделенного фактора свидетельствует о понимании респондентами особенного ребенка как уникального и неповторимого. Для

того, чтобы направить любознательность такого ребенка в «нужное русло» педагогу часто необходимо организовывать и структурировать его деятельность. При этом ребенку с ОПФР необходимо не только общество, но и особое внимание и отношение, что особенно подчеркивалось в сочинениях данной группы респондентов. Совокупность представленных характеристик можно обозначить как «индивидуальный подход».

Седьмой фактор (5,7% общей дисперсии) представлен шкалами:

Активный (0,829)

Аккуратный (0,677)

Данный фактор можно определить как «способный», поскольку в категорию включен дескриптор «активность», отражающий способность ребенка интенсивно проявляться и осуществлять деятельность. Качество аккуратности указывает на умение поддерживать порядок, выполнять необходимую деятельность прилежно и выглядеть опрятно. Представленные результаты отражают умение педагогов специального образования фокусироваться на сильных сторонах особенного ребенка, что является важным фактором для его успешного развития и социализации в целом.

Сравнительный анализ структуры и содержания представлений о ребенке с ОПФР у педагогов специального образования и педагогов учреждений общего среднего образования позволил выявить как общие, так и специфические факторы-категории.

Общими являются следующие конструкты: «особенный ребенок», «специфический ученик», «индивидуальный подход», «коммуникативное поведение», что отражает схожесть взглядов респондентов обеих групп на особенного ребенка и готовность содействовать его социализации и адаптации в целом. Необходимо отметить, что данные компоненты являются достаточно значимыми для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР. Педагоги имеют представления об основных особенностях такого ребенка, понимают его возможные трудности, как в процессе социализации, так и в освоении учебной программы, а также важность индивидуального подхода. Данные результаты могут быть обусловлены активным просвещением в настоящее время педагогов всех категорий проблемами доступности образования и его способности удовлетворить различные образовательные потребности всех детей в рамках инклюзивного подхода, актуальностью включения ребенка с ОПФР в общее образовательное пространство.

Специфические категории «способный» и «личностный компонент» в структуре представлений у педагогов учреждений общего среднего образования в ходе исследования не зафиксированы. При этом сочинения данной группы респондентов отличались меньшей содержательной наполненностью и минимальным количеством конкретных

личностных качеств особенного ребенка. Это может быть связано с тем, что педагоги общего среднего образования не обладают достаточным опытом взаимодействия с ребенком с ОПФР, чтобы иметь возможность понять его личность более глубоко, выделить его ресурсные стороны, способности и личностные качества. Полученные результаты могут быть связаны с тем, что на специфику и структуру представлений педагогов специального образования оказывает влияние практический опыт работы с данной категорией детей. Непосредственное взаимодействие педагогов специального образования с ребенком с ОПФР опосредует не только понимание его специфических особенностей, но и способствует улучшению социальной перцепции в процессе осуществления совместной деятельности и общения с учетом положительных личностных качеств такого ребенка.

Таким образом, проведенное исследование позволило зафиксировать в структуре представлений педагогов общего среднего и специального образования о ребенке с особенностями психофизического развития семь независимых факторов-категорий, которые по своему содержанию являются, во-первых,

довольно простыми, так как включают только от 2 до 4 образующих их шкал-характеристик, во-вторых, противоречивыми, поскольку содержат двухполюсные, полярные дескрипторы.

Содержание выделенных конструктов свидетельствует о понимании педагогами ребенка с особенностями психофизического развития, как школьника, который имеет специфические особенности функционирования, влияющие на процесс усвоения материала в процессе обучения, контактность с другими людьми и на адаптацию в целом. Это говорит об ожидании педагогами сложностей во взаимодействии с данной категорией обучающихся. Поскольку представления педагогов общего среднего и специального образования о ребенке являются фактором личностного развития ученика и его социализации и адаптации в обществе, думается, что расширение зоны осмысления педагогом собственной профессиональной позиции и углубление собственного понимания личности обучающихся с особенностями психофизического развития, будет способствовать обогащению социального опыта самих учащихся и оптимизации педагогического взаимодействия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бююль, А. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / А. Бююль, П. Цефель. - Санкт-Петербург : ДиаСофтЮП, 2011. - Текст : непосредственный.

2. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире / Н.Н. Малофеев. - Москва : Просвещение, 2009. - Текст : непосредственный.

3. Шаповал, И.А. Специальная психология / И.А. Шаповал. - Москва : ТЦ «Сфера», 2005. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Bjujul' A., Cefel' P. SPSS: iskusstvo obrabotki infoimacii. Analiz statisticheskih dannyh i vosstanovlenie skrytyh za-konomemostej [SPSS: the art of information processing. Analysis of statistical data and recovery of hidden patterns]. Sankt-Peterburg: DiaSoftJuP, 2011.

2. Malofeev N.N. Special'noe obrazovanie v menjajushhemsja mire [Special education in a changing world]. Moscow: Prosveshhenie, 2009.

3. Shapoval I.A. Special'naja psihologija [Special Psychology]. Moscow: TC «Sfera», 2005. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.В. Былинская, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь, e-mail: soloves_@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2545-5592.

Н.И. Селех, магистрант, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь, e-mail: hope021097@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.I. Bylinskaya, Ph. D. in Psychology, Associated Professor, Department Chair of Psychology, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, Belarus, e-mail: soloves_@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2545-5592.

N.I. Seleh, Master's Student, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, Belarus, e-mail: hope021097@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.