Научная статья на тему 'Представление и отношение к патриотизму у молодежи'

Представление и отношение к патриотизму у молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
965
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PATRIOTISM / YOUTH / MORALITY / SEMANTIC DIFFERENTIAL / REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костригин А. А., Виганд А. М.

Статья посвящена представлению и отношению к патриотизму у молодежи. Отмечаются проблемы воспитания патриотизма у молодых людей, изложенные в отечественной литературе. Результатами проведенного теоретического анализа выступили: определение особенностей представления и отношения к патриотизму не только молодежи, но и взрослых лиц, а также причин этих представлений и отношения субъектов, а также достоинств и недостатков методов продвижения патриотизма на данный момент. В статье показана проблема понимания патриотизма молодежью с помощью семантических методов. Цель работы исследовать представление и отношение к патриотизму у молодежи. В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ, метод ассоциаций, методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд, модификация И.Л. Соломина), кластерный анализ. По результатам эмпирического исследования выявлены понятия, ассоциирующиеся у молодежи с патриотизмом: «Родина», «Россия», «Долг», «Жертвенность», «Преданность», «Культура», «Глобализм», «Критическое мышление», «Власть», «Эмиграция», «Предательство», «Я», «Русский мир», «Патриотизм». Установлено: для студентов наиболее значимыми являются такие семантические понятия, как «Преданность», «Культура», «Эмиграция», «Критическое мышление», «Родина», «Патриотизм», «Я»; значимыми идеями для молодежи являются понятия нравственности; ни одно понятие в семантической структуре сознания молодежи не имеет тесной связи с патриотизмом. Возможно, понятие «Патриотизм» имеет совсем другую природу, и исследование представлений о нем не раскрывает его сущности. Наше исследование показало, что у российской молодежи отчетливо присутствует готовность приносить в жертву личные интересы общественным и идентификация со своей страной, ее историей и народом, но чувство любви к Родине и соответствующее «патриотическое» поведение слабо выражены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION AND ATTITUDE TO PATRIOTISM IN YOUTH

This article is devoted to the presentation and attitude towards patriotism among young people. The problems of patriotism education in young people, described in the Russian literature, are noted. The results of the theoretical analysis were as follows: identifying the characteristics of representations and attitudes towards patriotism not only among young people, but also adults, as well as the reasons for these ideas and attitudes of individuals, highlighting programs for educating patriotism in young people, considering psychological work on the formation of patriotism in the minds of citizens, as well as the advantages and disadvantages of methods of promoting patriotism at the moment. This article shows the problem of understanding patriotism among young people using semantic methods. The purpose of this work is to study the representations and attitude towards patriotism among young people. The following research methods were used: theoretical analysis, association method, Semantic Differential technique (C. Osgood, modification by I.L.Solomin), cluster analysis. Under the results of the empirical research, the concepts associated with youth with patriotism were identified: “Motherland”, “Russia”, “Duty”, “Sacrifice”, “Devotion”, “Culture”, “Globalism”, “Critical Thinking”, “Power” , “Emigration”, “Betrayal”, “I”, “Russian World”, “Patriotism”; established: for students the most significant are such semantic concepts as “Devotion”, “Culture”, “Emigration”, “Critical Thinking”, “Homeland”, “Patriotism”, “I”; important ideas for youth are the concepts of morality; not a single concept in the semantic structure of the consciousness of youth has a close connection with patriotism. Perhaps the concept of “Patriotism” has a completely different nature, and the study of ideas about it does not reveal its essence. Our study showed that Russian youth clearly have a willingness to sacrifice personal interests to the public and identification with their country, its history and people, but the feeling of love for the Motherland and the corresponding “patriotic” behavior are poorly expressed.

Текст научной работы на тему «Представление и отношение к патриотизму у молодежи»

Психологические науки

УДК 159.99

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К ПАТРИОТИЗМУ У МОЛОДЕЖИ

А.А. Костригин, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Москва, Россия;

ORCID 0000-0002-5454-7357 А.М. Виганд, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Москва, Россия;

ORCID 0000-0002-1122-9711

Аннотация. Статья посвящена представлению и отношению к патриотизму у молодежи. Отмечаются проблемы воспитания патриотизма у молодых людей, изложенные в отечественной литературе. Результатами проведенного теоретического анализа выступили: определение особенностей представления и отношения к патриотизму не только молодежи, но и взрослых лиц, а также причин этих представлений и отношения субъектов, а также достоинств и недостатков методов продвижения патриотизма на данный момент. В статье показана проблема понимания патриотизма молодежью с помощью семантических методов. Цель работы - исследовать представление и отношение к патриотизму у молодежи. В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ, метод ассоциаций, методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд, модификация И.Л. Соломина), кластерный анализ. По результатам эмпирического исследования выявлены понятия, ассоциирующиеся у молодежи с патриотизмом: «Родина», «Россия», «Долг», «Жертвенность», «Преданность», «Культура», «Глобализм», «Критическое мышление», «Власть», «Эмиграция», «Предательство», «Я», «Русский мир», «Патриотизм». Установлено: для студентов наиболее значимыми являются такие семантические понятия, как

«Преданность», «Культура», «Эмиграция», «Критическое мышление», «Родина», «Патриотизм», «Я»; значимыми идеями для молодежи являются понятия нравственности; ни одно понятие в семантической структуре сознания молодежи не имеет тесной связи с патриотизмом. Возможно, понятие «Патриотизм» имеет совсем другую природу, и исследование представлений о нем не раскрывает его сущности. Наше исследование показало, что у российской молодежи отчетливо присутствует готовность приносить в жертву личные интересы общественным и идентификация со своей страной, ее историей и народом, но чувство любви к Родине и соответствующее «патриотическое» поведение слабо выражены.

Ключевые слова: патриотизм, молодежь, нравственность, семантический дифференциал, представления

UDC 159.99

REPRESENTATION AND ATTITUDE TO PATRIOTISM

IN YOUTH

A.A. Kostrigin, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art)

Moscow, Russia

A.M.Vigand, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art)

Moscow, Russia

Abstract. This article is devoted to the presentation and attitude towards patriotism among young people. The problems of patriotism education in young people, described in the Russian literature, are noted. The results of the theoretical analysis were as follows: identifying the characteristics of representations and attitudes towards patriotism not only among young people, but also adults, as well as the reasons for these ideas and attitudes of individuals, highlighting programs for educating patriotism in young people, considering psychological work on the formation of patriotism in the minds of citizens, as well as the advantages and disadvantages of methods of promoting patriotism at the moment. This article shows the

problem of understanding patriotism among young people using semantic methods. The purpose of this work is to study the representations and attitude towards patriotism among young people. The following research methods were used: theoretical analysis, association method, Semantic Differential technique (C. Osgood, modification by I.L.Solomin), cluster analysis. Under the results of the empirical research, the concepts associated with youth with patriotism were identified: "Motherland', "Russia", "Duty, "Sacrifice", "Devotion", "Culture", "Globalism", "Critical Thinking", "Power" , "Emigration", "Betrayal", "I", "Russian World", "Patriotism"; established: for students the most significant are such semantic concepts as "Devotion", "Culture", "Emigration", "Critical Thinking", "Homeland", "Patriotism", "I"; important ideas for youth are the concepts of morality; not a single concept in the semantic structure of the consciousness of youth has a close connection with patriotism. Perhaps the concept of "Patriotism" has a completely different nature, and the study of ideas about it does not reveal its essence. Our study showed that Russian youth clearly have a willingness to sacrifice personal interests to the public and identification with their country, its history and people, but the feeling of love for the Motherland and the corresponding "patriotic" behavior are poorly expressed.

Keywords: patriotism, youth, morality, semantic differential, representations

Введение

На данный момент одной из актуальных проблем в исследовании молодежи является их отношение к патриотизму. С точки зрения социума, изучение представлений и отношения к патриотизму, свойственное молодежи, будет способствовать переосмыслению этого феномена и уточнению его содержания, а также развитию и совершенствованию, как патриотических установок, так и мероприятий, направленных на формирование интереса и любви к собственной стране.

Идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Однако, несмотря на то, что в нашей стране часто используется патриотически напыщенная речь, осуществляются программы по патриотическому воспитанию молодежи, привитию ей

любви к Родине, у граждан нет четкого понимания того, какой именно патриотизм им предлагается и патриотизм ли это, являются ли они патриотами и кто не является патриотом и др.

Согласно В.И. Далю, патриотизм - это «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, готовность пожертвовать своими интересами ради нее, интерес к истории Родины, а также не безразличность к происходящему с ней в настоящее время» [4, с.51-53]. Опираясь на это определение, необходимо отметить, что оно состоит как из достаточно простых для понимания элементов (любовь к Родине, самопожертвование и др.), так и сложно согласуемых личностных паттернов поведения (не безразличность к происходящему с Родиной). Эта неоднозначность и приводит к ситуации, когда не только молодое поколение, но и действующие политики, государственные деятели и публичные лица обладают сомнительными и резонансными установками, убеждениями и стереотипами. Вместе с тем обнаруживаются и прикладные проблемыв области патриотического воспитания.

По нашему мнению, одной из попыток понимания и объяснения указанных проблем является исследование представлений о патриотизме и отношения к нему. Такие исследования покажут реальную картину состояния социума в России и станут отправной точкой в теоретических и прикладных разработках.

Существует и государственный запрос на решение патриотического вопроса. На данный момент патриотизм является национальной идеей. На совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 г. президент РФ В.В. Путин обратился к идеологии патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм» [14]. В 2016 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы». Данная программа включает в себя несколько разделов:

1) научно-исследовательский;

2) информационный;

3) методический;

4) ориентированные на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания, и пунктов по развитию волонтерского движения. Так же предполагается, что данная программа будет положена в основу закона о патриотическом воспитании [13].

Таким образом, существует государственная, социальная и научная актуальность обращения к вопросу патриотизма. В данной работе мы сосредоточимся на проблеме представления о патриотизме и отношения к нему у молодежи. В качестве исследуемой аудитории была выбрана молодежь, т.к. ее установки, убеждения, представления о патриотизме будут демонстрировать как результат патриотического воспитания прошлого, так и позволять наметить развитие этого элемента общественного сознания в будущем.

В научной литературе по проблеме патриотизма большинство статей на эту тематику сосредоточиваются на следующих вопросах: описание истории патриотизма и отношения к нему [8]; освещение патриотического воспитания молодежи и его пользе [9; 13; 14; 15]; сравнение полярных, по мнению исследователей, феноменов патриотизма и экстремизма и отношения к ним у различных социальных групп [10; 11]; патриотическое поведение и патриотические чувства у россиян [12; 7], а также освещают некоторые социально-психологические аспекты патриотизма [5; 6; 18]. Как видно из перечисленных направлений исследований, они в основном сосредоточены на социологических и политологических аспектах, частично, педагогических и воспитательных. Психологические работы либо раскрывают некоторые психологические механизмы формирования патриотического сознания и чувства, либо строят психологические концепции патриотизма и его функционирования. Однако отсутствуют исследования содержания патриотизма в сознании гражданина (в нашем случае, молодого гражданина) с помощью психологических методов. Таким образом, существует необходимость применения психологических методов для изучения представлений о патриотизме и отношения к нему у молодежи.

В данной статье предпринята попытка восполнить

вышеназванные пробелы. Цель работы - исследовать отношение и представление о патриотизме у молодежи с помощью ассоциативного метода и метода семантического дифференциала, что поможет выявить индивидуальное семантическое поле сознания молодежи и понять, в чем на данный момент состоит проблема понимания патриотизма молодежью.

Процедура и методы исследования

Проведенный теоретический обзор литературы по проблеме патриотизм, представлениях о нем и отношении к нему у молодежи показывает, что используются только социологические методы исследования. Психологические методы слабо представлены. Это обусловило постановку научной проблемы исследования - изучение представления и отношения к патриотизму у молодежи с помощью психологических методов. Для того, чтобы наметить путь решения данной проблемы, мы провели пилотное исследование.

Целью исследования является изучение представления и отношения к патриотизму у молодежи. В качестве выборки выступили студенты 18-20 лет, обучающиеся по специальности «Телевидение», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Социология» в количестве 67 человек.

На первом этапе исследования была поставлена задача выявления особенностей представления о патриотизме. Для решения этой задачи был выбран ассоциативный эксперимент: студентов (п=52) просили написать по пять существительных, которые ассоциируются у них со словами «патриотизм» и «непатриотизм». На втором этапе была поставлена задача определения отношения к патриотизму у молодежи через построение семантического дифференциала.

Методы исследования: ассоциативный эксперимент, методика «Семантический дифференциал» (автор Ч. Осгуд, модификация И.Л. Соломина). Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью кластерного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В ассоциативном эксперименте были получены следующие

результаты (табл. 1).

Таблица 1 .

Наиболее часто встречающиеся ассоциации к понятиям «патриотизм» _и «непатриотизм» у молодежи

Патриотизм Родина, Россия, Долг, Жертвенность, Преданность, Культура

Непатриотизм Глобализм, Критическое мышление, Власть, Эмиграция, Предательство

Можно сделать вывод, что молодежь связывает патриотизм непосредственно со страной, где они живут, с Родиной, с различными проявлениями нравственности (долг, жертвенность, преданность) и культурными достижениями, традициями, историей.

В качестве противоположных патриотизму проявлений молодежь указывает глобализм (вероятно, как стремление к западному образу жизни и отход от национальной идентичности), власть (как злоупотребление полномочиями не во имя народа, а в угоду собственными интересов чиновников и политиков), критическое мышление (как объективный анализ ситуации в стране), эмиграция (отъезд из страны (Родины) как отказ от национальной идентичности и бросание своего народа на произвол судьбы) и предательство (как антинравственное поведение).

Полученные ряды ассоциаций к понятиям «патриотизм» и «непатриотизм» будут нами трактоваться как противоположные по значению, противоположные по своей направленности.

Эти ассоциации были включены в методику «Семантический дифференциал». Также к ним были добавлены такие понятия, как Я, Русский мир и Патриотизм. Таким образом, объектами оценивания в «Семантическом дифференциале» являлись следующие: Родина, Россия, Долг, Жертвенность, Преданность, Культура, Глобализм, Критическое мышление, Власть, Эмиграция, Предательство, Я, Русский мир, Патриотизм.

Результаты проведения семантического дифференциала представленыв табл. 2 (даны средние значения по семантическим

факторам Ценность, Сила, Активность).

Таблица 2.

Показатели по семантическим факторам по отношению к различным _объектам, связанные с патриотизмом, у молодежи

Объект Ценность Сила Активность

Родина 4,4 4,8 4,1

Россия 3,7 5,3 4,1

Долг 3,9 5,7 4,5

Жертвенность 3,8 5,5 4,8

Преданность 5,4 5,5 4,2

Культура 4,9 5,1 4,4

Глобализм 4,1 5,2 4,4

Критическое мышление 4,6 5,2 4,5

Власть 2,8 4,8 3,5

Эмиграция 4,9 5,4 5,4

Предательство 1,5 5,3 4,8

Русский мир 4,1 5,5 4,2

Патриотизм 4,4 5,2 4,7

Я 4,7 4,2 4,6

В методике «Семантический дифференциал» выявляемые факторы интерпретируются следующим образом: «Ценность» означает эмоциональную привлекательность оцениваемых объектов; «Сила» выражает то, насколько данный объект может влиять на поведение человека; «Активность» определяет то, насколько сам человек готов действовать по отношению к оцениваемому объекту. Проведем интерпретацию полученных результатов.

Установлено, что для студентов наиболее значимыми (высокие показатели по фактору «Ценность») являются такие понятия, как «Преданность», «Культура», «Эмиграция», «Критическое мышление», «Родина», «Патриотизм», «Я». Студенты имеют позитивное отношение к нравственности, культурно-историческому наследию своей страны,

собственно патриотизму и Родине, однако при этом считают привлекательным эмиграцию и опору на критическую мышление.

Относительно оценки «Силы» влияния объектов на поведение студенты показывают высокие показатели по отношению к следующим понятиям: «Долг», «Жертвенность», «Преданность», «Русский мир», «Эмиграция», «Россия», «Предательство». Наблюдается достаточно однозначная картина: наиболее влиятельными для студентов выступают понятия нравственности и морали, идеи Русского мира и национальности. Вместе с тем, отъезд из страны так же выступает как сильный фактор.

Высокие показатели готовности действовать (фактор «Активность») наблюдаются в отношении понятий «Эмиграция», «Жертвенность», «Предательство», «Патриотизм», «Я», «Долг», «Критическое мышление». Как и по другим факторам, студенты обнаруживают активность и деятельность по направлению к нравственности, патриотизму, но, с другой стороны, готовы уехать из страны и критически относится к власти и событиям общественной и политической жизни страны.

Проводя качественный анализ полученных показателей, необходимо отметить обнаруженные семантические паттерны молодежи, связанные с патриотизмом:

- значимыми идеями для молодежи являются понятия нравственности («Долг», «Жертвенность», «Преданность»), однако «Долг» и «Преданность» являются лишь констатируемыми детерминантами поведения студентов (высокие показатели по факторам «Ценность» и «Сила»); только «Жертвенность» является той детерминантой, в отношении которой молодые люди готовы действовать, но не в отношении «Долга» и «Преданности»;

- интересная ситуация присутствует в связи с понятием «Предательство»: молодежь оценивает его как незначимый, однако признает его влиятельным фактором поведения и готова действовать по отношению к нему. Т.к. «Семантический дифференциал» не показывает «знак» направленности деятельности объектов по факторам «Сила» и «Активность», то это можно трактовать как готовность молодежи делать все, чтобы не допустить предательства, бороться с предательством как

внутри себя, так в обществе, что подтверждает нравственную ориентацию молодых людей;

- патриотические («Патриотизм», «Родина») и национальные («Россия», «Русский мир») представления молодежи имеют частичную значимость для нее: «Патриотизм» признается значимым и имеется готовность действовать в отношении него, однако не наблюдается признания его как влиятельного фактора поведения. Можно это объяснить личным стремлением и личным выбором молодежи, а не обязательным для всех. «Россия» и «Русский мир» трактуются лишь как влиятельные факторы поведения. Возможно, молодежь относится к таким идеям как к популистским, политически окрашенным, важным для кого-то другого, но не для них;

- ценным для студентов является «Критическое мышление». Это их личная стратегия мировоззрения и анализа поступающей информации. Они активно используют критическое мышление, однако не признают его безусловно значимым для всех;

- наконец, наиболее информативные результаты касаются такого понятия, как «Эмиграция». Это понятие получило высокие баллы по всем трем факторам, что свидетельствет о том, что для студентов отъезд из страны является привлекательным, влиятельным фактором поведения любого человека, а также студенты готовы что-то делать по направлению к эмиграции. С одной стороны, популярность такого паттерна мышления можно объяснить тем, что эта тема является в настоящее время дискуссионной в российском обществе, молодежь имеет возможность посредством Интернета (социальные сети, блоги и др.) наблюдать за людьми, которые эмигрировали из страны, и среди эмигрировавших присутствует однозначно положительная окраска этого решения.

Полученные результаты по психосематике патриотизма показали, как именно студенты трактуют рассматриваемые понятия, и насколько они готовы придерживать этих идей в собственной жизни. Однако «Семантический дифференциал» не показывает нам близость этих понятий между собой. Для решения этой задачи результаты были обработаны с помощью кластерного анализа (рис. 1).

7,5

7,0

6,5

ф о с 6,0

03

W 5,5

L)

ф eg 5,0

та

с 4,5

4,0

3,5

3,0

Tree Diagram for 14 Variables Single Linkage Euclidean distances

Рисунок 1. Кластеры понятий, связанных с патриотизмом, по фактору «Ценность»

Было построено кластерное дерево, отражающее семантическое пространство понятий, связанных с патриотизмом, которое показало, что по фактору «Ценность» в семантическом пространстве представлений молодежи существует 3 отдельных кластера: 1) «Предательство»; 2) «Власть»; 3) «Родина», «Россия», «Жертвенность», «Русский мир», «Глобализм», «Культура», «Долг», «Преданность», «Я», «Критическое мышление», «Эмиграция», «Патриотизм». Проанализируем полученные кластеры и отношение различных понятий друг к другу:

1. «Предательство». Особое место данного понятия в семантическом пространстве молодежи было нами обнаружено еще на этапе качественного анализа показателей «Семантического дифференциала» (низкая значимость, но высокая готовность к деятельности). Здесь мы наблюдаем еще и отдельное расположение

этого понятия от других понятий, связанных с патриотизмом. Судя по структуре кластеров, «Предательство» никак не связано с патриотизмом, однако играет значимую роль в представлениях и установках молодежи.

2. «Власть». Так же занимает отдельное место в структуре кластеров понятий и никак не связано собственно с патриотическими представлениями молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) «Родина», «Россия», «Жертвенность», «Русский мир», «Глобализм», «Культура», «Долг», «Преданность», «Я», «Критическое мышление», «Эмиграция», «Патриотизм». Внутри данного кластера можно выделить несколько подгрупп:

а) «Родина», «Россия». Связь данных понятий - очевидна. Для российской молодежи Родиной является их страна - Россия. У этих двух понятий наблюдается самый высокий показатель связи;

б) «Жертвенность». Имеет некоторое самостоятельное значение и место в семантической структуре сознания молодежи. Достаточно близкое понятие к понятиям «Россия» и «Родина». Связь достаточно очевидна: если молодежь и готова пожертвовать чем-то, то, в том числе, и ради своей страны и Родины;

в) «Русский мир», «Глобализм». С первого взгляда, может показаться, что эти понятия - противоположны другк другу: «Русский мир» меньше по объему глобальной идентичности и культуры. Однако «Русский мир» может пониматься молодежью как русская культура и менталитет во всем мире. Т.е. русский человек в масштабах планеты принадлежит чему-то глобальному. Либо же наоборот: русская культура и русский мир - может быть наравне глобальному, заменять и восполнять его. Также отметим без дополнительного анализа, что отсутствует близкая связь между, как нам может показаться, «Русским миром» и «Россией» (Интерпретация этого явления не входит в наши задачи, но может быть поставлена в дальнейших работах»);

г) «Культура». Имеет некоторое самостоятельное значение и место в семантической структуре сознания молодежи. Данное понятие достаточно близко к понятиям «Русский мир» и «Глобализм», т.к. последние включают в себя соответствующие культуры. При этом к патриотизму «Культура» имеет опосредованное отношение;

д) «Долг». Имеет некоторое самостоятельное значение и место

в семантической структуре сознания молодежи. К патриотизму имеет опосредованное отношение;

е) «Я», «Преданность». Данная подгруппа имеет важное значение, т.к. понятие «Я» здесь показывает, какое из всех рассматриваемых нами понятий молодой человек связывает с собой. Таковым выступает «Преданность», т.е. нравственное понятие. К сожалению, наше исследование не предполагало уточнение специфического определения каждого понятия, поэтому мы не знаем, преданность кому или чему считает значимой молодежь: себе, семье, друзьям, Родине, стране и т.п. Однако точно можно сказать, что к патриотизму «Преданность» относится лишь опосредованно, как и понятие «Я»: себя с патриотизмом молодеж идентифицирует слабо;

ж) «Эмиграция», «Критическое мышление». Данная подгруппа является уникальной: понятия из одного семантического ряда (еще на первом этапе исследования - ассоциативном эксперименте) обнаруживают действительно близкую связь в семантической структуре сознания молодежи. Вероятно, критическое мышление к действительности, которая присутствует в стране, приводит к эмиграции. Эти понятия имеют опосредованное отношение к патриотизму;

з) «Патриотизм». Хотя и входит в кластер со всеми понятиями, которые так или иначе в обыденном представлении ассоциируются с ним, в действительности имеет достаточно опосредованную связь с ними. По сути, в семантической структуре сознания молодежи патриотизм занимает отдельное место, имея лишь слабые пересечения с такими понятиями, как «Родина», «Россия», «Жертвенность», «Русский мир», «Глобализм», «Культура», «Долг», «Преданность».

На основе кластерного анализа можно сделать обобщающий вывод относительно связи понятий категории «Патриотизм»: ни одно понятие в семантической структуре сознания молодежи не имеет тесной связи с патриотизмом. Мы видим три линия объяснения полученных данных:

1) нами исследовались понятия, которые слабо связаны с понятием «Патриотизм». Вероятно, существуют другие понятия, с которыми у понятия «Патриотизм» присутствуют сильные связи и через которые патриотизм может выражаться;

2) нами исследовались испытуемые, которые не придерживаются патриотизма, не имеют данной ценности, а значит, в структуре их сознания понятие «Патриотизм» практически ни с чем не имеет связей;

3) понятие «Патриотизм» имеет совсем другую природу, и исследование представлений о нем не раскрывает его сущности. Возможно, методология и теоретическая основа проведенного нами исследования не позволяет исследовать подлинное содержание и структуру понятия «Патриотизм» в структуре сознания. Наше исследование не может претендовать на то, чтобы отстаивать точку зрения, что патриотизм никак не связан с Родиной, страной, где человек живет, с нравственностью, долгом, жертвенностью и пр.

Заключение

Полученные результаты позволяют сформулировать общий вывод относительно проблемы патриотизма и патриотического сознания у современной российской молодежи. Согласно А.Л. Журавлеву и А.В. Юревичу, патриотизм - многосоставное понятие и явление, а основными составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине; 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным; 3) соответствующее поведение; 4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. Наше исследование показало, что у российской молодежи отчетливо присутствуют лишь два компонента из четырех: готовность приносить в жертву личные интересы общественным и идентификация со своей страной, ее историей и народом. Чувство любви к Родине и соответствующее «патриотическое» поведение слабо выражены. Это может быть объяснено следующим образом: 1) относительно чувства любви к Родине - «насильно мил не будешь», или заставить, или научить любить нельзя (а именно эту цель ставят различные общественные и государственные объединения), ведь это аффективное явление, оно может только само появиться как результат личностного развития; 2) модели патриотического поведения «устарели» (многие тянутся с советского времени и не соответствуют новому поколению гражданского общества), а новые еще не были сформированы.

Обнаруженные результаты ставят не только научные, но гражданские и социальные задачи для современного российского общества.

Литература:

1. Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи //Человек и образование. 2012. № 1 (30). С. 130-134.

2. Антонова А.Д., Сафронова Е.С., Лучникова М.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. 2017. № 48. С. 296-299.

3. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 27-32.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 686 с.

5. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Патриотизм как объект изучения психологической науки //Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С. 88-98.

6. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе //Психологический журнал. 2015. Т. 26. № 4. С. 8998.

7. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis.

2013. № 2. С. 18.

8. Мазур М.А., Ванюкова Я.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4 (43). С. 51-53.

9. Муращенкова Н.В. Социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме. Смоленск,

2014. 310 с.

10. Муращенкова Н.В. Структура социальных представлений

молодежи об экстремизме и патриотизме //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).2012.№ 12.С. 10.

11. Новикова С.Н., Козьяков Р.В. Патриотические ценности как фактор формирования здоровой личности и профилактики наркозависимости в молодежной среде // Журнал гуманитарных наук. 2016. № 13. С. 23-27.

12. Покида А.Н. Специфика патриотических чувств россиян //Власть. 2010. № 12. С. 124-129.

13. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0 ws.pdf (дата обращения: 15.01.2019)

14. Путин: РФ сталкивается с попытками влияния извне на самосознание нации [электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20120912/74857253.html (дата обращения: 15.01.2019)

15. Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции молодежи ВУЗа в современных условиях. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2012. 182 с.

16. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 240-243.

References:

1. Adaeva N.V. K ponimaniju sushhnosti patriotizma i patrioticheskogo vospitanija uchashhejsja molodezhi // Chelovek i obrazovanie. 2012. № 1 (30). Pp. 130-134.

2. Antonova A.D., Safronova E.S., Luchnikova M.D. Patriotizm v sovremennoj Rossii: voprosy i problemy // Molodoj uchenyj. 2017. № 48. Pp. 296-299.

3. Grevceva G.Ja., Ippolitova N.V. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi: istoricheskij aspekt. // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 6. Pp. 27-32.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. M.: JeKSMO-PRESS,

2000. 686 p.

5. Zhuravlev A.L., Jurevich A.V. Patriotizm kak ob"ekt izuchenija psihologicheskoj nauki // Psihologicheskij zhurnal. 2016. T. 37. № 3. Pp. 8898.

6. Ko'cova V.A., Sosnin V.A. Social'no-psihologicheskie problemy patriotizma i osobennosti ego vospitanija v sovremennom rossijskom obshhestve // Psihologicheskij zhurnal. 2015. T. 26. № 4. Pp. 89-98.

7. Lutovinov V.I. Sovremennyj rossijskij patriotizm: sushhnost', osobennosti, osnovnye napravlenija // StudiaHumanitatis.2013. № 2. Pp. 18.

8. Mazur M.A., Vanjukova Ja.A. Jevoljucija ponjatij patriotizma i patrioticheskogo vospitanija // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2010. № 4 (43). Pp. 51-53.

9. Murashhenkova N.V. Social'no-psihologicheskie determinanty predstavlenij molodezhi ob jekstremizme i patriotizme. Smolensk, 2014. 310 p.

10. Murashhenkova N.V. Struktura social'nyh predstavlenij molodezhi ob jekstremizme i patriotizme // Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal).2012. № 12. Pp. 10.

11. Novikova S.N., Kozjakov R.V. Patrioticheskie cennosti kak faktor formirovanija zdorovoj lichnosti i profilaktiki narkozavisimosti v molodezhnoj srede // Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016. № 13. Pp. 23-27.

12. Pokida A.N. Specifika patrioticheskih chuvstv rossijan // Vlast'. 2010. № 12. Pp. 124-129.

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 N 1493 (red. ot

20.11.2018) «O gosudarstvennoj programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody» [электронный ресурс]. URL:

http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0 ws.pdf (дата обращения: 15.01.2019)

14. Putin: RF stalkivaetsja s popytkami vlijanija izvne na samosoznanie nacii [электронный ресурс] // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/society/20120912/74857253.html (дата обращения:

15.01.2019)

15. Chel'cov M.V. Formirovanie grazhdanskoj pozicii molodezhi VUZa v sovremennyh uslovijah. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj

pedagogicheskij universitet, 2012. 182 p.

16. Shu'zhenko M.Je. Patrioticheskoe vospitanie sovremennoj

molodezhi // Molodoj uchenyj. 2017. № 47. Pp. 240-243.

— • —

Сведения об авторах

Артем Андреевич Костригин, старший преподаватель, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, e-mail: artdzen@gmail.com

Анна Михайловна Виганд, студент 2-го курса по направлению «Психология», Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, e-mail: vigand.a@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.