Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Небиеридзе Д.Н.

Статья посвящена актуальным вопросам представительства в административном судопроизводстве. Рассмотрены нормы, закрепляющие возможность быть представителем по устному ходатайству. Актуальность темы предопределена тем, что вопросы о представительстве в административном судопроизводстве, их необходимости, значении очень важны для современной судебной практики, но до конца не исследованы в науке. Автор отмечает, что право гражданина на ведение дела через представителя превращается в его обязанность, причем основным аспектом является то, что представительство в административном судопроизводстве оборачивается адвокатской монополией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

The article is devoted to topical issues of representation in administrative proceedings. The norms fixing the possibility to be a representative by oral petition are considered. The author analyzes the possibility of the participation of a representative on an oral petition at each stage of administrative proceedings. The topic is very relevant at the present time. The relevance of the topic is predetermined by the fact that the issues of representation in administrative proceedings, their necessity, significance and authenticity are very important for modern judicial practice, but have not been fully explored in science.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Д.Н. Небиеридзе, студент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-1-209-212

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам представительства в административном судопроизводстве. Рассмотрены нормы, закрепляющие возможность быть представителем по устному ходатайству. Актуальность темы предопределена тем, что вопросы о представительстве в административном судопроизводстве, их необходимости, значении очень важны для современной судебной практики, но до конца не исследованы в науке. Автор отмечает, что право гражданина на ведение дела через представителя превращается в его обязанность, причем основным аспектом является то, что представительство в административном судопроизводстве оборачивается адвокатской монополией.

Ключевые слова: суд, представительство, административное судопроизводство, судопроизводство, право.

Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Данное положение отражено в п. 1 ст. 55 КАС РФ.

Этот стандарт устанавливает обязательные требования к представителям, участвующим в административном судопроизводстве. Юридическое образование является гарантом оказания качественных юридических услуг. Если предъявляются требования о том, что представитель должен иметь статус адвоката или ученую степень, то это, вне всякого сомнения, ведет к ограничению конкуренции и увеличению стоимости юридических услуг, хоть и служит очень жестким критерием компетентности представителя. В РФ каждый гражданин имеет возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Это право закреплено в статье 48 Конституции РФ. Для определенных групп лиц юридические услуги оказываются бесплатно, что чётко иллюстрируется Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-Ф3.

Законодатель, начиная с принятия КАС РФ в 2015 году [2], вводит обязательное высшее юридическое образование для представителей. Далее данное положение найдет свое отражение в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее - АПК РФ) и частично в Гражданском процессуальном кодексе РФ (далее - ГПК РФ).

В 2018 году Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.11.2018 №2 451-ФЗ в ч. 3 ст. 49 АПК РФ введено, что представители должны иметь высшее юридическое образование. ГПК РФ, в свою очередь, предъявляет более мягкие требования. В 2019 году этим же правовым актом введены изменения в ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, и теперь представители: в областных, апелляционных, кассационных судах должны иметь высшее юридическое образование.

Зачем нужна квалифицированная помощь в КАС РФ и почему представителям необходимо иметь высшее юридическое образование?

Суть в том, что дела, рассматриваемые по КАС РФ, имеют большую сложность, поскольку спор происходит с должностным лицом. Представители различных государственных органов и органов местного самоуправления имеют высшее юридическое образование. Это означает, что

при вступлении в спор физическое или юридическое лицо противостоит профессионалу с юридическим образованием. Поэтому требование об образовании представителя является обоснованным.

Следует отметить, как можно оформить полномочия представителя в суде:

- по устному ходатайству административного истца/ответчика;

- по письменному заявлению стороны;

- по доверенности, заверенной у нотариуса. А для юридического лица заверенной генеральным директором;

- адвокатским ордером [1].

При этом следует особо отметить, что возможность воспользоваться одним из предоставленных законодателем способов оформления и подтверждения полномочий представителя во всех цивилистических видах судопроизводства - административном, арбитражном и гражданском -напрямую зависит от вида производства, правила которого используются лицом, обратившимся в суд, поскольку, например, приказное и упрощённое производство [4] исключают проведение судебного заседания с участием лиц, и, как следствие, устно подтвердить полномочия лица, соответственно, объективно невозможно.

Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Он принимает решение решает вопрос признании полномочий лиц, участвующих в деле, их представителей, а также о допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных в суд этими лицами. В свою очередь, эти документы, которые подтверждают полномочия представителей или их копии (при наличии) прилагаются к документам административного дела, либо сведения о них вносятся в протокол судебного заседания. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем документов, необходимых для подтверждения своих полномочий суд отказывает признать полномочия соответствующего лица на участие в административном деле, на что, конечно же, указывается протоколе судебного заседания [3]. Суд проверит полномочия лиц, участвующих в деле, и их пред-

ставителей в судебном заседании на основании исследования представленных ими документов, по результатам которого решает следующие вопросы:

- признаются ли полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей подтвержденными;

- о допуске указанных лиц к участию в судебном заседании.

Далее стоит отметить следующее положение о том, что документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии (доверенность, учредительные документы организации и иные) при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания. Суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле, на что указывается в протоколе судебного заседания, если не представлены подтверждающие документы или такие документы не соответствуют установленным требованиям, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных ст.ст. 54 и 55 Кодекса.

Основанием инициирования перед соответствующими органами и лицами вопроса о назначении представителя либо о замене законного представителя служит отсутствие процессуальной дееспособности у лица, участвующего в деле, у которого нет представителя или законные представители которого не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом. В таком случае судья приостанавливает производство по административному делу и инициирует назначение названных лиц.

Обратить внимание нужно и на то, что согласно действующему законодательству, право гражданина на ведение дела через представителя превращается в его обязанность, поскольку речь идет о таком критерии к представителю, как высшее юридическое образование либо ученая степень по юридической специальности. Подобное неоправданное ограничение противоречит таким закрепленным ст. 6 КАС принципам административного судопроизводства, как равенство всех перед законом и судом, со-

стязательность и равноправие сторон при активной роли суда. Гражданину должно быть предоставлено право выбора воспользоваться услугами профессионального представителя, поскольку закон обязывает его взять данное лицо, с дипломом о высшем юридическом образовании либо, имеющее ученую степень по юридической специальности.

Нельзя считать однозначно верными положения ст. 58 КАС РФ, в которой, как и в ст. 63 АПК РФ речь идет о проверке полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей. По своей правовой природе полномочия представляют собой особые правовые возможности, отличающиеся от субъективных прав тремя существенными признаками:

1) они представляют собой правовые возможности совершения процессуальных действий не от своего собственного имени, а от имени другого лица;

2) полномочия производны от субъективных прав;

3) возникновение и дальнейшее существование полномочий у представителя по

общему правилу зависят от воли представляемого лица.

Таким образом, на основе вышелушенного, на сегодняшний день возможно выделить следующие недостатки внедрения представительства:

- невозможность привлечения вместо представителя-юриста иных лиц, обладающих необходимой квалификацией, для качественной защиты прав доверителя;

- сложность в определении профессионализма лица в зависимости от уровня образования;

- высокий уровень цен на услуги юристов, которые доступны далеко не всем гражданам. Закрепляя образовательный ценз представителя, законодатель слепо подводит отечественную правовую систему под европейские стандарты (в ряде европейских государств представительство в суде осуществляется исключительно адвокатами), не учитывая при этом объективных реалий. Не вызывает сомнений и наличие проблем качества получаемого юридического образования и уровня профессиональной подготовки выпускников.

Библиографический список

1. Саркисян В.Г. Некоторые проблемы института представительства в административном судопроизводстве // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы седьмого круглого стола со Всероссийским и международным участием. - 2020. - С. 96-98.

2. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). - М.: Проспект, 2019. - 768 с.

3. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий, С.Л. Дегтярев и др.; под ред. В.В. Яркова. - М.: Статут, 2016. - 1295 с.

4. Зеленская, Л.А. Некоторые вопросы соотношения приказного и упрощённого производств в гражданском процессе // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник тезисов по материалам Всероссийской (национальной) конференции, Краснодар, 19 декабря 2019 года / Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. - С. 365-366. - ББК УШМБК.

REPRESENTATION IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS D.N. Nebieridze, Student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to topical issues of representation in administrative proceedings. The norms fixing the possibility to be a representative by oral petition are considered. The author analyzes the possibility of the participation of a representative on an oral petition at each stage of administrative proceedings. The topic is very relevant at the present time. The relevance of the topic is predetermined by the fact that the issues of representation in administrative proceedings, their necessity, significance and authenticity are very important for modern judicial practice, but have not been fully explored in science.

Keywords: court, representation, administrative court proceedings, legal proceedings, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.