Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЛИЦ В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЛИЦ В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / LEGAL REPRESENTATIVES / ЛИЦА В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ / PERSONS UNDER THE AGE OF 14 / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / LABOR CONTRACT / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / МАЛОЛЕТНИЕ РАБОТНИКИ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LABOR LEGISLATION / LABOR LEGAL RELATIONS / MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карташова Галина Николаевна

В статье исследован вопрос о регулировании трудовым законодательством отношений представительства детей в возрасте до 14 лет, работающих по трудовому договору. Рассмотрен субъектный состав лиц, представляющих интересы детей в возрасте до 14 лет. Представлен анализ позиций ученых, исследующих проблемы трудового права. Показано, что специальный правовой статус субъекта представителя в трудовых правоотношениях фактически установлен нормами трудового законодательства (в отношении не только лиц в возрасте до 14 лет, но и старше), но он не имеет легального определения. Предлагается дополнить гл.2 Трудового Кодекса РФ указанием на наличие такого субъекта трудового права как законные представители работников в возрасте до 14 лет и ввести в нее ст. 20.1 «Представительство в трудовых отношениях» в авторской формулировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF PERSONS UNDER THE AGE OF 14 IN LABOR RELATIONS

In the article researched the question on regulating by labour legislation the relations of representation of children under the age of 14 working by labour contract. It viewed the subject composition of persons representing the interests of children under the age of 14. It presented the analysis of the positions of scientists researching the problems of labor law. It is shown that the special legal status of the subject of the representative in labor relations is in fact established by the norms of the labor legislation (in respect not only of persons under the age of 14, but also older), but he has no legal definition. It is proposed to supplement the Chapter 2 of the Labor Code of the Russian Federation by indicating the existence of such a subject of labor law as legal representatives of employees under the age of 14 and insert in it an art. 20.1 "Representation in labor relations" in the author's formulation.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЛИЦ В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

КОСЯН МАИРАМ АРТАШЕСОВНА - преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар).

KOSYAN, MAIRAM A. - lecturer, Department of administrative and financial law, North-Caucasian branch of Russian state University of justice (Krasnodar) (mayram.kosyan@mail.ru).

УДК 349.222

КАРТАШОВА Г.Н. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЛИЦ В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Ключевые слова: законные представители, лица в возрасте до 14 лет, трудовой договор, трудовые правоотношения, малолетние работники, трудовое законодательство.

В статье исследован вопрос о регулировании трудовым законодательством отношений представительства детей в возрасте до 14 лет, работающих по трудовому договору. Рассмотрен субъектный состав лиц, представляющих интересы детей в возрасте до 14 лет. Представлен анализ позиций ученых, исследующих проблемы трудового права. Показано, что специальный правовой статус субъекта представителя в трудовых правоотношениях фактически установлен нормами трудового законодательства (в отношении не только лиц в возрасте до 14 лет, но и старше), но он не имеет легального определения. Предлагается дополнить гл.2 Трудового Кодекса РФ указанием на наличие такого субъекта трудового права как законные представители работников в возрасте до 14 лет и ввести в нее ст. 20.1 «Представительство в трудовых отношениях» в авторской формулировке.

KARTASHOVA, G.N.

REPRESENTATION OF PERSONS UNDER THE AGE OF 14 IN LABOR RELATIONS

Keywords: legal representatives, persons under the age of 14, labor contract, labor legal relations, minors, labor legislation.

In the article researched the question on regulating by labour legislation the relations of representation of children under the age of 14 working by labour contract. It viewed the subject composition of persons representing the interests of children under the age of 14. It presented the analysis of the positions of scientists researching the problems of labor law. It is shown that the special legal status of the subject of the representative in labor relations is in fact established by the norms of the labor legislation (in respect not only of persons under the age of 14, but also older), but he has no legal definition. It is proposed to supplement the Chapter 2 of the Labor Code of the Russian Federation by indicating the existence of such a subject of labor law as legal representatives of employees under the age of 14 and insert in it an art. 20.1 "Representation in labor relations" in the author's formulation.

Исходя из содержания норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), можно установить, что недостающий объем дееспособности для заключения трудового договора с работниками, не достигшим возраста 14 лет, восполняется действиями одного из родителей (опекуна). Один из родителей (опекун) не просто представляет интересы ребенка, защищая его права. Он подписывает трудовой договор, в соответствии с которым трудовая функция выполнятся работником в возрасте до 14 лет (ч. 4 ст. 63 ТК РФ). При этом, родитель (опекун), выступая от имени и в интересах ребенка, сам непосредственно в трудовые отношения не вступает.

Исходя из содержания ст. 15 ТК РФ, субъектами трудового правоотношения являются работник, участвующий своим личным трудом и работодатель, лично нанимающий работника. Родители (опекуны) в трудовых правоотношениях выступают как лица, наделенные законом правом представлять интересы малолетних граждан во всех взаимоотношениях с третьими лицами. Но законодательство в сфере трудовых отношений не предоставляет возможности заключения трехстороннего и (или) многостороннего трудового договора. Такая возможность предусмотрена только в отношении соглашений (но и в соглашениях третий участник - это органы государственной власти в лице уполномоченных представителей). Родитель (опекун), подписывая трудовой договор, лично трудовую функцию не выполняет, поэтому не может считаться стороной трудового договора. Следовательно, родитель (опекун) выполняет в этом случае роль законного представителя.

Определяя субъектный состав представительских правоотношений по заключению трудового договора с участием лиц в возрасте до 14 лет, следует отметить неполноту ч.4 ст. 63 ТК РФ. В качестве лиц, уполномоченных выразить согласие на трудоустройство и подписать трудовой договор с лицами в возрасте до 14 лет, указаны один из родителей или опекун. Аналогичным образом изложена ч.5 ст. 348.8. ТК РФ. Действительно, по действующему российскому законодательству несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не вправе самостоятельно реализовывать принадлежащие им права - семейные, жилищные, процессуальные, трудовые, абсолютное большинство гражданских, за исключением мелких бытовых сделок и т.п. Но круг лиц, уполномоченных разными нормативными актами представлять интересы детей, выступать от их имени, гораздо шире и не ограничивается только родителями.

Так, нормативные акты традиционно в числе субъектов, обладающих полномочиями представителей лиц в возрасте до 14 лет, кроме родителей и опекунов, называют и усыновителей. Родителей и усыновителей часто обозначают как самостоятельных субъектов правоотношений в связи с тем, что основания возникновения отношений родителей и детей, усыновителей и детей различны. Родители обладают правами в силу установления происхождения ребенка (ст.14 ФЗ «Об актах гражданского состояния» [1]), а усыновители приобретают представительские полномочия в отношении ребенка на основании решения суда (п.3 ст. 125 СК РФ). Усыновители обладают одинаковыми с биологическими родителями правами и обязанностями в отношениях с усыновленным (удочеренным) ребенком, равно как и в отношениях с третьими лицами [2] (ст. 137 СК РФ). Представляется, что и в трудовых правоотношениях усыновители должны быть приравнены в правах к родителям.

Еще одна группа лиц, выступающая представителями малолетних, - это приемные родители, которые, в соответствии с семейным законодательством (ст.153 СК РФ), являются уполномоченными представителями несовершеннолетнего ребенка, принятого на воспитание в семью. В правоприменительной практике данные субъекты также выступают в статусе законных представителей несовершеннолетних, поэтому и в трудовых правоотношениях они должны являться полноценными представителями.

Не урегулировано в ТК РФ и представительство детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские социальные учреждения (ст. 155.1 СК РФ). Нельзя не согласиться с Д.Г. Поповой, полагающей, что в случае помещения ребенка в детское социальное учреждение (ДСУ), не понятно кто и в каком качестве будет представлять и защищать интересы ребенка. Администрация ДСУ должна относиться к лицам «замещающим родителей», в связи с тем, что она несет все обязанности опекунов и представляет их интересы с момента принятия соответствующего акта органом опеки и попечительства [3, с.63-71]. Но трудовым законодательством этот вопрос не урегулирован.

Таким образом, законными представителями ребенка являются родители или лица, их заменяющие, к которым относятся усыновители, опекуны, приемные родители, а также администрация ДСУ. Поэтому полагаем, что ч.4 ст. 63 ТК РФ и ч.5 ст. 348.8 ТК РФ должны обеспечить право всем перечисленным выше категориям законных представителей представлять интересы детей в возрасте до 14 лет в трудовых правоотношениях. Видимо перечисление всех указанных нами категорий законных представителей в ТК РФ будет излишним, поэтому предлагается объединить их устоявшимся в законе и в практике понятием «законные представители» (ст.261 ТК РФ).

В связи с этим ч.4 ст. 63 ТК РФ и ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ следует изложить в новой редакции. В отношении ч.4 ст. 63 ТК РФ предлагаем формулировку следующего содержания: «В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (законного представителя, уполномоченного в соответствии с действующим законодательством Российской федерации) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении

(экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (законным представителем, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) ... (далее по тексту)». Аналогично следует изложить текст ч.5 ст. 348.8 ТК РФ, включив в нее слова: «.допускается с согласия одного из родителей (законного представителя, уполномоченного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).».

Следует признать, что не все ученые согласны с самим термином «законные представители». Так, В.А. Рясенцев указывал, что «понятие «законные представители» хоть и понятное, но двусмысленное и сбивчивое. Как будто по доверенности представительство незаконное» [4].

Не оспаривая саму мысль ученого, в обоснование избранной нами терминологии, отметим, что у двух, указанных В.А. Рясенцевым, и наиболее распространенных видов представительства, помимо прочих отличий, разные основания представительства и различный субъектный состав.

В представительстве по доверенности основным является: 1) письменное полномочие, выдаваемое дееспособным лицом; 2) представитель и объем полномочий устанавливается доверенностью (договором), что также может иметь место в трудовых правоотношениях, но не в отношениях с участием работника в возрасте до 14 лет. Представительство, основанное на законе, применительно к лицам в возрасте до 14 лет отличается: 1) отсутствием свободы усмотрения представляемого, поскольку представитель действует в интересах малолетнего, не обладающего правом выдавать полномочия иным лицам; 2) основанием представительства на факте воспитания ребенка в силу рождения или приема в семью на воспитание, при этом не требуется нотариальное или договорное оформление; 3) ответственностью представителя, установленной нормативными актами; 4) контролем со стороны органов государственной власти (орган опеки и попечительства). Но самое важное состоит в том, что законные представители своими действиями восполняют недостающую дееспособность малолетнего в материальных и процессуальных правоотношениях, оказывая существенную помощь в осуществлении их прав.

В настоящее время многие ученые считают, что представительство является межотраслевым институтом и представляет собой деятельность лица (представителя) в интересах и от имени представляемого по отношению к третьим лицам, направленную на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей представляемого, оказание ему иной юридической помощи [5]. Будучи межотраслевым институтом, представительство активно используется участниками правовых отношений, как в силу закона, так и на основании договора (гражданские правоотношения, семейные, процессуальные правоотношения; применяется в налоговом, административном, таможенном праве) [3, с.64], [6].

Но при представительстве детей в возрасте до 14 лет в трудовых отношениях имеются некоторые отличительные особенности. Так, родители (иные законные представители) ребенка не обязательно являются субъектами трудового правоотношения (поскольку субъекты трудового права и трудового правоотношения - не одно и то же). Тем не менее, в случае исполнения трудовой функции ребенком в возрасте до 14 лет, для законных представителей могут возникнуть некоторые правовые последствия, поскольку они, выражая свое согласие на участие ребенка в трудовых отношениях и подписывая в его интересах трудовой договор, принимают на себя обязательства содействовать исполнению договора (обеспечивать своевременное присутствие ребенка на работе и т.п.). Также они несут ответственность за вред, причиненный детьми в возрасте до 14 лет.

Особенно наглядно институт представительства проявляется в правовом регулировании труда несовершеннолетних работников, где активное участие принимают их законные представители. Поскольку в России (и в мировой практике) труд детей не является чем-то исключительным, то и вопрос представительства их интересов нельзя отнести к числу

малозначимых. Поэтому важно определить не только содержание представительских отношений, но и полномочность представителей интересов детей.

Однако трудовое законодательство до настоящего времени не выработало определения понятия представительства, не раскрыто и его содержание. Более того, нормы, предусматривающие представительство в трудовых отношениях, рассредоточены по всему Трудовому кодексу и другим законам и не образуют стройной системы института трудового представительства, в то время как для эффективного регулирования трудовых правоотношений необходимо использование такого института как «представительство». Несмотря на личный характер труда, наличие представителя в трудовых правоотношениях не является редкостью, поэтому полагаем логичным выделить институт представительства в качестве самостоятельного института трудового права.

Кроме того, анализ содержания ч.ч. 8-11 ст. 16 ТК РФ, нормы которых регулируют участие представителей при заключении трудового договора на стороне работодателя в случаях недостаточности (утраты) дееспособности лица, также позволяет утверждать наличие института представительства в трудовых правоотношениях. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех ученых, которые считают, что трудовое право не дает оснований для отношений представительства вовсе [7; 8].

К сожалению, следует отметить, что законодатель не уделяет должного внимания институту представительства несовершеннолетних работников и игнорирует складывающиеся между ними отношения. Думается, что традиционная конструкция представительства может быть использована только в случае представительства интересов ребенка старше 14 лет, то есть когда несовершеннолетний работник уже в состоянии самостоятельно реализовать материальные, процедурные, процессуальные права, выразить свою волю и принять участие в складывающихся отношениях. При этом его представителем создается лишь предпосылка для реализации принадлежащего ребенку права на труд. Но если в трудовые отношения должен вступить ребенок в возрасте до 14 лет, то действия представителя приобретают самостоятельное правовое значение.

Представительство детей в трудовых отношениях - сложное правовое явление, где правоотношения не вмещаются в традиционные стандарты правовой конструкции представительства. И хотя трудовое законодательство не устанавливает обязанностей родителей работающих детей в возрасте до 14 лет, не раскрывает сущности их участия в складывающихся отношениях, тем не менее, не следует в трудовых правоотношениях использовать сугубо гражданско-правовую доктрину о представительстве несовершеннолетних.

Особенность представительства в отношении детей в возрасте до 14 лет в трудовых отношениях проявляется в том, что воля законных представителей направлена на возникновение трудовых отношений, где права и обязанности носят личный характер. При этом часто воля самого исполнителя трудовой функции - малолетнего ребенка остается неясной. Родители (законные представители) не представляют волю детей, как это обычно происходит в отношениях представительства, они отчасти заменяют волю и волеизъявление ребенка, выполняя вспомогательную функцию, способствующую осуществлению прав ребенка. Дети, вступая в трудовые правоотношения, не являются на стадии заключения договора активными субъектами, они не обсуждают условия трудового договора (заработную плату, режим труда и отдыха, срок договора и т.п.). Это вместо них делает их законный представитель (родитель, опекун и т.д.).

Специальный правовой статус субъекта представителя в трудовых правоотношениях фактически установлен нормами трудового законодательства (в отношении не только лиц в возрасте до 14 лет, но и старше), но он не имеет легального определения. Так, ч. 4 ст.63 ТК РФ предусматривает, что «трудовой договор ... от имени работника пописывается его родителем (опекуном)», а часть пятая ст. 348.8 ТК РФ предполагает наличие согласия одного из родителей (опекуна) для «. заключения договора со спортсменом в возрасте до 14 лет.». Обе эти нормы явно свидетельствуют о том, что родители (опекуны) в договорных

отношениях выступают в качестве представителя интересов ребенка, но какого-либо дальнейшего закрепления или уточнения их правового положения в складывающихся отношениях в Кодексе нет. Хотя очевидно, что указанных двух норм недостаточно для эффективного регулирования трудовых отношений с участием работников в возрасте до 14 лет.

Как известно, предметом трудового договора является личное выполнение определенной трудовой функции, а представительство малолетнего работника направлено не просто на компенсацию отсутствия знаний, сознания у ребенка, но и выполняет активную роль, создавая правовые последствия не только для представляемого, но и для представителя (родителя, законного представителя), который не устраняется на стадии исполнения обязательств по договору. Полагаем, что возможность представителя быть субъектом трудовых правоотношений, где трудовая функция реализуется иным лицом или совместно, требует нормативного закрепления. В связи с этим, предлагаем дополнить гл.2 ТК РФ указанием на наличие такого субъекта трудового права как законные представители работников в возрасте до 14 лет и ввести в нее ст. 20.1 «Представительство в трудовых отношениях» следующего содержания: «Представителями работников, не достигших возраста шестнадцати лет, выступают один из родителей (законный представитель) в силу полномочия, основанного на законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Трудовой договор, заключенный представителем от имени и в интересах лица, не достигшего возраста четырнадцати лет (работника), непосредственно создает, изменяет и прекращает трудовые права и обязанности работника и его представителя в лице одного из родителей, законного представителя».

Статья 20 ТК РФ именуется «Стороны трудовых отношений». Поскольку ими являются работник и работодатель, указание в ней на представителей сторон искажает первоначальную сущность трудовых правоотношений, допуская подмену понятий сторон трудового договора. В ст.20.1 также следует включить ч.3 следующего содержания: «В случаях, предусмотренных ч.4 ст.63 и ч.5 ст.348.8 настоящего Кодекса, работники участвуют в трудовых отношениях и отношениях, возникающих на основании трудового договора непосредственно или через своих законных представителей».

Наука трудового права не должна игнорировать факт участия детей в трудовых отношениях при активном участии родителей (законных представителей). Потому для эффективного правового регулирования и реальности исполнения трудового договора с детьми в возрасте до 14 лет, обеспечения интересов как малолетних лиц, так и их работодателей необходимо расширение понятия представительства в трудовом праве и признание наличия множественности лиц на стороне работника в лице самого работника в возрасте до 14 лет и его законного представителя (родителя, опекуна, руководителя администрации места проживания ребенка).

Признание за родителем (законным представителем) трудовых прав и обязанностей на стороне работника в возрасте до 14 лет будет способствовать обеспечению гарантий защиты прав и законных интересов, как самих работников, так и работодателей и устранению существующих пробелов и неопределенности в правовом регулировании труда малолетних.

Литература и источники

1. Федеральный закон Российской Федерации от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (в ред. ФЗ РФ № 94-ФЗ от 01.05.2017 г.) «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства. 2017. № 18. Ст. 2671

2. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 в (ред. Постановления Правительства РФ № 497 от 02.06.2016г.) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства. 2016. № 24. Ст. 3536.

3. Попова Д.Г. Законное представительство несовершеннолетних детскими социальными учреждениями // Развитие социально-правовых и экономических отношений в России. Сб. статей. Томск: Изд-во Томского гос ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2013.

4. Рясенцев В.А. Представительство и сделки в современном гражданском праве. М.: Статут, 2006. С.318.

5. Васильев В.А. Развитие представительства в трудовом праве. Челябинск: Сити Принт, 2009. С. 28.

6. Невзгодина Е.Л. Представительство как универсальная форма гражданско-правового посредничества. Монография. Омск.: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. С.48.

7. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977. С. 202.

S. Лебедев В.М., Воронкова Е.Р., Мельникова В.Г., Современное трудовое право (опыт трудоправового компартивизма). М.: Статут, С. 224-225.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 15.11.1997 g. № 143-FZ (v red. FZ RF № 94-FZ ot 01.05.2017 g.) «Ob aktah grazhdanskogo sostoyaniya» // Sobranie zakonodatel'stva. 2017. № 18. St. 2671

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 marta 2000 g. № 275 v (red. Postanovleniya Pravitel'stva RF № 497 ot 02.06.2016g.) «Ob utverzhdenii Pravil peredachi detej na usynovlenie (udocherenie) i osushchestvleniya kontrolya za usloviyami ih zhizni i vospitaniya v sem'yah usynovitelej na territorii Rossijskoj Federacii i Pravil postanovki na uchet konsul'skimi uchrezhdeniyami Rossijskoj Federacii detej, yavlyayushchihsya grazhdanami Rossijskoj Federacii i usynovlennyh inostrannymi grazhdanami ili licami bez grazhdanstva» // Sobranie zakonodatel'stva. 2016. № 24. St. 3536.

3. Popova D.G. Zakonnoe predstavitel'stvo nesovershennoletnih detskimi social'nymi uchrezhdeniyami // Razvitie social'no-pravovyh i ehkonomicheskih otnoshenij v Rossii. Sb. statej. Tomsk: Izd-vo Tomskogo gos un-ta sistem upr. i radioehlektroniki, 2013.

4. Ryasencev V.A. Predstavitel'stvo i sdelki v sovremennom grazhdanskom prave. M.: Statut, 2006. S.31S.

5. Vasil'ev V.A. Razvitie predstavitel'stva v trudovom prave. CHelyabinsk: Siti Print, 2009. S. 28.

6. Nevzgodina E.L. Predstavitel'stvo kak universal'naya forma grazhdansko-pravovogo posrednichestva. Monografiya. Omsk.: Izd-vo Om. gos. un-ta, 2012. S.4S.

7. Gincburg L.YA. Socialisticheskoe trudovoe pravootnoshenie. M., 1977. S. 202.

S. Lebedev V.M., Voronkova E.R., Mel'nikova V.G., Sovremennoe trudovoe pravo (opyt trudopravovogo kompartivizma). M.: Statut, S. 224-225.

КАРТАШОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права Института права, экономики и управления, Сахалинский государственный университет.

KARTASHOVA, GALINA N. - Senior Lecturer, Department of Civil and Labor Law, Institute of Law, Economics and Management, Sakhalin State University (k.g.n.25@mail.ru).

УДК 341(96)

ТУРИЦЫН Д.А.

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СДЕЛКИ, ОСЛОЖДЕННОЙ ИНОСТРАННЫМ

ЭЛЕМЕНТОМ, В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ: ПОДХОД К НАУЧНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАИМЕНОВАНИЯ И ПОНЯТИЯ ИНСТИТУТА

Ключевые слова: коммерческая сделка, частноправовая сделка; сделка, осложненная иностранным элементом; внешнеэкономическая сделка, международный торговый контракт, дефиниция, наименование правового института, определение, международное частное право, договорное право.

В статье проводится исследование существующих в настоящий момент дефиниций института сделки, осложненной иностранным элементом, в рамках международного частного права. В частности, автор уделяет особое внимание определению такой сделки в отечественном законодательстве. Отмечается, что на протяжении долгого времени принятым наименованием исследуемого института являлась формулировка «внешнеэкономическая сделка», однако вследствие изменений в законодательстве, данное определение было исключено из действующих нормативно-правовых актов. Автор отмечает отсутствие легального определения исследуемого института в настоящее время. Анализируя ранее существовавшее отечественное, а также нынешнее зарубежное и международное законодательство, автор обосновывает вывод о необходимости введения в современное юридическое поле Российской Федерации легальной дефиниции института сделок, осложненных иностранным элементом - «международный торговый контракт».

TURITSYN, D.A.

LEGAL CHARACTERISTIC OF THE TRANSACTION, COMPLICATED BY FOREIGN ELEMENT, IN THE INTERNATIONAL PRIVATE LAW: APPROACH TO THE SCIENTIFIC DETERMINATION OF THE

NAME AND CONCEPT OF THE INSTITUTE

Keywords: commercial transaction, private-legal transaction; transaction, complicated by foreign element; external-economic transaction, international trade contract, definition, name of the legal institute, concept, international private law, contract law.

In the article researching the currently existing definitions of the institution of a transaction, complicated by foreign element, within the framework of international private law. In particular, the author pays a special attention to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.