Научная статья на тему 'Представительная власть как вид публичной власти'

Представительная власть как вид публичной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3924
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ВЫБОРНОСТЬ / КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / THE REPRESENTATIVE AUTHORITY / PUBLIC AUTHORITY / APPOINTMENT BY ELECTION / COLLECTIVE NATURE / LEGISLATIVE FUNCTION / CONTROL FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карасев А. Т., Савоськин А. В., Морозова А. С.

В статье предложено понятие представительной власти и проанализированы элементы (признаки), ее составляющие: выборность; коллегиальность; особый характер связи народных представителей с избирателями; законодательная, контрольная и финансовая функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPRESENTATIVE AUTHORITY AS A FORM OF THE PUBLIC AUTHORITY

The conception of the representative authority is given in the article, and it's elements (signs) such as appointment by election, collective nature, special nature of the connection between the electors and their representatives its legislative, control and financial functions are examined.

Текст научной работы на тему «Представительная власть как вид публичной власти»

судопроизводстве: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 2002. С. 18.

9 См.: СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

10 Далее по тексту — УПК РФ.

11 Кони А.Ф. Избранные произведения. Воспоминания. Т 2. — М., 1959. С. 401.

12 Диденко В.И., Озеров И.Л., Глушков Е.Л. Руководство по раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономической деятельности: Научно-практическое пособие. Ч. 2. — Белгород, 2007. С. 99.

13 Так, например, с 1 июля 2009 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

14 См.: СЗ РФ. 2008, № 52 (ч. 1). Ст. 6248.

15 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

16 См.: Российская газета. 2009. 6 марта. № 39.

17 См.: Степанов В., Шапиро Л. Документальные проверки и ревизии как средства собирания информации в уголовном судопроизводстве // СПС «КонсультантПлюс», 2009. С. 2.

18 См. подробнее: Голубятников С.П., Леханова Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. — М., 2002. С. 31— 52; Курс криминалистики: Криминалистическая методика: Методика расследования преступлений в сфере экономики, взяточничества и компьютерных преступлений: В 3 т. Т. 3. / Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. — СПб., 2004. С. 188.

19 См.: ПрошинВ.М. Методика расследования незаконного предпринимательства, сопряженного с производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированной алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции. — М., 2008. С. 68.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАК ВИД ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

А.Т. КАРАСЕВ,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного права УрЮИ МВД РФ

А.В. САВОСЬКИН, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры конституционного права УрЮИ МВД РФ

А.С. МОРОЗОВА,

соискатель кафедры конституционного права УрЮИ МВД РФ

Аннотация. В статье предложено понятие представительной власти и проанализированы элементы (признаки), ее составляющие: выборность; коллегиальность; особый характер связи народных представителей с избирателями; законодательная, контрольная и финансовая функции.

Ключевые слова: представительная власть, публичная власть, выборность, коллегиальность, законодательная функция, контрольная функция.

THE REPRESENTATIVE AUTHORITY AS A FORM OF THE PUBLIC AUTHORITY

A.T. KARASEV

Candidate of law, assistant professor professor of the department of constitutional law,

A. V. SAVOSKIN

Candidate of law, co-head of the department of constitutional law,

A.S. MOROZOVA

competitor for scientific degree of the department of constitutional law, Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russian Federation

The summary. The conception of the representative authority is given in the article, and it's elements (signs) such as appointment by election, collective nature, special nature of the connection between the electors and their representatives its legislative, control and financial functions are examined.

Key words: The representative authority, Public authority, Appointment by election, Collective nature, Legislative function, Control function

Общепризнанно, что элементы, составляющие государство, — это территория, население (нация, народ) и публичная власть. Публичная власть всегда осуществляется соответствующими институтами. Учитывая, что публичная власть выступает важнейшим элементом любого государства, последнее всегда уделяет особое внимание вопросам закрепления власти в Основном законе государства, выделяя ее носителя и институты, посредством которых эта власть осуществляется.

Ученые, исследующие государственную власть, выделяют ее основную функцию — государственное управление, — через которую указывают на следующие обстоятельства: во-первых, государственная власть представляет собой разновидность публичной власти; во-вторых, она может быть определена как система особых общественных отношений и деятельности государственных органов, направленных на обеспечение эффективного управления обществом и контроля над ним.

Статья 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, деятельность как представительных (законодательных), так и исполнительных, а также судебных органов государства подпадает под понятие государственной власти, т.е. управления государством.

Теория разделения властей получила свое развитие в трудах Ш.-Л.Монтескье и Дж. Локка1. Принцип разделения властей предполагает выделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых независима от двух других. Непременным условием считается распределение ветвей между различными государственными органами.

В соответствии с доктриной разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной)2. Оба эти термина: «представительная власть» и «законодательная власть» — неразрывно связаны друг с другом. Эта связь установилась сразу же после разработки принципа разделения властей3. К XVII — концу XIX в., когда идеи парламентаризма уже сформировались в известной доктрине разделения властей, парламенту как законодательной власти отводилось видное место. Причем тогда уже был сделан вывод о связи представительства народа с законодательной деятельностью, а закона — с народным волеизъявлением избирателей. По мнению С.Е. Строева, «парламент правомочен законодательствовать и выполнять другие функции лишь постольку, поскольку он представляет гражданское общество во всем его многообразии»4. Законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в мире каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей. Этот приоритет перед всеми остальными ветвями власти

обусловливает представительный характер законодательной власти.

Несмотря на неразрывную связь этих двух терминов, они не подменяют друг друга. Категория «представительная власть» не может употребляться в отношении законодательной власти вообще, безотносительно к реализующим ее органам, поскольку законодательные полномочия при определенных обстоятельствах могут осуществлять и иные, не представительные учреждения, например, при делегированном законодательстве. И наоборот, представительное учреждение не обязательно наделяется законодательной властью.

В научной литературе термин «законодательная власть» обычно располагают в скобках после термина «представительная власть», тем самым подчеркивается не только его уточняющая роль, но и сущность парламента. Представляется, что не случайно ст. 94 Конституции РФ определяет Федеральное Собрание РФ сначала как представительный орган, а только потом — как законодательный5. «Именно благодаря представительности соответствующий высший орган государства (парламент) призван реализовывать законодательную власть»6. Законодательную деятельность представительного органа следует рассматривать как способ реализации коллективного права народа на власть (ст. 3 Конституции РФ).

В самом общем виде представительная власть — это совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении на строго определенный срок. При этом представительная власть может осуществляться как на местном, так и на государственном уровне через выборные представительные органы. Именно народное представительство как организационно-правовой способ существования публичной власти и осуществлялся через систему органов власти7.

В науке конституционного права нет однозначности в подходах к пониманию представительной природы власти, к выделению свойств, присущих как ей в целом, так и представительным учреждениям в частности. Отсутствует и единство употребляемой терминологии: представительная власть, представительная природа, представительная демократия, представительность.

Часто представительная власть называется неотъемлемым принципом (атрибутом) демократически организованной публичной власти без дальнейшего ее раскрытия. В этом смысле В.Е. Чиркин специально выделяет «государственную представительную демократию». Он отмечает наиболее существенные признаки представительной демократии: 1) представительные органы по своему составу и характеру действий выражают интересы народа; 2) органы представительной демократии занимают решающее место в системе государственных органов; 3) пред-

ставительные органы обсуждают и решают вопросы на началах подлинной коллегиальности; 4) избранные представители пользуются поддержкой избравшего их населения и уважением со стороны иных государственных органов8.

Перечисленные признаки подчеркивают особое, решающее место представительных органов в механизме государства, основанное на делегированном им праве представлять и выражать общенациональные (или территориальные) интересы на основе их множественности. Представительная функция такого органа состоит в том, чтобы в нем были представлены все основные социальные слои и группы населения и чтобы они могли принимать законы и отстаивать свои интересы.

В работах, посвященных исследованию представительной природы, можно встретить ее узкое понимание, когда понятие «представительная природа» (представительность) связывается только с качественными характеристиками состава представительного учреждения. Однако еще в трудах государствоведов советского периода проводилась и обосновывалась мысль о том, что представительная природа органов власти раскрывается во всех сторонах их организации и деятельности и обеспечивается не только порядком их формирования, но и их составом, строением, взаимосвязью избирателей и представителей.

Другие авторы вообще отказываются от принципа выборности представительного органа, называя главным признаком представительности особый набор функций государственного органа по представлению интересов народа, что дает основание утверждать, что «представительностью обладает вся государственная власть и все органы, ее осуществляющие»9.

Учитывая различные подходы к проблеме представительной власти, можно выделить следующие сущностные характеристики (черты), присущие представительному органу власти:

® выборность и представительность интересов народа; ® коллегиальность по составу и порядку выработки и принятия решений;

® особый характер связи народных представителей с избирателями.

Только в совокупности эти три свойства дают качество представительности, позволяющее характеризовать соответствующие учреждения как органы народного представительства, реализующие представительскую функцию. Отдельные из перечисленных свойств привносят лишь определенные элементы отношений представительства в природу того или иного органа власти. Представляется, что качество представительности имеет в своей основе особый порядок формирования органов публичной власти, обеспечивающий сосредоточение в них различных интересов граждан.

Именно через такое свойство, как выборность, органы народного представительства обнаруживают

свое определяющее качество — представительность. По мнению Е.И. Фарбера, именно избирательная система «осуществляет функцию формирования полномочного народного представительства»10.

Демократическое избрание депутатов позволяет гражданам выразить свою сопричастность с представительными учреждениями, способствует установлению непосредственной связи между народными представителями и избирателями. В результате орган народного представительства «чувствует действительные нужды народа, от имени которого он имеет нравственное основание говорить с гораздо большим авторитетом, чем какой бы то ни было другой орган государства»11.

На сегодняшний день в РФ существуют всего три вида государственных органов, избираемых непосредственно населением: Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Главы субъектов Федерации, до недавнего времени включавшиеся некоторыми исследователями в представительную систему общества, с декабря 2004 г. наделяются полномочиями законодательными (представительными) по представлению главы государства и поэтому утратили такой признак как выборность.

Другое основное свойство органов представительства — это их коллегиальность по составу и порядку выработки и принятия решений. Коллегиальность по составу означает, что представительные учреждения являются собраниями депутатов, значительная численность которых способствует отражению в составе представительных органов власти социальной и демографической структуры общества. Идеальный представительный орган должен быть «микромоделью общества».

Коллегиальность по порядку выработки и принятия решений в значительной степени способствует выявлению, согласованию и учету разнообразных интересов граждан в деятельности органов народного представительства. Для проявления качества представительности в природе органов публичной власти особое значение имеет не только то, как будет, по существу, решен тот или иной вопрос их компетенции, но и в каких формах он будет решен. Именно признак коллегиальности отличает представительные учреждения от иных единоличных органов власти, выбранных населением.

Представляется, что данная черта представительной власти недостаточно полно рассмотрена в современной отечественной правовой науке. Некоторые исследователи предлагают рассматривать в качестве органов народного представительства индивидуальные органы публичной власти (например, Президента РФ) прежде всего в силу их непосредственного избрания народом и выражения выборным представителем воли и интересов граждан12. Но ведь Президент

пытается формулировать и выражать интересы общества с помощью класса государственных чиновников, а парламент, опираясь непосредственно на негосударственные объединения, — корпус избирателей и партии. Л.А. Кравченко предлагает различать представительство «в широком смысле» (формирование любого органа путем избрания) и «представительство в собственном смысле» — это выборные органы парламентского типа13.

В качестве следующего свойства представительной ветви власти можно выделить ее системность такой признак, в частности, выделяет О.Н. Булаков. Представительная власть — это система представительных органов: на местном, региональном и федеральном уровнях, которую, в отличие от системы исполнительной власти, характеризуют слабые внутрисистемные связи. В пользу наличия признака системности говорят: особый источник власти (народ), общие принципы формирования и деятельности; единая функция (представительская, законотворческая, контрольная и финансовая), разделенная по территориальному признаку (федеральная, субъектов РФ, местная)14.

Такие признаки, как: выборность, коллегиальность, особый характер связи народных представителей с избирателями, характерны для любого представительного органа. Еще В.И. Ленин отмечал, что «только выборные могут говорить государственным законодательным языком»15. Думается, что этот политико-теоретический постулат не утратил своей актуальности и в настоящее время16. Он точно определяет природу и предназначение представительного органа, отличие представительного органа от исполнительного, который призван проводить требования закона через индивидуальные акты в практическую деятельность.

Каждое государство, применяя разделение властей на практике, создает органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. В каждой отдельной стране государственный механизм отличается спецификой и многочисленными особенностями, поэтому трудно выделить исчерпывающий перечень признаков каждой ветви власти. Однако существуют «классические» черты каждой ветви власти, которые в той или иной степени реализуются в каждом государстве, применяющем разделение властей.

Черты, характерные законодательной власти, в части положений дублируют черты представительного органа. Это объясняется тем, что законодательная власть (по теории разделения властей) есть и представительная. Это означает, что законодательный орган должен быть представительным и обладать указанными выше чертами представительной власти. Термин «законодательная власть» уточняет область исследования и предполагает наличие следующих функций представительного органа: 1) законода-

тельная функция (исключительное право принятия законов)17; 2) контрольная функция, прежде всего контроль за работой исполнительной ветви власти18; 3) финансовая функция19.

Законодательная функция заключается в том, что парламент обладает исключительным правом издавать законы, т.е. нормативные акты, обладающие высшей юридической силой после конституции. Никакой другой орган таким правом не обладает. Это право носит универсальный характер, так как закон может быть принят по любому вопросу. Это должен быть действительно закон, а не такой акт, который подменяет управленческое решение, поскольку закон — это акт, содержащий наиболее общие правила, регулирующие ту или иную сферу отношений. Законотворческая функция парламента проистекает из его представительной природы, что дает основание именовать законодательный процесс представительным законодательным процессом.

Немаловажную роль в деятельности представительных органов играет осуществляемая ими контрольная функция. Парламентский контроль необходим прежде всего для того, чтобы не позволить исполнительной власти фактически «узурпировать» власть в государстве, нивелировать деятельность демократических институтов. Это, естественно, возможно лишь при условии, что он не должен быть неоправданно жестким, излишне обременительным для правительства. Иначе последнее просто не сможет эффективно функционировать (что и наблюдалось в годы перестройки в России).

Понятие парламентского контроля, да и сам этот термин, в конституциях встречаются сравнительно редко. Вместе с тем проблема парламентского контроля довольно подробно рассмотрена в отечественной правовой науке20, при этом чаще всего авторы ограничиваются перечислением его форм. Парламентский контроль чаще всего понимается в узком смысле, как специальный. Соответственно, он включает в себя проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. Представляется необходимым рассмотреть парламентский контроль в широком аспекте, при котором контроль включает в себя, наряду с вышеуказанными, право парламента участвовать в формировании высших органов (общий контроль). Таким образом, можно выделить учредительные и непосредственно контрольные полномочия парламента.

Непосредственно контрольные полномочия характеризуются разнообразием форм и включают в себя контроль, осуществляемый самим парламентом, и контроль, осуществляемый входящими в структуру парламента органами и должностными лицами. Конкретные формы (способы) парламентского контроля весьма разнообразны: запросы и вопросы парламента, работа комитетов и комиссий, парламентские слушания и т.д.

Выделяемые учредительные полномочия парламентов также весьма различны в тех или иных странах. Для современных законодательных учреждений характерно участие в формировании правительственных и ведомственных структур, судебных органов, счетных и контрольных палат, института уполномоченных по правам человека и некоторых других.

Важным элементом парламентского контроля выступают санкции, применяемые парламентом. Наиболее распространенными из них являются: вотум недоверия, выражение порицания, импичмент.

Таким образом, парламентский контроль можно определить как систему норм, определяющую участие парламента в формировании высших органов власти, формы проверки деятельности последних и возможность применения санкций. Объектом парламентского контроля, в первую очередь, выступает деятельность исполнительной власти и ее должностных лиц.

Соответствующие контрольные полномочия в разнообразных формах присущи также представительным органам субъектов и представительным органам муниципальных образований, реализуемые ими как через образуемые структурные элементы, так и непосредственно через депутатов.

Близко к правотворческой и контрольной функциям примыкает финансовая функция, т.е. принятие соответствующего уровня бюджета и контроль за его исполнением.

Финансовая функция занимает промежуточное положение между правотворческой и контрольной деятельностью представительного органа. Она выражается в установлении доходов и расходов, принятии бюджета и утверждении отчета о его исполнении. С одной стороны, принятие бюджета — это правотворческая функция. С другой — и принятие, и проверка исполнения бюджета есть один из способов контроля представительной власти за исполнительной.

Таким образом, представительную власть можно определить как публичную власть, осуществляемую системой представительных учреждений, реализующих представительскую, законодательную (нормотворческую), контрольную и финансовую функции. Можно также дать и более развернутое ее определение: представительная власть — это публичная власть, осуществляемая выборными представительными органами, коллегиальными по составу и порядку выработки и принятию решений, с особым характером связи депутатов с избирателями, наделенными исключительным правом принятия законов (а также аналогичных по юридической силе решений), контроля за исполнительными органами и исключительными финансовыми полномочиями.

1 См.: Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. — М., 1955. С. 289—300; Два трактата о правлении: Локк Дж. О духе законов: Сочинения: В 3 т. — М., 1988. Т. 1. С. 339—353.

2 См.: Булаков О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. 2004 г. № 8. С. 3.

3 Например, по мнению Монтескье, «законодательный орган должен состоять из выборных представителей народа». См.: Монтескье Ш. Указ. соч. С. 290—291. Идейный противник Монтескье Ж.-Ж. Руссо, признавая потенциальную возможность осуществления законодательной власти представительным органом, высказывал еще более радикальные суждения о том, что «представители народа не имеют права решать что-либо окончательно», так как это прерогатива всего народа. Таким образом он ставил в зависимость принятие закона от воли народа. См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М., 1969. С. 72.

4 Строев Е.С. Российский парламентаризм. Движение в будущее или бег по кругу // Независимая газета. 18 апреля 2001 г.

5 Хотя единства мнений по приоритету одного из этих двух терминов нет и в самой Конституции РФ. В ст. 66, 104 Конституции РФ, упоминающих представительные органы субъекта Федерации, термин «представительная власть» располагается в скобках после термина «законодательная власть». Другим аналогичным примером может служить ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который в названии, преамбуле, ст. 4—10 и др. термин «представительная власть» располагает в скобках.

6 Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. — М., 2001. С. 13.

7 См.: Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. — Екатеринбург, 1999. С. 107.

8 См.: Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. — М., 1999. С. 249.

9 Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания РФ: Дис... канд. юрид. наук: 12.00.02. — М., 2005. С. 17.

10 Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фар-бера. — Саратов, 1979. С. 251.

11 Лазаревский Н.И. Народное представительство и его место в системе государственных установлений // Конституционное государство: Сб. статей. — СПб., 1905. С. 182.

12 См. например, Вопросы теории и практики публичной власти: Коллективная монография. — Екатеринбург, 2005. С. 123; Кириченко П.Н. Указ. соч. С. 18; Шевцов В.С. Разделение властей в РФ. Разделение властей «по горизонтали». Часть первая. — М., 2004. С. 180.

13 См.: Кравченко Л.А. Парламент как институт представительной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 2. С. 25.

14 Такой признак представительной власти, как системность, указывался и в некоторых трудах советских государ-ствоведов. См., например: Алехин А.П. О системе органов государственного управления в современный период // Вестник Московского университета. Сер. 12 Право. 1991. № 2. С. 22; Высшие представительные органы власти в СССР. — М., 1969. С. 56; Копейчиков В.В. Механизм госу-

дарства в советской федерации. — М., 1973. С. 18; Кута-фин О.Е., Шеремер К.Ф. Советы народных депутатов. — М., 1978. С. 9.

15 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — М., 1976. Т 20. С. 134.

16 Законы должны приниматься только представительным органом. В этом М.В. Баглай и В.А. Туманов видят конкретное первейшее проявление принципа разделения властей. См.: Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. — М., 1998. С. 392—393.

17 Некоторые исследователи отдельно от исключительного права принятия законов предполагают рассматривать исключительное право парламента ратифицировать международные договоры и принимать финансовые законы. См.: Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова, — М., 1998. С. 441; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1996. С. 210.

18 Иногда под контролем понимается только право законодательного органа привлекать к ответственности правительство или отдельных должностных лиц, при этом вы-

деляя отдельно функцию парламента по формированию высших органов власти. См.: Энтин Л.М. Указ.соч. С. 24; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1996. С. 211.

19 Иногда финансовую функцию не выделяют отдельно от других, а рассматривают как элемент законодательной функции парламента. См.: Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М., 1998. С. 335.

20 См. например: Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве. — СПб., 1903. С. 530; Авакьян С.А. Федеральное Собрание — парламент России. — М, 1999. С. 405—406; АвтономовА.С. Парламентское право России: Учебное пособие. — М., 1999. С. 182—205; Гранкин И.В. Парламент России. — М., 2001. С. 325—329; Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. — М., 2005. С. 814; Корнилаева А.А. Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Уфа, 2002; Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под общ. ред. О.Н. Булакова — М.: ЭКСМО, 2005. С. 77—97.

НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ,

СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ФАКТАХ ПОДГОТОВКИ К НЕДРУЖЕСТВЕННОМУ ПОГЛОЩЕНИЮ (РЕЙДЕРСКОМУ ЗАХВАТУ)

Е.С. КАРПУШКИН,

аспирант МФПА, следователь Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве

Аннотация. На основе анализа действующего законодательства и статистических данных автором исследуется возможность выявления подготовки к недружественному поглощению организации на начальном этапе посредством выявления некоторых признаков, предлагается перечень соответствующих признаков.

Ключевые слова: недружественное поглощение, корпоративный конфликт, незаконное установление контроля над предприятием, рейдерский захват.

Для того чтобы понять, как управлять предприятием в условиях угрозы недружественного поглощения (рейдерского захвата), необходимо определить понятия «рейдерство», «недружественное поглощение» и их составляющие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Недружественное поглощение», «корпоративный конфликт», «незаконное установление контроля над предприятием» — вот лишь немногие синонимы рей-дерства, принятые в России. Скупка акций, инициирование банкротства, реприватизация — это рейдер-ство. Силовой захват, подделка документов, мошенничество — это тоже рейдерство.

Понятия «рейдерство» и «недружественное поглощение» действительно нельзя смешивать. В англосаксонской трактовке недружественное поглощение

означает банальную скупку акций на рынке, осуществляемую против воли неэффективного менеджмента и нерасторопных крупных акционеров.

В общем смысле поглощение — это процесс, в результате которого активы компании становятся собственностью покупателя. Именно покупателя, а не захватчика. Поглощение происходит, когда одна компания приобретает контроль над другой.

В России между терминами «корпоративный захват» и «недружественное (враждебное) поглощение» до сих пор ставится знак равенства. Как отличить рейдерский захват от недружественного поглощения? Критерий прост — законность действий стороны, заинтересованной в контроле над активами. Соблюдение законодательства — вот тот водораздел,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.