Научная статья на тему 'Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития'

Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2029
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумичева Р. М., Платохина Н. А.

Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»). Для предшкольного образования России важными являются следующие положения: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития»

Р. М. Чумичева, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и практической психологии Педагогического института Южного федерального университета,

Н. А. Платохина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ

Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития

Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»). Для предшкольного образования России важными являются следующие положения: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Впервые термин «предшкольное образование» прозвучал в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», предложенных Министерством образования и науки и одобренных Правительством России. Цель предшкольного образования - создание благоприятных условий для развития у ребенка качеств, необходимых для учебной деятельности (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности), фантазии, воображения, творческого самовыражения, интереса, а также положительной мотивации к встрече со школьным миром, умений самостоятельно добывать и применять знания.

В рамках внутривузовского гранта Южного федерального университета кафедрой дошкольной педагогики под руководством доктора педагогических наук, профессора Р. М. Чумичевой проводятся исследования по разработке концепции и программы развития предшкольного образования. Основными методологическими позициями в их разработке являются положения о компетент-ностном и ценностно-смысловом подходах. Анализ современных исследований по проблеме компетентностного подхода позволил определить его значимость в обеспечении качества образования и понятийном аппара-

те, обусловивших разработку критериальных характеристик - компетенций, которые необходимо достичь выпускнику дошкольного образовательного учреждения на ступени предшкольного образования. Разработка компетенций предшкольного образования стыкуется с предложенными В. В. Краевским и В. В. Сериковым компетенциями для среднего общего образования. Авторы определили компетентность как многоплановые и многоструктурные характеристики качества подготовки обучающихся. Компетентность, по их мнению, нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения на практике.

Компетентностный и ценностный подходы позволяют определить понятие «компетентность» относительно ребенка дошкольного возраста как наиболее эффективные способы достижения целей деятельности, решения проблемных ситуаций (учебных, социальных, личностных), активно освоенные с помощью взрослого или самостоятельно, осознанные как ценность в данный пространственно-временной отрезок жизни (для себя и других).

Компетенции, которые ребенок дошкольного возраста должен освоить в предшкольном образовании, дифференцированы по сферам и компонентам содержания образования (зна-ниевый, деятельностный, оценочный, творческий). В качестве целевых установок модели предшкольного образования Р. М. Чумичевой были определены компетенции и ценности в конкретных образовательных сферах, которые обеспечили преемственность по целевому компоненту модели с начальной школой1.

В познавательной сфере ребенок должен овладеть способами: познания (анализ, сравнение, классификация, сериация, суждение, обобщение, выводы); описания многообразия свойств, явлений, взаимосвязей наблюдаемого и познаваемого окружающего мира; точного подбора слов для описания, обозначения значимости отдельных свойств предметов, объектов, явлений для существования его как целостного явления (понятия, категории, суждения); переноса освоенного в новые виды деятельности и ситуации; кодирования и декодирования информации; открытия и объяснения смысла способов познания для собственного развития (удовлетворение любознательности, познавательных интересов,

1 Чумичева Р. М. Тенденции развития предшкольного образования // Предшкольное образование - проблемы и перспективы: Материалы международной конференции. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.

потребностей, мотивов); установления гуманных и охранительных взаимодействий с окружающим миром (проектирующие, регулирующие, контролирующие, познавательные, сигнализирующие).

В языковой сфере предполагается развитие следующих способов: говорения (диалог, монолог), чтение (текст, пересказ по ролям, осознание образности и смысла, причинно-следственных зависимостей, читать целыми словами, озаглавливать текст, делить его на части), письма (грамотность, связанность, законченность, грамматическая конструкция предложения, разборчиво и аккуратно списывать и писать под диктовку отдельные слоги, слова и предложения), слушания (восприятие, анализ, соотнесение, сопоставление, точность воспроизведения, осознание смысла, умозаключение); познания языковых явлений (правила записи заглавных букв в именах собственных (без термина) и в начале предложения; правописания: жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу, чк-чн; мягкого и твердого разделительных знаков); различения слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов; определения букв, звуков (гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих); приведения примеров любых слов-названий, звуков и букв; деления слов на слоги, соотнесения количества звуков и букв в словах,

предложениях; проявления качеств ума (быстрота, гибкость, логичность, оригинальность, подвижность); открытия ценностей и смыслов слов, предложений, текстов как проявлений культуры языкового поведения и ментальнос-ти человека (обращение, приветствие, формы диалога, взаимодействия и т. п.); адекватного, правильного, точного, образного, самостоятельного и творческого применения речи в ситуации и в деятельности.

В литературной сфере формируются способы познания литературных образов (сюжет, композиция, художественно-выразительные средства); организации коммуникаций (с художественным образом, со взрослым, сверстником, обмен впечатлениями и переживаниями) - вопрос, сообщение, умозаключение, обмен, описание, суждение, противопоставление и т. п.; открытия ценностей и смыслов образов в собственной жизнедеятельности и совместной творческой деятельности (театрализованной, изобразительной, литературной); созидания себя как читателя (привязанность к книге, потребность в чтении, способность и готовность непосредственно, эмоционально-целостно воспринимать литературное произведение и сопереживать персонажам произведения и автору, видеть мир по-своему, непривычно для взрослого).

В художественной сфере ребенок осваивает способы познания и описания образов и состояний (сравнение, различение, дифференциация знаков, символов, образов, средств); определения средств выразительности произведения (цвет, форма, композиция, ритм, метафора, определение, сравнение, антонимы и др.); установления связей между настроением произведения и средствами выразительности, образом и композицией; определения ценностей (Красота, Добро, Истина) в художественных произведениях и самостоятельной творческой деятельности; открытия смыслов произведений для себя и других (наслаждение, удовольствие, познание, напоминание, коммуникации и т. п.); владения техническими способами создания образов в рисовании, лепке, аппликации (линейная, точечная, дугообразная, волнистая, непрерывная вертикальная и горизонтальная штриховка, цветовой и композиционный ритм и контраст, вырезывание, лепка, складывание и др.); оперирования понятиями (плоскость, рельеф, объем, цвет, композиция и т. п.); самостоятельной организации творческой деятельности.

В социально-коммуникативной сфере

ребенок овладевает способами социального взаимодействия (помощь, договор, диалог, постановка вопроса, подражание, согласование, высказывание, оспаривание, доказательность, принятие, организация совместной деятельности, совместное обсуждение проблемы и результата и др.); речевых коммуникаций (фразы, междометия, возгласы, оценки, реакции, ассоциации, образные высказывания (сравнения, метафоры), развернутые предложения, описание, объяснение и т. п.); организации совместной деятельности (ориентация на общие цели, ценности, правила, совместное планирование, самостоятельное принятие решений, инициативность, направленность на другого, совместное взаимодействие, регулирование отношений, положительная оценка другого); самопознания (представления об имени, фамилии, отчестве, адекватная оценка мотивов, поступков, поведения, своего «Я», других людей) и эмоциональной саморегуляции в ситуациях (самостоятельно сдерживать негативные эмоциональные проявления, эмоциональное сопереживание, речевое позитивное сопровождение, выбор правильного решения); дифференциации своего полового образа и поведения (адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец), согласованные, точные); сотрудничества и партнерства.

В математической сфере ребенок овладевает способами познания сенсорных свойств, качеств, признаков объектов предметной и знаковой систем (анализ, сравнение, сопоставление, наложение, измерение, классификация и пр.); геометрических отношений (линии, стороны, углы, фигуры, плоскость, объем); установления количественно-числовых, математических (натуральный ряд, обратный счет, равенство, неравенство, больше, меньше, относительно, часть, целое, половина, четверть, 1/8) и пространственных отношений (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, 2-х и 3-х мерное пространство); использования эталонов измерений, условных мерок (длина, ширина, высота, глубина, объем, масса, площадь); установления зависимостей и закономерностей между математическими понятиями; оперирования математическими знаками и категориями во взаимодействии со взрослыми и детьми.

В психомоторной сфере ребенок овладевает способами определения своего тела в пространстве; ориентировки в окружающем,

сигнализации о себе (речь, мимика, жесты, эмоции); регулирования своих движений в пространстве относительно другого и достижения результата деятельности; творческого проявления движений (туловище, рука, кисть, пальцы, голова и др.) в ситуации и деятельности (манипуляции, имитации, подражания, созидания); осознания ценности движений и ритма в жизнедеятельности.

В физической сфере ребенок овладевает способами двигательной активности (объема, интенсивности, продолжительности); самостоятельной организации двигательной деятельности; ориентации в пространстве (по звукам, сигналам, подаваемым окружающими); изменения положения своего тела и движения в зависимости от целей двигательной деятельности; регулирования своей двигательной деятельности и получения результата; сохранения своего здоровья; адаптации к новым условиям и характеру взаимодействий; регулирования конфликтов в активной двигательной деятельности.

На ступени предшкольного образования основное внимание обращено на решение следующих задач - развитие познавательного интереса к школе и ценностно-значимым явлениям жизни; развитие потребности в познании позитивного отношения к жизненным ценностям; формирование социально-эмоционального устойчивого опыта поведения; формирование творческого субъектного опыта преобразования и реконструирования объектов действительности.

На ступени начальной школы (1 класс) основные задачи связаны с развитием способности осмысливать и оценивать объективную реальность; потребности освоить причинно-следственные зависимости познаваемого мира (предметного и абстрактного); рефлексии своего места среди сверстников и взрослых, результатов деятельности; формированием творческих преобразующих видов деятельности.

Целевые установки имеют специфичные особенности для каждой возрастной ступени, служат ориентирами для воспитателей и учителей и представляют новообразования личности с переходом на другой уровень. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые

в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период»2.

Немалый интерес для нас представляет зарубежный опыт подготовки детей к обучению в школе.

Предшкольное образование в Великобритании

Опыт образования детей в Великобритании изучали многие исследователи: Л. В. Баева, Л. А. Венгер, К. С. Махмурян, М. М. Поздеев, Л. Н. Тарасюк, К. Н. Цейкович и др. Современная система образования Великобритании включает в себя дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования, высшее образование. В соответствии с Актом о «Реформе образования» (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: 5-7 лет, 7-11 лет, 11-14 лет, 14-16 лет. В Великобритании около 50 % 3-4-летних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. Кроме этого, многие малыши посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет для дошкольников начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей (пред-школьное образование). С 7 лет они переходят в младшую школу, а в 11 лет - в среднюю.

Согласно Закону «О школьных стандартах», принятому в Великобритании в 1998 году, «дошкольное образование - это полное или неполное по времени образование для детей, не достигших обязательного школьного возраста (до 4-5 лет), предоставляемое

2 Выготский Л. С. Детская психология // Собрание со-

чинений: В 6 т. М.: «Педагогика», 1984. Т. 4. - С. 248.

в школах (детских садах, детских классах или допустимых классах в начальных школах) или в других местах. Дошкольное образование может также предоставляться группами родителей, добровольными или частными органами». Дошкольным в Великобритании является возраст от 2 до 4-5 лет3.

Основные принципы, начального образования детей 5-7 лет и 7-11 - предоставление сбалансированного и разностороннего образования, отвечающего возрасту, способностям, возможностям и любым специальным образовательным нуждам детей, предоставление высококачественного, бесплатного (временного) места для детей.

Главная часть программы обучения охватывает шесть областей развития: личное, общественное и эмоциональное развитие; общение, язык и грамотность; развитие математических

способностей; развитие мышления; физическое; творческое развитие. Основное время посвящено изучению английского языка (3540 % учебного времени), 10-15 % занимает физическое воспитание, около 12 % - ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии. Время, отводящееся на изучение каждой области развития, не определено, оно устанавливается директором и персоналом конкретного образовательного учреждения.

Большие требования в Великобритании предъявляют к педагогам, работающим

3 Зебзеева В. А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность. М., 2007. - С. 32.

с детьми: на 20-25 ребят, постоянно посещающих школу, приходится двое взрослых: квалифицированный учитель и его квалифицированный ассистент.

Обычно учебный год в Великобритании начинается в сентябре и заканчивается в июле. Он разделен на 3 семестра. Каждый семестр составляет не менее 11 недель, исключая праздники.

Подготовка к обучению в школе во Франции

В настоящее время структура образования во Франции включает в себя детский сад, начальную школу, колледж, лицей, высшую школу, университет4.

На ступени дошкольного воспитания (2-5 лет) образовательные цели заключаются в развитии у детей физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для выработки умений справляться с разнообразными жизненными ситуациями. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения. Ребенка учат контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, регулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права. Научить этому нельзя, но можно постепенно воспитать, поэтому отдается предпочтение детской инициативе, а не обучению. Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, способностями к суждению, восприятию, логическому мышлению, приобретаемыми благодаря коммуникации и взаимодействию со сверстниками.

В подготовительном цикле (5-7 лет) дети должны приобрести моторные навыки, функционально значимые, ориентированные на особенности индивидуального развития, позволяющие реализовать свои способности, радоваться социализации и преодолевать слабости или недостатки развития; научиться самовыражаться в устной и письменной форме.

Начиная с двух лет, воспитатель учит детей обращать внимание на картинки, истории в картинках, игры и другие виды деятельности, стимулирующие дифференциацию визуальных, слуховых, кинестетических сигналов

4 Миндлина Т. Я. Дошкольное воспитание во Франции. М., 1984.

и сопоставление их с простыми понятиями. При знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важно, чтобы ребенок овладел синтаксическими структурами речи, радовался звучанию голоса. От знакомства с формами письма переходят к анализу букв и расширению репертуара синтаксических структур и словаря.

Детей учат рисованию и основам других искусств. Воспитатель предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипулирования и творчества, развития самосознания и самоконтроля; знакомства со свойствами материалов и инструментов; проверки применимости и осуществляемости идей и гипотез, что в целом углубляет знания. Ребенок исследует, экспериментирует, делает открытия, конструирует, при этом он наблюдает, проявляет любознательность, использует разные материалы, подбирает технические способы осуществления деятельности. Воспитатель облегчает формирование понятий из области науки, жизни и техники, поощряет задавание вопросов и опробование ответов, развитие критического мышления.

Учебный день у маленьких учеников начинается в 8.30 и заканчивается в 16.30, учебная неделя состоит из 26 часов и разделена на девять частей по полдня. Учебный календарь составляется на год Министерством национального образования Франции. Он планируется для 36 учебных недель, разделенных на 5 периодов и 4 каникулярных отрезка. По выходным дети не учатся. Цели, содержание, методы, средства и структура образования, а также формы контроля определяются правительством, которое издает программы и официальные инструкции.

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролирует-

ся, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Изучением опыта организации образования во Франции занимались Б. Л. Вульфсон, Т. Я. Миндлина, М. Жосиян и др.

Дошкольное и начальное образование в США

Акцент в исследованиях Ю. Алферова, В. А. Зебзеевой, К. С. Махмурян, Е. Ю. Протасовой, М. Г. Сороковой сделан на выявление целей, задач, содержания, методов воспитания и обучения дошкольников в США. В настоящее время в США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять его структуру по своему усмотрению. Воспитание и обучение детей 3-5 лет осуществляется в Америке в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной школе дети обучаются с 6 до 13 лет. Дошкольное образование в США не является обязательным. Родители могут отдать детей в различные учреждения: детский сад, ясли, центры дошкольных программ, дневные центры по присмотру за детьми, где в течение двух лет дети с 4 до 6 лет получают дошкольное образование. В отдельных штатах дети получают сертификаты о дошкольном образовании, в которых отражаются посещаемость, поведение и общие достижения ребенка. В некоторых штатах для зачисления ребенка в начальную школу требуется сертификат о дошкольном образовании.

В начальной школе большое внимание уделяется обучению детей чтению, знакомству с родной литературой, письму, орфографии, развитию речи, приобщению к музыкальному, изобразительному искусству, детей учат арифметике, основам истории, географии, естествознания и гигиены, проводят занятия по ручному труду, приобщают к здоровому образу жизни во время занятий физкультуры. Характерным для начальной школы является комплектование классов в зависимости от способностей и успехов учащихся (одаренные, нормальные и неспособные дети). Детей тестируют специалисты, определяют уровень интеллекта, врожденную одаренность.

В 2001 году в США был принят закон «Ни одного забытого ребенка» (No Child Left Behind), предписывающий всем штатам повышенное финансирование литературных программ, например, таких как «Чтение вперед»

(программа нацелена на обучение детей в раннем детстве навыкам чтения). Через подобные программы федеральное финансирование помогает штатам и местным школьным округам разрабатывать высококачественные, всеобъемлющие инструкции по обучению чтению детей в детских садах и начальных школах.

Образовательная система Японии

Систему образования Японии изучали Ю. В. Боярчук, С. Еркович, И. Кадзуо, В. Т. Нанивской, С. Судоуки, В. Фролкина и др.

Действующая система современного образования практически полностью копирует американскую. Дошкольная ступень не является обязательной. Дети 3-5 лет поступают в дошкольные учреждения по желанию родителей. Основная задача дошкольной ступени - подготовить ребенка к поступлению в школу. С малышами проводятся занятия по рисованию, их обучают музыке, ритмике, уделяется большое внимание развитию физических навыков и умений.

В начальную школу в Японии дети поступают в 6 лет и обучаются там до 12 лет. Курс полного школьного обучения занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу. Это объясняется исключительной сложностью и трудоемкостью изучения японского языка. Ученики, например, должны усвоить минимум 1850 иероглифов, эта норма установлена Министерством просвещения страны. В действительности же для чтения книг и газет требуется гораздо больше иероглифов - до 3 тысяч. В начальной школе дети получают общее образование, соответствующее возрасту.

Большое внимание в учебном плане государственных начальных школ уделяется нравственному воспитанию учащихся. В Японии существуют такие специфические предметы, как моральное воспитание и специальная школьная деятельность. В начальной школе моральному воспитанию уделяется 1 час в неделю на протяжении всех 6 лет обучения; специальной школьной деятельности - по 1 часу в неделю в 1-3 классах и по 2 часа в 4-6 классах.

Уроки морального воспитания, чем-то напоминающие классные часы в российской школе, традиционно представляют собой цикл бесед классного руководителя с учащимися, в ходе которых последних знакомят с системой

морально-нравственных идеалов, этических ценностей. Под воздействием педагога осуществляется целенаправленное формирование социально значимых качеств личности: трудолюбия, ответственности, целеустремленности, активности, любознательности, толерантности и т. п. Задачами морального воспитания являются: «воспитание в духе уважения человеческого достоинства - в семье, школе и обществе; развитие стремления к построению культуры, богатой индивидуальностями, и создание демократического общества и государства; воспитание в гражданах способности внести вклад в развитие миролюбивого международного сообщества за счет привития им соответствующих моральных качеств как основы для этого»5. В частных школах моральное воспитание может быть заменено религиозным. Помимо специальных предметов в японской школе существует целый комплекс мер, служащих в большей степени целям воспитания, нежели обучения.

Таким образом, несмотря на различие культур и своеобразие путей развития педагогической науки и практики в сфере дошкольного и начального образования России, Великобритании, Франции, США и Японии ясно, что предшкольное образование на современном этапе развития рассматривается как один из путей обеспечения преемственности начального и дошкольного образования и обеспечения равных стартовых возможностей каждому ребенку при переходе на следующую ступень образования. Анализ сложившихся моделей предшкольного образования в разных странах позволил констатировать их многообразие и отсутствие единых подходов к определению конечного результата предшкольного образования и его содержания. ■

5 Боярчук Ю. В. Японская школа: проблемы и перспективы // Педагогика. - 1999. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.