Научная статья на тему 'Председатели исполкома Северной Осетии 1924-1938 гг'

Председатели исполкома Северной Осетии 1924-1938 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКП(Б) / НОМЕНКЛАТУРА / ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / OBLAST EXECUTIVE COMMITTEE / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / REGIONAL POLITICAL ELITE / СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ АО (АССР) / NORTH OSSETIAN AO (ASSR) / VKP(B) / NOMENKLATURA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Царикаев А.Т.

В статье на основе архивных документов рассматриваются основные социально-демографические и социально-профессиональные параметры председателей исполкома Северной Осетии 1924-1938 гг. Автор приходит к выводу, что их базовыми общими характеристиками были членство в коммунистической партии и принадлежность к титульной национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAIRMEN OF NORTH OSSETIAN EXECUTIVE COMMITTEE OF 1924-1938

The article based on archival sources examines the main social and professional characteristics of chairmen of North Ossetian executive committee in 1924-1938s. The author came to a conclusion that their general characteristics had been membership in communist party and belonging to the title nationality.

Текст научной работы на тему «Председатели исполкома Северной Осетии 1924-1938 гг»

УДК 94(47).084.6

А.Т. Царикаев

канд. ист. наук, ст. научный сотрудник, ГБУ «Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания», г. Владикавказ

ПРЕДСЕДАТЕЛИ ИСПОЛКОМА СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ 1924-1938 ГГ.

Аннотация. В статье на основе архивных документов рассматриваются основные социально-демографические и социально-профессиональные параметры председателей исполкома Северной Осетии 1924-1938 гг. Автор приходит к выводу, что их базовыми общими характеристиками были членство в коммунистической партии и принадлежность к титульной национальности.

Ключевые слова: ВКП(б), номенклатура, областной исполнительный комитет, региональная политическая элита, Северо-Осетинская АО (АССР).

A.T. Tsarikaev, Institute of History and Archeology Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz

CHAIRMEN OF NORTH OSSETIAN EXECUTIVE COMMITTEE OF 1924-1938

Abstract. The article based on archival sources examines the main social and professional characteristics of chairmen of North Ossetian executive committee in 1924-1938s. The author саме то a conclusion that their general characteristics had been membership in communist party and belonging to the title nationality.

Keywords: VKP(b), nomenklatura, oblast executive committee, regional political elite, North Ossetian AO

(ASSR).

Одним из приоритетных направлений современной отечественной элитологии является исследование региональных политических элит советского периода. Актуальность изучения партийно-государственных руководителей автономных республик, краев продиктована той ролью, которую они играли в жизни регионов, фактически неся перед центром прямую ответственность за всё, что происходило на их территории, обеспечивая выполнение важнейших хозяйственно-политических кампаний партии и правительства. С другой стороны, актуальность определяется также тем, что исследование корпуса региональных руководителей советского периода, несомненно, будет способствовать пониманию закономерностей и тенденций развития современных политических элит [3, с. 147].

В советской историографии на региональном уровне данная проблема практически не изучалась. Это было связано не только с цензурными ограничениями, но и с недоступностью архивных документов закрытых партийных фондов.

В рамках данной статьи исследуются важнейшие социально-демографические и социально-профессиональные характеристики корпуса председателей Северо-Осетинского областного исполкома (с 1936 г. - исполком Северо-Осетинской АССР) 1924-1938 гг. Выбор данного хронологического периода обусловлен рядом факторов, оказавших влияние на процессы эли-тообразования в регионе. Во-первых, это ликвидация в июле 1924 г. Горской АССР и образование Северо-Осетинской АО. Во-вторых, во второй половине 1920-х - середине 1930-х гг. Северная Осетия входила в состав Северо-Кавказского края, руководство которого во многом определяло кадровую политику в регионе. В-третьих, в 1937-1938 гг. в ходе Большого террора произошло практически полное обновление партийно-государственной номенклатуры СевероОсетинской АССР, включая руководящие кадры исполкома.

Главной фигурой в региональной политической элите, безусловно, являлся первый секретарь областного комитета партии. Однако, одной из ключевых в номенклатурной иерархии была и должность председателя исполкома, который постоянно входил в состав пленума и бюро областного комитета ВКП(б), а в 1937 г. являлся и членом Тройки НКВД по СевероОсетинской АССР.

С 1924 по 1938 гг. должность председателя Северо-Осетинского облисполкома (исполкома Северо-Осетинской АССР) поочередно занимали К.К. Борукаев (1924-1927), Н.М. Сала-

мов (1927-1928), Г.Ф. Кабоев (1928-1930), К.К. Цаллагов (1930-1933), К.Т. Хасиев (1933-1935), Д.Н. Тогоев (1935-1937), Х.Х. Беслекоев (1937, и.о.), С.Н. Абаев (1937-1938, и.о.).

В отличие от большинства первых секретарей областного комитета ВКП(б), в основном уроженцев других регионов, кооптировавшихся в местное партийное руководство, все председатели исполкома были выходцами из Северной Осетии и представителями титульной национальности. Это являлось отражением целенаправленного курса руководства страны на «коре-низацию» государственного аппарата. Управленческая карьера пятерых из них была связана исключительно с партийно-государственными органами автономии. Для Г.Ф. Кабоева и К.Т. Ха-сиева должность председателя облисполкома стала трамплином для дальнейшего карьерного роста - перевода в Ростов-на-Дону заместителями председателя Северо-Кавказского краевого исполкома. Д.Н. Тогоев, прежде чем возглавить областной исполком, 11 лет проработал в прокуратуре и судебных органах Дальневосточного края и республик Средней Азии.

Особое место в корпусе председателей исполкома занимает К.К. Борукаев. Он - единственный из представленных осетинских руководителей, кто впоследствии занимал также и высшую партийную должность - ответственного секретаря Северо-Осетинского обкома ВКП(б) в 1927-1928 гг. Подобного рода перемещения первых лиц из одной властной вертикали в другую, получившие достаточно широкое распространение в других регионах, в Северной Осетии были исключениями.

Анализ социально-демографических параметров председателей исполкома Северной Осетии свидетельствует, что в их составе преобладали управленцы 1890-1895 гг. рождения (К.К. Борукаев, Н.М. Саламов, К.Т. Хасиев, Д.Т. Тогоев, К.К. Цаллагов), а двое (Х.Х. Беслекоев и С.Н. Абаев) родились соответственно в 1902 и 1904 гг. Самым старшим являлся Кабоев, родившийся в 1887 г. Средний возраст председателей исполкома на момент занятия должности составил 37 лет. Аналогичный показатель у ответственных (первых) секретарей СевероОсетинского обкома ВКП(б) равнялся 41 году.

Сведения о партийном стаже, отложившиеся в архивных документах, позволяют говорить, что в корпусе председателей исполнительного комитета присутствовали представители разных поколений коммунистов. Четверо руководителей вели партстаж с 1919-1920 гг. (К.К. Борукаев, Г.Ф. Кабоев, К.Т. Хасиев, К.К. Цаллагов). Самые молодые из управленцев (Х.Х. Беслекоев и С.Н. Абаев) вступили в ВКП(б) в период партийных наборов 1925-1927 гг. Единственным председателем с дореволюционным стажем являлся Д.Н. Тогоев, ставший членом большевистской партии в апреле 1917 г.

Изучение кадрового состава руководителей Северо-Осетинского исполнительного комитета предполагает установление их образовательного уровня. В источниках личного происхождения (анкеты, автобиографии) содержится информация не только об уровне образования, но и зачастую об учебном заведении, которое окончил ответственный работник. Так, К.К. Борукаев, согласно данным личного листа ответственного работника, окончил Петербургский университет «по историко-филологическому факультету» [5, л. 1 (об)]. Д.Н. Тогоев в 1914 г. поступил в Московский сельскохозяйственный институт, проучился в нем 1,5 года и был мобилизован в армию [6, л. 15]. Партийно-политическое образование на курсах Марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б) (1935) и в Институте красной профессуры (1937) [4, с. 6] получил С.Н. Абаев. Свердловский университет окончил К.К. Цаллагов. Х.Х. Беслекоев к моменту вступления в должность и.о. председателя исполкома республики окончил советско-партийную школу в Ростове-на-Дону и Всесоюзную промышленную академию, готовившую управленческие кадры для социалистической промышленности.

Данные о наличии среднего или высшего образования у Г.Ф. Кабоева отсутствуют. В материалах бюро обкома, датированных 1937 годом, указывается, что он имел низшее (или начальное) образование [2, л. 119]. Это, однако, не мешало Кабоеву довольно успешно руково-

дить облисполкомом. В документе, направленном бюро обкома Северо-Кавказскому крайисполкому, он характеризовался как «крупный организатор с широким политическим кругозором» [1, л. 1]. Что касается Н.М. Саламова, то сведения о его образовательном уровне в источниках не отложились.

В целом, можно констатировать, что наличие высшего образования не являлось определяющим фактором успешной карьеры в этот период.

Значительный интерес при изучении корпуса председателей исполкома представляет также динамика их карьерных перемещений. Имеющиеся в нашем распоряжении архивные документы и другие источники позволяют утверждать, что главными среди «корпораций-поставщиков» кадров на должность председателя исполкома Северной Осетии являлись партийные органы и советские учреждения. В 1924-1933 гг. в роли «поставщиков» управленческих кадров выступали местные советские органы, а в середине и конце 1930-х гг. - партийные структуры. Говорить о конкретных предпочтениях в категориях функционеров, назначавшихся для замещения данной должности, не приходится. Так, например, если К.Т. Хасиев и С.Н. Аба-ев были назначены председателями исполнительного комитета с должности 2-го секретаря Се-веро-Осетинского обкома ВКП(б), то Г.Ф. Кабоев и К.К. Цаллагов соответственно - председателя Правобережного окружного исполкома и заведующего областным земельным управлением. Наиболее логичным представлялось выдвижение Н.М. Саламова и Х.Х. Беслекоева, работавших заместителями председателя исполкома.

Как правило, занятию должности председателя Северо-Осетинского исполнительного комитета предшествовала последовательная смена управленцами разнообразных видов деятельности, работа в советских учреждениях и партийных органах.

Таким образом, анализ социальных, образовательных и профессиональных характеристик председателей Северо-Осетинского исполкома позволяет выделить у них лишь две базовые обобщающие характеристики: членство в коммунистической партии и принадлежность к титульной национальности.

Список литературы:

1. Государственный архив новейшей истории Республики Северная Осетия - Алания (ГАНИ РСО-А) Ф. Р. 1. Оп. 2. Д. 37.

2. ГАНИ РСО-А. Ф. Р. 53. Оп. 1. Д. 78.

3. Пахомов А.В. Социально-профессиональный портрет секретарей Оренбургского обкома партии в 1964-1991 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10 (36). Ч. I. С. 147150.

4. Царикаев А.Т., Тускаева Г.Б. Политическая элита Северной Осетии. 1924-1941 гг.: биогр. справ. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011. 136 с.

5. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО-А) Ф. Р. 47. Оп. 1. Д. 1149.

6. ЦГА РСО-А. Ф. Р. 852. Оп. 1. Д. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.