10
И. С. Ратьковский*
ПРЕДСЕДАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИИ (историческая справка)
Преамбула: государственные преобразования 1905—1906 гг.
Начало реформам государственных учреждений, которые привели к появлению Г осударственной Думы, послужил еще февральский рескприт Николая II на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина. В документе рекомендовалось привлечь к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений (не затрагивающих «Основные положения») выборных людей. В мае 1905 г. булыгинский проект о создании представительского совещательного органа был представлен в Совет Министров. В июле он был в нем обсужден и представлен на утверждение императора. После определенной процедуры согласования, 6 августа 1905 г. Николаем II был подписан акт об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в нее. Сам этот документ оказался нереализованным в условиях осеннего политического кризиса, вылившегося во всероссийскую октябрьскую забастовку. В условиях всеобщей оппозиции, грозившей крахом царизму, Николай II издает Манифест от 17 октября 1905 г.: «Об Усовершенствовании государственного порядка». В документе, во-первых, провозглашалось дарование общих гражданских свобод (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов).
Во-вторых, в нем говорилось о расширении избирательного права при выборах в Государственную Думу, о расширении ее прав, включая законодательные права.
19 октября 1905 г. был издан Манифест о преобразовании Совета министров — «О мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений». По этому документу в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров (до этого Совет министров был совещательным органом при императоре и координирующим органом министерств). Председатель Совета министров получил право контролировать деятельность министерств. Вместе с тем, Совет министров не был ответственен перед Государственной Думой, что впоследствии приводило к многочисленным конфликтам.
11 декабря 1905 г. был принят указ об изменении положения о выборах в Государственную Думу. Указ сохранял принцип выборов по куриям, в основе фор-
* Кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории России исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра по изучению истории политических партий и общественных движений России Санкт-Петербургского государственного университета.
И. С. Ратьковский
11
-Ф-
мирования которых лежали цензовая система и сословный принцип. Выборы проходили по 4 куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Число избирательных ступеней и нормы представительства были различны. По проведенным историками подсчетам один выборщик от первой курии (землевладельческо-помещичьей) представлял 2000 человек, второй (городской) — 7000 человек, третьей (крестьянской) — 30 000 человек, от четвертой (рабочей) — 90 000 человек. В результате помещики избирали около 32% выборщиков, крестьяне — 42, горожане — 22, а рабочие только 3%. В наихудшем положении оказались, как видно, рабочие. В выборах участвовали только рабочие крупных предприятий (в первом туре выборов — 1 представитель от завода численностью от 50 до 1000 человек, далее по одному представителю на каждую полную тысячу рабочих-мужчин). Всего же было три ступени выборов по этой курии. Четырехступенчатые выборы характеризовали крестьянскую курию.
Вместе с тем, несмотря на непропорциональные выборы, победу на них одержала партия кадетов. Это обстоятельство сыграло свою роль в ускоренном принятии новых положений о Государственной Думе и Государственном Совете 20 февраля 1906 г.
Согласно закону, Государственная Дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по булыгинскому проекту), но законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума могла выступить с законодательной инициативой по любому вопросу, за исключением Основных государственных законов. Она также обладала правом запроса к министрам, за исключением не подлежащих оглашению «по соображениям государственного порядка». Важной функцией Думы было утверждение государственного бюджета. Правда, последние полномочия Государственной Думы обесценивались царским указом от 8 марта 1906 г., согласно которому, статьи военного бюджета, внешних займов, содержания императорского двора и ряд других статей бюджета не являлись предметом обсуждения.
Серьезные изменения произошли и в статусе Государственного Совета. Наиболее важным было изменение его личного состава: введение выборных представителей. Вопрос о представительстве в Государственном Совете выборных членов был поставлен при обсуждении на совещании под председательством императора 14 февраля 1906 г. Выступавший за увеличение представительства членов Совета по выборам, С. Ю. Витте заявил: «Государственный Совет будет глубоко консервативным, поэтому нет оснований к увеличению числа по назначению». Однако С. Ю. Витте оказался в меньшинстве, и ряд общественных учреждений оказались не представленными в Государственном Совете. Большее представительство получили лишь дворянские организации, которые, как считалось, были более лояльными по отношению к государственным устоям. Следует отметить, что опасения властей были отчасти обоснованными. Включение в Государственный Совет выборных членов, наряду с другими причинами, изменило социальный состав этого органа. Число титулованной аристократии в Государ-
-Ф-
12
ственном Совете по сравнению с серединой XIX в. уменьшилось в 3,5 раза и составляло теперь 1/7 его состава. Доля потомственных дворян упала за этот период на 15%, а выходцев из других сословий возросла в 8 раз, составляя 20% и имея тенденцию к увеличению представительства. Хотя доля крупных землевладельцев (5 тыс. десятин) уменьшилась за этот период в 8 раз (что явилось показателем кризисного состояния помещичьего землевладения в целом), дворяне-землевладельцы по-прежнему составляли большинство Государственного Совета. Общее количество выборных и назначаемых членов, а также перечень организаций и органов, имеющих право на представление, неоднократно менялись в ходе обсуждения учреждения Государственного Совета. Первоначальный проект предусматривал 70 выборных депутатов (36 от губернских земств, 14 от губерний с неполным земским самоуправлением, 2 от Московского и Санкт-Петербургского университетов, 6 от крупных городов, и 12 от биржевого и других промышленных комитетов). Из наиболее существенных добавлений, внесенных в окончательный вариант, следует отметить представительство от духовенства русской православной церкви, и, главное, от дворянских обществ. В целом это давало
24 (6 + 18) потенциально проправительственно настроенных членов Государственного Совета. Увеличилось представительство высшей школы — с 2 до 6 делегатов, представляющих теперь не только столичные (более либеральные) университеты. Количество других выборных членов Г осударственного Совета осталось без изменения. Общее количество выборных членов Государственного Совета таким образом стало равно 98 (70 прежних + 28 новых) человек. Члены Государственного Совета избирались на 9 лет, с ротацией трети каждые три года. Как и Государственная Дума, Государственный Совет являлся законодательным органом с теми же правами.
Многочисленные изменения в системе государственных учреждений в период 1905—1906 гг. требовали новой редакции «Основных государственных законов».
23 апреля 1906 г., за четыре дня до открытия заседаний Государственной Думы, императором был утвержден окончательный проект «Основных государственных законов». Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти «неограниченной». Были включены в текст основные гражданские права и свободы. Обозначено появление новых органов власти и их функции. Вместе с тем, в тексте законов осталось положение о «самодержавной власти во всем ее объеме». Лишь законодательную власть отныне император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой» и обязательно с их одобрения.
Важным было указание на невозможность изменения законов о Государственном Совете и Думе без согласия последних. Весь вышеуказанный комплекс документов создавал основу для преобразования России в конституционную монархию, имея формально характер конституционного акта. Формализм положений о Государственной Думе дал основание министру финансов В. Н. Коковцову заявить с думской трибуны: «У нас, слава богу, парламента нет».
-Ф-
И. С. Ратъковский
13
-Ф-
Эти законы, несмотря на определенную ущербность, положили начало деятельности Государственной Думы, которая в 2006 г. отмечает свой столетний юбилей. В дореволюционный период действовало четыре Государственные Думы, которые в различные периоды возглавлялись пятью видными российскими общественными деятелями. 1917 г. привел к прекращению деятельности Государственных Дум. В 1993 г. деятельность Государственных Дум России получила свое исто-рическое продолжение. Современные четыре состава (или пятый— восьмой составы с учетом дореволюционных Дум) Государственной Думы выявили возрожденные и новые традиции думской деятельности. Большой вклад в это внесли три председателя современных российских Дум. Восемь Дум и восемь председателей демонстрируют историческую преемственность и эволюцию российского парламентаризма.
Первый председатель Государственной Думы Сергей Андреевич Муромцев родился 23 сентября 1850 г. в семье дворянина-землевладельца из Тульской губернии. В 16 лет он с золотой медалью окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Большое влияние здесь на формирование политических взглядов Муромцева оказали лекции либерального историка С. М. Соловьева.
В 1871 г. он окончил юридический факультет Московского университета. По окончании университета Муромцев был оставлен для «приготовления к профессорскому званию». В 1873—1874 гг. для совершенствования юридического образования он прослушал лекции в Германии и на следующий год защитил магистерскую диссертацию. После защиты докторской диссертации («Очерки общей истории гражданского права», 1877) Муромцев преподавал в качестве профессора по кафедре римского права в Московском университете. В 1880—1881 гг. он уже проректор университета.
Двумя годами ранее, в 1878 г., Муромцев возглавил журнал «Юридический вестник», с 1880 г. став председателем Московского юридического общества. Как публицист и юрист, Муромцев стремился защищать личность и общество от революционного радикализма и деспотизма власти. В первую очередь он считал необходимым продолжение реформ мирным, эволюционным путем. В 1880 г. С. А. Муромцев стал одним из авторов «Записки о внутреннем состоянии России», поданной министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову в надежде «вывести нашу страну из того заколдованного круга, в который она попала». Однако убийство народовольцами Александра II 1 марта 1881 г. прервало наметившийся конституционный процесс и обозначило начало длительного периода контрреформ Александра III и Николая II.
Обвиненный Департаментом полиции в политической неблагонадежности, в июле 1884 г. по распоряжению министра народного просвещения Сергей Андреевич был уволен из Московского университета.
В новый сложный период своей жизни он становится присяжным поверенным; занимается общественной деятельностью, в том числе в земских учрежде-
-ф-
14
ниях. В начале XX в. Сергей Андреевич Муромцев был активным участником либерального движения, впоследствии вылившегося в основание партии конституционных демократов (кадетов). Общепризнанный либералами авторитет в области конституционного и парламентского законодательства, он занимался популяризацией западноевропейского парламентского опыта.
После принятия закона о Государственной Думе он становится депутатом I Думы от Москвы. Был автором кадетского проекта «Основного закона» (т. е. Конституции).
В первый же день работы Думы С. А. Муромцев был избран ее председателем, что определялось ролью кадетов в Думе. Тем не менее, после своего избрания на этот пост Муромцев, демонстрируя свою нейтральность, вышел из фракции кадетов. Этим был создан прецедент, действовавший и в двух последующих Думах. Первоначально он «как фигурой, так и голосом импонировал всем», — писал в своих воспоминаниях начальник канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолов. Однако вскоре выявилось, что мнение Муромцева и царских властей о роли председателя Государственной Думы кардинально разнятся. Муромцев считал свой пост вторым в государстве, а Николай II — второстепенным. Многим думцам вскоре стал не нравиться его стиль руководства работой Думы. По образному выражению депутата В. Маклакова, Муромцев «...скорее напоминал церемониймейстера, чем руководителя». Ряд депутатов считали его рупором теневого кадетского партийного руководства. Тем не менее, именно Муромцеву Дума была обязана разработкой различных процедурных вопросов и постановкой таких ключевых вопросов, как вопрос о земле, об ответственном правительстве. Главным вопросом обсуждавшимся в Думе, был аграрный вопрос. Проект трудовиков предусматривал ликвидацию помещичьего землевладения и национализацию земель. Кадетский проект тоже требовал отчуждения помещичьих земель, но за рыночную цену. Но и этот проект, «мирной крестьянской реформы, по выражению П. Н. Милюкова, оставался красной тряпкой для дворянских зубров и мишенью для правительственных атак».
Оба проекта вызвали крайне негативную реакцию помещиков и правительства, которое 13 мая 1906 г. в Думе огласило правительственную декларацию о «безусловно недопустимом» отчуждении даже части помещичьих земель. Правительство И. Л. Горемыкина (16 апреля 1906 г. он заменил на этом посту С. Ю. Витте) отказалось также рассматривать вопрос об амнистии политическим заключенным. Попытки Думы настоять на своем, а также ввести принцип ответственности правительства перед Государственной Думой, оказались безуспешны. Дума в этих условиях приняла заявление о недоверии правительству и необходимости его замены. Под предлогом «разжигания смуты» Государственной Думой 8 июля 1906 г. она была распущена. В нарушение Основных законов при роспуске Государственной Думы ничего не говорилось о сроках выборов в новую.
-ф-
И. С. Ратъковский
15
-ф-
Кадетское большинство Государственной Думы предложило всем депутатам распущенной Думы собраться в Выборге. После разгона Думы летом 1906 г. (просуществовала 72 дня) Муромцев стал одним из авторов «Выборгского воззвания», призвавшего к гражданскому неповиновению властям. В нем население России призывалось в знак протеста против роспуска Думы к прекращению уплаты налогов и других повинностей, отказу от поставки новобранцев и т. д. до объявления выборов во II Государственную Думу.
За подписание «Выборгского воззвания» Муромцев был приговорен к трем месяцам тюрьмы; отбыл наказание в Таганской тюрьме и лишен права избираться во II Государственную Думу. Выйдя из заключения, он продолжил занятия наукой и чтение лекций. В последние годы жизни — профессор Московского университета. Расстроенное здоровье и чрезмерные труды привели к параличу сердца. Похороны Муромцева в Москве в 1910 г. стали общественным событием и вылились в стихийную демонстрацию демократических сил страны. В последний путь его провожала вся Москва. Газета «Русские Ведомости» писала в эти дни: Муромцев «при жизни для всех русских, для всех европейцев стал исторической личностью, потому что с его именем начинается русская конституционная история».
Второй председатель Государственной Думы Федор Александрович Головин происходил из старинного русского дворянского рода. Родившись в 1867 г. в Москве, он получил хорошее домашнее образование, которое было закреплено обучением на университетском отделении Московского лицея. По окончании курса лицейского обучения Федор Головин продолжил образование на юридическом факультете Московского университета. В 1891 г. Федор Алексеевич Головин стал его выпускником.
В 1893—1896 гг. Головин — мировой судья, гласный (выборный депутат) Дмитровского уездного, затем Московского губернского земства. С 1898 г. Федор Головин — член губернской земской управы, заведующий ее страховым отделом.
В начале XX в. он принимал активное участие в российских земских съездах, был секретарем одного из них. В 1904—1907 гг. Федор Александрович Головин — председатель Московской губернской земской управы.
С 1904 г. — член Союза земцев-конституционалистов. На учредительном съезде Конституционно-демократической партии (кадеты) в октябре 1905 г. он был избран членом ЦК, возглавив ее Московский губернский комитет.
Выборы Федора Головина депутатом II Государственной Думы в 1907 г. от Московской губернии, а затем и ее председателем, стали логическим продолжением его предыдущей политической карьеры и признанием заслуг. Федор Головин при выборах председателя Думы в первом туре получил 331 голос, второй результат был у Н. А. Хомякова — 91 голос, остальные кандидаты набрали в совокупности менее 10 голосов. Во втором туре голосование шло уже только за или
-ф-
16
против Головина, так как остальные претенденты сняли свои кандидатуры. В результате за Головина проголосовали 356 депутатов, 102 — против.
В своей краткой вступительной речи Головин заявил, что задача Думы и надежды, возлагаемые на нее страной, были намечены еще I Думой. С самого начала Головин продолжил думскую практику дистанцирования от властей, отказавшись быть посредником между большинством Думы и правительством, между Думой и П. А. Столыпиным.
Вторая Дума оказалась более радикальной, чем первая. По оценке известного депутата В. А. Маклакова общий итог законодательной работы II Думы, «был не блестящ». Основное время ушло на конфронтацию с властью, процедурные вопросы. При этом опыта законодательной деятельности у новых депутатов фактически не было: только 32 из них (6%) были в прошлом членами I Государственной Думы. II Государственная Дума была не только крайне радикальна политически, но и крайне некомпетентна с правовой точки зрения. «Я, — писал Сергей Булгаков, депутат II Думы, — не знавал в мире места с более нездоровой атмосферой, нежели общий зал и кулуары Государственной Думы. Возьмите с улицы первых попавшихся встречных, присоедините к ним горсть бессильных, но благомыслящих людей, внушите им, что они спасители России, и вы получите Вторую Государственную Думу».
Государственная Дума с самого начала своей деятельности вновь стала оппонировать правительству. Дума настаивала на ответственности последнего перед собой, требовала изменения внутренней политики, в том числе по вопросу о смертной казни.
Не признавая жесткой политики Столыпина по отношению к радикалам, Дума отвергла и ряд других его реформ, включая проект аграрной реформы. Левые фракции Государственной Думы (социал-демократы, трудовики, эсеры — 40% депутатского корпуса) провозгласили лозунг конфискации всех помещичьих земель, немедленной отмены столыпинских аграрных законов, принятых в обход Думы. Кадетам и правым удалось не допустить принятия подобных предложений, но и в поддержке столыпинской реформе они отказали.
Председатель II Государственной Думы кадет Г оловин не смог обеспечить золотой середины в полемике левых и правых. Левые обвиняли его в заигрывании с властью, а правые в заигрывании с левыми. Председательствуя на заседаниях Думы, Головин не смог справиться с взаимными оскорблениями и перебранкой депутатов.
Считая Государственную Думу основным препятствием для своих реформ, Столыпин взял курс на ее роспуск. Используя полицейскую фальшивку о новом «военном заговоре» социал-демократов и прямом участии в нем левых депутатов, Столыпин потребовал от Думы снять депутатскую неприкосновенность с депутатов социал-демократов. После отказа Думы выполнить этот ультиматум, 3 июня 1907 г. II Государственная Дума была распущена. Одновременно был произведен арест 16 членов думской социал-демократической фракции. II Государственная Дума просуществовала лишь чуть более первой — 102 дня.
-ф-
И. С. Ратъковский
17
-ф-
В III Государственной Думе Г оловин был товарищем (заместителем) председателя кадетской фракции. Он принимал активное участие в работе крестьянской комиссии. Но осенью 1910 г. в связи с получением железнодорожной концессии сложил с себя депутатские полномочия.
После Февральской революции 1917 г. Ф. А. Головин был назначен Временным правительством комиссаром всех учреждений бывшего Министерства императорского двора (куда входили и театры). Решительно выступил против Октябрьской революции. Отказывался передавать дела представителям Советской власти, поддержал забастовку театров.
В 1921 г. — член президиума Всероссийского комитета помощи голодающим. Впоследствии работал в советских учреждениях. По обвинению в принадлежности к антисоветской организации решением «тройки» УНКВД Московской области от 21 ноября 1937 г. Федор Александрович Головин 10 декабря 1937 г. был расстрелян. Реабилитирован в 1989 г.
Третий председатель Государственной Думы Николай Алексеевич Хомяков родился в 1850 г. Его детство неразрывно связано с малой родиной — Смоленщиной. Здесь, в имении Липицы, принадлежавшем его отцу, великому русскому философу и литератору-славянофилу Алексею Степановичу Хомякову, начали формироваться взгляды Николая Хомякова.
В 1874 г. Николай Алексеевич Хомяков окончил юридический факультет Московского университета, а спустя некоторое время был избран почетным мировым судьей родного Сычевского уезда Смоленской губернии. Когда началась русско-турецкая война 1877—1878 гг. Николай Хомяков добровольцем пошел на нее; работал в Красном Кресте. В 1877 г., в день штурма турецкой крепости Карс, руководил перевязочным пунктом при Кавказской армии (позднее он также был уполномоченным Красного Креста в русско-японской войне 1904— 1905 гг.). После окончания войны он вернулся на Смоленщину. На протяжении четверти века его деятельность будет связана с работой в уездных и губернских дворянских собраниях Смоленской губернии. В течение многих лет Николай Алексеевич Хомяков был предводителем дворянства в Сычевском уезде, в 1886— 1895 гг. уже занимая пост Смоленского губернского предводителя дворянства.
В 1896 г. Николай Хомяков был назначен товарищем министра — директором Департамента земледелия министерства земледелия и государственных иму-ществ.
Хомяков был активным участником земско-либеральных съездов 1904— 1905 гг., одним из организаторов и членом ЦК партии «Союз 17 октября» (октябристы), в которой последовательно занимал умеренно-либеральную, конституционалистскую позицию.
В 1906 г. Хомяков был избран членом Государственного Совета от дворянства Смоленской губернии, затем избирался от этой же губернии депутатом II, III и IV Государственных Дум. Уже на выборах председателя II Думы его фамилия была озвучена в качестве кандидата на этот пост от октябристов. Но тогда он
-ф-
18
уступил представителю левокадетского большинства Ф. А. Головину. Получив большинство в следующей, III Думе, октябристы вновь выдвинули Хомякова на пост председателя Думы.
Хомяков долго отказывался, однако, после долгих уговоров соратников по партии, а потом и лично премьера П. А. Столыпина согласился. В итоге в ноябре 1907 г. на выборах председателя III Думы Хомяков одержал убедительную победу и в дальнейшем еще дважды переизбирался (в 1908 и 1909 г.). Н. А. Хомяков оставался на этом посту до марта 1910 г., когда подал в отставку в знак протеста против думского скандала, спровоцированного одним из лидеров «Союза Русского народа» В. Пуришкевичем. По воспоминаниям В. Маклакова, «Хомяков был человек крайней щепетильности и чурался политических дрязг», и этот скандал положил конец его пребыванию на посту председателя Думы.
Думцам Хомяков запомнился как прекрасный человек, но балагур. Именно Хомякову принадлежит введение в оборот выражения «законодательная вермишель» — мелкие законопроекты, не имеющие государственного значения. Председатель Думы любил делать свои замечания в шутливой форме, однако остроты Хомякова провоцировали порой думцев на нелицеприятные взаимные выпады.
В период перед и во время Первой мировой войны Н. А. Хомяков занимал выборный пост председателя Петербургского клуба общественных деятелей. Позднее, во время гражданской войны, Николай Алексеевич Хомяков руководил деятельностью Красного Креста на территориях, контролируемых белыми армиями на Юге России. После поражения войск барона Врангеля он эмигрировал и скончался в эмиграции в 1925 г. в югославском городе Дубровник.
Четвертый председатель Государственной Думы Александр Иванович Гучков родился в 1862 г. в семье состоятельного московского купца-старообрядца. Человек безусловно талантливый, вместе с тем вспыльчивый, он часто не мог остановиться на чем-либо одном, резко меняя условия своей жизни.
Окончив курс в Московском университете по историко-филологическому факультету, Александр Гучков продолжил обучение, слушая лекции в Берлинском, Венском и Гейдельбергском университетах.
Некоторое время он служил в лейб-гвардии, но ушел оттуда. С 1888 г. он неоднократно избирается мировым судьей в Москве. Несколько лет Гучков был московским городским гласным, с 1893 г. состоял членом московской городской управы. Участвовал в оказании помощи пострадавшим от голода российским губерниям.
В 1897 г. Александр Гучков служил в охранной страже КВЖД, но вскоре был уволен за дуэль. В 1899 г. он волонтер в англо-бурской войне (на стороне буров), на следующий год находится в Китае во время «боксерского восстания» китайцев, направленного против англичан. В 1903 г. Александр Гучков воюет в Македонии с турками. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. он главноуправляющий Российского общества Красного Креста. Оставшись вместе с русскими ранеными при Мукдене, был взят в плен.
-ф-
И. С. Ратъковский
19
-ф-
В октябре 1905 г. Гучков был одним из главных организаторов «Союза 17 октября» (октябристы), возглавив партию в 1906 г. Отстаивая необходимость либеральных мер, Александр Гучков в то же время на съезде «Союза 17 октября» в феврале 1906 г. защищал резолюцию, в которой говорилось, что «исключительные случаи требуют исключительных мер; на революционные насилия, на вооруженное восстание правительство обязано ответить энергичным подавлением; оно может даже ввести военное положение».
Не имея возможности при действии избирательного закона 1905 г. попасть в Государственную Думу в Москве, Г учков в конце 1906 г. для приобретения ценза взял в аренду мукомольную мельницу в Каширском уезде Тульской губернии, но ценз этот был опротестован губернатором, и во II Думу Г учков не попал. В мае 1907 г. он избран представителями промышленности и торговли членом Государственного Совета, но в октябре 1907 г. отказался от этого звания, выставив свою кандидатуру в III Государственную Думу.
В III Государственной Думе А. И. Гучков занимал ключевые посты. Почти все время он был членом комиссий государственной обороны (до 1910 г. был председателем), бюджетной и ряда других.
Его характер вызывал его на постоянные конфликты с другими депутатами; он вызвал на дуэль Милюкова (дуэль не состоялась), графа Уварова. Несмотря на постоянные конфликты в Думе, Гучков пользовался стабильной поддержкой своей партии, крупнейшей в Думе.
8 марта 1910 г., после отказа Н. А. Хомякова от звания председателя Государственной Думы, на этот пост большинством в 221 голос против 68 был избран Гучков. Это был первый в истории Государственной Думы случай, когда ее возглавил руководитель партии. В своей первой после избрания речи Гучков заявил, что он «убежденный приверженец конституционно-монархического строя», что Думе придется «считаться, а может быть, и сосчитаться с Государственным Советом» и обещал охранять «ту независимость слова, свободу критики, с которыми связана трибуна» Государственной Думы. В качестве председателя он допускал более широкую свободу слова, чем его предшественник Хомяков и преемник Родзянко; однако его терпимость по адресу правых была значительнее, чем по адресу левых. Пребывание Гучкова на посту председателя Государственной Думы было непродолжительным. После того как в марте 1911 г. на три дня были прерваны заседания Государственной Думы и Государственного Совета для проведения в особом порядке законопроекта о земстве в западных губерниях, Гучков в виде протеста сложил с себя полномочия председателя.
Противоречивый итог думской деятельности Гучкова привел к тому, что на выборах в IV Думу в 1912 г. он не был выбран депутатом.
В период мировой войны Александр Гучков возглавил Центральный Военнопромышленный комитет, а в сентябре 1915 г. был избран в Государственный Совет.
Во время Февральской революции Г учков активно сотрудничал с Временным комитетом Государственной Думы. В первом Временном правительстве он занял
-ф-
20
пост военного и морского министра. Гучков осуществил значительную ротацию высшего командного состава, однако проводил эти меры, по собственному признанию, для победоносного завершения войны. Одно из препятствий в этом он видел в деятельности Петроградского Совета. В ходе апрельского кризиса, когда Временное правительство пошло на компромисс с Советом, подал в отставку. Во время гражданской войны Александр Иванович Гучков оказывал материальную помощь белому движению. С этой же целью весной 1919 г. выехал в Западную Европу, где и прошли последние годы его жизни. В 1936 г. Гучков умер в Париже.
Пятый председатель Государственной Думы Михаил Владимирович Родзян-ко родился 9 марта 1859 г. в Екатеринославской губернии в семье крупного землевладельца. Воспитание и образование он получил в Пажеском корпусе. С 1878 г. он служил в Кавалергардском полку, но через четыре года оставил военную службу, уйдя в запас.
С 1883 г., когда Михаил Владимирович был избран мировым судьей в Новомосковском уезде Екатеринославской губернии, началась его карьера общественного деятеля. В 1885 г. вышел в отставку, но уже на следующий год стал предводителем уездного дворянства. Постепенно он вырос до поста председателя Екатеринославской земской управы. В этом качестве он уже становится общероссийским общественным деятелем. В октябре 1905 г. Михаил Родзянко — один из организаторов партии октябристов. В 1906 г., после нововведения о выборах половины членов Государственного Совета (остальные по назначению), он был избран в его состав от Екатеринославля.
В 1907 г. был избран в состав III Государственной Думы. В ней он возглавил земельную комиссию, а также стал членом переселенческой комиссии. В этом качестве всецело поддерживал курс реформ П. А. Столыпина. В Думе Родзянко возглавлял фракцию «октябристов».
С 22 марта 1911 г., после отставки А. И. Гучкова, М. В. Родзянко стал председателем Государственной Думы. На этом посту был переизбран и во время работы IV Государственной Думы. Родзянко имел весьма представительную крупногабаритную внешность, крепкие нервы и громкий голос, что позволяло ему контролировать порою скандальных депутатов. Интересную характеристику Родзянко дал С. Ю. Витте: «человек неглупый, довольно толковый, но все-таки главное качество Родзянко заключается не в его уме, а в голосе — у него отличный бас». Во время мировой войны Михаил Владимирович, помимо общего руководства Государственной Думой, являлся председателем эвакуационной комиссии Особого Совещания по обороне. Родзянко был принципиальным противником Распутина, считал его появление определенной закономерностью, подтверждающей необходимость перемен. Вместе с другими лидерами Думы в августе 1915 г. стал инициатором создания оппозиционного Прогрессивного блока, однако выступал за сохранение монархии и возможный компромисс с властями.
-ф-
И. С. Ратъковский
21
-ф-
После Февральской революции Михаил Родзянко возглавил Временный комитет Государственной Думы, который осуществлял формирование состава Временного правительства, вел переговоры с Петроградским Советом. После формирования Временного правительства оказался не у дел, оттесненный более молодыми политическими деятелями.
Во время Октябрьской революции находился в Петрограде и пытался организовать сопротивление вооруженному восстанию. После неудачи Родзянко перебрался на Дон, где пытался воссоздать Совещание членов Государственной Думы (всех четырех созывов), однако успеха в этом начинании не имел. В 1920 г. Михаил Владимирович Родзянко эмигрировал в Югославию, где и умер в 1924 г.
Шестой председатель Государственной Думы Иван Петрович Рыбкин родился
20 октября 1946 г. в деревне Семигоровка Воронежской области. В 1968 г. он окончил Волгоградский сельскохозяйственный институт (ВСХИ) по специальности «инженер-механик» и стал работать старшим инженером в одном из совхозов Волгоградской области.
В 1969—1970 гг. Иван Рыбкин служил в авиачастях Советской Армии, где вступил в ряды КПСС. После армии поступил в аспирантуру ВСХИ, получив здесь в 1974 г. степень кандидата технических наук. Защитившись, начал преподавать в том же институте, пройдя путь от ассистента до заместителя декана механического факультета.
В 1983 Иван Рыбкин становится секретарем парткома ВСХИ. В 1987—1991 гг. он уже первый секретарь Советского райкома КПСС Волгограда, второй секретарь Волгоградского обкома КПСС. В марте 1990 г. Иван Рыбкин был избран народным депутатом России, он стал одним из 11-ти сопредседателей депутатской фракции «Коммунисты России». Работал на постоянной основе в Комитете Верховного Совета РФ по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления.
В 1991—1992 гг. Иван Петрович Рыбкин находился в оппозиции по отношению к правительству Ельцина—Гайдара, войдя позднее в оппозиционный парламентский блок «Российское единство». На VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 г. он был избран по ротации членом Верховного Совета (членом Совета Республики). В феврале 1993 г. избран на съезде КПРФ в состав Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК). С апреля 1994 г. перестал участвовать в деятельности КП РФ.
Во время Октябрьских событий 1993 г., несмотря на болезнь, находился в Белом доме, призывая найти компромисс с правительством и президентом. В декабре 1993 г. избран депутатом Государственной Думы от Аграрной партии.
15 января 1994 г., на первой сессии Г осударственной Думы, Иван Рыбкин был избран ее председателем. Находился на этом посту весь срок ее функционирования. В Думе Иван Рыбкин одним из первых стал выступать за политическую ам-
-ф-
22
нистию участникам событий сентября—октября 1993 г., добившись ее в феврале 1994 г. 23 мая 1994 г. И. П. Рыбкин президентским указом был введен (одновременно с Председателем Совета Федерации Владимиром Шумейко) в состав Совета Безопасности.
На выборах в декабре 1995 г. в Государственную Думу «Блок Ивана Рыбкина» не сумел преодолеть 5% барьера (1,39% — 17-е место из 43 участников), но сам Рыбкин был избран по одномандатному округу. В первый день работы Г о-сударственной Думы второго созыва, 16 января 1996 г., он был выдвинут кандидатом на пост Председателя Г осударственной Думы. Набрав в третьем туре голосования 150 голосов, против 231 у Г. Селезнева, Иван Рыбкин проиграл борьбу за это пост.
На президентских выборах 1996 г. он поддерживал кандидатуру Бориса Ельцина. 13 ноября 1996 г. Рыбкин досрочно прекратил свои полномочия депутата Государственной Думы в связи с поступлением на государственную службу. В период работы на посту Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации (1996—1998 гг.) Рыбкин выполнял функции полномочного представителя Президента Российской Федерации в Чеченской Республике. В 1998—2000 гг. он был заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в СНГ, председателем Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации.
В 2000 г. И. П. Рыбкин ушел в отставку со всех государственных постов и возглавил Центр поддержки профессиональных союзов и гражданских инициатив, являясь также лидером незарегистрированной в Минюсте партии «Либеральная Россия» (партия Березовского). В 2004 г. он выставил свою кандидатуру в качестве кандидата на пост президента России.
Кандидат технических наук, доктор политических наук, профессор. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Лауреат премии «Согласие» за вклад в становление гражданского мира и согласия в России.
Седьмой председатель Государственной Думы России Геннадий Николаевич Селезнев родился 6 ноября 1947 г. в городе Серове Свердловской области. В 1964 г. Геннадий Селезнев окончил профессионально-техническое училище (ПТУ) в Ленинграде и в течение двух лет работал токарем на предприятии в Ленинграде.
После службы в армии, с 1968 по 1974 г. Селезнев работал в Ленинградской областной комсомольской организации. В 1974 г. он заочно оканчивает факультет журналистики Ленинградского государственного университета.
Получив журналистское образование, Геннадий Селезнев уходит на руководящую должность в редакцию ленинградской комсомольской газеты «Смена», впоследствии став ее редактором. В 1980 г. его переводят по комсомольской линии в Москву, где он становится первым заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ. Успешный опыт редакторской работы Геннадия Селезнева был востребован на следующий год, когда он возглавил
-ф-
И. С. Ратьковский
23
-ф-
главную комсомольскую газету страны «Комсомольскую правду». В период работы Г. Селезнева в «Комсомольской правде» появляются так называемые «прямые линии Комсомольской правды», цветное еженедельное приложение к «Комсомольской правде» — газета «Собеседник» (первый цветной еженедельник в СССР) и многое другое новое в молодежной журналистике. В 1983 г., во время войны в Афганистане, когда цензура не пропускала проблемные материалы на эту тему, Геннадий Селезнев одобрил публикацию статьи И. Руденко «Долг». Статья была посвящена искалеченному на «афганской войне» человеку, который погиб от равнодушия властей. Публикация грозила увольнением Селезневу, но за него вступился член Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев, и смещение Селезнева с должности не состоялось.
В июле 1990 г. на XXVIII съезде КПСС был избран членом ЦК КПСС. В этот период он уже главный редактор «Учительской газеты» (1988—1991 гг.). С февраля по август 1991 г. — Геннадий Селезнев первый заместитель главного редактора газеты «Правда», а после августовских событий главный редактор газеты.
Указ Президента РФ Б. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» 21 сентября 1993 г. и последующие события Геннадий Селезнев оценивал как антиконституционный переворот с целью установления авторитарного режима. Так как в ходе событий сентября—октября 1993 г. газета «Правда» поддерживала парламент, 13 октября 1993 г. приказом Комитета по печати РФ Геннадий Селезнев снят с должности главного редактора.
12 декабря 1993 г. Селезнев был избран депутатом Государственной Думы РФ по общефедеральному списку КПРФ. С января 1994 по январь 1995 г. он занимал пост заместителя председателя Комитета Г осударственной Думы РФ по информационной политике и связи. В январе 1995 г. на пленуме ЦК КПРФ избран секретарем ЦК КПРФ.
25 января 1995 Г. Н. Селезнев был избран заместителем Председателя Государственной Думы РФ, сменив на этом посту беспартийного депутата от КПРФ Валентина Ковалева, ставшего министром юстиции РФ. На своем посту Селезнев курировал взаимодействие Г осударственной Думы РФ со средствами массовой информации.
На выборах в Государственную Думу РФ в 1995 г. Г. Н. Селезнев получил первое место в Дальневосточной группе общефедерального списка КПРФ и 17 декабря 1995 г. по партийному списку был избран депутатом Государственной Думы РФ. 16 января 1995 г. фракция КПРФ выдвинула его кандидатом на пост Председателя Г осударственной Думы РФ (другие кандидатуры: Иван Рыбкин и Владимир Лукин). 17 января 1995 г. по результатам третьего тура голосования избран Председателем Г осударственной Думы, получив 231 голос в свою поддержку. На своей первой пресс-конференции в качестве руководителя Государственной Думы РФ Селезнев заявил о неудачном опыте президентства в России и целесообразности перехода к парламентскому способу правления.
-ф-
24
25 июня 1996 г. становится первым заместителем Председателя Парламентского собрания Сообщества Белоруссии и России. В марте следующего года был избран Председателем Парламентского собрания Сообщества Белоруссии и России. 6 ноября 1997 г., в день своего 50-летия, Селезнев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
9 ноября 1999 г. Г. Н. Селезнев был зарегистрирован кандидатом на пост губернатора Московской области, получив поддержку премьера В. В. Путина. Однако во втором туре выборов проиграл генералу Б. Громову. К этому моменту он уже был избран депутатом Г осударственной Думы РФ III созыва. Прежний опыт исполнения обязанностей председателя Государственной Думы, поддержка властей привели 18 января 2000 г. к избранию Геннадия Селезнева председателем новой Государственной Думы. В апреле 2000 г. он был вновь избран Председателем Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России. Его активная политическая деятельность в этот период была отмечена национальной премией «Человек года-2001».
В 2003 г. Г. Н. Селезнев стал депутатом Государственной Думы IV созыва. В последний период своей политической деятельности Геннадий Селезнев уже не был тесно связан с руководством КПРФ, занимая более центристскую позицию. Конфликт с лидером российских коммунистов Г. А. Зюгановым привел к разрыву с КПРФ, но в отличие от своего предшественника Ивана Рыбкина, Г. Н. Селезнев не изменил своим ранее провозглашенным идеалам, оставаясь левоцен-тристским политиком и журналистом. Ученая степень кандидата исторических наук помогает ему в понимании современных исторических процессов.
Восьмой председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов родился 15 декабря 1950 г. во Владивостоке в семье учительницы и военного летчика, участника Великой Отечественной войны. В 1954 г. он вместе с родителями переехал в Ленинград на новое место службы отца. Окончив с золотой медалью физико-математическую школу, Борис Грызлов поступил в Ленинградский электротехнический институт им. Бонч-Бруевича. В 1973 г. он защитил диплом по специальности «радиоинженер» по теме «Наземный передатчик линии связи через ИСЗ (искусственный спутник Земли)».
Борис Грызлов занимался разработкой космических систем связи, в научнопроизводственном объединение имени Коминтерна, во ВНИИ мощного радиостроения. Здесь он работал несколько лет.
С середины 1970-х гг. в течение более двадцати лет Грызлов работал на производственном объединении «Электронприбор», где занимался разработкой интегральных схем новейших приборов для нужд обороны и народного хозяйства. Он прошел на предприятии путь от ведущего конструктора до руководителя крупного подразделения. Тогда же началась его общественно-политическая карьера.
-ф-
И. С. Ратъковский
25
-ф-
С 1996 по 1999 г. Б. В. Грызлов работал в сфере высшего образования. По его инициативе были созданы Институт ускоренного обучения руководящих работников и Центральный институт работников городского хозяйства. В это же время он возглавлял учебно-методический центр новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета им. Д. Ф. Устинова. Накопленный опыт управления Борис Грызлов применил в политической деятельности. С 1999 г. Борис Грызлов — президент Межрегионального фонда делового сотрудничества «Развитие регионов» (Санкт-Петербург).
В октябре 1999 г. Борис Вячеславович возглавил Санкт-Петербургское региональное отделение движения «Единство», став также руководителем общественно-политического движения «Единство — Северо-Запад».
19 декабря 1999 г. Грызлов был избран депутатом Государственной Думы ФС РФ III созыва по федеральному списку избирательного блока «Единство».
12 января 2000 г. избран руководителем фракции блока «Единство» в Госдуме. В мае 2000 г. его избрали председателем Политсовета партии «Единство», а через два с половиной года — председателем Высшего совета политической партии «Единая Россия». В своей деятельности Грызлов уделял большое внимание средствам массовой информации. Не случайно впоследствии Борис Грызлов был награжден памятным знаком «Друг прессы», общественной наградой, учрежденной ИТАР-ТАСС и другими информационными организациями России.
С 28 марта 2001 по 28 декабря 2003 г. Борис Грызлов — министр внутренних дел Российской Федерации. Президент Владимир Путин объявил об этом на заседании правительства 28 марта, подчеркнув, что это «политическое назначение». Именно в период министерства Грызлова началась кампания по выявлению служебных преступлений, борьба с «оборотнями в погонах». Определенным признанием достижений Грызлова на посту министра стало получение им национальной премии «Человек года-2003».
В мае 2001 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Политические партии и российские трансформации. Теория и политическая практика» на философском факультете СПбГУ, став кандидатом политических наук.
7 декабря 2003 г. Грызлов был избран депутатом Государственной Думы. Вскоре после этого Борис Грызлов подал Владимиру Путину заявление об отставке с поста главы МВД РФ. Это решение было принято в связи с избранием его депутатом Госдумы и необходимостью сосредоточения на думской работе, где «Единая Россия» после выборов оформила абсолютное думское большинство.
29 декабря 2003 г. Борис Грызлов избран Председателем Государственной Думы, обязанности которого он выполняет уже почти два года. В своей деятельности Борис Вячеславович Грызлов руководствуется лучшим из наследия его предшественников на посту Председателя Государственной Думы, осуществляя преемственность дореволюционных и современных Государственных Дум.
-ф-