Научная статья на тему 'Предс тавление о «божественных силах» в позднеантичной религиозно-философской культуре. Отзыв на монографию: Marmodoro А., Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280 p.'

Предс тавление о «божественных силах» в позднеантичной религиозно-философской культуре. Отзыв на монографию: Marmodoro А., Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280 p. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / позднеантичная философия / поздняя Античность / божественные силы / неоплатонизм / Единое / раннехристианские апологеты / Плотин / божественное действие / философское созерцание / обожение / Анна Мармодоро / Ирини-Фотини Вилтаниоти / Christianity / late-antique philosophy / late antiquity / divine powers / Neoplatonism / Single / early Christian apologists / Plotinus / divine action / philosophical contemplation / deification / Anna Marmodoro / Irini-Fotini Viltanioti

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ольга Александровна Джарман, Игорь Борисович Гаврилов

Статья представляет собой отзыв на коллективную монографию «Божественные силы в поздней Античности» под редакцией Анны Мармодоро и Ирини-Фотини Вилтаниоти, в которой рассматривается один из ключевых вопросов этой эпохи — представления о «божественных силах», отраженные в двух ведущих течениях философской мысли — неоплатонизме и христианстве. Данный аспект позднеантичной философской мысли малоизучен, что делает анализируемый для отечественного читателя труд особенно интересным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ольга Александровна Джарман, Игорь Борисович Гаврилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Notion of “divine powers” in Late-antique Religious and Philosophical Culture. An Opinion about Monograph: Marmodoro А., Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280 p.

The article represents an opinion about the collective monograph “Divine Forces in Late Antiquity” edited by Anna Marmodoro and Irini-Fotini Viltanioti, which addresses one of the key issues of this era – the notions of “divine powers”, reflected in the two leading currents of philosophical thought – Neoplatonism and Christianity. This aspect of late-antique philosophical thought is poorly understood, which makes the work reviewed for the domestic reader especially interesting

Текст научной работы на тему «Предс тавление о «божественных силах» в позднеантичной религиозно-философской культуре. Отзыв на монографию: Marmodoro А., Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280 p.»

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10096

Философские науки

Научная полемика

О. А. Джарман, И. Б. Гаврилов

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «БОЖЕСТВЕННЫХ СИЛАХ» В ПОЗДНЕАНТИЧНОй РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Отзыв на монографию: Marmodoro А., Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280p.

Статья представляет собой отзыв на коллективную монографию «Божественные силы в поздней Античности» под редакцией Анны Мармодоро и Ирини-Фо-тини Вилтаниоти, в которой рассматривается один из ключевых вопросов этой эпохи — представления о «божественных силах», отраженные в двух ведущих течениях философской мысли — неоплатонизме и христианстве. Данный аспект позднеантичной философской мысли малоизучен, что делает анализируемый для отечественного читателя труд особенно интересным.

Ключевые слова: христианство, позднеантичная философия, поздняя Античность, божественные силы, неоплатонизм, Единое, раннехристианские апологеты, Плотин, божественное действие, философское созерцание, обожение, Анна Мармодоро, Ирини-Фотини Вилтаниоти.

Вопросы, связанные с осмыслением эллинистических религиозно-философских истоков современной христианской цивилизации, сложного взаимодействия христианства и язычества в культуре эпохи поздней Античности, в последние годы неоднократно становились предметом пристального анализа в отечественной и зарубежной научной литературе [см., например: Джарман, Гаврилов, 2009, 2011, 2017a, 2017b, 2017c, 2018а, 2018b; Джарман, 2010, 2014а, 2014b].

Коллективная монография «Божественные силы в поздней Античности» вышла в Оксфордском университете под редакцией двух известных специалистов по философии и религии Античности — профессора Анны Мармодоро (Anna Marmodoro) и исследователя Ирини-Фотини Вилтаниоти (Irini-Fotini Viltanioti). Профессор Анна Мармодоро специализируется на метафизике и ее истории, в области древней, позд-неантичной и средневековой философии. В своих работах она проявляет большой исследовательский интерес к вопросам философии религии. Автор монографий «Все во всем: метафизика Анаксагора» (2017) и «Аристотель о восприятии вещей» (2014), доктор Ирини-Фотини Вилтаниоти исследует область античной философии, уделяя особое внимание истории религий. Она также — автор труда «Гармония сфер от древнего пифагореизма до Платона» (2015).

В анализируемой монографии рассматривается один из ключевых вопросов эпохи поздней Античности — представления о «божественной силе» (dynamis или potentia), отраженное в двух ведущих тогда течениях мысли, серьезно повлиявших друг на друга — неоплатонической и христианской философиях. Данный аспект

Ольга Александровна Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (olwen2005@gmail.com).

Игорь Борисович Гаврилов — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igo7777@mail.ru).

позднеантичной философской мысли малоизучен, что делает рассматриваемый коллективный труд весьма ценным.

В центре философско-богословских дебатов как христиан, так и язычников поздней Античности стояли следующие основные вопросы: является ли сила (или власть) сущностью божества или «божественные силы» отличаются от сущности; являются ли силами божественное всемогущество, всезнание и т. п.; как они проявляются и каким образом человек может их постигать; существует ли множество богов, чьи силы наполняют космос, или есть только один Бог, чья сила (или силы) пронизывает собою все.

Книга охватывает период примерно четырех первых веков от Рождества Христова. Рассматриваются взгляды знаменитых философов-неоплатоников — Плотина, Порфи-рия, Ямвлиха и Прокла; христианских мыслителей — Климента Александрийского, Оригена, свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского; а также иудейского платоника Филона Александрийского. Таким образом, в работе сделана уникальная попытка сопоставить три религиозно-философские традиции на основании их текстов: греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты); пав-линистической литературы и синоптических Евангелий, представляющих основу для христианской богословской и апологетической мысли; античных религиозно-философских текстов. В частности, исследуются знаменитые «Орфические рапсодии», имеющие большое значение для неоплатоников. Так, Дамаский полагал, что в «Орфических рапсодиях» заключено богословие, в некотором роде относящееся к умопостигаемому. Неоплатоническая философия создала сложную иерархию богов, чьи силы в совокупности выражали неограниченную силу Единого, но, с другой стороны, философы-христиане говорили о бытии только одного Бога или одной «божественной силы», принадлежащей «Господу сил».

Книга разделена на две части. В первой — «Силы богов: от Плотина до Прокла» — рассматриваются представления неоплатоников, во второй — «Силы Божии: от Филона Александрийского до Отцов Каппадокийцев» — взгляды христианских богословов и Филона Александрийского. Исследуемые авторы имеют общее античное философское наследие, общую парадигму мысли и часто вступают в более или менее публичный философский и богословский диалог, непосредственно влияя друг на друга. Базой этой парадигмы является платонизм, который «сформировал основу для концептуальной общности, диалога и взаимоообмена идеями между языческим неоплатонизмом и христианством, что, в свою очередь, породило „богословие силы" в поздней Античности» [Marmodoro, Viltanioti, 2017, 5].

В первой части работы затрагиваются следующие вопросы: место «божественной силы» в философии Плотина; взаимоотношения человеческого действия (energeia) и божественного действия (dynamis) в метафизике Плотина, обусловленные нравственным состоянием души. Прослеживается связь между неоплатонической философией и античной скульптурой, созерцание которой являлось в некотором роде мистическим процессом восхождения души к Единому; особое внимание уделяется ритуалу одушевления статуй в «Комментарии на диалог „Тимей"» Прокла. Интересна неоплатоническая концепция «обожения» через «божественные силы» в интерпретации Ямвлиха.

Вторая часть посвящена теме, игравшей большую роль в раннем христианстве — использованию философии Платона как средства к толкованию Ветхого Завета; подчеркивается роль в этом Филона Александрийского. Анализируется ряд раннехристианских произведений — «Пастырь» Ермы, Послания сщмч. Игнатия Богоносца, Апологии мч. Иустина Философа. Авторами выдвигается гипотеза, что в Ветхом Завете «божественная сила» понимается как власть, в то время как в раннехристианской мысли она трактуется как апостольская миссия и проповедь. В книге подробно раскрывается важнейший тезис, согласно которому христианство является самостоятельной философской школой в культуре поздней Античности. Рассматривается дискуссия между язычниками и христианами о понятии «божественных сил»

и философская концепция Оригена, считавшего «божественную силу» частью человеческой души. Также во второй части исследуется восприятие Книги Бытия свт. Василием Великим и свт. Григорием Нисским как решение философской задачи — объяснить, как нематериальным Богом был создан материальный мир.

К сожалению, в монографии не уделено внимание многим значительным христианским мыслителям — свт. Григорию Богослову, блж. Августину, Марию Викторину, Синезию Киренскому, автору, известному под именем «Дионисий Ареопагит», а также неоплатоникам — Дамаскию, последнему схоларху Платоновской Академии, и императору Юлиану. На это упущение, впрочем, указывают и сами авторы, отмечая, что ограниченный объем работы не позволил им также провести анализ влияния позднеантичного богословско-философского наследия в Византии, исламской цивилизации и латинском Средневековье.

Книга содержит множество интересных цитат античных и христианских мыслителей, ярко раскрывающих их мировоззрение, снабжена обширным алфавитным указателем и подробной библиографией. Рассмотренное издание может быть интересно студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных дисциплин, а также всем читателям, интересующимся позднеантичной и раннехристианской религиозно-философской традицией.

Источники и литература

1. Marmodoro, Viltanioti (2017) — Marmodoro A, Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280p.

2. Джарман, Гаврилов (2009) — Джарман О.А., ГавриловИ.Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. СПб., 2009. № 4. С. 76-84.

3. Джарман, Гаврилов (2011) — Джарман О.А., Гаврилов И.Б. Врачи-христиане как феномен средиземноморской культуры позднеантичного периода // Общество. Среда. Развитие. СПб., 2011. №2. С. 109-112.

4. Джарман, Гаврилов (2018a) — Джарман О.А., Гаврилов И.Б. Греческая религия и христианизация в эпоху становления византийской государственности. Рецензия на монографию: Trombley, Frank R. Hellenic Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p. 430p. // Христианское чтение. СПб., 2018. № 2. С. 262-266.

5. Джарман, Гаврилов (2018b) — Джарман О.А., ГавриловИ.Б. Историческая трансформация римской религии в контексте становления христианства: новые тенденции в зарубежном религиоведении. Рецензия на монографию: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476p. Volume 2: A Sourcebook. 430 p. // Христианское чтение. СПб., 2018. № 1. С. 244-249.

6. Джарман, Гаврилов (2017a) — ДжарманО.А, ГавриловИ.Б. К характеристике древнеримского культа императора. Рецензию на монографию: I. Gradel. Emperor Worship and Roman Religion (Oxford Classical Monographs). Oxford: University Press, 2004. 428 p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 5. С. 256-259.

7. Джарман, Гаврилов (2017b) — Джарман О. А, Гаврилов И. Б. Религиозный мир Древней Греции. Рецензия на монографию: Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230 p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 6. С. 251-254.

8. Джарман, Гаврилов (2017c) — Джарман О.А., ГавриловИ.Б. Христианские пути Востока и Запада. Рецензия на монографию: Eugene Webb. In Search of the Triune God. The Christian Paths of East and West. University of Missouri, 2014. 448p. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 3. С. 309-315.

9. Джарман (2014a) — Джарман О.А. Раннее христианство и античные религии // Христианское чтение. СПб., 2014. № 5. С. 232-234.

10. Джарман (2014b) — Джарман О.А. Чудо в культуре Античности в период зарождения христианства: народные верования и личная религия // Христианское чтение. СПб., 2014. №5. С. 135-168.

11. Джарман (2010) — ДжарманО.А. Эллинистическая религия Асклепия в поздней греко-римской культуре в свете христианской духовной традиции // Христианское чтение. СПб., 2010. № 3. С. 113-143.

Olga Dzharman, Igor Gavrilov. The Notion of "divine powers" in Late-antique Religious and Philosophical Culture. An Opinion about Monograph: Marmodoro А., Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280 p.

Abstract: The article represents an opinion about the collective monograph "Divine Forces in Late Antiquity" edited by Anna Marmodoro and Irini-Fotini Viltanioti, which addresses one of the key issues of this era - the notions of "divine powers", reflected in the two leading currents of philosophical thought - Neoplatonism and Christianity. This aspect of late-antique philosophical thought is poorly understood, which makes the work reviewed for the domestic reader especially interesting.

Keywords: Christianity, late-antique philosophy, late antiquity, divine powers, Neoplatonism, Single, early Christian apologists, Plotinus, divine action, philosophical contemplation, deification, Anna Marmodoro, Irini-Fotini Viltanioti.

Olga Aleksandrovna Jarman — Candidate of Medicine, Senior Lecturer of the Department of Humanities and Bioethics at St. Petersburg Pediatric Medical University (olwen2005@ gmail.com).

Igor Borisovich Gavrilov — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy (igo7777@mail.ru).

Sources and References

1. Marmodoro, Viltanioti (2017) — Marmodoro А., Viltanioti I.-F. (eds). Divine Powers in Late Antiquity. Oxford: Oxford University Press, 2017. 280p.

2. Dzharman, Gavrilov (2009) — Dzharman O. A., Gavrilov I. B. Doctors-Christians as a phenomenon of Mediterranean culture of the Late Antique period. Vestnik Inzhekona. Seriya: humanitarian sciences. Saint-Petersburg, 2009, № 4, pp. 76-84. (In Russian).

3. Dzharman, Gavrilov (2011) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. Doctors-Christians as a phenomenon of Mediterranean culture of the Late Antique period. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye. [Society. Environment. Development]. Saint-Petersburg, 2011, № 2, pp. 109-112. (In Russian).

4. Dzharman, Gavrilov (2018b) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. Greek religion and Christianization in the era of the formation of Byzantine statehood. Review of the monograph: Trombley, Frank R. Hellenic Religion and Christianization, c. 370-529. 2 vols. (Religions in the Graeco-Roman World. Volumes 115/1-2). Boston; Leiden, 2001. 344p. 430p. Khristianskoe chtenie. Saint-Petersburg, 2018. № 2, pp. 262-266. (In Russian).

5. Dzharman, Gavrilov (2018b) — Dzharman O.A., GavrilovI.B.Historical transformation of the Roman religion in the context of the emergence of Christianity: new trends in foreign religious studies. Review of the monograph: Mary Beard, John North, Simon Price. Religions of Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Volume 1: A History. 476p. Volume 2: A Sourcebook. 430p. Khristianskoe chtenie, 2018, № 1, pp. 244-249. (In Russian).

6. Dzharman, Gavrilov (2017a) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. To the Characteristic of the Ancient Roman Cult of the Emperor. Review of the Monograph: I. Gradel. Emperor Worship and Roman Religion (Oxford Classical Monographs). Oxford: University Press, 2004. 428 p. Khristianskoe chtenie, Saint-Petersburg, 2017, № 5, pp. 256-259. (In Russian).

7. Dzharman, Gavrilov (2017b) — Dzharman O.A., GavrilovI. B.The Religious World of Ancient Greece. Review of the monograph: Simon Price. Religions of the Ancient Greeks. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 230 p. Khristianskoe chtenie, Saint-Petersburg, 2017, № 6, pp. 251-254. (In Russian).

8. Dzharman, Gavrilov (2017c) — Dzharman O.A., GavrilovI.B. Christian ways of East and West. Review of the monograph: Eugene Webb. In Search of the Triune God. The Christian Paths of East and West. University of Missouri, 2014. 448 p. Khristianskoe chtenie, Saint-Petersburg, 2017, № 3, pp. 309-315. (In Russian).

9. Dzharman (2014a) — Dzharman O. A. Early Christianity and ancient religions. Khristianskoe chtenie, Saint-Petersburg, 2014. № 5, pp. 232-234. (In Russian).

10. Dzharman (2014b) — Dzharman O. A. Miracle in the Culture of Antiquity during the Rise of Christianity: Popular Beliefs and Personal Religion. Khristianskoe chtenie, Saint-Petersburg, 2014, No 5, pp. 135-168. (In Russian).

11. Dzharman (2010) — Dzharman O. A. The Hellenistic religion of Asclepius in the late Greco-Roman Culture in the Light of the Christian Spiritual Tradition. Khristianskoe chtenie, Saint-Petersburg, 2010, No 3, pp. 113-143. (In Russian).

200

XpucmuaHCKoe umeHue № 4, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.