Научная статья на тему 'Предромантические мотивы сюрприза и подделки в драматургии Н. В. Гоголя (на материале пьес «Игроки» и «Владимир 3-й степени»)'

Предромантические мотивы сюрприза и подделки в драматургии Н. В. Гоголя (на материале пьес «Игроки» и «Владимир 3-й степени») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
332
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДРОМАНТИЗМ / КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА / МОТИВЫ СЮРПРИЗА И ПОДДЕЛКИ / ПЛУТОВСКАЯ ИНТРИГА / ПАРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ-ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ / ДВОЙСТВЕННЫЙ ФИНАЛ / ШУТОТРАГЕДИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL AUTHOR’S REPROACH / PRE-ROMANTISM / COMIC OPERA / MOTIVES OF SURPRISE AND FAKE / POETICS INTRIGUE / PAIR CHARACTERS OF MALEFACTORS / AMBIVALENT FINAL / JESTTRAGEDY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нечипоренко Наталья Валентиновна

В данной статье исследуется связь мотивов сюрприза и подделки в пьесах Гоголя с предромантическими мотивами сюрприза и подделки, их типологическое и функциональное сходство, определяется индивидуально-авторский подход Гоголя в использовании предромантических мотивов сюрприза и подделки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-ROMANTIC MOTIVES OF SURPRISE AND FAKE IN DRAMATURGY BY N.V.GOGOL (ON THE MATERIAL OF PLAYS «PLAYERS», «VLADIMIR THIRD DEGREE»)

The article regards the connection of motives of surprise and fake in Gogol’ s plays with pre-romantic motives of surprise and fake, their typological and functional similarity. It also defines the individual author’ s reproach of Gogol’ in using pre-romantic motives of surprise and fake.

Текст научной работы на тему «Предромантические мотивы сюрприза и подделки в драматургии Н. В. Гоголя (на материале пьес «Игроки» и «Владимир 3-й степени»)»

УДК 82

ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ СЮРПРИЗА И ПОДДЕЛКИ В ДРАМАТУРГИИ Н.В.ГОГОЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕС «ИГРОКИ» И «ВЛАДИМИР 3-Й СТЕПЕНИ»)

© 2012 Н.В.Нечипоренко

Казанский Федеральный (Приволжский) университет

Статья поступила в редакцию 12.12.2011

В данной статье исследуется связь мотивов сюрприза и подделки в пьесах Гоголя с предромантическими мотивами сюрприза и подделки, их типологическое и функциональное сходство, определяется индивидуально-авторский подход Гоголя в использовании предромантических мотивов сюрприза и подделки. Ключевые слова: Предромантизм, комическая опера, мотивы сюрприза и подделки, плутовская интрига, парные персонажи-злоумышленники, двойственный финал, шутотрагедия, индивидуально-авторский подход.

Вопросы соотношения творчества Гоголя с поэтикой определенного литературного направления конца XVIII - XIX вв. в отечественном литературоведении активно разрабатываются еще с середины XX века. Во всех этих случаях исследователей интересовало и интересует, как правило, влияние определенных идейно-художественных концепций разных периодов на индивидуальную эстетическую систему, художественный мир писателя: «Гоголь и романтизм» (Ю.В.Манн, И.В.Карташова), «Гоголь и сентиментализм» (В.Ш.Кривонос), «Гоголь и реализм» (Г.А.Гуковский, С.Машинский).

Изучение диалога Гоголя с XVIII веком и взаимодействия его творчества с ведущими художественными тенденциями начала XIX века может быть расширено вместе с постановкой проблемы «Гоголь и предромантизм». Рассмотрение этой проблемы на материале драматургии писателя выводит нас на два принципиально важных аспекта: а) традиции предшествующего гоголеведения в этом вопросе; б) поэтика пред-романтизма как динамичная система и ее функционирование в жанрах русской драматургии.

Что касается первого аспекта, сразу же стоит заметить, что комедии Гоголя в литературоведении нередко противопоставляли драматургии XVIII века. «В догоголевской комедии герои обычно делились на три группы: явно положительные, явно отрицательные или смешанные [...]. Персонажей Гоголя трудно отнести к какой-либо из этих групп: это чистые комические характеры»1,- утверждает Ю.Манн. С этой точки зрения, Гоголь, отказавшись от традиционной интриги, погрузил своих героев в мир «современных страстей»: «электричество» чина, стрем-

Нечипоренко Наталья Валентиновна, соискатель кафедры русской литературы. E-mail: romantik 65@mail.ru

1 Манн Ю.В. Драматургия Н.В.Гоголя // История русской драматургии. XVII - первая половина XIX века. - Л.: 1982 - С.432.

ление «блеснуть и затмить», «отмстить за пренебрежение», зависть к богатству и успеху. В гоголевской комедии выведены образы чиновников - взяточников, казнокрадов, мошенников. Если комическая опера предшествующего времени, как утверждает ряд исследователей (Е.Д.Ку-кушкина2, И.Д.Немировская3) лишь наметила черты мира чиновничества, то комедийный мир писателя уже намного глубже и сложнее: он «.представляет нам низшие движения человеческой души: зависть, корыстолюбие, стяжательство, мстительность.»4, в целом, изображение чиновничества в комедиях Гоголя идет, по словам Ю.Манна, по пути «последовательного комизма» В то же время отражается в наблюдениях гоголеведов и диалектическое противоречие: изображенные Гоголем характеры строились именно путем отталкивания от шаблонных типов: «.многие элементы конструкции были вполне традиционными, но техника их обработки и сама конструкция оказались специфически - гоголевскими»5.

Нам представляется принципиально важным, что Гоголь использовал не только и не столько отдельные индивидуально-авторские поэтические приемы, но и, прежде всего, ключевые черты, характерные для комедиографии XVIII века, в частности, для такого жанра драматургии пред-романтизма, как комическая опера. И здесь мы имеем возможность выйти на второй из обозначенных нами аспектов - феномен поэтики пред-романтизма. В русском предромантизме очень пестро переплетены традиции и черты литера-

2 Кукушкина Е.Д. Комическая опера XVIII в. // История русской драматургии XVII - первая половина XIX в. - Л.: 1982. - С. 163 - 184.

3 Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века: Генезис. Поэтика. Эволюция.: Учеб.пособ. - Самара: 2007.

4 Манн Ю.В. Драматургия Н.В.Гоголя .... - С. 431.

5 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя: Вариации к теме. - М.:

1996. - С.159 - 160.

турных явлений, соседствующие с ним в контексте историко-литературного процесса XVII-XVIII веков: барокко, классицизма, сентиментализма. В литературе барокко конца XVII - начала XVIII веков формируются такие важные в будущем для предромантической поэтики принципы, как диалектика Разума и Чувств, смешение жанров и стилей (проблема соединения остроумного с серьезным, синкретичность жанров в драматургии - в том числе показателен в эстетике барокко феномен трагедокомедии), представления о Поэте как «посланнике» и «переводчике» богов (через образы солнца и пути готовится, в частности, будущий культ Гения), характерная метафоризация Бытия (например, уже в поэмах школы С.Полоцкого). Именно стиль барокко стал посредником между древнерусской литературой и словесностью нового времени.

В предромантизме, при влиянии множества такого рода предшествующих факторов, складываются новая концепция истории и новые представления о национальной самобытности6. Влияние предромантической литературы, прежде всего, драматургии было достаточно важным еще в детские и отроческие годы жизни Н.В.Гоголя. В очень известном в Украине домашнем усадебном театре Д.П.Трощинского ставились предроман-тические пьесы старшего современника и соотечественника Гоголя - В.В.Капниста. Значительным был интерес руководителя - Д.П.Тро-щинского - к национальной культуре Украины и ее фольклору. Современный украинский исследователь П.В.Михед характеризует это значимое в судьбе Гоголя имение как культурно-историческое гнездо, где сформировалось особое «этнокультурное пространство»7. Стоит также отметить, что на сцене театра Д.П.Трощинского ставились комедии И.П.Котляревского «Наталка-Полтавка», «Москаль-Чаривнык» - комедии «из родной сферы», малороссийские сцены, испытавшие большое влияние народной смеховой культуры, в том числе «низовой», значимой для эстетики предромантизма. Ю.Я.Барабаш интересно исследовал в этом аспекте «переклички» прозы Н.В.Гоголя с комедиями отца писателя, Василия Афанасьевича8.

6 В современном литературоведении «сосуществуют» отдельные авторские школы по исследованию феномена предромантизма. В настоящее время определились и завоевали позиции таких литературоведов, как В.А.Западов, В.Н.Аношкина, В.И.Федоров, С.Н.Трав-ников, И.В.Вершинин, Вл.А.Луков, А.И.Разживин, Р.М.Лазарчук, Т.В.Федосеева.

7 Михед П.В. Н.В.Гоголь в Гимназии высших наук к.Безбородко (Проблемы изучения)// Гоголевский сборник. - СПб.; Самара: 2003. - С.224.

8 Барабаш Ю.Я. Гоголь и традиции староукраинского театра (два этюда) // Н.В.Гоголь и театр: Сб. докладов. - М.: 2004. - С.25 - 39.

В данной статье нас будет интересовать проблема литературной традиции в творчестве Н.В.Гоголя, а конкретнее - традиции жанра русской предромантической комической оперы XVIII века, на примере одного из центральных для данного жанра комплекса мотивов - сюрприза и подделки. Предпосылки для формирования крупного национального литературно-музыкального жанра, жанра русской комической оперы, сложились в условиях демократизации всей культурной жизни России на рубеже XVIII - начала XIX века, вследствие чего данный жанр стал более чем характерным для литературной культуры России переходного периода. Как заметила Е.Д.Кукушкина, при этом «...художественные средства комической оперы были богаты и разнообразны: она усваивала темы и приемы комедии, трагедии, сатиры, лирики»9.

Кроме того, комическая опера зачастую использовала и сатирические эпизоды - интермедии, генетически связанные с народным театром, что подчеркивает демократичность этого жанра, близость к национальному, фольклорному началу, столь важному для поэтики предромантизма. И.Д.Немировская в своей монографии «Творчество А.И.Писарева и историко-литературный процесс первой трети XIX века»10 исследовала в этой связи и взаимодействия комической оперы с водевилем в контексте эстетики предромантизма.

В связи с интересующими нас мотивами сюрприза и подделки обратимся к небольшому историко-литературному экскурсу. Интрига комической оперы XVIII века носила яркий плутовской характер, традиционно ее вел, по словам И.Д.Немировской, «первый Дзани»11, хитрый и остроумный слуга, именно с помощью его хитросплетений и обмана действие оперы двигалось к счастливой развязке. В образе плута нашла отражение та «внешняя сила», с помощью которой разрешался драматический конфликт в комической опере. Таков шут в «Несчастье от ка-реты»(1779) Я.Б.Княжнина, Степан в «Сбитен-щике»(1774), веселый и смекалистый мельник в опере «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779) А.О.Аблесимова. Плутовство, обман-игра, обман-выдумка в такого рода комических операх помогают положительным персонажам преодолеть волю отрицательного - будь то приказчик или помещик. Но в отдельных комических операх интригу плутовства ведут отрицательные персонажи из корыстных побуждений. Так в комической опере реализуется традиция

9Кукушкина Е.Д. Комическая опера XVIII в.. - С. 164.

10 Немировская И.Д. Творчество А.И.Писарева и историко-литературный процесс первой трети XIX века. Монография. - Самара: 2008.

11 Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы

последней трети XVIII века. - С.77.

западной и русской комедиографии XVIII века: наряду с «комедиями со лжецом» существовали и «комедии с мошенником». Подобные темы и типы были достаточно хорошо знакомы русской комедиографии XVIII века. В.В.Сиповский относит образы подьячего-«сугяга», купца-«рос-товщика», «шантажиста и нахального плута», чиновника-взяточника и плута, «хищника на новую стать», «приказного щеголя» к «бытовым национальным типам» русской комедии XVIII века12. Соответственно появлялись темы и мотивы, связанные с такого рода типажами: тема взяточничества, обмана, мошенничества (такие комедии, как «Ябеда» В.Капниста, «Мот, любовью исправленный» В.Лукина и др.). В комических операх более позднего времени, таких, как «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1781) М.А.Матинского, «Кофейница» (1804) И.А.Крылова, «Дурочка умнее умных» (1803) Г.Р.Державина «...традиционный для комедии образный диапазон значительно расширяется за счет введения социально-профессионально-дифференцированных образов приказчика, помещика, подьячего и др.»13.

Именно с этими персонажами, по мнению И.Д.Немировской, приходит в комическую оперу, в контексте драматургии предромантизма, тема взяточничества судей и подьячих. В этих первых попытках изобразить представителей власти, государственных служащих уже можно выявить и те темы, мотивы в изображении мира и быта чиновничества, которые свяжут комическую оперу XVIII века и драматургию Н.В.Го-голя. Одним из таких мотивов как раз и следует считать мотивы сюрприза и подделки. Доминирующая роль игровой поэтики, плутовской характер интриги, ведущая роль плута-обманщика, терпящего «комическую» катастрофу - все это позволяет и по-новому взглянуть и на эти два мотива, ставшие быстро столь популярными в комедиях, и проследить, каким образом они трансформируются в комедиях Н.В.Гоголя.

Типология трансформации мотивов сюрприза и подделки отчетливо прослеживается уже в предшествующих Гоголю (и влиявших на его драматургическую поэтику) комических операх предромантизма рубежа XVIII - XIX веков. Так, комические оперы «Кофейница» И.А.Крылова, «Санкт-Петербургский гостиный двор» М.А.Матинского, «Дурочка умнее умных» Г.Р.Державина воспроизводят атмосферу, нравы и быт эпохи. Не случайно И.А.Крылов об опере

«Кофейница» говорил Ф.Булгарину: «Нравы эпохи верны, я списывал с натуры» 14(курсив -мой: Н.Н.). Следует заметить, что мотив подделки используется в опере И.А.Крылова для создания многоуровневой формы интриги. Автор, говоря современным языком, прибегает к детективным элементам формы организации сценического действия: перед сценой с гадалкой дан интригующий диалог Приказчика с Новомо-довой, объявляющей о пропаже ложек. Зритель некоторое время находится в неведении, и это держит его в напряжении. В операх М.Ма-тинского и Г.Р.Державина мотив подделки помогает воспроизвести быт и нравы эпохи: автор вводит в действие оперы сцену «крючкотворства» - подделки векселя, давая понять, что мошенничество становится одним из способов существования мелкого чиновника. «Подделка» повлияла и на систему персонажей: помимо традиционных плутов, «первых Дзани», хитрых и остроумных слуг, ведущих интригу, появляются в комической опере мошенники, злоумышленники, нарушающие закон, переступающие этические, моральные нормы. Так, приказчик в опере И.А.Крылова подкупает Кофейницу-гадалку, имеющую свой корыстный интерес в данном предприятии. В опере М.Матинского не только сам регистратор Крючкодей, но и скупой купец Сквалыгин подделывают два векселя, у одного из них Сквалыгин ножницами отрезает полоску с подписью. «Векселек-ат смахлюю... Вить век-сель-ат Крепышкина мне, мне отдала для взыскания, так уж тут легко с нею сладить»15, -говорит Крючкодей.

В комической опере Г.Р.Державина «Дурочка умнее умных» воевода Хапкин и подъячий Про-ныркин собираются завладеть сокровищами разбойников, для чего последний подделывает вексель, чтобы по подложным документам освободить казаков и узнать, где спрятано награбленное. В то же время сговор на основе злого умысла ведет к раздору героев, столкновению интересов и, как правило, в финале к разрушению всякой связи между ними и поражению порочного союза.

Рассмотрим, как реализуется рассматриваемый нами выше предромантический мотив подделки в пьесах Н.В.Гоголя «Владимир 3-ей степени» (1836) и «Игроки» (1842). Как известно, комедия «Владимир 3-ей степени» не была завершена драматургом, но по сохранившимся ва-

12Сиповский В.В. Из истории русской комедии XVIII века (К литературной истории «тем» и «типов») // Известия отделения русского языка и словесности Российской академии наук. - 1917. - Т.22. - Кн.1. - С.205 - 274. 13 Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века: ... - С.77.

14 Бродский Н.Л.Комментарии//Крылов И.А. Полн.собр.соч. - М.: 1946. - Т.2. - С.755. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http: / /www.rvb.ru (Дата обращения 15.02.2011).

15 Матинский М.А. «Санкт-Петербургский Гостиный

двор»// Русская комедия и комическая опера XVIII

века. - М.;Л.: 1950.

риантам мы имеем возможность восстановить сюжетную линию. Иван Петрович Барсуков составляет поддельное завещание, по которому брат его, Хрисанфий Петрович, лишается наследства, последний затевает тяжбу и обращается к петербургскому чиновнику, вместе они (вновь образуется пара персонажей) готовы отомстить Барсукову. Саму сцену подделки Гоголь не включает в действие (очевидно, такой задачи писатель принципиально не ставил перед собой): о подделке завещания подробно рассказывает Хрисанфий Петрович. Тем не менее, именно это известие о мошенничестве можно назвать завязкой комической интриги, и все дальнейшие действия героев будут мотивироваться их отношением к обману Барсукова. Таким образом, комическая интрига выстроена уже в этом раннем примере гоголевской драматургии необычно, во многом - в соответствии с законами предромантической эстетики: обман становится главным двигателем и интриги, и сюжета, более того - превращается в своего рода «взгляд на мир» для большинства персонажей, с которым все они так или иначе соотносят все свои мысли и действия.

На необычность структуры комической интриги в «Игроках» исследователи указывали уже неоднократно (Н.Котляревский, В.Гиппиус, Ю.Манн, Е.Падерина и др.). Отмечались в связи с этим и «сложный разветвленный образ иг-ры-жизни»16 (Ю.Манн), и «множественность уровней игры»17 (Е.Падерина). Само обращение к вынесенной в заглавие сюжетоопределяющей теме карточной игры предполагает использование писателем ситуации обмана, шулерства, подставной игры, добавим: и подделки. Е.Падерина отмечает: «...общество и в начале XIX века не то чтобы поощряло, но и не порицало так называемую игру наверняка, т.е. шулерство»18. Ихарев подделывает карточную колоду, называя ее женским именем - «Аделаида Ивановна», а затем всецело полагается на ее магическое воздействие. Колода-подделка приобретает свойство волшебного предмета (к помощи подобных предметов часто прибегают герои народных сказок, мотивы которых столь активно начинают осваиваться в произведениях самых различных жанров русского предромантизма). В обращении героя к бездушной, казалось бы, колоде карт звучит не только просительная, но и характерная для фольклорного сознания заклинательная интона-

16 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.: 1988. - С.258.

17 Падерина Е.Г. Старое и новое в непревзойденной гоголевской развязке «Игроков» (Гоголь и Лесаж) // Вопросы литературы. - 2008. - №2. - С. 50.

18 Падерина Е.Г. Истоки и структура мотива де-ло=карты в «Игроках» Гоголя // Гоголевский сборник. - СПб.; Самара: 2005. - С.125.

ция: «Послужи-ка ты мне, душенька, так, как послужила сестрица твоя, выиграй мне также восемьдесят тысяч...»19

Плутовской характер комической интриги определяется уже в самом начале пьесы: Ихарев мечтает с помощью колоды-подделки разбогатеть. Но его обман распознает компания Утешительного и готовит ответный «ход», связанный с «подделкой» игры в карты: Утешительный разыгрывает театральный спектакль, по словам Ю.Манна, «.в ход пускаются специальные агенты. Жульничество ставится на широкую ногу, опирается на распределение обязанностей и на своеобразный сценарий.»20. Гоголь, разрабатывая традиционную ситуацию «обманутого обманщика», вносит свое яркое и новое индивидуально-авторское видение. Дело в том, что ни зрители, ни читатели не догадываются об этом уровне интриги: в центре сценического действия находится Ихарев и его заветная колода-подделка. Е.Падерина такой способ построения сценического действия назвала «детективным»21. Мотив подделки в данном случае так же, как и в комической опере предромантизма («Кофейница» И.А.Крылова, «Дурочка умнее умных» Г.Р.Державина), организует сценическое действие, усложняет модель плутовской интриги, которую Е.Падерина на примере гоголевских «Игроков» назвала «мультимиражной»22 На очевидное и безусловное типологическое сходство в реализации мотива подделки в «Игроках» с предромантической поэтикой указывает и расстановка персонажей: как и в комической опере предромантизма, в пьесе Гоголя образуются пары злоумышленников: Ихарев со своей поддельной колодой «Аделаидой Ивановной», соотносимой с образом женщины-немки, и Утешительный - Глов. Но если в комической опере только намечается противостояние, столкновение интересов персонажей-заговорщиков (Кофейница компрометирует Приказчика в опере И.А.Крылова, ссорятся из-за неудачи в обмане купцов персонажи М.А.Матинского - Сквалы-гин и Крючкодей, готовы предать друг друга, опасаясь нового начальства, державинские Хап-кин и Проныркин), то в «Игроках» Н.В.Гоголя неожиданным образом раскрывается обман не только для «обманутого обманщика» Ихарева, но и для Глова, который выступал в качестве привлеченного помощника Утешительного. «Подделка» Утешительного ломает все правила игры и моральные нормы. Таким образом созда-

19 Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8 т. - М.: 1984. - Т.4. -С.152.

20 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.. - С.260.

21 Падерина Е.Г. Старое и новое в непревзойденной гоголевской развязке «Игроков».. - С. 51.

22 Там же. - С. 50.

ется ситуация «круговорота плутовства»23 (курсив - мой: Н.Н.), отсутствует всякая надежда на торжество добродетели, которой венчался финал в догоголевской игровой предроманти-ческой драматургии.

Традиция комедиографии XVIII века, в том числе комической оперы, предполагала счастливую развязку: обман злоумышленников раскрывался, правда и справедливость торжествовала. Именно такой финал мы видим и в классических операх И.А.Крылова, М.А.Матинского, Г.Р.Державина. Но еще В.Гиппиус писал, что автор «Игроков» «...дал торжествующий и наказанный порок в одной и той же развязке»: злой умысел непременно раскроется, и возмездия никому не избежать, в том числе и Утешительному, ибо «отыщется плут», который непременно его «переплутует»24. Итак, как показывают наши наблюдения, предромантический мотив подделки в пьесах Н.В.Гоголя реализуется на следующих уровнях: 1) организация комической (плутовской) интриги; построение сложной модели, «мультимиражной» интриги (определение Е.Падериной); 2) система расстановки персонажей: в данном случае - через введение парных персонажей-злоумышленников; 3) двойственный смысл финала комедии - «торжествующий и наказанный» порок в одной развязке.

Наряду с предромантическим мотивом подделки своеобразную интерпретацию в творчестве Гоголя получает и предромантический мотив сюрприза. Мотив этот также связан со счастливой развязкой действия, победой добродетели в предромантическом жанре комической оперы. К примеру, в пьесе Г.Р.Державина «Дурочка умнее умных» мошеннический сговор Проныркина и Хапкина разрушается неожиданным вмешательством внешних сил, что было характерно для жанров предромантической драматургии: письмо с известием о назначении Фуфыркина, жениха Лукерьи, «дурочки умнее умных», губернским прокурором заставляет воеводу и подъячего отказаться от своих корыстных планов и приспособиться к новым обстоятельствам. В комической опере М.И.Попова «Анюта» любовный конфликт тоже благополучно разрешается благодаря известию Виктора, влюбленного в Анюту, о настоящем отце девушки - полковнике Цветкове. Это можно рассматривать как настоящий подарок судьбы для двух любящих героев. «Мораль оперы заключается в том, что каждому человеку должно быть предназначено свое, и он должен быть доволен своей судьбой»25, - подводит итог И.Д.Немировская

23 Гиппиус В. Гоголь. - Л.: 1924. - С.106.

24 Там же.

25 Немировская И.Д. Творчество А.И.Писарева и исто-

рико-литературный процесс..... - С.137.

Ответ традиции в творчестве Н.В.Гоголя -пьеса «Владимир третьей степени». Традиционно ведущий к добродетельному финалу мотив «спасительного сюрприза» здесь попадает в совершенно иное окружение задач писателя. В драматическом отрывке «Тяжба», например, «сюрприз» является перед Пролетовым, который мечтает о том, чтобы «нагадить» Павлу Петровичу Бурдюкову. Случай приводит к Про-летову его брата Христофора Петровича «просить личной помощи, заступничества», он затевает тяжбу с целью разоблачения родственника в подделке духовного завещания. Пролетову на руку такое развитие дела, он рассматривает это неожиданное стечение обстоятельств как подарок судьбы, «сюрпризец», возможность отомстить и посмеяться над соперником по службе: « Вот неожиданный клад! вот подарок! Просто Бог на шапку послал. Странно сказать, а по душе чувствуешь такое какое-то эдакое неизъяснимое удовольствие... эдакое магнетическое какое-то!... Постой же, теперь я сяду играть, да и посмотрим, как ты будешь подплясывать.»26. Случай, «сюрприз судьбы» подчиняет своей воле авантюрист, плут, выражая готовность отомстить, «сыграть» злую шутку с сослуживцем. Такого рода «сюрприз» указывает на некий «сдвиг» моральных, нравственных ценностей: «неизъяснимую», искреннюю радость испытывает чиновник от возможности «напакостить соседу», причинить ему зло.

Немаловажно вспомнить также, что мотив сюрприза реализуется и в характерном для драматургии предромантизма жанре шутотрагедии, смежном отчасти и с подробно рассматриваемой нами комической оперой. Жанровые особенности шутотрагедии - политико-государственный разоблачительный пафос - как исток идеологии произведения и одновременно просто и как повод к его написанию, приоритетное внимание к ярмарочному балагану и фарсу, пародирование разного профиля и разной направленности литературных традиций, ярко выраженный стилистический сбой, постоянное столкновение «внутреннего» и «внешнего» миров близки пьесам Гоголя. Прием пародии, лежащий в основе шу-тотрагедии, предполагающий гротескно «вывернутое», сатирическое изображение явлений и героев, наиболее ярко представлен в шутотраге-дии «Трумф, или Подщипа». Мотив сюрприза в этой пьесе И.А.Крылова можно рассматривать в системе сатирических средств пьесы: он помогает автору показать недееспособность представителей государственной власти в образе царя Ваку-лы и всей его боярской думы - избавление от нашествия немецкого принца Трумфа они видят

26 Гоголь Н.В. Собр.соч.: В 8 т.....- Т.4. - С.204.

через чудодейственное гадание цыганки. Образ цыганки, восходящий к фольклорной традиции, играет сюжетообразующую роль - именно благодаря ее «гаданию-сюрпризу» и выходят из затруднительного положения герои. Но счастливый финал пьесы все же наводит на раздумье о состоятельности властьдержащих: мотив сюрприза больше направлен на осмеяние и обличение их бессилия и инертности. С этой точки зрения можно говорить о сходстве Крылова и Гоголя в реализации мотива сюрприза, так как преследуется схожая цель - не просто высмеять через разоблачение, но и выявить лежащую в основе всего абсурдность мироустройства. Однако если герой Гоголя распоряжается случаем в своих корыстных побуждениях, демонстрирует «низшие» проявления человеческой натуры, то Крылов показывает процесс более обобщенно и схематично: на это указывает «кукольность», «марионеточность» персонажей, двигателем сюжета выступает вновь, как и в комической опере, носитель обмана, плутовства. Предромантиче-ский мотив сюрприза в драматических произведениях Гоголя, как и в шутотрагедии Крылова, хотя и близок к гротесковым сатирическим средствам изображения, в то же время получает и иной смысл: превращается в средство характеристики персонажа, погруженного в мир «современных страстей», более того, как и мотив подделки, он возвращается к фигуре плута.

Итак, подведем некоторые итоги. Мотивы сюрприза и подделки изначально свойственны предромантической комической опере. Об этом свидетелствует широкое их использование в известной Гоголю драматургии его эпохи, в том числе и на характерной литературной периферии: в усадебном театре Д.П.Трощинского, на сцене Нежинской гимназии ставились показа-

тельно использующие такую поэтику предроман-тические пьесы В.В.Капниста, В.А.Озерова. Важно отметить, что при этом выше отмеченные нами мотивы постоянно соотносились с растущим интересом к национальному фольклору: так, значительным был интерес руководителя усадебного театра Д.Трощинского к национальной украинской культуре, к местному фольклору. Н.В.Гоголем этот опыт был творчески использован и развит.

Предромантические мотивы сюрприза и подделки в пьесах Н.В.Гоголя проявляют себя во взаимодействии на таких важных уровнях драматического произведения, как организация сценического действия и тип драматического персонажа. Комическая интрига, организующая все действие пьесы, и главный герой, с которым она связана, восходят к обману и мошенничеству как области существования персонажей. При этом Гоголь, как и его предшественники в жанре предромантической комической оперы, создает пары персонажей-злоумышленников, союз которых ведет к «комической» катастрофе, использует мотивы сюрприза и подделки в сатирических целях, про слеживается при этом связь с поэтикой игры, свойственной предромантической литературе.

Но если в комической опере предромантиче-ские мотивы сюрприза и подделки носят ярко выраженный «внешний» характер, остаются вне воли самих героев, то Гоголь, с одной стороны, сохраняя функциональное своеобразие данных предромантических мотивов (на уровне интриги, сюжета, что мы и рассмотрели), наполняет их «внутренним» содержанием, актуализирует психологический аспект: обман и мошенничество -свойство характера самого персонажа, обусловленное определенной средой и временем.

PRE-ROMANTIC MOTIVES OF SURPRISE AND FAKE IN DRAMATURGY BY N.V.GOGOL (ON THE MATERIAL OF PLAYS «PLAYERS», «VLADIMIR THIRD DEGREE»)

© 2012 N.V.Nechiporenko° Kazan (Volga region) Federal University

The article regards the connection of motives of surprise and fake in Gogol' s plays with pre-romantic motives of surprise and fake, their typological and functional similarity. It also defines the individual author' s reproach of Gogol' in using pre-romantic motives of surprise and fake.

Key words: pre-romantism, comic opera, motives of surprise and fake, poetics intrigue, pair characters of malefactors, ambivalent final, jesttragedy, individual author's reproach.

Nataly Valentinovna Nechiporenko, post-graduate student. E-mail: romantik 65@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.