Научная статья на тему 'Предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих'

Предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
420
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КОНСТИТУТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DIAGNOSTICS / PERSONAL AND PROFESSIONAL PREDISPOSITION / DISPOSITIONAL THEORY OF PERSONALITY / POTENTIAL PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / CONSTITUTIVE QUALITIES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина Татьяна Игоревна, Корчемный Пётр Антонович

Оптимизация системы личностно-профессиональной диагностики представлена смещением ориентира оценки кандидатов на работу с личностно-профессиональной пригодности на личностно-профессиональную предрасположенность (ЛППР), что позволит учитывать динамическую составляющую личности кандидата. В статье даётся теоретико-методологический обзор изучения ЛППР в диссертационных исследованиях, представлен содержательный анализ данного понятия в работах Г. Олпорта, В. Штерна, А. Ф. Лазурского, даётся определение ЛППР, описывается её структура, обозначаются предметно-содержательные аспекты исследования ЛППР. Проведённое исследование на выборке в 98 человек на статистически значимом уровне подтверждает наличие различий между группами специальностей при изучении конститутивных свойств личности, что даёт возможность подтвердить гипотезу о наличии различий по предикторам ЛППР. Данная работа позволяет повысить качество профессионального отбора и оптимизировать данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бородина Татьяна Игоревна, Корчемный Пётр Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDISPOSITION AS A PSYCHOLOGICAL CONDITION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DIAGNOSTICS OF CIVIL SERVANTS

The optimization of the system of personal and professional diagnostics is represented by the shift of the reference point of evaluation of candidates for work from personal and professional suitability to personal and professional predisposition (LPR) that will allow to consider the dynamic component of the candidate’s personality. The article provides a theoretical and methodological overview of the study LPR in the dissertation researches. Substantial analysis of this concept in the works of G. Allport, V. stern, A. F. Lazursky is presented. The definition of LPR and its structure are described. Substantive aspects of researching LPR are designated. The study conducted on a sample of 98 people at a statistically significant level confirms the existence of differences between groups of specialties in the study of the constitutive properties of the individual, which makes it possible to confirm the hypothesis of differences in the predictors of LPPR. This work allows to improve the quality of professional selection and optimize the process.

Текст научной работы на тему «Предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих»

раздел iii. психология труда, инженерная психология, эргономика

УДК 159.9: 331.101. 3

Б01: 10.18384/2310-7235-2019-2-126-135

предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих

Бородина Т. ИУ, Корчемный П. А.1

1 Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

2 Военный университет Министерства обороны РФ

123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 1, Российская Федерация Аннотация. Оптимизация системы личностно-профессиональной диагностики представлена смещением ориентира оценки кандидатов на работу с личностно-профессиональ-ной пригодности на личностно-профессиональную предрасположенность (ЛППР), что позволит учитывать динамическую составляющую личности кандидата. В статье даётся теоретико-методологический обзор изучения ЛППР в диссертационных исследованиях, представлен содержательный анализ данного понятия в работах Г. Олпорта, В. Штерна, А. Ф. Лазурского, даётся определение ЛППР, описывается её структура, обозначаются предметно-содержательные аспекты исследования ЛППР. Проведённое исследование на выборке в 98 человек на статистически значимом уровне подтверждает наличие различий между группами специальностей при изучении конститутивных свойств личности, что даёт возможность подтвердить гипотезу о наличии различий по предикторам ЛППР. Данная работа позволяет повысить качество профессионального отбора и оптимизировать данный процесс.

Ключевые слова: личностно-профессиональная диагностика, личностно-профессио-нальная предрасположенность, диспозиционная теория личности, потенциальные профессионально-важные качества, конститутивные свойства личности.

© СС БУ Бородина Т. И . , Корчемный П. А. , 2019 .

predisposition as a psychological condition of personal and professional diagnostics of civil servants

T. Borodina12, P. Korchemny1

1 Moscow Region State University

24 Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 105005, Russian Federation

2 Military University MO RF

14, Bolshaya Sadovaya ul., Moscow, 123001, Russian Federation Annotation. The optimization of the system of personal and professional diagnostics is represented by the shift of the reference point of evaluation of candidates for work from personal and professional suitability to personal and professional predisposition (LPR) that will allow to consider the dynamic component of the candidate's personality. The article provides a theoretical and methodological overview of the study LPR in the dissertation researches. Substantial analysis of this concept in the works of G. Allport, V. stern, A. F. Lazursky is presented. The definition of LPR and its structure are described. Substantive aspects of researching LPR are designated. The study conducted on a sample of 98 people at a statistically significant level confirms the existence of differences between groups of specialties in the study of the constitutive properties of the individual, which makes it possible to confirm the hypothesis of differences in the predictors of LPPR. This work allows to improve the quality of professional selection and optimize the process.

Key words: personal and professional diagnostics, personal and professional predisposition, dispositional theory of personality, potential professionally significant qualities, constitutive qualities of personality.

Введение в проблему

Повышение качества персонала государственных органов является стратегической задачей нашего государства . И решать её помогает, в частности, личностно-профессиональная диагностика, отбор кандидатов в государственные организации . Диагностика при профессионально-психологическом отборе кандидатов построена на выявлении степени их личностно-про-фессиональной пригодности (ЛПП) к выполнению служебных обязанностей [1, с. 27; 11, с. 211], т. е. в данном случае мы понимаем личностно-профес-сиональную пригодность как набор и развитие на оптимальном уровне профессионально-важных качеств (ПВК) наряду с другими в структуре лично-

сти работников . Но поскольку оценка ЛПП осуществляется только исходя из наличествующих качеств, она является статичной характеристикой . Включение динамической составляющей даёт возможность учитывать также потенциальные ПВК, которые способствуют личностно-профессио-нальному развитию человека-специалиста, задатки которых имеются в структуре личности . Помимо этого, учёт компенсирующих ПВК способствует ослаблению или нейтрализации тех свойств личности, которые могут в определённых ситуациях противодействовать успешному профессиональному функционированию и являться причиной снижения психологических затрат и усилий субъекта при вклю-

V12у

чении различных форм адаптации к профессиональной жизнедеятельности и изменениям [2]. Именно благодаря этим двум видам ПВК, обеспечивающим прогноз личност-но-профессионального развития специалиста, можно сделать вывод, что личностно-профессиональная диагностика должна иметь своей задачей выявление личностно-профессиональ-ной предрасположенности будущего сотрудника в соответствии с той специальностью, на которую он рассматривается кадровыми службами

Здесь, пожалуй, следует расшифровать, что понимается под данным термином, поскольку используется он в разных науках, таких как философия, физиология и психология, и имеет следующие значения: «заранее создавшаяся склонность, расположение к чему-нибудь, наличие условий для развития чего-нибудь, наличие задатков к чему-нибудь, врождённая подверженность к чему-нибудь, наличие благоприятной почвы, условий для развития чего-нибудь»1 .

В электронном каталоге Российской государственной библиотеки среди 662-х диссертаций по психологии (до 2018 г. ) термин «предрасположенность» (диспозиция или предиспо-зиция) чаще всего употребляется в пяти смысловых трактовках. В 30% от общего числа диссертационных работ по психологии предрасположенность рассматривается как готовность к какому-либо типу поведения и деятельности (Горгома, 2007; Даутов, 2010; Лосев, 2006; Юрченко, 2013 и др . ) . 25% работ направлены на изучение генетической, физиологической, природ-

1 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д . Ушакова . Т. 3 . М . , 2007. С 489.

ной, наследственной предрасположенности (Мякишева, 2009; Тойч, 2009; Трофимов, 2010 и др .) . 20% от общего числа диссертаций имеют своим предметом исследования предрасположенности совокупность личностных, индивидуально-психологических особенностей, специфическую структуру личности (Завалишина, 2007; Суворова, 2004; Чеснокова, 2005 и др . ) . Примерно 20% диссертационных исследований направлены на изучение предрасположенности как мотивации поведения, деятельности - стремление, склонность, установка (Андреева, 2003; Потехина, 2005; Чудинов, 2013 и др ) В 5% всех диссертаций предрасположенность рассматривается как специфическая активность (Сидорова, 2006 и др )

Таким образом, анализ отечественных научных психологических публикаций позволил выделить четыре области изучения данного понятия:

а) деятельность и поведение (Голенкова, 2015; Бессонова, 2012; Раков, 2008; Крюкова, 2004 и др );

б) аномальные проявления личности (Трифонова, 2005; Семыкин, 2007; Селезнев, 2017 и др . );

в) социальные отношения и взаимодействия (Алексеев, 2007; Дубинин,

2011; Злобина, 2016; Горшенина, 2016 и др );

г) диагностика (Львова, 2017; Синицына, 2012 и др . ) .

В содержательном плане понятие ЛППР опирается на диспозициональ-ное направление в теории личности, которое основывается на понимании, что все люди «обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях» [13, с . 317]. Это

v2V

означает, что в поступках, мыслях и эмоциях людей присутствует определённое постоянство, демонстрируется независимость от времени, событий и жизненного опыта

Одним из наиболее значимых представителей данного направления считается Г. Олпорт, который сочетал гуманистический и индивидуальный подход к изучению человеческого поведения, что подразумевало выявление потенциала личностного роста, преодоление себя и самореализацию и в то же время стремление понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности В этой связи Г. Олпорт вводит понятие «черта» и определяет её как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения» [8, с . 237]. Иначе говоря, черта есть предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций, т. е . черты личности являются генерализованными и устойчивыми, обусловливают постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения Интересным также является то, что черта личности не «дремлет», а находится в постоянном поиске ситуаций, благодаря которым она может проявиться Помимо этого, Г Олпорт выделял общие черты (характерные для данной культуры) и индивидуальные диспозиции (отличающие каждого конкретного человека в отдельности) Среди последних он различал кардинальные, центральные и вторичные

Кардинальная диспозиция - это в высшей степени генерализованная черта, которая может объяснить преобладающее количество поступков данной личности . Центральные диспозиции -это те личностные качества, которые наиболее ярко проявляются в личности и наблюдаются окружающими По мнению Г Олпорта, их от пяти до десяти Вторичные диспозиции - это менее заметные, менее обобщённые, менее устойчивые характеристики личности, такие как предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека Тем самым совокупность данных диспозиций позволяет человеку раскрыть себя для дальнейшего саморазвития

Помимо Г Олпорта, другие учёные (В . Штерн, А. Ф . Лазурский и др . ) говорили об определённой «врождённой» предрасположенности Лазурский определил предрасположенность как экзотипическое проявление, обусловленное детерминацией эндопсихиче-ских элементов, таких как восприятие, память, внимание, мышление, эмоции, способность к волевому усилию, а также характер и темперамент личности, и экзопсихики, на основе понимания выраженности ядра личности при взаимосвязи с социальной средой

На основе изученного материала можно сформулировать определение личностно-профессиональной предрасположенности как генерализированного, акцентуированного психологического образования, обеспечивающего оптимальное соотношение личностных качеств и их деятельностно-поведен-ческих проявлений с требованиями и обстоятельствами реальной профессиональной деятельности человека как в стабильной ситуации, так и в услови-

V129;

ях её изменения и развития Для учёта прогностического параметра деятельности сотрудника нами предлагается опираться на личностно-профессио-нальную предрасположенность как на основное психологическое условие лич-ностно-профессиональной диагностики и развития субъекта труда [3, с . 112].

В результате исследования лич-ностно-профессиональной предрасположенности было выявлено три предметно-содержательных аспекта: а) способности как качества личности, определяющие профессиональное функционирование субъекта деятельности [4]; б) характерологические особенности и конститутивные свойства личности - внутренние, личностные детерминанты, определяющие реализацию личности как профессионала [7, с . 152; 10], и, наконец, в) мотивационно-ценностные составляющие личности, побуждающие человека, обеспечивающие энергией действия и направляющие его на решение профессиональных задач

Процедура и методы исследования

Цель исследования - изучить лич-ностно-профессиональную пригодность к выполнению служебных обязанностей

Гипотеза - при профессионально-психологическом отборе кандидатов их личностно-профессиональная пригодность к выполнению служебных обязанностей может быть построена на выявлении степени их предрасположенности

Для проверки данной гипотезы о личностно-профессиональной предрасположенности (ЛППР) в рамках изучения характерологических особенностей была проведена личност-

но-профессиональная экспертиза кандидатов на замещение должностей начальствующего состава государственной гражданской службы Для этого применялись методики СМИЛ [12] и ТЦВ Люшера [9]. Выборка составила 98 человек: 25% женщин и, соответственно, 75% мужчин По возрастным характеристикам: 24,1% составили кандидаты в возрасте от 28 до 40 лет, 48,3% - в возрасте от 41 до 50 лет и остальные (27,6%) - 51 год и старше Исходя из содержания функциональных обязанностей, экспериментальная выборка была поделена на 3 группы по специальностям: экономические, финансовые и административные

Результаты проведённого исследования

Сравнительный анализ результатов показал, что на статистически значимом уровне (р < 0,05) представители данных видов профессиональной деятельности значимо различаются по показателям ипохондрии (ИП), пессимистичности (ДЕ) и демонстративности (ИС) - методика СМИЛ (рис . 1) .

Причём финансисты проявляют тревожность, пессимистичность и демонстративность при относительно высоких значениях оптимистично-сти . ЛППР у администраторов регистрируется также посредством оценки колебания значений ТЦВ Люшера (рис . 2), причём работоспособность достигает наибольшей амплитуды1 при снижении тревожности Высокие значения наблюдаются по показателям эксцентричности и автономии

1 Показатель «работоспособность» по ТЦВ может сигнализировать о демонстративной работоспособности при выполнении испытуемым заданий теста

V13V

Рис. 1. Сравнительный анализ характерологических особенностей представителей

разных специальностей

Рис. 2. Сравнительный анализ характерологических особенностей представителей

разных специальностей

Экономическая и финансовая деятельности, считаясь функционально «близкими», выраженно отличаются от администрирования, а по некоторым аспектам (ипохондрии, пессимистичности, демонстративности, оптимистич-ности) различны и между собой . Таким образом, ЛППР наблюдается и в данном случае, хотя управленческо-администра-

тивная деятельность имеет особенность, заключающуюся в обладании некой интегральной специфически-организаторской способностью («общей способностью к управленческой деятельности»), относительно независимой от объекта управления, что подтверждалось и в ранних социально-психологических исследованиях [5, с. 73; 6, с . 65].

изу

При повторном замере в 2016 г. на выборке в 63 человека исследовалась ЛППР у сотрудников, занимающихся информационно-аналитической деятельностью в Москве, коммуникативно-информационной деятельностью в Московской области, экс-

пертно-аналитической деятельностью в г. Севастополе и Республике Саха (Якутия), что также позволило экспериментально подтвердить устойчивую личностно-профессиональную предрасположенность при изменении культурно-региональных условий (рис . 3).

Рис. 3. Сравнительный анализ характерологических особенностей представителей разных специальностей при повторном срезе

Таким образом, на различном эмпирическом материале исследования экспериментально подтверждено наличие личностно-профессиональной предрасположенности, отражающей активное проявление в поведении и профессиональной деятельности конститутивных психологических особенностей работников различных профессиональных сфер

Выводы исследования

Выводами исследования могут служить по крайней мере два полученных научных факта Во-первых, эмпирически выявлена личностно-профессиональная предрасположенность, которая специфична для разных

специальностей (экономические, финансовые, административные), а также для специалистов, занимающихся коммуникативно-информационной, информационно-аналитической, экспер-тно-аналитической деятельностями

Во-вторых, лонгитюдный анализ личностных особенностей сотрудников различных специальностей государственной службы обнаруживает статистически значимую (р < 0,05) связь эффективности их профессионального функционирования с характерологическими особенностями: демонстративностью, импульсивностью, тревожностью, оптимистичностью, работоспособностью, эксцентричностью и автономией

В-третьих, показано, что личност-но-профессиональная предрасположенность как генерализированное, акцентуированное психологическое образование является условием психологической диагностики, обеспечивающей оптимальное соотношение личностных

качеств и их деятельностно-поведен-ческих проявлений с требованиями и обстоятельствами реальной профессиональной деятельности человека как в стабильных ситуациях, так и в условиях её изменения и развития .

Статья поступила в редакцию 17.04.2019 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова M. К. Психологическая диагностика. СПб . , 2005. 303 с.

2. Бородина Т. И. «Личностно-профессиональная спецификация» как основа профо-риентационной модели кадрового отбора // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сборник научных трудов II Mеждyнародной конференции . M. ,2018 . С.25б-259.

3. Бородина Т. И. , Шсс И. H . Личностно-профессиональная спецификация государственных служащих: монография / под общ. ред. А. В. Булгакова. M. , 2018. 288 с.

4 Корчемный П А Содержательная характеристика основных понятий компетент-ностного подхода в образовании (акмеологическая составляющая) // Акмеология 201б. № 2 (58). С. 30-39.

5 . Кудряшова Л. Д . Каким быть руководителю . Л. , 198б . 158 с.

6 Кудряшова Л Д Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинёв, 1983. 159 с.

7. Шсс И . H . Акмеологическая диагностика государственных служащих. M . , 2007. 339 с

8 Олпорт Г Становление личности: избранные труды / пер с англ Л В Трубицыной, Д . А . Леонтьева; под общ . ред . Д . А . Леонтьева. M . , 2002. 4б1 с .

9 . Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера / сост.

О . Ф . Дубровская. M. , 2008. б4 с.

10 . Селезнев В. H . , Шульга Т. И . Эмоциональные компетенции успешности профессио-

нальной деятельности руководителя // Вестник Mосковского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2015 . № 3. С . 47-59.

11 Психологическое обеспечение профессионального отбора и личностной надёжности персонала: коллективная монография / О. H. Слоботчиков и др . M. , 201б . 528 с.

12 Собчик Л H Психология индивидуальности Теория и практика психодиагностики СПб . , 2017. 512 с.

13 Хьелл Л , Зиглер Д Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб . , 1997. 419 с.

REFERENCES

1. Akimova M. K. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics], St. Petersburg, 2005 303 p

2. Borodina T. I. ["Personal and professional specification" as the basis of the career guidance model of personnel selection]. In: Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennikh del. Pedagogika i psikhologiya sluzhebnoi deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov II Mezhdunarodnoi konferentsii [Professional education of employees of Internal Affairs bodies . Pedagogy and psychology of performance management:

status and prospects: Collection of scientific works of the II International conference], Moscow, 2018 . pp. 256-259. 3. Borodina T. I. , Noss I. N. Lichnostno-professional'naya spetsifikatsiya gosudarstvennykh sluzhashchikh [Personal and professional specification of public servants], Moscow, 2018 . 288 p

4 . Korchemny P. A . [Substantial characteristic of the main concepts of the competence

approach in education (acmeological component)]. In: Akmeologiya [Acmeology], 2016, no. 2 (58), pp. 30-39.

5 . Kudryashova L. D. Kakim byt' rukovoditelyu [How to be a leader], Leningrad, 1986. 158 p.

6 . Kudryashova L. D. Sistemno-psikhologicheskaya otsenka kadrov rukovoditelei i

upravlencheskikh sistem [Systemic-psychological assessment of personnel managers and management systems], Chisinau, 1983. 159 p. 7. Noss I. N. Akmeologicheskaya diagnostika gosudarstvennykh sluzhashchikh [Acmeological diagnosis of civil servants], Moscow, 2007. 339 p.

8 . Olport G . The formation of personality (Russ ed . : Trubitsyna L. V. , Leont'ev D. A . , transls .

Stanovlenie lichnosti . Moscow, 2002. 461 p . ).

9 . Dubrovskaya O. F. , comp. Rukovodstvo po ispol'zovaniyu vosmitsvetnogo testa Lyushera

[Guide to using Luscher's eight-coloured test], Moscow, 2008. 64 p.

10 . Seleznev V. N. , SHul'ga T. I. [Emotional competence the success of the professional activity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the head]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University Series: Psychology], 2015, no . 3, pp. 47-59.

11. Slobotchikov O . N . et al . Psikhologicheskoe obespechenieprofessional'nogo otbora i lichnostnoi nadezhnosti personala [Psychological support of professional selection and personal reliability of personnel], Moscow, 2016. 528 p.

12. Sobchik L. N. Psikhologiya individual'nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [The psychology of personality. Theory and practice of psycho-diagnostics], St. Petersburg, 2017. 512 p.

13 . Hjelle L., Ziegler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie) [Theories of personality (Basic provisions, research and application)]. St. Petersburg, 1997. 419 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Бородина Татьяна Игоревна - аспирант кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии Московского государственного областного университета; преподаватель кафедры психологии Военного университета МО РФ; e-mail: takvilona@yandex.ru;

Корчемный Пётр Антонович - доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ведущий научный сотрудник научно-практической лаборатории проблем социализации факультета психологии Московского государственного областного университета;

e-mail: korchemny-petr@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana I. Borodina - post-graduate student of the Department of labor psychology and organizational psychology, Faculty of psychology, Moscow Region State University; lecturer at the Department of psychology, Military University, e-mail: takvilona@yandex ru;

V13V

Pyotr A. Korchemny - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, leading researcher, the scientific and practical laboratory of socialization, Faculty of Psychology, Moscow Region State University, e-mail: korchemny-petr@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Бородина Т. И. , Корчемный П . А. Предрасположенность как психологическое условие личностно-профессиональной диагностики государственных служащих // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2019 .№ 2 . С . 126-135. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-126-135

FOR CITATION

Borodina T. I . , Korchemny P. A . Predisposition as a psychological condition of personal and professional diagnostics of civil servants . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no . 2, рр . 126-135. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-126-135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.