Научная статья на тему 'ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФУНДАМЕНТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ Г. МОСКВЫ'

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФУНДАМЕНТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ Г. МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ЭКОНОМИКИ Г. МОСКВЫ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ОБЩЕЕ И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкорад И.И.

В предложенной статье анализируется опыт организации и проведения предпрофессионального обучения и просвещения школьников московских школ с целью возможности осознанного выбора ими профессии в интересах их профессиональной и личностной самореализации, а также повышения эффективности трудовых ресурсов экономики Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-PROFESSIONAL TRAINING AND EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AS THE FOUNDATION OF PERSONNEL TRAINING FOR THE ECONOMY OF MOSCOW

The proposed article analyzes the experience of organizing and conducting pre-professional training and education of Moscow school students in order to enable them to consciously choose a profession in the interests of their professional and personal self-realization, as well as improving the efficiency of the labor resources of the Moscow economy.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФУНДАМЕНТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ Г. МОСКВЫ»

Научная статья Original article УДК 37

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_596

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФУНДАМЕНТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ Г. МОСКВЫ PRE-PROFESSIONAL TRAINING AND EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AS THE FOUNDATION OF PERSONNEL TRAINING FOR THE ECONOMY OF

MOSCOW

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ

Широкорад И.И., доктор исторических наук, профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» Shirokorad I.I., Shirokorad_irina@mail.ru

Аннотация. В предложенной статье анализируется опыт организации и проведения предпрофессионального обучения и просвещения школьников московских школ с целью возможности осознанного выбора ими профессии в интересах их профессиональной и личностной самореализации, а также повышения эффективности трудовых ресурсов экономики Москвы.

Abstract. The proposed article analyzes the experience of organizing and conducting pre-professional training and education of Moscow school students in order to enable them to consciously choose a profession in the interests of their professional and personal self-realization, as well as improving the efficiency of the labor resources of the Moscow economy. Ключевые слова: трудовые ресурсы экономики г. Москвы, предпрофессиональное обучение и просвещение школьников, общее и предпрофессиональное образование Keywords: labor resources of the economy of Moscow, pre-professional training and education of schoolchildren, general and pre-professional education

Одним из направлений деятельности Правительства г. Москвы является предпрофессиональная подготовка школьников, оказание помощи в получении ими

представлений об отраслях знаний и профессиях, соответствующих их наклонностям и устремлениям.

Основная цель этой деятельности определена в Государственной программе г. Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), а именно: «создание высокотехнологичной, мотивирующей к самообучению среды старшей школы». [1]

Проекты, предложенные Правительством г. Москвы для развития предпрофессиональной подготовки школьников, можно разделить, по нашему мнению, на два уровня: обучающие и просветительские.

К числу обучающих следует отнести такие инициативы, как, например, «Школа старшеклассников», «предполагающий создание современной высокотехнологичной образовательной среды для обучающихся старших классов (8-11 классов)» [2]. В рамках данного проекта в общеобразовательных школах открыты и наполнены соответствующим лабораторно-исследовательским оборудованием медицинские, инженерные, академические, Курчатовские, предпринимательские и педагогические классы, ИТ-полигоны. На рисунке 1 приведена динамика числа школ - участников проекта «Школа старшеклассников» за период с 2015/2016 по 2020/2021 учебные года.

Число школ м о ска ы. р ел л изу юш их п р оект "Школа старшеклассников"в 2015-2020 гг.

кадете™ е ■ инженерные меди цн некие ■ академические

Рисунок 1 - Число московских школ, реализующих проект «Школа старшеклассников» в 2015/2016 - 2020/2021 учебных годах [3].

Как видно на рисунке 1, за пять лет число школ, имеющих профессионально ориентированные классы, возросло более чем в 2,7 раза, или более чем на 63%. С 2019/2020 учебного года 75 школ открыли 1Т - классы, с 2020/2021 учебного года в 69

школах начали работу педагогические классы, а с 2021/2022 учебного года - медиаклассы (66 школ) и предпринимательские классы (44 школы). Сегодня, по данным Департамента образования и науки г. Москвы, в предпрофессиональных классах обучается более 53 тыс. школьников [3].

Еще один динамично развивающихся проект Правительства Москвы - формирование образовательных вертикалей. Этот проект направлен на более глубокую профессионально ориентированную деятельность не только в старших классах, но и в классах средней школы (с 7 класса, а в спортивной вертикали - с 5 класса), и позволяет определиться с выбором предпрофессионального класса.

На рисунке 2 приведен перечень образовательных вертикалей, предусмотренных в рамках данного проекта.

X га ЭС х н о. (и Ой (и л X л (и н 03 Ой о т 03 о. ю о математическая

естественнонаучная

ИТ-вертикаль

медиавертикаль

креативная

спортивная

Рисунок 2 - Перечень образовательных вертикален, реализуемых в школах г.

Москвы с 01.09.2022 [3].

По мнению авторов проекта по формированию в школах образовательных вертикалей, «после обучения в классах образовательных вертикалей школьникам легче выбрать свой профессиональный путь, а в дальнейшем получить профессиональное образование в колледже или вузе и освоить востребованную в Москве профессию» [2].

Массовой формой предпрофессионального обучения, наряду в общим образованием, являются олимпиады школьников. Помимо Всероссийской олимпиады, московские

школьники активно участвуют в так называемых перечневых олимпиадах, которые входят в реестр олимпиад, ежегодно утверждаемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и победа в которых предоставляет льготы при поступлении в высшие учебные заведения. На 2022/2023 учебный год, например, в число перечневых вошли более 80 соревнований как по общеобразовательным, так и по предпрофессиональным предметам, среди которых наиболее массовые - Московская олимпиада школьников, «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов», «Высшая проба».

Московская олимпиада школьников, например, проводится по 21 направлению для учащихся 5-11 классов. Помимо старейших соревнований, среди которых - Московская математическая олимпиада, развиваются новые направления олимпиадного движения - в области генетики, робототехники, финансовой грамотности. В рамках Московской олимпиады школьников проводится Московская предпрофессиональная олимпиада, в ходе которой «участники выбирают тему проекта, готовят его в командах и представляют свои идеи в финале. Можно выбрать один из нескольких профилей, например, информационно-технологический, инженерно-конструкторский, биотехнологический» [4].

Среди проектов в сфере предпрофессионального просвещения следует остановиться на проекте «Университетские субботы». Это многолетний массовые проект, который включает в себя несколько направлений (рисунок 3).

В ходе реализации проекта школьники имеют возможность в выходные дни посетить ведущие вузы, расположенные на территории г. Москвы, чтобы в активных и интерактивных формах с использованием современной учебно-лабораторной базы и

передовых образовательных технологий ознакомиться с основами знаний и освоить практические навыки будущих профессий. Ежегодно в рамках просветительского проекта «Университетские субботы в более чем шестидесяти высших учебных заведений проводится около 2500 мероприятий, среди которых мастер-классы, квесты, викторины, практикумы, проводимые ведущими учеными и преподавателями вузов столицы [5]. Только 29.10.2022 проект предложил школьникам 135 мероприятий в 38 образовательных организаций высшего образования. Проект постоянно совершенствуется, в том числе на основе отзывов школьников, которые могут быть размещены на официальном сайте проекта.

Выбор профессии для каждого молодого человека - ответственное и серьезное решение. От правильности этого выбора зависит и профессиональный, и личностный рост каждого, а также качество трудовых ресурсов экономики Москвы. На наш взгляд, позиция Правительства Москвы в деле профессиональной ориентации школьников позволяет последним в течение нескольких школьных лет ознакомиться с широким перечнем профессий, освоить элементы профессиональных навыков и осознанно сделать выбор. исходя из полученных знаний и личных предпочтений.

Список источников

1. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), утвержденная постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450 - ПП. URL: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2022/03/pp450.pdf

2. Предпрофессиональные классы - Школа. Москва. URL: https:// shkol amoskva.ru/predprof/

3. О результатах реализации Государственной программы «Столичное образование» в 2021 году и планах на 2022 год. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/267309220/

4. Перечневые олимпиады. - Школа. Москва. URL: https://shkolamoskva.ru/olymp/perechnevye-olimpiady/

5. Субботы московского школьника. URL: https://events.educom.ru/calendar?portalIds=17&onlyActual=false&pageNumber=7&sear ch=

6. Fadeeva O.M, Shirokorad I.I, Pafhutova E.G. Caracteristicas del sistema de educacion superior de la federacion de rusia: aspecto regional characteristics of the higher education system in the Russian Federation: regional aspect. Themed collection of papers from Foreign

International Scientific Conference «Trends in the development of science and Global challenges» by HNRI «National development» in cooperation with AFP. December 2021. — Managua (Nicaragua).: HNRI «National development», AFP, 2021. - P. 24-27; 7. Uslu B. A path for ranking success: what does the expanded indicator-set of international university rankings suggest? // Higher Education. 2020. Volume 80, Issue 3, November 2020, Pp. 949-972. DOI: 10.1007/s10734-020-00527-0.

References

1. The State program of the city of Moscow «Development of education of the city of Moscow («Metropolitan education»), approved by the decree of the Government of Moscow dated 27.09.2011 No. 450 - PP. URL: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2022/03/pp450.pdf

2. Pre-professional classes — School. Moscow. URL: https://shkolamoskva.ru/predprof/

3. About the results of the implementation of the State program «Metropolitan Education» in 2021 and plans for 2022. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/267309220/

4. List Olympiads. - School. Moscow. URL: https://shkolamoskva.ru/olymp/perechnevye-olimpiady/

5. Saturdays of a Moscow schoolboy. URL: https://events.educom.ru/calendar?portalIds=17&onlyActual=false&pageNumber=7&sear ch=

6. Fadeeva O.M, Shirokorad I.I, Pafhutova E.G. Caracteristicas del sistema de educacion superior de la federacion de rusia: aspecto regional characteristics of the higher education system in the Russian Federation: regional aspect. Themed collection of papers from Foreign International Scientific Conference «Trends in the development of science and Global challenges» by HNRI «National development» in cooperation with AFP. December 2021. — Managua (Nicaragua).: HNRI «National development», AFP, 2021. - P. 24-27;

7. Uslu B. A path for ranking success: what does the expanded indicator-set of international university rankings suggest? // Higher Education. 2020. Volume 80, Issue 3, November 2020, Pp. 949-972. DOI: 10.1007/s10734-020-00527-0.

Для цитирования: Широкорад И.И. Предпрофессиональное обучение и просвещение школьников как фундамент подготовки кадров для экономики г. Москвы // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/ekonomi cheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-32/

© Широкорад И.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.