Научная статья на тему 'Предприятия крупного бизнеса России: анализ в разрезе федеральных округов'

Предприятия крупного бизнеса России: анализ в разрезе федеральных округов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5469
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ БИЗНЕС / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРУПНОГО БИЗНЕСА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ / КРУПНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / BIG BUSINESS / BIG BUSINESS DISTRIBUTION / SPATIAL DISTRIBUTION / LARGER RUSSIAN ENTERPRISES / FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов Виктор Иванович, Белова Ирина Анатольевна, Бенц Дарья Сергеевна

Цель статьи заключается в анализе распределения российских предприятий крупного бизнеса по федеральным округам, а далее и по субъектам РФ. Показана неоднородность и неравномерность распределения крупных предприятий в географическом пространстве России. Установлены существенные отличия в доле продаж крупных предприятий и среднего размера выручки от реализации в рамках каждого субъекта РФ. Информационной базой исследования выступают данные бухгалтерской и налоговой отчетности крупных российских предприятий в разрезе федеральных округов за 2015 г. Данные предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения «Первым Независимым Рейтинговым Агентством». Результаты, полученные в данном исследовании, будут выступать базисом для дальнейших научных изысканий в этой плоскости и, в частности, позволят провести анализ отраслевой структуры крупного бизнеса России, оценить значимость крупного бизнеса для российской экономики и его вклада в экономический рост и развитие регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Large Sized Enterprises in Russia: Analysis of Federal Districts

The purpose of the article is the analysis of distribution of the large Russian enterprises between federal districts, including between Russian regions. The article shows heterogeneity and unevenness of distribution of the large enterprises in geographical space of Russia. In federal districts and in regions the share of sales of the large enterprises and the average size of their revenue are various. The information base of the research are indicators of accounting financial statements and tax reports of the large Russian enterprises for 2015. The First Independent Rating Agency is the supplier of mentioned indicators. The received results will allow to make the analysis of sector structure of large business in Russia, to estimate the importance of large business for the Russian economy and his contribution to economic growth and development of regions.

Текст научной работы на тему «Предприятия крупного бизнеса России: анализ в разрезе федеральных округов»

ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 104—113.

УДК 334.722

ББК У290.32

ПРЕДПРИЯТИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА РОССИИ: АНАЛИЗ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ1

В. И. Бархатов, И. А. Белова, Д. С. Бенц

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Цель статьи заключается в анализе распределения российских предприятий крупного бизнеса по федеральным округам, а далее и по субъектам РФ. Показана неоднородность и неравномерность распределения крупных предприятий в географическом пространстве России. Установлены существенные отличия в доле продаж крупных предприятий и среднего размера выручки от реализации в рамках каждого субъекта РФ. Информационной базой исследования выступают данные бухгалтерской и налоговой отчетности крупных российских предприятий в разрезе федеральных округов за 2015 г Данные предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения — «Первым Независимым Рейтинговым Агентством». Результаты, полученные в данном исследовании, будут выступать базисом для дальнейших научных изысканий в этой плоскости и, в частности, позволят провести анализ отраслевой структуры крупного бизнеса России, оценить значимость крупного бизнеса для российской экономики и его вклада в экономический рост и развитие регионов.

Ключевые слова: крупный бизнес, распределение крупного бизнеса, пространственное размещение, крупные российские предприятия, федеральный округ.

На сегодняшний день выход российской экономики из состояния застоя, ее дальнейший рост и развитие напрямую зависят от активности предпринимательского сектора. Об этом говорят как экономисты-теоретики, так и представители реального бизнеса. Экономическая наука изобилует теориями о важности бизнеса, в том числе крупного, для любой национальной экономики. О развитии крупного бизнеса в России, проблемах его функционирования, его значимости для нашей экономики написано немало работ. При этом общепризнанного определения крупного бизнеса, конкретизации его признаков до сих пор не существует, как нет и четких критериев отнесения российских предприятий к крупному бизнесу.

Я. Ш. Паппэ и Я. С. Галухина [14] провели комплексное исследование российского крупного бизнеса. В частности, пояснили понятие «крупный бизнес», разграничив при этом термины «крупное производство» и «крупное предприятие». К крупному бизнесу эти авторы относят экономические субъекты, которые в процессе функционирования оказывают существенное вли-

1 Исследование выполнено на средства гранта Фонда перспективных научных исследований Челябинского государственного университета.

яние на национальную экономику в целом либо на ее сектора; крупный бизнес считают каркасом экономической системы, его движущей силой. Также они систематизировали формы существования крупного бизнеса в России, к числу которых отнесли интегрированную бизнес-группу, компанию, независимое предприятие.

Перспективы развития российского крупного бизнеса Н. М. Тюкавкин [17] связывает с цикличностью экономических явлений и процессов, что, в свою очередь, позволяет определять сроки подъема и спада деловой активности крупного бизнеса, вплоть до его полной ликвидации. Отличной точки зрения придерживается Г. Н. Макарова [12], которая считает крупный российский бизнес фактором, ограничивающим экономический рост.

Этапы территориального развития крупного бизнеса в России, характер его проникновения в регионы, сравнительный анализ функционирования крупного бизнеса в субъектах РФ и их влияние на экономику исследованы Н. В. Зубаревич [10]. Неравномерность размещения предприятий крупного бизнеса по регионам России раскрыта А. Г. Сапожниковой [15]. Интеграция крупного и малого бизнеса как фактор экономического роста отражены Г. В. Сысоевым [16], С. А. Миро-

седи и В. Т. Трофимовым [13], А. А. Кизимом и З. Б. Вафаевым [11].

Малый и средний бизнес также выступает важным драйвером развития экономики России, однако его возможности использованы далеко не полностью, что раскрыто в работах В. И. Барха-това и коллег [1—3].

Влияние бизнеса на экономический рост регионов Латвии исследовали Г. Круминьш и коллеги [8]. Оценка текущего состояния крупного бизнеса в Казахстане раскрыта А. К. Кирдасиновой и коллегами [7]. Анализ факторов, оказывающих влияние на успешное функционирование бизнеса в отдельных сферах деятельности в Литве изучено Н. Лангвинине и И. Дауноравичуте [9].

Часть экономического сообщества придерживается мнения о невмешательстве государства в функционирование крупного бизнеса. Другая же часть, наоборот, считает, что бизнес должен подвергаться государственному регулированию. Влияние реформ регулирования бизнеса на экономический рост в 172 странах изучено Дж. И. Хайдаром [5]; результате этого исследования установлено, что в среднем каждая реформа, направленная на регулирование бизнеса, способствует росту ВВП на 0,15 %. Кроме того, С. Джанков и коллеги [4], Дж. И. Хайдар [6] показывают, что обременительные процедуры регулирования бизнеса отрицательно сказываются на экономическом росте.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили аналитические и обзорные статьи в области изучения проблем функционирования крупного, среднего и малого бизнеса, их значимости и влияния на экономический рост, интеграции малого и крупного бизнеса как ключевого фактора экономического роста в современных условиях. Информационной базой исследования

выступают данные бухгалтерской и налоговой отчетности крупных российских предприятий в разрезе федеральных округов за 2015 г. Данные предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения — «Первым Независимым Рейтинговым Агентством».

В качестве методического инструментария применены общенаучные методы экономической науки, включая методы графического и сравнительного анализа, синтеза, индукции, дедукции, системного подхода.

Информационной базой исследования выступают крупные предприятия России. Опираясь на критерии отнесения к крупным предприятиям «МСП Банка», под крупным предприятием понимаем предприятия с годовой выручкой, превышающей максимально допустимое значение, установленное Правительством РФ для отнесения предприятий к числу средних. Таким образом, критерием отбора стали предприятия с выручкой от реализации товаров, работ, услуг более 2 млрд р. Выборка составила 8894 крупных предприятия по всей России. С учетом заданного критерия распределение предприятий крупного бизнеса по федеральным округам представлено в табл. 1 и на рис. 1.

Анализ табл. 1 и рис. 1 позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, наблюдается неравномерность пространственного размещения крупных предприятий по России: более 50 % сосредоточено в ЦФО, административным центром которого является Москва. Распределение остальных 49 % крупных предприятий по округам также отличается неоднородностью и неравномерностью. Выявляется некоторая закономерность: степень концентрации крупных предприятий в округе снижается вследствие его территориального отдаления от центра. Во-вторых, площадь

Таблица 1

Предприятия крупного бизнеса в разрезе федеральных округов России в 2015 г.

Федеральный округ (краткое название) Число предприятий выручка от продаж, тыс. р. Доля в продажах, %

Северо-Западный (СЗФО) 1137 14 724 808 584 11,0

Центральный (ЦФО) 4493 81 087 524 884 60,6

Приволжский (ПФО) 1079 11 452 680 160 8,6

Южный (ЮФО) 513 5 380 508 820 4,0

Уральский (УФО) 637 11 622 438 094 8,7

Сибирский (СФО) 639 6 721 014 692 5,0

Дальневосточный (ДВФО) 292 2 021 129 731 1,5

Северо-Кавказский (СКФО) 104 738 689 105 0,6

Итого 8894 133 748 794 070 100

Рис. 1. Пространственное размещение крупных предприятий в Российской Федерации в 2015 г.

территории округа не влияет на количество крупных предприятий. Большая их часть сосредоточена в ЦФО, СЗФО, ПФО, хотя размер занимаемой площади каждого из этих округов меньше УФО, СФО и ДВФО. В-третьих, доля продаж крупных предприятий округа в общем объеме продаж всех крупных предприятий уменьшается вследствие снижения 'числа крупных предприятий. Исключение составляет лишь УФО, где число субъектов крупного бизнппплишь на два меньше, чем в СФО, а до ля продаж при этом больше на 3,7 %.

Такая картина распределения крупных предприятий по федеральным округам невольно приводит к мыс ли о том, что весь крупный бизнес сосредоточен в центрз, е аса! периферии в таком случае должны доминировать и развиваться малые и средние предприятия, отражающие специфику каждого реку-па. Но так лн ото на самом деле? Насколько такое распределение будет способствовать достижени благосостояния регионов и его экономическому росту? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в дальнейших наших исследованиях.

Далее более подробно рассмотрим распределение крупных предприятий в рамках каждого федерального округа в разрезе субъектов РФ. Распредеоесое продпоиссий крупсого би^1^есс в Центральном федеральном округе вй01б г. пплД" ставлено на рис. 21.

Особенностью распределения крупных предприятий в ЦФО является концентрация более

1 На рис. 2—9: размер «пузырька» соотносится с числом кру иных предприятий в регионе.

67 % крупных предприятий округа в Москве с долей продаж около 84 %. Около 9 % продаж округа обеспечивается предприятиями, функционирующими в Московской области. Несмотря на разнящееся число крупных предприятий (о чем свидетельствуют размеры «пузырьков» на рис. 2) в Белгородской, Воронежской, Калужской и Липецкой областях, доля их продаж находится примерно на одном уровне — 1 %. Во всех остальных 12 субъектах, входящих в ЦФО, доля продаж в округе менее 0,8 %, поэтому они не отражены на рис. 2. Что касается среднего размера выручки в данном округе, то наибольшее его значение достигнуто крупными предприятиями в Москве. Это говорит о том, что в данном регионе сконцентрировано не только большое число предприятий, но и доля предприятий с наибольшей выручкой от реализации.

Распределение предприятий крупного бизнеса в Северо-Западном федеральном округе в 2015 г. представлено на рис. 3.

В СЗФО наблюдается ситуация, аналогичная ЦФО. Наибольшее число крупных предприятий, а именно 66 %, сконцентрировано вСанкт-Петербурге с долей продаж около 72 %. Около 9 % родаж округа обеспечивается предприятиями, функциошфУюЩими в Ленинградсаой области, 5,4 % — ы Хеспеблике Коми, около 14 % крупных предприятий СЗФО распределены по остальным 7 субъектам. Наибольший средний размер выручи, несмотря на небольшое число крупных предприятий, наблюдается в Республике Коми, а не в административном центре округа, как в ЦФО.

30 000 000

а 25 000 000

и .о

5

О. •О т о.

20 000 000

15 000 000

Липецк

¡^ Калужская_обл<

Москва

ая область

I Ч

.

и

10 000 000 5 000 000 I-о

Белгородская область

Московская область

Воронежская область

0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

-20,0 0,

-5 000 000 "

Доля в продажах округа, %

Рис. 2. Распределение предприятий крупного бизнеса в Центральном федеральном округе в 2015 г.

и л

5

О. •й т о.

ш Ш

т го

.

5 I Ч

V

.

и

30 000 000

25 000 000

20 000 000

15 000 000

10 000 000 Архангельская область Новгородская область

5 000 000

Республика Коми

Санкт-Петербург

Вологодская область

Мурманская область

Ленинградская область

Калининградская область

Республика Карелия сковская область

-20,0 -10,0

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 Доля в продажах округа, %

60,0 70,0 80,0 90,0

Рис. 3. Распределение предприятий крупного бизнеса в Северо-Западном федеральном округе в 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отличительной чертой территориальной концентрации крупных предприятий в ЦФО и СЗФО является существенный перекос в сторону административных центров этих округов с последующим неоднородным распределением по оставшимся субъектам в округе.

Оаспределение предприятий крупного бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах в 2015 г. представлено на рис. 4 и 5 соответственно.

Анализ рис. 4 и 5 позволяет выявить ряд общих закономерностей размещения крупных пред-

приятий в анализируемых округах. В частности, необходимо отметить их более равномерную концентрацию по р егионам, как по числу предприятий, так и по доле продаж из округе. Кроме то го, общим для этих двух округов в отличие от ЦФО и СЗФО является концентрация крупных предприятий не в административных центрах, а в других регионах, которые являются наиболее привлекательными для крупного бизнеса. Наибольшие средюпе размеры выручки крупных предприятий по обоим округам колеблются в диапазоне 1 000 000 — 1 8Р0 ОООтыс. р. СущеСтвСниые различия по птип округам заключаютея лишт в домишгсовтиии числа крупных предприятий ПФО над СФО (ЧЯ7О против 639).

Распределение предпримрий крупного бизнеса в Южном, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах в 2015 г. представлено на рис. 6, 7, 8 соответственно.

Анализ рис. 6—8 позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, концентрация наибольшего числа предприятий с наибольшей доиея продаж наблюдается в только одном регионе в каждом из трех округов. Во-вторых, распределение крупных предприятий все так же неоднородно в остальных регионах этих округов. В-третьих, только в одном федеральном округе, а именно в УФО, наблюдается отсутствие крупных пред-

приятий в двух субъектах округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В-четвертых, в Тюменской области УФО наблюдается наибольший средний размер выручки по сравнению со всеми анализируемыми округами России. В-пятых, несмотря на существенную разницу в концентрации числа крупных предприятий в ЮФО и УФО над СКФО (513, 637 и 104 соответственно), характер распределения этих предприятий внутри округа одинаковый.

Распределение предприятий крупного бизнеса в Дальневосточном федеральном округе в 2015 г. представлено на рис. 9.

Анализ рис. 9 позволяет констатировать более равномерное распределение крупных предприятий по регионам в рамках округа. При этом средние размеры выручки большинства регионов (исключение составляет Чукотский автономный округ) находится на одном уровне, попадая в диапазон 6 000 000—8 000 000 тыс. р. Кроме того, все регионы имеют долю продаж более 4,5 %, чего нельзя сказать о других округах, где вариация доли продаж существенно выше.

Результаты исследования позволяют сделать рядвыводов. Во-первых, круп-

ных гредпрюгвий в географическом пространстве России носит неоднородный и неравномерный характер. Большая часть крупных предприятий

5

р

>

Q. •О m

о.

ш %

1

го о. S

I Ч ш о.

и

18 000 000

16 000 000

14 000 000

12 000 000

10 000 000

Республика Башкортостан

Оренбургская чресстп

О ,

Пермский крс

Удмуртия

Нижегородская

чттсстп

8 000 000 Республика Мсрий Эе 6 000 000 Республика Мордовия 4 000 000

РССПУ1

2 000 000

О

Si

Ссрсрскся область

.Саратовская область

Республика Татарстан

Ульяновская область

а Кировск

1 ^ А

Пензенс

-

сп уТли^ Чувашия

Кировская чTессть Пензенская область

-5,Р

Р,Р

5,Р ДР,Р Д5,Р

Доля в продсжсх округа, %

2Р,Р

25,Р

3Р,Р

Рис. 4. Распределение предприятий крупного бизнеса в Приволжском федеральном округе в 2015 г.

Рис. 5. Распределение предприятий крупного бизнеса в Сибирском федеральном округе в 2015 г.

5

О. •О

т а

л о.

I Ч

.

и

20 000 0000 18 000 000 16 000 000 14 000 000 12 000 000

10 000 000

8 000 000

Забайкальск 6 000 000

4 000 000

Кемеровская область

Республика Бурятия

Новосибирская область

■Республи ка Алтай 2 000 000 Республика Тыва—

I-0 -I-1-

-5,0

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0

Доля в продажах округа, %

25,0

30,0

35,0

и .о

5

О. Л

т а

си Ш

л

у.

>5

I

(Ц О.

и

20 000 000 18 000 000 16 000 000 14 000 000 12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000

Астраханская область

а

Краснодарский край

Волгоградская область

Республика Крым

а 0Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш

Ростовская область

Республика Адыгея 2 000 000 Йвастополь-

■ 0

-1а,а

а,а

1а,а

5а,а

ба,а

2а,а за,а 4а,а Доля в продажах округа, %

Рис. 6. Распределение предприятий крупного бизнеса в Южном федеральном округе в 2015 г.

7а,а

сконцентрирована в ЦФО (около 51 %). Выявляется некоторая закономерность, касающаяся того, что степень концентрации крупных предприятий в округе снижается вследствие его уерранорхаль-ного отдаления от центра. При этом площадь территории округа не оказывает влияния на количество крупных предприятий. Во-вторых, крупные

предприятия присутствуют в 83 субъектах РФ. Исключение составляют лишь Ханты-Мансий-скийи Ямало-Ненецкий автономные округа, входящие в УФО. В-третьих, концентрация крупных предприятий является наибольшей в административных центрах только трех федеральных округов (ЦФО, СЗФО, СКФО). В-четвертых, более

5

*

>

О. •й т

Л 01 Ш

(О (б Л >5

I Ч

01 а и

35 000 000 30 000 000 25 000 000 20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000

Тюменская область

Челябинская обл

--област^^—

Свердловская

область

0

Курганская область

-10,0

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 Доля в продажах округа, %

60,0

70,0

80,0

Рис. 7. Распределение предприятий крупного бизнеса в Уральском федеральном округе в 2015 г.

ю >

о. и •О

5

у.

о. с ш о.

ч

л

.

>5

I Ч V о.

и

12 000 000

10 000 000

8 000 0000

6 000 0000

Республика Се верь ая Осетия — Алания

4 000 000

Республика Дагестан

2 000 000

Ставропольский край

Кабардино-Балкарская Республика

НИ| \ Чечен

Карачаево-Черкесская Республика

Чеченская Республика

0

Республика Ингушетия

-1-1-1-1-1-1-1-1-1

-20,0 -10,0 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0

Доля в продажах округа, %

Рис. 8. Распределение предприятий крупного бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе в 2015 г.

равномерное распределение крупных предприятий в рамках округа наблюдается лишь в трех федеральных округах: ПФО, СФО, ДВФО. Существенная дифференциация в распределении крупных предприятий свойственна ЦФО и СЗФО. В-пятых, доля продаж крупных предприятий округа в общем объеме продаж всех крупных российских предприятий уменьшается вследствие снижения числа крупных предприятий.

Среди причин, объясняющих такое неравно-мерноераспределениекак пофедеральнымокру-гам, так и по регионам в рамках каждого округа, можно назватьследующие. В первую очередь это различные инвестиционные возможности и инвестиционный климат территории. Концентрация крупного бизнеса будет выше в том регионе, для которого свойственны наиболее благоприятный инвестиционный климат и экономический по-

14 000 000

si 12 000 000

г- 10 000 000

& 8 000 000

.о m о.

¡5 6 000 000

.

>5 4 000 000

5 I Ч

£ 2 000 000

М

Чукотский автономный округ

Амурская область

>гаданская область

Сахалинская область

Камчатский край

Республика Саха (Якутия)

Хабаровский край

Приморский край

-5,0

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0

Доля в продажах округа, %

25,0

30,0

35,0

Рис. 9. Распределение предприятий крупного бизнеса в Дальневосточном федеральном округе в 2015 г.

тенциал. Кроме того, особую роль в концентрации крупного бизнеса в том или ином регионе играет отраслевая структура экономики региона, наличие сырьевых ресурсов и открытие их новых месторождений, благоприятные природно-климатические условия, стабильность социально-политической ситуации, развитие рыночной инфраструктуры, наличие эффективной стратегии

социально-экономического развития региона и др.

Результаты, полученные в данном исследовании, будут выступать базисом дальнейших научных изысканий в этой плоскости. В частности, они позволят провести анализ отраслевой структуры крупного бизнеса России, оценить его значимость для российской экономики и его вклада в экономический рост и развитие регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Barhatov, V. External Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises of Russia: Economic Aspect / V. Barhatov, I. Belova // Country Experiences in Economic Development, Management and Entre-preneurship : proc. of the 17th Eurasia Business and Economics Soc. Conf. — Springer Intern. Publ., 2017. — P. 453—468. (Series Eurasian Studies in Business and Economics. Vol. 5.)

2. Barhatov, V. Taxation and Transaction Costs as Factors of Business Success in Medium-Sized Enterprises in Russia / V. Barhatov, E. Nikolaeva, I. Belova // Entrepreneurship, Business and Economics : proc. of the 15th Eurasia Business and Economics Soc. Conf. — Springer Intern. Publ., 2016. — P. 129—137. (Series Eurasian Studies in Business and Economics. Vol. 1.)

3. Barkhatov, V. Key Success Factors and Barriers for Small Businesses: Comparative Analysis / V. Barkhatov, D. Pletnev, A. Campa // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2016. — No. 221. — P. 29—38.

4. Djankov, S. Regulation and growth / S. Djankov, C. McLiesh, R. Ramalho // Economic Letters. — 2006. — No. 92 (3). — P. 395—401.

5. Haidar, J. I. The impact of business regulatory reforms on economic growth / J. I. Haidar // J. of the Japanese and Intern. Economies. — 2012. — No. 26. — P. 285—307.

6. Haidar, J. I. Investor protections and economic growth / J. I. Haidar // Economic Letters. — 2009. — No. 103 (1). — P. 1—4.

7. Current State of Business Development in Kazakhstan / K. A. Kirdasinova, A. A. Muftigalieva, G. S. Zhanseitova [et al.] // J. of Advanced Research in Law and Economics. — 2016. — Vol. VII, iss. 2 (16). — P. 260—269.

8. Krumins, G. Preconditions for regional economic growth at the district level in Vidzeme, Latvia / G. Krumins, I. Krumina, S. Rozentale // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — No. 213. — P. 117—122.

9. Langviniene, N. Factors Influencing the Success of Business Model in the Hospitality Service Industry / N. Langviniene, I. Daunoraviciute // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — No. 213. — P. 902 — 910.

10. Зубаревич, Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад / Н. В. Зубаревич. — М. : Поматур, 2005. — 101 с.

11. Кизим, А. А. Интернационализация и интеграция крупного бизнеса в России / А. А. Кизим, З. Б. Вафаев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2008. — № 8 (29). — С. 6—10.

12. Макарова, Г. Н. Крупный российский бизнес как фактор ограничения экономического роста в современной России / Г. Н. Макарова // Baikal Research J. — 2011. — № 6. — С. 68—73.

13. Мироседи, С. А. Интеграция малого и крупного бизнеса в России / С. А. Мироседи, В. Т. Трофимов // Вопр. экон. наук. — 2007. — № 1 (23). — С. 48—50.

14. Паппэ, Я. Ш. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993—2008 гг. / Я. Ш. Паппэ, Я. С. Галухина. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — 423 с.

15. Сапожникова, А. Г. Неоднородность пространственного размещения российского крупного бизнеса / А. Г. Сапожникова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. — 2011. — 2 (19). — С. 120—126.

16. Сысоев, Г. В. Интеграция крупного и малого бизнеса как фактор экономического роста России / Г. В. Сысоев // Имуществ. отношения в Рос. Федерации. — 2007. — № 8 (71). — С. 30—39.

17. Тюкавкин, Н. М. Перспективы развития крупного бизнеса / Н. М. Тюкавкин // Вестн. Самар. гос. ун-та. — 2013. — № 10 (111). — С. 95—101.

Сведения об авторах

Бархатов Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Белова Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Бенц Дарья Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 5 (401). Economic Sciences. Iss. 57. Рp. 104—113.

LARGE SIZED ENTERPRISES IN RUSSIA: ANALYSIS OF FEDERAL DISTRICTS

V.I. Barkhatov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

I.A. Belova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

D.S. Benz

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

The purpose of the article is the analysis of distribution of the large Russian enterprises between federal districts, including between Russian regions. The article shows heterogeneity and unevenness of distribution of the large enterprises in geographical space of Russia. In federal districts and in regions the share of sales of the large enterprises and the average size of their revenue are various. The information base of the research are indicators of accounting financial statements and tax reports of the large Russian enterprises for 2015. The First Independent Rating Agency is the supplier of mentioned indicators. The received results will allow to make the analysis of sector structure of large business in Russia, to estimate the importance of large business for the Russian economy and his contribution to economic growth and development of regions.

Keywords: big business, big business distribution, spatial distribution, larger Russian enterprises, federal district.

References

1. Barhatov V., Belova I. External Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises of Russia: Economic Aspect. Country Experiences in Economic Development, Management and Entrepreneurship: Proceedings of the 17 th Eurasia Business and Economics Society Conference. Springer International Publishing, 2017. Pp. 453—468. (Eurasian Studies in Business and Economics. Vol. 5.)

2. Barhatov V., Nikolaeva E., Belova I. Taxation and Transaction Costs as Factors of Business Success in Medium-Sized Enterprises in Russia. Country Experiences in Economic Development, Management and Entrepreneurship: Proceedings of the 15th Eurasia Business and Economics Society Conference. Springer International Publishing, 2016. Pp. 129—137. (Eurasian Studies in Business and Economics. Vol. 1.)

3. Barkhatov V., Pletnev D., Campa A. Key Success Factors and Barriers for Small Businesses: Comparative Analysis. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2016, no. 221, pp. 29—38.

4. Djankov S., McLiesh C., Ramalho R. Regulation and growth. Economic Letters, 2006, no. 92 (3), pp. 395—401.

5. Haidar J.I. The impact of business regulatory reforms on economic growth. Journal of the Japanese and International Economies, 2012, no. 26, pp. 285—307.

6. Haidar J.I. Investor protections and economic growth. Economic Letters, 2009, no. 103 (1), pp. 1—4.

7. Kirdasinova K.A., Muftigalieva A.A., Zhanseitova G.S., Demessinov T.Zh., Kurmanov N.A., Baitenova L.M., Selezneva I.V. Current State of Business Development in Kazakhstan. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2016, vol. VII, iss. 2 (16), pp. 260—269.

8. Krumins G., Krumina I., Rozentale S. Preconditions for regional economic growth at the district level in Vidzeme, Latvia. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 213, pp. 117—122.

9. Langviniene N., Daunoraviciûtè I. Factors Influencing the Success of Business Model in the Hospitality Service Industry. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 213, pp. 902—910.

10. Zubarevich, N.V. Krupny biznes v regionakh Rossii: territorial'nye strategii razvitiya i sotsial'nye interesy [Large business in Russia's regions: territorial development strategies and social interests]. Moscow, Pomatur Publ., 2005. 101 p. (In Russ.).

11. Kizim A.A., Vafaev Z.B. Internatsionalizatsiya i integratsiya krupnogo biznesa v Rossii [Internationalization and integration of large business in Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2008, no. 8 (29), pp. 6—10. (In Russ.).

12. Makarova, G.N. Krupnyy rossiyskiy biznes kak faktor ogranicheniya ekonomicheskogo rosta v sovre-mennoy Rossii [Large Russian business as a factor in limiting economic growth in modern Russia]. Baikal Research Journal, 2011, no. 6, pp. 68—73. (In Russ.).

13. Mirosedi S.A., Trofimov V.T. Integratsiya malogo i krupnogo biznesa v Rossii [Integration of small and large business in Russia]. Voprosy ekonomicheskikh nauk [Questions of economic sciences], 2007, no. 1 (23), pp. 48—50. (In Russ.).

14. Pappe Ya.Sh., Galukhina Ya.S. Rossiyskiy krupnyy biznes: pervye 15 let. Ekonomicheskiye khroniki 1993—2008 gg. [Russian large business: the first 15 years. Economic chronicles of 1993—2008]. Moscow, State University of Higher School of Economics Publ., 2009. 423 p. (In Russ.).

15. Sapozhnikova, A.G. Neodnorodnost' prostranstvennogo razmeshcheniya rossiyskogo krupnogo biznesa [Heterogeneity of the spatial location of Russian big business]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Volgograd State University], 2011, no. 2 (19), pp. 120—126. (In Russ.).

16. Sysoev, G.V. Integratsiya krupnogo i malogo biznesa kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Integration of large and small business as a factor of Russia's economic growth]. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii [Property Relations in the Russian Federation], 2007, no. 8 (71), pp. 30—39. (In Russ.).

17. Tyukavkin, N.M. Perspektivy razvitiya krupnogo biznesa [Prospects for the development of large business]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2013, no. 10 (111), pp. 95—101. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.