Проверка наличия особых режимов [3]-[6] в составе оптимальной траектории позволила придти к следующим выводам.
Режимы [4], [5] оптимальной траектории невозможны, поскольку противоречат одному из динамических условий (1) развития фирмы.
Условия режима [6] выполняются только в случае, если к3 , т.е. наблюдается строго стопроцентная отдача от вложения средств на пополнение знаний.
На наш взгляд интерес представляет режим [3]. В режиме [3], система имеет единственное решение, которым является стационарная точка А (рисунок 2), в которой достигается неустойчивое равновесие.
А=(™(: )=
Л/к1к 4 +к1
(2 у/ к1к 4 +к1 +к 4)
к 4 +у1 к1к 4
(2^1 к1к4 +к1 +к 4) (14)
)
Рисунок 2. Возможные режимы управляющих функций и фазовые переключения
в траектории развития фирмы
Точка А характеризует распределение чистой прибыли на различные направления вложений, что позволяет фирме какое-то время находиться в состоянии неустойчивого равновесия, при строго определенном из условий стационарности траектории (15) размере собственного капитала и уровня знаний.
'у(: )+м>(г )=1
м>(г )к^И (г )-к 4 м>(г )+к1 м>(г )-к1 =0
<
у(г) I (г )+к 4 у^-к^г )-к4 =0
к^И (г )=1 (г )+к 4 -к1
Система (15) дает возможность оценить последовательность наступления фазовых режимов [1] и [2]. Если при отсутствии выплаты дивидендов, состояние уровня знаний выше, чем этого требует система уравнений (15),
(15)
то компания испытывает недостаток в собственном капитале с точки зрения оптимальной траектории развития и, следовательно, первым реализуется режим [1]. После этого, фирма осуществляет последовательные фазовые переключения в режимы [2] и [7]. Если же уровень знаний у фирмы ниже, чем определяемый системой уравнений (15), то фирма должна вначале реализовать условия фазы [2], и лишь затем переключиться в состояния [1] и [7].
Таким образом, предложенная модель дает возможность исследовать поведение фирмы в информационной среде с точки зрения пополнения знаний, либо собственного капитала.
Список литературы:
1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. - М.: «Прогресс», 1975. - 606 с.
2. Понтрягин Л.С. Избранные научные труды, Т. II. - М.: Наука, 1988. - 376 с.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Бабошкина Полина Алексеевна
К.Э.Н., доцент кафедры «Экономика бизнеса и финансы», ФГБОУ ВПО «АГТУ», г. Астрахань
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.
Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.
Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дается в большом толковом словаре бизнеса. В частности, там пишется, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое
дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо [1, с. 118].
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако, лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» - в переводе с французского «посредник»).
В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [22, с.543]. Согласно современному российскому законодательству, предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества -продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако, и это определение не отличается полнотой.
Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:
- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
- инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
- прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
- процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
- действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюррократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (см. таблицу 1).
Классификация предпринимательской деятельности
Таблица 1
Признаки классификации Характеристика предпринимательской деятельности
По сфере деятельности Производственная Коммерческая Финансовая Сфера потребления
По организационно-правовому статусу Без образования юридического лица Частное предприятие Фермерское хозяйство Общество с ограниченной ответственностью
Малое предприятие Смешанное товарищество Закрытое или открытое акционерное общество Совместное предприятие
По отношению к собственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная
По количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная
По масштабам производства и численности работников Малое предприятие Среднее предприятие Большое предприятие
По террито-риальному признаку Сельская, районная Городская, областная Региональная, национальная Зарубежная
По отраслевой принадлежности Строительная, текстильная Металлообрабатывающая, горнодобывающая Пищевая, судостро-итель-ная Энергетика, транспорт, связь
В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления.
Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в
целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.
Предпринимательская деятельность может осуществляться: путем непосредственного производства ка-
кого-либо товара, продукта или услуги; путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности (см. рисунок 1).
Предпринимательская деятельность
Производственная
Производство товаров и услуг
Инновационная деятельность в сфере производства и услуг
Посредническая
Брокер Оптовик
Дилер Коммер-
Комис- сант
сионер Дистрибь-
ютор
Агент
Рисунок1. Типология предпринимательской деятельности [3, с. 13]
Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:
- с потребителем как основным его контрагентом;
- с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;
- с наемными работниками;
- с партнерами по бизнесу.
Осуществлять предпринимательскую деятельность (заниматься предпринимательством) могут:
а) граждане России, не ограниченные по закону в своей деятельности;
б) граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законами РФ;
в) объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры).
Таким образом, современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.
Итак, предпринимательство - это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.
Список литературы
1. Большой толковый словарь бизнеса. - М.: Вече: ACT, 2008.
2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях: региональный аспект: моногр./ Бабошкина П.А., Куличева О.А, Курбатов А.В., Тактаров Г.А., Френкель Г.Э., Чертина Е.В.;- Астрахань: Издатель ИП Сорокин Р.В., 2013.-224 с.