Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОТ ОБРАЗОВАНИЯ К БИЗНЕСУ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОТ ОБРАЗОВАНИЯ К БИЗНЕСУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательский университет / концепция «тройной спирали / коммерциализация знаний / инновационная инфраструктура / бизнес-инкубаторы / entrepreneurial university / triple helix concept / knowledge commercialization / innovation infrastructure / business incubators

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкова Елена Владимировна, Авдеева Евгения Александровна

В предложенной статье рассмотрены возможности применения концепции «предпринимательского университета» в отечественной системе высшего образования. Авторы подчёркивают, что в рамках нового технологического уклада роль вуза существенно меняется. В России также наметился переход от классического вуза к вузу предпринимательскому. Выделены основные проблемы, препятствующие реализации концепции. Проанализирован опыт ведущих вузов РФ, в которых сложились определённые черты «предпринимательского университета». Обозначены перспективы и дальнейшие механизмы развития предпринимательских университетов в РФ. На основе проведённого анализа авторы делают вывод о том, что подобная концепция сегодня не является панацеей. Нивелирование образовательной миссии университета может привести к негативным последствиям для общества в целом. В силу этого необходим комплексный подход, который будет учитывать все особенности российской системы высшего образования. Проводимые реформы будут эффективны только в случае полного учёта нюансов отечественной модели высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкова Елена Владимировна, Авдеева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the proposed article the authors consider the possibilities of applying the concept of «entrepreneurial university» in the domestic system of higher education. The authors emphasize that within the framework of the new technological paradigm, the role of the university is changing significantly. In Russia, there has also been a transition from a classical university to an entrepreneurial university. The main problems hindering the implementation of the concept are identified. The experience of the leading universities of the Russian Federation, in which certain features of the «entrepreneurial university» have developed, is analyzed. Prospects and further mechanisms for the development of entrepreneurial universities in the Russian Federation are outlined. Based on the analysis, the authors conclude that such a concept is not a panacea today. Leveling the educational mission of the university can lead to negative consequences. Because of this, an integrated approach is needed, which will take into account all the features of the Russian system of higher education. The ongoing reforms will be effective only if the nuances of the domestic model of higher education are fully taken into account.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОТ ОБРАЗОВАНИЯ К БИЗНЕСУ»

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Бочкова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат экономических наук, доцент Авдеева Евгения Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОТ ОБРАЗОВАНИЯ К БИЗНЕСУ

Аннотация. В предложенной статье рассмотрены возможности применения концепции «предпринимательского университета» в отечественной системе высшего образования. Авторы подчёркивают, что в рамках нового технологического уклада роль вуза существенно меняется. В России также наметился переход от классического вуза к вузу предпринимательскому. Выделены основные проблемы, препятствующие реализации концепции. Проанализирован опыт ведущих вузов РФ, в которых сложились определённые черты «предпринимательского университета». Обозначены перспективы и дальнейшие механизмы развития предпринимательских университетов в РФ. На основе проведённого анализа авторы делают вывод о том, что подобная концепция сегодня не является панацеей. Нивелирование образовательной миссии университета может привести к негативным последствиям для общества в целом. В силу этого необходим комплексный подход, который будет учитывать все особенности российской системы высшего образования. Проводимые реформы будут эффективны только в случае полного учёта нюансов отечественной модели высшего образования.

Ключевые слова: предпринимательский университет, концепция «тройной спирали, коммерциализация знаний, инновационная инфраструктура, бизнес-инкубаторы.

Annotation. In the proposed article the authors consider the possibilities of applying the concept of «entrepreneurial university» in the domestic system of higher education. The authors emphasize that within the framework of the new technological paradigm, the role of the university is changing significantly. In Russia, there has also been a transition from a classical university to an entrepreneurial university. The main problems hindering the implementation of the concept are identified. The experience of the leading universities of the Russian Federation, in which certain features of the «entrepreneurial university» have developed, is analyzed. Prospects and further mechanisms for the development of entrepreneurial universities in the Russian Federation are outlined. Based on the analysis, the authors conclude that such a concept is not a panacea today. Leveling the educational mission of the university can lead to negative consequences. Because of this, an integrated approach is needed, which will take into account all the features of the Russian system of higher education. The ongoing reforms will be effective only if the nuances of the domestic model of higher education are fully taken into account.

Key words: entrepreneurial university, triple helix concept, knowledge commercialization, innovation infrastructure, business incubators.

Введение. В условиях перехода к новому технологическому укладу происходит трансформация всех сфер общественной жизни. Не является исключением и система высшего образования, которая претерпевает сегодня существенные изменения, обусловленные нарастающими процессами информатизации и цифровизации, что влечёт за собой изменение роли участников образовательного процесса.

В этой связи концепция «предпринимательского университета» становится одной из значимых в рамках отечественной системы высшего образования в виду нескольких причин. Во-первых, необходима тесная устойчивая взаимосвязь между вузами и бизнесом. Во-вторых, вуз как реализатор исключительно образовательной функции постепенно теряет свою конкурентоспособность. В-третьих, тесное взаимодействие с бизнесом позволит повысить компетенции будущих выпускников, привлекая во время обучения лекторов-практиков из среды работодателей.

Цель данной статьи заключается в определении места и роли предпринимательского университета в системе высшего образования России. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1. определить сущность предпринимательского университета, а также причины, повлиявшие на внедрение данной концепции в систему отечественного образования;

2. выявить основные проблемы, возникающие в процессе организации предпринимательского университета;

3. обозначить перспективы дальнейшего развития концепции «предпринимательского университета» в РФ.

Изложение основного материала статьи. Концепция «предпринимательского университета» получила своё развитие

в 1990-х годах в работах зарубежных исследователей, среди которых можно выделить Б. Кларка, Ж. Ропке, Г. Стивенсона и других. С недавнего времени данная идея получила широкое распространение и в образовательном пространстве России. На основе анализа взглядов учёных-исследователей на данную проблему [1; 2], к отличительным признакам предпринимательского университета можно отнести следующие:

- предпринимательское поведение;

- студенты, профессорско-преподавательский состав и другие сотрудники вуза являются предпрнимателями;

- генерация знаний и их последующая успешная коммерциализация в производство;

- стратегическое взаимодействие с внешней средой;

- внедрение в образовательный процесс инновационных методов обучения, которые отвечают современным вызовам и отражают последние достижения в области науки и техники.

Первые попытки реализации данной концепции в РФ начались в 2009 году с создания хозяйственных обществ с целью обеспечения внедрения научных разработок непосредственно в производство [3]. В табл. 1 представлена хронология происходивших событий.

Таблица 1

Основные вехи в реализации концепции «предпринимательского университета» в РФ с 2009 по 2016 гг.

Год начала Проведённые мероприятия

2009 г. Организация в вузах хозяйственных обществ.

2010 г. - субсидирование предприятий для финансирования с университетами высокотехнологических проектов сроком до трёх лет; - гранты для научных исследований; - организация проектно-ориентированных образовательных программ; - инжиниринговые центры на базе университетов; - подготовка кадров для малого инновационного предпринимательства.

2012 г. - создание Ассоциации предпринимательских университетов России (АПУР); - создания инновационного центра «Сколково».

2016 г. Выделение опорных вузов, которые должны стать генераторами знаний.

В итоге в стране к 2017 году к категории «предпринимательский» можно было отнести несколько ведущих вузов (табл. 2). Однако несмотря на определённые успехи, в целом сеть предпринимательских университетов в России развита достаточно плохо, поскольку в основном такие вузы расположены исключительно в крупных городах. Это объясняется, прежде всего, неразвитостью научно-исследовательской инфраструктуры в регионах и оттоком перспективных абитуриентов в Москву, Санкт-Петербург и иные крупные города других субъектов ещё на стадии обучения в старших классах школ.

Так, к примеру, ребят 9-10 классов из регионов, ставших призёрами на заключительной олимпиаде школьников по разным предметам, активно переманивают в Москву, предоставляя стипендии, гранты и другие льготы.

Таблица 2

Ведущие вузы РФ, реализующие концепцию предпринимательского университета

Вуз Черты предпринимательского университета

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова - образовательные программы по приоритетным отраслям; - создание первого в России технологического парка; - осуществление бизнес-инкубатором вуза посевных инвестиций и др.

Новосибирский государственный технический университет - инновационно-технологический центр, конструкторское бюро, центр социального предпринимательства, техноцентр идр.; - малые инновационные предприятия, осуществляющие коммерциализацию научных исследований.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники - технология группового проектного обучения; - наличие инновационной инфраструктуры; - реализация технологических проектов; - создание хозяйственных обществ; - тесное взаимодействие с федеральными институтами развития.

Томский политехнический университет - создание института инженерного предпринимательства, студенческого технологического бизнес-инкубатора; - развитие малых инновационных предприятий; - реализация программ предпринимательского образования, повышения квалификации и переподготовки.

Аналитический центр «Эксперт» по итогам 2022 г. опубликовал свой рейтинг предпринимательских университетов и бизнес-школ РФ [4]. Основной критерий заключался в оценке доли поддержанных инновационных проектов (табл. 3), поэтому некоторых вузов из табл. 2 здесь не оказалось.

Таблица 3

Топ-10 предпринимательских университетов и бизнес-школ РФ в 2022 г.

Вуз Доля поддержанных проектов, % Балл в 2022 г. Место в 2022 г.

Высшая школа экономики 80 98 1

МФТИ 70 97 2/3

СПбГУ 70 97 2/3

МГУ им. М.В. Ломоносова 50 95 4

МГТУ им. Н.Э. Баумана 30 90 5

МИФИ 40 88 6

МГИМО 50 86 7/8

ИГУ 80 86 7/8

МАИ 60 81 9

СПбПУ им. Петра Великого 40 79 10

Так что же тормозит реализацию концепции «Предпринимательского университета» в России?

На наш взгляд, можно выделить ряд проблем, которые препятствуют воплощению в жизнь так называемой модели «тройной спирали» (тесное взаимодействие трёх субъектов: университет - государство - бизнес).

1. Чрезвычайно сильная зависимость университетов от бюджетного финансирования. Не секрет, что подавляющая часть научных исследований проводится в вузах за счёт грантов, выделяемых региональными или федеральными фондами, аффилированными с государством. В силу этого результаты исследований зачастую остаются лишь «на бумаге», не находя реальной коммерциализации.

2. Вузы страны, в том числе и ведущие, слабо связаны с реальным производством, поэтому у вуза нет стимула генерировать знания для кого-то, а у бизнеса, в первую очередь, крупного эти разработки внедрять. Мы полагаем, что необходим посредник, который свяжет сгенерированные знания с реальным бизнесом.

3. У многих университетов, прежде всего, региональных отсутствует должная инфраструктура для осуществления научных исследований, что в конечном итоге и приводит с некой «заморозке» подобной деятельности. Отдельно организованные в них бизнес-инкубаторы, акселераторы, созданные зачастую лишь в угоду наметившемуся тренду, нельзя в полной мере считать таковой инфраструктурой.

4. Слабое понимание того, что такое предпринимательская культура и для чего она нужна. Не стоит забывать, что предприниматель - это, в первую очередь, новатор, а не тот, кто любыми путями пытается максимизировать свою полезность.

5. Недостаточный уровень развития поддерживающей инновационной инфраструктуры. Крупные центры, подобные «Сколково», создаются не по всей территории страны, а только в определённых регионах, где сосредоточены опорные вузы.

6. Наличие существенного разрыва между исследованиями и подготовкой кадров, которые должны на выходе из вуза обладать необходимыми компетенциями.

7. Продолжающее санкционное давление, повлиявшее на сотрудничество российских и ведущих зарубежных вузов.

Тем самым, говорить о становлении предпринимательского вуза в РФ ещё довольно рано. Модель «тройной спирали»

только-только начала претворяться в жизнь. Вместе с тем, безусловно, можно предложить ряд шагов, которые бы увеличили предпринимательский потенциал российских университетов, а именно:

- формировать у студентов критическое и инновационное мышление;

- развивать всевозможные молодёжные организации на базе вуза (например, создавать студенческие конструкторские бюро);

- реализовывать проектный подход;

- поддерживать научно-технологические стартапы, создавая их жизнеспособную экосистему.

Однако, следует отметить, что подход к реализации данной концепции должен быть достаточно продуманным и аккуратным. Проводя очередное реформирование системы высшего образования, не стоит в который раз «пересаживать» на самобытную российскую почву зарубежную практику. Иначе мы получим очередной провал, как в случае внедрения Болонской системы, от которой сейчас активно отходим, или попыток реализации модной в начале 2000-х годов инновационной кластерной политики, проводившейся в России весьма поверхностно и бестолково.

Сейчас все вузы делят на три категории: образовательные, научно-исследовательские и предпринимательские. Зачем навязывать всем одинаковую модель поведения, связанную с предпринимательством? Пусть каждый университет выполняет ту функцию, которую он реально может эффективно реализовать. Страна по-прежнему нуждается в квалифицированных учителях, инженерах, программистах, медицинских работниках, и не все они обязательно должны быть предпринимателями, как и не может быть полноценным предпринимателем классический доцент или профессор, который, помимо учебной нагрузки в аудиториях, загружен бумажной бюрократической работой: ежегодная корректировка рабочих программ, участие в разработке постоянно меняющихся основных образовательных программ и т.д.

Немаловажным является и тот факт, что неспроста концепция «предпринимательского университета» возникла в США. В этой стране предпринимательская культура давно сформировалась, а венчурное инвестирование успешно развивается многие и многие десятилетия. В силу этого система высшего образования США кардинально отличается от российской. В первом случае упор делается на частные вузы, являющиеся генераторами и поставщиками новаций, в России же с советских времён сложилась довольно-таки консервативная система, заточенная на подготовку специалистов, которая физически не сможет трансформироваться в систему, подобную американской.

На данный момент в РФ насчитывается порядка 900 государственных вузов и 300 частных. В отличие от государственных, финансируемых из федерального бюджета, частный университет как раз и является по факту предпринимательским, что подтверждает американская практика, но не отечественная, где за последние 5-6 лет не возникло ни одного нового аккредитованного негосударственного вуза, и наблюдается только тренд к их сокращению.

Согласно ст. 50 ГК РФ государственный университет как некоммерческая организация может получать доход только от деятельности, которая связана с основным видом деятельности, а это напрямую противоречит необходимости вузов стать проводниками идеи академического предпринимательства [5]. В противном случае, не учитывая специфику отечественной системы высшего образования, мы вновь получим отрицательный опыт очередных преобразований.

Несмотря на успешный зарубежный опыт, многие иностранные исследователи не считают данную концепцию панацеей. В последнее время высказывается мнение, что в науке роль вузов в части генерации новых знаний сильно переоценена и никак не является основной функцией университета. Экономисты считают, что традиционная модель университета, направленная на подготовку специалистов, должна оставаться в приоритете миссии образовательных учреждений. Подобные идеи активно высказываются и среди вузовского сообщества в РФ.

Выводы. Таким образом, предпринимательский университет выступает не только генератором новых знаний, но и их успешным коммерческим реализатором. Его сущность заключается в том, что предпринимателями, согласно данной концепции, должны быть все участники образовательного процесса.

В России к рангу предпринимательских можно отнести лишь ряд опорных вузов, расположенных преимущественно в столице и других крупных городах. Существует ряд проблем, которые тормозят подобные процессы в регионах, и они не могут быть решены в обозримом будущем, что обуславливает необходимость постепенного перехода к этой модели.

Предпринимательский вуз ни в коем случае нельзя считать единственно эффективной моделью будущего развития системы отечественного высшего образования. В случае реально сложившихся предпосылок и должного уровня научно-исследовательской инфраструктуры такая модель может привести к определённым результатам, но слепое её навязывание всему вузовскому сообществу приведёт лишь к негативным последствиям и новому витку турбулентности образовательного пространства страны.

Литература:

1. Бодункова, А.Г. О вызовах глобализации и развитии предпринимательских университетов / А.Г. Бодункова, А.П. Чёрная // Вестник ХГАЭП. - 2013. - № 3 (65). - URL: https://studylib.ru/doc/4569549/predprinimatel._skih-universitetov.

2. Константинов, Г.Н. Что такое предпринимательский университет / Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович // Теоретические и прикладные исследования. - 2007. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-predprinimatelskiy-universitet/viewer

3. Подбородникова, И.С. Черты предпринимательских университетов в российских вузах / И.С. Подбородникова // Образовательный процесс. - 2019. - № 7. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/cherty-predprinimatelskih-universitetov-V" rossiyskih-vuzah/viewer

4. Рейтинг предпринимательских университетов и бизнес школ. - 2011. - URL: https://acexpert.ru/publications/rating/reiting-predprinimatelskikh-universitetov-i-biznes-shkol-2022

5. Серова, O.A. Разгосударствление социальной сферы и проблемы реализации концепции предпринимательского университета в России / O.A. Серова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2017. - Вып. 38. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razgosudarstvlenie-sotsialnoy-sfery-i-problemy-real izatsii-kontseptsii-predprinimatelskogo-universiteta-v-rossii/viewer

Педагогика

УДК 378

аспирант Бруев Станислав Владимирович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и

методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент

кафедры теории и методики образовательной деятельности Рябова Елена Валериевна

ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» (г. Москва);

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Особенности педагогической культуры преподавателя высшей школы рассматриваются с учётом современных социокультурных реалий. В начале статьи определяются роль и место педагогического работника в образовательном пространстве современной организации высшего образования. Доказывается важность наличия у него достаточно развитой педагогической культуры для успешного выполнения этой роли. Далее даются сущностная и структурная характеристика педагогической культуры современного преподавателя, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшей школы. Определяются некоторые проблемы, могущие возникнуть по ходу её развития и их возможное негативное влияние на результаты образовательного процесса. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути решения этих проблем.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс в вузе, педагогическая культура, студент, преподаватель.

Annotation. The features of the high school teacher pedagogical culture are considered taking into account modern socio-cultural realities. At the article's beginning, the pedagogical employee role and place in the educational space of the modern higher education organization are determined. The importance of having a sufficiently developed pedagogical culture for the successful performance of this role is proved. Further, the pedagogical culture of a modern teacher who carries out educational activities according to higher school programs essential and structural characteristics are given. Some problems that may arise in the course of its development and their possible negative impact on the educational process results are identified. The authors suggest the most effective ways to solve these problems.

Keywords: higher education, educational process at the university, pedagogical culture, student, teacher.

Введение. Преподаватели высшей школы играют ключевую роль в формировании профессиональных и личностных качеств будущих специалистов (В.И. Буренина, Н.Г. Кочетова, О.А. Овсянникова, Н.Г. Тагильцева, Н.П. Шаталова). Они не только транслируют необходимые учащимся знания, умения и навыки, но также и формируют ценности, мировоззрение и убеждения студентов (Н.Г. Кочетова, О.А. Овсянникова, Н.У. Ярычев). В связи с этим, педагогическая культура современного преподавателя, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшей школы, должна быть на уровне, достаточно высоком для того, чтобы обеспечивать качественное обучение и воспитание будущих профессионалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует помнить о некоторых изменениях в той системе требований, которую современное общество предъявляет к квалификации последних, а, значит, и к педагогической культуре лиц, осуществляющих их подготовку на ступени ВО [1, С. 2266]. Рассмотрению наиболее существенных особенностей педагогической культуры преподавателя высшей школы в современных социокультурных условиях посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая культура преподавателя высшей школы - это совокупность знаний, умений и навыков, связанных с организацией и проведением учебного процесса, а также с взаимодействием со студентами и коллегами (Е.А. Бондаревич, А.А. Горелов, Т.А. Горелова, Г.Ю. Самойленко, Н.Н. Коцюржинская, В.В. Черноголовый, Н.У. Ярычев).

Современное состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет с определённой долей уверенности говорить о двенадцати основных составляющих педагогической культуры современного преподавателя высшей школы (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.