Научная статья на тему 'Предпринимательский университет: международный опыт'

Предпринимательский университет: международный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ENTREPRENEURSHIP / UNIVERSITY / EDUCATIONAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахова Екатерина Викторовна, Астахов Виктор Викторович

В современной экономике вуз все больше приобретает признаки самостоятельного хозяйствующего субъекта на рынке образовательных услуг. Необходимое условие развития вуза как саморазвивающейся организации инновационная и предпринимательская корпоративая культура. Авторами рассмотрены направления предпринимательской деятельности вуза с учетом международного и отечественного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астахова Екатерина Викторовна, Астахов Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial university: international experience

The university is increasingly takes on independent business entity attributes in today’s education market. A necessary condition for the development of the university today is the as a self-organization based of university on the innovation and entrepreneurship corporate culture. The authors considered the direction of business of the university, based on international and domestic experience.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский университет: международный опыт»

Современное образование

УДК 378.015. Е.В. Астахова1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия.

В.В. Астахов2

Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия» Харьков. Украина

Предпринимательский университет: международный опыт

В современной экономике вуз все больше приобретает признаки самостоятельного хозяйствующего субъекта на рынке образовательных услуг. Необходимое условие развития вуза как саморазвивающейся организации - инновационная и предпринимательская корпора-тивая культура. Авторами рассмотрены направления предпринимательской деятельности вузас учетом международного и отечественного опыта.

Ключевые слова и словосочетания: предпринимательский университет, институт образования.

E.V. Astakhova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

V.V. Astahov

People's Ukrainian Academy Kharkov. Ukraine

Entrepreneurial university: international experience

The university is increasingly takes on independent business entity attributes in today's education market. A necessary condition for the development of the university today is the as a self-organization based of university on the innovation and entrepreneurship corporate culture. The authors considered the direction of business of the university, based on international and domestic experience.

Key words: Entrepreneurship, University, Educational institute.

1 Астахова Екатерина Викторовна - канд. экон. наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов; E-mail: evastahova1@yandex.ru.

2 Астахов Виктор Викторович - канд. юрид. наук, профессор кафедры экономической теории и права.

Высшее образование сталкивается с беспрецедентными вызовами в определении его цели, роли, организации и значения в обществе и экономике. Информация и коммуникационные технологии, появление экономики знаний, финансовые условия предъявляют новые требования к системе высшего образования во всем мире. Очевидно, что один из важнейших ответов на указанные вызовы современности заключается в развитии концепции «предпринимательского университета», которая подразумевает обмен знаниям между вузовской академической средой и практическим бизнесом, а также инвестиции последнего в инновационную научно-исследовательскую деятельность вуза, его преподавателей и студентов.

Не вызывает сомнения, что основным приоритетом любого университета является образование. Поэтому многие университеты, расширяя свои учебные программы, все чаще предлагают курсы и программы в области предпринимательства и инноваций через вновь созданные программы, которые призваны подчеркнуть практическую направленность обучения. При этом университеты стремятся расширить образовательные возможности и за пределами своих аудиторий - на предприятиях, в научных и исследовательских лабораториях, студенческих клубах, что также непосредственно способствует предпринимательскому духу вузовского сообщества. В итоге большинство передовых университетов запускают стартапы, реализуя различные бизнес-планы, используя пространство вуза для инновационных бизнес-идей.

С юридической точки зрения, предпринимательская концепция вуза развивается на основе разрешения государства использовать дополнительные источники финансирования, к которым в соответствии с действующим законодательством относятся: средства, полученные за обучение, подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в соответствии с заключенными договорами; плата за дополнительные образовательные услуги; средства, полученные за научно-исследовательские работы и другие работы, выполненные вузом по заказу предприятий, учреждений, организаций и граждан; доходы от реализации продукции научно-производственных мастерских, предприятий, цехов и хозяйств, от сдачи в аренду помещений, зданий, оборудования; дотации местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и т.д. [3].

При этом следует отметить, что государственные вузы осуществляют обучение студентов как за счет средств государственного бюджета, так и на контрактной основе (за счет средств заказчика образовательных услуг - физических и/или юридических лиц), а также выполняют заказы сторонних организаций в области прикладных научных исследований, производят продукцию и оказывают различные консультационные услуги, т.е. являются субъектами предпринимательской деятельности, прибыль от которой и приобретенное за ее счет имущество могут быть использованы в рамках специальной правосубъектности государственного вуза. Таким образом, последний, с одной стороны, является представителем нетоварного сектора экономики - учреждением, а с другой - товарного, деятельность которого частично связана с осуществлением предпринимательской деятельности. В свою очередь, частные вузы Украины относятся к субъектам предпринима-

тельской деятельности, и в силу этого им присущи некоторые качества, которые отличают их от государственных вузов, и главное из них заключается в том, что частный вуз - самофинсируемая организация. В этом его отличие от вуза государственного, который, несмотря на оказание достаточно широкого спектра платных образовательных услуг, не изменяет своего статуса некоммерческого учреждения, что соответственно создает ему более льготный правовой режим.

Поэтому для развития вуза в качестве предпринимательской организации представляется целесообразным выработать соответствующую стратегию его развития и направления деятельности. Для этого следует создать необходимый высокий уровень связи университета с предпринимательской средой. Тогда в рамках этой стратегии вуз сможет сформировать конкретные цели для развития предпринимательства с соответствующими показателями производительности. Например, генерирование предпринимательской мотивации; предпринимательских компетенций и навыков, поддержка начинающих предпринимателей; коммерциализации результатов научно-исследовательских деятельности через инновационные технологии и бизнес-стартапы; укрепление сотрудничества между вузом и бизнес-сообществом [6].

При этом нельзя забывать, что профессорско-преподавательский состав и сотрудники вуза являются ключевыми ресурсами в реализации его предпринимательской стратегии и обучения предпринимательству. Поэтому университетам необходимо проводить политику развития карьеры, которая предлагает образование и обучение основам предпринимательства как в рамках повышения квалификации всех сотрудников, так и при обучении студентов.

Кроме этого, в стратегии предпринимательского вуза необходимым является изменение его организационной структуры для поддержки развития предпринимательства, а также обеспечения необходимыми инструментами профессорско-преподавательского состава и сотрудников. Если преподаватели и сотрудники понимают преимущества разработки предпринимательского мышления и становления предпринимательского вуза, то университет может предложить им решение проблемных вопросов, которые будут не только способствовать развитию предпринимательских навыков, но и позволят творчески решать текущие задачи вуза. При этом обучение персонала может происходить с использованием предпринимателей, которые открывают доступ к реальным проблемам бизнеса, делясь опытом и практическими навыками предпринимательства. Поэтому образовательная деятельность должна быть интегрирована с корпоративным сектором экономики, т.е. быть связанной с предпринимателями, чтобы обеспечить должным образом качество предлагаемого образовательного продукта [5].

Важным направлением стратегии предпринимательской деятельности университета является сотрудничество с внешней средой потребителей образовательного продукта и рынком труда. Это включает в себя партнерские отношения с производственными и коммерческими фирмами, местными государственными органами, выпускниками. Сотрудничество с внешними заинтересованными сторонами может обеспечить новые отношения и быть важным источником знаний и опыта,

которые могут быть использованы в обучении предпринимательству, а также вспомогательных услуг. Для университетов важно сотрудничать и поддерживать постоянный контакт с внешними заинтересованными субъектами рынка, регулярно предоставлять им обновляемую информацию о научно-исследовательской и образовательной деятельности, проводить мероприятия, которые объединяют опыт и знания в теории и практике предпринимательства.

Интернационализация образования все больше интегрируется в стратегический процесс. Это становится важным для университетов, чтобы иметь возможность принимать обоснованные решения на институциональном уровне, а также для оценки и повышения производительности в соответствии с различными целями в широком диапазоне, что невозможно для предпринимательского университета без международной активности. При этом университет может быть международным, то есть привлекать к обучению иностранных студентов и приглашать иностранных преподавателей, не будучи предпринимательским. В то же время следует отметить, что международная деятельность вуза была определена в качестве одной из важнейших характеристик предпринимательской деятельности современного университета. Стратегическое международное партнерство является важным компонентом предпринимательской организации. Из наиболее известных предпринимательских университетов интересен и важен опыт Coursera, Univations Институт Technologie, университета Кембридж как предпринимательских образовательных структур [4].

Coursera была основана в США в 2011 году, а сегодня предлагает курсы в широком диапазоне направлений, охватывающих гуманитарные науки, медицину, биологию, общественные науки, математику, бизнес, компьютерные науки и т.д. Она представляет собой партнерство ведущих мировых университетов, предлагающих Массовые Открытые онлайн-курсы (MOOCs), т.е. сетевые учебные программы, которые реализуются через интернет-платформы, причем бесплатно. Coursera является примером модернизации педагогических инструментов и роста глобальных связей между учреждениями.

Univations Институт Technologie создан в 2004 году с целью распространения предпринимательской культуры в регионе среди студентов, исследователей, преподавателей и администрации университета. Он предоставляет форум для научных и производственных кругов в целях содействия инновациям, а также предлагает студентам, выпускникам и профессорско-преподавательскому составу всестороннюю помощь, особенно для технологических старт-ап проектов. Он также координирует междисциплинарные проектные группы для разработки инновационных продуктов, услуг и бизнес-моделей; работает с региональными и национальными сетями, инновационными кластерами, торговыми ассоциациями, технологическими центрами и бизнес-инкубаторами, что существенно улучшает деловой климат компаний, сотрудничающих с ним.

«Кембридж экосистема» - это термин, используемый для описания быстрого и успешного роста промышленности на базе науки и технологий, которая имеет репутацию одного из самых успешных технологических бизнес-кластеров в мире,

благодаря сотрудничеству между научными кругами и частным сектором. Кембридж окружен научными парками, инкубаторами и инновационными центрами.

Международная сеть SIFI (Students In Free Enterprise) - студенты в свободном предпринимательстве - это международная студенческая программа, которая предоставляет участникам возможность самостоятельно реализовать творческие и инновационные проекты в сфере обучения экономике, свободном предпринимательстве и бизнесе. Система соревнований SIFE имеет годовой цикл, включающий региональные и национальный конкурсы, на которых команда представляет результаты своей работы. Команды формируются на базе университетских площадок для разработки информационно-пропагандистских проектов, которые улучшают качество и уровень жизни людей. SIFE создают реальные возможности для обучения и обмена опытом между участниками, а также размещения студентов и выпускников в компаниях с целью поиска новых талантов [5].

Следует заметить, что многие университеты наблюдают увеличение спроса студентов на инновации и предпринимательство, расширяя указанные формы работы в соответствии с программой. Курсы предпринимательской деятельности и соответствующие программы способны вооружить студентов широким спектром ценных навыков, в том числе умением разработки бизнес-плана, маркетинга, сетей, создания, привлекая финансирование (например, стартового капитала), в том числе в сотрудничестве с местными бизнес-лидерами. Рынок труда испытывает потребность в практико-ориентированных работниках, и молодой специалист, владеющий не только теоретическими аспектами деятельности, в большей степени востребован. Частные вузы чаще, чем государственные предлагают прак-тико-ориентированную подготовку в различных областях, таких как управление бизнесом, компьютерные технологии, аграрная промышленность и многие другие. Это объясняется тем, что такие вузы не имеют финансовой поддержки государства и осуществляют свою деятельность исключительно за счет инвестиционных средств различных фирм или организаций. Производственные объединения финансируют вузы с целью воспитать специалистов, которые в дальнейшем будут востребованы именно у них. Как следствие, такие вузы создают исключительные практико-ориентированные программы высшего образования. Это рыночно-ори-ентированные учебные заведения, помогающие молодым специалистам строить успешную карьеру [2].

Институт образования вынужден приспосабливаться к меняющимся тенденциям в рамках общих тенденций и концепции потребления, которым присущи особенности: разнообразие продуктов, быстрота получения товара, персонализация продукта, реальная рыночная цена, удобство потребления, влияние потребителя на продукт. Естественно, это проявляется в требованиях к образовательным услугам - прежде всего, в необходимости расширения ассортимента и практико-ори-ентированности образовательного продукта, дистанционном и он-лайн обучении, сертифицированных кратких курсах, индивидуальном подходе к потребителю. Способность вуза совместить индивидуальные предпочтения заказчиков обра-

зовательных услуг с высоким качеством образования и системой планирования может существенно повысить его рейтинг в конкурентной среде [1].

Таким образом, основным продуктом образовательных платформ становится контент. Среди основных способов монетизации образовательных услуг в рамках деятельности предпринимательского вуза являются: продажа программ из набора курсов, продажа видео-курсов, дополнительных услуг -консультаций, тестирования, сертификатов, подписки при бесплатном предоставлении курса, выступая при этом обучающей, рекрутинговой и PR площадкой для компаний.

1. Астахова, Е.В. Экономические проблемы образования на современном этапе развития / Е.В. Астахова (мл.) / Упр. розв. : зб. наук. пр. / Харк. нац. екон. ун-т. - Х., 2014. - № 6. - С. 124-145.

2. Ворожбит О.Ю. Практико-ориентированный подход к образованию в вузах как фактор развития национальной инновационной системы / О.Ю. Ворожбит, В.Г. Кривошапов [Электронный ресурс] / Управление экономическими системами. - Электронный научный журнал. - 2012. - №11. - Режим доступа: http://www. uecs.ru/uecs-47-112012/item.

3. Образовательное право : учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов / [ авт. кол.: В.В. Астахов, Е.В. Астахова, А.Л. Войно-Данчишна и др.] ; под общ. ред. В.В. Астахова; Р. укр. акад.; Междунар. фонд «Возрождение». - М.: Изд-во НУА, 2011. - 188 с.

4. Clark, Burton R. Creating Enterpreneurial Universities: Organ izational Pathways of Transormation. - London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science, 1998.

5. THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY: FROM CONCEPT TO ACTION. December 2013. URL: http://ncee.org.uk/wp-content/uploads/2014/06/From-Concept-To-Action.pdf

6. The Innovative and Entrepreneurial University: Higher Education, Innovation & Entrepre-neurship in Focus. URL: http://www.eda.gov/pdf/The_Innovative_and_Entrepreneurial_ University _Report.pdf

© Астахова Е.В., 2015 © Астахов В.В., 2015

Для цитирования: Астахова, Е.В. Предпринимательский университет: международный опыт / Е.В. Астахова, В.В. Астахов // «Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса». - 2015; № 4. - С. 183-188.

For citation: Astakhova, E.V. Entrepreneurial University: International Experience / E.V. Astakhova, V.V. Astakhov // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2015; № 4. - P. 183-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.