Научная статья на тему 'Предпринимательский стиль руководства как интегративный инструмент управления'

Предпринимательский стиль руководства как интегративный инструмент управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / CONTROL / MANAGEMENT STYLE / ENTREPRENEURIAL STYLE OF LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Ольга Викторовна

В статье рассмотрены отличительные особенности предпринимательского стиля руководства, а также даны результаты исследования субъектов бизнеса на соответствие их стиля руководства предпринимательскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial style of leadership as an integrative tool of control

In the article the distinctive features of entrepreneurial style of leadership are reviewed, and also the findings of investigation of the subjects of business on conformity of their style of leadership enterprise is given.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский стиль руководства как интегративный инструмент управления»

account of processes and time of their performance interaction; definition of each process weightiness concerning the certain object in view of the enterprise.

Key words: system of quality management, cost -functional analysis, the conception of universal quality management (TQM conception), international standards ISO 9000, process-oriented management.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ стиль руководства КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

О.В. Королева

В статье рассмотрены отличительные особенности предпринимательского стиля руководства, а также даны результаты исследования субъектов бизнеса на соответствие их стиля руководства предпринимательскому.

Ключевые слова: управление, стиль управления, предпринимательский стиль руководства.

Переход России к рыночной системе хозяйствования привел к формированию нового слоя общества, для которого стало характерно наличие иного стиля мышления -предпринимательского. Последний отличает склонность к постоянной новаторской деятельности, стремление в более полной степени удовлетворить запросы покупателей (причем это является даже более важной целью, чем получение прибыли), умеренная склонность к риску.

Соответственно в обиход вошли такие понятия, как предприниматель, бизнесмен, коммерсант. Данные понятия нередко отождествляются между собой в силу того, что они близки по своему функциональному значению, поскольку предполагают субъекта, имеющего собственный бизнес и работающего на себя, в отличие от менеджера - работника по найму.

Однако целесообразно ли разделять понятия предприниматель и менеджер для предпринимательской практики? Ведь если рассматривать предпринимательство в субъектно-персонифицированном аспекте, то можно говорить о нем как об определенной системе, приводимой в движение тремя относительно самостоятельными субъектами: собственником, предпринимателем, управляющим (менеджером), каждый из которых является носителем специфических экономических отношений собственности и экономических интересов.

Хозяйственная практика показывает возможность различных вариантов сочетания

названных субъектов в одном или нескольких лицах.

1. Исторически первый вариант представляет собственника, предпринимателя и менеджера в одном лице, что особенно характерно для мелкого предпринимательства, предполагает действия в условиях полной экономической ответственности и риска.

2. Вариант совпадения функций собственности и предпринимательства свидетельствует о высоком уровне и культуре предпринимательства .

3. Обособление функции собственности от функций предпринимательства и управления говорит о пассивном поведении собственника. Этот вариант характеризуется появлением интеллектуальной собственности как равноправного производительного капитала, позволяющего его собственнику законно присваивать часть прибыли.

4. Вариант совпадения функций собственности и управления и обособление функции предпринимательства практически невозможен в связи с несовместимостью экономических интересов основных экономических субъектов.

5. И, наконец, относительно самостоятельное действие всех трех названных функций: собственности, предпринимательства, управления - характерно для крупного бизнеса, эффективность которого также зависит, прежде всего, от предпринимательского начала.

Нас, прежде всего, интересует случай, когда один человек совмещает выполнение функции предпринимательства и управления.

Современные исследователи признают главенствующую роль управления как фактора эффективности предпринимательской деятельности, осознавая, что именно от умелого управления зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения между руководителем и подчиненными, а стиль руководства предопределяет отношение к своим производственным обязанностям каждого работника, мотивацию его трудовой деятельности, ее результаты и в значительной мере детерминирует многие характеристики производственно-экономической деятельности и сферу ее социального развития [1]. По оценке японских специалистов, потери в современном производстве на 80-85 % зависят от качества системы управления и только на 15-20 % - от непосредственных исполнителей [2].

Любое управление явно или неявно использует определенную концепцию, которая объединяет собой следующее:

- менеджмент-философию (познавательный аспект);

- стиль управления (социальный аспект);

- технику управления (инструментарий).

В менеджмент-философии проявляется

интеллект руководителя и выражается зрелость руководства. Философия управления представляет собой особого рода мировоззрение, направленное на постигание и истол-ковывание социально-экономической системы и способа управления им. Она является основой для выработки стиля и техники управления, соответствующих этапу развития предпринимательской структуры. Данный элемент относится к культурной подсистеме предприятия.

Техника управления есть выражение определенной менеджмент-философии. Ее

можно понимать как конкретные правила формирования управленческого поведения и использования инструментария для управления. Использование техник управления преследует цель выработать и реализовать конкретные средства решения проблемных ситуаций для различных аспектов процесса управления. В технику управления можно включить следующие составляющие:

- пути доведения до сознания сотрудников философии управления организации;

- четкую, ясную и максимально действенную формулировку целей;

- пути эффективного делегирования полномочий;

- способы оказания помощи при выполнении работ;

- способы контроля процесса управления.

Элементы стиля работы складываются из

взаимодействия полюсов управления и исполнения [3].

Необходимо четко осознавать, что стройная и релевантная концепция управления, свободная от внутренних противоречий, складывается не только из отдельных техник управления, методов или обособленной философии управления, а из совокупности управленческой философии, техники и адекватного стиля управления.

В данной статье остановимся на рассмотрении только одного элемента - стиля управления.

Под стилем управления понимается типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль управления проявляется и в манере руководителя говорить, слушать других людей, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений. О нем можно судить и по тому, как организовано личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого им коллектива [4].

Стиль руководства определяется: степенью делегирования руководителем своих полномочий (распределением полномочий между руководителем и подчиненным); степенью участия подчиненных в принятии решений; уровнем информированности подчиненных; типами власти, которые использует руководитель.

Стиль руководства предпринимательской организации имеет свои специфические особенности, поэтому некоторые авторы даже предложили выделить его как самостоятельный вид.

Предпринимательский стиль возник в противовес бюрократизированному менеджеризму. В силу того, что для предпринимательской деятельности характерно новаторство, то некоторые исследователи считают, что реализация предпринимательского стиля управления и является показателем инновационности. Многие крупные фирмы стали терять свои позиции на рынке из-за недостаточной гибкости в управлении ими. Рост бюрократизма вел к потере ответственности, в

результате снижалась эффективность деятельности, фирма сокращала продажи, что вело к снижению ее прибыли. Побеждали те, кто быстро реагировал на запросы общества, расширял свое рыночное участие за счет внедрения новых технологий и освоения производства более совершенных, пользующихся спросом товаров.

Предпринимательский стиль руководства, прежде всего, ориентирован на человека. Именно для мелкого бизнеса типичны тесные отношения между его владельцем, работниками и клиентами. И крупные фирмы в последнее время кладут в основу внутрифирменной политики уважение к человеку, работнику, стремятся сделать все возможное для раскрепощения его творческой энергии.

Размеры предприятия оказывают немалое влияние на эффективность бизнеса. Разумеется, концентрация производства обеспечивает известные преимущества в экономии на издержках производства, в возможностях финансирования НТП. Однако вместе с тем замечено, что для высококвалифицированного персонала удовлетворение трудом обратно пропорционально величине организации, где он работает. Постоянно растущая доля высококвалифицированных специалистов в современном производстве повышает значимость этого наблюдения. Многие фирмы стремятся ныне разукрупнить свои подразделения, так перестроить управление, чтобы дать людям максимальную свободу для проявления самостоятельности и предприимчивости.

Соответственно ориентация на человека предполагает формирование благоприятного организационного климата, и соответственно руководитель также уделяет внимание и сплочению коллектива.

Другая характерная черта предпринимательского стиля управления - это служение покупателю. Ориентация на потребителя заставляет производителей все больше внимания уделять маркетингу, цель которого -тесно связать производителя и потребителя. Предприниматель рассматривает продажу товара или предоставление услуги как средства общения с потребителями. Если последние не удовлетворены, предприниматель меняет весь образ своих действий, всю свою политику и концепцию товара или услуги, а

не ограничивается только лишь изменениями в процессе продажи.

Еще одна характерная черта менеджмента предпринимательского стиля - это создание и поддержание определенной культурной среды фирмы [5]. Значение организационной культуры для развития любой организации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности в фирме. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует чувству социальной защищенности.

Во-вторых, знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное.

В-третьих, внутриорганизационная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания) [5].

В силу того, что для предпринимательского стиля руководства характерно использование таких социально-психологических методов, как поддержание благоприятного психологического климата, формирование и развитие организационной культуры, создание системы управления конфликтами, все это будет способствовать и более эффективной мотивации персонала [6].

Так как стиль руководства является одним из факторов, определяющих эффективность деятельности организации, то можно сказать, что правильно определенный и успешно применяемый стиль управления позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия.

С целью выявления основных характеристик стилей руководства, применяемых в предпринимательских организациях, нами были проанализированы ряд предприятий. Для повышения репрезентативности полученных результатов в состав нашей выборки вошли экономические субъекты, относящие-

ся как к сфере малого бизнеса, так и крупного (в данном случае анализ проводился на примере подразделения), принадлежащие к различным секторам экономики: торговли, производства, обслуживания, возглавляемые как мужчинами, так и женщинами. Исследование проводилось на десяти предприятиях Тамбовской области.

На основе анализа анкетных данных нами были получены результаты, которые в обобщенном виде можно свести к следующему. Прежде всего, следует отметить, что ни на одном из анализируемых предприятий стиль руководства не может быть отнесен в полной мере к предпринимательскому. Наиболее часто это обусловлено тем, что на предприятии не уделяется должного внимания такому фактору, как целенаправленное формирование сильной организационной культуры. Говоря о последней, необходимо сказать, что были выявлены некоторые особенности в уделении внимания данному фактору со стороны мужчин и женщин, занимающих руководящие должности. Так, для коллективов, возглавляемых женщинами, в большей степени свойственно уделение внимания ритуалам, обрядам, носящим церемониальный торжественный характер (проведение юбилеев, праздников), мужчины же ведут себя в этом плане более сдержанно. Зато в повседневной практике мужчины более внимательны к своим подчиненным, чаще склоны к поощрению за успехи в работе.

В результате исследования подтвердилось, что сфера деятельности в некоторой мере влияет на выбор стиля руководства. Так, в организациях, относящихся к производственному сектору, наблюдается более «жесткие» модели реализации стиля руководства, т. е. такие руководители более склонны к авторитарному стилю. Однако такое положение дел не воспринимается подчиненными негативно, причем, согласно полученным нами данным, не наблюдалось различий для мелких и крупных предприятий.

Наиболее близкий к предпринимательскому стиль показали руководители сферы обслуживания (в качестве объекта исследования нами были проанализированы парикмахерские и предприятия гостиничного сек-

тора). На наш взгляд, в большей степени это связано со всевозрастающим числом предприятий сферы услуг и усилением конкурентной борьбы. Для руководителей данной сферы характерно как стремление уделять внимание своему персоналу (т. к. для них наличие высококвалифицированного персонала напрямую предопределяет экономическую эффективность деятельности), так и клиентам. Данные руководители пытаются создать благоприятную обстановку (дизайн помещения), расширять перечень предлагаемых услуг и в целом совершенствовать уровень сервисного обслуживания.

Таким образом, анализ предпринимательской деятельности региональных предприятий показал, что нельзя говорить об абсолютной развитости данной сферы. На многих предприятиях необходимо проводить коррекцию в сфере управленческой деятельности. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять культуре организации, с целью повышения адаптивности предприятий к меняющимся условиям рынка адекватно выбирать структуру управления.

1. Маналаки С.В. // Консультант директора. 2007. № 2. С. 23-24.

2. Кастосов М.А., Иванова Н.Ю. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2006. № 1. С. 3-14.

3. Фомичев В. // Управление персоналом. 2005. № 4. С. 63-66.

4. Жуковский И. // Управление персоналом. 2005. № 4. С. 67-71.

5. Экономика и бизнес / под ред. В.Д. Камаева. М., 1993.

6. Варданян И.С. // Управление персоналом. 2005. № 4. С. 42-47.

Поступила в редакцию 27.12.2007 г.

Koroleva O.V. Entrepreneurial style of leadership as an integrative tool of control. In the article the distinctive features of entrepreneurial style of leadership are reviewed, and also the findings of investigation of the subjects of business on conformity of their style of leadership enterprise is given.

Key words: control, management style,

entrepreneurial style of leadership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.