Научная статья на тему 'Предпринимательский потенциал: взаимосвязь и взаимообусловленность'

Предпринимательский потенциал: взаимосвязь и взаимообусловленность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский потенциал: взаимосвязь и взаимообусловленность»

набранных баллов при ЕГЭ и категории сертификата будет стимулировать повышение уровня знаний учащихся общеобразовательных школ. Иначе им не выдержать конкурс.

Вместе с тем государственные и негосударственные ВУЗы будут конкурировать между собой за привлечение абитуриентов с сертификатами более высоких категорий, для чего необходимо резко поднять качество обучения. Государственные и негосударственные ВУЗы по существу будут поставлены в равные условия. Они будут вынуждены развернуть предпринимательскую деятельность в условиях свободного рынка образовательных услуг и функционировать на самофинансировании.

По нашему мнению, здесь огромный потенциальный резерв предпринимательства, использование которого позволит резко поднять уровень и качество услуг всей сферы образования.

Гусейнова А.И.

Предпринимательский потенциал: взаимосвязь и взаимообусловленность

Предпринимательский потенциал реализуется в определенной среде, на конкурентном рынке. Рост нестабильности среды и интенсивность соперничества на конкурентных рынках заставляет предприятия внимательно отслеживать и прогнозировать состояние предпринимательской среды, целевых рынков. Условия и особенности среды и конкурентных рынков ставят определенные пределы использования предпринимательских возможностей. Изучение состояния конкурентного рынка, его структуры и особенностей является одним из первых шагов в управлении возможностями на предприятии.

Различные факторы окружающей среды воздействуют на элементы, обеспечивающие предпринимательский потенциал. В различных окружающих средах одни и те же элементы потенциала будут иметь разное значение для формирования интегральной оценки. Так маркетинговая потенция может быть признана наиболее важной в динамичной, конкурентной среде, в то время как в стабильной, низкоконкурентной среде ее высокий уровень не привнесет такое же качество в интегральную оценку предпринимательского потенциала. То есть уровень предпринимательского потенциала меняется от одной среды к другой, от одного состояния конкурентного рынка к другому.

Для среды, в которой реализуется предпринимательский потенциал характерны ряд свойств:

1 Взаимосвязанность составляющих факторов. Например, сокращение возможностей получения прибыли на одном конкурентном рынке, при прочих равных условиях, сокращает его привлекательность, побуждает ряд предприятий уйти с этого рынка и начать осваивать другие, снижая при этом интенсивность конкуренции

на одном рынке и увеличивая ее на другом. То есть факторы окружающей среды необходимо рассматривать в их взаимосвязи.

2. Сложность среды - количество факторов, оказывающих влияние на формирование, структуру, реализацию предпринимательского потенциала. В более сложной среде предприятие должно формировать и более развитую структуру потенциала вплоть до реализации предельных способностей, обеспечивающих устойчивое эффективное взаимодействие с окружающей средой.

3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Именно способность предприятия эффективно функционировать в условиях интенсивных изменений, во многом характеризует его предпринимательские способности. Отличительной особенностью предпринимательского типа поведения является его ориентация на постоянные изменения в соответствии с интенсивностью изменений во внешней среде для достижения поставленных целей.

4. Неопределенность среды - относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности. Неопределенное внешнее окружение затрудняет процесс эффективной реализации предпринимательского потенциала.

По форме влияния на предприятие различают среду прямого и косвенного воздействия. Факторы среды прямого воздействия непосредственным образом влияют на формирование, структуру и реализацию предпринимательского потенциала. К ним относят

1. Поставщиков сырья, материалов, трудовых, финансовых и других ресурсов;

2. Потребителей товаров и услуг;

3. Конкурентов при выборе поставщиков, посредников, потребительские аудитории;

4. Посредников;

5. Профсоюзы;

6. Законы и государственные органы.

Среда косвенного воздействия сложнее и оказывает влияние опосредованно. Обычно недостаток информации о среде косвенного воздействия ставит определенные ограничения на развитие отдельных элементов предпринимательского потенциала, увеличивает риск, связанный с возможными потерями при его использовании.

К факторам окружающей среды, оказывающим косвенное воздействие, относят:

1. Экономические: состояние финансово-кредитной системы, экономическая конъюнктура и инфляция, система налогообложения, бюджетная политика, цены, покупательная способность;

2. Политико-правовые: развитость законодательства, регулирующего отношения между субъектами социально-экономической деятельности, уровень дипломатических отношений, независимость средств массовой информации и т.п.

3. Социокультурные: уровень образования, менталитет населения, организационная и потребительская культура, религия, жизненные ценности;

4. Научно-технические: скорость изменения технологий, развитие научно-технического прогресса, информационное обеспечение науки;

5. Демографические: структура, численность населения страны, продолжительность жизни, рождаемость и смертность населения страны;

6. Природно-климатические: потенциал природных ресурсов, экологические, климатические характеристики;

7. Международные: конфликты, войны, международные соглашения, союзы, международные законы.

Предпринимательская среда является важным фактором, определяющим процессы формирования, реализации предпринимательского потенциала. В ней выявляется дееспособность ресурсов, состоятельность потенциальных возможностей. Только на основе точных знаний

о структуре, особенностях, характере устойчивости окружающей среды возможно оценить предпринимательские способности, различить в их составе реальные, фактические уровни потенциала и резервные возможности (предпринимательский резерв).

В общеэкономическом смысле под рынком понимается место встречи спроса и предложения, покупателей и продавцов, где совершаются акты купли-продажи, удовлетворяются потребности, выявляется конкурентоспособность. С другой стороны, рынок можно рассматривать как совокупность факторов, его формирующих. Структура, сложность и взаимосвязанность факторов предопределяют различия рынков.

8.1. Рынки могут различаться по уровню капитальных вложений, по интенсивности конкуренции, по типу реализуемой продукции. Различие рынков, в свою очередь, накладывает специфические условия на формирование и использование предпринимательского потенциала.

Состояние конкурентных рынков можно охарактеризовать рядом количественных и качественных показателей. Точное их определение формирует основу для понимания среды, в которой реализуется предпринимательский потенциал и создает базу для управления возможностями.

Большое влияние на формирование, структуру, использование предпринимательского потенциала оказывает интенсивность конкуренции на рынке. Привлекательность конкурентного рынка является существенным фактором, определяющим позицию фирмы в выборе того или иного набора предпринимательских возможностей и предпринимательского поведения. Можно утверждать, что конкурентный рынок с высокой интенсивностью соперничества требует от предприятий развивать более сложную, развернутую структуру предпринимательского потенциала.

В условиях совершенной конкуренции рынок сводит роль ценовых стратегий и других элементов комплекса маркетинга к нулю. Предприятие может и должно сконцентрироваться на снижении издержек при производстве. Соответственно в структуре предпринимательского потенциала

приоритет будут иметь ресурсы и возможности, связанные с материально-техническим обеспечением, производством. Обладание иными ресурсами и потенциальными возможностями должно расцениваться как наличие предпринимательского резерва.

Обычно продавцы и потребители воздействуют на цены и объемы выпускаемой продукции, вступают в сговор, а ситуация на рынке регулируется государством. Поэтому большинство конкурентных рынков являются рынками несовершенной конкуренции, среди которых:

1. Монополистическая конкуренция;

2. Монополия;

3. Олигополия;

4. Монопсония;

5. Двусторонняя монополия.

Формирование, использование, реализация предпринимательского потенциала будет меняться от одного конкурентного рынка к другому. То есть, обладая одним и тем же набором ресурсов и предпринимательских способностей, предприятие будет иметь разные уровни предпринимательского потенциала на каждом конкурентном рынке.

Рынок монополистической конкуренции сочетает в себе черты монополии и конкуренции и характеризуется:

1 Наличием множества продавцов и покупателей на рынке;

2. Низкими барьерами входа на рынок и выхода с рынка;

3. Дифференциацией товара по качеству, сервису, рекламе;

4. Возможностью производителя варьировать ценами в соответствии с отличительными свойствами своего товара.

В условиях монополистической конкуренции предпринимательский потенциал основывается на конкурентном преимуществе, связанном с дифференциацией товара. Особую роль приобретает развитие различных маркетинговых стратегий, обеспечивающих формирование и защиту конкурентного преимущества.

В составе предпринимательского потенциала, более высокий приоритет приобретают ресурсы и способности, связанные с обеспечением научно-технического и маркетингового потенциала.

Монополия как и совершенная конкуренция является крайним вариантом моделей конкурентных рынков. Она характеризуется:

1 Наличием одного продавца на рынке;

2. Существованием на рынке нескольких или множества покупателей;

3. Высокими барьерами для доступа на рынок, связанными с рядом факторов (наличием определенных технических барьеров, исключительным патентным или авторским правом заниматься данным видом деятельности, контролем единственной фирмой над специфическим ресурсом);

4. Возможностью предложения монополистом как дифференцированного так и недифференцированного продукта (в большинстве случаев для монополиста свойственны недифференцированные продукты);

5. Отсутствием конкуренции;

6. Полным контролем монополиста над ценами и объемами предложения.

В условиях чистой монополии цель фирмы - максимизация общей прибыли, а

не прибыли с единицы товара. Возрастает роль различных ценовых стратегий, дискриминаций, которые позволяют достигать необходимых показателей прибыли. Роль маркетинговой стратегии на монопольном рынке незначительна. Соответственно структура предпринимательского потенциала должна быть ориентированна на производственные, финансовые аспекты с обеспечением защиты факторов монопольного преимущества. Развитие организационноделовых потенциальных возможностей может быть не востребовано рыночными условиями.

Олиголиполистический рынок является наиболее распространенным вариантом конкурентного рынка и характеризуется следующими чертами:

1 Существованием на рынке нескольких (от 2 до 7) крупных фирм с валовым оборотом более половины всей выпускаемой продукции;

2. Наличием множества покупателей на рынке;

3. Предложением на рынке как дифференцированных товаров, например, автомобили (дифференцированная олигополия), так и недифференцированных товаров, например, нефть, газ, металл (недифференцированная олигополия);

4. Существенным барьером для доступа в отрасль;

5. Высокой степенью влияния фирм-олигополистов на цены и объемы производства;

Для олигополистического рынка не свойственны ценовые войны, так как они являются неэффективными. Напротив, высока вероятность, что фирмы будут заинтересованы вступить в сговор о ценах, квотах продаж. В условиях дифференцированной олигополии фирмы будут стремиться обеспечить конкурентное преимущество за счет потребительских свойств, товарной марки, имиджа, условий поставки, сервиса и т.п. Соответственно, возрастает роль маркетинговых ресурсов и потенциальных возможностей в составе предпринимательского потенциала. В целом использование и роль маркетинговых, органи-зационно-деловых возможностей ограниченно возможностью фирм-олигополистов вступить в сговор по ценам, объемам продаж, разделении рынков сбыта.

Рынок монопсонии имеет место при наличии монопольного спроса и характеризуется:

1 Существованием на рынке одного покупателя;

2. Наличием более одного продавца;

3. Преобладанием недифференцированного продукта;

4. Влиянием на цену покупателя-монополиста;

5. Высокими барьерами для доступа на рынок

В условиях монопсонии потенциал фирмы со стороны предложения обеспечивается за счет возможности снижения затрат и более эффективных условий доставки товара. Организационно-деловые, маркетинговые потенциальные возможности являются малоэффективными на рынке монопсонии.

Двусторонняя монополия описывает ситуацию на конкурентном рынке, при которой монопольному предложению противостоит монопольный спрос. Для такого рынка характерно:

1. Наличие одного покупателя и одного продавца;

2. Предложение недифференцированного товара;

3. Наличие высоких барьеров для доступа на рынок;

4. Умеренное влияние продавца на цены и объем производства.

В ситуации, при которой продавец и покупатель будут максимизировать свои прибыли, образуя двойную монополистическую надбавку, потенциал фирмы будет обеспечиваться ресурсами и потенциями только производственного назначения и ограничиваться только потенциалом рынка потребления при различных ценовых условиях.

Переход от одного состояния предпринимательской среды, конкурентного рынка к другому, сопровождается изменением предпринимательского потенциала. Причем изменение состояния среды, конкурентного рынка может привести к разным последствиям использования предпринимательского потенциала. Так усложнение предпринимательской среды, типа конкурентного рынка увеличит потенциал предприятия, имеющего избыточные предпринимательские резервы, которые могут быть мобилизованы в новых условиях предпринимательской среды и конкурентного рынка, и наоборот, уменьшит потенциал предприятия, не имеющего предпринимательских резервов для мобилизации их в новых условиях. В процессе изменения предпринимательской среды и типа конкурентного рынка происходят качественные и количественные изменения в структуре предпринимательских возможностей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рынок детерминирует дееспособность предпринимательских ресурсов и возможностей. Таким образом, под предпринимательским потенциалом предлагаем понимать детерминированные рыночными условиями интегральные предпринимательские способности носителей предпринимательской деятельности, направленные на определение, поиск, формирование и удовлетворение потребностей в товарах или услугах, и получения прибыли.

Управление, ориентированное только на требования рынка, может не быть оптимальным с точки зрения обеспечения сбалансированности ресурсов, возможностей предприятия, его ценностей и, наоборот, развитие потенциала

на основе внутренней структуры ресурсов и возможностей может привести к невостребованности отдельных его элементов на конкурентном рынке. Поэтому управление предпринимательским потенциалом должно ориентироваться на развитие не максимальных возможностей, а только тех возможностей, которые обеспечивают конкурентное преимущество и результативность предприятия и отвечают требованиям и условиям функционирования на конкурентном рынке.

Таким образом, предприятие, основываясь на внутреннюю структуру, особенности ресурсов и потенциальных возможностей, и увязывая их с возможностями конкурентного рынка и условиями, факторами окружающей предпринимательской среды, определяет модель, стратегию предпринимательского поведения, реализует свой потенциал на конкурентном рынке.

Абакаров М. И.

Целевые программы в системе государственной региональной политики

Целевые программы могут стать эффективным инструментом стабилизационной политики, нацеленной на территориальное выравнивание. Целевая региональная программа есть специально разработанный для решения доказано-приоритетной региональной проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения. Подготовка программы, реализация и контроль за ее выполнением требуют специально организованного управления и координации с возложением соответствующих функций на какой-либо орган.

Разработке и реализации целевых программ в депрессивных регионах должен предшествовать детальный анализ и учет различных факторов, от которых зависит успешное применение программ. Данный этап изучения и анализа этих факторов называется стадией прединвестиционных исследований.

В настоящее время для содействия преодолению территориальных диспропорций в экономическом развитии каждого конкретного региона наряду с федеральными целесообразно разрабатывать и целевые региональные программы, направленные на достижение указанных социально-экономических задач.

При составлении и реализации целевых программ выравнивания внугритерритори-ального экономического развития регионов необходимо определить основные показатели развития каждого территориального образования региона. Инвестиционные трансферты выступают как ключевой инструмент преодоления территориальных и отраслевых диспропорций в рамках региона.

Сложившиеся различия в экономическом развитии районов и городов Республики Дагестан оказывают значительное влияние на структуру и эффективность экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.