УДК 316.334.23(476)
Т. В. КУЗЬМЕНКО,
кандидат социологических наук, Институт экономики НАН Беларуси, г. Минск,
e-mail: [email protected]
предпринимательский потенциал населения Беларуси: особенности социологического
измерения
Предпринимательский потенциал населения рассматривается в качестве источника формирования бизнес-сообщества. Обосновывается идея о том, что формирование и развитие предпринимательского потенциала, наряду с институциональными условиями, определяется факторами, относящимися к сфере социальных отношений и взаимодействий. Анализируется система социологических показателей предпринимательского потенциала, включающая отношение населения к предпринимательству, оценку условий бизнес-среды, ориентации населения на предпринимательскую деятельность, а также самооценку личной компетенции и возможности принимать предпринимательские риски.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский потенциал, деловая активность населения, предпринимательские намерения, предпринимательские риски.
T. V. KUZMENKO,
Candidate of Sociology, Institute of Economics of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: [email protected]
entrepreneurial potential of the population of Belarus: peculiarities of sociological measurement
The entrepreneurial potential of the population is considered as a source of formation of the business community. The author substantiates the idea that the formation and development of entrepreneurial potential, along with institutional conditions, is determined by factors related to them in the sphere of social relations and interactions. The system of sociological indicators of development of entrepreneurial potential includes the attitude of the population to entrepreneurship, assessment of the conditions of the entrepreneurial environment, orientation of the population to entrepreneurial activity, as well as self-assessment of potential entrepreneurs of their personal competence and the ability to undertake entrepreneurial risks.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial potential, business activity of the population, entrepreneurial intentions, entrepreneurial risks.
Одна из важнейших задач социально-экономического развития, которую не представляется возможным решить без привлечения теоретико-методологического аппарата и методов социологии, заключается в анализе и оценке предпринимательского потенциала. Значимость данного направления ис-
следований состоит в том, что оценка предпринимательского потенциала и деловой активности населения в экономике позволяет определять источники формирования предпринимательского сообщества, выявлять стимулирующие и сдерживающие факторы его развития, а готовность и желание заниматься предпринимательской деятельностью рассматривается в качестве показателя для прогнозирования развития секторов малого и среднего предпринимательства. Изучение причин, влияющих на активность создания бизнеса, а также оценка имеющегося потенциала предпринимательства являются необходимым условием формирования эффективной политики в области предпринимательства.
Категория «предпринимательский потенциал» объединяет в себе отношение населения к предпринимательству в целом и текущие предпринимательские намерения населения. Таким образом, анализ предпринимательского потенциала выражается в количественной и качественной оценке людей, которые «видят возможности, считают себя способными к созданию собственного бизнеса и не испытывают страха провала своих начинаний» [1, с. 72]. Исходной методологической предпосылкой исследования деловой активности и предпринимательского потенциала выступает положение о том, что основным источником предпринимательства является не только и не столько институциональная среда, а, прежде всего, люди, человеческий капитал. В этой связи важной составляющей исследования предпринимательского потенциала выступают мнения и оценки не только тех людей, которые уже осуществляют конкретные шаги по созданию бизнеса, но и тех, кто только задумывается об этом, то есть имеет предпринимательские намерения. Под предпринимательскими намерениями понимается готовность индивида создать свой бизнес в ближайшем будущем. Несмотря на то что далеко не все, кто планирует создание бизнеса, реализуют свои планы, анализ причин и факторов, которые лежат в основе предпринимательских намерений, является важнейшим источником для понимания предпринимательского поведения и может служить довольно надежным способом прогнозирования процесса создания бизнеса.
Каждая страна обладает уникальным набором социально-экономических условий, влияющих на предпринимательский потенциал и уровень предпринимательской активности. Можно выделить внешние и внутренние факторы и условия, определяющие предпринимательскую активность и реализацию предпринимательского потенциала. Внешние условия задаются такими параметрами, как региональные особенности, макро- и микроэкономическая ситуация, государственное регулирование предпринимательства. Внутренние связаны с социально-демографическими характеристиками, профессиональной компетенцией и опытом, а также с личностными особенностями.
Качество и динамика предпринимательской активности определяются объективными условиями внешней среды. Поэтому эффективное развитие бизнеса невозможно без создания необходимых институциональных условий, позволяющих предпринимателям организовывать и координировать свою
деятельность и находить оптимальные формы и методы взаимодействия с контрагентами, крупным бизнесом, государством, вырабатывая общие, цивилизованные «правила игры». Даже незначительная динамика институциональной сферы оказывает существенное воздействие на предпринимательский сектор. В этой связи создание благоприятных условий для формирования и функционирования бизнес-среды выдвигается в разряд важнейших национальных приоритетов, что отражается в постоянной доработке и совершенствовании нормативной базы и программных документов, направленных на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности. Государственная поддержка предпринимательства представляет собой создание экономических и правовых условий и стимулов для развития бизнеса, а также предоставление материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Внешние, объективные факторы формирования и реализации предпринимательского потенциала и деловой активности связаны с социально-экономическим развитием и описываются такими макроэкономическими индикаторами, как ВВП, уровни безработицы и инфляции и включают следующие показатели [2, с. 10]:
государственная политика и ее правоприменение в отношении предпринимательства, включающая государственное регулирование и управление, налогообложение и т. п.;
финансирование предпринимательства: доступность финансовых ресурсов, гранты и субсидии новым и развивающимся фирмам, доступность и качество финансовой поддержки;
государственные программы в области предпринимательства (их доступность и качество, компетентность работников государственных структур и их способность к управлению конкретными программами, эффективность служб);
предпринимательское образование (включенность существующей системы подготовки и обучения по созданию и управлению новым или растущим бизнесом в общую систему образования и профессиональной подготовки на всех уровнях);
внедрение научно-технических разработок (уровень развития научных исследований и разработок, ведущих к созданию в стране новых возможностей для бизнеса, а также доступность научно-технических разработок для новых и развивающихся малых компаний);
коммерческая и юридическая инфраструктура (уровень развития коммерческих, учетных и юридических служб и организаций, оказывающих поддержку новому и растущему малому бизнесу);
открытость рынков (стабильность торговых взаимоотношений и возможность для новых и растущих фирм свободно конкурировать с существующими производителями, субподрядчиками и консультантами и занимать их место);
физическая инфраструктура: доступность и качество физических ресурсов, сырья и природных ресурсов (средства связи, транспорт, дороги, места для парковки, офисные помещения, основные коммунальные услуги и т. п.);
существующие социально-культурные нормы, которые способствуют или препятствуют возникновению новых способов ведения экономической деятельности, а также общее отношение к предпринимательству и предпринимателям.
Набор перечисленных внешних факторов определяет специфику развития предпринимательства, способствуя или препятствуя росту предпринимательского потенциала населения. Так, согласно выводам крупнейшего межстра-нового исследовательского проекта - глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor - GEM), существует обратная связь между уровнем экономического развития и предпринимательской активностью [2]. В странах с низким уровнем ВВП на душу населения структура экономики характеризуется доминированием большого количества малых предприятий. Достижение макроэкономической стабильности способствует развитию крупных компаний, способных предоставить привлекательную работу при высокой оплате труда, высоком уровне гарантий и различных социальных льготах для наемных работников. Широкий выбор вариантов занятости с высоким уровнем дохода снижает привлекательность малого и среднего предпринимательства, происходит снижение темпов развития малого и среднего бизнеса. Поэтому в странах с низким уровнем доходов уменьшение уровня предпринимательской активности, если оно сопровождается экономическим ростом и политической стабильностью, может считаться положительным знаком [3].
Предпринимательский потенциал населения и уровень деловой активности является результатом взаимодействия объективных внешних факторов и условий и восприятия людьми возможностей и способностей реализовать себя в частном бизнесе. Поэтому наряду с институциональными реформами и состоянием экономики, описываемыми макроэкономическими индикаторами, предпринимательский потенциал определяется внутренними объективными (социально-демографические характеристики) и субъективными (ориентации, мотивационные механизмы и т. п.) условиями, которые экономисты относят к микроэкономическим. Социологи же рассматривают эту группу факторов в более широком контексте и относят их к сфере социальных отношений и взаимодействий. В этом измерении факторы, оказывающие влияние на предпринимательский потенциал, анализируются по следующим показателям: отношение населения к предпринимательству и его роли в обществе, престиж предпринимателя;
оценка населением потенциала внешней среды для развития бизнеса; ориентации населения на предпринимательскую деятельность и факторы их формирования;
самооценки потенциальными предпринимателями личной компетенции и возможности принимать предпринимательские риски.
Следует подчеркнуть, что речь идет не об объективной оценке факторов внешней среды, а о том, каким образом условия внешней среды воспринимаются индивидом.
Существенным фактором развития частного сектора выступает общественная поддержка: развитие бизнеса зависит не только от экономических показателей деятельности, но и от отношения к предпринимательству в обществе. Общее настроение экономически активного населения, как предпринимателей, так и непредпринимательского слоя, в отношении малого и среднего бизнеса формирует благоприятный социально-психологический климат для развития частного сектора экономики, оказывает серьезное воздействие на поведение потенциальных и действующих предпринимателей, выступает одним из факторов формирования предпринимательских намерений. Если предприниматели пользуются уважением в обществе и имеют высокий социальный статус, то это не только увеличивает количество людей, заинтересованных в открытии собственного дела, но и дает толчок для привлечения финансовых ресурсов, усиливает поддержку со стороны инвесторов, поставщиков, потребителей, способствует развитию инфраструктуры и бизнес-сообществ.
С целью изучения отношения населения Беларуси к предпринимательству, а также социальных условий развития предпринимательства и основных факторов, способствующих повышению делового потенциала белорусского общества, в сентябре 2017 г. группой по проведению социологической экспертизы объектов интеллектуальной собственности и экономико-правовых отношений под руководством доктора философских наук Р. А. Смирновой в ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» было проведено социологическое исследование «Предпринимательство в представлениях населения Республики Беларусь и факторы, влияющие на предпринимательскую активность». Исследовательский проект включал республиканский опрос взрослого трудоспособного населения Беларуси с использованием многоступенчатой стратифицированной вероятностной выборки, репрезентирующей взрослое население Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет (опрошено 1219 респондентов, выборка репрезентативна по полу, возрасту, типу населенного пункта; опрос проводился методом интервью). Проведенный опрос показал, что население Беларуси высоко оценивает институт предпринимательства и его роль в развитии экономики. В частности, большинство считает, что основная роль представителей малого и среднего бизнеса заключается, во-первых, в том, что они платят налоги и пополняют бюджет (69,1 %), а также удовлетворяют спрос на разнообразные товары и услуги (65,6 %). Велика роль тех, кто полагает, что предприниматели способствуют решению социальных задач: создают новые рабочие места (69,9 %), участвуют в социально значимых проектах (19,6 %). Лишь 5,3 % считают, что предпринимательство не играет существенной роли в нашем обществе.
Отношение к предпринимательству в обществе определяет, насколько высокий социальный статус имеют предприниматели, и в какой степени выбор карьеры предпринимателя воспринимается как удачный. В первую очередь, это выражается в ориентации общественного сознания на жизненные интересы и ценности среднего класса, формировании позитивного отношения различных групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Представления о престижности предпринимательства в общественном мнении во многом формируются посредством участия СМИ в создании образа успешного предпринимателя. Привлекательность карьеры предпринимателя зависит от того, насколько она может повысить роль индивида в обществе, помочь добиться признания, достичь финансового успеха. Важным индикатором социального статуса предпринимателя, позволяющим выявить отношение к данной социальной группе, ее престиж, а также формирующиеся установки на занятие предпринимательством, является ответ на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети занимались бизнесом?» По результатам исследования, более трети опрошенных (40,4 %) ответили утвердительно, примерно столько же (40,2 %) затруднились дать определенный ответ, 18,2 % - не хотели бы. Распределение в возрастном разрезе подтверждает заключение о более выраженных установках на работу в частном секторе и занятие предпринимательской деятельностью среди молодежи до 30 лет (45 % дали утвердительный ответ, 11,6 % -отрицательный, тогда как в группе 30-49 лет - 42,1 % и 16,6 % соответственно, а среди респондентов старше 50 лет - 34,6 % и 25,6 % соответственно). Полученные данные свидетельствуют о том, что нежелание становиться предпринимателями объясняется не отрицательным отношением к статусу предпринимателя, а личными предпочтениями.
Социологическим показателем, позволяющим осуществить количественную оценку предпринимательского потенциала населения, выступают предпринимательские намерения - субъективное желание и готовность открыть свое дело, заняться бизнесом. Выбор индивида - работать на условиях найма или стать предпринимателем, использовать средства для личного потребления или инвестировать их в производство - выступает первичным индикатором предпринимательской активности как динамического процесса, охватывающего все стадии развития предпринимательства от замысла создания компании или инновационной предпринимательской идеи до ее функционирования в условиях конкурентной среды. По результатам исследования, 30,8 % респондентов выразили желание заняться бизнесом, 48,9 % не проявили заинтересованности в создании своего дела (11,6 % опрошенных затруднились ответить на вопрос: «Хотели бы Вы заняться предпринимательской деятельностью, открыть свое дело?»). Распределение респондентов, имеющих предпринимательские намерения, по социально-демографическим характери-
стикам фиксирует определенные различия в восприятии предпринимательства респондентами разных возрастных групп. Установки на занятие бизнесом более выражены в группе 18-29 лет (46,7 %). С возрастом привлекательность карьеры предпринимателя снижается: в группе 30-49 лет треть респондентов (33,8 %) выразили желание стать предпринимателем, а среди людей старше 50 лет - только 14,2 %. Возможности осуществления предпринимательской деятельности зависят от наличия инфраструктуры, уровня доходов и плотности населения, проживающего в том или ином населенном пункте. Что касается гендерных различий, то среди тех, кто хотел бы стать предпринимателем, выше доля мужчин - 36,6 % (женщин - 26 %).
Предпринимательские намерения и уверенность в возможности создания успешного бизнеса определяются восприятием индивидами своих способностей, качеств, знаний и навыков как достаточных для создания собственного дела, а также степенью неприятия риска. Данные факторы во многом обусловливают тот факт, что почти половина опрошенных (49,1 %) не выражает заинтересованности в занятии бизнесом. Респонденты объясняют свое нежелание разными причинами: высокими налогами, сложными административными процедурами и противоречивостью законов (42,1 %), отсутствием первоначального капитала (36,5 %); 28,7 % ссылаются на нестабильную экономическую ситуацию. Факторы, значимые для начала предпринимательской деятельности, включают в себя не только условия и особенности экономического и институционального плана, но и личностные характеристики: уверенность в себе, наличие предпринимательских способностей. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности - это особый тип человека, которому присущи инициативность, настойчивость, коммуникабельность, готовность идти на риск и способность взять на себя ответственность за судьбу своего дела и других участников. Реальное проявление этих качеств заключается в мобильности, предприимчивости, инициативе и объединяется в понятии «предпринимательская активность». Большинство людей не обладают комплексом необходимых предпринимателю свойств, предпочитая жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем дохода, без риска. По результатам опроса, для 40,7 % опрошенных важнейшим препятствием для того, чтобы заняться бизнесом, является отсутствие личных предпринимательских качеств.
Начало собственного дела неразрывно связано с неопределенностью и риском, который предприниматель берет на себя осознанно. В результате собственной неэффективной деятельности, нарушения взаимодействия с контрагентами либо изменения институциональных условий для представителя бизнеса всегда существует риск понести убытки, потерять имущество, собственность или часть прибыли, лишиться клиентов или покупателей своих товаров и услуг, утратить деловую репутацию, разорвать связи с бизнес-сообществом. Постоянно меняющиеся правила, связанные с неопределенностью ситуаций, предполагают принятие нестандартных решений. Именно способ-
ность принимать на себя риски составляет социально-экономическую функцию предпринимателя и отличает его от наемного менеджера [1]. Мнение, что человек, не готовый взять на себя риск и опасающийся быть неуспешным, с меньшей вероятностью создаст собственный бизнес, подтверждается и результатами опроса: 28 % респондентов объясняют нежелание связывать свою карьеру с предпринимательством боязнью рисковать.
Полученные данные свидетельствуют о том, что не все население даже при благоприятных объективных условиях способно успешно осуществлять предпринимательскую деятельность. Тот факт, что среди временно неработающих и безработных менее трети (30,2 %) высказывают желание заняться предпринимательской деятельностью, свидетельствует, что развитие малого бизнеса не стоит рассматривать в качестве панацеи в борьбе за повышение уровня занятости населения. Кроме того, желание заняться бизнесом, помимо предпринимательских качеств, для успешной реализации должно быть подкреплено специфическими компетенциями в области бизнес-процессов, юридической и финансовой грамотности, которыми большинство из тех, кто оказался без работы, не обладает.
Рост предпринимательского потенциала возможен только, когда благоприятные оценки людьми внешних возможностей для начала бизнеса будут дополняться необходимыми компетенциями. В этом плане соотношение сложившихся представлений индивида о внешних возможностях для предпринимательства и его способностях и компетенциях к такой деятельности является важной величиной для анализа предпринимательского потенциала. При разработке мер по вовлечению населения в частный сектор особое внимание следует обратить на тех, кто оценивает условия для развития бизнеса как благоприятные, но выражает неуверенность относительно собственных сил в бизнесе, полагая, что не обладает необходимыми качествами и знаниями для организации своего дела. Импульсом для развития предпринимательского сектора в отношении данной категории населения может стать разработка и реализация программ, направленных на формирование специфических знаний для начала бизнеса.
Таким образом, оценка предпринимательского потенциала населения как людей, положительно оценивающих внешние возможности и личные компетенции, способности и качества для создания бизнеса и выражающих желание и готовность заняться предпринимательской деятельностью, содержит внешние и внутренние условия. Система социологических показателей предпринимательского потенциала, обеспечивающих его количественную и качественную оценку, включает характеристики восприятия населением потенциала внешней среды для развития бизнеса, отношения к предпринимательству и его роли в обществе, ориентации населения на предпринимательскую деятельность, а также самооценки потенциальными предпринимателями личной компетенции и возможности принимать предпринимательские риски.
Список использованных источников
1. Верховская, О. Р. Предпринимательская активность и потенциал предпринимательства в России / О. Р. Верховская, М. В. Дорохина // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. -2011. - Вып. 4. - С. 68-99.
2. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016/2017» / О. Р. Верховская [и др.]. - СПб. : Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2017. - 66 с.
3. Василенок, В. Л. Развитие предпринимательства и факторы, его определяющие [Электронный ресурс] // Научн. журн. НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. - 2013. - № 1. - Режим доступа: http://economics.itmo.info/ru/artide/6983/razvitie_ predprinimatelstva_i_faktory_ego_opredelyayuschie.htm. - Дата доступа: 02.10.2017.
Поступила 30.10.2017 г.